Кто такой мальчик бананан
Сергей «Африка» Бугаев: «Соловьев силой заставил меня заниматься сексом с его Друбич»
Культовый музыкант, актер и художник Сергей Бугаев по прозвищу Африка в 80-х для многих стал живым символом эпохи перемен. А кому-то он просто запомнился по роли мальчика Бананана в легендарном фильме Сергея Соловьева «Асса». Накануне «юбилея двух пятерок» мы пообщались с Бугаевым.
— Сергей, как планируете отметить 55-летие?
— Друзья из Якутии пригласили на конференцию «Холод и здоровье». Вот там, на полюсе холода, где места электромагнитной силы завершают свой земной путь, и отметим… Мою судьбу в какой-то мере определил подарок папы на 10-летие. Я тогда музыкой в родном Новороссийске занимался. Вот отец и преподнес инструмент, очень похожий на барабан. Я был счастлив. А в 14 лет сам поехал покорять Ленинград, оставив маме записку, чтобы не волновалась. У меня все получилось: случайно познакомился с Сергеем Курехиным, попал в тусовку рок-музыкантов, в мою жизнь вошли группы «Поп-механика» и «Кино». И это стало моим своеобразным лотерейным билетом.
— В первую очередь кем себя ощущаете — актером, художником или музыкантом?
Еще я отец четверых детей.
— Правда, что на съемках «Ассы» вы и Виктор Цой познакомились со своими возлюбленными?
— В Ялте, где проходили съемки, мы с Цоем жили в соседних номерах. Тогда и повстречали девушек, которые в «Ассе» играли сотрудниц КГБ. Ради Натальи Разлоговой Виктор ушел от жены Марьяны. А Ирэна Куксенайте через два года стала моей женой. Кино и жизнь смешались. Мы вчетвером качались в люльке на канатной дороге и целовались в фотокабинке.
— Как вы познакомились с режиссером?
— С Ирэной вы в разводе. Общаетесь?
— Младших детей вам родила нынешняя супруга?
— В имена сыновей вкладывали какой-то смысл?
— В салате не хватало лука, вот так и появился Лука. А еще я любил фотоаппарат марки «Никон» и в честь него назвал самого маленького. Все мои дети дружат. Надеюсь, это у них на всю их жизнь.
— Где с мамой младших познакомились?
— Свой возраст ощущаете?
Бугаев и Друбич в «Ассе» с музыкантом группы «Вежливый отказ» Дмитрием Шумиловым, который сыграл негра Витю. Фото: Legion-media.ru
В постели с Хакамадой
— Вы однажды обмолвились, что Сергей Соловьев вырезал из «Ассы» сцены, когда ваши с его вечной музой Татьяной Друбич герои по-настоящему занимались сексом…
— В недавней фотосессии с Ириной Хакамадой вы изобразили Джона Леннона и Йоко Оно в постели. Каково это?
— Голландский фотограф Нико Костер, который за 40 лет до нас снимал Леннона и Йоко, протестовавших в постели против войны, со мной и Ириной сделал ремейк своего шедевра. Когда он предложил нам раздеться, я согласился сразу. Давно интересовался японскими девушками. Друзья, у которых был опыт сексуального общения с ними, говорили, что у них даже женское устройство чуть другое. Мне всегда хотелось увидеть голую японку собственными глазами, а повода подходящего не подворачивалось. В результате удовольствия с Хакамадой получил море. Надеюсь, и ей понравилось. По крайней мере, раздевалась она с энтузиазмом, а одевалась неохотно.
-Вы в Питере пытались создать частный банк спермы. Зачем?
«Меня опорочил ревнивый шизофреник-оппозиционер»
В 2012 году Сергей Бугаев был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.
А в 2013-м рок-журналист Артемий Троицкий обвинил «Африку» в шантаже ныне покойного фрика Мамышева-Монро с целью якобы заставить его поучаствовать в порнофотосессии, порочащей представителей оппозиции.
