Кто такой луначарский и что он сделал
Биография Анатолия Луначарского
Советский государственный деятель Анатолий Васильевич Луначарский родился 23 ноября (11 ноября по старому стилю) 1875 года в Полтаве (ныне Украина) в семье крупного чиновника.
В 1892 году вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве и вел пропаганду среди рабочих железнодорожных мастерских и ремесленников.
В 1895-1896 годах учился в Цюрихском университете, слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса.
За границей познакомился с Максимом Ковалевским, Георгием Плехановым и другими социал-демократами.
В 1898 году вернулся в Россию и начал участвовать в подпольной революционной работе Московского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
В апреле был арестован по «Делу о преступной пропаганде среди рабочих в городе Москве» и заключен на восемь месяцев в одиночную камеру Таганской тюрьмы.
После освобождения из тюрьмы Луначарский был отправлен на жительство под надзор полиции в Калугу. Затем был вновь арестован и сослан в Вологду (в 1902 году), затем в Тотьму (в 1903 году).
В ссылке вел пропагандистскую работу, сотрудничал с периодическими изданиями.
В период своей вологодской ссылки Луначарский сблизился с Александром Богдановым, который в то время в политических вопросах поддерживал ленинскую позицию.
В 1904 году Луначарский по предложению Владимира Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом.
Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Луначарского. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания.
Осенью 1905 года был направлен ЦК РСДРП в Санкт-Петербург, сотрудничал с большевистской газетой «Новая жизнь», вел пропаганду среди рабочих и студентов, в декабре был арестован, но вскоре освобожден.
С 1906 года — вновь в эмиграции, в 1908 году разошелся с большевиками. В 1909 году стал одним из организаторов (совместно с Александром Богдановым, Григорием Алексинским, Максимом Горьким и др.) социал-демократической школы на острове Капри (готовила рабочих к пропагандистско-агитационной и революционной деятельности) и социал-демократической группы «Вперед», выступавшей за развитие пролетарской культуры, науки, философии. В 1913 году вышел из группы ввиду ее перехода от культурно-пропагандистской работы к политической деятельности.
После Февральской революции 1917 года вернулся в Россию, вступил в РСДРП(б).
В конце августа — начале сентября 1917 года был избран гласным Петроградской городской думы; товарищ (заместитель) городского головы, ведал вопросами образования. Входил в расширенную редколлегию газеты «Пролетарий» и журнала «Просвещение». Был одним из инициаторов создания Пролеткульта.
С октября 1917 года и до 1929 года — народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения.
Вместе с Надеждой Крупской, Михаилом Покровским и другими разрабатывал общую стратегию советской школы, основанную на теории трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомпроса, пропагандировал политехническое образование. Один из авторов «Положения о Единой Трудовой Школе», «Основных принципов Единой Трудовой Школы» (оба 1918) и др.
С 1927 года он привлекался к дипломатической работе: был заместителя руководителя советской делегации на конференции по разоружению (1927). Возглавлял советскую делегацию в Лиге наций.
С сентября 1929 года был председателем Ученого Комитета при Центральном исполнительном комитете СССР.
В 1933 году был назначен полпредом в Испанию, однако в должность вступить не успел.
26 декабря 1933 года скончался во Франции, в городе Ментон.
Прах погребен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Луначарский — автор огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды.
Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, человек энциклопедических знаний.
Имя Луначарского носит множество улиц, театров и образовательных учреждений.
В 2015 году Дирекцией Санкт-Петербургского международного культурного форума была учреждена премия имени Анатолия Васильевича Луначарского. Она присуждается работникам музеев, театров, библиотек, киностудий и других учреждений культуры регионов России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Анатолий Луначарский: большевик среди интеллигентов
Первый нарком просвещения Луначарский был одной из самых противоречивых фигур в советском руководстве.
Молодой революционер
Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Незаконнорождённый, он был обязан своей фамилией отчиму Василию Луначарскому. По любопытному стечению обстоятельств тот тоже родился вне брака, и его фамилия представляла собой вариант фамилии настоящего отца, помещика Николая Чарнолусского.
Марксистской философией Луначарский увлёкся в гимназии и уже в 17 лет организовал нелегальную группу, в которую вошли более 200 гимназистов, сторонников социал-демократических взглядов. Одновременно с этим Луначарский вёл активную агитацию среди киевских рабочих и ремесленников. Активные выступления начинающего революционера против самодержавия не прошли бесследно. В аттестате Луначарскому занизили оценку по поведению, и после этого ему уже был заказан доступ в столичные вузы.
Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естествознание и математику и занимался философией под руководством университетского профессора и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была прибежищем для многих революционеров, скрывавшихся от преследования на родине. Именно там Луначарский сблизился с членами марксистской организации «Освобождение труда», в которую входили известные идеологи и деятели революции Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Пётр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым заметно повлияла на формирование политических и философских взглядов молодого революционера.
В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где принял участие в восстановлении разрушенного после серии арестов московского комитета РСДРП. Несмотря на череду обысков, арестов и ссылок, Луначарский не отказывался от своих убеждений и продолжал агитировать за революцию. Параллельно в различных российских периодических изданиях начали выходить его критические работы. В 1904 году опубликован первый теоретический труд Луначарского «Основы позитивной эстетики».
Блестящий оратор, интеллектуал, ленинец
Спасаясь от очередного полицейского преследования, в 1904 году революционер уехал из страны. Ленин и его соратники ждали Луначарского в Женеве, где планировали приступить к изданию новых большевистских газет. Однако сам Анатолий Васильевич не спешил покидать Париж. За эту выходку Луначарский, прозванный Надеждой Крупской миноносцем (Надежда Константиновна сравнивала его убедительные и напористые речи с ходом идущего в бой миноносца), получил от Ленина новую характеристику — «Миноносец Легкомысленный».
После раскола РСДРП Луначарский поначалу не знал, чью сторону ему принять. Он выступал за примирение с меньшевиками и поддерживал их более умеренные, эволюционистские взгляды на природу революции и взаимоотношений внутри партии. Позднее под влиянием Ленина он присоединился к фракции большевиков.
С будущим вождём революции у Луначарского установились доверительные отношения. Ленин особенно ценил его за ответственность и исполнительность и считал его на редкость щедро одарённым человеком. Действительно, познания Луначарского далеко не ограничивались естественными науками и марксистской философией. Он обладал выдающимися интеллектуальными способностями, был эрудирован, владел по меньшей мере пятью европейскими языками.
Идейные поиски Луначарского
В 1905 году Луначарский по вызову Ленина напрямую из Флоренции отправился в охваченную революционными восстаниями Россию. Он работал в легальной большевистской газете «Новая жизнь», параллельно ведя агитацию и занимаясь литературой. Теоретические работы, написанные Луначарским в годы первой русской революции, во многом предвосхитили будущую культурную политику Советского Союза. Луначарского особенно волновали вопросы, связанные с разработкой пролетарской эстетики, которая сплотила бы рабочих и удовлетворила их своеобразный художественный вкус.
После поражения революции Луначарский в своих идейных воззрениях отдалился от большевизма и стал развивать концепцию богостроительства, пытаясь создать своего рода сплав марксизма с христианством. Согласно идее, бог — это верховная общемировая сущность, которую можно построить при помощи коллективного труда. Луначарский и другие богостроители — А. Богданов, В. Базаров и М. Горький — продвигали концепцию в печати. Эти идеи вызвали резкое неприятие Ленина: он считал, что они абсолютно несовместимы с марксистским учением.
В 1909 году Луначарский уехал на Капри и принял там участие в организации антипартийного объединения «Вперёд» и партийной школы для эмигрировавших рабочих-большевиков. Его члены выступали против сотрудничества с Государственной думой и легальных способов борьбы с властью. В годы Первой мировой войны Луначарский постепенно отошёл от идей богостроительства, и летом 1917 года его вновь приняли в большевистскую партию.
Революционные годы
После Февральской революции стало понятно, что относительно спокойные и бессобытийные будни остались позади — пришло время включиться в активную политическую борьбу. В мае 1917 года Луначарский вернулся из Швейцарии, оставив там семью. Вскоре в качестве депутата он принял участие в работе Первого Съезда Советов и активно занялся вопросами, связанными с культурой и образованием. Из-за обвинения в государственной измене Луначарский провёл несколько недель в знаменитых «Крестах».
В дни, предшествовавшие революции, Луначарский вместе с другими большевиками участвовал в многотысячных митингах. Джон Рид, ставший свидетелем одного из выступлений революционера, писал, что это был худощавый, очень похожий на студента человек, который «с чутким лицом художника объяснял, почему Советы должны взять власть».
На Втором Съезде Советов 26 октября Луначарский от имени Ленина озвучил воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», возвестившее о победе революции. Луначарский стал народным комиссаром просвещения, он вкладывал все силы в работу, уделяя ей более 20 часов в день. Правда, вскоре он захотел покинуть этот пост. В начале ноября большевики обстреляли Кремль, в результате чего многие его постройки получили серьёзные повреждения. Узнав это, Луначарский разрыдался прямо на заседании Совнаркома и выбежал оттуда с возгласами: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции!». В знак протеста он подал прошение об отставке, которое, впрочем, позднее было отклонено.
Народный комиссар просвещения
Первостепенной задачей, стоявшей перед наркомом просвещения, было повышение уровня грамотности населения. В ведении Луначарского находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. К 1927 году благодаря ликбезу около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте.
В период Гражданской войны также довольно остро был поставлен вопрос об образовании. Даже в условиях голода и разрухи многие школы продолжали работать, и в этом была заслуга Луначарского. Любопытно, что Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, чрезвычайно высоко оценил качество обучения в школах и заметил определённый прогресс по сравнению с дореволюционными временами.
Большевики тем временем сносили памятники времён царского режима и на их месте возводили революционные монументы, которые зачастую не отличались ни вкусом, ни качеством исполнения. И хотя претворением в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды занимался именно Луначарский, сам он отнюдь не поддерживал идею разрушения «мира насилья до основанья» и вытеснения «классиков с парохода современности». Нарком полагал, что в деле выработки культурной политики новорождённого государства обязательно нужно учитывать художественное наследие самодержавной эпохи.
В тяжёлые времена Луначарский убедил коллег в необходимости сохранять и поддержать бывшие императорские театры. Он также был инициатором издания произведений классиков русской литературы и неоднократно обращался к их трудам в собственных критических статьях. Одновременно с этим Луначарский поддерживал экспериментальные явления в искусстве и выступал за многообразие направлений и стилей. Но в то же время он полагал, что единственно верным художественным методом для новой пролетарской культуры может быть реализм.
«Васильич Блаженный»
Способность слушать людей и идти на компромисс помогла наркому просвещения привлечь на сторону советской власти некоторую часть художественной и научной интеллигенции. Луначарский установил контакт с руководством Академии наук и способствовал тому, что многие деятели искусства начали сотрудничать с Наркомпросветом. Кроме того, он во многом поддерживал литераторов, которые испытывали материальную нужду и подвергались несправедливому преследованию из-за своей нелояльности советской власти. Так, Луначарский ходатайствовал о заграничной поездке для тяжело больного Блока и уберёг от расстрела открыто ненавидевшего большевиков Бунина. За человечность и снисходительность к предполагаемым «врагам народа» соратники наделили его прозвищем «Васильич Блаженный» (по имени блаженного Василия, который, по преданию, был захоронен на том месте, где сегодня стоит Покровский собор в Москве).
Действительно, Луначарский придерживался плюрализма в искусстве, и его действия на посту наркома просвещения во многом отличались от будущей культурной политики СССР. По характеру Луначарский был намного тоньше и демократичнее, чем Ленин. Последний сказал однажды о наркоме: «Люблю этого человека, в нём есть французский блеск и легкомыслие».
В то же время Луначарский одобрил высылку за границу многих видных представителей интеллигенции и массовое увольнение «неблагонадёжных» университетских преподавателей. В разгар Гражданской войны ярый антисоветчик Леонид Андреев обвинял Луначарского в трусости, показной интеллигентности и в стремлении создать иллюзию существования некоего рая для людей искусства, который будет резко контрастировать с большевистским террором и наделит наркома ореолом святости. Однако писатели, поддержавшие советскую власть, были высокого мнения о Луначарском, а Маяковский даже считал его лучшим министром просвещения в российской истории.
Последние годы жизни
После отставки Луначарский работал над литературно-критическими статьями. В 1929 году он получил пост председателя Учёного комитета при ЦИКе СССР, а через год стал академиком.
В то же время было ясно, что Луначарский совершенно не вписывается в новую сталинскую эпоху с её усилившимися тоталитарными тенденциями и монополией государства во всех сферах. В 1931 году против него выдвинули обвинение в связях с троцкистами, которое вскоре было снято из-за отсутствия улик. Со страниц газет на Луначарского посыпались обвинения в «неленинских» взглядах на культурную жизнь страны. Сбылись предсказания Владимира Короленко, который ещё в начале 1920-х гг. неоднократно предупреждал Луначарского, к чему могут привести массовые внесудебные расстрелы, подавление оппозиции и ущемление гражданских прав и свобод.
В 1933 году Луначарский получил назначение на пост посла СССР в Испании, но по пути туда тяжело заболел и умер.
Анатолий Луначарский
Биография
Анатолий Луначарский был крайне неординарной личностью с огромной работоспособностью и обостренным чувством справедливости. Мужчина являлся замечательным публицистом и талантливым оратором, профессиональным революционером, значительным государственным и политическим деятелем.
Портрет Анатолия Луначарского / Klimbim
В течение 12 лет он занимал пост народного комиссара просвещения. Его богатое наследие до сих пор не теряет своей актуальности – статьи и пьесы расходятся на цитаты (чего стоит хотя бы его “Сибирский Чикаго” о городе Новосибирске), а книги о жизни общественного деятеля активно раскупаются современными читателями.
Детство и юность
Луначарский Анатолий Васильевич появился на свет 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1875 года в Полтаве, которая входила в состав Российской империи. Его родители Александра Ростовцева и статский советник Александр Антонов не состояли в официальном браке. По воспоминаниям Анатолия, царящая в доме семейная атмосфера стала определяющей для него при выборе жизненного пути.
Когда мальчику было 10 лет, его отец скончался в результате неудачной операции. После этого Александра приняла решение переехать в Киев вместе с сыном. Там Луначарский-младший стал учеником Первой гимназии, являющейся лучшей в городе. Будучи гимназистом, он вступил в социально-демократическое объединение и почти сразу заявил о себе – юношу назначили руководителем коллектива учеников, которые изучали запрещенную тематическую литературу.
Анатолий Луначарский / Agence Meurisse, Gallica
Вместе с этим Анатолий принимал участие в рабочих кружках. Будучи 17-летним, он написал свою дебютную статью, которую выпустили в гектографическом издании. Из-за того, что учителя считали Луначарского политически ненадежным, ему поставили четверку за поведение в аттестате при выпуске. Это повлияло на невозможность продолжить образование в России. По этой причине студент уехал в Швейцарию и успешно сдал экзамены в Цюрихский университет.
В вузе Анатолий стал специализированным юристом и заодно познакомился с начальниками международной социал-демократической организации Георгием Плехановым и Розой Люксембург. Парень оставался в Цюрихе вплоть до 1897-го, после чего вернулся в Москву.
Политическая и общественная деятельность
На родине Луначарский продолжил заниматься пропагандой и агитационной деятельностью, а также сочинять прокламации. Подобная дерзость не могла остаться безнаказанной – парня арестовали. Однако из-за юного возраста его нахождение в тюрьме было недолгим, после 2 месяцев лишения свободы Анатолия передали отцу. Условиями были отказ от публичных выступлений и обязательство не покидать Полтаву.
Выступление Анатолия Луначарского о партийности в искусствеНесмотря на это, молодой революционер сразу после выхода из-под заключения вернулся в Москву. В связи с этим спустя некоторое время последовал новый арест, который продлился 8 месяцев. После окончания срока юношу выслали в Вологодскую губернию, где он отбыл ссылку в городе Тотьме.
Далее он снова наладил контакты с большевиками и возвратился в Киев в 1904 году, где на протяжении нескольких месяцев писал для городской газеты «Киевские отклики». Осенью того же года Анатолий уехал в Женеву по вызову Ленина. Именно там парень проявил себя как профессиональный революционер и блестящий оратор. Он принял участие в 3-м съезде РСДРП и спустя год вернулся в Россию, чтобы начать работу в большевистском издании «Новая жизнь».
Редакция газеты поняла, что именно Луначарский является главным публицистом издания, после опубликования нескольких его статей. Однако властям приходилась не по вкусу активная публицистическая деятельность Анатолия – спустя несколько месяцев его в третий раз арестовали и приговорили к очередной ссылке. Но уже к осени 1906-го революционер самостоятельно организовал побег и в тот же момент покинул Российскую империю.
Владимир Ленин и Анатолий Луначарский обходят строй почётного караула / Алексей Савельев, Википедия
Со временем Луначарский перешел от политической публицистики к литературной критике – он начал внимательно следить за выходом всех художественных новинок. Например, в статье под названием «Футуристы» мужчина впервые продемонстрировал авангардистскую сущность подобного направления в искусстве.
В этот период внутри марксистской литературы прошла волна обсуждений ленинских учений о диктатуре пролетариата, а Анатолий начал повторно выступать в партийной печати. Его ориентиры снова претерпели изменения, и на какое-то время революционер сблизился с большевиками. Все эти события происходили за границей, так как Луначарский понимал, что в России его сразу арестуют и заставят отказаться от общественной и литературной деятельности.
Документальный фильм «Анатолий Луначарский. Гении и злодеи»Анатолий сочинил и опубликовал цикл статей по истории литературы в 1914 году, в которых рассуждал о проблеме взаимоотношений интеллигенции и пролетариата. По его мнению, эти два слоя общества спокойно могут стать союзниками, особенно в рамках культурной революции.
Творчество начинающего критика было высоко оценено писателем Максимом Горьким и на несколько лет вперед определило литературную политику большевиков. Работы Луначарского выделялись тонкостью и глубиной суждений, а также часто предугадывали следующие этапы развития литературы.
В мае 1917-го мужчина вернулся на родину и ушел с головой в политическую активность. Он продолжил доносить знакомым информацию о необходимости захвата власти мирным путем, что стало причиной полемики с руководством большевиков. Анатолий устроился на работу в газету Горького «Новая жизнь», в которой стали появляться его острокритические статьи.
Анатолий Луначарский и Максим Горький 1929 год
Часть из них была направлена против войны, что привело к новому аресту автора, на этот раз от лица Временного правительства. К счастью, благодаря публичности Луначарского дело обошлось без тюремного заключения, хотя ему и пришлось некоторое время находиться в подполье.
С окончанием Октябрьской революции в биографии Анатолия произошел поворот – его назначили народным комиссаром просвещения. Мужчина не жалел сил и времени на привлечение деятелей искусства из различных сфер для популяризации новых идей. Он создал журнал «Пламя», в котором публиковались писатели с радикально противоположными мнениями. Луначарский сам взялся за перо, хотя и не слишком удачно – его пьесы и обработки были сделаны сиюминутно.
В 1918 году писатель впервые заявил во всеуслышание о желании уйти из правительства и о несогласии с политикой большевиков. Он первым озвучил призыв о необходимости сохранения культурных ценностей старой русской школы и даже организовал в поддержку программу мероприятий.
Анатолий Луначарский, Константин Станиславский, Бернард Шоу в 1931 году / Фейсбук
После того как во главе власти встал Сталин, Анатолия начали отстранять от работы руководителем, что сказалось на его физическом здоровье. Кроме того, произведения автора о недопустимости террора и человеческих жертв запретили к публикации.
В течение 8 лет, вплоть до 1932-го, Луначарский занимал должность председателя бюро по связям с иностранными писателями. Летом 1929-го он совместно с другими членами коллегии Наркомпроса отказался от участия в «культурной революции» и подал в отставку, которая сразу была одобрена. Вместе с уходом Анатолия местная интеллигенция осталась без своего главного защитника. Благодаря известности мужчине удалось избежать открытого осуждения – его отправили в «почетную ссылку».
Личная жизнь
В личной жизни Луначарский был столь же активен, как и в профессиональной. В 1902 году 27-летний революционер впервые вступил в брак, его женой стала 19-летняя писательница Анна Александровна Малиновская. За 20 лет совместной жизни в их семье появился один ребенок. Сын Анатолий Анатольевич Луначарский родился в 1911-м и пошел по стопам родителей, став писателем. В 1943-м он осознанно ушел на фронт, где трагически погиб при высадке десанта в Новороссийске.
Анатолий Луначарский и Наталья Розенель / Фейсбук
1922 году 47-летний Анатолий познакомился с юной актрисой Натальей Розенель и сразу влюбился в нее. Вскоре творческая пара обручилась. В их браке не появились совместные дети, зато мужчина удочерил дочь Ирину Луначарскую от первых законных отношений своей молодой супруги.
Национальность общественного деятеля – русский. Его рост и вес доподлинно не известны, однако по архивным фото с изображением мужчины можно сделать вывод, что он был довольно высоким и статным человеком.
Смерть
Причиной смерти Анатолия Луначарского стало обострение болезни после удаления правого глаза, которое состоялось в 1932 году в Берлине. После операции мужчина вернулся в Россию, но нормально работать ему уже не удавалось. Поэтому по совету врачей писатель отправился на повторное лечение в Германию.
Надгробная плита Анатолия Луначарского в Кремлёвской стене
Цитаты
«Если вы стары, то вы знаете; если вы молоды, то узнаете; если вы стары и не знаете, то мне вас очень жаль».
«И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться».
«Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать».