Кто такой мумин в исламе
В чем разница между му’мином и муслимом?
Вопрос №21:
В чем разница между му’мином и муслимом?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Му’мин (مؤمن) — это более высокая степень, чем муслим, поскольку каждый му’мин является муслимом, но не каждый муслим является му’мином в его совершенном виде. Понятно, что каждый мусульманин имеет веру — иман, основу веры, но его не называют му’мином, если он не достиг полноты веры или полноценной, совершенной веры. Аллах говорит в Коране:
إِنَّمَا المُؤمِنونَ الَّذينَ إِذا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَت قُلوبُهُم وَإِذا تُلِيَت عَلَيهِم آياتُهُ زادَتهُم إيمانًا وَعَلىٰ رَبِّهِم يَتَوَكَّلونَ
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его Аяты, которые уповают на своего Господа».
[Сура «Аль-Анфаль», аят 2]
Это высокая степень, и не все мусульмане достигают ее, даже если у них есть основа веры. Поэтому человека, который не достигает совершенства веры, мы не называем му’мином, а называем муслимом, как это приходит в достоверной Сунне. Когда один из сподвижников спросил Пророка ﷺ:
«Почему такому-то не дали, ведь он му’мин?», тот ﷺ ответил: «Или муслим». Тогда он повторил: «Он му’мин», и Пророк ﷺ сказал ему: «Может быть, он муслим»[1], — то есть в Сунне указывается на разделение между му’мином и муслимом.
Также в Коране есть разделение между этими двумя понятиями:
ۖ قالَتِ الأَعرابُ آمَنّا
ۖ قُل لَم تُؤمِنوا وَلٰكِن قولوا أَسلَمنا وَلَمّا يَدخُلِ الإيمانُ في قُلوبِكُم
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали». Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца».
[Сура «Аль-Худжурат», Аят №14]
То есть она войдет, если вы станете подчиняться Аллаху, Свят Он и Велик, слушаться Его велений, остерегаться запретов, — тогда вы придете к этой вере, но сегодня вы еще не дошли до этого.
И Коран, и Сунна разделяют иман и ислам, и нет сомнения, что иман — более высокая степень, чем ислам, а ихсан — еще более высокая степень, чем иман и ислам. И это мы будем разбирать подробно в хадисе Джибриля A, если пожелает Аллах.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
22 Мухаррам 1440 г. (02.10.2018.)
[1] Сахих Аль-Бухари хадис №27, №1478; Сахих Муслима, хадис №150; Сунан Абу Дауда, хадисы №4683, №4685; Сунан Ан-Насаи, хадис №4992; Муснад Ахмада, хадисы №1522, №1579.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Определение слов «Мумин», «Муслим», «Муджахид», «Мухаджир»
Фадаля ибн ’Убайд рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время прощального Хаджа сказал:
«Не сообщить ли мне вам, кто такой мумин? Мумин — это тот, кому люди могут доверить свое имущество и свою жизнь; Муслим — это тот, кто не причиняет вреда другим людям своим языком и своими руками; Муджахид — это тот, кто борется со своей собственной душой, чтобы подчиниться Аллаху; А мухаджир — это тот, кто оставил грехи!»
Ахмад 6/21. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 549.
Вот определение этих важных терминов шариата в их истинном смысле, которое дал не какой-то имам, а сам пророк Всевышнего Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!
Сколько мы знаем в наши дни мусульман, которым можно доверить свою жизнь и имущество?! Да даже хотя бы имущество?!
Или даже тех, кто не причиняет вреда своим языком мусульманам?!
А разве нет таких, кто сражается с внешним врагом, забывая о своей страсти?! Ведь в хадисах сказано, что Аллах возвеличивает эту религию даже с помощью нечестивца!
И разве нет таких, кто совершил хиджру из страны неверия в страну мусульман, однако пребывает в грехах?!
Так пусть же каждый из нас посмотрит на то, насколько он соответствует определению, установленному пророком, мир ему и благословение Аллаха!
Три уровня верующих: кто такие муслим, муъмин и мухсин
Три уровня исповедания Ислама.
Верующие могут находиться на трех разных уровнях: муслим, муъмин, мухсин. Эти уровни основаны на трех уровнях веры: ислам, иман, ихсан.
Корни этого разделения находят в «хадисе Джибриля», переданном со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «Однажды мы сидели с посланником Аллаха, мир ему и благословение, вдруг к нам пришёл один человек, у которого одежда была очень белая, а волосы сильно чёрные, на нём не было признаков путешествия, и никто из нас не знал его.
Потом через некоторое время Пророк (мир ему) спросил у Умара, знает ли он того спрашивающего. Умар ответил: «Аллах и его Посланник лучше знают»
Пророк (мир ему) сказал: «Это был Джибриль, мир ему, который пришёл обучать вас вашей религии» (Муслим).
Иман состоит из шести частей веры: вера в Единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день, в предопределение судьбы, и вера в то, что всякое хорошее и плохое от Аллаха.
Тот, кто соблюдает пять обязательств, и верует в шесть частей веры, становится полноценным муъмином.
Мусульманина можно определить по его внешним действиям, а вот муъмина нельзя «вычислить», потому что признаки веры – внутренние.
Человек может быть на уровне мусульманина, не достигая уровня муъмина, но не может быть муъмином, не будучи мусульманином. Но это не предел… Самая высокая степень выражается в достижении ихсана – такого поклонения и веры, которое совершается так, будто ты видишь Всевышнего. И даже если ты Его не видишь, то осознаешь, что Он видит тебя.
Особенностью мухсинов является искренность и осознанность. Эти люди искренни в своих намерениях, их главные мотивы – угодить Всевышнему. Они очищают свои сердца, приводят в соответствие свои дела, слова и мысли.
Осознанность является в этом процессе главным ключом, потому что помогает «высвечивать» внутренние противоречия, борющиеся друг с другом мотивы и т.д. Ихсан выражается в согласованности мотивов и поступков. В их чистоте и непорочности. Это когда твердые и правдивые убеждения формируются в дозволенное поведение и красивый нрав.
Кто такой му`мин?
Му`мин — тот, кому можно довериться и в ком можно быть уверенным, чувствовать себя рядом с ним в безопасности. Му`мин постоянно осознаёт ответственность за то, что ему поручено. Он слывёт среди людей человеком доверия и надёжен во всех отношениях.
Му`мины — это те, кто обрёл иман (веру). Само слово «му`мин» происходит от арабского «иман» и означает «носитель веры». Му`мин — одно из 99 прекрасных имён Аллаха. Всевышний является тем, кто даёт Своим рабам уверенность, ощущение безопасности. Он же наградил пророков свойством аманат — ответственностью за окружающих, поэтому доверие людей к ним безгранично и постоянно. С этой точки зрения верующий человек является тем, на кого можно положиться: он никогда не подведёт и не сделает ничего плохого.
Сохранять в неприкосновенности то, что доверили, — это качество му`мина, которое помогает возрождению веры. Хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ещё глубже раскрывает понятие «аманат», но одновременно служит серьёзным предупреждением. Он говорил: «Нет никакого сомнения в том, что Аллах, который Азиз и Джалиль, если пожелает рабу Своему гибели, сначала лишит его чувства стыдливости; а когда стыдливости у раба не останется, то на него обрушится гнев Всевышнего. Тот, на кого разгневан Великий Творец, лишится аманата, то есть ощущения безопасности, которое Он даёт людям. А когда человек потеряет доверие, то он станет предателем и вслед за тем лишится милости Всевышнего. А когда он будет лишён милости Аллаха, то станет проклятым и изгнанным. После этого порвутся любые связи между ним и Исламом!» (Ибн Маджа, «Фитан», 27).
Из хадиса следует, что надёжность и ответственность за оказанное доверие, которое му`мин внушает окружающим, являются условием здоровой веры. Чтобы укрепиться и защитить это свойство, Всевышний Аллах в Коране указывает на то, чего человек должен сторониться: «Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писца, то надо брать залог. Если вы отдаёте что-либо на хранение друг другу, то пусть тот, кому отдано, вернёт отданное ему на хранение, и да убоится он Аллаха, Господа своего. Не отрекайтесь от данного свидетельства. А у тех, кто отречётся, греховно сердце! Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «аль-Бакара», 2 / 283);
«Негоже пророку обманывать. Ведь тот, кто обманул, предстанет в День воскресения с тем, чем обманул, и каждому человеку сполна воздаётся по заслугам, и никто не будет обдёлен справедливостью» (Сура «Али Имран», 3 / 161);
«О, вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 27);
«Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было отдано вам на хранение; [велит] судить по справедливости, когда вы судите [тяжущихся]. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — слышащий, видящий» (Сура «ан-Ниса», 4 / 58).
Аманат — одно из пяти свойств пророков. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) своей честностью заслужил доверие даже арабов эпохи невежества. Они называли его аль-Амин и Саддык, то есть надёжный и верный. Даже непримиримый враг Абу Джахиль однажды признался ему: «О, Мухаммад, я не утверждаю, что ты лжёшь, но я не хочу принять то, о чём ты говоришь».
Тем самым его душа подтвердила истинность знаний, которые принёс арабам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), но нафс этого человека оказался сильнее. Это состояние так характеризуется в одном из аятов: «Мы знаем [, о Мухаммад,] что тебя огорчают их речи. Воистину, не твои [слова] они считают ложью, — нечестивцы эти отрицают знамения Аллаха» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 33)
Нет возможности сравниться с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) в надёжности, верности, способности сдерживать обещание и быть верным слову. Абдуллах бин Абиль Хамса (радыяллаху анху) рассказывал такую историю: «Однажды я с Посланником Аллаха, ещё до ниспослания ему пророчества, ходил на базар за покупками. Я немного задолжал ему и попросил подождать меня. Я обещал быстро вернуться и отдать ему деньги. Но так случилось, что я забыл данное слово. Через три дня я вспомнил и пришёл к тому месту, и увидел Пророка. Он не разгневался и не рассердился, лишь сказал: «О, юноша ты причинил мне неудобства, я жду тебя здесь уже три дня» (Абу Давуд, «Адаб», 82 / 4996).
Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) был известен правдивостью, справедливостью и слыл человеком, которому можно доверять. Благородная и знатная жительница Мекки благословенная Хадиджа так была потрясена этим, что сделала ему предложение взять её замуж. Пророк был настолько известен честностью в суждениях, что даже противники Ислама, иудеи, приходили к нему с просьбой их рассудить. И Посланник Аллаха действительно разрешал все их разногласия самым лучшим образом.
Не всегда люди принимали его призыв к вере, но все без исключения воздавали должное его нравственным качествам. В Мекке мушрики дали ему на сохранение некоторые вещи. Во время переселения в Медину Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) оставил своим доверенным лицом Али (радыяллаху анху) и сделал его ответственным за то, что он возвратит владельцам всё в целости и сохранности.
Многие люди при нём были осторожны в поступках, поскольку Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был стержнем правдивости. Однажды он увидел женщину, которая звала своего ребенка и обещала что-то дать. Посланник Аллаха поинтересовался, что именно она намерена дать малышу, и когда услышал в ответ «Несколько фиников», то предупредил её: «Если бы за твоим обещанием ничего не стояло, то ты бы совершила явный грех лжи».
Правдивое отношение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) распространялось на всех. Однажды он увидел, как один из его последователей приманивал коня, показывая ему пустой мешок. Пророк выказал большое недовольство, подозвал этого сахаба и сделал замечание (Бухари, «Иман», 24).
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) возвращался из похода и на окраине города заметил, как два сахаба вытащили из гнезда птенцов и ласкали их. В это время прилетела птица, обнаружила пропажу детенышей и в тревоге начала махать крыльями. Наблюдавший эту картину Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) тут же велел сподвижникам немедленно вернуть детёнышей в гнездо, чтобы птица-мать успокоилась (Абу Давуд, «Джихад», 112).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) смотрел на весь мир глазами Того, кто сотворил Вселенную. Он запрещал даже ломать ветку дерева и рассказывал, что одна женщина совершала много богослужений, но всё равно угодила в Ад, так как не кормила свою кошку. Но при этом одна грешница напоила умирающую от жажды собаку, и Всевышний одарил ту женщину Своей милостью.
Чувство ответственности Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) было настолько высоко, что он воспринимал все творения Всевышнего как аманат и очень хотел, чтобы все мусульмане стали воплощением надёжности, правдивости и покоя. Он наставлял: «Вовремя верни то, что тебе было дано на хранение. Не предавай даже того, кто предал тебя!» (Абу Давуд, «Бую», 79 / 35—34)
Как-то раз Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разговаривал с асхабами. К ним подощёл один человек и спросил:
— Когда наступит Конец света?
— Ожидай его, когда люди перестанут сохранять аманат или будут портить то, что им поручено, — ответил Посланник Аллаха.
— А как это будет происходить? — уточнил мужчина и услышал слова Пророка:
— Когда дела будут поручены людям, не имеющим знания и способности, чтобы их выполнять, то тогда ожидай кыямата (Бухари, «Илим», 2).
Аманат — это все блага, которые даны человеку. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в прощальной хутбе подчеркнул: «Я вам оставляю такой аманат, что вы не собьётесь с пути при условии, пока будете ему верны. Этот аманат — Книга Аллаха и Сунна» (Хаким, I, 171 / 318).
Об этом же он говорил в одном из хадисов: «Нет сомнения в том, что Всевышний возвысит некоторые народы из-за высокой приверженности к Корану, а уровень благ тех, кто остаются от него далеко, понизит» (Муслим, «Мусафирин», 269).
Есть ли разница между терминами «мумин» и «муслим»?
Есть ли разница между терминами «мумин» и «муслим»?
Хотелось бы привести один аят, имеющий отношение к данному вопросу: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Худжурат 49/14).
В одном из риваятов сообщается, что однажды, когда был голод, к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришли бедуины и произнесли слова шахады, в ожидании помощи от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В связи с этим и был ниспослан данный аят, который означает следующее: «Вы еще не уверовали. Так как иман не состоит только лишь из признания языком. Необходимо искреннее подтверждения этого сердцем, а этого пока еще нет, в противном случае вы бы не думали, что за то, что вы сказали «мы стали мусульманами», пророк чем-то вам обязан. И поскольку вера еще не вошла в ваши сердца, говорите «мы пришли к Исламу, приняли решение стать мусульманами», если вы скажете так, то это не будет ложью. Тогда как при отсутствии твердого убеждения в сердце, слова о вере будут являться ложью».
Фахруддин ар-Разы, отвечая на вопрос «По мнению ахлю-сунна мусульманин и мумин – это одно и то же. Как же может быть, что из этого аята понимается разница между этими понятиями?», сказал: «Существует разница между общим и конкретным. Вера возможна лишь сердцем. Иногда она может выражаться языком. Что же касается Ислама, то он имеет более широкое значение, однако особым образом, общее и частное может быть объединено».
Например, на это указывают следующие аяты: «Вот сказал Господь Ибрагиму: «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров» (аль-Бакара 2/131); «Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Юсуф 12/101).
В книге «Фикхуль-Акбар» имам Азам пишет: «Иман – это икрар (признание) и тасдик (подтверждение). Ислам – это покорность повелениям Аллаха и приверженность им. Поэтому с лексической точки зрения существует разница между понятиями иман и ислам. Однако с точки зрения шариата, не может быть Ислама без имана, или имана без Ислама. Эти понятия подобны двум сторонам одной медали, внешней стороне и изнанке.
В Священном Коране «иман» и «ислам» порой употребляются в одном значении, а иногда рассматриваются как два различных понятия. В случае употребления слов «иман» и «ислам» в одном значении становится понятно, что «ислам» – это предписания и обязательства религии Ислам, в которые необходимо верить. Ислам следует воспринимать и как религию, и как следование ей. «Ислам» – это весьма широкое понятие, означающее «покорность».
Покорность же бывает трех видов :
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц.сетях!