Кто такой лидер определение
Лидер
Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
Выделяют стили лидерства:
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.
В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.
Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.
Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:
1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;
2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;
3)»чёрная овца» — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.
Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?
Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.
Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.
Кто такой лидер
Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.
Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.
Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.
Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:
Категория качеств | Характеристика |
Физиологическая группа | Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность. |
Психологическая группа | По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. |
Интеллектуальная группа | Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением. |
Деловая и личностная группа | Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность. |
Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.
Разновидности лидерства
Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.
Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.
Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:
Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:
Классификация в зависимости от главной функции лидера
В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.
Как помочь ребенку стать лидером
Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.
Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.
Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:
Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.
Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:
Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.
Как воспитать в себе лидера
Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.
Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.
Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:
Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.
Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:
Лидер и руководитель
Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.
Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.
Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:
Признаки лидера в коллективе | Признаки руководителя |
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. | Регулирует официальные связи группы. |
Лидерство — это субъект микросреды. | Руководство — это субъект макросреды. |
Лидерское поведение возникает само собой. | Назначение руководства происходит целенаправленно. |
Лидерство нестабильно. | Существует некая стабильность. |
Нет системы санкций. | Есть система санкций. |
Лидер решает более насущные задачи. | Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия. |
Сфера влияния — малая группа. | Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе. |
Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.
Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:
Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.
Кто такой настоящий лидер и какими качествами он должен обладать, чтобы вести за собой людей
Всем привет! С вами Людмила Редькина, и мы продолжаем наше общение! Вам нравится быть в центре внимания и вы не терпите монотонности и “мямленья”? Вы хотели бы отвечать за какой-то проект, ведь лучше вас никто с ним не справится? Вам надоедают люди, которые не отвечают за свои слова и не доводят дела до конца? Считайте, что в вас есть огромный потенциал для развития лидерских качеств! В этой статье мы рассмотрим, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, а также почему такие требования к лидерам выдвигает большинство людей.
Определение лидера
Лидер не может быть вне группы, сам по себе. Поэтому, чтобы вам почувствовать себя лидером, нужно иметь как минимум небольшую группу людей, которых вы можете убеждать. Об этом говорит и определение лидерства.
Настоящий лидер – это человек, который ведет группу к определенной цели и, очень важно, не боится ответственности!
Целей он может достигать разными способами. Например, принимать решения самостоятельно, интересуясь только конечным результатом. Но уважением тогда долго пользоваться не будет. Он может делегировать полномочия и тогда будет способствовать развитию всех членов коллектива.
А теперь немного проще. Допустим, дано задание по разработке новой программы. Авторитарный лидер диктует, какого формата должна быть программа, как она выглядит, кто должен заниматься программированием, а кто – поиском информации и т. д. Это все делается без учета мнений работников.
Либеральный лидер сначала огласит задание, устроит мозговой штурм, кто как видит его выполнение. Посмотрит, кто какие идеи подает, проработает их вместе с группой и после этого делегирует полномочия тем людям, которые подали идеи.
Есть еще несколько стилей, которые используют лидеры в своем руководстве, добавлю вам немного интересной теории:
В общем, стилей руководства есть много, одни настроены на объединение коллектива, другие – на достижение цели без хорошей атмосферы внутри. Если руководитель и лидер в группе не одно и то же лицо, тут начинается лотерея. Это может послужить максимальной эффективности группы или, наоборот, отвратительной обстановке, недостижению целей.
Все эти процессы изучает социальная психология, а мы здесь говорим больше о практике. Кому не приятно, когда вас уважают, прислушиваются и “заглядывают в рот”, когда вы говорите классные вещи? Конечно, всем! И многие хотели бы стать лидером в своей компании. Как завоевать “приз зрительских симпатий” и стать лидером в коллективе, смотрите в этой статье, а мы рассмотрим основные качества лидера.
Личностные качества современного лидера
Лидер группы – человек, на котором много ответственности. Чтобы раньше времени эмоционально не выгореть, важно иметь набор качеств, позволяющих эффективно вести группу к цели. При этом важно всегда оставаться на высоте уважения коллектива. Какими же качествами должен обладать лидер?
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Свое видение перспективы
Человек “у руля” обязательно должен видеть все глубже. Если дан проект на построение дома, его волнует все – от начала и до получения ключей жильцами, и он видит, как этого достичь. Если компания занимается производством детского питания, уважаемый руководитель видит, как достичь наибольшего количества заказов товара, он продумает все – от внешнего вида до добавок в питании.
Это способность видеть перспективу в неизведанном деле, возможность изменения стратегии, умение “заразить” своим видением всех участников коллектива.
Определение и достижение целей
Среди качеств современного лидера это, наверное, в тройке первоочередных. Целеполагание – качество, которое полезно всем, не только лидерам. Это искусство маленьких шагов, когда человек определяет необходимый объем работы на каждый день, чтобы достичь большой, важной, светлой, если хотите, цели!
Но здесь ответственность в том, чтобы донести всей группе важность выполнения тех или иных задач. Ведь не все в коллективе имеют видение.
Адаптированность или стрессоустойчивость
На руководителей постоянно обрушивается огромное количество информации, требований, постоянные изменения буквально сводят с ума. Но настоящий одаренный лидер, знаток своего дела, имеет такую черту характера, как адаптивность.
Человек умеет выбирать из кучи мусора бриллианты, из гигабайтов информации ту, что принесет пользу всему коллективу. Это реально, когда он имеет широкий кругозор, мало-мальский опыт и способности к руководству.
Гибкость
Человек, возглавляющий группу людей, должен хоть немного разбираться в психологии человека. Это поможет ему в проблемных ситуациях применить разные стратегии, чтобы лучше всего их преодолеть. Если он постоянно будет поступать по одному шаблону, это в конечном счете изучат его конкуренты, лидер будет предсказуем.
Упорство, настойчивость
Для любого руководителя важно доводить дело до конца. Но настойчивость должна быть обдуманной. Есть негласное отличие лидера от руководителя: лидер идет вместе с командой, а руководитель “толкает” команду впереди себя. Результат: лидер знает все проблемы в процессе достижения целей, что помогает ему мудро настаивать и упорствовать. А руководитель не видит объективной картинки процесса работы.
У кого в таком случае будет больше авторитета и поддержки? Я думаю, понятно. Хорошо, когда лидер и руководитель в коллективе – одно лицо. Он и команду толкает вперед и все процессы знает.
И еще немного наблюдений. Существуют разные исследования на тему личностных качеств людей “у руля”. В результате вырисовывается определенный портрет лидера. Я опишу основные позиции, каким должен быть главный человек в коллективе:
Этот портрет еще дополняется такими характеристиками, как участливость, порядочность, честность. Но в последнее время, к моему сожалению, эти качества не в почете.
Поведение
Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.
Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.
Минусы лидерства
Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.
При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.
Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.
При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.
Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.
Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.
Отрицательное качество лидера
Заключение
Чтобы стать лидером группы, в которой вы находитесь, на работе, среди друзей, важно работать над собой. Развитие никогда не помешает, а взамен вы получите гораздо больше: признание, некоторую власть, уважение и, конечно, приятный бонус – повышение зарплаты.
Чтобы добиться этого, сделайте первый шаг, который определит вашу успешность в будущем – пройдите курс “Эффективное общение”. Онлайн-интенсив позволит вам достигать желаемого без лишних эмоций, справляться с проблемами с наименьшими потерями для себя, становиться счастливее, влиять на окружение.
Ведущий курса – Олег Калиничев. Очень опытный коуч и психолог, специалист по эмоциональному интеллекту и невербальному поведению человека. Уж с ним-то вы не сможете оставаться на одном уровне в развитии. У вас появится желание идти дальше и дальше, развиваясь и получая крайне необходимые навыки для лидера.
Хочу пожелать вам ВЕСТИ людей и УПРАВЛЯТЬ процессами, заряжать энергией всех вокруг себя и в своем руководстве оставаться человеком! Именно искренних, иногда строгих, но справедливых, мудрых и харизматичных руководителей нам не хватает, они на вес золота!
Свои впечатления и опыт по этой теме описывайте в комментариях, а также делитесь статьей в соцсетях. А я прощаюсь до следующей статьи!
Кто такой лидер?
Кто такой лидер?
В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.
Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей. «О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова. – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников».
Старший консультант HR-департамента хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова считает, что не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями. Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства. Однако подобные варианты встречаются довольно редко, что лишний раз подтверждают дискуссии участников проекта HeadHunter LIVE на тему «О формальных и неформальных руководителях проектов».
Кому нужны лидерские качества?
Лидерство приписывают себе как вчерашние выпускники вузов, так и претенденты на топ-позиции. «С точки зрения работодателя, лидером можно считать кандидата, нацеленного на результат, достигающего его максимально быстро и выгодно для организации и ведущего к нему всю свою команду», – считает аналитик кадровой компании AVANTA Personnel Илья Баранов.
Когда перед рабочим коллективом поставлены сложные задачи, которые необходимо выполнить в сжатые сроки при ограниченности ресурсов, требуется лидер, способный мотивировать своих коллег на достижение поставленных перед командой целей. Ольга Литвинова говорит, что сейчас очень распространено «проектное лидерство» – назначение сотрудника руководителем небольшого,ограниченного во времени проекта. Это дает руководству компании шанс оценить управленческий потенциал специалиста, а ему самому – попробовать силы, убедиться в своем умении управлять командой. Как правило, после опыта успешного «проектного лидерства» специалист может стать полноценным мидл- или топ-менеджером. Однако эксперт также считает, что лидерские качества, так необходимые на руководящих должностях, могут навредить на позициях, где требуется лишь аккуратность и механическое выполнение каких-либо действий. «Безусловно, если в специалисте начинают проявляться лидерские задатки – это его преимущество, – рассказывает Илья Баранов. – Вопрос в том, насколько занимаемая позиция и текущая ситуация в компании позволят ему реализовать этот потенциал. Если положение дел в организации не дает сотруднику возможности проявлять и применять на деле свои качества, то он начинает терять интерес к работе и искать счастья на стороне».
Эксперты кадрового рынка считают, что лидерские качества сейчас наиболее востребованы в тех сферах рынка, где высока конкуренция, присутствует необходимость быстро принимать решения, проявлять инициативу, работать с инновациями.
«Лидеры – это люди, которые влияют на поведение других, следовательно, мы говорим о необходимости лидерских качеств, когда рассматриваем кандидата на руководящую, топовую позицию, или компания переживает этап реструктуризации, или работать коллективу приходится в стрессовом режиме, или необходимо вывести организацию из стадии застоя, – говорит Елена Егорова. – При этом важны такие личные качества, как умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность».
Как подтвердить наличие лидерских качеств?
Кандидаты, претендующие на управленческие позиции, вполне могут опустить в резюме информацию о наличии у них лидерских качеств: их предыдущий опыт работы будет говорить сам за себя. «Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать», – говорит старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International (Россия) Галина Немченко. А вот соискателям, стремящимся к руководящим должностям, но не имеющим управленческого опыта, надо постараться обратить внимание рекрутеров на наличие у них задатков неформального лидера еще в резюме, а во время личной встречи в полной мере продемонстрировать их. «В резюме свои лидерские качества кандидат может отразить, указав опыт руководства группой подчиненных, возможно, в рамках какого-либо проекта, – говорит Ольга Литвинова. – Чтобы подчеркнуть наличие навыков неформального лидерства, можно перечислить такие достижения, как формирование команды, увеличение продаж, успешную реализацию проекта».
Многие рекрутеры признаются, что не обращают особого внимания на то, какие личные качества «приписал» себе кандидат в резюме. Они считают, что узнать о том, насколько соискатель коммуникабелен, стрессоустойчив, обладает ли задатками лидера, лучше непосредственно во время интервью. По манере поведения, по тому, как кандидат презентует себя, уже можно сделать определенные выводы относительно наличия у него требуемых для будущей должности качеств, а результаты специальных тестовых заданий, решений различных кейсов сделают портрет претендента более полным.
«Резюме – это визитная карточка специалиста, содержащая информацию о его опыте и навыках, – говорит Илья Баранов. – Составляя CV, кандидат указывает сведения о направлениях своей предыдущей деятельности, выполняемых функциях и достижениях. Грамотно составленное резюме оставит первое положительное впечатление у рекрутера и позволит ему предположить наличие лидерских качеств у кандидата. Обращаю внимание, что только предположить. Хорошее резюме лишь увеличивает шансы на то, что оно будет сразу замечено, но реальный портрет кандидата все равно можно составить только при личной встрече, во время которой нередко соискателям предлагается пройти оценку психологов».
«Лидерство – понятие неисчисляемое, и в резюме показать наличие этого качества достаточно сложно, – соглашается Елена Егорова. – Мы можем сделать определенные предварительные выводы на основе перечисленных в резюме навыков и компетенций, предыдущего опыта работы, успешно реализованных проектов, образования. Но окончательные мнение о кандидате может сформироваться только на собеседовании»