Кто такой коптер в армии
Что в советской армии делалось по блату?
Надо принимать как должное, что ещё во времена Советской армии в её структурном построении за определённый период сложился ряд должностей (прежде всего среди солдат-срочников), который впоследствии совершенно органично влился в армию нынешнюю. Что во все времена радовала срочника?
Да то, если он сможет оказаться связан каким-либо образом с работой, как можно более далёкой от военной муштры. В советские времена такие должности назывались прямо — «блатными». Впрочем, не стоит особо придираться к словам. Если тебя уж угораздило стать «блатным», то это вовсе не означает, что ты имеешь полное право весь день валять дурака, снисходительно поглядывая на своих коллег по службе. Если ты «блатной», у тебя достаточно обязанностей (а иногда даже очень много!), которые ты должен выполнять от и до. Как говорится, нюансы решают все! Во времена СССР неосведомленный человек с трудом отличил бы «блатного» от обычного служащего. Одеты они были ну совершенно одинаково, но при этом было несколько но: «избранные», чувствуя свою исключительность, держались обособленно. Они знали, что с утренним подъёмом им уж точно не придётся бегать кроссы и лежать под дождём на полигоне.
Без бумажки ты…
Для примера возьмём хотя бы писаря. Этот человек прекрасно осознавал, что так как практически в любое время суток может понадобиться начальству, стало быть, он должен находиться в пределах досягаемости. Из чего следует простой вывод: писари практически никогда не оставались ночевать в казарме. Нет, для них заранее был приготовлен особый уголок, который примыкал непосредственно к его рабочему месту. До наших дней, кстати, среди писарей сохранилась строгая иерархия, согласно которой самым низшим чином является взводный канцеляр. Этот бедолага буквально с утра до вечера завален бумажной работой, но, как бы он ни крутился, особой благодарности заслужить ему трудно.
Над ним следующим по рангу идёт так называемый канцеляр батареи или роты. Здесь мы можем тоже наблюдать массу бумажной волокиты. Что только не входит в его обязанности — всевозможные расписания, боевые листки, составление грамот. По сути, он выполняет чисто офицерскую работу. Но и здесь нужно работать не покладая рук: заметит твое старание старший офицер, что ж, возможно, твоя жизнь станет немножко поуютнее.
Ну и, наконец, вершина писарского айсберга — штабной писарь. Вроде посмотришь: опаньки! — да ведь все остальные писаря стараются выполнить любое его поручение. Но и тут есть, само собой, свои подводные камни: всю ответственность за допущенные ошибки несёт именно этот служивый. Хотя, повторимся, власть своя у него имелась.
Например, нужно помочь перевести одного солдатика по какой-либо причине в другую часть… Что делать? А вот если вы как следует штабного писаря попросите, он и сумеет каллиграфическим росчерком пера вставить где надо нужную подпись. Нужна внеплановая командировка? Пожалуйста, проходите, вас выслушают и по возможности постараются помочь, чем смогут! Кроме того, штабной писарь работает непосредственно в окружении офицеров, а соответственно, и их отношение к нему — практически как к коллеге. А если он ещё умеет хорошо слышать и правильно анализировать информацию, то и её можно использовать в своих корыстных целях. Неудивительно, кстати, что в годы Великой Отечественной войны вражеские агенты стремились попасть именно на должность штабного писаря либо шифровальщика.
Каптёрщики в армии
Вторым номером в нашем списке следует каптёрщик. Чего греха таить, эта должность и во времена Советской армии, и в другие пользовалась особым почётом. Добыть её — это как здорового медведя рогатиной на охоте заломить. Ведь чем занимается этот «блатной» человек? Бельё должно быть в порядке, вся одежда, обувь, постель военнослужащих, кстати, важнейший элемент. Каптёрщик смотрит на внешний вид сослуживцев и враз замечает: так, этому дембелю парадную форму вскоре надо в полный порядок привести, а вот на этой куртке две или три пуговицы не сегодня завтра оторвутся. Внимательность в этом деле должна присутствовать большая, посему каптерщики, как правило, люди уже старослужащие. Причём ночует каптёрщик в той же казарме, ест со своими сослуживцами за одним стоном, но… все знают, чтобы не опозориться своим внешним видом, вот с ним, с каптёрщиком, хорошо бы дружить покрепче!
Кстати, казарма казармой, но свой маленький закуток каптёрщик имеет (каптёрка, само собой, называется), так что после трудов праведных её хозяин может там спокойно в одиночестве вздремнуть или сыграть партию в картишки с «дедами». Более того, в каптерке можно, не сильно привлекая к себе внимание, даже и выпить по рюмашке-другой! Раз в неделю каптёрщик несёт все грязное бельё солдат в прачечную. Естественно, народу служивого более чем достаточно, так что тюки с бельишком весят немало. Ну а на что в этом случае дневальные? Вот каптёрщик и стоит, прищурив глаз на весеннем солнышке, и наблюдает за ходом работы, пока дневальные носятся туда-сюда с тяжёлыми тюками.
Кроме того, если появляется надобность, каптёрщик легко переквалифицируется в банщики. Эта работёнка тоже почётная, и ответственная: воды для помывки должно хватить всем, чистота должна радовать глаз и ещё много других тонкостей.
А компот?!
Отдельная каста «блатников» — это повара. Если солдат сыт, то «он горы свернёт и враз вражине хребет переломает». Вот повар за это и несёт ответ. Попасть на эту должность во все времена было очень трудно. Ведь когда у тебя есть возможность в течение дня навернуть лишнюю тарелочку супа, а. Это какая же благодать! Кстати, «черпаков» — так кличут поваров по месту службы — никто не будет гнать на стрельбище или проходить полосу препятствия. У этих поистине избранных людей есть своя главная задача — военнослужащие должны быть вдоволь накормлены. Солдаты нам ещё понадобятся!
В советские времена «блатными» числились и почтальоны. А «фишка» в чём заключается? Да в том, что почтальоны, совершенно как обычные граждане, могли ходить на гражданку. Кстати, такое же право имел и водитель. Должность эта была очень знатная: понятно же, что кто на колёсах, тот свой кусок
Хлеба с маслом завсегда на столе иметь будет. Да, машина должна быть всегда в полном порядке, чтобы комар носа не подточил, водитель (спит — не спит) должен моментально собраться и выполнить поручение. Но плюсы этой работы всё равно перевешивают. Например, выехал водила в город, а у него в карманчике гимнастёрки бумажка со списком. Наш герой заскакивает в ближайший магазин, где по этому списку, составленному его товарищами, и закупается. А услуги «главного» за баранкой, естественно, тоже оцениваются различными денежными знаками.
Необходимо сказать и пару слов, как работали раньше срочники в санчасти. Тут тоже были свои плюсы и минусы. Как ни крути, весь день находишься среди людей не совсем здоровых. При этом необходимо выполнять все требования главного врача: ставить уколы, клизмы, бегать по-быстрому в аптеку. Кроме того, общая атмосфера, без сомнения, давит на психику. С другой стороны — на той же воле бывать приходилось регулярно, а это не может не радовать.
Не кочегары мы
А напоследок упомянем ещё одну «блатную» работёнку, которая имела место быть среди военнослужащих Советской армии. Непосредственный командир, если ему это было очень выгодно или просто надо, организовывал небольшую бригаду из нескольких-бойцов для определённых строительных работ. Например: возвести нужному человеку сарай. Солдаты в одно мгновение освобождались от служебных обязанностей, получали хороший паёк и в ближайшие дни жили вполне себе припеваючи. Мало того, кто был особо посообразительнее, при случае ненароком загонял лишние стройматериалы, с чего, естественно, имел дополнительный денежный бонус.
Журнал: Неизвестный СССР №3(15), март 2021 года
Рубрика: Служба в армии
Автор: Константин Семёнов
«Блатные» должности для солдат и сержантов срочной службы
«Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной…»
«Блатные» должности для солдат и сержантов срочной службы как в Советской, так и в современной Российской армии тем и привлекательны, что позволяют держаться поодаль, а то и вовсе обособленно от армейской муштры. В армии вообще ценится любое умение, из которого можно извлечь практическую пользу. Писари, повара, каптерщики, банщики и иже с ними не ходят в наряды, не ездят на стрельбы и их не гоняют строем.
Штабные писари, посыльные (да и большинство остальных «блатных»), как правило, в казарме не ночуют – у них есть свой закуток по месту работы, чтобы быть всегда под рукой у начальства. Писари занимаются составлением разного рода расписаний, планов, конспектов, рапортов. Всегда в тепле, на обед — в столовую, и не вместе со всеми, строем, а когда писарь сам соизволит (или командир отпустит). К тому же информированы писари были гораздо лучше других солдат. За определенную мзду писарь мог, к примеру, внести изменения в список военнослужащих, массово переводимых в ту или иную часть, о жестких порядках в которой все были наслышаны.
Каптер – армейский Плюшкин
Одна из самых «блатных» «внутриротных» должностей – каптерщик. Он вроде бы всегда в казарме и одновременно вне распорядка, ему подчинены остальные военнослужащие-срочники. В его ведении форма, сапоги, белье и всякая необходимая каждому солдату мелочь – гуталин, пуговицы, полотенца… У каптера также хранятся дембельские «парадки». От каптерщика, к примеру, зависит, кому какую сменку дать перед походом в баню (может подсунуть и драные, без пуговиц, кальсоны). У него в ротной «святая святых» – в каптерке — собираются «деды» (да и сам каптер чаще всего старослужащий), чтобы выпить-покурить. Раз в неделю каптер носит белье в прачечную. Но сам не утруждается, берет дневальных, которые тянут громадные тюки, а армейский Плюшкин важно шествует сзади, поигрывая связкой ключей.
Часто должность каптерщика продается сменщику за определенную сумму.
Те, которые всегда при еде
Советский солдат постоянно голоден. Поэтому места на кухне и в столовой (хлеборезы, повара) по определению считались «блатными». Хлеборез и повар всегда при продуктах и могут приготовить для себя что-то вкусненькое, не для общего котла. Их никто не трогает, и поэтому настоящей армейской службы такие воины практически не видят, она их не касается. Когда из «духов» переводят в «черпаки», кухонных работников «метят» не ремнем, как всех остальных, а поварским черпаком.
Почтальон
Еще одна «блатная» должность для солдата-срочника – на «гражданку» можно ходить сколько угодно. По правилам почтальону полагались два выхода в город в неделю.
Видишь свинарей? И я не вижу. А они есть
Возможностей для избавления от несения обычной армейской службы в советских войсках было множество. К примеру, командир мог сколотить из умельцев-строителей бригаду и посылать ее на многочисленные гражданские шабашки. Доход, разумеется, клал себе в карман. Строители в свою очередь помимо освобождения от службы получали возможность относительно неплохо питаться вне части и загонять на сторону что-либо из стройматериалов. Они всегда были при деньгах.
В числе «блатных» должностей в армии — музыканты, медперсонал в санчастях, клубные работники (к примеру, киномеханики). Были такие солдаты, которых за все время службы никто из призыва ни разу не видел, они постоянно числились в командировке. К подобным «командированным», в частности, относилась обслуга свинарников, находившихся далеко за пределами части, – свинари. Быт свинарей отчасти показан в фильме Романа Качанова «ДМБ».
Легкие квадрокоптеры для российской армии
Легкие и сверхлегкие беспилотные летательные аппараты вертолетного типа с несколькими винтомоторными группами обладают рядом преимуществ, благодаря чему завоевали большую популярность в разных сферах. Пока они используются в основном для выполнения невоенных задач, но их потенциал может быть полезным и для армий. Так, в течение нескольких последних лет российские вооруженные силы осваивают существующие квадрокоптеры и разрабатывают новые конструкции.
Армейские новинки
Современные БПЛА появились в нашей армии в отдаленном прошлом, но легкие квадрокоптеры до недавнего времени отсутствовали. Первые беспилотные комплексы такого рода поступили в части только в 2019 г., причем тогда речь шла об опытной эксплуатации и определении реальных возможностей и перспектив. Впрочем, при получении положительных результатов следовало ожидать полномасштабные закупки и внедрение техники.
В июне и августе 2019 г. пресс-служба Минобороны сообщала о передаче первых небольших партий квадрокоптеров в подразделения БПЛА Южного и Западного военного округов. В ближайшее время такую технику планировалось использовать в рамках запланированных учений. Задачами беспилотников определили ведение разведки, корректировки огня и оценки результатов стрельбы на ближних расстояниях. Тип техники не сообщался, однако на опубликованных фотографиях можно было увидеть оду из популярных коммерческих моделей иностранного производства.
В дальнейшем Минобороны неоднократно публиковало новости о проведении разнообразных учений с применением легких БПЛА. Операторы беспилотных комплексов работали в общих боевых порядках и вели разведку маршрутов движения, выполняли обнаружение противника, корректировали огонь и т.д. В целом, новая техника показала себя с лучшей стороны, даже с учетом имеющихся технических и эксплуатационных ограничений.
По результатам учебных и испытательных мероприятий недавнего прошлого, военное ведомство решило развивать сферу квадрокоптеров и внедрять их в войсках. Они должны дополнять другие разведывательные БПЛА легкого класса и делать систему разведки более гибкой и эффективной.
В соответствии с этим решением осуществляются новые закупки техники. К примеру, в начале июля Минобороны опубликовало новость о передаче в части очередной партии БПЛА. 40 ед. такой техники распределены между разведывательными и специальными подразделениями ЮВО. Модели квадрокоптеров не сообщаются. При этом уточняется, что они отличаются улучшенными характеристиками дальности, скорости и времени полета, используют спутниковую навигацию и производят минимальный шум.
В новой роли
Ввиду объективных технических ограничений легкие квадрокоптеры пока использовались только в качестве средства разведки. Однако ведутся эксперименты и в других областях. Так, на днях стало известно о создании инженерного БПЛА, способного проводить дистанционное минирование. О подобных опытах сообщает «Красная Звезда» в выпуске от 20 сентября. В статье «В предгорьях и на равнинах» рассказывается о последних учениях соединениях ЮВО, в которых, среди прочего, отрабатываются новые тактики и образцы.
К сожалению, технические особенности и внешний вид армейской разработки не раскрыты. По всей видимости, речь идет о несложной модернизации одного из существующих квадрокоптеров с установкой креплений для полезной нагрузки в виде небольшой и легкой мины. Кустарные «проекты» такого рода получили широкое распространение в конфликтах последних лет, и теперь наша армия проверяет потенциал подобной концепции.
Преимущества и ограничения
До недавнего времени армия не проявляла особого интереса к легким квадрокоптерам, для чего были объективные причины. Техника такого класса, имея ряд важных преимуществ, но не лишена недостатков. Если в гражданских сферах с ними можно мириться, то военное применение предъявляет более жесткие требования. Тем не менее, как показывает практика, объективные ограничения не всегда мешают получению желаемых результатов.
Легкий БПЛА вертолетного типа способен взлетать с места – с грунта, с транспортного средства или даже с руки оператора. Для посадки тоже не требуется большое пространство. При этом современные системы управления и датчики значительно упрощают пилотирование, в т.ч. с возможностью обзора «от первого лица». Квадрокоптер может нести камеру высокого разрешения или иную полезную нагрузку вплоть до боеприпасов малой массы.
Конструкция легких БПЛА накладывает ограничения на массу аккумулятора, а вместе с тем и на ключевые летно-технические характеристики. К примеру, популярнейший квадрокоптер DJI Phantom 4 имеет поперечник всего 350 мм, а его взлетная масса не превышает 1,4 кг. При этом он оснащен батареей весом 468 г емкостью 5870 мАч, которого хватает только на 30 мин. полета.
Серьезной проблемой коммерческих БПЛА является неустойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Такие беспилотники поддерживают связь с пультом по незащищенному каналу, который легко подавить. Соответственно, разведка с передачей данных в реальном времени окажется невозможной. Подавление сигналов спутниковой навигации исключит и автономную работу.
В поисках решения
От большинства характерных проблем можно избавиться за счет разработки новой конструкции, изначально учитывающей особенности будущей эксплуатации и предполагаемые задачи. Так, размеры и массу БПЛА можно увеличить в разумных пределах, что даст запас грузоподъемности под необходимую нагрузку. Системы управления должны получить защиту от внешнего воздействия. Возможны нововведения иного рода.
Результаты таких работ уже демонстрируются на выставках, а в ближайшее время доберутся и до испытаний в армии. К примеру, в последние годы на выставках фигурирует отечественный БПЛА «Волк-18». Это квадрокоптер с поперечником 600 мм и взлетной массой 6 кг, способный оставаться в воздухе до получаса. Полученный запас грузоподъемности используется для перевозки развитой оптики и пусковых устройств, стреляющих сеткой. Такой беспилотник может участвовать в «охоте» на другие летательные аппараты.
Перспективное направление
Таким образом, легкие квадрокоптеры постепенно находят свое место в наших вооруженных силах. Изделия существующих моделей активно используют для наблюдения и разведки, дополняя БПЛА самолетного типа. Параллельно осуществляются опыты с поиском новых сфер применения. Кроме того, промышленность, видя интерес и нужды армии, разрабатывает новые образцы с теми или иными особенностями и новыми возможностями.
В начале года в отечественных СМИ появлялись сообщения о скором начале полномасштабных закупок легких квадрокоптеров для оснащения разных частей и подразделений. Из сообщений Минобороны следует, что эти планы уже выполняются, и в части идут десятки новых беспилотных комплексов. Это показывает, что армия завершила этап испытаний и наработки опыта – и готовится к полномасштабному получению всех ожидаемых преимуществ.
Оператор дронов: средняя зарплата и перспективность профессии
Глава отдела интервью и лонгридов
Аналитики Skymec, дистрибутора и интегратора беспилотных решений, сообщили о росте спроса на услуги оператора беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По данным компании, возросло также число выпускников соответствующих образовательных программ — в 2020 году учебный центр Skymec выпустил в два раза больше специалистов, чем в 2019.
RB.RU опросил участников рынка о перспективах профессии, потенциальном доходе и качествах, необходимых такому специалисту.
Содержание:
Кто такой оператор дронов
По мере роста популярности устройств, растет и число сценариев их применения. Коммерческие БПЛА активно используются в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, коммунальная инфраструктура, нефтегазовая промышленность, добыча полезных ископаемых и многих других. Помимо этого, развивается рынок услуг видео- и фотосъемки с помощью дронов.
«Оператор БПЛА решает много задач: готовит разрешительную документацию, полетные задания, обслуживает навесное оборудование, проводит предполетные операции, выполняет непосредственно работы и коммуницирует с заказчиками», — рассказывает Василий Птицын, генеральный директор компании «Летай и Смотри Агро».
Главное требование к такому специалисту, по мнению Василия, — это высокий уровень личной ответственности. Важны также высшее техническое образование, навыки логического мышления, аккуратность, стрессоустойчивость и физическая выносливость.
Дмитрий Просяник, разработчик ПО для дронов, добавляет, что профессия требует «некой романтичности», потому что работать скорее всего придется в тундре, в лесах, в регионах добычи полезных ископаемых — «в общем, на природе». Он также подчеркнул, что важны навыки и знания в области ИТ, геодезии и авиамоделирования.
Где учиться на оператора дронов
По данным Skymec, cтоимость обучения управлению БПЛА начинается от 15 тыс. рублей и длится от четырех до 76 часов. Индивидуальные сроки устанавливаются для работников транспортной, сельскохозяйственной, промышленной, строительной отраслей, специалистов геодезии, картографии и гражданской безопасности.
«За предыдущие 12 месяцев мы обучили свыше тысячи человек. Учебные курсы приобретают около 30% наших клиентов. Эти цифры постоянно растут вместе с появлением новых направлений применения БПЛА», — комментирует Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений Skymec.
Сколько зарабатывают операторы БПЛА
В соответствии с данными HeadHunter, средняя зарплата оператора БПЛА составляет 50 тыс. рублей и достигает 100 тыс. рублей в зависимости от специфики и сложности оказываемых услуг.
Василий Птицын, генеральный директор компании «Летай и Смотри Агро», считает, что сегодня недостатка в таких специалистах нет: «Как-то я дал объявление о том, что компания набирает пилотов дронов. За три дня откликнулись 123 человека. Сейчас у нас в штате работает 12 профессионалов, их зарплата при условии достаточной рабочей нагрузки составляет 150 тысяч рублей».
Похожим образом потенциальный доход операторов описывает Кирилл Щукин, директор «Школы дронов» МАИ: «Заработная плата в 100-150 тысяч рублей — вполне нормальная история для профессионалов, а операторы топ-сегмента, которые могут обеспечить полет сложной техники, способны зарабатывать гораздо больше».
Какие специалисты нужны рынку
По словам Кирилла, среди выпускников школы 70% составляют любители, которые осваивают БПЛА для себя, и 30% — специалисты, которые планируют на этом зарабатывать. Чаще всего это люди из нефтегаза, геодезии и транспортной безопасности, реже — егеря или спасатели.
Василий Птицын утверждает, что 80% рынка дронов — это сельское хозяйство: «В этом сезоне многие агропредприятия приобретают дроны-опрыскиватели, на них нужно кому-то работать. Также пилоты дронов востребованы в мониторинге линейных объектов — нефте и газопроводов, линий электропередач».
Все опрошенные специалисты сходятся во мнении, что популярность дронов, как и спектр областей их применения, будет расти — соответственно, будет расти и потребность в профессиональных операторах.
«Мы не можем говорить о запросе рынка прямо, так как пока в России не проводили соответствующие исследования. Но в то же время можем предположить объем рынка опосредованно, ориентируясь на статистику в Соединенных Штатах.
Так, Федеральный авиационное управление США (FAA) в декабре 2020 года отчиталось о 689 тыс. зарегистрировавшихся пилотах дронов. Если предположить, что рынок России — это примерно 6-8 % от рынка Штатов, то потенциальный запрос рынка России на профессию оператора БПЛА находится в диапазоне от 41 тыс. до 55 тыс. специалистов. И точно можно сказать, что эти цифры постоянно растут вместе с появлением новых направлений применения БПЛА», — комментирует Антон Ларсен.
Помимо непосредственно операторов, рынку нужны специалисты смежных отраслей: «Есть не только человек, который управляет аппаратом в воздухе, но и несколько сопутствующих ответвлений. Например, техник БПЛА, оператор полезной нагрузки и так далее. Сама отрасль еще очень молодая и требует больших исследований в плане возможностей применения», — добавляет Кирилл Щукин.
Почему наша армия до сих пор без ударных дронов: война фирм за бюджет
По тяжелым летающим аппаратам РФ опередили Китай, Иран и Турция
Военные новости последних дней, помимо вызванных ими политических бурь, напомнили о застарелой военно-технической проблеме, которую до сих пор не может решить наш авиапром. Проблема эта – неспособность промышленности дать нашим военным эффективные ударные беспилотники тяжелого класса. «МК» расспросил эксперта, о причинах такого положения.
Американский БПЛА MQ-9 Reaper Фото: ru.wikipedia.org
Для нас вся эта информация важна по одной причине: у российской армии таких аппаратов нет ни одного!
Характеристики Wing Loong II «пожиже», чем у американского MQ-9 Reaper, зато он, как пишут, значительно дешевле. Китайцы эксплуатируют его с 2007 года и активно продают по всему миру. Масса – более тонны. Может нести до 100 кг боеприпасов. Теперь внимание: российский авиапром до сих пор не смог обеспечить поставки таких аппаратов российской армии!
То есть Россия в области ударной беспилотной авиации отстает не только от США, но и от Китая. Кстати, у Турции и Ирана есть свои ударные дроны.
Проблема даже не в том, что у кого-то есть, а у нас нет. А в том, что Россия отстает в освоении одного из самых перспективных и эффективных средств вооруженной борьбы – беспилотной авиации. А ведь за ней, считают эксперты, будущее. Беспилотный аппарат может летать выше, дальше, дольше и с более высокими перегрузками, чем пилотируемый самолет. Да и потери «железа» менее чувствительны, чем человеческие потери.
«МК» уже писал об этой проблеме и о некоторых российских разработках. Некоторые из этих проектов катастрофически затянули по разным причинам. То не было нужного отечественного двигателя или электроники, то неверно рассчитали бизнес-план, то перешли дорогу влиятельному конкуренту.
В результате в области беспилотной авиации ударного класса у нас больше уголовных дел, чем летающих образцов.
Так произошло, например, с проектом аппарата «Альтаир» или «Альтиус» массой 4-5 тонн, за который взялось казанское КБ имени М.П.Симонова. Кончилось все возбуждением уголовного дела против гендиректора и передачей проекта в Уральский завод гражданской авиации, что под Екатеринбургом. Когда дело дойдет до готовых образцов – большой вопрос.
Похожая история произошла в Рыбинске, где у КБ «Истлан» отсудили почти готовый проект беспилотника «Корсар» и передали его в КБ «Луч», входящий в концерн «Вега».
В наибольшей степени готовности, пожалуй, проект «Орион» или «Иноходец». Опытные аппараты массой в одну тонну даже успели побывать в Сирии. Но пока на вооружение не приняты. Летом один из аппаратов во время испытаний упал под Рязанью.
В 2019 году впервые показали широкой публике еще одно запоздалое детище нашего авиапрома – тяжелый беспилотник «Охотник-Б» фирмы «Сухой». Но этот проект тоже в начале пути. И еще, как минимум, несколько лет наши ВКС его не увидят.
В то же время, военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков назвал «МК» другую, на его взгляд, более важную причину нашего отставания в беспилотной тематике.
Это готовый ударный аппарат, который был сделан на основе отработанных в КБ «Туполев» решений. Напомню, туполевцы еще в советское время создали один из первых в мире беспилотных аппаратов «Рейс». Отдельная эскадрилья беспилотных разведчиков стояла на территории Германской Демократической Республики и сводила с ума стратегов НАТО, поскольку аппараты добывали уникальные разведдданые, при этом натовские системы ПВО даже «не мяукала». То есть не видели их.
Полеты этих наших беспилотников очень сильно их напрягали, и американцы именно поэтому начали свои беспилотники создавать. Так что пионерами беспилотной авиации являемся мы. Но былые заслуги в военном деле ничего не стоят, если нет новых достижений.
-А с чем сегодняшние наши проблемы связаны?
Так что решения у нас были, но никто не был заинтересован продвигать их. В итоге имеем то, что имеем. То есть ничего.