Кто такой минотавр фото
Минотавр
минотавр
Мифология
Ареал
Занятие
Содержание
Мифология [ ]
Это существо произошло от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. А всё дело в том, что Минос не принёс быка в жертву, как обещал. Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей. Тесей был из второй группы. По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода.
На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.
В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. дон. э.
Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. дон. э. Филохора:
| Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. | |
Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит. Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.
По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем.
На вазах его тело усеяно звездами, либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка.
Толкования [ ]
По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.
По мнению ряда современных историков, история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.
Плутарх в жизнеописании Тесея пишет, что образ Минотавра как чудовища списан с начальника стражи царя Миноса Тавра, который участвовал в потешных боях с пленниками в Лабиринте.
Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища
Древнегреческая мифология хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.
Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?
Кто такой Минотавр
Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.
Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.
Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?
Появление Минотавра
В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.
В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.
Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.
Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.
Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.
Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.
Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.
Кара Посейдона
Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.
Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.
Пасифая и корова, сооруженная Дедалом
Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.
Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.
Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.
Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.
Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
Минотавр
История персонажа
Персонаж древнегреческой мифологии, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Родился у Пасифаи, супруги критского царя Миноса, после того как та вступила в интимную связь с быком. Царь Минос поселил чудовище в Кносском лабиринте. Минотавра кормили человечиной, отправляя к нему в лабиринт преступников. Раз в девять лет также приходила партия юношей и девушек из Афин, которых отдавали на растерзание чудовищу. Убит сыном афинского царя Тесеем. Имя «Минотавр» означает «бык Миноса».
История происхождения
Есть несколько трактовок образа Минотавра и его возможного происхождения. Историк Владимир Борухович указывает на сходство Минотавра с богами Древнего Египта, которые также изображались в виде людей с головами животных. Другая похожая версия гласит, что образ Минотавра в Древней Греции — это вариация на тему финикийского божества по имени Молох, которое тоже выглядело как бык и человек в одном теле. Этому божеству приносили в жертву детей. Убийство Минотавра символизирует ликвидацию культа Молоха.
Лабиринт Минотавра
Древнегреческий философ Плутарх рационалистически толкует миф и считает, что в образе Минотавра воплотилась память о некогда взаправду существовавшем человеке. Якобы у царя Миноса был лютый начальник стражи по имени Тавр, и тот принимал участие в боях, которые устраивали в Лабиринте с пленниками развлечения ради. Позже этот Тавр был убит афинянином Тесеем во время боя в гавани.
Английская писательница Мэри Рено создала роман «Тесей» на основе мифов Древней Греции. В этой литературной версии истории появления образа Минотавра в миф преобразилась взаправду существовавшая на острове Крит традиция «бычьей пляски» — вида жертвоприношения. На критских фресках якобы можно увидеть изображения «бычьей пляски».
Минотавр и Кентавр
В греческой мифологии много персонажей, во внешнем облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Минотавра иногда путают с кентавром, однако это разные персонажи. Кентавр — это существо с человеческим торсом, который «растет» из тела коня, мифологизированный образ всадника. У Минотавра голова быка «сидит» на человеческом теле. Еще один звероподобный персонаж — фавн. Человек с козлиными ногами, рогами и бородой, покровитель пастухов и скотоводов.
Легенда о Минотавре
Бог морей Посейдон (либо, как вариант, громовержец Зевс) послал царю острова Крит Миносу белого быка, чтобы царь принес того в жертву богам. Бык так понравился Миносу, что царю стало жалко убивать роскошное животное. В жертву был принесен обычный бык. Боги отомстили Миносу: жена царя, Пасифая, воспылала к быку страстью и возлегла со зверем. Чтобы привлечь внимание быка, царица ложилась в деревянную корову, которую изготовили специально с этой целью. От этого противоестественного союза и родился Минотавр.
Тесей и Минотавр
Чудовищный сын Пасифаи демонстрировал характер зверя и на человека походил мало. Минотавр жил в Лабиринте, выстроенном для него, и на обед предпочитал людей. Минотавру отдавали преступников. Раз в девять лет на Крит приходил корабль из Афин, который нес на борту четырнадцать юношей и девушек. Афины таким образом платили Криту дань. Этих молодых людей бросали на растерзание Минотавру.
Ариадна и Минос
Экранизации
Образ Минотавра появляется в кино и мультфильмах, созданных по мотивам греческих мифов, но персонаж обычно предстает там в облике монстра, противника героев — без реплик и осмысленной роли в сюжете.
В приключенческом фильме «Синдбад и Минотавр», вышедшем в 2011 году в Австралии, царь Минос превращается в капитана пиратов Миноса, который хранит небывалое сокровище — голову Колосса Родосского, отлитую из чистого золота. Главный герой Синдбад хочет добыть это сокровище, но для этого Синдбаду придется столкнуться с чудовищем Минотавром, которое охраняет лабиринт Миноса.
Минотавр
В 2006 году вышел фильм ужасов «Минотавр» с английским актером Томом Харди в роли Тео — главного героя, который становится в сценарии на место Тесея. Афины в сюжете заменены неким поселением, жители которого убили наследника критского царя и теперь обречены платить дань юношами и девушками, которых приносят в жертву Минотавру.
Актер Том Харди
Тео — сын старейшины этого поселения и находится в привилегированном положении по отношению к остальным молодым людям. «Попасть под раздачу» герою не грозит, отец бережет героя. Тео, однако, сам тайно пробирается на корабль, который везет к Минотавру очередную партию жертв, потому что в предыдущую партию попала невеста Тео. Герой хочет сразиться с Минотавром и вернуть невесту, пока та еще жива.
Анимационное воплощение Минотавра можно увидеть в советском мультипликационном фильме «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшем в 1971 году.
Минотавр в мультфильме
Минотавры как народ присутствуют в книгах и фильмах серии «Хроники Нарнии». Это гуманоидного типа существа с человеческим телом и бычьей головой. Состоят на службе у Белой Колдуньи. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (2005) фигурирует минотавр Отмин, которого играет актер Шейн Ранги. В «Принце Каспиане» (2008) и «Покорителе зари» (2010) тоже есть персонажи из народа минотавров. Всех этих второстепенных героев, хоть они и представляют «разных» минотавров, играет один и тот же актер.
Цитаты
«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, — кто это сказал и о чем?»
(Виктор Пелевин, «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»)
О МИНОТАВРЕ
Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.
История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть.
Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.
Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.
В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.
Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.
Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.
В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».
Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.
В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.
Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.
Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.
В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.
В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.
Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.
Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.
На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.
Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.
С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.
С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.
Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).
Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов