Кто такой моторист судовой

Профессия «моторист-рулевой»

Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.

Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.

Описание и характеристика профессии

Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.

Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать

Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.

В период подготовки судна к навигации рулевого-моториста привлекают к его ремонту и оборудованию.

Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:

По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.

Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:

Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.

Кому подходит

Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.

Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.

Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.

Зарплата моториста-рулевого

Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.

Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.

Как построить карьеру

Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.

Перспективы профессии

Профессия «моторист-рулевой» не потеряла своей актуальности и с развитием навигационных механизмов и внедрением на флоте современных систем управления. И хотя прогресс в создании беспилотной техники всё активнее приходит на суда всех типов, искусственный интеллект еще не скоро вытеснит человека с места рулевого.

Источник

Моторист-рулевой: что это за профессия?

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Пусть на сегодняшний день водные виды транспорта предназначены больше для транспортировки грузов, а пассажирские перевозки направлены в основном на туристов, суды не потеряли свое значение и профессии, связанные с судоходством продолжают оставаться весьма востребованными. Например, на флоте уже давно существуют такая специальность, как моторист-рулевой. Данный специалист несет ответственность за то, чтобы корабль выполнил рейс и вовремя добрался до пункта назначения.

Описание профессии

Моторист-рулевой – это специалист, который выполняет на судне функции матроса и техника. Иными словами, ему необходимо управлять водным транспортным средством и обеспечивать исправность работы двигателя, а также всех вспомогательных механизмов.

В число обязанностей судового моториста можно отнести:

запуск и остановка двигателя;

настройка и корректировка режимов работы;

отслеживание сигналов навигационных приборов;

отслеживание и корректировка в случае необходимости курса следования;

техническое обеспечение механизмов;

проведение профилактических осмотров и ремонтных работ;

выявление и устранение неполадок.

Для осуществления своих должностных обязательств мотористу-рулевому необходимо иметь представление о том, как происходит регулировка движения судна, по каким принципам работают средства для автоматизации управления машинным отделением, а также система дистанционного управления.

Поскольку данный специалист находится в непосредственном подчинении у боцмана и первого штурмана, он должен сообщать им обо всех обнаруженных неисправностях и изменениях как в работе двигателя, так и курсе судна. В случае возникновения внештатной или спорной ситуации моторист должен предварительно обсудить свое решение с руководством, заручиться его поддержкой.

Работа моториста-рулевого строится по вахтовому методу. При этом продолжительность смены и длина вахты зависит от типа и назначения судна. Таким образом, специалист может работать от восьми до двенадцати часов.

Вопреки расхожему мнению, профессия моторист-рулевой все еще одна из самых актуальных. Просто с развитием навигационных систем от специалиста требуются знания в новых областях и умение работать с техникой.

Если во время рейса возникла внештатная ситуация, которая привела к тому, что необходимо покинуть судно, то рулевой должен будет управлять шлюпкой. А при необходимости быть способным спасти утопающих и применить приемы первой помощи.

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Источник фото Maël BALLAND/Pexels

Где можно выучиться профессии моторист-рулевой?

Для того, чтобы стать мотористом-рулевым необходимо получить профильное образование в среднем специальном образовательном учреждении по одному из перечисленных направлений:

техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

механик маломерного судна;

судоводитель – помощник механика маломерного судна.

Каждое из этих направлений позволяет получить необходимый объем знаний и навыков для работы с судовым двигателем и управления водным транспортом.

На сегодняшний день эта специальность востребована на всех видах речных и морских судов, поэтому при необходимости специалист может пройти курсы переподготовки по морским специальностям, а также получить командную должность на судне.

Разряды профессии моторист-рулевой

Принято выделять у специальности два квалификационных уровня – это пятый и шестой. Стоит отметить, что вне зависимости от разряда специалист должен проводить запуск и остановку двигателя, следить за его работой, вносить корректировки и проводить ремонтные работы. Отличие же в полномочиях мотористов состоит в мощности двигателя, с которым они могут работать.

Моторист-рулевой 5 разряда

Управляет судном с мощностью двигателя менее 850 кВт.

Моторист-рулевой 6 разряда

Работает с двигателем, мощность которого больше 850 кВт.

Личностные качества профессии моторист-рулевой

От отношения к работе рулевого зависит не только прохождение маршрута, но и безопасность всего экипажа, а также пассажиров. Поэтому данная работа подходит только людям с высокой ответственностью и дисциплинированностью. Моторист должен быть готов при возникновении внештатной ситуации взять на себя принятие решений и координировать действия судна и команды. Следовательно, работник должен обладать стрессоустойчивостью, хладнокровием и коммуникабельностью.

Моторист-рулевой также должен обладать:

развитым пространственным мышлением;

Уровень заработной платы профессии моторист-рулевой

Размер заработной платы представителя данной профессии зависит от того, в каком регионе он работает и на каком типе судна. Таким образом, уровень оклада может варьироваться от 15 000 до 30 000 рублей.

Но необходимо отметить, что для компенсации относительно небольшой заработной платы специалисту предоставляют премии, оплачиваемый отпуск и другие социальные гарантии.

Плюсы и минусы профессии моторист-рулевой

К положительным сторонам специальности стоит отнести следующее:

востребованность и актуальность на рынке труда;

Источник

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Права и обязанности судового моториста определяются:

К обслуживанию судовых дизелей и вспомогательных механизмов допускаются лица, окончившие специальные учебные заведения и имеющие специальные аттестаты, а также лица, прошедшие ученическую подготовку, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и имеющие специальные свидетельства.

Моторист, направленный на судно, проходит подробный инструктаж об особенностях энергетической установки судна и своих обязанностях у непосредственного начальника (вахтенного механика), а затем проходит проверку знаний у старшего механика. И только после этого допускается к обслуживанию судовой установки. Во время работы на судне моторист обязан изучить и знать техническую характеристику, конструкцию, инструкции по эксплуатации и уметь управлять главным дизелем и вспомогательными механизмами машинного отделения, знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими.

Моторист обязан изучать и применять на практике передовые методы эксплуатации и ремонта судовых механизмов, экономить топливо и смазочные материалы, поддерживать в исправном техническом состсянии механизмы, закрепленные за ним согласно заведованию.

Моторист, заступающий на вахту, обязан явиться в машинное отделение за 15 мин до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главного дизеля и вспомогательных механизмов.

При приеме вахты необходимо проверить:

Далее, по контрольно-измерительным приборам необходимо установить:

На дизеле проверяются:

Далее проверяется работа механизмов, обслуживающих главный дизель: насосов охлаждения; масляных насосов; лубрикаторов, газотурбонагнетателя; топливных насосов; топливоподкачивающего насоса; сепараторов топлива и масла; подогревателей топлива.

Проверяется работа вспомогательных механизмов и устройств: рулевой машины; вспомогательных двигателей; вспомогательного котла; компрессора сжатого воздуха; установки кондиционирования воздуха; гидрофоров санитарной и мытьевой воды.

Обо всех замеченных неисправностях принимающий вахту моторист докладывает «своему» механику.

(Работу рулевой машины целесообразно проверять до приема вахты в машинном отделении.)

Вахтенный моторист во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.

Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.

Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.

В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.

Перед сдачей вахты вахтенный моторист спускает отстой из запасной топливной цистерны и переключает топливную систему на прием топлива из нее, включает топливоперекачивающий насос и заполняет пустую цистерну. Далее пополняет запасы масла: в циркуляционной системе смазки главного дизеля, лубрикаторах, вспомогательных двигателях, газотурбонагнетателях, в упорном подшипнике, опорных подшипниках промежуточных валов, в ручных масленках. Дополняет водой до требуемого уровня расширительные цистерны системы охлаждения главного дизеля, вспомогательных механизмов, поршней и форсунок. Обтирает насухо снаружи двигатель и другие механизмы, строго соблюдая при этом правила техники безопасности, наводит порядок в машинном отделении.

После того как принимающий вахту механик сделает запись в вахтенном машинном журнале о приеме вахты, вахта считается принятой, и прежняя вахта имеет право покинуть машинное отделение.

Источник

Моторист кто это: что он делает, особенности профессии

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Как бы вы ответили на вопрос моторист кто это? Скорее всего, первое что приходит в голову — это профессии, связанные с машинами, точнее, с моторами. В принципе, ответ верный. Однако моторист мотористу рознь, и отличия между ними мы рассмотрим в этой статье.

Какие бывают мотористы

В круг обязанностей большинства мотористов входит контроль за нормальным функционированием мотора. Они ремонтируют, осматривают, смазывают и собственно запускают моторы.

По специализации представители этой профессии делятся на следующие категории:

Все мотористы обязаны четко разбираться в принципах работы двигателей, придерживаться правил безопасности, прописанных в инструкции, и уметь устранять возможные неполадки.

Какими качествами должен обладать моторист

Моторист флота длительное время вынужден пребывать среди коллектива, где днем и ночью от всех его членов требуется соблюдение законов взаимовыручки и дружелюбия. По этой причине флотским мотористом не сможет быть человек, который привык трудиться в гордом одиночестве и не умеет вести себя в коллективе.

Так как профессия судового моториста тесно связана с водой, он должен уметь отлично плавать и знать толк в управлении шлюпкой. В экстренных ситуациях он, как и любой член команды, должен смочь оказать помощь утопающим. Эта профессия не терпит случайных людей: мотористы, как правило, работают на своей должности всю жизнь.

Каждый моторист, вне зависимости от специализации обязан обладать такими личными свойствами:

Образование в этой сфере играет большую роль. Дело в том, что хорошим мотористом можно стать, проработав лет 5-10. При этом будут встречаться такие хитрые мелочи, которые нужно знать в теории. Теоретические знания без опыта также не котируются.

Возможно вам будет интересна статья: Автослесарь это кто.

Источник

Профессия Моторист самостоятельного управления судовым двигателем в России 

Моторист самостоятельного управления судовым двигателем – это член экипажа морского судна, отвечающий за работу и обслуживание силовой установки корабля. Он производит необходимые операции по запуску и управлению двигателем, обеспечивает заданный режим работы, следит за техническим состоянием и выполняет команды управляющего судном. Моторист является важным специалистом на судах морского и речного класса и, как правило, несет службу согласно вахтенного расписания. В зависимости от вида силовой установки моторист обслуживает двигатели внутреннего сгорания, паровые и газовые турбины, а также механическую часть силовой установки, передающую крутящий момент на гребной винт корабля.

О профессии Моториста самостоятельного управления судовым двигателем

Зарплаты: сколько получает Моторист самостоятельного управления судовым двигателем *

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Начинающий: 12000 ⃏ в месяц

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Опытный: 25000 ⃏ в месяц

Кто такой моторист судовой. Смотреть фото Кто такой моторист судовой. Смотреть картинку Кто такой моторист судовой. Картинка про Кто такой моторист судовой. Фото Кто такой моторист судовой

Профессионал: 45000 ⃏ в месяц

Востребованность профессии

Морские и речные грузоперевозки являются одним из основных видов логистики в современной экономике. Особенно важны морские грузоперевозки, которые обеспечивают основной грузопоток в мире. При этом современные суда оснащены мощными и сложными энергетическими установками, для обслуживания которых нужны грамотные и квалифицированные специалисты. Востребованность мотористов самостоятельного управления судовым двигателем достаточно высока. Компании грузоперевозчики заинтересованы в привлечении подготовленного персонала, имеющего необходимые навыки и компетенции. Трудоустройство возможно в регионах, где имеются крупные порты, а также в компаниях, осуществляющих внутренние речные перевозки.

Для кого подходит профессия

Профессия моториста самостоятельного управления судовым двигателем относится к техническим видам деятельности. Кроме того, специфика работы на судах вносит определенные нюансы в этот вид деятельности.

Профессия подходит тем, кто:

Карьера

Профессиональная подготовка ориентирована на работу в качестве технического специалиста в морских и речных перевозках. Моторист самостоятельного управления судовым двигателем осуществляет профессиональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями и наделен полномочиями по принятию решений для обеспечения нормальной работы силовой установки. Согласно штатного расписания специалист подчиняется вахтенному начальнику. На крупных кораблях такой специалист руководит машинным отделением и командой мотористов. С приобретением опыта и квалификации есть возможность стать старшим мотористом или начальником машинного отделения, должностным лицом, отвечающим за техническое состояние трюмного оборудования. В ремонтных доках и портовых службах есть возможность занять руководящие должности среднего уровня. Занятие руководящих постов в речных или морских компаниях по грузоперевозкам требуют получения высшего образования.

Обязанности

Для моториста самостоятельного управления судовым двигателем, являющегося членом команды на судне, предписаны следующие профессиональные обязанности:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *