Кто такой муций сцевола

Кто он был, Муций Сцевола?

Сначала легенда – она старше легенды о Христе на 500 лет.

Мой вывод из этой легенды: не одевайтесь нарядно.

Распространнёность легенды позволяет сделать вывод, что она описывает случай,
корый действительно имел место.
Вообще, вариантов легенд много. Особый вклад в количество вариантов внесли
художники. Творческие люди: ну, что с них возьмёшь? Они видят так!

Основоположник русской художественной школы – Иванов, представляет себе
Муция Сцеволу как дипломата, добившегося заключения мира с Порсеной. Он
рисует седобородого Муция одетого в тогу, а его ученик – Брюлов, как римского воина, бросившего свой меч на землю и сжигающего свою руку.

Причём, зту картину Брюлова я видел лично в Третьяковке. Теперь её нет в зале
Брюлова. Может она на реставрации, или перемещена в запасник, или по обмену между музеями выставлена где-то? А, может, давно в частной коллеции?

Анекдот в тему.
Хозяин хвастается своей коллекцией картин перед гостями:
— Это Шишкин, это Брюлов, это Левитан, это Гаврилов…
— Слышь, Вован, так Гаврилов вроде барабанщик?
— Какая разница? Вован сказал «рисуй» и он рисует!

Происхождение запасников понятно: во времена большевикского переворота и
последующей гражданской войны был в ходу лозунг «грабь награбленное».
Вот и попадало в музей то, что имело в глазах восставших хоть какую-то
ценность: золото, серебро, картины, посуда, одежда. Книги в этот перечень не входили: их просто уничтожали.

Музеи обмениваются своими запасами.
Самое обидное: в наш век до сих пор неизвестно, что есть в этих запасниках.
Это позволяет директорам музеев распоряжаться запасами, как своей
собственностью.

Вообще, в русской революции можно выделить 3 этапа:
— грабь награбленное;
— расстрел или 10 лет без права переписки для не грабивших;
— грабь присвоенное. Этот этап мы переживаем сейчас. Интересно, как будет
называться следующий этап, если запасники уменьшаются?

Да, так о чём это я? А, о Муции Сцеволе!
Один автор пишет,что Сцевола был болен сирингомиелией, что объясняет его
«нечеловеческую стойкость» (http://www.orator.ru/pro_mucia_scevolu.html).

Справка.
«Сирингомиелия – это хроническое медленно прогрессирующее заболевание нервной системы, возникающее в результате нарушения закладки нервной трубки в период эмбриогенеза (во время формирования плода в утробе матери). При этой патологии в веществе спинного мозга образуются участки разрастания соединительной ткани (глии), которые затем распадаются с образованием полостей.»

Врожденная форма заболевания часто имеет семейный характер и поражает преимущественно мужчин в возрасте 25-40 лет.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Если бы в семье Муция Сцеволы были случаи такого заболевания, то об этом
написали бы античные философы.

Другой автор пишет, что лицо Сцеволы «исказилось» от боли.

Мне кажется, что оба автора неправы и вот почему.

Это как нужно бить ребёнка,что б он боялся наказания? (Примеч. Автора).

Все эти законы придумал Ликург – полубог, полумифическая личность.
(Законы Ликурга см. http://vikent.ru/enc/2356/).

«Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина.» (http://www.illuminats.ru/articles/80-2009-06-22-09-17-55).
И она делала из обычных людей лучших воинов в Греции. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста (вспомним правило спартанцев: «на щите или со щитом»). Такой дисциплины не было у армий восточных деспотий.
В результате 300 спартанцев остановили целую армию на 3 дня.

В Египте нанимателями греческих наёмников часто становились фараоны Саисской
династии. Число греческих наёмников в Египте достигало 20 тысяч и они занимали отдельный квартал в Мемфисе..

В Карфагене зарекомендовали себя греческие наёмники и в годы Первой Пунической войны, сражаясь против римлян на стороне карфагенян. Спартанскому стратегу Ксантиппу были даны особые полномочия и он фактически возглавил армию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Древний мир наводнил Средиземноморье большим числом греков, которые привыкли зарабатывать себе на жизнь войной.
«…Об уходе галлов из Рима латинские и греческие авторы рассказывают по-разному…
Греки передают, видимо, более правдоподобную историю. По их версии, римляне откупились от галлов золотом». http://www.bibliotekar.ru/polk-18/7.htm

Может в Риме не было денег для приёма на службу наёмников?
Что-то не верится.
Моё мнение: наёмники были, но римляне не привыкли делиться славой от побед.

Источник

Русский Сцевола и число зверя. Изучаем мистическую трактовку войны 1812 года

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

События Отечественной войны 1812 года отмечены таким количеством былей и небылиц, что порой сложно установить, где правда, а где вымысел. Например, легенда о русском Сцеволе — крестьянине, который отсек себе руку, чтобы не служить Наполеону. Был ли такой человек на самом деле или этот образ породила искусная пропаганда, однозначно сказать нельзя.

В фондах музея-панорамы «Бородинская битва» хранится ряд экспонатов, посвященных этому сюжету. О том, как он стал одним из главных символов эпохи, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Русский крестьянин с древнеримским характером

История о русском Сцеволе получила известность не только в Российской империи, но и за ее пределами. Ее наиболее вероятный первоисточник исторический, политический и литературный журнал «Сын Отечества», который с октября 1812-го издавал в Санкт-Петербурге секретарь Министерства внутренних дел и преподаватель словесности Николай Греч. В четвертом номере еженедельника появилась следующая заметка.

«В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему героическому поступку. Чтоб сделал сей русский, если б Провидение представило ему случай быть Курцием своего Отечества?»

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

Патриотическая заметка отсылала читателя сразу к двум примерам самопожертвования мифических героев Древнего Рима — Гаю Муцию Сцеволе и Марку Курцию. По легенде, Гай Муций во время осады Рима этрусками в 509 году до нашей эры пробрался во вражеский лагерь, чтобы лишить жизни этрусского предводителя Порсену, но был схвачен. Когда же ему стали угрожать пыткой, он сунул правую руку в огонь и не отдергивал, пока она не обуглилась. Стойкость римлянина поразила этрусков, и Порцена тут же заключил мир с его родным городом. Юношу, отныне вынужденному пользоваться только левой рукой, прозвали Сцеволой (на латыни Scaevola — левша).

Клеймо Наполеона или печать зверя?

«Сын Отечества» не приводил никаких подробностей истории про крестьянина, но они довольно быстро появились. Вскоре после публикации военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин в своей «Правде о пожаре Москвы» походя упоминал ее так: «Всем известна история Смоленского крестьянина, замеченнаго (заклейменного. — Прим. mos.ru) на руке, чтобы быть узнанным, который отрубил ее одним ударом топора».

Смоленск упоминался и в английской гравюре Джона Аугустуса Аткинсона «Русская верность и героизм» (1816), которая сопровождалась следующей подписью на английском языке: «Анекдот о русском крестьянине из Смоленска, который, будучи принужден французами, отрубил свою руку, лишь бы не сопровождать Бонапарта в его марше к Москве». Аткинсон, который долго жил в Санкт-Петербурге, скорее всего, вдохновился одной из российских гравюр, опубликованных в то время. Например, гравюрой Ивана Иванова «Русской Сцевола», созданной тремя годами ранее, — не заметить сходство композиции двух работ невозможно.

Популярность этой легенды в отечественной патриотической карикатуре фиксирует известный историк искусства XIX века Дмитрий Ровинский. В своем труде «Русские народные картинки» он приводит пять различных вариантов изображения русского Сцеволы, которые появились на гравюрах 1813–1814 годов четырех художников — Ивана Теребенева, Ивана Иванова, Ивана Тупылева и Доменико (Дементия) Скотти. Все они оставили заметный след в борьбе с Наполеоном посредством сатирической графики.

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцеволаКто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцеволаКто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцеволаКто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

Теребеневский вариант русского Сцеволы был повторен в появившейся в 1815 году разрезной азбуке «Подарок детям в память о событиях 1812 года», собравшей наиболее популярные карикатуры военного времени. Он иллюстрировал в ней букву К — то ли по слову «клеймо», то ли по начинавшемуся с нее двустишию, расположенному на странице: «Как чорному царю на Руси не царить, Так имя на руке его мне не носить».

Пожалуй, самый известный русский Сцевола в отечественном искусстве — одноименная скульптура 1813 года. Ее автор — видный представитель русского ампира Василий Демут-Малиновский (1778–1846) — получил за создание этого возвышенного образа звание профессора Императорской академии художеств. Его работа не только считается выдающимся воплощением патриотической идеи в пластическом жанре, но и стала одним из первых изображений человека из народа в русской скульптуре.

Бронзовый полуобнаженный крестьянин-бородач, возносящий топор над собственной рукой, представлен в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, его полноразмерное гипсовое повторение хранится в московском музее-панораме «Бородинская битва». В 1998 году изображение именно этого шедевра выбрали для юбилейной монеты номиналом три рубля, выпущенной Банком России в честь 100-летия Русского музея.

Почему же этот сюжет был так популярен в свое время? Возможно, ключом к разгадке является религиозно-мистическое прочтение сюжета, которое прослеживается в приведенных выше строках из азбуки. Для православного героя это клеймо было очевидной метафорой дьявольской печати.

Священная война

Отечественная война 1812 года в каком-то смысле была для россиян религиозной войной. В Европе того времени хватало проповедников, которые трактовали события сначала Великой французской революции с ее культом безбожия и отделением церкви от государства, а затем и военные успехи Наполеона как свидетельство грядущего Апокалипсиса. Бонапарту в этой теории отводилась очевидная роль. Эта риторика быстро добралась до России.

6 декабря 1806 года, после начала Русско-прусско-французской войны, Святейший синод выпустил манифест, одной из задач которого было обосновать необходимость созыва военного ополчения. Французского императора в документе называли Антихристом и лже-Мессией, который «показывал презрение свое к пастырям святой Церкви Христовой», а теперь «угрожает потрясением православной греко-российской Церкви во всей чистоте ее и святости…»

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

Русское духовенство было обязано зачитывать этот манифест после литургии каждый воскресный и праздничный день. Аналогичное объявление было сделано и для католической паствы. И хотя через несколько месяцев, после заключения Тильзитского мира, манифест был отменен, он успел заложить недвусмысленное отношение российских обывателей к Бонапарту.

Свидетельством результатов проповеди может служить байка, описанная приятелем Пушкина Петром Вяземским в его «Старой записной книжке». Речь в ней идет о первой встрече Александра I и Наполеона в Тильзите, которая, как известно, состоялась на плоту посреди Немана.

«Когда узнали в России о свидании императоров, зашла о том речь у двух мужичков. “Как же это, — говорит один, — наш батюшка, православный царь, мог решиться сойтись с этим окаянным, с этим нехристем? Ведь это страшный грех!” — “Да как же ты, братец, — отвечает другой, — не разумеешь и не смекаешь дела? Наш батюшка именно с тем и велел приготовить плот, чтобы сперва окрестить Бонапартия в реке, а потом уж допустить его пред свои светлые царские очи”».

После вторжения французской армии Священный синод издал новый антинаполеоновский манифест, а во всех храмах империи читалась с коленопреклонением молитва об избавлении от супостатов, в которой были и такие слова: «Се враг, смущаяй землю Твою и хотяй положить вселенную твою пусту, возста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию; осквернити храмы Твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей».

Вышеупомянутый «Сын Отечества» перепечатывал переведенный с испанского «Гражданский катехизис» 1808 года, построенный в форме вопросов и ответов. Там были, например, и такие:

— Сколько он (Наполеон) имеет естеств?

— Два: сатанинское и человеческое.

— От чего происходит Наполеон?

Еще одним любопытным свидетельством эпохи стало письмо, написанное летом 1812 года на имя военного министра Михаила Барклая-де-Толли профессором библейской экзегетики и восточных языков Дерптского университета Гецелем. В своем послании ученый муж выводил из букв, складывавшихся во французскую титулатуру Le Еmpereur Napoleon, число зверя из «Откровения» Иоанна Богослова.

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

«Наполеон есть тот зверь, который в Апокалипсисе числом 666 означается», — подытоживал профессор, предлагая распространить его версию в армии «раздачею ли печатных листов на российском языке или только изустным от духовенства внушением». Толкование исправно распространялось полковыми священниками среди солдат 1-й Западной армии по приказу военного министра.

Не дремало и народное творчество — множество примеров надругательства оккупантов над православными святынями породило такой жанр, как сказки про Наполеона. В них французский император чудесным образом получал отпор при попытке поживиться в Троице-Сергиевской лавре, Чудовом монастыре и других священных местах. Разумеется, в такой обстановке у подданных русского императора просто не могло зародиться сомнений в правдивости истории о крестьянине, который избавился от «клейма Антихриста» отсечением руки.

Источник

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола?

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола?

Читайте также

4. Прозвище «Назорей» и другие неясности

4. Прозвище «Назорей» и другие неясности Хотя в Евангелиях представлен богатый набор эпитетов и прозвищ Иисуса, от Сына Божия и Господа до Сына человеческого и Царя Иудейского, некоторые его обозначения до сих пор не совсем ясны и представляют загадку для историков.

Юный Какая польза юным посвящать свою юность трудам благочестия? [1: 24].Как должны приготовлять себя юные, желающие поступить в монашество? [2: 12].Юные не должны молиться о своих возлюбленных по страсти; и почему? [15: 49].В юных бес объядения часто побеждает беса тщеславия. [26:

Глава II Юный паж Веласкеса

Глава II Юный паж Веласкеса Один из историков Карла V нарисовал чрезвычайно лестный портрет казначея Кастильского двора.Судя по всему, казначей этот был «человек умный, добродетельный, благородный, хороший христианин, величественной наружности, с чуткой

Прозвище Петра

Прозвище Петра Как очень часто бывает, Евангелия не согласуются в том, когда Иисус даровал Симону имя Петр (Камень). Первое Евангелие, которое, вероятно, было написано Марком, датировано большинством ученых примерно 65–70 годами, то есть возникло через 35–40 лет после

Глава 16 РИМЛЯНИН. АФИНЯНИН

Глава 16 РИМЛЯНИН. АФИНЯНИН Все та же религия, которая создала общество и управляла им на протяжении долгого времени, сформировала характер человека и придала его мыслям нужное направление. Своими догмами и обрядами она выработала в греках и римлянах определенную манеру

Почему Луций Юний носил прозвище Брут?

Почему Луций Юний носил прозвище Брут? Луций Юний Брут – основатель Римской республики, племянник (сын сестры) последнего римского царя Тарквиния Гордого. Зная о вероломстве царя, уничтожившего многих аристократов, Луций Юний притворялся ленивым и слабоумным, чем

За что Гедеон получил прозвище Иероваал?

За что Гедеон получил прозвище Иероваал? Однажды ночью Гедеон с помощью десятка своих рабов разрушил стоявший на земле его отца жертвенник языческого бога Ваала и срубил священное дерево, «которое при нем», а также устроил жертвенник Богу своих предков и принес на нем в

Благодаря какому подвигу юный пастух Давид стал еврейским национальным героем?

Благодаря какому подвигу юный пастух Давид стал еврейским национальным героем? На вершину славы юного Давида вознесла его победа над филистимским великаном Голиафом. Первая книга Царств рассказывает об этом следующее. Давид был еще слишком юным и потому не участвовал в

За что получил свое прозвище Иуда Маккавей?

За что получил свое прозвище Иуда Маккавей? Иуда Маккавей (прозвище Маккавей с древнееврейского означает Молот) – национальный герой еврейского народа. В 167 году до нашей эры он возглавил повстанческое движение против насильственных мер по эллинизации евреев,

Муций Сцевола

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН прп. (ок.360–ок.435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м–рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном

Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин О святом Иоанне Кассиане краткое сведение Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350–360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он богоугодную

Юный узник

Юный узник Как любящий и мудрый отец сурово воспитывает своих детей для того, чтобы заранее выработать в них силу воли и закалить их мужество, точно так же Господь с детства испытывает Своих избранников.Юность святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, напоминает

Юный Святитель

Юный Святитель Необыкновенные обстоятельства сопровождали детство святителя Христова Амвросия. Он родился в городе Трире, где жили тогда его родители. Его отец занимал должность римского наместника Галлии и других западных областей. Под его властью была громадная

Источник

Муций Сцевола

Кто такой муций сцевола. Смотреть фото Кто такой муций сцевола. Смотреть картинку Кто такой муций сцевола. Картинка про Кто такой муций сцевола. Фото Кто такой муций сцевола

Примечания

Смотреть что такое «Муций Сцевола» в других словарях:

Муций Сцевола — Муций Сцевола, Квинт; Mucius Scaevola, Quintus, прозванный Понтифекс (то есть Жрец), ок. 140 82 гг. до н. э., римский юрист. Происходил из знаменитой династии юристов. Знатоками права были его прадед Квинт Муций Сцевола (претор в 215 г. до н. э.) … Античные писатели

Муций Сцевола — См. Сцевола. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Муций Сцевола — Гай (Gaius Mucius Scaevola), в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций … Большая советская энциклопедия

МУЦИЙ СЦЕВОЛА — Гай см. Сцевола, Гай Муций … Советская историческая энциклопедия

Муций Сцевола Гай — (Gaius Mucius Scaevola), в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций … Большая советская энциклопедия

Квинт Муций Сцевола (консул 95 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квинт Муций Сцевола. Квинт Муций Сцевола Quintus Mucius Scaevola Консул 95 до н. э., великий понтифик в 89 до н. э. 82 до н. э … Википедия

Публий Муций Сцевола (консул 133 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Публий Муций Сцевола. Публий Муций Сцевола Publius Mucius Scaevola Консул 133 до н. э., великий понтифик 130 115 до н. э … Википедия

Квинт Муций Сцевола (консул 174 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квинт Муций Сцевола. Квинт Муций Сцевола Quintus Mucius Scaevola Консул 174 до н. э. Отец … Википедия

Публий Муций Сцевола (консул 175 года до н. э.) — Публий Муций Сцевола Publius Mucius Scaevola Консул 175 до н. э. Отец: Квинт Муций Сцевола Дети … Википедия

Гай Муций Сцевола — Ганс Бальдунг. «Муций Сцевола». 1531. Картинная галерея. Дрезден У этого термина существуют и другие значения, см. Сцевола (значения). Гай Муций Сцевола ( … Википедия

Источник

Муций Сцевола

Смотреть что такое «Муций Сцевола» в других словарях:

Муций Сцевола — См. Сцевола. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Муций Сцевола — Гай (Gaius Mucius Scaevola), в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций … Большая советская энциклопедия

МУЦИЙ СЦЕВОЛА — Гай см. Сцевола, Гай Муций … Советская историческая энциклопедия

Муций Сцевола Гай — (Gaius Mucius Scaevola), в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций … Большая советская энциклопедия

Квинт Муций Сцевола (консул 95 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квинт Муций Сцевола. Квинт Муций Сцевола Quintus Mucius Scaevola Консул 95 до н. э., великий понтифик в 89 до н. э. 82 до н. э … Википедия

Публий Муций Сцевола (консул 133 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Публий Муций Сцевола. Публий Муций Сцевола Publius Mucius Scaevola Консул 133 до н. э., великий понтифик 130 115 до н. э … Википедия

Квинт Муций Сцевола (консул 174 года до н. э.) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квинт Муций Сцевола. Квинт Муций Сцевола Quintus Mucius Scaevola Консул 174 до н. э. Отец … Википедия

Публий Муций Сцевола (консул 175 года до н. э.) — Публий Муций Сцевола Publius Mucius Scaevola Консул 175 до н. э. Отец: Квинт Муций Сцевола Дети … Википедия

Гай Муций Сцевола — Ганс Бальдунг. «Муций Сцевола». 1531. Картинная галерея. Дрезден У этого термина существуют и другие значения, см. Сцевола (значения). Гай Муций Сцевола ( … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *