Кто такой мамлюк с кавказа
Кто такой мамлюк с кавказа
В XIII веке власть в Египте захватили представители военной аристократии — мамлюки. Это было совершенно особое сословие, которое формировалось из рабов, захваченных на территории России: половцев, грузин, черкесов и адыгов, а по некоторым данным. еще и русских. Их государство было сильным региональным лидером и просуществовало почти 300 лет.
Как рабы стали аристократами
В средневековом исламском мире была очень популярна практика использования воинов-рабов. Само слово «мамлюк» можно перевести как раб, невольник. Египетские арабские султаны и шейхи пытались создать себе армию идеальных солдат. Они покупали рабов на невольничьих рынках, помещали их в закрытые школы, где те без устали тренировались убивать во славу Аллаха и своего хозяина.
До легендарного Саладина, победителя крестоносцев, мамелюки оставались невольниками, но жили очень хорошо. Они могли становиться военачальниками. Позднее, когда в этих краях услышали об успехах своих соотечественников, многие молодые черкесы и кипчаки стали сами, добровольно вступать в ряды мамлюков. Еще до освобождения мамлюки активно влияли на политику, поддерживая нужные династии в каирских дворцовых интригах.
При Саладине, в 1170-х, мамелюки и другие военные стали получать в собственность наделы земли, рабы вдруг стали феодалами. Саладин смог победить в гражданской войне именно благодаря тому, что таким щедрым жестом поставил на свою сторону военную элиту Египта. Но этим Саладин вырыл могилу своей династии Аййубидов — в 1250 году мамлюки убили потомка Саладина — Муаззама Туран-шаха, и сами возглавили страну.
Мамелюки речные и мамелюки башенные
Уже в начале XII века, мамлюки представляли собой влиятельную и очень закрытую корпорацию. Гумилев писал, что отряды мамлюков формировались именно по этническому принципу: «И вот представьте такую картину. На невольничий базар, где стоят нагие юноши, выходит сотник в чалме, в роскошных шароварах, с саблей на боку и кричит: «А ну, крещеные, кто из Чернигова, кто из Мурома, отзовись!» Кое-кто отзывается, и сотник уводит их к себе в казарму, чтобы включить в свой отряд. Затем выходит другой сотник и кричит: «Эй, уланлар, кель менде». Его сменяет третий, говорящий по-черкесски, четвертый — по-алански, пятый — по-грузински, и так, пока все не разберут своих земляков. Принцип этнической близости выдерживается более строго, чем в любых иных коллизиях».
В итоге выделились две группировки: мамелюки бахри, которые были преимущественно половцами-кипчаками, и бурджи — кавказцы и греки. Бахри переводится как большая река, так как тренировочный лагерь этих мамлюков был на нильском острове, а бурджи — это башня, потому что мамлюки-кавказцы тренировались при каирском форте.
Сначала к власти пришли бахри. Их правление пришлось на тяжелейший период истории Египта. По словам историка Семеновой, страну раздирала гражданская война, и мамлюкам еле-еле удавалось удерживать власть в своих руках. Мамлюки правили как воины, отдавая все свои силы и страсть именно сражениям.
Поначалу это получалось у них очень неплохо: султан бахри Бейбарс в 1250-х—1270-х годах смог ненадолго остановить монгольское вторжение на Ближний Восток и покончить с остатками недобитых Саладином крестоносцев на Святой Земле, подчинил Египту Армению и верховья Нила. При нем и его потомках Египет был сильнейшей державой исламского мира. На пике величия, империя бахритов простиралась от Алеппо на севере до Южного Судана на юге, от Триполи на западе до Багдада на востоке.
Падение мамлюков
Но по словам Семеновой, бахриты много воевали, и зачастую забывали о правлении страной. К тому же, скоро эта закрытая корпорация начала вырождаться: если первые бахриты были талантливыми воинами и удерживали власть страхом перед их военным могуществом, то последние были развращены и бесталанны.
В 1340-х годах в Египте начинается череда дворцовых интриг. Бахриты свергают друг друга и грызутся за власть. А в 1347 году в Египет приходит чума, от которой умирает около трети населения страны, причем больше всего людей гибнет в городах.
Поэтому в 1382 году власть в ослабленном Египте захватили кланы черкесских мамлюков-бурджитов. Они, не столь развращенные и испорченные роскошью, смогли навести в стране порядок, но ненадолго. Процессы распада, запущенные при бахритах, уже было не остановить.
На рубеже XIV и XV веков Египет втягивается в войну с Тамерланом, который завоевывает почти все их владения не в Африке. Тогда Египет выстоял лишь потому, что монголов больше интересовала Малая Азия. В XV веке Египет утопал в насилии: жадные до власти династические группировки то и дело устраивали битвы прямо на улицах Каира и Александрии.
Мамлюки
Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.
Мамлюки
Род занятий:
Время деятельности:
Родина:
Место действия:
Оружие:
Боевая техника:
Доспехи:
Враги:
Мамлюки или Мамелюки (араб. Принадлежащие) — военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (исламизирвоанные грузины, а также черкесы и др.) происхождения.
Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата.
Содержание
Хронология
Мамлюкский султанат
Геноцид мамлюков в 1811 году Мухаммедом Али.
Мамлюки были ревнителями суннитского ислама. После разгрома монголо-татарами Багдадского халифата, они снова возродили Аббасидский халифат. Однако, реальная светская власть принадлежала не Аббасидским халифам, а мамлюкским султанам. Под защитой мамлюков находились и священные города мусульман, Мекка и Медина. При мамлюках наблюдался подъём культурной жизни в султанате.
В 1516 году турецкая армия во главе с султаном Селимом I разгромили мамлюков в сражении при Марж Дабике возле Алеппо, и присоединили их владения к Османской империи. Мамлюки сохранили свое влияние в Египте в качестве влиятельного сословия вплоть до 1811 года, когда египетский султан Мухаммад Али распорядился истребить их.
Мамлюки грузинского происхождения
Мамлюки грузинского происхождения в Египте сохраняли свой родной язык, старались быть в курсе происходящего на Кавказе, принимали в гостях своих родителей и других родственников, посылали подарки членам своей семьи или давали денег на постройку необходимых зданий (в том числе защитных башен, или даже христианских храмов) в их родных местах в Грузии. Грузинские мамлюки всячески поддерживали друг друга в силу сильно развитого чувства этнической солидарности.
Подготовка
Организация
Мамлюкские всадники начала XVI века.
Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.
Во второй половине XIII века египетская армия была значительно увеличена в численности благодаря реформам султана Бейбарса. Она включала в себя 40 000 воинов, 4 000 из которых были мамлюками. В начале XIV века армия мамлюков насчитывала уже 24 000 всадников, расквартированных в Египте, 12 400 из них состояли в отрядах эмиров. В провинциях располагались 13 000 мамлюков и 9 000 халка. Самым престижным подразделением армии мамлюков были отряды гвардейцев султана. Они принимали участие во всех важнейших военных походах султанов. Офицеры-эмиры различались по рангу. Эмиры-сотники командовали отрядом в 1 000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника.
Мамлюк-кавалерист. Картина 1810 года.
Отряды-халка имели также особые элитные подразделения, состоявшие из сыновей султанов, эмиров и мамлюков, избравших военную карьеру. При Айюбидах отряды халка были достаточно престижными подразделениями, однако со временем их боеспособность и высокий статус сильно упали. К XIV веку в ряды халка мог вступить любой желающий, заплатив для этого определённый денежный взнос.
Бейбарс значительно увеличил жалование мамлюкам. Помимо месячного жалования, мамлюки раз в полгода или год получали определённую сумму на покрытие расходов на одежду, воины также получали дневной мясной рацион, а раз в 2 недели — сумму на покупку корма для коня. В дополнение к доходам, получаемым с ирт, мамлюкские офицеры перед походом, а также с воцарением нового монарха получали богатые подарки. В начале XV века жалование простого воина составляло 3 динара, а жалование офицера — 7 динаров.
Тактика
Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам. Пехота была способна преодолевать большие дистанции и быть готовой к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии. Нужно сказать, что мамлюки редко использовали пеших воинов в боях. В большинстве случаев полагались на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл. Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом. Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противника градом стрел. Именно таким образом мамлюки сумели остановить крестоносцев под Газой.
Вооружение
Доспехи мамлюкских всадников XVI века.
С конца XIV века мамлюки стали использовать артиллерию. В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду. Большинство знамён были жёлтого цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии. Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
Внешний вид
Одевались мамелюки в шаровары и тюрбаны, обернутые множеством слоев вокруг головы и практически выполнявшие функции защитного вооружения. Хотя, как отмечает Наполеон, некоторые носили кольчуги и шлемы.
Источник
Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.
Мамлюки – гордость тюрок, кавказцев и арабов! Лунный календарь
Раб, ставший правителем в стране его господ. Такое было возможно, пожалуй, только в исламском мире. Более того, история знает случай, когда целый народ, находившийся в неволе, берет руль государства в свои руки. Это мамлюки! Само слово “мамлюк” в переводе с арабского означает “раб”.
Мамлюки не только умудрились захватить власть в Египте, но и отразить нашествие монголов, а потом еще и крестоносцев. При них исламская цивилизация получила новый импульс к развитию. Аллаху было угодно, чтоб эти сильные и храбрые люди вышли на арену в один из самых суровых периодов истории нашей уммы, когда порой само ее существование висело на волоске.
Кто такие мамлюки
Если быть точнее, в арабском слово “раб” именно как невольник обозначается другим словом — «абд». А когда арабы говорили “мамлюк”, то имели в виду раба-воина. Костяк мамлюков составляли тюрки из кыпчакских племен. Сегодня их потомки живут в России и соседних странах —казахи, татары, башкиры, ногайцы, киргизы. В число мамлюков входили и уроженцы Кавказа, в основном, черкесы. Правда были среди них и представители других горских народов.
Султан Бейбарс
Особняком среди мамлюков стоит имя Султана Бейбарса. Считается что он родился в половецкой степи между Волгой и Уралом. По сведениям историка ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из кипчакского племени Ельборили. Сегодня его особенно почитают в Казахстане, о нем снимают фильмы, пишут книги, в его честь называют улицы. Имя великого военного и политического деятеля носит хоккейная команда города Атырау, на западе страны, четырехкратный чемпион Казахстана. Однако существуют теории и о нахском, черкесском или грузинском происхождении Бейбарса. Захваченный в юности в плен монголами, он был продан в рабство за 800 дирхемов дамаскскому купцу. Заметив на его глазу бельмо, купец расторг сделку. Тогда его купил эмир мамлюков Айдакин аль-Бундукдар.
Султан Кутуз
В историю исламского мира золотыми буквами вписано имя и другого уроженца современной Средней Азии – хорезмийца Кутуза, который внес огромный клад в разгром считавшихся непобедимыми монголов. Битвой при Айн аль-Джалуте мамлюками был положен конец их ближневосточному походу.
Вообще династия мамлюков, по признанию современников, вдохнула новую жизнь в исламскую цивилизацию. К примеру, власть больше не передавалась по наследству. Султана избирали. Это положительно сказалось на развитии всего региона. В период правления мамлюкских султанов было создано и множество художественно-литературных произведений. Некоторые даже дошли до наших дней. Тогда же в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи и Ибн Халдун. Их труды оказали влияние на европейскую и на мировую науку вообще. Кстати, Ибн Халбдун, также считающийся основателем социологии и первым политэкономом, как раз составил важный труд об избирательной системе мамлюков.
«Даже султаны выбираются из тех, кто руководит делами мусульман. Таким образом, одна группа мамлюков следовала за другой, одно поколение следовало за другим, и ислам процветал по причине свежести новых молодых поколений».
Династии мамлюков и их цивилизация
От Ибн Хальдуна и Маркзи до нас дошло, что в начале XV в. в Каире было 11 караван-сараев (гостиниц), 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. При мамлюках город славился своими врачами, особенно офтальмологами. Уже тогда они умели лечить катаракту. Работали там и хирурги, гинекологи и даже ветеринары, которые исцеляли лошадей.
Мамлюкских правителей делят на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Например, этноним «Бахриты» (1250–1390) связан с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли «аль-Бахр». А «Бурджиты» (1382–1517) названы по цитадели Каира аль-Бурдж.
Правление мамлюков продлилось порядка трех веков. Конец их независимой власти был положен османами, в результате успешных действий которых Египет вошел в состав нового могущественного единого мусульманского государства. Но даже после этого мамлюки продолжали влиять на политику в регионе еще несколько веков. Вплоть до времен прихода в Египет Наполеона. В его Великой армии подразделение мамлюков отличалось не только своим необычным для Европы внешним видом, но и безумной храбростью и неудержимым напором в атаке.
МАМЛЮК
МАМЛЮК (мн. ч. мамалик, араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.
Правившие до мамлюков Фатимиды (969–1171) и Айюбиды (1171–1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков), состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.
Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии – «Бахриты» (1250–1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море»). На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов – «Бурджиты» (1382–1517) названа по цитадели (аль-Бурдж, в египетском произношении бург) Каира, в которой султан Кала’ун (1280–1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков – тюрков и кавказцев.
Само разделение на династии условно, но считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южно-русских степей – кипчаки (половцы), а также монголы и курды.
Среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. На Ближнем Востоке принято называть все малые народы Кавказа черкесами, однако этим названием (аш-шаракис) именовали не только черкесов, но и адыгов, карачаевцев и т.д. Среди мамлюков-бурджитов были также выходцы из Грузии.
Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).
Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.
Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.
Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.
Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при ‘Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.
Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами (см. также ИСМАИЛИТЫ) и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.
При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.
В 1279 к власти пришел султан Кала’ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.
При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта’а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.
Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.
Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».
В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена, касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли, родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий, в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.
У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала’ун, приходил к власти трижды.
К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.
При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».
Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.
22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.
В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.
В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.