Мамышев-Монро был нежен с Троицким. Фото: Facebook.com
54-летний мальчик Бананан из «Асса». В кого вырос и что делает сейчас Сергей Бугаев
Фильм Сергея Соловьева «Асса» стал одним из символов перестройки.
К/ф «Асса» / Мосфильм (студия «Круг»)
Фильм Сергея Соловьева «Асса» стал одним из главных событий 1988 года. Зрители, особенно молодежь, толпами валили в кинотеатры. А кинокритики сразу же назвали картину символом перестройки. В кино снялся лидер группы «Кино» Виктор Цой, а в саундтрек фильма вошли песни Бориса Гребенщикова, Жанны Агузаровой и группы «Браво».
Кроме того, благодаря фильму зрители узнали новые имена. Например, художника Сергея Бугаева, исполнившего роль мальчика Бананана. Кстати, название «Асса» придумал именно он. Расскажем, куда пропал мальчик Бананан, и как он живет сейчас.
Соловьеву очень хотелось снять кино, которое бы «взорвало» кинотеатры
К 1986 году в послужном списке режиссера Сергея Соловьева было около десятка фильмов, в числе которых «Сто дней после детства», «Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Чужая белая и рябой».
Но вот что интересно: получая комплименты от кинокритиков и множество наград на различных кинофестивалях, в прокате фильмы Соловьева почему-то не делали больших кассовых сборов.
Сам Соловьев говорил, что ему очень хотелось снять кино, которое бы по-настоящему «взорвало» кинотеатры. Режиссер начал анализировать, на какие фильмы больше всего ходят люди. И выяснил — на индийские мелодрамы с песнями и танцами.
Сделав это открытие, Соловьев отправился к молодому сценаристу Сергею Ливневу и попросил его помочь написать сценарий индийского фильма, но с учетом наших реалий. Вскоре совместными усилиями сценаристов появился любовный треугольник: молодая красивая девушка — пожилой богатый любовник — смелый юноша.
Местом действия картины решили выбрать зимнюю Ялту.
«Давай попробуем, а вдруг на этот раз получится»
Имя для главной героини придумал Сергей Ливнев. В то время у него был роман с актрисой Аликой Смеховой, впоследствии закончившийся свадьбой. Поэтому и главную героиню он назвал, как свою возлюбленную, — Аликой.
На эту роль без всяких проб была утверждена жена и муза Сергея Соловьева — Татьяна Друбич.
На роль пожилого богатого любовника, а еще и финансового махинатора и криминального авторитета, по типажу отлично подходил друг и коллега Соловьева режиссер Станислав Говорухин. Но, прочитав сценарий, он неожиданно заартачился. Мол, я уже несколько раз пробовал сниматься и мне не понравилось.
И только после долгих уговоров Говорухин сказал:
«Ну ладно, давай попробуем, а вдруг на этот раз получится»
«С тех пор Боря прозвал меня Африкой»
Оставалось найти исполнителя роли смелого юноши, которого сценаристы наградили прозвищем Бананан. Взяли они это имя из песни «Здравствуй, мальчик Бананан», написанной и исполненной музыкантом Юрием Чернавским.
Поначалу в роли Бананана Соловьев видел рок-музыканта Бориса Гребенщикова, фронтмена группы «Аквариум». Но Гребенщиков сразу отказался, мотивируя тем, что в свои 33 года никак не тянет на «зеленого» юношу. Кроме того, по словам Бориса, каждый должен заниматься своим делом: певцы — петь, а актеры — играть.
Тем не менее, Гребенщиков пообещал найти себе замену. И вскоре действительно прислал к Соловьеву молодого парня — начинающего художника Сергея Бугаева по прозвищу Африка.
На недоуменные вопросы киношников «А почему вдруг Африка?» Бугаев объяснил, что это прозвище дал ему БГ.
Дело в том, что приехав из родного Новороссийска, Сергей некоторое время жил у Гребенщикова. И однажды утром тот рассказал, какой ему интересный приснился сон:
«Он сказал, что ему привиделась многоголовая многорукая субстанция, похожая на африканское божество. В которой он опознал меня. С тех пор Боря прозвал меня Африкой»,— рассказывал Бугаев.
С пробами на главную роль Африка справился отлично, но возникла одна загвоздка: по сценарию Бананану нужно петь, а Бугаев напрочь был лишен вокальных данных. К счастью, выход был быстро найден — все песни за Бананана исполнил один из мэтров рок-тусовки Сергей Рыженко.
«Если хотите фильму успеха, то назовите его «Асса»
Мало кто знает, что название картины «Асса» появилось с легкой руки Сергея Бугаева. До его прихода фильм должен был называться, как песня — «Здравствуй, мальчик Бананан».
По воспоминаниям Сергея Соловьева, однажды между ним и Бугаевым произошел следующий диалог:
«Если хотите фильму успеха, то назовите его «Асса»
«Но почему? И что такое Асса?»
На следующий день Бугаев начал, по словам режиссера, стал плести какую-то чушь про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей и ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!»
Но увидев, что Соловьев едва не крутит пальцем у виска (Что за ерунда!), неожиданно сказал:
«Ну хорошо, не хотите про Ноя — не нужно. Тогда считайте, что Асса — это аббревиатура от Автор Соловьев Сергей Александрович».
С такой трактовкой режиссер не смог не согласиться.
«Мы даже предлагали переименовать винзавод»
Интересно, что спустя много лет, на премьере фильма «Асса» Сергей Бугаев выдвинул новую версию названия.
По его словам, на съемках в 1986 году было выпито немало массандровского вина. И вот однажды, во время очередного застолья кто-то из киношной компании взял бутылку и зачеркнул в слове «Массандра» первую букву, а потом четыре последних. Так и получилась «Асса».
«Мы потом даже предлагали переименовать винзавод в «Ассу» и выпускать напиток с таким красивым названием», — сказал Бугаев.
«В фильме я сыграл сам себя»
На съемках «Ассы» Сергей Бугаев познакомился с Иреной Куксенайте, исполнившей роль сотрудницы КГБ. Несмотря на то, что актриса была несвободна, между молодыми людьми закрутился роман.
«Наш безумный роман по накалу страстей был схож с тем, что происходило у Бананана с Аликой. Так что в фильме я практически сыграл сам себя, отразил свои переживания…»,— рассказывал Бугаев.
По воспоминаниям актера, как и герои фильма, они с Иреной катались на канатной дороге и целовались в фотокабинке. А в выходные дни, когда к Куксенайте приезжал ее жених, Сергей бродил по городу и сгорал от ревности.
«У нас семейная традиция — играть свадьбы в каждой стране мира»
По окончанию съемок влюбленные разъехались по разным городам: Ирена — в Москву, а Сергей — в Ленинград. И только через два года они смогли наконец воссоединиться и пожениться.
«Наше скромное бракосочетание закончилось квартирником с самыми близкими друзьями. Однако позже у нас появилась семейная традиция — играть свадьбы в каждой стране мира»,— говорит Бугаев.
Переехав к Бугаеву в Ленинград, Ирена оставила актерскую карьеру и стала его помощницей в организации художественных выставок. У супругов родились двое детей — сын Илья и дочь Екатерина.
«Обо мне пошла дурная слава раздолбая»
По словам Сергея, после «Ассы» его просто забросали предложениями. Но он карьере актера предпочел карьеру художника.
«Своими отказами я испортил отношения со многими режиссерами. Например, с Эльдаром Рязановым, который хотел меня снять в драме «Дорогая Елена Сергеевна». Тогда обо мне пошла дурная слава раздолбая», — рассказывает артист.
А у Сергея просто не было времени чтобы надолго связывать себя со съемками. Он тогда получил заказ на декорации для нью-йоркского балета, а также готовился к открытию выставки авангардного искусства.
Правда, в одной картине Бугаев все-таки появился — мистификации «Два капитана-2», где его партнерами стали Борис Гребенщиков, Сергей Курехин и Дмитрий Месхиев.
И только в 2000-х, уже став довольно знаменитым художником, Сергей Бугаев снова вернулся в кино. Он сыграл Осипа Мандельштама в историческом фильме «Гарпастум», Дока в арт-хаусной картине «Золотое сечение», психотерапевта Панкратова в сериале «Мост-2».
«Бананана воскресили, подняв со дна Черного моря»
В 2008 году Сергей Соловьев пригласил Бугаева сняться в продолжении «Ассы» — картине «Асса».
А поскольку в первой картине героя Сергея — мальчика Бананана убили, сценаристы придумали необычный ход.
«Бананана воскресили, подняв со дна Черного моря и пришив его голову к чужому телу. И,тем самым, как бы показали весь абсурд нашей современности. Ведь точно так же поступили и с нашей культурой. Но я надеюсь, что и она когда-нибудь переживет реинкарнацию…», — говорит Бугаев.
В конце 2007 года Сергей Бугаев основал фонд свободных искусств «Институт нового человека», который занимается поддержкой молодых художников, пропагандой и образованием в сфере современного искусства. Сегодня произведения Бугаева находятся в музеях разных стран и в частных собраниях по всему миру. К примеру, работы из серии «Ребус», выполненные на кусочках стеклотекстолита, можно увидеть в Нью-Йорке, Париже, Вене, Брюсселе.
Бананан
Герой периода перестройки Бананан из фильма «Асса» родился в результате соавторства кинорежиссера Сергея Соловьева и сценариста Сергея Ливнева. Формально его воплотил на экране не профессиональный актер, а питерский художник-авангардист, в свое время участник группы «Поп-механика» Сергея Курехина, Сергей Бугаев по кличке «Африка». Зрителю он запомнился в образе неприкаянного молодого человека с серьгой в ухе и рассеянными мыслями в голове.
В принципе Бугаев сыграл самого себя, представителя альтернативной питерской культуры восьмидесятых годов, предварявших своей тусовочной творческой жизнью период перестройки в СССР. Это были и музыканты Борис Гребенщиков, Виктор Цой, и художник Тимур Новиков, и широко известный рок-клуб, развивавший свою деятельность в Ленинграде под колпаком у КГБ. Эти сливки питерского тусовочного общества кинорежиссер Сергей Соловьев и впихнул в свой фильм об ожидании перемен под названием «Асса», перенеся действие из северного Питера, по тем временам, Ленинграда, в зимнюю Ялту.
Фильм стал частью трилогии режиссера Сергея Соловьева: «Асса» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991). По сюжету действие фильма происходит в 1980 году. Молодая медсестра Алика сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает «койко-место» и знакомится с сыном хозяйки квартиры — молодым вольным художником Банананом.
Бананан — человек тусовки. Он работает ночным сторожем в театре, в чем угадывается род формальной деятельности в Ленинграде певца Виктора Цоя, который также занят в фильме, и поет в ресторане. Он хорошо разбирается в современной музыке и знаком с рок-музыкантами. Однако, несмотря на ряд автобиографических сходств со знаменитым исполнителем, Бананан — образ собирательный. Первоначально название фильма должно было звучать, как «Здравствуй, мальчик Бананан!», во что вкладывался смысл приветствия нового героя, мальчика из будущего.
Фраза в первоначальном названии фильма дублировала название одной из песен альбома «Банановые острова», спродюсированного в 1982–1983 годах Юрием Чернавским и Владимиром Матецким при участии музыкальной группы «Веселые ребята». Этот альбом запретили советской цензурой вплоть до развала СССР. Но, несмотря на официальный запрет, он был скопирован самиздатом и миллионными тиражами разошелся по всей стране, а песня «Здравствуй, мальчик Бананан!» появилась на страницах хит-парадов центральных газет.
Музыка и тексты такого плана раскрепощали слушателей, внося в их жизнь новую волну более свободного ироничного и одновременно шутливого отношения к жизни. Альбом нес в себе по тем временам что-то совершенно новое по форме, не поддающееся привычной логике. Нарушение логики в жизни присуще и главному герою фильма «Асса», названному в честь выдуманного Юрием Чернавским персонажа, маленького мальчика Бананана, живущего в телефонной трубке и говорящего постоянно: «ту-ту-ту».
С логической дезориентации фактически и начиналось разрушение старых устоев. Поэтому Банананы прыгали по сцене и пели нелогичные песни, как петухи призывая перемены в обществе. Жизненное кредо Бананана излагается в следующем диалоге:
«— Если ты нормальный, то ты живешь какой-то неестественной жизнью.
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно. Работа — дом, работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь, что жизнь? Практически жизнь — это окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— Да так… Ни фига. Муть всякая».
Этот человек, живущий в мире снов, увлекает за собой главную героиню фильма Алику, и она все меньше времени проводит с Крымовым, что вызывает его ревность и раздражение. Бананан по самой канве фильма проходит словно человек-привидение, уводящее красавицу от денежного прагматизма и циничной тупости в мир грез. Бананан не агрессивен, но живуч. Его при желании не так уж трудно стереть с лица земли, что и делает хозяин жизни Крымов.
В эпилоге фильма друг Бананана приводит в ресторанную группу нового исполнителя, Виктора Цоя, который в фильме играет самого себя. Он выходит на сцену ресторана и поет свою песню «Мы ждем перемен».
Вот и все, что хотел сказать полумифический по своему идейному содержанию мальчик Бананан своим появлением в жизни: «Мы ждем перемен». Он-то, как человек-миф, и исчез. А реальность осталась, отозвавшись несколько лет спустя после появления «Ассы» уже бандитскими разборками совсем другого нового мира в фильме Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». И то, что Сергей Бугаев предложил изменить название фильма на «Асса», слово, которое якобы выкрикнул Ной, осталось под вопросом то ли позитива, то ли негатива, но, как и случилось, нагрянувших нелогичных перемен.
«Здравствуй, мальчик Бананан». Что стало с актером из фильма «Асса»?
Прозвище «Африка» так и сохранилось за ним. Иногда его даже называют «мальчиком Банананом». А ведь Сергею Бугаеву уже 55.
Но назови его просто по имени и фамилии — далеко не каждый вспомнит, кто это. Премьера фильма Сергея Соловьева «Асса», который потом станет культовым, состоялась 33 года назад в московском ДК МЭЛЗ (сегодня — «Дворец на Яузе»).
При чем тут индийское кино?
21-летний художник и музыкант Сергей Бугаев сыграл одну из главных ролей — вместе с маститым режиссером Станиславом Говорухиным и 27-летним эндокринологом Татьяной Друбич. Так, три непрофессиональных актера под руководством талантливого постановщика сотворили на экране драматично-кровавый любовный треугольник.
Фильм произвел фурор. В кинотеатрах стояли очереди за билетами. Еще не было ни «Маленькой Веры», ни «Интердевочки». «Асса» стала, кажется, первым глотком киносвободы. Мальчик с серьгой, содержанка стареющего криминального авторитета. А еще много рок-музыки и Виктор Цой собственной персоной с песней «Мы ждем перемен!».
Признание совсем другого уровня получил после «Ассы» и Сергей Соловьев. К тому времени он уже снял с десяток художественных лент, но ни одна не имела большого кассового успеха. Ему же хотелось сделать фильм такой же популярный, как индийское кино. Почему индийское? Потому что, по мнению Соловьева, его все любят, там много любви и музыки.
То, что получилось в результате, было далеко от первоначального сценария «Здравствуй, мальчик Бананан», написанного режиссером совместно с Сергеем Ливневым. Однако и индийского кино не получилось. Ну, хотя бы потому, что менталитет у русских совсем иной.
Для молодежи конца 1980-х «Асса» стала возможностью услышать и увидеть любимые рок-группы: «Аквариум», «Браво», «Кино». Не все могли попасть на концерты, не у всех были записи, хоть и передававшиеся из рук в руки. Именно поэтому успех картины не иссяк в год премьеры. Фильм называли главным кинопроизведением русского рока, его часто вспоминали и цитировали.
Например, в диалоге Бананана с Аликой — весь смысл жизни героя:
— Если ты нормальный, то ты живешь какой-то неестественной жизнью.
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью скучно. Работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь. Что жизнь? Практически жизнь — это окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— Да так, ни фига. Муть всякая.
В какой-то степени вот это «жить жизнью скучно я живу в заповедном мире моих снов» стало смыслом существования самого Сергея Бугаева. Художника и музыканта, волею судьбы ставшего еще и актером. Даром что ничего выдающегося после «Ассы» у него не случилось. Да и вряд ли могло случиться — он так и остался мальчиком Банананом. Даже «2-Асса-2» (героя Бугаева Соловьев воскресил, пришив его голову к другому телу), которую режиссер зачем-то снял спустя 20 лет, вызвала у зрителей разве что ностальгию по старому кино и музыке 1980-х. Сиквел — дело неблагодарное.
Сегодня Сергей Бугаев «Африка» (к слову, отец четверых детей от двух браков) вынужден напоминать о себе неординарными поступками, скандалами и рассказами всё о той же «Ассе». Недавно вот вдруг решил признаться, что на съемках фильма Соловьев настоял на постельной сцене Алики и Бананана. А поскольку режиссер любит, чтобы все было правдоподобно, сцена получилась по-настоящему жаркой. При том, что Друбич тогда была женой Соловьева.
Отказал Эльдару Рязанову
Но как ему удалось войти в арт-тусовку, задружиться с Курехиным, БГ и Цоем, до сих пор до конца не ясно. По рассказам Бугаева, в 14 лет он покинул родной Новороссийск ради покорения Ленинграда, успел освоить в училище азы кулинарного искусства, а однажды на концерте джазовой музыки просто вышел на сцену и сбацал что-то на барабанах. Точно так же там оказался Сергей Курехин, который и пригласил Бугаева в свою группу.
В то же время «Африка» сотрудничал с «Кино», «Аквариумом», «Звуками Му», создал вместе с Тимуром Новиковым арт-группу «Новые художники». Он писал картины и книги, делал инсталляции и выставлялся в музеях мира, был помощником депутата Госдумы Юрия Щекочихина и доверенным лицом Владимира Путина, участвовал в телепрограмме «Взгляд» и вел радиошоу «Три поросенка», в фотопроекте «сыграл» любовь с Ириной Хакамадой (задача была изобразить Джона Леннона и Йоко Оно) и пытался организовать в Петербурге первый частный банк спермы, прилюдно конфликтовал с музыкальным критиком Артемием Троицким и судился с коллегами-художниками, обвинившими Бугаева в воровстве картин, создавал декорации для нью-йоркского балета и писал диссертацию по результатам своих исследований в психиатрической больнице, продавал космические скафандры и лечил художника Влада Мамышева-Монро, являясь будто бы членом ассоциации психотерапевтов…
Но и это еще не все! Бугаев называл себя Председателем земного шара, хвастал, что его первую работу за 30 тысяч долларов приобрела Катрин Денев, рассказывал, что отказал Эльдару Рязанову сниматься в фильме «Дорогая Елена Сергеевна», гордился, что был знаком с Березовским, Горбачевым, Сурковым… Где правда, где ложь и как это все сочетается в одном человеке, одному Богу известно. Только есть ощущение, что яркие рассказы Бугаева обильно сдобрены, как жгучим перцем, его фантазией. Он же художник — ему можно!
«Жизнедеятельность человека — это в принципе искусство», — словно резюмирует «Африка». И добавляет: «Я действую по велению сердца и по подсказкам здравого рассудка. Если он у меня остался. Я надеюсь, что остался»…