Кто такой нимрод в истории
Нимрод
Бастард
Здесь, на сайте, нашел два толкования на предложенный отрывок:
1. Ефрема Сирина
Это не означает непременно того, что Нимрод был непосредственным сыном Хуша, а вообще служит доказательством только того, что он происходит по прямой нисходящей линии от него, принадлежал к коренным кушитам и, следовательно, жил в Аравийской Ефиопии, по соседству с библейской долиной Сеннаар. Самое имя «Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad — огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности.
сей начал быть силен на земле;
Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель теперь определеннее называет и главное средство его прославления, и ту высшую степень, до которой оно доходило. Таким средством широкой популярности Нимрода служила его удачливая и смелая охота, а степень высоты этой популярности указана в словах «пред Господом». Эти слова обозначают собой наивысшую степень того или другого качества, уже превышающую компетенцию человека, а доступную только оценке самого Бога. А что действительно смелые и удачные подвиги на охоте, в борьбе с дикими зверями и чудовищами, в ту грубую первобытную эпоху ценились особенно высоко и возводили на пьедестал славы их героев, об этом свидетельствует вся доисторическая древность, начиная с героя халдейской поэмы Издубара и кончая мифическими подвигами Геркулеса. В доказательство известности Нимрода, основанной на его богатырской силе и удачливой охоте, библейский автор ссылается на существование в его время даже особой поговорки, опирающейся на указанный факт. Суть данной поговорки состояла в том, что когда хотели кого-либо особенно похвалить и прославить, то его сравнивали по силе отваги и мужества с Нимродом.
Быт.10:10. Царство его вначале: составляли :
Вот самое первое библейское известие о начале политической, государственной жизни на земле. По мнению большинства авторитетных ученых, Библия говорит здесь о так называемой в науке «первой халдейской конфедерации», т. е. о первом союзе халдейских городов, объединенных под властью знаменитого кушитянина Нимрода, известного и в древнехалдейских надписях под титулом «Арба-Лизуна», т. е. государя четырех языков.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.
Все четыре перечисленных здесь города лежали в долине Сеннаар; а эта долина, как видно из следующего стиха (11 ст.), а также и из других мест Библии (Ис. 11:11), обозначала собою южную часть месопотамский равнины, или Вавилонию, т. е. ту самую страну, которая и в клинообразных надписях называлась именем «Суммир». В пределах этой халдейско-вавилонской территории мы и находим исторические следы существования всех вышеуказанных городов, и прежде всего — столицы того союзного государства, самого города Вавилона. Развалины древнего Вавилона открыты на восточном берегу Евфрата, вблизи современного местечка Hillah, где существует с развалинами капища холм, доселе сохранивший у туземных арабов название «Бабиль».
Второй древнехалдейский город «Эрех» или «Арах» справедливо отождествляется с Ορχόη Птоломея, с Arku клинообразных надписей, т. е. совпадает, следовательно, с современной «Варкой», лежащей приблизительно на восемь миль южнее древнего Вавилона.
Два других города: Аккад и Халне представляли собой, наоборот, северные пункты описываемого государства: в частности Аккад, вероятно, был тем самым городом, который впоследствии дал свое имя целой стране «Аккад», так часто упоминаемой в клинообразной литературе. По мнению известного англ. ориенталиста Георга Смита, Аккад был столицей царя Саргона и лежал на берегу Евфрата, недалеко от Сиппара, на север от Вавилона. Последний из поименованных здесь городов «Халне» или «Калне» экзегеты сближают с «Кално» (рус. «Халне») у пророка Исаии (Ис. 10:9) и «Ханне» (рус. «Хане») у пророка Иезекииля (Иез. 27:23). Одни, вслед за блаженным Иеронимом и Евсевием, ищут этот города на месте позднейшего «Ктезифона», т. е. на северо-западе Вавилона; другие (Раулинсон) находят его следы в развалинах современного Ниппура, на северо-востоке от Евфрата. Эти-то четыре города добровольно или — вероятнее — в силу захвата их Нимродом, и образовали собою первое союзное государство, или древнейшее халдейско-вавилонское царство, в котором верховная руководящая роль принадлежит потомкам Хама.
Быт.10:11. Из сей земли вышел Ассур
Одни из толковников принимают здесь имя «Ассур» в смысле собственного имени одного из сыновей Сима (22 ст. LXX, Вульгата, Лютер, Розенмюллер и др.) и толкуют данное место в том смысле, что, семиты, недовольные деспотическим правлением Нимрода и кушитов, предпочли удалиться на север и основать там новое царство. Но по мнению других (Таргум, Делич, Кейль, Ланге, Филарет и мн. другие), имя «Ассур» служит здесь нарицательным обозначением целой страны, в зависимости от чего и сам перевод текста должен быть несколько иным, а именно: «и из земли этой (Сеннаар) вышел он (Нимрод) в Ассирию. »
и построил Ниневию,
Вначале опорным пунктом господства Нимрода служил Вавилон; теперь он воздвигает новый центр своего владычества на север — город Ниневию. Эта впоследствии обширнейшая столица могущественнейшей ассирийской монархии (Ион. 3:3, 4:11) лежала на берегу реки Тигра, напротив Мосула, в области раскопок современного Куюнджика.
Реховоф-ир, Калах
Первый из этих городов доселе остается неизвестным, хотя некоторые и склонны отождествлять его с библейским Елассаром или Ларсой — согласно клинообразных надписей, — находившейся при впадении в Тигр нижнего Заба. По буквальному же переводу с еврейского, слово Реховоф-ир — означает «город улиц», тем дается представление об его обширности. Название города «Калах» встречается в анналах царя Ассурнасирхабала (883—859 гг.), где о нем говорится, как о городе, построенном еще Салманассаром I. Местоположение его учеными определяется на юг от Ниневии, при впадении в Евфрат верхнего Заба, вблизи современного Нимруда. Другие, впрочем, предпочитают видеть его на месте современного местечка Калах-Шергат, в пяти милях на юг от Ниневии.
Быт.10:12. и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.
т. е. между современным Куюнджиком и Нимрудом. В вышеуказанных ассирийских надписях упоминается также и город «Ресен», который называется здесь «городом ловца», явно напоминая тем самым вышеприведенную библейскую поговорку о Нимроде. Библия же называет«Ресен» городом великим и помещает его в непосредственном соседстве с Ниневией. Все это, а также и то, что самая Ниневия, по словам пророка Ионы, имела протяжение трех дней пути (Ион. 3:3), дало основание ученым думать, что Ресен, представлявший собой особый самостоятельный город, находившийся в окрестностях великой Ниневии, впоследствии слился с нею заодно и таким образом утратил свое собственное название (Лейеярд и др.).
Итак, в этих немногих строках Библии воспроизведена вся начальная история халдейско-вавилонской и вавилонско-ассирийской монархии: в полном соответствии с новооткрытыми данными клинообразных памятников, Библия свидетельствует, что первоначальное зарождение государственной жизни произошло в области южной Вавилонии или Халдеи, где средоточием ее были города: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне; что затем эта жизнь стала отливать на север, где основала новый центр, в виде Ниневии и окружающих ее городов, и что, наконец, преобладающее влияние кушитов в первой халдейско-вавилонской монархии постепенно должно было уступить свое место семитическому элементу ассирийско-ниневийской монархии.
Нимрод
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Нимрод (также упоминается под именем Амрафель) — легендарный царь Вавилонии, который отошел от веры во Всевышнего и подвигал на этот грех также и людей своего поколения. Нимрод был сыном Куша, внуком Хама, правнуком Ноаха. Начало царствования Нимрода приходится на 1788 год (1972 г. до н. э.). В период правления Нимрода строится Вавилонская башня. Нимрод дважды приговаривал Аврама к смерти, и оба раза Всевышний его спасает.
Оглавление
Восстающий против власти Всевышнего в мире [↑]
Имя «Нимрод» образовано от корня «марад», значение которого — «восстание», «бунт». В те дни люди вновь отошли от веры во Всевышнего, порой открыто восставая против Его власти в мире.
Куш был очень привязан к сыну, ведь тот был дан ему на старости лет. Именно ему Куш передал кожаное одеяние, сделанное Всевышним для Адама и Хавы. В двадцатилетнем возрасте Нимрод впервые облачился в эту одежду и немедленно ощутил, как необыкновенная сила — физическая и духовная — наполняет его.
Благодаря этой силе Нимрод стал «первопроходцем» во многих областях: первым начал охотиться, первым — есть мясо животных (Ноах лишь попробовал его вкус). Позднее Нимрод первым начал воевать с другими народами и первым приказал сделать собственное изображение и поклоняться ему.
Пока Нимрод был просто охотником, он приносил жертвы Всевышнему, но, почувствовав вкус власти, отступил от Б-га и восстал против Него. Раши пишет, что Нимрод своими речами «улавливал» людей (расставлял сети) и толкал их на бунт против Вездесущего.
Нимрод становится царем [↑]
Сыновья Хама венчали Нимрода на царство, а сыновей Ефета (Яфета) он победил в войне. Так как все они поселились в Вавилоне, он фактически стал правителем всего мира, всего населения Земли. Созданная Нимродом Вавилонская Империя просуществовала 1601 год.
В истории известны имена десяти царей, которые владели всем миром, и Первый из них — Всевышний. Вторым был Нимрод. Победив всех своих врагов, он отыскал удобную широкую долину и выстроил там большой город, который назвал Шинаром.
Нимрод и Терах [↑]
Незадолго до рождения Аврама Терах стал главным визирем царя Нимрода.
Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Тераха достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь его умертвить, но Терах обманул его, подменив Аврама новорожденным сыном рабыни. Царь собственной рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность.
А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни.
Вавилонская башня [↑]
Нимрод царствовал, не ощущая над собой никакой власти. Весь мир был подчинён ему, все говорили на одном языке. Советниками царя были сыновья Хама: Пут, Мицраим и Кнаан. Они решили заложить город, в центре которого будет башня, мощная и величественная, настолько высокая, что вершина её достигнет Небес. Эта башня должна была олицетворять мощь человека, его власть над миром, торжество над врагами.
Строительство развернулось в гигантской нетронутой долине к востоку от земли Шинар.
Стройке не суждено было завершиться. Злонамеренность и безбожие поколения строителей достигло максимума. Всевышний приказал семидесяти небесным посланникам разделить человечество на семьдесят языковых групп, так, чтобы строители башни перестали понимать друг друга. Началась неразбериха и взаимное раздражение, постепенно переросшее в открытую вражду, последовали жестокие схватки. Погибли многие, в том числе, приближённые и советники Нимрода. О продолжении строительства речь уже не шла. Люди, объединившись в языковые группы, расходились кто куда. Башня обвалилась.
Правда, Таргум Йонатан утверждает, что Вавилонская башня была построена после того, как Нимрод покинул Вавилон, переехал в Ассирию и построил там четыре больших города. По всем другим мнениям, из Вавилона ушел не Нимрод, а Ашур.
После разрушения башни [↑]
Нимрод продолжал царствовать в Шинаре и построил несколько городов, назвав один из них Бавель («смешение»), т. к. в этом месте Всевышний смешал языки жителей земли, а другой — Эрех, в память о том, что Всевышний расселил оттуда народы по всему свету. Третий город, построенный Нимродом, получил имя Аккад — в память о побоище, произошедшем там, и, наконец, четвёртый город, Калана — «уничтожение» — напоминал о гибели приближённых Нимрода.
Нимрод восстановил и укрепил царство и продолжал править в Вавилоне, причем настолько «продвинулся» в своей мании величия и богоборчестве, что приказал вытесать из камня собственное изображение и заставил всех ему поклоняться.
Рабы дали Нимроду прозвище Амрафель (אמר נפל), напоминающее о разрушении башни и гибели царских рабов и приближённых.
Нимрод и праотец Авраам [↑]
Когда Нимроду донесли, что пятьдесят лет назад был убит не Аврам, а другой младенец, он приказал схватить Аврама и бросить в тюрьму. Нимрода страшили идеи, которые проповедовал Аврам. Он понимал, что такие идеи могут перевернуть мир и лишить правителей их власти.
Нимрод велит прилюдно сжечь Аврама, а заодно и его старшего брата Арана. Всевышний выводит Аврама из огня невредимым, а Аран сгорает заживо. Прозвище Нимрода «Амрафель» приобрело дополнительное значение: «тот, кто велел бросить Аврама в огонь».
После неудавшейся казни [↑]
Убедившись в том, что заступник Аврама — сам Всевышний, Нимрод осыпал Аврама множеством даров, и среди них были два раба, один из которых — Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, — стал близким учеником Аврама.
Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Шем бен Ноах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Крепость Нимрод
Средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на высоте около 800 м над уровнем моря. Хотя крепость была построена мусульманами для отражения атак крестовых походов и была названа «Замок на Большой Скале» (перевод с арабского), но евреи называют ее крепостью Нимрода в память о библейском царе, который по преданию жил в этих местах.
Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 3. Хроника жизни и смерти
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шальшелет а-кабала»
Был ли Нимрод великаном?
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Крепость Нимрод. Голанские высоты
Мидраш рассказывает. Недельная глава Ноах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
В чем провинилось «поколение разобщения народов»?
Рав Александр Красильщиков
Зачем было разобщать людей?
Рош Ашана — раскрытие замысла Творения
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Стены крепости Нимрод
Крепость Нимрод была разрушена землетрясением в XVIII веке, но и сейчас можно видеть, какая это была мощная постройка.
Мидраш рассказывает. Недельная глава Ноах 2
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Эпоха праотцев 1. Авраам. Начало пути
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Инженеры Междуречья и Египта умели планировать и воздвигать огромные сооружения: храмы, пирамиды, дворцы, водоводы, строили корабли, колесницы. Астрономы и астрологи с высокой точностью определяли орбиты Солнца, Луны, планет.
Слава
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Крепость Нимрод. Голанские высоты
Крепость Нимрода, средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на гребне высотой около 800 м над уровнем моря.
Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?
Рав Овадья Климовский
Есть ли связь между Нимродом и Невухаднецаром?
Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 4. Из Ур Касдима
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шальшелет а-кабала»
Авраам. В царстве Нимрода
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Крепость Нимрод
Крепость Нимрод была построена в 1229 году. После захвата этих земель турками в 1517 году, они использовали крепость как роскошную тюрьму для османских дворян. Позднее, в XVI веке крепость была оставлена, и лишь местные пастухи и их стада были временными гостями в её стенах.
Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом.
Таков был план Творца?
Сын Мой, первенец Мой Израиль 5. Авраам авину — первый верующий?
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Сын мой, первенец Израиль»
Доди ли (возлюбленный мой мне) — в нисане, веани ледоди (и я возлюбленному моему) — в тишрее
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Нимрод
Нимрод (נִמְרוֹד) | |
---|---|
Нимрод. Cкульптура Ицхака Данцигера (1939) | |
Пол: | мужской |
Толкование имени: | мятежный (от рус. «восстанем» ) |
Занятие: | воитель-охотник, царь Нимруда |
Пятикнижие, агадические предания и легенды Ближнего Востока | |
Отец: | Хуш |
Связанные события: | строительство Вавилонской башни |
Характерные черты: | крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама, соперничество с Богом |
Нимро́д (Не́мрод, Не́мврод; др.-евр. נִמְרוֹד — букв. «восстанем») — в Пятикнижии, агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель-охотник и царь.
По родословию, приведённому в книге Бытие, — сын Куша и внук Хама. Упоминается как «сильный зверолов перед Господом»; его царство помещено в Месопотамии (Быт.10:9,10). В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама, соперничество с Богом.
Содержание
Нимрод и Вавилонская башня
В Библии Нимрод упоминается как царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт.10:10), но прямо не утверждается, что Вавилонская башня строилась во время его царствования. Впервые предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, явно опиравшегося на длительную устную традицию. Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню — символ гордыни и отречения от Бога. Эта легенда получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.
Нимрод и Авраам
Хотя, согласно Библии, Нимрода и Авраама разделяют семь поколений, большой круг иудейских и мусульманских легенд связан с борьбой Нимрода против Авраама (Ибрахима). В них Нимрод предстаёт как ярый идолопоклонник, требующий оказывать себе и своей возлюбленной Семирамиде (Семирамида, так же упоминалась как жена царя Навуходоносора, который построил для нее одно из чудес света — Висячие сады) божеские почести и преследующий верующих в единого Бога. Видимо, именно поэтому его противником называется Авраам, провозвестник единобожия. Нимрод бросает Авраама в огненную печь и стремится уничтожить его потомков, но, согласно Агаде, погибает от руки Исава. В мусульманских преданиях Ибрахим в одиночку побеждает огромное войско Нимрода, вызвав тучу комаров.
В Коране
Также сведения о царе Нимроде содержатся в Коране, где приводится его беседа с пророком Ибрахимом (Авраамом):
В армянской мифологии
Отождествление в древнеармянской литературе Бэла, соперника Хайка, с библейским Нимродом привело к возникновению мифа, где вместо Немруд выступает Бэл. Деспот Бэл с многочисленными войсками вторгся в Армению, но был разбит. Труп Бэла, убитого армянским царём, подняли на вершину горы и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели.
Нимрод в литературе и культуре
Примечания
Источники
Ссылки
Армянская мифология
Полезное
Смотреть что такое «Нимрод» в других словарях:
Нимрод — (Немврод), сын Хуша, о нем сказано, что он был силен на земле (Быт 10:8 12; 1Пар 1:10). Вначале его царство составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Оттуда он пошел на Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен. В Мих 5:6… … Библейская энциклопедия Брокгауза
нимрод — (иноск.) страстный охотник, намек на Нимрода внука Ноя Ср. Великий ловец перед Господом (иноск. шут.) большой любитель охоты. Ср. Это наш Нимврод египетский, сказал он, указывая на старика. Ловец пред господином. Первый у нас на всякие руки. Гр … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
нимрод — (по името на легендарниот основач на вавилонската држава Нимрод, за кого во Библијата се вели дека бил добар ловец пред Господ ) страстен ловец … Macedonian dictionary
Нимрод — Нимродъ (иноск.) страстный охотникъ, намекъ на Нимрода внука Ноя. Ср. Великій ловецъ передъ Господомъ (иноск. шут.) большой любитель охоты. Ср. Это нашъ Нимвродъ египетскій, сказалъ онъ, указывая на старика. Ловецъ предъ господиномъ. Первый у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
НИМРОД — бупиримат, хим. препарат для защиты р ний от мучнистой росы; фунгицид. Выпускают 25% ный к. э. Нормы расхода (л/га): огурец 0,6; дыня 0,8 1; яблоня 0,6 1,2; плодоносящая чёрная смородина и земляника соответственно 0,8 1 и 0,6 0,8, обработка до… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
Нимрод, — сын Хуша, «сильный зверолов пред Господом». Царство его в начале составляли Вавилон и окрестные города в земле Сеннаар (Быт. 10:8 и дал.). Оттуда вышел Ассур и построил Ниневию (ст. 11); так образовалось Ассиро Вавилонское царство, которое в Мих … Словарь библейских имен