Кто такой машиах для православных
Парадоксальный Мессия
НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Эти дни проходят для нас под знаком креста. И в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Христовы : «Возьмите крест свой и следуйте за Мною…»
Евангелист Марк рассказывает, что Иисус воспитывал Своих учеников для Царства Божия постепенно. И вот уже они, наконец, исповедали Его – Мессией, долгожданным помазанником Божиим и спасителем Израиля.
Нетрудно представить, какие мечты лелеяли ученики: правоверный иудей с молоком матери впитывал представление о том, что Мессия, Машиах – победоносный блистательный царь, который явит себя в земной силе и славе, истребит врагов Израиля и установит господство Бога Единого по всей земле, господство – чисто земное, по образу великих империй…
Сила армии, богатство казны, мощь убеждения идеологического аппарата, материальное процветание Израиля – всё это должно, волей или неволей, привести народы земли к подчинению Израилю, а через это – к поклонению Богу Единому, Богу истинному, это ли не благая и достойная цель?!
Нам с вами, сегодняшним православным, такая логика вполне понятна: восторжествовать наконец над сектами и раскольниками, запретить законом всякое иноверие, за оскорбление религиозных чувств подвергать полицейским прещениям, распространить государственными указами православие в школах и в армии, навести православную цензуру в интернете, настроить по всей стране храмов в пределах шаговой доступности, явить безбожному миру торжество православной государственности, чтобы символ симфонии – двуглавый орел со знаком креста на державе – внушал почтение странам и народам, чтобы через это все наконец узнали, который Бог — истинный…
И произойдет это не по роковой ошибке, не как досадная помеха на победном пути Машиаха, не столько по злой воле людей, сколько по воле Бога. Петра, любимого ученика, который возмутился такими словами и стал прекословить, Иисус резко и гневно отчитал, сказав: «Прочь с глаз, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом и земном!»
Конечно, Иисус назвал здесь Петра не злым демоном, слово «сатана» по-арамейски значит «противящийся», но тем не менее однозначно дал понять: путь спасения Израиля, спасения всего мира от власти греха и смерти, путь пришествия Царства Божия – это путь уничижения и страдания, путь креста, и Он Сам, Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, первым вступает на этот путь, полностью разделяя волю Отца небесного.
«Кто хочет быть со Мной, кто любит Бога и жаждет пришествия Его Царства – тот возьми крест свой и следуй за Мною»… Эти слова Христовы – программа жизни для Его верных две с лишним тысячи лет, таковыми остаются они для нас с вами и сегодня.
Если мы с вами в основу своей христианской веры стремимся положить земной успех, процветание, силу и власть – мы обманываем сами себя, сотворяя вместо христианства очередного идола, которыми уставлен земной окоем… Логика следования за Христом неизбежно приведет нас в противостояние страстям, то есть силам, двигающим порченое человеческое нутро, отравившим и общественные отношения, во многом превратившим политику, культуру, быт — все области земного бытования человека — в преддверие ада.
Эта логика приведет нас на крест, кого-то – на явные мучения, мы видим сегодня немало примеров гонений на христиан в разных странах. А кого-то – на незаметный, но мучительный крест ежедневного понуждения себя к поступкам по заповедям Христа, к преодолению в себе страстей и похотей, считающихся в мире сем – естественной нормой…
10 признаков прихода Машиаха из древних пророчеств
Breaking Israel News: Более полутора тысяч лет раввины многих поколений обсуждают набор знамений и признаков, которые должны реализоваться перед пришествием Мессии и открытием мессианской эры. И сейчас, на прошедшей неделе Екутиэль Бен Яаков (Майк Гузофски) выступил с докладом, в котором он связал многие из этих древних знаков с текущими событиями. Вот десять мессианских пророчеств, которые, как понимает Бен Яаков, исполняются в наши дни.
1. Молодежь будет ругать и стыдить старшее поколение.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида (раввинское упоминание Мессии, сына Давида), молодые люди будут стыдить стариков». И что происходит сейчас? Сейчас мы видим, что COVID–19 поражает в основном пожилых людей, поэтому их все и везде ругают как “разносчиков пандемии”, а молодежь негодует, что из–за болезни стариков она тоже вынуждена ограничить свои перемещения.
2. Гибель знатоков Торы.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида, число ученых Торы сократиться». Бен Яаков отметил, что сейчас действительно, шокирующе большое количество раввинов погибло от коронавируса.
3. Дорогое пропитание.
Раввины учат: «В том поколении, когда придет сын Давида виноградная лоза будет приносить свои плоды, но вино будет дорогим». И Бен Яаков говорит, что сейчас в Израиле местные фермеры вынуждены выбрасывать продукты, поскольку они не могут доставить их в города. Как следствие цены на еду растут, а из-за комендантского часа и изоляции люди не могут свободно пойти в магазин и купить еду. «То есть продукты как бы и есть, но люди не имеют к ним доступа. Разве это не реализация пророчества?», – отметил Бен Яаков.
4. Внезапная бедность.
Раввины учат: «Он не придет до тех пор, пока из кошелька не выйдет Перута (маленькая монета малой ценности)». Другими словами, Машиах не придет, пока люди не станут бедными. И что мы видим? Мы видим, что огромное количество людей из–за пандемии потеряли работу, а те, кто не потерял – те не получают зарплату. И этот финансовый кризис глобальный.
5. В Иерусалиме не будет правительства.
Раввины учат, что «Сын Давида не придет, пока мелочное правительство Израиля не исчезнет». Бен Яаков говорит: «Таким образом в древних пророчествах прямо указано, что Машиах не придет, пока в Израиле не будет правительства. Это беспрецедентно, но мы уже три раза холодим на выборы, а у нас все еще нет правительства».
6. Люди с лицом собаки.
Раввины учат: «Лицо поколения, которое встретит Машиаха, будет как лицо у собаки». Бен Яаков истолковал это как тот факт, что сегодняшние политические лидеры являются популистами, которые говорят только то, что хочет услышать электорат и следуют за ним, как собака на поводке.
7. Волна неприятностей.
Раввины учат: «Многочисленные неприятности и суровые указы будут постоянно появляться снова и снова. До того, как первая проблема закончится, появится вторая, и если вы увидите поколение, при котором многочисленные проблемы возникают как река, ожидайте Мессию». Бен Яаков сравнивает эти проблемы с волнами пандемии, где каждая следующая волна будет хуже первой.
8. Ускорение.
Раввины учат: «Три вещи приходят очень быстро: потеря предмета, укус скорпиона и приход Машиаха». Бен Яаков отмечает, что блокировка произошла так быстро, что «люди не успели подготовиться», поэтому она и есть признак скорого прихода Мессии.
9. Тора будет забыта.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида, число учителей Торы уменьшится и познания Торы будут забыты учениками». А сейчас, как отмечает Бен Яаков, двери в синагоги закрыты электросваркой, залы пусты. И это явный признак того, что Машиах уже в пути.
10. Когда Бог потребует мести.
Бен Яаков рассказал о том, как один из самых ярких признаков наступления мезианской эпохи – это когда «Будет месть врагам Израиля». И он указал на Китай, Иран и Италию, которые он назвал «местом [антисемитской] церкви.
Приведенные 10 признаков прихода Машиаха – это удивительный набор пророчеств, который реализуется прямо у нас на глазах. Хотя, конечно, этот господин Бен Яаков не все истолковал правильно.
6. Раввины говорят: «Лицо поколения, которое встретит Машиаха, будет как лицо у собаки». Бен Яаков говорит про популистов-политиков, но на самом деле всё как-то так:
7. Раввины учат: «Многочисленные неприятности и суровые указы будут постоянно появляться снова. До того, как первая проблема закончится, появится вторая, и если вы увидите поколение, при котором многочисленные проблемы возникают как река, ожидайте Мессию».
Здесь все тоже, в общем-то очевидно: сначала людям запретили выходить из города, потом запретили даже выходить из дома. Сначала сказали, что карантин будет до начала апреля, потом карантин продлили до мая, теперь говорят про 18 месяцев и так далее. Начался дурдом с протестами – людей винтят за любую критику действий местной власти по борьбе с эпидемией. Какие-то пропуска, какие-то прививки, проблемы с банками, проблемы с бизнесом, какой-то финансовый кризис – все идет как снежный ком. Ну и да – волны эпидемии.
8. Раввины учат: «Три вещи приходят очень быстро: потеря предмета, укус скорпиона и приход Машиаха». Иногда то, что говорят раввины понять сложнее, чем притчи учителей Дзен, поэтому какой смысл они вложили в эти слова сказать сложно. Бен Яаков абсолютно прав: карантин свалился как снег на голову и люди даже не успели слинять из города в заранее приготовленное убежище. То есть даже 24-х часов не было на раскачку: просто «Бац!» – и отменили поезда, поставили людей с полосатыми палочками на дорогах. Хорошо тем, у кого города в тайге, а кто живет в степи? Однако, есть подозрение, что раввины намекали и на ускорение времени – что мы действительно сейчас наблюдаем. Кроме того, новые правила “борьбы с пандемией” тоже распространяются по миру как-то удивительно быстро.
Кто такой Мессия в Библии?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.
В особом смысле помазанником Божиим был Давид, поскольку из его дома должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). К этому Властителю и относится название Машиах (Мессия).
В последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7).
Пророки (особенно Исаия) предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24).
Можно сказать, что вся жизнь религиозных иудеев была чаянием прихода Помазанника Божия. Они тщательно изучали Священное Писание, чтобы знать, как именно должен прийти Машиах, и не пропустить это событие.
Обетования о Мессии осуществились в Иисусе Христе, однако многие иудеи не совсем верно истолковали Его миссию. В момент жизни Иисуса Христа Иудея находилась в зависимости от Рима. Мессия стал восприниматься как политический лидер, который сможет организовать народное восстание, прогнать ненавистных римлян, вернуть иудеям независимость и покорить им другие народы.
ВАЖНО. САТАНИНСКИЙ ХАБАД ВОЗЗВАЛ МОШИАХА-АНТИХРИСТА.
24 Тевета раввины «Института еврейского закона ХАБАДа» посетили место захоронения Алтер Ребе в Гадяче. Рав Шломо-Залман Левкивкер зачитал там постановление с требованием немедленного раскрытия Ребе Короля Мошиаха. После этого все присутствующие раввины провозгласили «Йехи Адонейну»… — «Да здравствует наш Ребе, наставник и учитель, наш Король Мошиах во веки веков!»
Постановление (ПСАК ДИН)
Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах в беседе «Тазриа-Мецора» объясняет, что хасиды должны говорить про своего Ребе, что он — Мошиах. В беседе «Шофтим» он постановил, что согласно еврейскому закону глава поколения является пророком поколения, при этом все обязаны слушаться его и исполнять его указания, вплоть до его главного пророчества: «Вот идет Мошиах».
В отношении Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха исполнились все признаки, которые перечисляет РАМБАМ в «Законах о королях», гл. 11. Ребе — это Король Мошиах. И в соответствии с его собственным заявлением, Ребе уже начал действовать в мире ради полного Освобождения: «В наше время эти действия видны всем в открытую, исчезли все помехи и препятствия, есть уже не только наличие Мошиаха, но и раскрытие Мошиаха».
В беседе «Мишпатим» Ребе сообщил, что пришло время нашего Освобождения. Об этом также было постановление раввинов, что «встал король из рода Давида» и т.д. И до тех пор, пока он будет несомненным Мошиахом. И Ребе сказал, что встреча между главами двух могущественных стран, на которой было решено прекратить гонку вооружений, состоялась в результате действий Мошиаха.
В беседе «Тецавэ» Ребе объясняет, что идея 11 Нисана (день рождения Ребе) это помазание главы еврейского народа на принятие королевской власти.
Поэтому мы выносим постановление согласно еврейскому закону, основываясь на сказанном у РАМБАМа («Фундаментальные законы Торы» 7:1, 9:2 и 10:1), что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах является пророком поколения и Мошиахом. И он одобрил пение хасидов «Йехи Адонейну» перед ним в течение больше года.
Поэтому, мы обязаны слушать его и исполнять его указания, тем более, что он Король Мошиах. И согласно указанию Ребе, что «наступило время Освобождения», мы просим, чтобы раскрылась власть Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха на глазах у всех, во время Освобождения, немедленно!
Два спасителя. Кого изберем мы?
То есть Понтий Пилат предлагает иудеям выбор, кого отпустить: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом (Мф. 27, 17).
Имя Иисус (евр. Иешуа или Иегошуа) было достаточно распространено среди евреев и переводится как «Иегова есть спасение», «Бог мое спасение» или «помощь Иеговы». В христианской традиции имя «Иисус» принято понимать как «Спаситель». В Священном Писании Ветхого Завета, кроме автора одной из неканонических книг Премудрости – Иисуса, сына Сирахова, можно найти упоминание о двух людях, носящих это имя. Это Иисус, сын Навин и Иисус, сын Иоседеков. Интересно, что деятельность обоих названных Иисусов носила мессианский характер. Иисус Навин был преемником пророка Моисея, именно он ввел израильский народ в Землю Обетованную, а Иисус, сын Иоседеков, был первосвященником, который сопровождал евреев, возвращавшихся из вавилонского пленения, и участвовал в построении второго иерусалимского храма. Именно он являлся прообразом Господа нашего Иисуса Христа в известном мессианском пророчестве:
Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах. 6, 11–13).
И вот на страницах Священного Писания появляется новый Иисус, который не только не связан с мессианскими пророчествами, но и противопоставляется Господу нашему Иисусу Христу.
Иисус Варавва
Кто этот другой «спаситель», и какого спасения иудеи рассчитывали достигнуть с его помощью?
Кто же такой Иисус Варавва, освобождения которого потребовали иудеи вместо предлагаемого Пилатом Царя Иудейского (Мк. 15, 10)? Кто этот другой «спаситель», и какого рода спасения иудеи рассчитывали достигнуть с его помощью?
Евангелисты дают Варавве следующие характеристики: известный узник (Мф. 27, 16), разбойник (Ин. 18, 40), который произвел в городе возмущение и убийство (Лк. 23, 19). Евангелист Марк уточняет: Варавва со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство (Мк. 15, 7). В греческом тексте слово στασιαστῶν, которое переведено здесь как «сообщники», буквально означает «мятежники». Мятеж – это восстание, неудавшаяся революция. Получается, что Варавва – глава террористической группировки, рвущейся к власти.
Появление религиозно-политической партии зилотов связано с именем Иуды Галилеянина:
Зилоты идейно были близки фарисеям, а сам Иуда действовал совместно с принадлежащим к фарисейской партии Садоком:
Варавва был лидером партии зилотов и претендентом на мессианский титул
Таким образом, вполне вероятно, что Варавва был лидером партии зилотов, преемником Иуды Галилеянина, а следовательно, и претендентом на мессианский титул.
Именно лидеры, подобные Иуде Галилеянину и Варавве, и представлялись большинству иудейского народа наиболее соответствующими образу иудейского Мессии. Мессия должен быть подобен Иисусу Навину, введшему Израиль в Ханаанскую землю, и выведшему его из Египта пророку Моисею, который предсказывал: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте (Втор. 18, 15). Вот это «как меня» иудеи переносили на все действия пророка Моисея, в том числе – на ведение войн.
Мессия в представлении иудеев
Описание общепринятого в еврейской среде представления о мессии оставил авторитетнейший иудейский законоучитель XII-XIII вв. Маймонид [6] :
Как видно из приведенного отрывка, военные победы мессии являются необходимой принадлежностью его образа. Этот образ мессии-завоевателя сохранился в еврейском народе до наших дней:
Мало того, военные успехи мессии порой заслоняют все остальные требования к претенденту на этот почетный титул, что порой становится для самих верующих евреев причиной глубокого разочарования:
Господь Иисус Христос не отвечал одному из главных требований евреев к своему мессии
Таким образом, Господь наш Иисус Христос не отвечал одному из главных требований евреев к своему мессии.
Господь Иисус Христос – истинный Спаситель и Мессия
Истинный Мессия слишком велик для прокрустова ложа иудейских представлений о грядущем царе как о победоносном полководце. Господь учит предметам, чуждым еврейскому мировоззрению. Он говорит, что «Царство Его не от мира сего», что оно раскрывается внутри человека, что Он пришел не для того, чтобы разделить имения или победить политических противников, но чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 19, 37–38). Он учит о тщетности и даже опасности богатства, о необходимости быть готовым ради Царства Божия отказаться не только от материальных ценностей, но и от самого близкого родства.
Впрочем, пока Он исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает мертвых, иудеи смотрят на Него как на возможного Мессию, Христа. После насыщения тысяч людей малым числом хлебов они даже хотят сделать Его царем (ср. Ин. 6, 15). После воскрешения Лазаря евреи устраивают Господу торжественный вход в Иерусалим, своего рода триумф, ожидая Его воцарения и победоносной освободительной войны.
Когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, они отрекаются от Него
Тем не менее для иудейского сознания остается чужд образ Мессии, пострадавшего и умерщвленного. Поэтому, когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, избитым, они не раздумывая отрекаются от Него.
Понтий Пилат, «надеясь поправить дело, тремя словами окончательно погубил Иисуса Христа, крикнув иудеям: ‟Се Царь ваш!”
Первый возглас игемона: ‟Се человек!” – взывал к состраданию и для всего народа не был роковым, а в этих словах: ‟Се Царь ваш!” – услышали презрительную насмешку над своею мечтою: вот что я делаю и сделаю со всяким великим царем; вам ли, презренные, мечтать о низвержении нашей власти?
Тогда вся собравшаяся на зрелище толпа согласно испрашивает у Пилата освобождения другого «спасителя» и «мессии» – Иисуса Вараввы. Он, конечно, в глазах евреев тоже неудачник, но по крайней мере каждому израильтянину близко и понятно, от чего он спасает – от власти Рима. Есть надежда, что он продолжит свою борьбу и приведет еврейский народ к политической самостоятельности, к тому, чтобы богоизбранный народ не был невольником в своей земле, данной ему Богом, но чтобы снова, как в стародавние времена, жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею (3 Цар. 4, 25), защищенные Всевышним от всех врагов, чтобы Израиль воцарился над миром и стал народом царей и священников, приводящих весь мир к принятию Торы.
А Иисус Назарянин им не нужен. Он не оправдал чаяний еврейского народа. Вместо победоносных войн Он Сам отдал Себя в руки врагов и претерпел избиение. Вместо построения храма, что также является одним из признаков еврейского мессии, Он говорил о разрушении храма. Этот грешник (Ин. 9, 24) и обманщик (Мф. 27, 63) не должен жить. Самозванец, покусившийся на присвоение себе божественной чести, повинен хуле на Бога, а потому, согласно Закону, осуждается на смерть: и хулитель имени Господня должен умереть (Лев. 24, 16).
Апостольские представления о Царстве Мессии
Апостол Петр, «уста апостолов», исповедует Иисуса Христом, но когда Господь открывает, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть, апостолы не могут этого принять, и тот же ап. Петр пытается переубедить своего Мессию: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Потому что он, как и прочие ученики, пока думает не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21–23).
Идея земного царства Мессии столь глубоко проникла в сознание еврейского народа, что апостолы даже после Христова воскресения продолжают ждать его прихода:
Лишь после нисхождения Святого Духа на Пятидесятницу апостолы Христовы становятся способными не только принять во всей полноте Господне учение о Царстве Небесном, но и проповедовать это учение всему миру.
Чего мы ждем от Спасителя?
Чтобы предложенный выше анализ не остался отвлеченным рассуждением о давних исторических событиях, нам следует задаться вопросом: как мы сами понимаем наше спасение? И кем для нас является Спаситель, прежде всего? Тем, Кто благоустраивает наше земное существование, «земное царство», которое может ограничиваться пределами нашей квартиры или участка земли? Или Тем, Кто ведет нас в Царство Небесное, и нередко – путями узкими и извилистыми?
При этом полезно помнить уроки истории. Так, народ Израиля, который свои лучшие надежды связывал с земным царством, на много веков потерял не только собственное государство, но и родную землю. А православные народы, которые главной целью своей жизни считали достижение Небесного Иерусалима, в большинстве своем получали и Небесное Царство, и сплоченное, крепкое (а порой и большое) государство. Так исполняется Божие обещание: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).
[1] Варавва// Православная энциклопедия (электронная версия). – http://www.pravenc.ru/text/154067.html
[2] Греческо-русский словарь Нового Завета/ Русский перевод и ред. В.Н. Кузецовой. – М.: Российское Библейское Общество, 2000. – С. 130.
[3] Еп. Кассиан (Безобразов). Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Толк. на XVIII. 29 – XIX. 16a. – С. 115.
[4] Зилоты// Православная энциклопедия (электронная версия). – http://www.pravenc.ru/text/199785.html
[6] Или Рамбам – акроним Рабби Моше бен Маймон.
[7] Рабби Моше Бен Маймон (РАМБАМ). Мишнэ Тора. Законы о царях и о войне. Глава 11 (?). http://machanaim.org/philosof/mishne/tzar.htm
[9] ТаНаХ представляет собой акроним (начальные буквы) названий трех разделов еврейского Священного Писания иудеев: Тора́ — Пятикнижие, Невии́м — Пророки, Ктуви́м — Писания.
[12] Антоний (Храповицкий), митр. Христос Спаситель и еврейская революция.
[15] Варавва переводится с арамейского как «сын отца».