Кто такой квакер в америке
Кто такой квакер в америке
Ячменева А.
Зарождение квакерства в США неразрывно связано с именем У. Пенна (на иллюстрации слева). Получив от английской короны разрешение на освоение огромной территории, он в 1681 г. основал Пенсильванию. Пенн известен не только как реформатор, внесший значительные изменения в судебную систему, систему образования, градостроительство, но и как зачинатель «святого эксперимента», распространивший совершенно новое для США вероучение – вероучение квакеров. Оно базировалось и базируется на идеях английского квакерства и представляет собой одно из наиболее радикальных нправлений протестантизма.
Квакеры полагают, что человеческая душа способна воспарить к Богу и соединиться с ним в полном союзе. Бог же, со своей стороны, нисходит в своем откровении в душу верующего посредством т. н. «внутреннего света». Это значит, во-первых, что Бог внутренне присущ человеку и миру, а во-вторых, что человек по своему происхождению обладает божественной природой. Квакеры убеждены, что человек находится во внутреннем контакте с Богом и что поток внутреннего света, вливающийся в человека, должен выражаться в деятельности человека на благо ближнему. Поэтому квакеры выступают против всякого рода насилия и войн.
В этой связи необходимо отметить, что квакеры как пацифисты участвовали в различных мирных конференциях и принимали участие в антимилитаристских акциях. Квакеры, например, активно выступали против военной агрессии США во Вьетнаме.
Вторая группа квакеров менее консервативна. Ее представители пользуются обычными для протестантизма формами богослужения, имеют духовенство, отдают предпочтение Библии перед «внутренним светом». К этой группе относятся «Пятилетнее собрание квакеров», «Годовое собрание церкви друзей в Огайо».
Интересно, что бывший президент США Р. Никсон был воспитанником квакерского учебного заведения, однако, как известно, в годы своего президентства не стал придерживаться одного из основных принципов квакерства – отрицание военных действий и всякого рода насилия.
Квакер — это. Значение слова
Слово «квакер» имеет в русском языке несколько значений. Чаще всего так называют представителей одного из направлений протестантизма. Кто же это — квакеры, и какие еще значения есть у этого слова, будет рассказано в статье.
Кто такие?
Это течение протестантизма возникло в 1652 году на территории Англии и Уэльса. Основателем учения считается Джордж Фокс, английский ремесленник. Сами квакеры предпочитают называть себя Религиозное общество Друзей.
Современное квакерство объединяет различные религиозные направления: либеральный протестантизм, евангелизм, нетеизм и универсализм. В мире насчитывается примерно 377 тысяч представителей. В основном учение распространено на территориях США, Великобритании, Кении (Африка), Боливии, Гватемалы. Символ организации — восьмиконечная черно-красная звезда.
Вам будет интересно: Два закона преломления света. Явление полного внутреннего отражения
Квакеры в России тоже есть, но очень мало. Известно об их представителях в городах Петербург, Казань, Барнаул.
История названия
Квакер — это слово английского происхождения. Глагол quake означает «дрожать, трепетать, трястись». Существуют различные гипотезы происхождения названия.
Доподлинно нельзя сказать, какая из гипотез является верной, но известно, что название изначально считалось ими оскорбительным, и сами квакеры называли себя «Христианское общество друзей внутреннего света».
Суть квакерского учения
Как и большинство представителей протестантизма, общество Друзей отвергает необходимость церкви, обрядов, ритуалов, икон и прочей символики религиозного характера.
В основе учения лежит идея «божественной искры» и «внутреннего света». По мнению квакеров, Господь обращается к людям напрямую, без посредников в виде священнослужителей.
Поэтому ритуалы и таинства, характерные для католицизма, например, причащение, отсутствуют в их религиозных практиках.
Молитвенные собрания проходят следующим образом: квакеры собираются в молельном доме, рассаживаются и молчат, пытаясь услышать в себе глас Божий. Это называется молчаливая молитва. Иногда кто-то один может высказаться с короткой проповедью, если почувствует внутреннее желание это сделать.
У квакеров-евангелистов собрания проходят как и у большинства протестантов.
Общие принципы учения общества Друзей:
Фото квакеров во время религиозного собрания можно увидеть в статье.
Другие значения слова «квакер»
Представленное слово имеет еще несколько значений. Вот они:
Итак, в наиболее частом значении, квакер — это представитель религиозно-протестантского течения, появившегося в середине XVII века в Великобритании и сохранившегося до наших дней.
Квакеры
Квакеры ― это члены религиозного общества Друзей. Они часто называют себя «церковь Друзей». Свое название квакеры (англ. ‘трепещущий’) получили в 1650-х годах. Изначально это было оскорблением: оно основывалось на широко бытовавшем в Англии мнении, что Друзья дрожат и трепещут во время богослужений, будучи под влиянием Святого Духа (либо дьявола ― в зависимости от точки зрения).
Наименование «Друзья» основывается на цитате из Евангелия от Иоанна 15:14,15: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Квакерство зародилось в Англии в 1640–1650-х годах. Это было время гражданской войны, политических и социальных потрясений, когда давно установленная англиканская церковь потеряла свое законное положение и возникали новые религиозные группы. Первое поколение квакеров часто называло себя «искателями» ― людьми, которые не нашли ответы на свои религиозные искания и желания в существовавших тогда церквях и религиозных движениях.
Основателем движения квакеров называют Джорджа Фокса (1624–1691). Рожденный в Мидлендсе, он с детства был удивительно набожен. Когда он достиг зрелости, его обеспокоили противоречащие друг другу заявления окружавших его религиозных групп, которые сходились только в одном: каждая из них утверждала, что только она есть истинная Церковь Христова, а тех, кто не принадлежит к этой группе, ждет ад. Так как Фокс боялся ада, он отправился в своеобразное духовное паломничество в поисках тех, кто обладает репутацией людей благочестивых и набожных. Однако, как он вспоминал позднее, «никто не отвечал моему условию». Так он дошел до севера Англии, до болот Йоркшира и Ланкашира, где ощутил несколько переживаний и стал убежден, что Бог говорил с ним напрямую. Мы называем такие переживания откровениями, Фокс называл их «открытиями». Они послужили основой движения квакеров.
Джордж Фокс. Предполагаемый портрет
После Фокса наиболее заметным лидером квакеров был Джеймс Нейлер из Йоркшира (1616/18–1660). Одной из отличительных особенностей квакерства было убеждение в том, что мужчины и женщины духовно равны, что женщины имеют такое же право проповедовать и высказываться публично, как и мужчины. Таким образом, среди лидеров квакеров было много женщин. Самая заметная из них ― Маргарет (Эскью) Фелл (1614–1702). Ее дом в Ланкашире, Свортмор Холл, в 1650-х годах служил штаб-квартирой движения квакеров.
Из второго поколения лидеров квакерства, сформировавшегося после 1660 года, когда движение объединялось и вырабатывало организационную структуру, самыми заметными были Уильям Пенн (1644–1718) и Роберт Баркли (1648–1690). Оба они происходили из аристократических семей и получили лучшее образование, чем большинство Друзей. Пенн использовал свои связи с короной, чтобы получить Хартию для колонии Пенсильвания в 1681 году. Книга Баркли «Апология истинного христианского богословия» рассматривается как самая важная квакерская богословская работа.
Отличия квакерства от других течений в христианстве
Когда движение квакеров только родилось, оно обособилось от других христианских групп по нескольким важным признакам. Первый ― прямое постоянное откровение: квакеры утверждали, что откровения между Богом и человечеством не прекратились с написанием последней книги Библии, а продолжаются и сейчас, что все люди могут пережить такой опыт. Вторым признаком была идея Внутреннего Света: Друзья верили, что у всех людей внутри есть Свет Божий, Свет Внутреннего Христа. Если они послушны ему, он ведет их к хорошей жизни и в конечном счете спасению, но, если они ослушаются его, они придут к духовной смерти.
Третья особенность заключалась в священстве каждого человека. Одно из ранних «открытий» Джорджа Фокса состояло в том, что «обучение в Оксфорде или Кембридже еще не делает человека служителем Иисуса Христа». Священства можно достичь только от вдохновенности Святым Духом, но не при помощи образования. И, как уже упоминалось выше, женщины могли быть священнослужителями наравне с мужчинами. Отсюда вытекает последняя идея, которая выделяла квакеров, ― равенство: Друзья верили, что все люди равны в глазах Бога, и поэтому отказывались использовать обращения и титулы вроде «мистер», «ваша честь» или «миледи». Вместо этого они обращались к людям по их именам или просто «Друг». Привычка квакеров использовать thee (тебя) и thy (твой) во всех обращениях также выросла из этого убеждения.
В 1650-х годах квакерские миссионеры отправились на Карибские острова и в Северную Америку. Некоторые даже почувствовали порыв отправиться в менее привлекательные для квакеров места: две женщины отправились в Константинополь, чтобы проповедовать свое учение султану Османской империи; с ними обращались хорошо. Кто-то отправился в Рим, чтобы увидеть папу, и оказался в тюрьме инквизиции. Встречи Друзей на Карибских островах начали затухать после 1700 года, но квакерские сообщества в Британских колониях Северной Америки стабильно росли. Квакеры начали доминировать в колонии Род-Айленд. А Пенсильвания, Нью-Джерси и Делавэр были во многом или полностью основаны Друзьями. После Американской революции Друзья присоединились к миграции через весь континент на запад, и к 1900 году многие американские квакеры проживали к западу от Аппалачей. Значительные группы были на Тихоокеанском побережье.
После 1750 года квакеры и на Британских островах, и в Америке все больше ассоциировались с благотворительностью, филантропией и реформами. Друзья были в центре американских и британских движений по отмене рабства. Они были первой религиозной группой, которая запретила своим членам держать рабов. Друзья также активно принимали участие в движениях за реформы тюрем. Английская священница Элизабет Фрай, пожалуй, является наиболее известным реформатором тюрем в мире; этим она занималась с 1820 года и до своей смерти в 1845 году. Друзья также были ярыми борцами за права женщин. Первый в истории конвент по правам женщин, состоявшийся в Сенека Фоллз (Нью-Йорк) в 1848 году, был в основном организован квакерами. Из трех главных лидеров американского движения за права женщин до 1880 года двое ― Лукреция Коффин Мотт и Сьюзан Б. Энтони ― были Друзьями.
Элизабет Фрай. Портрет. Национальная портретная галерея, Лондон
В XIX веке квакеры пережили череду расколов и разделений, которые привели к современному многообразию квакерства. Меньшинство в Северной Америке и со временем большинство на Британских островах начали идентифицировать себя как либеральных теологов. В Северной Америке они создали то, что сейчас называется Всеобщей конференцией Друзей. Большинство же американских Друзей были более евангельской направленности; после 1870 года они приблизились к другим протестантским группам и заимствовали у них пасторскую форму богослужения. Они также были ответственными за большую часть миссионерской работы квакеров в других частях света. Некоторые же остались непримиримыми примитивистами и стали известны как консервативные Друзья.
Вероучение церкви Друзей
Сегодня квакерство чрезвычайно разнообразно ― оно охватывает весь спектр американского религиозного многообразия. Некоторые Друзья, например протестанты-фундаменталисты, восхищаются неквакерами-телеевангелистами — Пэтом Робинсоном и Джерри Фалвеллом, и объединяются с группами наподобие христианской коалиции. Другие дело — универсалисты, которые утверждают, что квакерство не обязано быть привязанным к христианству или даже теизму. Таким образом, можно встретить людей, идентифицирующих себя как «атеисты ― евреи-квакеры». Большая часть квакеров воспринимает себя как христиан. Из-за этого разнообразия квакерство довольно сложно обобщать, однако в целом Друзья всех убеждений сходятся в следующем:
1. Поклонение в Духе. Друзья с недоверием относятся к обрядовой религии, считая, что настоящее богослужение всегда открыто к указаниям Духа. Это объясняет, почему некоторые Друзья, следуя квакерской традиции, собираются для богослужения в тишине, уверенные, что если у Бога есть послание к собравшейся группе, то он вдохновит кого-либо из них на речь. Большинство мировых Друзей сейчас следуют пасторскому богослужению: назначается один человек, который должен возглавить богослужение, поются гимны и вслух читаются молитвы. Но, опять же, акцент делается на том, чтобы предоставить возможность быть священником любому человеку, который чувствует такое призвание. Это отвращение к ритуализму объясняет также, почему почти все Друзья не практикуют внешние таинства. Так, они не практикуют крещение водой или физическое причастие хлебом и вином. Истинные таинства, как традиционно утверждали Друзья, должны быть внутренними и духовными, а не внешними и материальными.
2. Простота. Первые Друзья чувствовали призыв отрекаться от всего, что давало почву для возникновения человеческого тщеславия. Они одевались просто, отказываясь от кружев, оборок и прочих украшений, которые выделяли высший класс в Англии XVII века. К XIX веку «простое платье» стало чем-то вроде униформы квакеров. Это усилило чувство отделенности квакеров от большого мира, идею, что квакеры призваны быть «странными людьми». Только некоторые Друзья до сих пор следуют этой идее, но в целом Друзья по-прежнему рассматривают простоту как фундаментальную ценность квакерства. Они определяют ее по-разному: для некоторых это значит быть невзыскательным, а некоторые видят в ней отказ от потребительства или ограничение материальной собственности человека. Другие рассматривают ее как ограничивающее обязательство, призванное сделать человека открытым для неожиданных указаний или призывов Бога.
Мэри Дайер ведут на казнь. Неизвестный автор.
3. Настроение собрания. Эта особенность относится к квакерскому процессу принятия решений: решая деловые вопросы, квакеры не голосуют. Председательствующий квакер зовется клерком, и его (или ее) обязанность ― определить волю Бога, которая проявляется в дискуссиях группы. Клерк проверяет свои ощущения, предлагая собранию краткий итог обсуждений и формулируя решение, которое следует принять. Если оно точно отражает волю группы, то оно одобряется, но если некоторые Друзья, пусть даже и небольшая группа, расходятся во взглядах, обсуждение продолжается. Этот отказ от голосования основывается на убеждении, что воля Бога не обязательно совпадает с волей большинства людей.
4. Честность. Друзья с самого начала чувствовали себя призванными поддерживать высокие стандарты правдивости и честности. Так, например, квакерские торговцы отказывались завышать цены, считая, что у них есть право просить только то, что справедливо и честно. Друзья настаивали на выплате долгов: объявить себя банкротом обычно означало потерять членство. Также они чувствовали призыв быть откровенными, даже если это могло быть политически и социально неудобно. Друзья были одной из первых групп, использовавших фразу «в правде власть».
Дальнейшее развитие квакерских традиций
Самая главная перемена среди квакеров ― это растущее разнообразие Друзей: квакерская теология сейчас выходит за рамки спектра христианских воззрений. Как уже упоминалось выше, большинство Друзей отвергли старые традиции молчаливого, ожидающего богослужения (хотя значительное меньшинство до сих пор его практикует) и приняли пасторские, программированные формы богослужения, которые несильно отличаются от богослужений в других протестантских течениях.
Основание Пенсильвании. 1680.
Друзья также серьезно пересмотрели вопрос о том, что такое быть «странными людьми». Только немногие консервативные Друзья до сих пор придерживаются традиции с «простым платьем» и говорят «простым языком» с использованием thee и thy. Если попросить Друзей определить, что делает их Друзьями, они скорее укажут на обязательства быть честными или поддерживать мир, чем на какие-то внешние особенности.
Друзья, так же как и другие религиозные группы, прошли через дискуссии о сексуальных вопросах. Некоторые Друзья придерживаются крайне традиционных взглядов на сексуальную мораль, рассматривая любую сексуальную активность за пределами гетеросексуального брака как противоречащую воле Бога. Другие определили себя как «приветствующих и принимающих» и одобряют однополые браки.
Община квакеров в современном мире
Оценки количества Друзей в современном мире разнятся, но, по общему убеждению, их около 350 000–400 000 человек. Из них около 90 000 живет в США и Канаде, около 20 000 в Европе и около 1 600 в Австралии и Новой Зеландии; еще около 10 000 в Восточной Азии, около 57 000 в Латинской Америке и около 200 000 в Африке ― почти все из них в Восточной Африке. Присутствие квакеров в Северной Америке и на Британских островах отражает исторические модели их проживания.
Малые группы квакеров, привлеченные либеральным богословием, появились в XX веке в Европе, Австралии и Новой Зеландии. Квакерство в Латинской Америке, Азии и Африке обязано своим существованием миссионерской работе, проведенной преимущественно американскими Друзьями, ― она началась в 1860-х и продолжается по сей день.
«О них велели забыть» Кто спасал русских людей от голодной смерти, пока коммунисты боролись за власть
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Как квакеры спасали Россию». В ней рассказывается о том, как в трагические для нашей страны годы — во время Первой мировой, Гражданской войны и катастрофического голода 1921 года — англо-американские квакеры-протестанты помогли выжить сотням тысяч русских людей. Как с 1916-го по 1931 год квакеры смогли успешно уживаться со всеми властями: с чиновниками царской России, с чехословацкими легионерами и большевиками? Почему с ними сотрудничали члены семьи Льва Толстого? Чего на самом деле добивались квакеры, помогая Советской России? На все эти вопросы «Ленте.ру» ответил автор книги, историк Сергей Никитин.
Друзья-протестанты
«Лента.ру»: Расскажите, пожалуйста, кто такие квакеры?
Сергей Никитин: Квакеры, иначе называемые «Общество друзей, квакеры» (ОДК, от английского Society of Friends, Quakers), возникли как протестантское христианское движение в середине XVII века в Англии. Изначально квакеры были и до сих пор остаются противниками всякого насилия и любых войн. Они верят в равенство людей независимо от пола, расы и социального происхождения.
Это правда, что по своему духу они близки русским духоборам и молоканам?
Но в России существовали и другие многочисленные секты, некоторые из них церковные власти тоже называли квакерами (хлысты или добролюбовцы), хотя они таковыми не являлись. Например, писатель Лесков упоминал о таком использовании термина «квакер» в своем рассказе «Юдоль».
Кажется, к началу XX века британские квакеры уже имели богатую историю взаимоотношений с Россией.
Известно, что Джордж Фокс, который считается основателем Общества Друзей, еще в 1654 году писал царю Алексею Михайловичу. Петр I общался с квакерами в Англии, Александр I в XIX веке посетил квакерское собрание в Лондоне. В Шушарах под Петербургом в XIX веке жил английский квакер Даниэл Уилер с семейством: он осушал болота близ столицы Российской империи. Британские квакеры совершили несколько поездок в Россию, а в 1890-е годы активно помогали ей в борьбе с голодом.
В своей книге вы пишете, что квакеры развернули свою гуманитарную миссию в Россию еще до революции 1917 года. Чем был вызван их приезд в нашу страну в самый разгар Первой мировой войны?
С самого начала Первой мировой войны лондонский Квакерский комитет помощи жертвам войны (FWVRC) организовывал помощь мирному населению разных стран Европы, страдавшему от боевых действий. Английские квакеры работали в Бельгии, в Германии, во Франции и на Балканах. В 1916 году они отправились и в Россию: квакеры хотели хоть как-то облегчить участь многочисленных беженцев с западных окраин страны, устремившихся на восток — в центральные губернии Российской империи. Это была первая квакерская миссия помощи в нашу страну в XX веке. Она тогда прибыла в город Бузулук Самарской губернии.
Первая миссия в Бузулуке
Почему именно в Бузулук? Ведь вторая квакерская миссия уже во время голода 1921 года тоже была связана с этим городом.
К 1916 году в Бузулукском уезде сложилась наиболее критическая ситуация — беженцы составили 27 процентов от численности местного населения. Вынужденные переселенцы из западных губерний (русские, поляки, литовцы, евреи) оказались в крайне тяжелом положении, а официальные российские власти мало чем могли им помочь. Поэтому в течение трех лет небольшая квакерская миссия англичан и американцев, состоявшая в общей сложности из 40 человек, открывала больницы, поликлиники, приюты, а также мастерские для беженцев, чтобы обеспечить тех заработком.
Первыми из квакеров в нашу страну приехали англичане?
Да, первая миссия квакеров в России (1916-1919) была в основном английской. Но тогда впервые в истории квакерской гуманитарной помощи в августе 1917 года к ним присоединились шесть американок. Хотя среди них была Амалия Фабиржевская, эмигрировавшая в США бывшая подданная Российской империи.
В чем конкретно состояла их помощь?
В 1919 году квакеры издали небольшую брошюру, озаглавленную «Где и как мы помогли». Там были перечислены населенные пункты Самарской губернии, где работало Общество Друзей: Бузулук, Могутово, Андреевка, Ефимовка, Любимовка, Богдановка, Преображенка и Лабазы. Квакеры открыли приюты для беженцев, больницы и амбулатории, создавали мастерские.
Еще они занимались распределением одежды, полученной из Англии. Мальчики в мастерских обучались плотницкому и обувному делу, а также садоводству и пчеловодству. Для девочек и взрослых женщин квакеры организовали надомное производство по изготовлению пряжи, очистке шерсти, вышиванию, вязанию чулок и рукавиц. Во многих селах англичане открыли библиотеки, выписывая книги из Москвы и Петрограда.
Квакеры помогали только беженцам или и местным жителям тоже?
В самарской газете «Волжский день» осенью 1916 года была опубликована заметка «Англичане в деревне», в которой отмечалось, что квакеры помогали не только беженцам: «В Бузулук прибыли представители английского общества «Френдс» («Друзей человечества») по оказанию помощи пострадавшим от военных действий». Бузулукское земство, как пишет газета, предоставило в их распоряжение две больницы в уезде.
При этом англичанам поставили условие, что вся помощь в медицинских учреждениях должна оказываться не только переселенцам, но и местному населению. Все необходимые медикаменты поступали квакерам из Англии. В конце статьи отмечалось: «Население весьма доверчиво относится к их помощи. С другой стороны, и сами врачи очень добросовестно относятся к своим обязанностям».
На линии фронта
Почему с квакерами охотно сотрудничала семья Льва Толстого и тогда, и позднее?
Внук Льва Толстого, Илья Андреевич Толстой, и американский квакер Альфред Смалц (справа) во время перегона лошадей в Бузулук. 1923 год
В 1924 году Илья Толстой эмигрировал в США. В 1942 году в качестве офицера американской армии по заданию президента Ф. Д. Рузвельта он участвовал в военно-дипломатической миссии на Тибет.. Фото предоставлено Сергеем Никитиным
Во время деятельности второй миссии, в 1922-23 годах, ее сын Илья Андреевич Толстой, внук великого русского писателя, работал в американской миссии квакеров в Сорочинском. Ему тогда было всего 19-20 лет, но по поручению миссии он в тяжелейших условиях перегонял туда из Сибири табуны лошадей, которые американские квакеры закупали для голодающих бузулукских крестьян.
Вы в книге подчеркиваете, что квакеры в 1916 году приехали в одну страну, а уехали — из совсем другой. Почему они покинули Россию весной 1919-го? Это было вынужденным решением?
Бузулук оказался в 1918 году фактически на линии фронта Гражданской войны. Артиллерийские обстрелы, постоянная смена власти (квакеры пользовались уважением и доверием как со стороны большевиков, так и со стороны чехословацких легионеров), полная отрезанность от внешнего мира и невозможность получения из-за рубежа финансирования для продолжения работы — все это заставило квакерскую миссию покинуть Бузулук. Почти все они отправились на восток — через США в Англию.
По пути во Владивосток многие из квакеров остановились в Омске, помогая Американскому Красному Кресту работать с беженцами. Благодаря квакерам Грегори Уэлчу и Чарльзу Коллсу несколько сотен петроградских детей в 1919 году удалось вывезти из района Тургояка на Урале. Потом они эвакуировались на восток и год спустя, совершив кругосветное путешествие, вернулись в родной Петроград.
Лишь двое из бузулукской команды — англичанин Теодор Ригг и американка Эстер Уайт — решились на поездку через линию фронта в Москву. Там по просьбе Наркомата социального обеспечения они приняли на себя заботу о четырех детских домах. Удивительно, как этим двум иностранцам, не очень хорошо говорившим по-русски, среди разрухи и ужасов 1918 года удалось помочь пережить суровую зиму более чем 400 сиротам в Воронежской и Тамбовской губерниях.
Британский квакер Грегори Уэлч с детьми-беженцами в Могутове
Фото предоставлено Сергеем Никитиным
Но к февралю 1919 года они оба вымотались как морально, так и физически. К тому же у них закончились все средства и медикаменты, поэтому с помощью шведского консульства Риггу и Уайт пришлось покинуть Советскую Россию.
Вторая миссия в Бузулуке
Еще вы пишете, что во время катастрофического голода в Поволжье и в Приуралье в 1921 году квакеры вновь вернулись в Бузулукский уезд вымирающей Самарской губернии. Чем их помощь отличалась от деятельности других иностранных благотворителей — Нансеновского комитета, Фонда русских детей, Фонда спасения детей и Американской администрации помощи (АРА)?
Квакеры вернулись в Бузулук в сентябре 1921 года, подписав соглашение с советским правительством о помощи голодающим. Бузулук был выбран из-за того, что центр голода приходился на Самарскую губернию, и отчасти потому, что Друзья уже раньше работали там. В отличие от всех остальных иностранных организаций помощи, квакеры на тот момент уже находились в России. С июля 1920 года в Москве снова работал небольшой квакерский офис, распределяющий гуманитарную помощь, поступавшую из Англии, по детским учреждениям столицы.
В январе 1921 года работавшая там Анна Хейнс писала, что в течение нескольких месяцев они с Артуром Уоттсом обеспечивали молоком 16 тысяч детей. Рыбий жир из квакерских поставок шел в московские учреждения Наркомздрава для 30 тысяч детей. Но все это стало возможным по причине полного доверия к квакерам со стороны советских властей, и именно в этом и было основное их отличие от остальных иностранных миссий. С октября 1921 года по сентябрь 1922 года американская квакерская миссия в Бузулукском уезде была вынуждена работать под руководством АРА, но и в этот период она существенно отличалась от гуверовской организации (например, у квакеров работали женщины).
Глава английской миссии квакеров Артур Уоттс писал тогда: «Отношение со стороны простых граждан и чиновников к АРА и к нам существенно отличается. У нас тут в России положение довольно-таки уникальное, и самый факт, что мы не связаны ни с каким правительством или с полуправительственной организацией, значит очень много для того, как мы будем развивать наше сотрудничество и дружеские отношения в процессе нашей работы».
Были ли между квакерами и сотрудниками АРА конфликты или разногласия? К сожалению, в деле благотворительности такое нередко бывает.
Мне ничего не известно о каких-либо конфликтах между квакерами и другими иностранными благотворительными организациями — они хорошо ладили со всеми. Другое дело, что был момент, когда в силу обстоятельств американским квакерам пришлось работать под эгидой АРА, и там действительно иногда возникали некоторые трения между Гувером — главой АРА — и американскими квакерами, но их удавалось быстро разрешать. Отдельные разногласия периодически бывали в отношениях между американскими и британскими квакерами, но они объяснялись разным пониманием подхода к работе и это не оказывало существенного влияния на их деятельность.
На какие средства квакеры осуществляли помощь голодающей Советской России?
Деньги собирались в Англии и США — люди на Западе жертвовали в ответ на призыв квакеров помочь русским, умирающим от голода. У Общества Друзей всегда была и до сих пор остается отличная репутация как исключительно честных и бескорыстных людей. Лондонский квакерский комитет выпустил тогда массу буклетов: например, «Факты и статистика», «Как продовольствие и гуманитарная помощь доставляются в районы, пораженные голодом».
На квакерском складе в Москве. 1920-1921 годы
Фото предоставлено Сергеем Никитиным
Эти материалы рассылались в английские газеты и журналы — в них особое внимание уделялось контролю над доставкой продуктов буквально на всем пути до Бузулука. Помимо этого, с выступлениями по своим странам ездили вернувшиеся из России сотрудники Общества Друзей. Квакеры особо подчеркивали, что во время работы у нас в стране степень воровства и пропаж была минимальна, особенно если учитывать чрезвычайные условия, в которых им приходилось работать.
То есть, говоря современным языком, для привлечения пожертвований в пользу голодающей России, квакерам, как и АРА, приходилось заниматься самопиаром, доказывая эффективность своей работы?
У них не было иных источников финансирования, кроме добровольных пожертвований. Но и тут иногда возникали трудности. Бескорыстная помощь квакеров Советской России у некоторых на Западе вызывала несправедливую критику.
Так, английская газета «Дэйли Экспресс» подвергала сомнению необходимость траты денег британских доноров в России. Газета не сомневалась в честности английских благотворительных организаций, но высказывала опасения, что пожертвования уйдут не по назначению (например, на военные нужды Красной армии). Но эти претензии были необоснованны — квакеры очень внимательно и тщательно следили за доставкой и распределением еды.
«Заслужили нашу признательность»
Как к миссии иностранцев относились власти и местные жители? Как квакерам удавалось находить общий язык со всеми властями: царской администрацией, чехословацкими легионерами и потом с большевиками?
Царское правительство было радо любой помощи, большевики же оказались в безвыходном положении. К тому же советские власти всегда хорошо относились к квакерам. И если у них случались какие-то мелкие конфликты на местах (в волостных центрах Бузулукского уезда отдельные коммунистические чиновники пытались ставить палки в колеса, бывали случаи воровства деревенскими комитетами Помгола), то власти в Бузулуке, Самаре и Москве всегда подчеркивали свою признательность квакерам за помощь.
Вот такое письмо я увидел в Бузулукском архиве: «Милостивые Государи. С чувством глубокого уважения Уездная комиссия по оказанию помощи голодающему населению свидетельствуют Вам искреннюю благодарность за оказываемую Вами помощь. Эту помощь, безусловно, сумеет оценить крестьянство Бузулукского уезда, как помощь бескорыстную, проникнутую лишь чувством человеколюбия к братьям, по воле стихии впавшим в безысходную нужду и страдания».
В американских и английских архивах я нашел много писем от простых крестьян в квакерские миссии в Бузулук и Сорочинское. Вот, например, одно из них: «Американцы! Квакеры, вы — Друзья и Спасители человечества! Я, Тимофей Подольский, и вся моя волость, и моя губерния тоже — мы благодарим вас, и еще вам благодарность от моего отечества — России! Вы спасли нас от голода».
Не подозревали ли квакеров в шпионаже в пользу своих государств?
О каком шпионаже в беднейших и полувымерших русских деревнях могла идти речь?! И если много лет спустя советская пропаганда стала поливать грязью АРА, спасшую десять миллионов наших соотечественников, обвиняя их в том числе в шпионской деятельности, то я никогда не видел подобных подозрений в отношении квакеров. О них просто велели забыть. Но в 1990-е годы мне довелось говорить с пожилыми бузулучанами: они со слезами на глазах поминали добром иностранцев, избавивших их от смерти.
Незахороненные трупы умерших от голода на кладбище в Бузулуке, декабрь 1921 года
Например, одна из жительниц Сорочинского, прочитав в 1996 году мою статью в бузулукской газете «Российская провинция», написала мне письмо, где поделилась рассказом своей бабушки. Ее родители умерли во время страшного голода 1921 года, но она всем потом рассказывала, что ее саму выходили какие-то американцы. Долгие годы родные считали старую женщину изрядной фантазеркой: «Как она могла найти американцев в наших степях, в маленькой деревне?» И лишь теперь стало ясно, что все это правда, просто о ней потом пришлось надолго забыть. И таких примеров в моей книге еще много.
А в использовании гуманитарной помощи для пропаганды своих идей квакеров не обвиняли?
Религиозное Общество Друзей вообще не старается перевести кого-то в свою веру — это необычная церковь, которая совсем не стремится к росту числа прихожан. Уж квакеры точно не ставили никаких условий советским властям и не стремились обрести новых последователей своей религии в России. При этом они честно заявляли большевикам, что станут общаться, например, с близкими им толстовцами. Я думаю, что честность, открытость и дружелюбие, проявляемые квакерами, удивительным образом воздействовали даже на самых отъявленных циников в коммунистической стране.
Советский нарком иностранных дел Чичерин подчеркивал: «Квакеры заслужили признательность и поддержку с нашей стороны». Любопытное замечание сделал русский толстовец в 1920-е годы: «Английские квакеры, не вступая в политические споры, распри и несогласия, проявили в переживаемую Россией революционную эпоху истинно братское отношение к русскому народу». Поэтому о какой пропаганде тут можно говорить? Да и кто бы им это позволил, если все иностранные благотворители находились под непрестанным и бдительным контролем чекистов с Лубянки?
«Эти приятные и общительные русские»
Интересно, как сто лет назад англо-американские благотворители воспринимали нашу страну, охваченную кровавым пламенем Гражданской войны? Они смотрели на тогдашнюю Россию как на некую «белую Африку» или все же как на часть европейской цивилизации, хотя и специфическую?
Квакерские принципы и их идеалы всеобщего равенства исключали саму идею отношения свысока к какому-либо народу, в том числе и к русской нации. Читая письма в архивах, я неоднократно сталкивался с описанием быта русских крестьян: в своих письмах домой американские и английские квакеры многому удивлялись, о чем-то сожалели, но нигде не звучали высокомерные оценки в отношении тех, кому иностранцы приехали помочь. Никакой языковой барьер не мешал общению людей из разных стран.
Мне очень понравилось письмо одной американки, работавшей в Сорочинском. Она так описывает вечернее чаепитие с танцами в «коммунистическом клубе», где веселившихся американцев и русских «пронзал взглядом со стены Троцкий или сам мистер Карл Маркс»:
«Коммунистический клуб не сильно отличается от любого иного клуба. Ну, разве танцы поприличнее и одежды не столь хороши. Но какие же они приятные и общительные, эти русские, мало чем они отличаются от посетителей клубов в любых других местах. И нет большой разницы, танцуешь ли ты с кавалером, одетым в русскую рубаху, или с одетым в вечерний костюм. Мне кажется, я склоняюсь к мысли, что важно не то, кто и как правит, — важна душа человеческая».
Вы пишете в книге, что многие «квакеры, с надеждой взиравшие на первое в мире «государство рабочих и крестьян», искренне полагали, что Россия строит общество будущего, цели которого они считали весьма созвучными квакерским идеалам».
И Кэдбери были не одиноки: такую же политику социальной ответственности вели другие квакерские шоколадные бизнесы: Раунтри и Фрай. И не удивительно, что приверженцы квакерской веры с надеждой смотрели на то, что происходило в далекой России после 1917 года. Ведь понятно, что в те времена степень информированности западного человека была невысокой, и практически все СМИ давали либо недостоверную, либо тенденциозную информацию о Советской России.
Но неужели самые мирные представители англосаксонских протестантов оказались настолько наивны, что могли всерьез отождествлять идеи большевизма с евангельскими заповедями? Они на самом деле верили, что советская Россия строит новое общество?
Собственно, вся информация из нашей страны была столь ужасна, что можно объяснить желание тех квакеров, которые оказались в РСФСР в первые послереволюционные годы, находить положительные аспекты жизни в стране большевиков.
Среди квакеров тоже было довольно широко распространено это стремление смотреть на реальность сквозь розовые очки, искать только хорошее и закрывать глаза на плохое. Кто-то из них впоследствии прозревал, а кто-то так и остался в плену своих идей: несколько квакеров даже предпочли остаться в СССР (как, например, Артур Уоттс). Лишь одного бывшего сотрудника квакерской миссии, в итоге осевшего в СССР, казнили чекисты. Это был Уильям Уилдон, которого 5 октября 1937 года арестовали по обвинению в шпионаже и подготовке диверсий, а в декабре 1937 года расстреляли.