Кто такой кунта хаджи
Кишиев Кунта-хаджи
Биография
Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт (или в Элисхан-Юрт 4 ).
Первый хадж и возвращение на Кавказ
Второе возвращение на Кавказ
Арест, ссылка и смерть
Восстания зикристов
Арест духовного лидера вызвал возмущение многочисленных сторонников Кунта-хаджи Кишиева. 18 февраля 1864 года три тысячи последователей Кунта-хаджи, прибывшие из разных аулов Чечни к Шали, обратились к властям с просьбой освободить своего устаза (учителя) из-под ареста, но власти проигнорировали просьбу мирных сторонников кадийрийского тариката.
Память о Кунта-хаджи Кишиеве
Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (эвлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество. Многие жители Чечни считают, что Кунта-хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военные кампании.
В январе 2010 года президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому 3 января объявлено Днем почитания Кунта-хаджи Кишиева.
5 октября 2010 года в селе Курчалой была открыта новая мечеть, которой было присвоено имя шейха Кунта-хаджи Кишиева. 24
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Шейх Кунта- Хаджи и граф Лев Толстой
Русским и украинским друзьям из Прозы.
С уважением. Автор.
Здесь нам с вами не обойтись без некоторых слов, значение которых я буду объяснять, так как большинство моих читателей не знакомо с такими понятиями, как тарикат, шейх, имам, намаз, хадж, Хаджи, шейх, мюрид, и многими другими.
Родился Шейх в 1803 году в селе Илсхан-Юрт, расположенном на территории нынешнего Гудермесского района Чеченской республики. Основы будущего духовного пастыря своего народа были в нём заложены в раннем детстве. В 1848-49 годах Кунта Кишиев получил позволение имама Шамиля совершить хадж в Мекку. Во время паломничества он побывал в Багдаде, где вступил в суфийский орден (тарикат) Кадирийя, известного практикой громкого восхваления Аллаха и Его Пророка Мухаммада (с. а. в.), а просто зикр.
Если не вдаваться в подробности, то газават можно назвать разновидностью джихада. Газават называют «джихадом меча». Изначально газаватом назывались военные походы с участием Пророка Мухаммеда (с.а.в.) Газават в переводе на русский язык означает «поход», «набег», «нашествие». В исламе существуют такие понятия, как «джихад сердца» – борьба с собственными пороками или «джихад руки» – охрана жизни и защита от агрессии, а также «джихад познаний» – изучение наук и эрудиция.
Вместо «газавата» – религиозно-освободительной войны – перед чеченцами, доведёнными до грани физического исчезновения, в конце Кавказской войны страстно прозвучала проповедь Хаджи с идеей духовной независимости:
«Братья! Мы из-за систематических восстаний катастрофически уменьшаемся! Царская власть уже твердо укрепилась в нашем крае. Я не верю в сообщения и «разговоры», что из Турции придут войска для нашего освобождения из-под «ига русских». Это неправда, ибо султан сам является эксплуататором своего народа, как и другие арабские правители. Верьте мне, ибо я все это видел своими глазами.
Аллаху не угодно наше дальнейшее всеобщее сопротивление властям! И если скажут, чтобы вы шли в церкви – идите, ибо это только строения, а мы в душе мусульмане.
Если вас заставят носить кресты – носите их, так как это только железки, оставаясь в душе магометанами.
Значит получается, чеченский народ совершил явный факт святотатства, не исполнив наставлений своего Устаза, повлекшие за собой катастрофу, чему мы были свидетелями. Если мы не состоянии разобраться в прошедшем нам не о чём думать о будущем. Тут не надо быть Нострадамусом. Как вы думаете, друзья, не пора ли нам осмыслить свои же ошибки с кровавым исходом, чтобы исключить повтора подобного в грядущих поколениях? Пора, брат, пора!
Смогу ли я, друзья, на ваш сторонний взгляд возложит свой грех на головы духовных проповедников, в частности на муфтия ЧР того времени Магомед-Хусейна, который осенью 1994 года, вынуждал чеченцам принимать клятву «газавата» по селейно на площади города Грозный, в числе моего села был и я? Оторваться от коллектива, от села было просто позорно.
Давайте ещё раз и ещё раз повторим слова великого Кунта- Хаджи: «Война-дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. » Какое посягательство на веру и честь было со стороны Ельцина, Грачёва (тфу на вас ещё раз), когда при его предшественнике Горбачёве, уже открыты все мечети!
—Можно совершить хадж в Мекку?
—Пожалуйста, иди, дорогой!
В любой издерганной конторе появились чистые молельные комнаты, где секретарь парткома произносил азан, призывая правоверных к молитве. Это было второе пришествие Ислама в души чеченцев! И мы живые свидетели, того, как со стороны России никакого посягательства «на веру и честь» не было.
Так, за какой газават погибли чеченцы, страдали невинные? Если за одну слезу ребёнка наш Устаз готов был отдать жизнь, когда здесь их дети плакали, и плачут до сей поры, вспоминая в молодости ушедших отцов.
И песни о них не поют,
И сказки о них не рассказывают!
И ненавистный флаг РФ висит на столбе напротив ворот.
А ещё духовные лица клятвенно утверждали, что каждый погибший в этом бою, прямо идёт в рай, без анализа его наземного тептара. Не знаю, но знаю, те кто остался в живых, те уж точно живут в раю.
Дабы не показаться в ваших глазах совсем идиотом, не хочу сам себя называть трусом, но я же обещал торжественной клятвой биться до последнего патрона и не бился. Является ли мой поступок тяжким грехом? Если «да», то могу ли я рассчитывать на снисхождение, что мною воспользовались из- за незнаний основ Корана. Нас таких клятвопреступников тыщ, но мне от этого не легче, если здесь я веду аскетическую жизнь и там, как отступнику рай мне не светит.
Как вы думаете, на кого из нас ляжет грех, за бессмысленную гибель Право верных (славных) ребят, на меня, как на отступника от клятвы или на того кто отступил от обязательств данных Устазу и вступил в бой?
Хотя, право выбора Устаза мы получили по наследству от наших предков, но имеем такую же свободу выйти из братства, при этом, не переставая оставться правоверными и за это нас никто бы не осудил. Только поклонение перед добровольным выбором Устаза предками душой и сердцем, здесь велик и могуч! Но, тем не менее, главной движущей силой в двух чеченских «газаватах» были мюриды Кунта-Хаджи, или считали себя таковыми.
* * *
Итак, продолжим дальше, где попытаемся понять суть проповедей Хаджи и
взглянем, добился ли он правды на этой грешной земле?
Но если быть до конца последовательными посмотрите, как русские «ласкали», чеченцев в той же повести в главе ХV11.
Хаджи также, как Толстой видит чеченское село: видит детей проткнутых в спину штыками и отцов копающих могилы сыновьям, испоганенные мечети, колодца с водой, сожжённые сады, огороды. Обращают внимание на сожжённые улья с пчёлами. Видит женщину с «разорванной на груди рубахе, открывающие её старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, которая стояла над сыном и царапала себе кровь в лицо и не переставая выла».
Двое великих людей, разных народов и концессий, по злому року, призванных убивать друг друга, с разных сторон смотрели на одну и ту же картину, но с одинаковой болью. Один нашёл в себе высшую силу нравственности, понять чужое горе и увековечить в полотне, другой понять и простить. Как это, неужто мстительный чеченец может понять и простить подобное? Может! Хотя, пишут, что эти два человека где- то могли встретиться, но об этом Лев Толстой не оставил никакого следа. Но от Куринской крепости, где служил Толстой, до родного села Кунта-Хаджи Илсхан-Юрт будет 2-2,5 км. Оба эти места расположены с южной стороны на вершине Качкалыковского хребта. Если места, где жил, молился Кунта-Хаджи оборудованы прекрасными мечетями, памятными домиками (зерат), жаль, о пребывании здесь великого Толстого ничего не напоминает.
Примечательна ещё точка зрения дореволюционного историка И. Попова о Кунта-Хаджи, сложившаяся у него под впечатлением встречи с ним: «Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом».
И имам Шамиль, несколько раз приглашавший Киши Хаджи в Ведено для бесед, воспринял идеи молодого суфия опасным.
В результате чего, новый вирд (братство) был запрещён, а сам Хаджи подвергся гонениям. Современным языком это означает, что миролюбивая политика Хаджи оказалась не по нраву не имаму Шамилю и не русским. Имам Шамиль беспокоился за свою «корону» в Чечне, а русских Кавказцев тревожила растущая популярность молодого учёного традиционного исламиста. А воевать то с кем, если Ислам проповедует мир? Ведь генералам, как всегда, при любой эпохе нужна большая победа при маленькой войне. Чему мы были свидетелями сами. Но учения Хаджи чуждые явления и для современных вахабитов.
В 1858 году, чтобы избавиться от вредного влияния, столь популярного в среде горцев суфия, Шамиль с почётом отправил Хаджи во второе паломничество в Мекку.
А тем временем, пока наш Киши Хаджи в Мекке, Шамиль добровольно скидывает шапку Мономаха, и делает это сознательно в Дагестане, где его два предшественника не дотянули и до двух лет, а не в Чечне, где он действительно стал имамом и оставался им в течение 25 лет.
Но прежде Шамиль сочиняет маляву на имя князья А. И. Барятинского и сдаётся в плен в августе 1859 году: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались да и сам утомился: я стар, мне 63 года. Не гляди на мою чёрную бороду- я сед. Поздравляю вас владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успехов в управлении горцами для блага их».
«25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях. На Западном Кавказе война продолжалась ещё почти пять лет». (Взятие Гуниба).
Обратите внимание на последнюю фразу «Западный Кавказ», а это Чечня со стороны Гуниба из Дагестана, где ещё пять лет продолжает полыхать освободительное пламя борьбы, где она никогда и не прекращалась. А имам жалуется русскому князю: «. народы мои изменили мне». Во- первых, изменил Шамиль, а не народы, а во- вторых, чеченцы никогда не были его народом.
Автор этих строк нигде не встречал высказывание имама, почему он не хотел сдаваться в плен на чеченской земле, но он слышал их из уст своих стариков: «Я не могу осквернить землю,- сказал он,- на котором родились мужчины, и которые побросав своих семьей, очагов, держа на груди мешочки толокна, вместо еды, запивая холодной родниковой водой, бились и умирали с Аллах1ом на устах».
Очень хорошо сказал имам, потому к памяти предкам, а не к нему, я не могу лепить ему разные эпитеты, которых он заслуживает! Но всё же выскажу своё сакраментальное мнение: если бы Шамиль сдался в плен в Чечне, даже в почётный, ему бы из Чечни не выбраться живым. Лукавить имам, лукавить!
Но, я слышал и то на чей земле он хотел бы сдаваться в плен, и личную охрану он взял из этого народа, кортеж пленённого Шамиля, без происшествий проехал по их же земле. Это и не аварцы. Но здесь я их не назову.
А теперь сравним два письма Шамиля: обращение к чеченцам семь лет назад и его же обращение к русскому князю, через семь лет! Забавно! Во всём виноваты изменники народы! Не подкопаешься.
А пишет будто Сталину, который появиться на свет через 20 лет в 1879 году. А за 20 лет до Шамилёвского пленения и 40 лет до рождения Сталина, враг на полях сражений Чечни и Дагестана М. Ю. Лермонтов, в том же августе, но в 1839 году сочиняет поэму «Мцыри»:
. Кто, удручен своим венцом,
Такой- то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Лермонтов пишет «Мцыри» в театре военных действий на Кавказе, где через год появиться другая поэзия жизни, как «Валерик». Эта река в Чечне. Отважный был пацан, во сто пудов должен был гибнуть от шашки или шальной пули лохматых разбойников, но Всевышний сберёг нас хотя бы от этого.
А, что до тов. Сталина, до него эхом в горах дошли слова имама в феврале 1944 году, поэтому он не тронул не одного народа Дагестана.
Немного видоизменив фразу Шамиля «народы мои изменили», на «изменников Родины» Сталин применил её к чеченцам.
Смотрите на даты, февраль 1844 года убийство Шоаипа- муллы, февраль 1944 год депортация чеченцев!
Сталин дал задание очистить от чеченцев и Дагестан. И там изменники и тут изменники. Так кому чеченцы изменили, чёрная борода? Дожил до 63 лет и не заслужил седых волос. Подобное антиприродное явление на Кавказе равной степени, как на яблоне вырастет тыква. Видно у носителя чёрной бороды имама Шамиля не было тех мук страданий, глядя на разорённый чеченский аул, какие были у его врага русского графа Льва Толстого.
Могу добавить, что события разворачивались в Х1Х веке, век, где между трусостью и подлостью лежало горное ущелье, где честь и достоинство отстаивали не чужой, а собственной кровью, где рыцарство ещё сохранилось.
Раз ты, в течение 30 лет призывал чеченцев гибнуть за веру, то имей хоть мужество застрелиться, или кинжалом в зубах кинуться на неприятеля, но не сдаваться же, ей Богу, в плен тому, против кого ты посылал чеченцев.
Итог: «15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне.
26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России.
В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с императором. 30 августа 1869 года Высочайшим указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство!?»
С трудом вериться, особенно, как Шамиля лечили в Петровке (Махачкале), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. Враги Гази- Магомеда, враги и Шамиля! Но тем не менее, враги его вылечили, на свою голову, и кандидатура нового имама в 1834 году пала на Шамиля. Став третьим имамом Чечни и Дагестана, кстати, все трое аварского происхождения, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск.
После почётного пленения, новоиспечённый граф живёт, как положено графу в роскошных апартаментах, с своими жёнами в Калуге. Но в 1868 году «калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император! решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года.16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки».
Интересно, что написано на его надгробном камне Хаджи-граф, или Граф-Хаджи имам Шамиль?
Всё, аллес! Тептар бывшего имама Шамиля закрыть. Он славно провёл свою жизнь на земле и верой и правдой служил кому надо! Может его тептар заблаговременно был предписан в Российских спецслужбах? Может.
Фотка Шамиля и его краткая биографическая справка не сходила с Советской энциклопедии, хотя воевал он там за Ислам, а тут оно Его Сиятельство! Да, было дело, сражался Шамиль против царского самодержавия, а как и почему он стал почётным пленником сего «мира насилья», не рассказал нам даже тот «кто был никем, но стал всем». Что ж, мне остаётся сказать чужой фразой: вижу бороду, но не вижу рыцаря!
Подобные действия зикристов вызвали озабоченность царской администрации, опасавшейся возникновения нового восстания в Чечне.
Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армии, великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи:
«Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым».
Стало ясно, что под единоначалие Хаджи соберётся вся Чечня с Ингушетией, а это противоречит политике России на Кавказе, где главенствовала политика разделяй и властвуй.
Поэтому властями было принято решений арестовать и выслать КишиХаджи за пределы Кавказа.
Обосновывая план ареста Хаджи, начальник Терской области Михаил Лорис-Меликов в своем донесении от 28 июля 1863 года начальнику главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанту Александру Карцеву, писал: «Учение зикр, направлением своим во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил».
По доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Киши Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован.
Согласно архивным данным, «3 января 1864 года шейх Кунта-хаджи, его брат Мовсар и еще несколько руководителей- зикристов были арестованы и заточены в укреплении Шали, а затем тайно 6 января под особым конвоем капитана Орона Шака были доставлены в областной центр Владикавказ, откуда отправлены в Новочеркасск».
Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильс
Кишиев Кунта-хаджи
Биография
Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт (или в Элисхан-Юрт 4 ).
Первый хадж и возвращение на Кавказ
Второе возвращение на Кавказ
Арест, ссылка и смерть
Восстания зикристов
Арест духовного лидера вызвал возмущение многочисленных сторонников Кунта-хаджи Кишиева. 18 февраля 1864 года три тысячи последователей Кунта-хаджи, прибывшие из разных аулов Чечни к Шали, обратились к властям с просьбой освободить своего устаза (учителя) из-под ареста, но власти проигнорировали просьбу мирных сторонников кадийрийского тариката.
Память о Кунта-хаджи Кишиеве
Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (эвлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество. Многие жители Чечни считают, что Кунта-хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военные кампании.
В январе 2010 года президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому 3 января объявлено Днем почитания Кунта-хаджи Кишиева.
5 октября 2010 года в селе Курчалой была открыта новая мечеть, которой было присвоено имя шейха Кунта-хаджи Кишиева. 24
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Кунта-Хаджи Кишиев
Солнечные горы Эртана, возвышающиеся над всем Нохч-Мохком, тоже стали святыми с тех пор, как устами великого Кунта-Хаджи стали возвещать утомлённому, доведённому до отчаяния царизмом чеченскому народу мир, покой, согласие, единение в добре и вере.
Кунта-Хаджи воистину пришёл в наиболее драматический час в судьбе своего народа и действительно спас его дух не только от существовавших, но и от ожидавших его позже, невероятных бедах.
Кунта-хаджи отрицал любую войну, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, просил прощать своих врагов — идя тем самым против глубинных установок горского и исламского сознания. При этом он обращался к отдельному человеку — а не семье, роду или тейпу. Он говорил, что спасение человека только в духовном росте. Для мира, где царили коллективная ответственность и уважение к силе, это было ценностной революцией.
Вскоре молодой аскет стал очень известен. Его глубокая набожность, искренность, желание облегчить людские страдания и способность отдаваться этому всем существом привлекали много людей. У него появились мюриды, группа верных последователей.
Имаму Шамилю не понравились призывы Кишиева. Он снова отправляется в паломничество. В итоге Кунта-хаджи стал опытным знатоком суфийского тариката Кадирийа, и его учение приобрело логическую завершенность. Вернувшись из хаджа около 1861 года, Кишиев снова стал очень популярным, численность его учеников достигла 6 тысяч человек. К этому моменту имам Шамиль уже сдался в плен, но война продолжалась с прежней жестокостью.
Кунта-хаджи провел в ссылке более двух лет, и по данным царских документов умер 19 мая 1867 года. Однако последователи Кунта-хаджи не признают факт смерти его, считая, что Кишиев скрылся и явится вновь, тем самым, признавая его Махди (последним мессией, преемником пророка Мухаммада). Эта мессианская идея до сих пор существует среди последователей Кунта-хаджи. Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (авлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество по воле Всевышнего. Многие жители Чечни считают, что Кунта-хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военную кампании.
В свете последних событий на Кавказе и во всём исламском мире, подогреваемых и запутываемых многоликими слугами дьявола, учение Кунта-Хаджи Кишиева обретает особую актуальность.
«Утвердившийся в Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам имеет свою специфику, сложившуюся под воздействием суфизма. Суфийский тарикат накшбендийа способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе. Он усилился в Дагестане в XIX веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорской верхушки и царских чиновников. Надо сказать, что этот тарикат дал толчок объявлению газавата, священной войны имамом Гази-Мухаммадом горской социальной верхушке и экспансионистской политике царизма на Северном Кавказе.
Исторический спор имама Шамиля с эвлия Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа с несоизмеримо сильным и жестоким завоевателем было сломлено. Шамиль, стал почётным гостем российского царя, а конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке. Кунта-Хаджи, всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, был арестован сведома царя Александра II зимой 1864 года и в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино сполна испытал судьбу заурядного уголовника. Святой Кунта-Хаджи был замучен одиночеством, голодом и холодом. Письма шейха, которые так и не дошли до семьи и родственников, свидетельствуют о тяжких испытаниях, которые он переносил смиренно и с достоинством.
Вахид Акаев в названной работе справедливо пишет:
Могила матери Кунта-хаджи Кишиева, в селе Гуни, является главной чеченской святыней и местом паломничества. В Чечне Кунта-хаджи Кишиева считают одним из тех, чьи идеи перенял даже Лев Толстой.
В январе 2010 года президент Чеченской республики Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому 3 января объявлено Днем почитания Кунта-хаджи Кишиева.
5 октября 2010 года в селе Курчалой была открыта новая мечеть, которой присвоено имя шейха Кунта-хаджи Кишиева.
О характере, о духе учения шейха Кунта-Хаджи лучше всего расскажут его проповеди и наставления, которые мы собрали из свидетельств мюридов Кунта-Хаджинского братства:
6. Мусульмане! Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте понастоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы. Ищите Всевышнего в себе. Лишь когда вы найдёте Его в своих душах, Он отзовётся в вас и благословит ваш тарикат.
9. Мюриды не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след, как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, мюрид тариката должен показать истинное предназначение человека на земле.
11. Будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным. Всевышний Аллах сделал вас более здоровыми, богатыми, сильными. Проявите и вы великодушие. Аллах оценит это выше поста или намаза. Помните сунну пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, где сказано, что пост и намаз приводят к дверям рая, но открывает эти двери перед вами ваша щедрость и милосердие. Щедрость и милосердие даже незрячего и заблудшего за руки поведут по пути тариката.
13. Будьте трудолюбивы. Не бойтесь самой тяжёлой работы. Тот, кто не живёт своим трудом, живёт трудом других. Это грешно, ибо это то же самое, что кража. Умейте ценить, относиться с великим уважением к каждой крошке хлеба. Ведь эта крошка может насытить и птицу и муравья. Вы спасёте душу, созданную Всевышним, и никто кроме Него не в состоянии создать даже самое маленькое живое существо. Любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно берегите, украшайте его.
23. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Аллаху, пророку и устазу, то пусть послушает своё сердце. Если сердце поражено идеями вождизма, и мюрид добивается власти, то пусть знает, что он далёк от Аллаха, пророка и устаза. Если сердце ноет, наполнено состраданием к людям и мюрид лишён неприязни и зависти к тем, кто выше его, то пусть знает, что он близок к Аллаху, пророку и устазу.
25. Носите чалму не ради славы и видимости, а как знак любви ко Всевышнему и исламу. Не торопитесь обвязать чалмой голову. Обвяжите ею сперва свои сердца. Святой человек стыдится своей святости. Ничтожные напяливают на себя одежды, отпускают длинные бороды, пытаясь предстать теми, кем они не являются. Это лицемеры, названные в Коране самыми большими грешниками.
28. Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо он многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката.
30. Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно. Ведь у коровы, овцы, лошади, собаки или кошки нет языка, чтобы общаться с нами, говорить снами о своих потребностях. Мы сами должны о них знать и помнить. Не спешите стать на намаз, оставив не напоенную или не накормленную скотину. Наши души должны быть совершенно чистыми и спокойными, когда мы в намазе предстаём перед Всевышним Творцом.