Кто такой марсель марсо

Марсель Марсо: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Марсель Марсо посвятил свою жизнь пантомиме. Его творчеством восхищались во всем мире. Во Франции в честь актера были названы многие учебные заведения, а публика считала его национальным достоянием. Актер, не произносивший на своих выступлениях ни одного слова, заставлял людей грустить, радоваться и восхищаться его творчеством.

Детство и юность

Мальчик родился в городе Страсбург, в 1923 году, 22 марта. Будущие родители Марселя бежали из Польши, спасаясь от преследования еврейских семей. Биография мальчика очень непростая. Отец был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц, где и погиб в конце войны.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

В период оккупации Франции, мальчик вместе со своим братом примкнул к местному подполью и помогал в спасении детей из еврейских семей, переправляя их через границу, в Швейцарию. Его дар пантомимы проявился именно в этот период. Практически мгновенно меняя выражение лица, он мог прикинуться кем угодно, не вызывая подозрения у постовых, которые всегда думали, что видят этого человека впервые. Это помогло Марселю вывести из Франции несколько десятков детей.

Позже он вступил во французскую армию и там сменил свою фамилию на Марсо, взяв ее в честь одного из французских генералов, участвовавших в революции. Уже в это время он стал показывать свои первые пантомимы, выступая перед военными в короткие перерывы между боями.

Как только Франция была освобождена, Марсель вместе со своими друзьями дали на одной из площадей свой первый большой концерт.

Начало творческого пути

Увлекшись творчеством Чарли Чаплина и театром, Марсель поступил на обучение в школу искусств города Лиможа, а чуть позже – в Театр имени Сары Бернар, где и получил актерское образование. Его учителем стал знаменитый актер Этьен Декру, который первым рассмотрел в юноше его дар и талант. Марсель учился и у великого представителя искусства актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в одной из кинолент мима 19 века – Дебюро.

Уже вскоре Марсель начал самостоятельно выступать на сценах театров Франции, и его удивительный дар был сразу принят французской публикой. Актер стал открытием и сенсацией в мире театра, тогда и началась его великолепная сценическая карьера. Марсель придумал себе образ клоуна Бипа, в котором и предстал перед французами. Помятая шляпа-котелок, свитер в полоску, взлохмаченные волосы пепельного цвета, покрытие пылью, белый грим на лице и грустный взгляд подведенных глаз – таким его и запомнили миллионы зрителей.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Не говоря ни одного слова, используя только собственное пластичное тело, он «разговаривал» с публикой на своем языке, и его понимали. Вместе с ним люди плакали от радости и рыдали от горя. Марсо говорил, что, владея каждой клеточкой тела, слова не нужны, они лишь создают помеху в общении со зрителями и нарушают тишину образа, созданную мимом. Только изредка актер использовал в своих театральных постановках музыку, которая могла дополнить образ грустного клоуна. Благодаря своему таланту и театральному мастерству Марсель был признан не только публикой, но и театральным сообществом, за что получил в 1948 году премию Дебюро.

Один из самых известных номеров Марсо стала пантомима «Против ветра». На протяжении номера человек в образе клоуна преодолевал расстояние от одного края сцены к другому, сопротивляясь силе ветра и медленно двигаясь вперед. Чтобы дойти, ему приходится бороться со стихией и из последних сил давать ей отпор. Актер заставлял зрителей восхищаться его героем, который обладал мужеством, волей к победе и достигал своей цели, несмотря ни на что. Интересно, что часть движений Марселя взял за основу своей «лунной походки» знаменитый певец Майкл Джексон, который восхищался пластикой Марсо и много раз пересматривал его номера.

Со своим кумиром – Чарли Чаплином, под влиянием образа которого был и создан клоун Бип, Марсо встретился лишь один раз, совершенно случайно, возвращаясь со съемок одного из своих фильмов. Они столкнулись в аэропорту и провели вместе около часа. В конце встречи актер, не зная, что сказать перед расставанием, поцеловал руку великого мастера немого кино, а тот лишь расплакался в ответ.

Гастроли и выступления

В середине 50-х годов Марселя приглашают в турне по Америке, где он производит настоящую сенсацию. Его талант был моментально замечен в Голливуде и актеру предложили контракт. Но Марсо снялся лишь в одной киноленте, режиссером которой стал Мел Брукс.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

После посещения США актер стал постоянно гастролировать по всему миру. Он давал огромное количество спектаклей и каждый раз публика с восторгом принимала великого мастера пантомимы.

В СССР Марсо впервые приехал в 1957 году и так же, как и во всем мире, произвел неизгладимое впечатление на зрителей и коллег по театральной сцене. Он много раз бывал в гостях у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые стали для него близкими друзьями. Также часто Марсо общался с Аркадием Райкиным, с которым они тоже быстро подружились. Константин Райкин в своих интервью не раз говорил, что Марсо был и остается самым великим артистом жанра пантомимы и повторить то, что сделал он, или хотя бы приблизиться к его мастерству никому не удалось.

О прекращении своей творческой деятельности Марсо объявил в 2000 году, но со сцены не ушел, поставив через два года еще один свой спектакль «Руки».
Поклонники актера не переставали восхищаться его талантом и до сих пор этого великого актера вспоминают не только во Франции, но и во всем мире.

Марселя Марсо не стало в 2007 году, он немного не дожил до своего 85-летия. Его похоронили во Франции на кладбище Пер-Лашез.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Личная жизнь

Свою личную жизнь Марсель предпочитал не афишировать. Семья была для него таким же местом «тишины», как и все его творчество.

Известно, что он был трижды женат, но при жизни старался, чтобы имена его жен и детей тоже были никому не известны. Только после его смерти тайна была приоткрыта.

У Марсо было четверо детей. Его первая жена родила ему двоих сыновей – Батиста и Мишеля. А третья – двух дочерей – Камиллу и Аурелию.

Источник

Марсель Марсо — великий мим, боец Сопротивления, спаситель евреев

Марсель Марсо, 1974. Фото: AP

Марсель Манжель родился 22 марта 1923 года в Страсбурге в семье еврейского мясника, торговавшего в кошерной лавке. В пять лет мальчик увидел одну из комедий Чаплина — и на всю жизнь стал его страстным поклонником. Марсель развлекал своих друзей, подражая Чаплину, и мечтая сниматься в немых фильмах.
После вступления Франции во Вторую мировую войну 16-летний Марсель бежал с семьей в Лимож, где присоединился с младшим братом Аленом к Сопротивлению. Скрывая свое еврейское происхождение братья поменяли фамилию на Марсо — в честь генерала эпохи Французской революции Марсо-Дегравье.
С помощью пантомимы Марсель успокаивал еврейских детей, когда переправлял их из приюта в восточной Франции в нейтральную Швейцарию, уверяя, что они едут на каникулы в Альпы. Юноша трижды совершал это опасное путешествие и спас сотни еврейских сирот.
Режиссер-документалист Филипп Мора, чей отец сражался вместе с Марсо в Сопротивлении, рассказал: «Марсо стал мимом для того, чтобы дети молчали, когда он выводил их из приюта. Шоу-бизнес тут ни при чем. Это была пантомима ради спасения жизни. Будучи бойцом французского Сопротивления, он однажды наткнулся на отряд немецких солдат. Недолго думая, средствами пантомимы Марсель рассказал им о приближении крупных сил французской армии, и немцы ретировались»

В 1944 году отца Марселя депортировали в Освенцим, где он погиб. Мать (уроженка местечка Яблонов на Ивано-Франковщине) выжила.
Слухи о замечательном таланте мима распространились в рядах союзников. Свой первый большой спектакль после освобождения Парижа Марсо дал в августе 1944 года, выступив перед тремя тысячами американских военнослужащих. Он всегда гордился тем, что первый отзыв о его концерте появился в армейской газете «Звездно-полосатый флаг». Благодаря превосходному владению английским, французским и немецким языками, Марсо стал офицером связи в армии генерала Джорджа Паттона.
Артист вступил в театральную компанию Жана-Луи Барро и вскоре получил роль Арлекина в пантомиме «Креститель». Спектакль пользовался успехом и вскоре Марсо предложили поставить собственную «мимодраму». Так возник моноспектакль «Пракситель и Золотая рыбка», поставленный в театре Сары Бернар, после чего карьера мима пошла в гору.
В 1947 году Марсо создал своего клоуна Бипа, впервые представив его публике в «Карманном театре» в Париже. Он был одет в полосатый пуловер и потрепанную шелковую оперную шляпу с цветком. Этот костюм символизировал хрупкость жизни, и Бип стал «альтер эго» Марселя, подобно тому, как «Маленький бродяга» стал двойником Чарли Чаплина.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо
С президентом США Картером, 1977

Неудачным приключениям Бипа во всем, к чему он прикасался, будь то бабочки или львы, корабли или поезда, танцзалы или рестораны — не было конца.
В течение следующих шести десятилетий Марсо был главным мастером пантомимы в мире. Майкл Джексон утверждал, что на создание знаменитой скользящей «лунной походки» его вдохновил Марсо.
В 2001 году Марсель Марсо был награжден медалью Валленберга за мужество, проявленное во время Холокоста. Предполагалось, что лауреат выступит с речью, но артист ответил: «Никогда не разрешайте миму говорить: он не остановится».
Марсель Марсо скончался на ипподроме в Каоре (Франция) 22 сентября 2007 года — на этот день выпал Йом Кипур. Ему было 84 года. На его похоронах прозвучала вторая часть 21-го фортепьянного концерта Моцарта, которую артист часто использовал в своих спектаклях, и виолончельная сюита Баха № 5.
Великого мима похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. А в 1999 году в Нью-Йорке 18 марта был объявлен Днем Марселя Марсо.
Фил Гольдфарб, The Librarians

Источник

Марсель Марсо (Marcel Marceau)

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в городе Страсбург.

Рос в еврейской семье эмигрантов из Польши.

Интерес к актёрству появился у Марсо после знакомства с фильмами Чарли Чаплина в пятилетнем возрасте. Посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру.

Его отец был выслан к Освенцим, где погиб в 1944 году.

Вскоре после этого союзники высадились на берегах Нормандии, освободив Францию в последующие месяцы. Марсель и его двоюродный брат Жорж присоединились к Свободным французским силам и пошли в наступление на Берлин. Позже мим назвал своим самым большим подвигом в качестве солдата случай, когда он вместе с несколькими другими французскими солдатами взял в плен целое немецкое подразделение, поскольку талантливый актер сумел убедить немцев, что его отряд является авангардом гораздо более крупных французских сил. На самом деле, никакого подкрепления не было, но немцы сочли, что лучше сдаться, чем столкнуться с целой французской дивизией в бою.

В 1947 году Марсо создал сценический образ клоуна Бипа: белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Тогда же организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар» и «Театр Елисейских Полей».

На протяжении десятков лет выступал сольно. Неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз, впервые в 1961 году, ему в частности посвящен фильм Леонида Квинихидзе «Бип остается в Ленинграде» (1962).

Марсель Марсо в образе мима

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Сниматься в кино начал с 1967 года. Дебютировал в фильме «Его звали Роберт».

В 1976 году выступил в картине «Шэнкс» в главной роли Малкольма Шэнкса.

В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы.

В 1996 году основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США.

Марсо прожил долгую жизнь, до конца своих дней он оставался в великолепной форме и активно выступал на сцене.

Упоминается в песне Владимира Высоцкого «Она была в Париже»: Но что ей до меня: она была в Париже / И сам Марсель Марсо ей что-то говорил.

Умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Во время прощания с великим мимом звучал концерт для фортепиано №21 Моцарта, который он часто использовал в своих выступлениях.

Личная жизнь Марселя Марсо:

Был женат на Югетт Маллетт до 1958 года.

С 1975 по 2007 год был в браке с Энн Сикко.

Дети: Аурелия Марсо, Мишель Марсо, Батист Марсо, Камил Марсо.

Пантомимы Марселя Марсо:

Фильмография Марселя Марсо:

последнее обновление информации: 26.04.2020

Источник

Как «белый клоун» Марсель Марсо спас сотни детей во время Второй мировой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Марсо сам был выходцем из еврейской семьи и жил в Страсбурге, на границе между Францией и Германией. Марсель, которому на момент начала войны было 16 лет, был одним из первых, кто стал свидетелем всех ужасов немецкого вторжения. Вместе со своей семьей, Марсель был эвакуирован из Страсбурга, незадолго до того, как фашисты захватили город. Они направились на юг в Лимож, коммуну в центральной Франции.

С этого момента Марсель Манжель понял, что должен бороться за свое выживание. После того как французская армия капитулировала, Марсель сменил свою фамилию на Марсо в честь генерала французской революции Франсуа-Северена Марсо-Дегравье.

Вместе со своим двоюродным братом Жоржем Лоингером он присоединился к Сопротивлению, в рядах которого оставался до конца войны, даже несмотря на то, что его отца Шарля схватили и отправили в Освенцим, где он и умер. Его знание английского и немецкого языков (помимо родного французского), а также актерский талант, проявленный молодым Марселем в раннем возрасте, пригодились во время многочисленных диверсий и разведывательных миссий, проводимых Сопротивлением. Ареста Марселю удалось избегать с помощью поддельных документов.

Поскольку в 1944 году стало очевидно, что война близится к завершению, нацисты решили «избавиться» от оставшегося еврейского населения во Франции. В приюте, расположенном к западу от Парижа, жило было несколько сотен еврейских детей, эвакуация которых стала главным приоритетом Сопротивления. Марселю поручили каким-то образом вывести детей из детского дома, не попавшись на глаза нацистским властям, и доставить их в Швейцарию.

Он переоделся в бойскаута и сумел убедить сотрудников приюта, что забирает детей на экскурсию, организованную французскими скаутами. Сегодня, конечно, уже никто не скажет, поверило ли ему руководство приюта или согласилось, потому что знало, что ожидает детей, если их не эвакуировать. А теперь стоит на секундочку представить себя на месте Марселя и задуматься, как переправить сотни детей от детского дома в Париже до швейцарской границы. это был настоящий подвиг.

Рекламная фотография Марселя Марсо

С детства Марсель увлекался творчеством Чарли Чаплина. Фактически, послевоенная карьера Марсо в качестве мима была в значительной степени вдохновлена персонажем Чаплина «Маленький бродяга».

Но вернемся к эвакуации детей. Для начала Марселю нужно было успокоить еврейских сирот, чтобы те не выдали себя при перевозке к границе. Но как заставить сотни детей сохранять спокойствие, когда на каждом шагу вокруг оккупанты, которые могут схватить их. Здесь как раз пригодился талант Марселя Марсо, который развлекал детей пантомимой, когда те начинали капризничать или паниковать.

Марсо с американским президентом Джимми Картером, Розалин Картер и Эми Картер, июнь 1977 года

Джордж Лоингер также вспоминал впоследствии, как его двоюродный брат успокаивал детей и убеждал их молчать. После смерти Марселя в 2007 году он рассказал в интервью Еврейскому телеграфному агентству об этом:

«Дети любили Марселя и чувствовали себя с ним в безопасности. Первую сценку он показал им прямо в приюте, чтобы заинтересовать детей и отвлечь их от окружающих реалий. Дети должны были выглядеть так, будто едут на каникулы домой к швейцарской границе, и Марсель действительно успокоил их, чтобы малыши выглядели беззаботными».

Вскоре после этого союзники высадились на берегах Нормандии, освободив Францию в последующие месяцы. Марсель и его двоюродный брат Жорж присоединились к Свободным французским силам и пошли в наступление на Берлин. Позже мим назвал своим самым большим подвигом в качестве солдата случай, когда он вместе с несколькими другими французскими солдатами взял в плен целое немецкое подразделение, поскольку талантливый актер сумел убедить немцев, что его отряд является авангардом гораздо более крупных французских сил. На самом деле, никакого подкрепления не было, но немцы сочли, что лучше сдаться, чем столкнуться с целой французской дивизией в бою.

Марсель Марсо в 2004 году

Эта история впоследствии переросла в миф, в котором утверждалось, что Марсо использовал пантомиму, чтобы продемонстрировать немцам на расстоянии, что приближаются крупные французские силы, и это заставило их отступить. Но этот миф был опровергнут самим Марсо и Лоигнером.

Фактически служба в армии и подтолкнула молодого Марсо к тому, чтобы посвятить себя пантомиме после войны. После того, как его пригласили выступить перед 3000 американскими военнослужащими во Франкфурте сразу после окончания войны, Марсо прокомментировал это так: «Я выступил для Джи-Ай, и через два дня уже был на обложке «Звезд и полос».

О вкладе Марсо во французское Сопротивление никогда не забывали, а боль от смерти его отца в Освенциме стала причиной грусти, которая навсегда поселилась в пародиях мима. Марсель Марсо умер в 2007 году, оставив после себя наследие, которое определило развитие искусства пантомимы, в котором он был одним из первопроходцев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

МАРСЕЛЬ МАРСО

Настоящее имя – Марсель Мангель

Кто такой марсель марсо. Смотреть фото Кто такой марсель марсо. Смотреть картинку Кто такой марсель марсо. Картинка про Кто такой марсель марсо. Фото Кто такой марсель марсо

Выдающийся французский актер-мим, которого называют самым популярным французом современности. Его именем названы многие школы актерского и циркового мастерства, в его честь Парижский монетный двор выпустил медаль, специально изготовленную по эскизу Жана Мартена. Удостоен двух «Оскаров», двух высших телевизионных премий «Эмми», ордена Почетного Легиона и еще сотни других наград.

Марсо многолик. Он – человек-толпа, но толпа совершенно немая. Это трудно представить. Для этого надо увидеть артиста, который может «сказать все, не вымолвив ни слова». Его дар уникален. В своем искусстве – старинном и вечном, грустном и веселом – он бог. Искусство Марсо – пантомима, и имя этого великого мима знает и почитает весь цивилизованный мир, а Франция считает его своим национальным достоянием.

22 марта 1923 года в Страсбурге, куда, спасаясь от еврейских погромов, перебралась из Польши семья кошерного мясника Шарля Мангеля (Иоселовича), у его жены Анны родился первенец – Марсель, которому суждено было стать символом французского искусства XX века. Он всегда ощущал свои корни, «по-разному в разные годы. В детстве ощущал свое отличие от сверстников – по субботам я не мог ни читать, ни писать. Я стеснялся того, что был евреем, мне напоминали об этом ежедневно. Иногда я чувствовал себя, как в гетто. Отец не был глубоко религиозным, он был человеком своего времени, активным членом профсоюза, социалистом. Работал рядом с другими мясниками-христианами, и они часто говорили ему: “Ты хороший парень, похож на нас”». А впрочем, Марсель никогда не жалуется на свои детские годы. Он уже в девять лет во дворе давал спектакли-импровизации. Марсель так правдоподобно копировал своего кумира Чарли Чаплина и соседей, что детвора покатывалась со смеху, а взрослые только грозили пальцем. «Я быстро понял, что могу заставить окружающих плакать и смеяться даже без слов, – вспоминал потом Марсо, – и не в словах мое искусство!»

В период немецкой оккупации в годы Второй мировой войны Марсель и его брат Алаин стали одними из наиболее заметных деятелей подполья французского Сопротивления. Особенно Марсель прославился благодаря своему уникальному дару мгновенно менять выражение своего лица, которое так пригодилось при переправе еврейских детей из Франции в Швейцарию. Ему было чуть больше двадцати, когда он перевел через границу более 70 детей, то изображая из себя тренера небольшого отряда бойскаутов, то ведя одного-единственного «потерявшегося» мальчика, то копируя ужимки пятнадцатилетнего, который воспитывает братика и сестричку. Марселю Марсо удалось 10 раз пройти мимо одного и того же поста, и постовые всякий раз думали, что перед ними абсолютно другой человек!

В 1943 году братья Мангели решили изменить фамилию, а сам Марсель подделал документы – пригодились знания, полученные им еще до войны в школе искусств. Марсель и Алаин выбрали фамилию героя французской революции – молодого генерала, ровесника Наполеона, героя революционных войн Марсо, и возможно, тем самым спасли себя от того, от чего судьба не уберегла их отца – Шарль Мангель в 1944 году погиб в лагере Аушвиц. «Для мира – он один из миллионов безымянных, замученных нацистами в годы войны, – рассказывает Марсо, – а для меня – он тот, кому я посвятил свою работу, он – мой отец».

С 1944 по 1946 год Марсель служил в армии. Вместе с американскими солдатами из Третьей армии Джорджа Паттона он воевал за освобождение Франции, а заодно в перерывах между сражениями выступал перед ними, показывая пантомимы на сюжеты из солдатской жизни. Тогда же увидел первую рецензию на свое выступление в армейской газете «Звезды и погоны». Но тишина появилась позже – она, как и следует тишине, бесшумно пробралась в жизнь будущего великого мима вместе с театральной школой Шарля Дюлана парижского театра Сары Бернар, где Марсо учился у великого мима Этьена Декру. Он научил Марселя новой грамматике миманса, которой тот следовал всю жизнь. Его учителем было и все мировое искусство со времен античной Греции и древнего Китая, от Микеланджело и Родена до белолицего романтического Пьеро. Появившись на сцене вскоре после окончания Второй мировой войны, Марсель Марсо сразу же заявил о себе, как о великом актере. Он был учеником и выдающегося актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в фильме Марселя Карне «Дети райка» великого мима Франции XIX века – Дебюро.

В 1947 году Марсель придумал известного всему миру персонажа Бипа, принесшего ему мировую известность. Маленький человек в белой маске Пьеро с грустными глазами и пепельной шевелюрой, в котором больше соли, чем перца. Тельняшка, мятый котелок, приподнятые в немом вопросе дуги бровей и ярко-красный скорбный рот, необычайно трепетные большие руки. Свои миниатюры – нехитрые истории «Человеческой комедии» – он преподносил и раскрывал пластически. Его жест как будто пел. В нем были особые стаккато и легато. Послушное воле артиста тело отзывалось каждой клеточкой. Выразительными были не только руки, но и спина, плечи, шея, каждый поворот корпуса… Подобной виртуозности еще никто не видел! Вот Бип замирает, словно распятый. Его блаженные глаза напоминают капельки росы, маска превращается в лик, а тело – в полупрозрачный алебастр. Его душа тонет в тишине одиночества. Но зачем ему слова? «Я считаю, что рядом с жестом слово очень сильно проигрывает, – любит повторять Марсо. – Оно может нарушить поэзию тайны и тишины. Только музыка, которую я использую в редких случаях, может помогать драматическому развитию. Я принес тишину в мир театра, где звуки и слова были королями». Действительно, искусство Марселя не в словах – он окружил себя тишиной, он единственный способен в двухминутной «мимодраме» сказать столько, сколько не уместить в тома прозы, и главное – то, что ему есть что сказать.

Фактически Пьеро придумал величайший мим XIX века Дебюро, а Марсель возродил его в образе Бипа. В 1948 году молодой выпускник школы драматического искусства был удостоен премии Дебюро. Марсель оставил себе сценический псевдоним Марсо. Миниатюры с участием Бипа наполнены сочувствием к бедняге, которому не слишком везет на пиру жизни. Вот, например, сценка «Бип на светском рауте»: герой, попав в обстановку роскоши, слегка «поднабрался», надо полагать, голова его закружилась, и он облокотился словно о буфетную стойку, о… краешек воздуха. Технически осуществлялся грандиозный трюк, ибо сцена пуста. Дабы создать видимость того, что он прислонился к чему-то, артист так «завис» на вытянутом носке и полуопрокинутой спине, что было абсолютно непонятно, где центр его тяжести, где опора… Ощущение головокружения он передавал взглядом, недоуменно-растерянно обводящим все вокруг. Казалось, все вокруг него покачивается.

Пожалуй, одной из самых популярных пантомим великого Марселя была и остается пантомима «Против ветра» – через всю сцену от кулисы к кулисе медленно – шаг вперед, два шага назад, преодолевая сумасшедшую силу ветра, движется человек. Преодоление пути дается ему неслыханным перенапряжением. И когда он завершает свой путь, то вызывает восхищение мужеством и человеческой волей. Это мучительная боль и торжество человека, достигнувшего своей цели. (Кстати, именно этот этюд и движения Марсо в нем стали основой знаменитой «лунной походки» Майкла Джексона. «Мне очень нравится, что он делает с тишиной», – часто повторяет Джексон.)

Его Бипа увидел весь мир и восхитился. Марсо признается, что его герой был создан под влиянием Чарли Чаплина и его маленького человека в неблагоприятных ситуациях. Но своего кумира – мэтра немого кино Чаплина – Марсо видел один-единственный раз. В 1967 году Марсель возвращался со съемок фильма «Барбарелла» Роже Вадима и в парижском аэропорту Орли встретил Чаплина. Уже всемирно известный Марсо, которого сопровождали два фотокорреспондента журналов «Лайф» и «Пари Матч», чувствовал себя слишком смущенным в присутствии великого мастера. Марсо строго запретил фотографировать встречу двух немых магов XX века, о чем жалеет до сих пор – боялся, что его обвинят в том, что он использует Чаплина в своих рекламных целях. Они проговорили около часа, и Марсель прямо в аэропорту изобразил походку героев учителя. Посреди аэропорта два величайших мима прошлого века играли Чарли. Когда объявили посадку, Марсо не знал, что сказать на прощание, и просто поцеловал руку Чаплину, а смешной чудак расплакался. Это была их единственная встреча.

Штаты впервые увидели Марсо в начале 1950-х– после успешных гастролей в Канаде миму предложили проект на Бродвее, и он с радостью согласился, хотя очень боялся выступать перед американской публикой. Все-таки европейцы давно оценили искусство пантомимы, а новому Свету еще предстояло знакомство с тишиной. Однако выступления Марсо на Бродвее прошли более чем успешно – его вызывали 60 раз. С тех пор минимум раз в год он выступает на разных театральных подмостках США и всегда с ошеломляющим успехом. В первый же приезд ему предложили контракт в Голливуде, а великий мим согласился сняться только у великого пародиста – Марсо сыграл одну из ролей в фильме Мэла Брукса, где его Бип, с которым все ассоциируют тишину, при полном гриме снимает трубку и все же говорит: «Non!»

И не только Штаты покорил великий мим – в СССР приезд Марсо в 1957 году произвел такой фурор, что об этом вспоминают до сих пор. Официально в Союзе Марсель бывал с концертами три раза, а сколько раз был неофициально – знают только Ростропович и Вишневская, у которых он останавливался, а также Аркадий Райкин, с которым он всегда встречался, когда бывал в Москве. Вообще с Советским Союзом у Марсо связаны особые воспоминания – русские врачи в свое время спасли ему жизнь, когда артист был на гастролях со своим сыном Батистом. После одного из выступлений он чуть не умер от прободения язвы – прямо после спектакля в Театре Сатиры его увезли в Боткинскую. В палату пускали только троих – сына Батиста, посла Франции в СССР и девушку Галю (впоследствии жену режиссера Данелия), которая не отходила от постели Марсо и которой он впоследствии долго слал телеграммы и звал в Париж. В одном из писем появился автопортрет с летящим над миром Марселем. А подпись всегда была одна и та же – твой Бип. Когда Галину спрашивали, был ли у нее принц, то она отвечала так: «Мне повезло, у меня сразу был король» – Марсель Марсо. И добавляла, что «можно дружить, не переходя границы, даже с мужчинами и даже со знаменитыми».

Наверное, это наиболее известный эпизод из личной жизни актера, обычно тщательно скрываемой им от прессы: имена его трех жен и четырех детей для многих до сих пор остаются загадкой, а аскетическая жизнь вне сцены окутана тайной и тем, что он ценит превыше всего – тишиной. А глядя знаменитую четырехминутную сценку «Юность, Зрелость, Старость и Смерть», в которой заключена вся человеческая жизнь, поистине понимаешь: молчание – золото. Начинает он с позы эмбриона – зарождение жизни. Далее – юность: человек вырастает, выпрямляется, делает первые шаги. Все увереннее идет он по жизни, движения его все раскованнее, увереннее… Постепенно шаг замедляется, преодолевая препятствия, фигура с годами становится меньше, горбится… Давит тяжесть лет, груз переживаний, опыта… Опущена голова… Вот тело принимает скрюченную позу, силы как бы на исходе, и, в конце концов, голова падает на безжизненное тело… Меньше чем за пять минут Марсо показывает целую эпопею человеческой жизни… И все это – без единого слова.

По словам Константина Райкина, Марсель Марсо открыл в свое время двери в пантомиму, а потом сам же их и закрыл. Им было сделано так много в пластическом искусстве, что теперь артистам этого жанра очень трудно искать собственный путь. Но тем не менее, учеников в основанной им Международной школе мимодрамы в Париже не убывает. Лучшие из них становятся актерами в труппе Марсо, и он учит их, что зачастую глаза, выражение лица, движение тела, жест выражают гораздо больше, чем произнесенные вслух слова. И потому немая грация человеческого тела, имя которой пантомима, говорит на всех языках. Мим – это яркая личность, обладающая даром перевоплощения. Общаясь в некоем воображаемом кругу, он открывает для себя двери иных миров и, проходя в них, пластикой выражает свое понимание увиденного. Такой человек мыслит нешаблонно, анализирует, ищет глубинный смысл вещей, и ему есть что сказать другим. Внутреннее наполнение требует выхода, превращаясь на сцене в безмолвный диалог с миром. Темы приходят из пережитого, превращаясь в картины нашей жизни, обретая аллегорический смысл. Обладая особым талантом пантомимы, Марсо привнес в этот вид искусства целую серию новых образов, расширив амплуа мима и значительно повысив его статус в мировой культуре. Его композиции «Клетка» и «Идущий против ветра» признаны классикой жанра пантомимы. Да, искусство Марселя Марсо отшлифовано годами неустанного труда, но самое главное – оно продолжает излучать свет и тепло, проникающие в самое сердце, осторожно и бережно его отогревая.

В 2000 году культовый мим, «тот самый Марсель Марсо» или, как его называют в западной прессе, «артист-легенда», «классик пантомимы», «вечно молодой гений», объявил об окончании своей творческой карьеры. Однако уже 23 февраля 2002 года в крупнейшем парижском концертном зале «Пале де Конгре» неутомимый актер представил свой новый спектакль «Руки», в котором под православную церковную музыку руки человека переживают весь спектр движений человеческой души… Артист считает, что глубокая психологическая сила и эстетическая целостность спектакля как нельзя лучше отвечают его задаче – отразить суть человеческого бытия. Марсель Марсо сказал: «Я нисколько не изменился и чувствую в себе не только силы, но и огромное желание выступать на сцене». А следом появилась еще одна новая программа «Семь смертных грехов». В ней идет речь о зависти, жадности, похоти, скупости, нетерпимости, злобе и высокомерии. Все это Марсель Марсо передает мимикой, пластикой, держа зал в напряжении до последней минуты своего выступления. Всю свою любовь и ненависть, как истинный актер, Марсель Марсо переносит на сцену, передавая свою внутреннюю энергетику зрительному залу.

Зрители, его многолетние поклонники не перестают восхищаться талантом «вечно молодого гения». Да, великому миму уже за восемьдесят, но на сцену выходит прежний Марсель Марсо: изменений в лице увидеть невозможно из-за набеленной знакомой маски, изменений физических, телесных нет вовсе! И сейчас Марсо столь же изящен, как и при рождении Бипа! Энергии движений не убавилось. За маской Бипа он остался все таким же – подвижным, пластичным, мудрым, нестареющим, во всей амплитуде своего артистического дара.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

** МАРСЕЛЬ ПРУСТ **

** МАРСЕЛЬ ПРУСТ ** Мне думается, что писатели, жившие в начале века, чрезвычайно удивились бы, услышав, что один из величайших среди них, тот, кому предстояло преобразить искусство романа и ввести в мир искусства идеи философов и словарь ученых своей эпохи, – это постоянно

Дюшан, Марсель

Дюшан, Марсель Один из главных классиков авангарда ХХ века, и причем один из немногих тех из них, чьи идеи актуальны в московском контемпорари арт и сейчас.Подробности см. в сообщ. «Не

Из Вальги в Марсель

Из Вальги в Марсель Теперь мне придется на некоторое время самой продолжить повествование, потому что с момента бегства Агустины из Вальги и до начала восьмидесятых годов, когда появились известия о ее первых успехах на юге Франции, о жизни будущей Беллы Отеро нет

Марсель

Марсель — Дно, — говорит Мочалов Александр, указывая пальцем в землю. На моей памяти тут дно морское было. Отступает море, дает мне простор-свободу, а я не знаю, что с ней делать…Он идет шаркающим шагом, чуть вразвалку, небрежно, за спиной мешок, на плече поверх мешка —

Марсель

Марсель Я жила тогда в плавучем доме — барже, пришвартованной к берегу; туда-то и приходил Марсель. В глазах его было удивление, смешанное с восторгом, и блики переливались в них, как на поверхности воды. Голодные глаза, алчущие, открытые. Бесхитростный, все впитывающий

Марсель

Марсель Эдит, как мне кажется, была создана для затворнической жизни. И не потому, что не любила столпотворения, а потому, что не очень любила выходить из дома — назовем это так. Никогда не покидала привычный домашний хаос или же ту обстановку, которую создавала вокруг себя

Новая программа Марселя Марсо

Новая программа Марселя Марсо Пересказывать пантомиму – все равно, что попытаться передать живопись по фототелеграфу. И все-таки……Человек попадает в клетку. Он мечется в ее стенах, лихорадочно поверяя свою несвободу. Наконец находит маленькое оконце. Просовывает руку

ПРУСТ МАРСЕЛЬ

ПРУСТ МАРСЕЛЬ (род. в 1871 г. – ум. в 1922 г.) Французский писатель. Цикл «В поисках утраченного времени», включающий семь романов; незавершенный роман «Жан Сантей»; книга новелл «Утехи и дни»; книга эссе «Против Сен-Бёва». В литературе такое бывает нередко: писатель, мало

МАРСЕЛЬ БИЧ – ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ

МАРСЕЛЬ БИЧ – ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ «Если вы не знаете, куда вам надо идти, то можете выбирать любую дорогу”. Гениальные инноваторы знают это лучше других. Марсель Бич настолько уверен в том, что выбрал верное направление пути, что усеял обочины телами тех, кто пытался перейти

Улыбки и слезы Марселя Марсо

Улыбки и слезы Марселя Марсо Марсель Марсо.1.Марсель Марсо – первый мимический актер нашего времени. Он обладатель премии Гаспара Дебюро и дважды награждался премией «Оскар», он член западно-берлинской Академии искусства и литературы, почетный председатель

Из Ливорно в Марсель

Из Ливорно в Марсель 9 ноября 1600 года новая королева прибыла в Марсель. Марсельцы бесконечно обрадовались прибытию Марии Медичи в их город. На пристани в ее честь были развернуты красные ковры. Мария была несколько разочарована: Генрих ее не встречает. Хотя она знала, что,

Эдит и Марсель

Эдит и Марсель (1948–1949)Эдит сумела извлечь урок из провала в «Плэй Хаус». Между ней и американцами выросла стена непонимания, и певица была намерена сделать все возможное, чтобы разрушить ее. Она просто обязана правильно разыграть эту карту, обязана сблизиться

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *