Кто такой мехвод в танке

Новое в блогах

Внутри советского танка Т-34

Пожалуй, нет более известного танка, чем советский Т-34. Представленная в 1939 году, эта машина не была лишена «детских болезней». Но инновационная конструкция, и задел для последующих модернизаций позволили создать танк, совмещавший гениальную простоту с революционными решениями. Созданная в 1944 года модель Т-34-85 с новым орудием и башней привела все характеристики танка в идеальные пропорции. Это подтверждается тем, что серийное производство машины «пережило» всех ровесников (сборка проходила до 1958 года). А его активное боевое применение вплоть до 1990-х годов демонстрирует, что характеристики танка в некоторых условиях оказывались «вне времени».

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Расположение экипажа танка Т-34-85

Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Советские войска на броне Т-34-85 в Китае, август 1945 года

Механик-водитель

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Вид сверху на приборы управления механика-водителя

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Вид на отделение управления

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

«Приборная панель» механика-водителя

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Вид на место мехвода через открытый люк

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Стрелок-радист

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель

Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция бела перенесена в башню

Наводчик

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Прицельная сетка прицела ТШ-16

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях

Заряжающий

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия

Командир

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира

Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Общий вид на место командира

Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.

И на закуску-отзывы ветеранов о Т-34

Разумеется, говоря о мемуарах советских танковых генералов — вроде Катукова или Лелюшенко, — нельзя не учитывать, что, нахваливая Т-34, они вполне могли выполнять некий идеологический заказ и помогать в создании очередной послевоенной советской легенды. В этой связи я решил обратиться к другому источнику — книге Артема Драбкина «Я дрался на Т-34», в которой собраны записи бесед с советскими ветеранами-танкистами. Насколько я понимаю, как минимум часть этих воспоминаний попала на страницы работ М. Барятинского, а также книг иностранных авторов — вроде, скажем, уже упоминавшегося исследования англичанина Роберта Кершоу «Tank men». Скажу сразу: советские танкисты прекрасно знали о недостатках Т-34 и не стеснялись о них говорить. Некоторые ветераны вообще ничего не упомянули (или забыли упомянуть) о достоинствах танка. Приведу несколько высказываний людей, переживших самую страшную войну. Подчеркну: я специально отобрал комментарии, которые касаются Т-34-76, а не более поздней и, соответственно, более «продвинутой» версии танка — Т-34-85.

Так, ветеран А.В. Боднарь высказался по поводу «паровозных» катков, ставившихся на Т-34 в 1942 году, следующим образом: «К апрелю 1942 года мы подошли к Гжатску, это сегодняшний город Гагарин. Здесь мы встали в оборону. Нас пополнили. Пришло много Т-34, и батальон состоял практически только из этих танков. «Тридцатьчетверки», к сожалению, пришли производства Сталинградского тракторного завода. У них опорные катки были без бандажей, и при движении грохот стоял страшный» («Я дрался на Т-34», с. 73). Ветеран С.Л. Ария жалуется на переговорное устройство: «Из недостатков можно выделить внутреннюю связь, которая работала безобразно» (там же, с. 83). «Кроме того, — добавляет он, — были совершенно безобразные триплексы на люке механика-водителя. Они были сделаны из отвратительного желтого или зеленого оргстекла, дававшего совершенно искаженную, волнистую картинку. Разобрать что-либо через такой триплекс, особенно в прыгающем танке, было невозможно. Поэтому войну вели с приоткрытыми на ладонь люками. Вообще, в Т-34 забота об экипаже была минимальная. Я лазил в американские и английские танки. Там экипаж находился в более комфортных условиях…» (там же). Раскрывает Семен Львович и секрет самой нужной принадлежности Т-34: «Брезент был крайне необходим: им накрывались, когда ложились спать, на нем садились покушать, если грузились в вагоны, им нужно было танк сверху накрыть, иначе внутри было бы полно воды. Это были танки военного времени. На верхнем люке вообще не было никаких прокладок, а на люке механика-водителя были какие-то прокладки, но они не держали воду» (там же). Тем не менее общий вывод С.Л. Арии: «В принципе удачная машина, достаточно надежная» (там же).

Не в восторге от переговорного устройства на Т-34-76 и ветеран П.П. Кулешов: «Общаться через переговорное устройство — это долго. Я должен сказать радисту, а он уже сообщает экипажу. Поэтому управлялись ногой! Так подтолкнул, сяк подтолкнул…» (там же, с. 272). Плохо отзывался он и об управлении танком: «Управление на Т-34 тяжелое. По днищу на коробку скоростей идут тяги. Они иногда выскакивали из креплений, и приходилось их кувалдочкой туда забивать. Рычаги переключать помогаешь себе коленом… тяжело. Что ломалось в танке? Летели топливные насосы, коробки скоростей, тормозная лента могла полететь, но это только от расхлябанности… Сама ходовая часть очень мощная. Наши танки Т-34, Т-34-85 — это незаменимые танки во время Великой Отечественной войны. Качественные были! И маневренность хорошая, и проходимость хорошая… Могла гусеница порваться, но это опять от расхлябанности» (там же).

А вот мнение фронтовика Г.С. Шишкина: «Рацией, как правило, не пользовались — она часто подводила… Танковым переговорным устройством тоже не пользовались.

Механиком управляли ногами. Вправо, влево — по плечам, в спину — быстрее, на голову — стой» (там же, с. 298). Вместе с тем надежность Т-34 он расценил следующим образом: «Очень надежные были танки, я бы сказал, что сверхнадежные. Ну мы, конечно, хитрили, подкручивали ограничитель оборотов двигателя, что категорически запрещалось делать. Конечно, двигатель портился быстро, но ведь и жизнь танка была недолгой… Часто гусеницы соскакивали. А так, пожалуй, больше ничего не скажу… Мотор нормально работал. Надежность работы фрикционов зависела от механика-водителя. Если правильно пользовался, то он надежно работал» (там же).

Ветеран Отрощенков С. А., служивший танкистом с первых дней войны, сообщает интереснейшую информацию, касающуюся загадки противоречивых отзывов о броне Т-34. Так, часть экспертов и ветеранов называли броню танка «хрупкой». Это, напомню, приводило к частым ранениям членов экипажей металлической «крошкой», отлетавшей от внутренней поверхности брони при попадании снарядов. Другие эксперты говорили об обратном, считая качество брони «тридцатьчетверки» очень высоким, а ее бронелист — «вязким» (в США, напомню, вообще решили, что он был «слишком вязким»). Вот что говорит по этому поводу Сергей Андреевич: «Большую опасность для экипажа представляли осколки брони. Причем сама броня была довольно вязкая, надежная, но грубо сваренные стыки броневых листов, окалина на внутренней отделке от попадания снаряда давали много мелких осколков, часто губительных для экипажа. Но, скажу прямо, танк Т-34 был сделан на совесть, с душой. Экипаж чувствовал себя защищенным. Другое дело, что артиллерия постоянно совершенствовалась, и неуязвимых танков не существовало» («Я дрался на танке», с. 297). Еще раз подчеркну: речь идет именно о Т-34-76. Также складывается впечатление, что ветеран-танкист ведет речь о «тридцатьчетверках» лета 1943 года — тех, что «не блистали качеством», но тем не менее выиграли Курскую битву (и много других).

— Ну, вам и попало, товарищ капитан!

— Да что попало! Видишь, все отскакивает, только считай!

Хочу привести свидетельство бывшего офицера-танкиста Советской (а затем и Украинской) Армии — Надточей Игоря Анатольевича. В 1993 году он закончил Киевское высшее танковое инженерное училище им. маршала Якубовского, служил заместителем командира учебной мотострелковой роты по технической подготовке в знаменитой сержантской «учебке» Десна (354-й гвардейский мотострелковый полк) и начальником автобронетанковой службы 27-го отдельного батальона специального назначения Национальной гвардии Украины. Во время учебы и службы сталкивался с танками Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-80УД и «Оплот». В 1991 году ему посчастливилось встретиться и с Т-34-85: находившиеся в хранилище танки перегонялись на утилизацию. Это делалось в связи с выполнением обязательств по заключенному еще Советским Союзом договору об ограничении обычных вооружений в Европе. Вот вкратце мнение Игоря Анатольевича, бывшего в тот день за механика-водителя: «Заправили. Завели сжатым воздухом с первого раза. В вождении Т-34-85 оказался более легким, чем Т-55, с которыми мне приходилось иметь дело. Тем не менее быстро стало понятно, что механик-водитель этой машины должен быть физически крепким человеком: переключение передач и фрикционов поворотов требовало значительных усилий. Оптимальные передачи для вождения танка по грунту (и в бою) — 2-я и 3-я: они позволяли вести Т-34-85 на скоростях от 5 до 30 км/ч. 4-я и 5-я передачи годились для форсированного марша по шоссе. Вести танк пришлось с открытым люком водителя: через триплекс разглядеть ничего невозможно. В целом оптика на танке хорошего качества

Источник

Служба по призыву

Служба

Механик-водитель танка (ТВ)

Механик-водитель подчиняется командиру танка и несет непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка.

Деятельность механика-водителя осуществляется на основе умений и навыков, приобретенных в процессе освоения управления подвижным объектом и заключается в подготовке материальной части танка к движению, в управлении механизмами и контроле за их работой в условиях быстроменяющейся обстановки современного общевойскового боя. Она дополняется также интеллектуальными действиями, связанными с анализом обстановки на поле боя, оказанием помощи членам экипажа в выполнении их обязанностей и др.

Условия деятельности внутри корпуса (в обитаемом отделении) по ряду показателей относятся к высокому разряду профессиональных вредностей (шум, вибрация, загазованность и др.).

Hаиболее напряженные моменты в деятельности механика-водителя возникают при преодолении инженерных заграждений, различных препятствий на маршруте движения и огневого противодействия противника на поле боя.

Основные орудия труда специалиста: органы управления движением танка, штатный инструмент и специальные приспособления для монтажа, демонтажа и технического обслуживания ходовой материальной части танка.

Важными личностными качествами для него являются также высокая ответственность, дисциплинированность и исполнительность.

Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее, начальное или среднее профессиональное образование.

Должности механиков-водителей танка комплектуются военнослужащими, прошедшими специальную подготовку в учебной воинской части.

Механик-водитель в период службы может повысить свою классную квалификацию.

Родственные гражданские специальности: водитель вездехода, машинист бульдозера, машинист скрепера, машинист экскаватора, тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик.

Источник

Первая штатная рота БМПТ «Терминатор» сформирована в составе 90-й танковой дивизии ЦВО

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

В первое штатное подразделение вошли девять БМПТ. Новая рота сформирована в танковом полку 90-й танковой дивизии, дислоцированной на Урале. Решение о формировании подразделения БМПТ принимал министр обороны Сергей Шойгу. По словам Лапина, к лету следующего года в дивизии будет действовать батальон БМПТ, соответственно ожидается поставка новых боевых машин. Сроки поставки пока не сообщаются.

Отметим, что девять БМПТ поступили в дивизию в конце ноября прошлого года для опытной эксплуатации и проведения испытаний вместе с танковыми подразделениями. Задачей тестирования было определить место машины поддержки танков в боевых порядках и задачи, которые она может выполнять в боевых условиях. Испытания проводились в течение этого года, они признаны успешными.

Как пояснили в Минобороны, испытания БМПТ не закончены, машины введены в штат для продолжения тестирования, которое планируется на лето 2022 года. Пока по предварительной информации, военные планируют более масштабные испытания БМПТ как в составе танковых подразделений, так и мотострелковых.

БМПТ «Терминатор» выполнен на шасси танков Т-72 и Т-90. Машина вооружена двумя 30-миллиметровыми автоматическими пушками 2А42, 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ, а также четырьмя пусковыми контейнерами для управляемых ракет семейства 9М120 (комплекс «Атака»). БМПТ принята на вооружение российской армии в 2018 году.

Источник

Как сумели выжить 2 танкиста, которые 2 недели держали оборону в увязшем в болоте Т-34

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Сражения под Псковом и ставка на танки

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Одной из сложнейших операций того периода стало наступление красноармейцев в Северо-Западном направлении, в частности, в Псковской области. Наши подошли к Невелю суровой зимой 1943-го, где по приказу командования была поставлена задача отбить у фашистов деревню Демешково. Была сделана ставка на танковый батальон под номером 328, который и вступил в бой с не желавшими отступать гитлеровцами.

Застрявший в болоте Т-34 и экипаж из одного сержанта

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Бой за Демешково выдался не из легких. Оттеснять врага выдвинулись семь танков, шесть из которых были сразу подбиты и лишены боеспособности. Последний танк лейтенанта Ткаченко пытался лавировать до последнего, пока в ходе очередной контратаки не угодил в припорошенное снегом болото. От попадания пули почти сразу после остановки погиб механик-водитель Безукладников.

Увязший в трясине Т-34 превратился в неподвижную мишень для немцев, хотя и поддерживался с тыла плотным огнем на подавление вражеской артиллерии. Возможность полного уничтожения танка вместе с экипажем была более чем очевидной. Но имелись в таком положении и некоторые преимущества. «Тридцатьчетверка» прямой наводкой простреливала гитлеровские позиции, вопрос стоял только в ограниченном количестве боеприпасов.

После ночных боев советские пехотинцы отступали. Башенному стрелку Кавлюгину удалось вынести к основным силам тяжело раненого в голову лейтенанта Ткаченко – командира увязшего танка. Последний пострадал, когда решил покинуть боевую машину с целью осмотреться и наметить план вывода исправного танка из трясины. Вернуться в «тридцатьчетверку» Кавлюгину не позволили, посадив его в другой танк. В нем он и сгорел заживо в бою следующего дня. Так в увязшем Т-34 остался один сержант Чернышенко – 18-летний стрелок-радист.

Танк-бункер и нечеловеческая оборона

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Несмотря на юный возраст, Витя Чернышенко к исходу 1943-го успел заслужить орден Красной звезды, хотя и пробыл на фронте всего пару месяцев. Оставшись в превратившейся в бункер «тридцатьчетверке» один на один с врагом, сержант готовился защищать боевую машину до последнего. Командованием батальона в помощь танкисту был отправлен опытный мехвод Соколов. Напарники делали все возможное для вызволения танка из болота, но все попытки оказывались тщетными. Параллельно они подпускали атакующих машину немцев поближе и расстреливали из пулемета. Полный боекомплект позволял успешно обороняться от вражеской пехоты. Куда печальнее обстояли дела с продовольствием. На двоих у танкистов было пару банок тушенки, горсть сухарей да шмат сала.

Один день сменял другой в непрерывной обороне «тридцатьчетверки». Как позже вспоминал Чернышенко, он потерял счет времени. Спали танкисты по очереди, мучились голодом и холодом, отогреваясь только у работающего пулемета. Соколов получил ранение и практически утратил способность двигаться. Его сил хватало лишь на то, чтоб периодически подавать напарнику снаряды.

На 12-й день снаряды закончились, оставались только гранаты, которые Чернышенко бросал в подступавшие с разных сторон группы противника. Одну гранату решено было оставить для себя, потому как перспективы не выглядели радужными, а сдаваться планов не было. Когда 30 декабря красноармейцы прорвали фашистскую оборону и заняли Демешково, они извлекли из танка двух изможденных и истекающих кровью танкистов. Соколов был без сознания, вскоре «отключился» и Чернышенко. Земля вокруг Т-34 была усеяна телами ликвидированных напарниками нацистов.

Цена обороны и возвращение к жизни

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Танкистов доставили в ближайший медсанбат. Механик-водитель Соколов скончался на следующие сутки от множественных ран и продолжительного голодания. Чернышенко, пребывавший в крайне тяжелом состоянии, все же выжил. Фронтовые хирурги направили все свои знания и опыт на сохранение жизни 18-летнему Виктору, борясь за его обмороженные конечности. Но гангрена не оставляла шансов для полного выздоровления. Стрелок-радист Чернышенко, пройдя ряд госпиталей и ампутацию частей обеих ног, демобилизовался инвалидом 2 группы.

Еще на больничной койке ему сообщили о высокой награде, которой советское государство отметило подвиг танкистов Соколова и Чернышенко. Оба военнослужащих получили звание Героя Советского Союза, Соколов – посмертно. С возвращением в мирную жизнь Виктор Чернышенко окончил в Свердловске юридическую школу и занял кресло районного судьи. Позже работал помощником судьи в прокуратуре. После получения диплома Свердловского юридического института занимал должности народного судьи, члена областного суда, председателя в районном суде.

За выдающиеся заслуги перед родиной Виктор Семенович Чернышенко удостоен орденов Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и множества медалей. На месте отважной обороны у деревни Демешково стоит обелиск с именами танкистов.

Танковая тема была очень популярна в советском кинематографе. Потому эти отличные фильмы про танки и войну обязательно стоит посмотреть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танкеlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Из наградного листа: «. В таком положении они находились 13 суток, истекая кровью, голодные, в холоде, продолжали оборонять свой танк. 30 декабря 1943 года в результате наступления наших частей территория, на которой находился танк, была освобождена, Соколов и Чернышенко были вынесены из танка и отправлены в медсанбат. »

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Родился 25 октября 1925 года в селе Александровка ныне Краснолиманского района Донецкой области Украины в крестьянской семье. Украинец.

В 1943 году был призван в Красную Армию Краснолиманским райвоенкоматом. В учебном танковом полку в Ульяновске получил специальность стрелка-радиста танка Т-34. С октября того же года участвовал в боях с захватчиками в составе 118-й отдельной танковой бригады на 2-м Прибалтийском фронте.

17 декабря 1943 года, 328-й танковый батальон получил боевую задачу овладеть высотой у деревни Демешково (Невельский район Псковской области). Боевые машины двинулись в атаку, но попали под сильный заградительный огонь противника. Лишь танку лейтенанта Ткаченко удалось прорваться поближе к укреплению врага, но он застрял в болотной трясине. Атака захлебнулась. Раненого командира танка пехотинцы вынесли в тыл, а экипаж продолжил бой. На третий день в живых остался один стрелок-радист Виктор Чернышенко.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

На помощь оставшемуся без командира завязшему танку на следующий день был направлен лучший мехвод батальона — старший сержант Алексей Соколов, сидевший за рычагами ещё на финской. Приказ есть приказ: даже получив по пути тяжёлое ранение в ногу, Соколов добрался до ткаченковской «тридцатьчетвёрки».

Увы, несмотря на весь опыт раненного, но матёрого 25-летнего мехвода родом из Оренбургского края, стронуть наглухо завязшую машину у него не вышло. И тогда два танкиста, русский и украинец, решили исправную машину не покидать и не сдаваться.

Боекомплект в танке был почти полный. Вот с НЗ была беда: несколько банок тушёнки, немного сухарей и сахара, да кусок сала. Вода — вода понемногу просачивалась через днище. Из болота. Другой, впрочем, всё равно не было.

Танк оказался в интересно положении: не то, чтобы он представлял опасность для немцев, но и немцы безнаказанно приблизиться к нему не могли. И всё же «живой», хотя и неподвижный, танк под боком им был не нужен, а потому гитлеровцы регулярно предпринимали вылазки, надеясь уничтожить если и не танк, то хотя бы его экипаж подручными средствами.

Полного успеха добиться им так и не удалось, но половинный экипаж слабел. Соколов уже не мог толком двигаться; всё, на что его хватало — подавать снаряды и диски Чернышенко. Однако силу его духа не могло сломить ни одно ранение.

Скажу откровенно: эти бои в осаде слились в моей памяти в один бесконечный бой. Я не могу даже отличить один день от другого. Фашисты пытались подойти к нам с разных сторон, группами и в одиночку, в разное время суток. Нам приходилось все время быть начеку. Спали урывками, поочерёдно. Мучил голод, металл жёг руки. Лишь работая у орудия и пулемёта, немного согревались. Но ещё тяжелее был голод. Как ни растягивали мы жалкие запасы продовольствия, его хватило лишь на несколько суток. Мы оба сильно ослабели, особенно Соколов, получивший серьёзное ранение.

Какой это был удивительный человек! От тяжёлой раны он сильно страдал, но я ни разу не слышал ни слова жалобы. Наоборот, Соколов старался показать, что чувствует себя хорошо, всячески ободрял меня. Вряд ли бы я выдержал, если бы не он.

29 декабря танкисты израсходовали последний снаряд; в последнем магазине башенного ДТ патроны тоже кончились. Всё, что у них осталось — один из штатных «папаш» и пара десятков гранат. Гранаты сержанты решили использовать для последнего боя — всё равно сил бросать их уже не оставалось.

Танкистов вытащили из окружённого бруствером из немецких трупов танка и отправили в медсанбат.

31 декабря Алексей Соколов умер — от ранений «голени, бедра, шеи, предплечья и вынужденного 12-дневного голодания». Виктор Семёнович Чернышенко выжил, но… Врачи надеялись сохранить ему как можно больше от поражённых гангреной обмороженных ног. Сначала ампутировали пальцы, потом по полстопы…

В далёком тыловом госпитале Чернышенко прочитал подписанный 10 марта 1944 года Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза — ему и, посмертно, Алексею Соколову.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Молодой Герой встал на протезы, выписался, наконец, из госпиталя и, разумеется, был сразу же демобилизован. Шёл июнь 1945 года; возвращаться в родной Краснолиманский район Донецкой области он не стал. Там же, где долечивался, и поступил — в Свердловский юридический институт. Окончил его, и уехал по распределению в Озёрск — вместе с молодой женой медсестрой Раей. Потом получил назначение в Челябинск, где много лет был народным судьёй Калининского района.

Герой Советского Союза Виктор Семёнович Чернышенко скончался 2 декабря 1997 года и был похоронен на Митрофановском кладбище Челябинска.

Кто такой мехвод в танке. Смотреть фото Кто такой мехвод в танке. Смотреть картинку Кто такой мехвод в танке. Картинка про Кто такой мехвод в танке. Фото Кто такой мехвод в танке

Герой Советского Союза Александр Иванович Соколов лежит в братской могиле в деревне Турки-Перевоз Невельского района Псковской области.

Сгоревший в танке уроженец Тамбовской области Александр Михайлович Кавлюгин, как и многие его братья-танкисты, «официальной» могилы не имеет.

Судьбу лейтенанта Ткаченко достоверно проследить не удалось. Однако в «Мемориале» его нет, а потому, вероятно, до Победы он дожил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *