Кто такой медиатор в доу
Служба примирения (медиации)
В целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» создана служба примирения (медиации).
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.).Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Служба медиации это:
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
— Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
— Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
— Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
— Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
— Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
— Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
ГРАФИК РАБОТЫ
Понедельник | 13:00-16:00 |
Вторник | 13:00-16:00 |
Среда | 13:00-16:00 |
Четверг | 13:00-16:00 |
Пятница | 13:00-16:00 |
Правовая основа деятельности Службы медиации.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9) № 124-ФЗ от 24.07.98 года
Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Федеральный закон N 194-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст27 п.2)
Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ
П исьмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях»
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных Министерством просвещения РФ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 25.09. 2019 г. №19-23)
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226»
Служба медиации в ДОУ
Медиация ( от лат. мediare – посредничать) – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (ФЗ от 27 июня 2010г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). Есть множество технологий, с помощью которых происходит альтернативное урегулирование конфликтов. Одной из них является медиация.
Медиатор — это независимый посредник, которого привлекают для урегулирования споров или конфликтов, нейтральный по отношению к ситуации человек, который помогает наладить коммуникацию между спорящими участниками в образовательной организации.
В процессе медиации конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий (медиатор) создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Основными принципами медиации являются:
— ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не принуждает к участию в процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
— ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и правах участников медиации.
— КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать информацию о процессе медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
— ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА
Медиатор несет ответственность за ход встречи, за соблюдение участниками принципов и правил медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
— НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
Таким образом, если Вы добровольно согласились участвовать в процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор, будет содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор НЕ будет осуждать Вас, НЕ будет разглашать информацию, полученную от участников процесса медиации ни директору, ни полиции, НИКОМУ.
Медиатор будет только ПОМОГАТЬ конфликтующим сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Служба медиации это:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как применяется медиация в детском саду (ДОУ)
Медиация в ДОУ или медиация в детском саду стремительно ворвалась в сферу образования. Благодаря усилиям энтузиастов-педагогов распространилась и охватила детские учреждения. Метод получил признание на государственном уровне: вступил в силу специальный закон № 193-ФЗ РФ; разработана концепция развития медиативных служб (См. распоряжение № 1430-р).
Государственная образовательная политика нацелена на внедрение медиации в школьную жизнь, преподавание детям и подросткам основ метода для развития социального навыка решать разногласия самостоятельно и конструктивно. В силу возраста дошкольники к этому не готовы.
Поэтому в детском саду медиация используется по прямому назначению – как альтернативный способ разрешения конфликтов внутри педагогического коллектива или с родителями воспитанников.
Медиативный подход
Конфликты составляющая часть жизни. Изучает этот вид социального взаимодействия наука конфликтология. В ходе научных исследований был разработан и теоретически обоснован метод разрешения конфликтной ситуации при участии независимых и незаинтересованных посредников, получивший название – медиация.
Переговоры – старейший способ разрешения разногласий в арсенале человечества. Прямое общение отличный шанс для сторон достичь компромисса, выработать добровольное решение. В жизни проведению переговоров мешают субъективные обстоятельства: старые обиды, страх перед встречей, нежелание взглянуть на ситуацию с точки зрения противной стороны и прочее.
Не видя мирного выхода из конфликта люди прибегают к «силовым» методам. Обращаются в суд, жалуются на обидчика по инстанции, привлекают к разрешению конфликта третью сторону, обладающую властными полномочиями: судью, начальника и так далее.
С момента включения в разрешение спора арбитров, оценивающих доводы, применяющих к ситуации нормы права, стороны лишаются инициативы. Спор разрешает рефери, решение «навязывается».
Медиативный подход лишен этого недостатка. Итог успешной медиации – добровольно принятое обеими сторонами решение. Участники конфликта самостоятельно, своей волей находят выход из ситуации, без принуждения принимают обязательства, направленные на устранение разногласий.
Кадры для медиации в детском саду
Помогают им подготовленные люди – медиаторы. Роль профессиональных посредников отличается от роли адвокатов, юристов, поверенных и других спецов, которых принято привлекать к участию в переговорах.
Специалист судит о ситуации со своей профессиональной точки зрения. Юрист оценивает сильные и слабые стороны правовой позиции клиента, задумывается как усилить аргументы в суде и ослабить противника. Инспектор по делам несовершеннолетних думает, как подготовить материал для комиссии, какие принять меры.
Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия.
Они только помогают сторонам прийти к решению:
Медиация в ДОУ не должна оцениваться как процедура установления объективной или субъективной истины. Медиативные переговоры не суд и не административное рассмотрение спора. Задача медиатора – создать конфликтующим сторонам условия для достижения согласия.
Преимущества нового метода перед старыми способами разрешения конфликтов очевидны. Решение добровольно принятое, как показывает практика, будет добровольно и исполнено.
Законодательная основа
Медиативный подход так и остался бы узко практикуемой техникой конфликтологии и психологии, если бы государство не решило использовать его преимущества в общественных отношениях в качестве альтернативного несудебного способа разрешения споров. Законодательный базис для внедрения медиации в практику работы детских садов заложен законом № 193-ФЗ РФ.
Закон четко ограничивает сферы общественных отношений, в которых медиативный поход может использоваться в качестве правового инструмента (См. п. 2 ст. 1, 193-ФЗ РФ). К ним относятся:
Медиация в детском саду не должна применяться для разрешения коллективных трудовых споров. А также в случаях, когда затрагиваются интересы людей, не принимающих участия в медиативных переговорах, или публичные интересы (См. п. 5 ст. 1, 193-ФЗ РФ).
Стоит отметить, отношения в сфере образования не включены законодателем в перечень. Что сужает случаи применения метода в дошкольном образовательном учреждении.
Организация службы
Создание службы медиации в ДОУ оформляют двумя документами:
Методическую помощь в работе по организации нового структурного подразделения предоставят региональные службы медиации, создаваемые по распоряжению Правительства № 1430-р.
В состав медиаторов включают сотрудников, изъявивших желание заняться новым видом деятельности. Закон не предъявляет строгих требований к кандидатам (См. п. 2 ст. 15, 193-ФЗ РФ):
Если сотрудник изъявит желание работать на профессиональной основе, к нему предъявляют следующие требования (См. ст. 16, 193-ФЗ РФ):
Программа подготовки медиаторов утверждена приказом Минобрнауки № 187 и постановлением Правительства № 969.
Параллельно с организацией службы, проводят разъяснительную работу среди родителей и сотрудников ДОУ.
Организуют презентации на общих собраниях. Цель – познакомить с новым методом, рассказать о его преимуществах.
Создание службы медиации в ДОУ позволит:
Заключение
Медиация в детском саду непросто дань моде или ответ на сигналы “сверху”. Грамотное использование метода окажет действенную помощь в разрешении конфликтов, поможет наладить конструктивный диалог с родителями воспитанников.
Медиация в детском саду или медиация в ДОУ рассматривается в видео ниже.
Детский сад № 7 комбинированного вида
397160, Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Карла Маркса д. 95
Форма обратной связи
Новости
Служба медиации ДОУ
На основании приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.07.2014 № 810 «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области» и в целях разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в МКДОУ БГО Детском саду № 7 комбинированного вида создана служба медиации.
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами детского сада.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Нормативная документация
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 101» города Ярославля
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами детского сада.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
— Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
– Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
– Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
— Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
– Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
– Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Паспорт службы медиации
Если у Вас возникает конфликтная ситуация, Вы можете обратиться в службу медиации с целью ее разрешения.
Телефон для обращения в службу медиации:
24-29-55
Работа службы направлена на помощь родителям и детям в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
Если вы решили обратиться в службу медиации, то вам надо подойти к Куратору службы медиации: старшему воспитателю- Таргонской Т.В.
После этого с каждым из участников встретится медиатор службы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, медиатор проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
— каковы последствия ситуации для обеих сторон;
— каким образом разрешить ситуацию;
— как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя.
Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
График работы службы медиации
Понедельник
с 13.00 до 16.00