Кто такой лунный заяц

Лунный заяц

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц — в фольклоре разных народов мира заяц или кролик, обитающий на Луне. Это представление возникло в силу парейдолической зрительной иллюзии — темные пятна на поверхности Луны воспринимались в виде фигуры зайца или кролика.

Чуть позднее в Китае появился миф о Чанъэ, жене стрелка Хоу И, которая украла снадобье бессмертия, улетела на Луну и превратилась там в жабу. В более поздних версиях предания о Чанъэ и лунном зайце постепенно слились воедино, и стали говорить, что Чанъэ стала богиней Луны и живёт в Лунном дворце вместе с лунным зайцем.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

В индийском фольклоре говорилось, что зайца на Луну поместил бог Индра: заяц, принимая божественного гостя в образе нищего, не нашел для него никакой еды и зажарил себя сам. Восхищенный таким поступком Индра воскресил зайца и поместил его на Луну, сделав таким образом бессмертным.

В доколумбовой Месоамерике также бытовало представление о лунном зайце. Так, ацтекский миф о начале пятой, современной эпохи мира представляет появление светил таким образом: боги Нанауацин и Теккистекатль сожгли себя на жертвенном костре, став соответственно Солнцем и Луной. Луна-Теккистекатль был почти таким же ярким, как Солнце-Нанауацин, поэтому один из богов схватил с земли зайца и швырнул его в Теккистекатля, что умерило свет луны.

Источники

Ссылки

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Полезное

Смотреть что такое «Лунный заяц» в других словарях:

ЛУННЫЙ ЗАЯЦ — буддийский символ самопожертвования. Китайцы говорят, что в одной из своих прошлых жизней Будда страдал от голода, и, чтобы его накормить, заяц бросился в огонь. В благодарность за это Будда отправил его душу на луну. Там, под сенью акаций, заяц… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

ИРВОЛЬСОНСИН — («солнце луна звёзды дух»), в корейской мифологии собирательное название божеств солнца, луны и звёзд, спасающих людей от наводнения и засухи. Представления о могуществе небесных тел отражены в «Самгук саги». Мифы о происхождении солнца, луны и… … Энциклопедия мифологии

Луна — У этого термина существуют и другие значения, см. Луна (значения). Луна … Википедия

ЮЭ ТУ — («лунный заяц»), лин ту («чудесный заяц»), юй ту («нефритовый заяц»), в древнекитайской мифологии заяц, живущий на луне, под растущим там коричным деревом и круглый год толкущий в ступке снадобье бессмертия. Первые упоминания о Ю. т. встречаются… … Энциклопедия мифологии

Цвета — Олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, активны, теплы, направлены на смотрящего. Те, которые поглощают свет, например, синий и фиолетовый,… … Словарь символов

Книга вымышленных существ — El libro de los seres imaginarios Автор: Хорхе Луис Борхес Язык оригинала: испанский … Википедия

Пестик И Ступка — Ступка, являясь полой и воспринимающей, является лунным символом, связанным с Великой Матерью, и олицетворяет женский принцип; пестик же размалывает в ней эликсир жизни. В китайской символике лунный заяц держит пестик и ступку, в которой… … Словарь символов

Цукими Мацури — Праздник любования луной, отмечается 15 сентября. Считалось, что в эту ночь луна наиболее яркая, а потому полнолуние самое красивое. Издревле любование луной было одним из главных событий осеннего сезона, когда заканчивалась уборка урожая и люди … Вся Япония

ЧАН-Э — Хен э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 в. до н. э.), Ч. э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное её мужем у Владычицы запада Си ван му, и унеслась на луну.… … Энциклопедия мифологии

ЧАН Э — в китайской мифологии богиня луны, жена стрелка И. По легенде, она тайком от мужа выпила снадобье бессмертия, которое он получил от «владычицы Запада» Си Ванму, и унеслась на луну И остался на земле и умер. На луне Чан Э превратилась в жабу чань … Энциклопедия мифологии

Источник

Лунные кролики, легенда Китая

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Древний Китай: несущий бессмертие

Вы знаете, кто такой бог в Китае? Не злой языческий прародитель-громовержец, не иудейский дедушка на облаке, ставший таким с легкой руки художников вроде Дюрера. Бог-творец в древнем Китае – прекрасная женщина! Но сказка наша, как и в предыдущих случаях, будет тоже не только о ней, но и о Кролике.

Юэ Ту – хранитель вечной жизни

Итак, жила-была богиня Нюйва. Вечно прекрасная и вечно молодая, как и подобает богине-женщине. У Нюйвы был талант художника. Самое любимое хобби этой богини – создавать из глины земную твердь и небесный свод, моря и океаны, животных и людей. У Нюйвы был супруг – бог Фуси, который не очень-то почитал жену своим присутствием: он носился где-то в иных мирах, рождал и уничтожал звезды и целые галактики, поэтому его одинокой второй половине приходилось развлекаться творчеством самостоятельно. Настал момент, когда Нюйве надоело лепить людей и животных из глины, и она научила их размножаться без ее помощи, после чего удалилась в свой великолепный дворец на Луне.

Еще на Луне было дерево бессмертия, которое Нюйва перенесла с Земли, подальше от завистливых людей, желающих захватить его. На том дереве росли волшебные персики, которые давали бессмертие, но созревали они всего лишь раз в три тысячи лет, и потому были очень ценны. Нюйва долго думала, кого бы назначить главным лекарем, готовящим волшебное снадобье из этих плодов и разных лечебных трав. В конце концов она остановила свой выбор на Кролике Юэ Ту, который мог без устали толочь зелье, знал все волшебные рецепты и не обратил бы свои знания во вред богам. Кролик жил на земле, поэтому богиня забрала его в свою лунную обитель, даровав бессмертие и взяв клятву верности.

Когда все необходимое на Земле и на Луне было сделано, богиня Нюйва удалилась в свое небесное царство и лишь изредка захаживала в лунный дворец, чтобы удостовериться, что все в порядке. А на Земле все равно осталась цветущая волшебная страна с дивными садами, откуда некогда было выкопано дерево, которое Нюйва перенесла на Луну. Повелевала теми садами другая богиня по имени Сиванму, которая попросила у Нюйвы давать ей хотя бы часть волшебного эликсира бессмертия, чтобы помогать заболевшим людям. Нюйва согласилась, но передала все дела лунному Кролику-хранителю. Он стал не только собирать волшебные плоды и готовить чудодейственные снадобья, но и заниматься их доставкой на Землю. А дальше…

Дальше – есть множество мифов, сюжет которых так или иначе соприкасается с волшебным Кроликом Юэ Ту, ведь завладеть лекарством от всех болезней, старости и смерти хотел каждый – и богатый, и бедный, и обычный человек, и грозный воин, и даже маг или полубог… Они были готовы на любые трудности, вступали в битвы, пускались в путь, полный опасностей, плели интриги, чтобы обмануть своих соперников и самих богов.

