Кто такой монтер пути
Монтер пути на железной дороге — карьерная лестница
Опубликовано 19.04.2020 · Обновлено 01.11.2021
В предыдущей статье «Прием на работу и обучение монтера пути. Часть 2» поверхностно затронута тема с разрядами, но когда человек попадает на железную дорогу, он действительно не понимает, в чем разница.
Классификация разрядов монтера пути доступными словами
Всего разрядов шесть, но их всех можно условно поделить на три категории:
Следует знать, что бригадир V разряда может быть только на почасовой оплате (ставка) или работать с околотком. С другой стороны монтеру пути могут присвоить V разряд с правом замещения бригадира.
Ситуация, когда монтер пути V разряда работает одновременно в статусе бригадира, частенько практикуется. Не из-за того, что бригадир ленивый или не выполняет качественно свои обязанности. Это случается, когда бригадир на больничном, в отпуске, в отгулах, занят документацией и заполняет лист выполненной работы, чтобы люди смогли получить зарплату. Кто-то спросит — «Зачем тогда мастер?». Во время отпуска или больничного, мастер не может знать какой объем работы выполнил околоток. Рекомендуется записывать проделанную работу в блокнот или тетрадь, особенно, когда общий наряд для всей бригады и мастера нет на предприятии. Мастер отвечает за каждого сотрудника, за материалы, за инструменты, защищает интересы околотка перед руководством, добивается улучшение условий труда. Только в реальности, таких «совестных» мастеров мало.
Есть ли карьерный рост для монтера пути?
Да… Только потребуется получить специальное образование. Монтер пути — отличная профессия в плане знаний и опыта. Можно поступить в ЖД техникум или в колледж для начала, на заочную форму обучения. Сделать это для монтера пути железной дороги легче, чем сразу после школы на стационар.
Обучение иногда спасает от сокращения — процесс, когда в целях экономии, предприятие уменьшает штат. Если человек учится, а еще лучше подавал документы с направлением от организации, тогда переживать не о чем. Потому что предприятие оплачивает учебный отпуск (время учебы оплачивают независимо от ВУЗа). Об оплате монтерам пути детальное описание будет в другой статье, но вероятность сохранить рабочее место человеку, который кроме основной работы, параллельно учиться на заочном отделении, крайне велика.
Если мастера сняли за халатное отношение к своим обязанностям, то его место может занять бригадир. Зачастую временно, но если руководство видит в сотруднике потенциал, то могут предложить ему должность на постоянной основе.
Получив VI разряд, для мастера обучение не заканчивается. Предприятие направляет его на повышение квалификации, кто-то называет это классность. Там обсуждают новые технологии в работе, методы повышения эффективности в процессе ремонта пути и т.д.
После полученных знаний, повышения «классности», происходит прибавка к зарплате. Такие «бонусы» есть не у всех ЖД организаций, особенно у тех, где мало работы и не так часто доставляют материал на ремонт пути.
На ПМС мастерам повышают оплату труда после предварительного повторного обучения. Образование для монтера пути, независимо от разряда — шанс попасть в техотдел. Необходимо ездить на перегон и перед укладкой составлять расчет и схему сборки нового пути или отмечать, в каких местах требуется замена реек, шпал, деталей стрелочного перевода. Еще есть прораб и начальник ПЧ либо ПМС. Даже будучи начальником, могут предложить перейти в центральное управление.
Опыт и образование гарантировано принесут развитие. Когда меняешь шпалы летом на перегоне под солнцем, а спрятаться негде, то всегда задумываешься об улучшении собственного рабочего положения. Монтер пути — тяжелая профессия, но даже в этой сфере, при желании, можно развиваться.
Автор: SZHKLIABEL
Профессия Монтер пути в России
Монтер пути – это технический специалист, который обеспечивает поддержание в исправном состоянии и ремонт железнодорожных путей. Он занимается обходами путей, заменой дефектных элементов – шпал, стрелок, элементов сигнализации и блокировки, измерениями характеристик путевого хозяйства. Такие специалисты чаще всего являются сотрудниками ПАО «Российские железные дороги». Кроме того монтеры пути работают на предприятиях, имеющих собственное железнодорожное хозяйство – метрополитен, ресурсодобывающие предприятия, объекты энергетики и логистической инфраструктуры, порты, складские комплексы, перевалочные пункты.
О профессии Монтера пути
Зарплаты: сколько получает Монтер пути *
Начинающий: 15000 в месяц
Опытный: 30000 в месяц
Профессионал: 50000 в месяц
Востребованность профессии
В нашей стране железнодорожные пути имеют самую большую протяжённость в мире. Для поддержания такого сложного хозяйства в исправном состоянии требуется достаточно много специалистов. Профессия относится к высоко востребованным видам деятельности. На рынке труда постоянно открыто большое количество вакансий.
Для кого подходит профессия
Профессия монтера пути предполагает достаточно высокие физические нагрузки и работу на открытом воздухе. Каких либо особенных психологических и личностных качеств не требуется.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Базовое образование монтера пути не позволяет рассчитывать на успешную карьеру. В тоже время, многие руководители на железнодорожных предприятиях начинали с такой должности. Структура железнодорожных компаний отличается многоуровневой иерархией, что позволяет строить успешную карьеру при получении высшего образования. В компаниях, где эксплуатация железнодорожных путей не является профильным видом деятельности построение карьеры затруднено.
Обязанности
Профессиональные обязанности монтера пути включают в себя:
Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги
Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.
Чем занимаются монтеры пути?
Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.
Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.
Суть обязанностей монтера пути:
замена рельс и шпал;
регулировка стрелочных механизмов;
подгонка профилей стрелочных переводов;
исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.
При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.
Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.
Требования к квалификации монтеров пути
Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.
При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.
Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.
Где пройти обучение на монтёра пути
В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.
Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.
Источник фото wirestock/freepik
Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС
В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.
Монтер пути 2 разряда
Монтер пути 3 разряда
Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.
Монтер пути 4 разряда
Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Монтер пути 5 разряда
Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.
Монтер пути 6 разряда
Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.
Сколько зарабатывает монтер пути в России
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Минусы и плюсы профессии Монтера пути
востребованность на рынке труда;
возможность карьерного рост;
можно трудоустроиться без соответствующей квалификации.
низкая оплата труда на начальном этапе;
физически тяжелая работа на открытом воздухе;
Монтер пути с удостоверением стропальщика
Опубликовано 23.04.2020 · Обновлено 02.11.2021
Такой монтер пути одновременно выполняет функции путейца и стропальщика, но доплату, если это не указано в договоре или в приказе, не получает. У сотрудника только право подходить к грузоподъемному крану и делать манипуляции со строповки, погрузки / выгрузки и т.д.
В качестве примера, рассмотрим схему работы на базе ПМС
Перед началом трудового дня мастер либо бригадир околотка проводит целевой инструктаж, назначая несколько человек стропальщиками.
В их обязанности входит:
С чем сталкивается стропальщик-монтер на базе ПМС?
На протяжении рабочего дня работник выполняет такие функции:
Каждый пункт, указанный выше, требует детального описания в отдельных статьях. Это только предварительное знакомство с работой стропальщика на путейской базе.
В чем преимущество удостоверения стропальщика для монтера пути?
«Корочка» играет важную роль и признается другими организациями, чье производство не связанно с железной дорогой. Имея ее, можно пойти работать на стройку, в порт, на контейнерную базу, на завод. Навыки зацепа / отцепа груза востребованы везде, где требуются люди для погрузки и выгрузки материала.
На базе ПМС стандартным краном является КПБ-10М (хотя, созданы новые модели с полностью стеклянными кабинами)— грузоподъемностью 10 тонн, ездит по рельсам при помощи металлических катков, а тележка передвигается по всей ферме.
Стропальщику могут доплачивать за «левую» работу. К примеру, старые непригодные железобетонные шпалы продают и когда приезжают за ними покупатели, то благодарят деньгами или продуктами питания (магарыч) крановщика и стропальщиков за проделанную работу.
Где учиться на стропальщика?
Зачастую организация приглашает к себе преподавателей с учебных комбинатов и раз в неделю, работники собираются, например, в кабинете охраны труда и внимательно слушают лекции, записывая важные правила в тетрадь.
Книги на руки не выдают, ведь важная часть информации рассказывается в доступной форме, а если нужна обучающая литература для дополнительных знаний, тогда пойдите в специализированную библиотеку для железнодорожников.
Если курсы для предприятия — это дорогое удовольствие, тогда желающих работников направляют учиться в железнодорожный техникум или колледж.
После лекций, работники сдают экзамены и получают на руки удостоверение с минимальным третьим разрядом — предоставляется возможность повысить до IV или V разряда в учебном комбинате, где выдавался документ.
Иногда немного удивляет обучающий материал, когда работнику железной дороги, рассказывают, как цеплять груз, предназначенный для строительства многоэтажных домов: кирпичи, блоки, бетонные перекрытия и т.д.
Рассмотрим, где востребованы стропальщики на ЖД:
Меры безопасности
Кроме физической загруженности, стропальщик подвергает собственное здоровье потенциальной опасности, и риск получить травму значительно возрастает. Игнорируя правило обязательно надеть каску, как средство индивидуальной защиты, вполне реально травмировать голову.
За смену у стропальщика устают ноги, так как он часто сопровождает груз, даже если это 8-часовой рабочий день. Поэтому рекомендуется мастерам или бригадирам на следующую смену отправлять к крану других стропальщиков.
Полноценно от мощного удара каска не спасает, но часть силы остановит. Один недостаток работы с ней — очень летом жарко, зато в дождь или в снег голова не намокает.
Перед строповкой, потребуется проверить рабочие рукавицы на наличие рваной ткани. В момент натяжения, трос запутывает рукавицы, а это травма пальцев либо руки.
Когда два стропальщика, один из них назначается старшим и дает команды крановщику. Если крановщик услышал неправильную указания, то имеет полное право не выполнять ее (детально расписано в инструкции). Такое бывает из-за невнимательности монтера, что не смотрит по сторонам или нет опыта.
Монтер пути, работая стропальщиком, освобождается от других видов работ: комплектация, раскладка шпал по шаблону, сверление рельс и т.д. Его задача развозить шпалы, скрепления, заниматься выгрузкой или погрузкой, перевозить рельсы, формировать сцеп.
Автор: SZHKLIABEL
Описание трудовых функций монтера пути
Монтер пути относится к рабочим специальностям, которые выполняют обслуживание и ремонтные работы железнодорожного направления и механизмов транспорта, а деятельность представителей этого направления, регулируется утвержденным профстандартом. Довольно интересный факт, что после утверждения проекта, каких либо изменений в регламент не вносилось.
Основные трудовые функции монтера пути
К основным выполняемым функциям монтера пути относится выполнение проверок на функциональность и ремонтные работы конструкций железнодорожного и верхних двигательных путей. В зависимости от проработанного времени и опыта специалиста, усложняется уровень поставленных задач. Для реализации данных обязанностей мастер монтажа пути должен уметь надежно завертывать и вывертывать шурупов в шпалах с помощью торцового ключа, а также выполнять раскладку шпал и различных скреплений, как вручную, так и с помощью автоматизированной техники. Ответственной работой, которую должен уметь монтер пути являются уборка кюветов, водоотводных и нагорных канав от сторонних опасных предметов, уход за функциональностью стрелочных переходов. Опытные специалисты осуществляют регулировку шпал, что обеспечивает плавное передвижение поезда, монтажные работы рельсовых стыков, устранение и замена коробов рельса, монтаж аппаратов, защищающих от угона, обеспечение грамотной смены комплектующих рельсошпальной сетки.
В обязанности монтера пути входит сборка и разборка настила железного переезда, регулировка рельсовых заборов, а также обеспечение недосягаемости мест производства работ с помощью сигнальных предупреждающих знаков, монтажные работы по производству и налаживанию спаренных шпал, различных прорезей и шлаковых подушек. Ответственной является работа монтера пути по подборке рельсов по длине и укладка их по угольникам, смена дефектного участка рельсов со всеми комплектующими.
Требование и возлагаемая ответственность монтера пути
Должность монтера пути подразумевает получения среднего специального образования с присвоение соответствующей квалификации, которую в будущем можно повышать. Работник должен обязательно достичь 18-летнего возраста и представить справку о прохождении обязательного ежегодного медицинского осмотра.
Перед началом своей трудовой деятельности монтер пути обязан ознакомиться с нормативными документами, которые регулируют его работу, с различными методическими материалами для большей осведомленности в этой сфере, выучить правила трудового распорядка и конечно должностную инструкцию работника.
Монтер пути выполняет указания вышестоящего руководства, в точности соблюдает должностную инструкцию и работает, учитывая правила техники безопасности. Специалист данного профиля, должен заботиться о состоянии здоровья и индивидуальной безопасности себя и всех окружающих граждан. В своей работе он должен использовать средства личной и коллективной защиты, работать в спецодежде.
Монтер пути несет ответственность за нарушение тех норм и правил, которые на него возлагаются, согласно должностной инструкции. Также отвечает за сохранность доверенных ему материальных ценностей.