Одна из таких легенд гласит о стрелке Хоу И. Когда-то жили на Земле десять богов, «солнечных братьев», которые каждое утро по очереди поднимались на небосвод в волшебной колеснице. Братья были настолько дружны, что, как только один из них уезжал, остальные очень скучали без него и с нетерпением ждали наступления ночи. Однажды они решили ослушаться воли высших богов и влезли в колесницу все вместе, отчего на Земле началась страшная жара и засуха. Люди болели и умирали, но обезумевшие братья не захотели возвращаться обратно. Тогда император обратился к своему доблестному воину Хоу И, который тоже не смог утихомирить разбушевавшихся богов.

Дома простодушный Хоу И рассказал жене, что небесное бессмертие может получить только один из них, но жить на Земле вечно они смогут и вдвоем. Когда его не было дома, супруга, разум которой замутился от жадности, выпила весь эликсир. Вскоре она стала легкой, словно перышко, и вознеслась на небо.

Понимая, что поступила подло, Чань Э не полетела в небесное царство, а решила некоторое время побыть на Луне, пока страсти не улягутся и про нее не забудут. Приземлившись на лунную поверхность, она почувствовала, что с ней происходит что-то не то: женщина начала стремительно уменьшаться, пока не превратилась в отвратительную жабу. Ни слезы, ни мольба ее не были услышаны ни богами, ни смертными. В конце концов Нюйва сжалилась над Чань Э и повелела ей помогать Кролику Юэ Ту готовить волшебные эликсиры. Жаба Чань Э изо всех сил старалась раскаяться и искупить свою вину, но недобрая натура опять взяла верх, и она задумала проглотить Луну целиком.

И вот настал день, когда Кролик Юэ Ту по просьбе богини Сиванму вновь отправился на Землю с лекарствами, и жаба осталась одна. Выкрав у Кролика весь запас волшебного лекарства, она заглотила его целиком, после чего начала расти, пока не стала гигантской тварью. Когда жаба проглотила Луну, на Земле сделалось темно. Как только Нюйва поняла, что произошло, она отправила разбираться с ситуацией своего верного пса Тянь Гоу. Он сумел напугать жабу, выпустив из пасти испепеляющий огонь, жаба сдулась от страха и Луна опять вернулась на свое место.

Долгими веками Чань Э томилась в теле жабы. Она была проклята, никто не хотел общаться с ней и не любил ее. И вот в один прекрасный день на Луну пришел бог монет Лю Хай, дарующий богатство. Он увидел несчастную плачущую жабу, поговорил с ней, но ничем не мог ей помочь. Не в его власти было снимать проклятие высших богов, поэтому, чтобы облегчить участь Чань Э, он наградил ее особым даром – выплевывать изо рта золотые монетки. Когда стоит лунная ночь, можно услышать звон монет: это жаба посылает человечеству богатство и процветание. С тех пор жаба стала в глазах людей красивой, уважаемой и почитаемой. Поэтому и сегодня в Китае статуэтка трехлапой жабы, держащей монетку во рту, считается одним из самых могущественных талисманов для привлечения богатства. А изображение Кролика Юэ Ту дарит людям счастье, здоровье и долголетие.

«Феномен лунного кролика»

Чтобы подготовить для вас этот рассказ, мне пришлось проштудировать десятки различных источников. Знаете ли, что самое интересное? Чем больше изучаешь мировую мифологию, тем больше и больше загадок встречаешь на своем пути. Про китайского лунного Кролика все понятно. Но, оказывается, Кролик живет на Луне не только в воображении китайцев! Подобные образы и мифы мы встречаем у разных народов, разных эпох, на разных материках. Люди, творившие эти легенды, передававшие их из поколения в поколение, не могли встретиться никогда! Но Кролик живет на Луне и часто его приключения связаны именно с Луной…

В мифологии доколумбовой Месоамерики (так называемая средняя Америка, область, простирающаяся от центральной Мексики до Колумбии и Никарагуа) также есть упоминание о лунном кролике. Согласно одной ацтекской легенде бог Кетцалькоатль, живший на Земле, совершал длительное путешествие и в конце его был совершенно обессилен и изможден, вокруг не было ничего, что могло бы утолить его голод или жажду. Он уже умирал, когда кролик, оказавшийся неподалеку, предложил богу себя в качестве пищи, чтобы спасти его от голодной смерти. Бог, тронутый благородством кролика, вознес его на Луну и, вернув его на Землю, сказал: «Ты можешь быть просто кроликом, но все будут помнить тебя. Вот твое изображение в сиянии, для всех народов, на все времена».

Согласно другой месоамериканской легенде, чтобы создать пятое солнце, все боги собрались в Теотиуакане, чтобы выбрать того, кто станет Солнцем. На вершине горы боги развели большой костер. В него должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо. Вызвались два бога – богатый и тщеславный Текусистекатль и бедный и бескорыстный Нанауацин. Текусистекатль должен был прыгнуть первым, но его охватил страх и он замешкался. Тогда в костер без колебаний прыгнул бедный Нанауацин. Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином.

Вскоре взошло Солнце, и, когда оно проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи. Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

А теперь перенесемся в Японию. Когда-то давным-давно обезьяна, кролик и лис были друзьями и жили вместе. Днем они забирались на гору, а вечером возвращались в лес. Так продолжалось несколько лет. Небесный правитель (японский будда по имени Амида) узнал об этом и захотел испытать их. Он спустился к ним в облике старого пилигрима. «Я путешествовал через горы и долины и очень устал. Не могли бы вы накормить меня?» – сказал он им и положил свой посох, собираясь отдохнуть. Обезьяна забралась на дерево и собрала орехи, лис сходил к реке и наловил рыбы. Маленький кролик обежал все поля, но ничего не нашел. Расстроенный, он вернулся к друзьям, но они только посмеялись над ним: «Ты ни на что не годен!»

Маленький кролик совсем пал духом. Он попросил обезьяну собрать дров, а лиса – развести костер. Они так и сделали. Тогда кролик сказал Небесному правителю: «Пожалуйста, съешь меня!» – и бросился в огонь. Пилигрим был так тронут до глубины души этим самопожертвованием, что заплакал: «Каждый заслуживает похвалы, здесь нет проигравших и нет победителей. Но маленький кролик подарил мне исключительное доказательство своей любви». Сказав так, он вернул кролику первоначальный облик и забрал его тело, чтобы похоронить во дворце на Луне…

Проанализировав эти мифы, мы находим еще одну черту, которая красной нитью проходит через многие сказания о кроликах – это самопожертвование героя нашего рассказа. Такое впечатление, что кролик не умеет и не может жить для себя, он создан для того, чтобы помогать и дарить радость другим – и ради этого он готов отдать даже собственную жизнь.

А когда зазвонят колокола, запоет хор и священник наконец-то провозгласит долгожданное «Христос Воскресе!», я накрою праздничный стол и, как и каждый год, соблюдая семейную традицию, поставлю на него мягкую игрушку – забавного крольчонка. Мы постоянно видим кроликов на пасхальных открытках и сувенирах…

Какое отношение кролик имеет к Пасхе? С ягненком все понятно – это агнец, символ жертвы и кротости Иисуса Христа. Но кролик? Про него же ничего не написано в Библии! А может, это отголоски старинных восточных легенд, осевшие в памяти десятков поколений? Мифы не только развлекают или поучают. Они еще и задают загадки.

Посмотрите на своего кролика. Что же таится под мягкой шубкой любимого питомца? Как бьется его отважное, крохотное сердечко? Почему перед маленьким, трогательным существом склоняют голову великие боги? Наверное, он того заслуживает. А наша задача – вырастить любимого зверька счастливым и здоровым, а как это сделать – читайте в следующем номере.

Источник

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный кролик

Лунный кролик в преданиях майя, ацтеков, китайской и индийской мифологии (А.Колтыпин)

В индийском фольклоре говорится, что кролика на Луну поместил Индра: кролик, принимая божественного гостя в образе нищего, не нашел для него никакой еды и зажарил себя сам. Восхищенный таким поступком Индра воскресил зайца и поместил его на Луну, сделав таким образом бессмертным (при подготовке материала использовалась Википедия).

Лунный кролик в фольклоре и мифологии разных народов (Олег)

Бантуязычная Африка. Ила [есть рассказ о том, как Sulwe, заяц, залез на луну и с тех пор виден там ]: Smith, Dale 1920: 219; сафва [ есть песня о «животном на луне» (заяц?) и о том, почему люди смертны ]: Baumann 1936: 278.

Судан. Теда [на луне живет заяц; на спящего зайца напала собака, тот бросился бежать, в это время вышла луна, он прыгнул на нее, стал «зайцем на луне «]: Kronenberg 1958: 107.

Бирма, Индокитай. Шан [заяц живет на луне в хрустальном дворце, объезжает в повозке мир; от его поведения зависят фазы луны ]: Milne, Cochrane 1910: 200 в Bucher 1964: 737; бирманцы [старик кормился тем, что молотил и чистил рис; его кролик ел микину; старик мечтал, чтобы у него была подруга; богиня Луны в образе старушки спускалась к нему помогать, на ночь возвращалась на небо; узнав, кто она, старик попросил взять их с кроликом на небо; на луне виден старик, чистящий рис, и кролик, лакомящийся мякиной ]: Тхин Аун 1957: 95-97; палаун [во время лекарского ритуала делают пятиметровую жердь, на одном конце которой красная бумажная полоса и белый или золотистый диск-солнце с изображением павлина; на другом – белая полоса, белый диск луны с изображением зайца ]: Bucher 1964: 737.

Общие и специфические мотивы в преданиях о лунном кролике у разных народов

Обзор преданий о лунном кролике разных народов позволяет отметить их общие черты:

1) до того, как кролик был брошен богами на Луну или взобрался туда сам (вар., вместе с людьми), Луна была яркой и горячей как солнце. Согласно преданиям ацтеков, она совершала хаотические движения по небосводу, всходя и заходя за горизонт с разных сторон. По преданиям китайского племени яо Луна к тому же была восьмиугольной;

2) прежде чем быть заброшенным на Луну, кролик бросился в костер или печку (изжарил себя), был оживлен богами и получил на Луне дар бессмертия. Этот мотив повторяет широко известный сюжет Флорентийского кодекса ацтеков о появлении на небе солнца и луны на рубеже четвертой и пятой мировых эпох (я датировал это событие 15,9 млн. лет назад). Роль кролика в этих кодексах выполняет Текусицтекатль (Науи–Текпатль);

3) кролик был съеден Луной, вживлен в нее Солнцем или был брошен на Луну богами, после чего Луна начала двигаться;

4) кролик предупреждал людей о потопе и был унесен в ящике на Луну (потоп был до самой Луны);

5) змея преследовала кролика и он укрылся на Луне. Время от времени змея пытается проглотить Луну или заглатывает ее;

6) кролик (вар., его хозяйка) готовит на Луне напиток бессмертия, чтобы напоить детей Земли.

Кроме того, в некоторых преданиях отмечается, что кролик является сестрой Луны, от него беременеют все зайчихи на Земле (или сама Луна является любовником всех земных женщин), и после появления на Луне кролика у женщин начались менструальные циклы.
В легенде племени поно из Калифорнии также говорится, что прежде чем появилась большая и горячая Луна и боги бросили в нее кроликом, солнце опалило землю, затем шел большой дождь и после этого мир был погружен во тьму (солнцу было разрешено являться за землю в виде летучей мыши). Вообще, сюжет о сопутствовавшей этому событию катастрофе, после которой вся земля была устлана трупами, а уцелевшие люди превратились в обезьян или рыб, встречается регулярно.
Несколько противоречивой, на первый взгляд, представляется имеющаяся в преданиях ацтеков информация, что до потопа растительность успела возродиться, и при ее возрождении славно потрудился кролик. Странным кажется и утверждение, что до потопа сельскохозяйственные орудия работали сами, без участия людей.
На что бы мне еще хотелось обратить ваше внимание, так это на имеющееся в предании ацтеков указание, что после того, как кролик был заброшен на Луну, небо окрасилось в голубой цвет. А до этого оно было белым. А также на то, что после катастрофы, во время которой на небе появилась Луна и в нее бросили кроликом, люди начали питаться мясной пищей. Причем, это представлено так, как будто раньше они были вегетарианцами. Но, как я показал при описании Первой, Второй, Третьей и Четвертой мировых эпох, так оно и было в действительности.

Что представляет собой «лунный кролик»?

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах ФОРУМА в теме » Луна и бессмертие. Лунный кролик »

Источник

Лунный заяц

Эта статья — о персонаже. У этого термина существуют и другие значения, см. Лунный заяц (значения).

Лунный заяц — живущий на Луне заяц, спускающийся на Землю в новогоднюю ночь при полной луне (что совпадает с наступлением года зайца и бывает раз в 12 лет). Самое заветное желание поймавшего его в это время на Земле исполняется Лунным зайцем. Создает вокруг себя радужное сияние, которое также наблюдается на Земле в ночи его спуска.

Содержание

Биография

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Крош и Ёжик пытались в одну из новогодних ночей, когда заяц спускается, поймать его. Они пошли в лес и приготовили там множество ловушек, но когда Лосяш, пришедший с ними и думавший, что они хотят встретить Новый год в лесу, попал в одну из них и не мог сам выбраться, Ёжик отказался продолжать и пошёл с Лосяшем домой, оставив Кроша одного. По дороге Ёжик видел Лунного зайца на Луне, но не придал этому значения. При переходе через мост Лосяш упал в реку. Ёжик, не умеющий плавать, сам оказался там, сумев спасти его. Лосяш стал кричать «Ёжик! Ёжик!». На крики прибежал Крош. Пытаясь спасти Ёжика, он сам оказался на его льдине и в итоге оба попали в водоворот и ушли на дно. Лунный заяц спустился на Землю и, предположительно, спас их.

Интересные факты

В реальном мире лунный заяц — это фольклорный персонаж разных народов мира, являющийся зайцем или кроликом, обитающем на Луне. Это представление возникло в силу парейдолической зрительной иллюзии — тёмные пятна на поверхности Луны воспринимались людьми как фигуры зайца или кролика.

В серии «Нулевая гипотеза», Лосяш говорил о солнечных вспышках, которые бывают раз в 12 лет. Здесь же все совпадается.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

ХРАНИТЕЛЬ БЕССМЕРТИЯ (Миф о лунном зайце)

Отрывок из книги В.Бондаренко «Подлинная история Лунного зайца»

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Попробую связать воедино миф о лунном зайце, который за тысячелетия своего существования неоднократно перечеркивался, переделывался в угоду тем или иным идеологиям, но так и не исчез… В споре Инь и Ян победило мужское начало Ян, характеризующее лунную трехлапую жабу, а женское начало Инь, символизирующее лунного зайца, уступило. Жабу мы найдем с золотой монеткой во рту по всему миру, в любом киоске, лунного зайца найти трудно даже в Китае и Индии.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Я стараюсь понять, почему так редко в мировой мифологии попадаются работы о китайском (и в целом о восточном) лунном зайце, символе бессмертия, уже тысячелетия толкущем в своей нефритовой ступке агатовым пестиком снадобье бессмертия. Почему о втором императорском символе – символе человеческого бессмертия – так мало пишут, хотя его изображения, ссылки на его вечное существование находятся в самых древних памятниках Востока.

nr8c-ab/afjptukiusagiz2.gif» /> Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Заяц на лунном диске

Впрочем, объясняя редкость работ по заинтересовавшему меня лунному зайцу (так же как и по лунной жабе, лунному медведю, богини Чань Э, небесному петуху, небесной собаке Тянь Гоу, и даже по великим мифическим предкам китайцев: Фуси, Хуанди, Сиванму и Нюйва, Дунвангун и их общему прародителю Паньгу…), никак нельзя обойти проблему долгого, пренебрежительного отношения европейской науки к китайским преданиям, китайским мифам и китайской мудрости в целом. Об этом очень хорошо написал один из самых известных китаеведов России профессор Алексей Маслов в книге «Утраченная цивилизация»: «Долгое время в западной науке… считалось, что китайцы пошли откуда-то из других мест. Вообще китайской цивилизации упорно отказывали в праве на самостоятельность и автохтонность. Скорее всего, это происходило потому, что сама китайская культура представлялась западным миссионерам и исследователям настолько необычной, настолько загадочной в своей мудрости и практицизме, что объяснить эту тайну лишь поэтапным развитием было слишком примитивным… Так откуда же они могли прийти?
Вот первое предположение – из Египта, древнейшей колыбели человеческой культуры. Одним из первых формулирует эту мысль немецкий иезуитский миссионер, считавшийся основателем сразу нескольких наук, в частности – географии и картографии, Анастасий Киршер (1602-1680)… Заметим, что в ХVII-ХVIII веках для западных схоластов и ученых именно египетская культура представлялась наиболее древней… Именно Египет в представлениях европейских учёных стал своеобразной страной-донором для китайской культуры… Для Киршера и его последователей Китай существовал как нечто вторичное, как искаженное эхо великих цивилизаций…»

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц

Долгое время я никак не мог понять, почему европейские ученые так привязались к древнему Египту, который уж никак с древним Китаем связан не был. Потом догадался: все истоки европейской культуры, как правило, связаны с Египтом, они привыкли, что и пасхальные яйца, и сама Пасха пришли в Европу из Египта, и пасхальный заяц – из Египта, и всё прочее. Если уж Европа признала свою культурную зависимость от древнего Египта, то по своей европоцентричной схеме они и Индию, и Китай – две мощнейших, кстати, независимых друг от друга, хотя и взаимовлияющих, древних цивилизации – тоже стали привычно выводить из древнего Египта или Месопотамии.
Они никак не хотели признать наличие множественности мировых цивилизаций, не принимают и до сих пор, настаивая нынче на однополярном американизированном мире. Но центров мировых цивилизаций всегда, с самой глубокой древности, с первобытного человека, было несколько, среди них и наша Россия. И нынешний мировой взлет Китая, Японии, Кореи и всей Юго-Восточной Азии это подтверждает. И недалек тот день, когда по Луне будет ходить луноход «Юэ Ту», то есть «Лунный заяц», уже заранее прозванный европейцами «moon rabbit», хотя я на месте китайцев приучил бы весь мир выговаривать правильно именно китайские выражения.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц. Япония

Европейские ученые, впервые обратившиеся к мифологии древнего Китая, долгое время не могли понять, откуда там взялся столь высокий уровень знаний, откуда появилась такая развитая мифология, не уступающая древнеримской и древнеегипетской, со своим пантеоном богов и священных животных. Тот же китайский лунный заяц был не в одиночестве на своей луне. Кроме священного лунного дерева кассии (в иных вариантах – лаврового дерева, османтуса, гриба личжи, иногда даже персика бессмертия), кроме символических, волшебных нефритового пестика и агатовой ступки, там же рядом жила и лунная жаба, там же был Нефритовый дворец, где жил Лунный старец, где по другим версиям жила богиня Луны Чань Э, иногда там жила лунная собака. Там же жил и лесоруб У Ган, вечно рубящий лунное дерево. Там иногда бродит и японский лунный медведь. Изредка появляется лунный волк…

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный Волк

Если в образе лунного зайца находили перекличку с Прометеем, несущим огонь людям (а заяц нёс целебные лекарственные снадобья, которые, надеюсь, так помогли китайским спортсменам на последней Олимпиаде), то в образе У Гана, естественно, проглядывался Сизиф, делающий тяжелую и бессмысленную работу. Но ни о какой вторичности образов и речи быть не могло, китайские образы, как правило, более древние.
Впрочем, самодостаточные китайцы не говорят, что это древние римляне позаимствовали у них мифические образы. Они-то давно верят в множественность миров и цивилизаций, это проистекает из их же множественной системы божеств.
Понятно, что европейская, в том числе и русская, система единобожия приводит к мысли о едином центре земли, Вселенной, чего угодно. О единой политической и экономической системе. Мы давно уже сообща с Европой решили, что наше языческое прошлое – это варварство и примитивизация жизни. Увы, в данном случае мы, русские, пошли даже дальше Европы. Там хотя бы внимательно изучают культуру древней Греции и древнего Рима. Мы свое языческое культурное наследие уничтожаем уже более тысячи лет, и, конечно же, сегодня восстановить систему лунарных и солярных богов­языческой Руси почти невозможно. Есть какие-то обрывки мифов, что Велес был в одном из своих преображений лунным зайцем. И ничего более. Как всегда Россия до основания разрушает свое же великолепное прошлое, будь то языческая Русь, будь то Святая Русь, будь то императорская Россия, будь то Советский Союз. Затем на обломках мы заново что-то строим.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Китайцы же осознанно предпочли сохранить многобожие, хотя временами близко подходили к единобожию, и будь на то воля народа, вполне могли бы стать, как Европа и Россия, как мусульманский мир, страной единого бога. Кстати, множественность культурных и религиозных центров Китая не мешает идее централизованного сильного имперского государства. Множество в одном.
Как пишет профессор Маслов: «В Китае никогда не возникало идеи единого, живого Бога. Точно такую же ситуацию мы можем наблюдать по всей Восточной и Юго-Восточной Азии без исключения: в Японии, Корее, Вьетнаме. Здесь поклонялись в основном либо духам, либо безличностным началам (путь Дао в Китае), но чаще всего – и тем и другим…

eohashi/13150105.jpg» /> Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяцКто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц. Роспись по шелку. Китай

Восток всегда относится к своему основному предмету поклонения – к духам – как к своим непосредственным предкам… Примечательно и другое – к духопоклонничеству тяготел отнюдь не только один Дальний Восток со своим культурным центром в Китае, но и все цивилизации Южной Америки, в частности – ацтеки, майя, инки, многие цивилизации Африки…»
Затронул профессор Маслов и проблему России. «Можно, конечно, возразить: а разве, скажем, на Руси не поклонялись всяким духам, лешим, домовым. Безусловно, это так, но с одной небольшой особенностью – на основе всего этого не была создана западная цивилизация…»
А мы, как ни крути, стараниями князя Владимира, патриарха Никона, Петра Великого, Владимира Ленина, да и нынешних властителей в основе своей принадлежим к западной цивилизации. К счастью, сегодня у нас, абсолютно не в ущерб православию, усиливается интерес ученых и археологов к древнему языческому прошлому Руси. Изучают же у нас во всех православных семинариях античную культуру. Чем языческий Зевс или Венера отличаются от нашего Велеса или Берегини? Почему не восстановить древние языческие славянские центры, как восстановили немцы не во вред своей вере наши языческие божества на острове Буян, ныне остров Рюген?

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Может быть, сегодня в Китае, и в целом на Востоке, духи немного «окультурились», приспособились к технической цивилизации. Взять хотя бы восхищающий меня недавно установленный пятнадцатиметровый памятник лунному зайцу на Тайване, как положено, с пестиком и ступкой, на центральной площади, прямо напротив мавзолея Чан Кайши, у которого в левом кармане торчит мобильный телефон. Очевидно, лунный заяц переговаривается по мобильнику с остальными зайцами или слушает распоряжения Лунного владыки.
И всё же мы сегодня свидетели того, что эти священные мифические божества и существаЮго-Восточной Азии несут всему миру высшую Мудрость, к которой уже прислушивается человечество. Лунный заяц победил.
В разных мифах разных народов, и даже в версиях мифа одного народа, я встречал то название лунный заяц, то название лунный кролик. Этому есть несколько причин. В одних странах нет ни зайцев, ни кроликов, взяли готовую версию. В других странах или областях преимущественно кролики, в третьих – зайцы. Я всё-таки предпочитаю лунного зайца, ибо кролик – чересчур домашнее животное и не приучен к той самостоятельности и находчивости, которым обладают дикие природные зайцы.
Тем более у нас в России обитало почти 45 видов семейства зайцев. Настоящие зайцы (к которым я бы отнес и моего героя), кролики, ставшие родоначальниками домашних пород, и древесные зайцы. У нас в стране и сейчас обитает четыре вида настоящих зайцев: русак, беляк, толай и маньчжурский заяц. Конечно, поэтому в наших русских сказках чётко подразделяются заяц и кролик. В Англии, к примеру, речь всегда идет о «братце кролике», и даже «раббит» там переводят как кролик. Кстати, от кролика-раббита ведут своё происхождение знаменитые хоббиты Толкиена. Вот где мы нашли ближайших литературных мифических родственников лунному зайцу. Конечно, я мог бы везде в тексте, согласно моей версии, писать лишь о лунном зайце. Но, опять же, цитируя сказки и мифы, труды известных ученых, я подстраивался под них и не везде менял название кролик на зайца. Пусть сосуществуют, как китайские мифологии и китайские божества, – множество в одном. Расхождение в мифах разного времени тем более я оставил.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Сиванму медитирует на вершине горы, а по бокам от нее лунные зайцы толкут в ступах волшебные травы для приготовления напитка бессмертия

И потому на Луне живет с зайцем то лунная красавица Чань Э, то трехлапая лунная жаба, в которую превратилась Чань Э за обман охотника И. Иногда и жаба и красавица сосуществуют вместе. У японцев появилось на Луне сразу два лунных зайца, которые совместно толкут рис для мо�чи – рисовых лепешек. По-разному в разных переводах звучат и названия камней: нефритовый заяц, яшмовый заяц, агатовая ступка, яшмовая ступка. Настоящее пиршество народной фантазии.
Мне самому ближе нефритовый белый заяц с нефритовым пестиком и агатовой ступкой, но допустимы и другие варианты. Существует целая вереница прообразов вечного Древа жизни, лунного дерева бессмертия: кассия или коричное дерево, лавр, гриб личжи, османтус, персиковое дерево. По-моему, классический ранний китайский вариант одинаков – лунное коричное дерево, пусть звучат и другие варианты.
Надо было китайцам полететь в космос, запустить на ту же самую Луну свой спутник «Чань Э», стать вновь спустя столетия великой державой мира, чтобы изумленные ученые Запада (да и России тоже) изменили не только своё мнение о китайских экономических возможностях, но и своё отношение к их древней истории, и, наконец, к их древним мифам. Правда, отчасти виноваты и сами китайцы в своей закрытости и определенной «срединной» зацикленности на самих себя.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц со ступой из слоновой кости. Конец XIX века

Только сейчас новейшие археологические раскопки подтвердили подлинность древнейших текстов, подлинность мифологических фактов, подлинность самих мифологических личностей, начиная с первых легендарных правителей, только сейчас археологические открытия передвинули на тысячелетия ту же расписную керамику Яншао, доказав тем самым её незаимствованность от вавилонской культуры. Красота керамических сосудов Яншао поражает всех. А над орнаментами из кругов, спиралей, замысловатых изгибов, символизирующих какие-то (в том числе и лунарные) понятия, еще думать и думать историкам, мифологам и археологам. И какое умелое качество обжига?! Нашли и более древнюю керамику, например, Баньпо (ок. 4500 до н.э.). Думаю, найдут там и такого же древнего лунного зайца.
В одной из искусных древних китайских сказок об умелых мастерах говорится: «Плотник Цин вырезал из дерева колокол. Когда работа была готова, кто видел ее, поражались: казалось, это сделали духи или боги.
Увидел колокол луский князь и спросил мастера:
– Каким искусством ты этого добился?
– Я всего лишь ремесленник, – ответил плотник, – какое у меня может быть искусство? А впрочем, был один секрет. Замыслив выточить колокол, я не решился тратить понапрасну свое ци и должен был поститься сердцем – чтоб обрести покой. После трех дней поста уже не смел помышлять о почестях или наградах, о жалованье и чинах. После пяти не смел думать о хвале или хуле, удаче или неудаче. После семи – в оцепенении перестал ощущать собственное тело, забыв о руках и ногах. И не стало для меня ни князя, ни его двора; все, что извне волнует душу, исчезло, и все мое уменье сосредоточилось на одном. И тогда я отправился в горы и стал присматриваться к природным свойствам деревьев. И только мысленно увидев в наилучшем из стволов уже готовый колокол, я принялся за дело – а иначе не стоило и браться. Так мое естество сочеталось с естеством дерева – потому и работа кажется волшебной».
На исходе дня 25 февраля 2009 года в Париже на аукционе «Кристис» с нарушением всех международных прав были проданы головы зайца и мыши, ранее являвшиеся частью фонтана во дворце Юаньминьюань в Пекине. Французский аукционный дом«Кристис» на своем Интернет-сайте оценил бронзовые статуи, представляющие собой головы лунного зайца и мыши, в 8-10 млн евро.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Заяц проданный на аукционе «Кристис»

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Китайский дракон, вышитый на шелковом халате позднего имперского периода. Над ним изображение «лунного зайца», приготавливающего элексир бессмертия

Может быть, поэтому китайские руководители космической программы назвали свой лунный спутник «Чань Э», готовят луноход «Лунный заяц», чтобы соединить древнюю мифологию, отражающую дух нации, и современные достижения науки и техники. Их примеру последовали японцы, назвав свой лунный корабль по имени лунной принцессы Кагуя, индусы тоже дали название своему лунному кораблю «Чандраян», то есть корабль Чандры, бога Луны. Древнейшие цивилизации мира понимают, что нельзя при всех технических достижениях порывать со своей историей и мифологией. Это и есть мудрый национализм. Когда же у нас полетит космический корабль «Илья Муромец»? Когда наш спутник назовут «Василиса Премудрая», или хотя бы «Серый волк», или «Царевна-лягушка»? Представьте, как бы издевались над такими названиями наши Петросяны и Сванидзе…
Ушли наконец-то в сторону попытки объяснить китайские древность и мудрость «вавилонской миграцией», семитским происхождением древних правителей, месопотамским или шумерским влиянием. Есть ряд мифов, связанных с Чань Э, лунной феей, превратившейся в трехлапую жабу и полетевшей на Луну навстречу лунному зайцу. Кстати, у великого японского писателя ХХ века Юкио Мисима есть пьеса-маска «Принцесса Лунного лавра». Но в центре моего повествования всегда будет лунный заяц.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Шелковая ткань с изображением
нефритового зайца и дракона среди облаков
Династия Юань, XIII в.

Лунный заяц и есть образ истинного друга всех людей. «На вас он смотрит и молчит…» и тем временем молча помогает выжить. Знайте, что это именно лунный заяц своими лучистыми звездными глазами прокладывает вам ночью путь во тьме кромешной… Это понимали и наши русские мудрые ученые и поэты, от Афанасьева до Клюева и Есенина.
Сергей Есенин, прекрасно знавший народную мифологию, в своем уникальном гениальном мифологическом труде «Ключи Марии» откровенно связывает образ Луны с зайцем: «В нашем языке есть много слов, которые как «семь коров тощих пожрали семь коров тучных», они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли. Например, слово умение (умеет) запрягло в себе ум, имеет и несколько слов, опущенных в воздух, выражающих свое отношение к понятию в очаге этого слова. Этим особенно блещут в нашей грамматике глагольные положения, которым посвящено целое правило спряжения, вытекшее из понятия «запрягать», то есть надевать сбрую слов какой-нибудь мысли на одно слово, которое может служить так же, как лошадь в упряжи, духу, отправляющемуся в путешествие по стране представления. На этом же пожирании тощими словами тучных и на понятии «запрягать» построена почти и вся наша образность, слагая два противоположных явления через сходственность в движении, она родила метафору:

Луна – заяц,
Звезды – заячьи следы…

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

В темных пятнах – заметных на луне, китайская народная фантазия увидела человека, рубящего дерево, и фигуры двух животных, зайца и жабу. Заяц – вечный труженик – готовил под лунным деревом снадобье бессмертия, жаба старалась проглотить луну (отсюда и лунные затмения), но всегда неудачно.Человек – это некто У Ган, который за свою безмерную ревность провинился перед божествами и в наказание был отправлен на луну и осужден вечно рубить растущее коричное дерево, по воле богов после каждого удара топора дерево не только уцелевало, но и подрастало, заруб мгновенно восстанавливался… И на самом деле, сизифов труд. Но, обращаясь к далеким от жизни ученым, застрявшим в своих бумажках и вечно ищущим в восточных древних мифах лишь пересказы чужих мировых европейских сюжетов, скажу: может быть, человеческий опыт во многом одинаков по всему миру, и брачные игры одинаковы, другого способа рождения детей пока не придумали и, даст Бог, не придумают, и труд человеческий часто бессмыслен. (А на английских каторгах или в немецких лагерях часто был осознанно бессмыслен, люди перевозили в тачках землю туда и обратно, до бесконечности. Вот вам и У Ган, и Сизиф одновременно.) И поэтому совпадение сюжетов, на мой взгляд,часто идет в древних памятниках литературы не от знания народами друг друга, а от схожего климата, схожих условий жизни, схожей природы, схожего психологического опыта развития. Вот и корейский средневековый поэт Ким Си Сып обращается к тем же образам древнего Китая:

Озаряет луна
черных буйволов княжества У.
Вся земля
в эту пору глядит на луну.
В эту пору Ли Бо
подымать свою чарку любил
И У Ган
ствол коричный упорно долбил.

А может, мудрость пришла китайцам с неба, в том числе и от загадочного в своей древности лунного зайца? В Китае традиционно вторым по рангу божеством после солнца была луна. Как пишет В.Сидихменов в книге «Китай. Страницы прошлого» (М., 1987): «Главное божество луны называлось владыка луны (юэ-чжу) или «дух луны» (юэ-шэнъ). В даосской религии владыка луны получил наименование старец луны (юэ-лао). Этот «старец» выступал в роли устроителя брачных союзов: он незримой веревочкой связывал попарно всех мальчиков и девочек, которым суждено рано или поздно соединиться брачными узами».

Китайцы на Тайване изготовляют своих любимых мифических животных из самых современных материалов. К новому лунному году они установили на центральной площади Тайбея, рядом с мавзолеем Чан Кайши, бетонного пятнадцатиметрового лунного зайца, а чтобы ему было легко переговариваться с Чань Э и лунной собакой, снабдили его мобильником. Как пишет Соколова Ирина Арнольдовна, побывавшая на Тайване в год открытия памятника лунному зайцу, праздник спонсировался телефонной компанией, поэтому праздник Луны открывался якобы с помощью спутника связи, символизирующего достижения Тайваня. «Спутник», установленный на крыше небоскреба компании, при наступлении темноты каждые полчаса посылал лазерный луч на зайца, оживляя его.

Разные народы в разное время заметили на Луне и зайца. В.Сидихменов считает: «По его имени иногда называют и луну: «темный заяц», «золотой заяц» или «обгорелый заяц»…» Лунного зайца часто называли и по-другому – старичок с Луны, объединяя его в одном образе с самим небесным владыкой. Кто это был, и откуда он пришел в Китай исцелять больных и помогать продлевать жизнь здоровым?
Может быть, это был инопланетянин, своим необычным костюмом похожий издали на зайца? А может быть, он пришел со своим целебным снадобьем из загадочной и высокоцивилизованной древней страны Фусан? Может быть, китайцы связали видимого им с Луны зайца с вполне конкретным земным рогатым или ушастым пришельцем из загадочной страны двенадцати великих династий, правивших 18 тысяч лет? Из тех пришельцев, что передали им в незапамятные времена древнейшие сакральные познания, которые человечество и до сих пор не может понять и освоить? Может быть, лунный заяц всего лишь мудрец со странной головой, к примеру, с двумя антеннами? Мы только сейчас, как и в случае с поисками неведомой полумифической Трои, с раскопками Помпеи или Карфагена, начинаем всерьез изучать полусказочные, но имеющие под собой реальную основу предания древних китайцев.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Заяц или Кролик: Во многих легендах рзличных культур, включая Тибет, Китай, Африку, Цейлон, а также некоторые племена американских индейцев, говорится, что заяц жил на Луне вместе с правящим Лунным божеством. В особенности связан с лунными богинями.

Так кто же ты, мой лунный заяц Юэ Ту, что за чудесный доктор?
Собрав воедино сотни фактов, сведя вместе изображения лунного зайца в книжной графике и в живописи, прочитав множество стихов величайших поэтов Востока с упоминанием лунного зайца, я попробовал предложить свою трактовку почитателям этого обожествленного лунарного животного.
Это прежде всего символ всей народной китайской медицины, своими снадобьями тысячи лет спасающий бедных китайцев от преждевременной смерти.
Я пишу о лунном зайце, ищу его приметы по всему миру как бы для себя лично, как будто привожу в порядок свой письменный стол, свою коллекцию восточной бронзы и нефрита, дерева и шёлка, так и собираю вместе всех найденных лунных зайцев. Если кого-то они заинтересуют, буду рад.
Мой домашний лунный заяц мне усердно помогает в написании. Он ведёт меня по следу, как Шерлок Холмс, и я нахожу новые следы его пребывания в древней истории. Если кто-то посмеется над моей попыткой, я посмеюсь вместе с ним.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Богиня солнца Аматэрасу. В ее руках сфера с полумесяцем, в которой заключен лунный заяц

Очевидно, нет в моей работе строгой научности, академического языка, четкой систематизации, нет надёжных проверок и ссылок, если работа кому-то пригодится, надеюсь, в будущем её снабдят научным аппаратом. Я не собираюсь скрывать своей личной субъективности. Собрал с миру по нитке, от серьезнейших научных работ до приколов интернета и астрологических прогнозов, от анонимных ребячьих сказок до заметок путешественников по Азии. Но тем не менее, может быть, мои заметки подтолкнут и солидных синологов к дальнейшей разработке этой интересной темы. Буду только рад. Продолжаю и сам свои поиски новых изображений, новых версий мифа, новых обликов лунного зайца.
Должен сказать, что богатейшая мифология Древнего Китая, да и вообще Востока в целом, у нас слабо разработана, в отличие от мифологии Древней Греции или Древнего Египта. Даже кельтская мифология изучена лучше, знаю по работам своего сына, Григория Бондаренко, известного кельтолога, преподающего сейчас в Ольстерском университете. Как я уже писал выше, долгое время наши ученые вослед западным считали китайскую мифологию чем-то вторичным, везде искали заимствования у шумеров, у египтян, у Месопотамии. Кстати, следы этого высокомерия заметны и сегодня. Нашел недавно, к примеру, книжку Александра Казанкова «Лунный заяц, женщина-паук и проблемы сравнительной мифологии» (Москва, 2007, тираж 400 экз.), обрадовался, купил. О лунном зайце, но африканском и мезоамериканском, прочел много интересного, о женщине-пауке тоже. Привлекает и название книги, видно, и до академической науки дополз пиар, чем-то завлечь читателя надо. Прочитал много интересного и по мифологии, но четко виден старый прозападный подход. К примеру, пишет Казанков о Карле Хентце, пионере адекватного сопоставления культур: «Родиной всех великих цивилизаций К.Хентце считал Ближний Восток (давняя английская колонизаторская европоцентричная точка зрения. – В.Б.). Его мнение на этот счет более чем определенно: «Кто перед лицом многих впечатляющих осмелится отстаивать фикцию, будто великие цивилизации Индии и Китая, древней Америки возникли независимо друг от друга, независимо от таких центров, как Месопотамия и Египет?» (Hentze 1951.249)… Полностью присоединяюсь к этому мнению. » И далее уже о другом западном ученом Н.Науманн: «Отметив поразительные, на её взгляд, совпадения в образах древнего искусства дзёмона, яншао, Центральной Америки, Ирана, Ближнего Востока, Крита и Греции, Н.Науманн пришла к выводу, что «предполагать их самостоятельное возникновение было бы абсурдно», и также предлагает искать истоки древнего восточного искусства в Месопотамии.
Не буду отрицать то или иное проникновение в Китай и Индию религиозных и эстетических идей с Ближнего Востока, да и с других регионов древнего мира, в том числе и из Сибири, что гораздо вероятнее. Но жаль, что в 2007 году русский исследователь «Лунного зайца, женщины-паука…» и так далее ссылается на работы западного исследователя 1951 года и проходит мимо новейших открытий собственно китайских учёных. Проходит мимо работ наших ведущих русских синологов, таких как А.Маслов, В.Малявин, Э.Яншина, М.Ермаков, Г.Ткаченко и других, давно уже отказавшихся от западной модели вторичности древнекитайского мира. Впрочем, не хочу углубляться в научные споры, знаю только, что схожие образы в культуре разных народов часто возникают от одинаковых человеческих представлений о мире…

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Среди раскопок последнего времени едва ли не наибольший интерес представляет открытый в Хунани, близ Чанша, могильник II в. до н. э. Мавандуй. Как пишет Б.Рифтин: «Среди множества прочих предметов там был обнаружен и шелковый ритуальный (похоронный?) стяг в форме буквы «Т» с чрезвычайно интересными рисунками. Наверху стяга в центре изображена женщина, сидящая в типично древнекитайской позе (по всей вероятности, это и есть та поза, в которой во время жертвоприношений шаманы изображали умерших предков и которая зафиксирована в древнем начертании знака ши, имеющего сейчас значение «труп», руки ее всунуты в рукава халата, спускающегося донизу и закрывающего ноги, если они вообще мыслятся, из-под ног начинается длинный змеиный хвост, который окружает женщину целиком, делая еще несколько петель. Наверху видно, что коса женщины выше плеча лежит на теле змеи. Рядом, слева от нее (по китайской интерпретации), изображен диск солнца с птицей на нем, как бы находящийся на верхушке солнечного древа, а справа – узкий серп луны с жабой, как бы стоящей на кромке серпа, и зайцем. Ниже, под луной, изображена женщина, стремящаяся к луне, а в следующем ряду – два дракона: один – как бы под луной, а другой – под солнцем…»
Таких находок все больше и больше. Лунный заяц – как главный символ бессмертия и долгожительства, вечный труженик, готовящий под коричным деревом снадобье бессмертия, – явно один из главных героев восточной мифологии.
Думаю, что и символ императорской одежды, и погребальное покрывало II века до нашей эры, найденное при раскопках в Мавандуе, и древние поэтические тексты, и лунный заяц на черепице домов, и древние каменные рельефы эпохи Хань, изображающие мифического зайца, толкущего на Луне порошок бессмертия, относятся не к европейскому мифическому зайцу – хитрецу и обманщику, не к африканскому лунному зайцу – похитителю бессмертия у людей, не к царапающему Луну злобному животному, а к благородному зайцу, символизирующему и долголетие, и выздоровление, и любовь. Он толчет в агатовой ступке пестиком снадобья для людей, именно такой лунный заяц становится любим миллионами людей. В древней китайской усыпальнице императоров недавно нашли белую нефритовую пиалу императора, для которой был сделан филигранный золотой подпиальник; изящные серьги одной из императриц, в которых на золотом кольце висела фигурка белого нефритового кролика трех сантиметров высотой с рубиновыми глазами, снизу к фигурке приделаны цветы из золота с камнями, изображающие лужайку, по которой скачет кролик. Недавно в Бурятии нашли месторождение белого нефрита, очень схожего с нефритом, пошедшего на изготовление кролика для сережек жены тринадцатого императора из династии Мин.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

На китайских каменных рельефах эпохи Хань есть изображения мифического зайца, живущего на Луне и толкущего там эликсир бессмертия. Заяц держит в лапах неизвестный до сих пор легендарный гриб чжи. Очевидно, этот гриб использовался даосами для приготовления возбуждающих наркотических снадобий, продлевающих жизнь. По мнению некоторых мифологов, именно гриб чжи и рос на легендарном лунном дереве.
Интересно, что не только западные синологи, но и их собственный известный китайский санскритолог Цзи Сяньлинь в пятидесятых годах прошлого столетия высказал мысль о заимствовании представления о лунном зайце из древней Индии (см.: Chi Hsi en 1 i n. Indian Literature in China. – «Chinese Literature», 1958, № 4). Думаю, он исходил лишь из санскритских текстов об отмеченном Луной, или изображенном на Луне зайце, которые были похожи на такие же буддийские китайские тексты о лике зайца на Луне, изображенном Буддой, или даже о помещенном Буддой на Луну зайце. Увы, как часто бывает, помешала китайскому санскритологу его узкая специализация. Очевидно, точно так же и наши мифологи, никогда не занимающиеся собственно Китаем, заметив определенное сходство сюжетов, готовы вывести зависимость того же лунного зайца от его дальнего египетского собрата, или даже от африканских диковатых длинноухих. Всё-таки ученым надо смотреть не только в книги, но и в среду обитания её создателей. Уже найденный в начале 70-х годов в кургане Мавандуй рисунок на шелке, датируемый II в. до н. э., где изображен заяц на лунном серпе, говорит о том, что подобное мифологическое представление о лунном зайце существовало у китайцев еще до знакомства с индийской культурой.
Остановлюсь на своем лунном зайце, его главном китайском образе, который, как я уже писал, долгое время выводили из древнего индийского фольклора. После археологических находок в Мавандуе и других древних упоминаний о лунном зайце, находок древней керамики и бронзы с изображением луны и зайца, погребальных знамен, да и фольклорных записей, отодвигающих его китайскую историю на столетия назад, сторонники китайской вторичности как-то притихли.

Кто такой лунный заяц. Смотреть фото Кто такой лунный заяц. Смотреть картинку Кто такой лунный заяц. Картинка про Кто такой лунный заяц. Фото Кто такой лунный заяц

Лунный заяц и царь обезьян. Из цикла «Сто видов Луны». 1889. Художник Ёситоси Тайсо. Япония

Разбирая все истории, сказки и мифы народов мира с присутствием в них лунного зайца, я как-то не склонен, к примеру, считать лунным зайцем того, кто начинает воевать с Луной. Мифы разных народов, даже созданные почти в одно и то же время при наблюдении за реальной Луной, показывают нам совсем разных зайцев. И на самом деле эти мифы противоречат друг другу. Одни животные поселяются на Луну, другие – на Солнце, иногда эти животные меняются. Почему на Солнце поселился трехлапый черный ворон? Может быть, потому, что он и так выглядит, как обугленная птица? Или потому, что он быстро летает?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *