Кто такой оператор персональных данных роскомнадзора

Правовой статус оператора персональных данных

Согласно ст.3 ФЗ «О персональных данных», оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Данная норма выделяет два критерия, при наличии которых лицо квалифицируется как оператор персональных данных:

— организация и (или) осуществление обработки персональных данных;

— определение целей обработки персональных данных, состав обрабатываемых персональных данных и действия (операции), совершаемые с персональными данным.

При детальном рассмотрении определения оператора персональных данных встает вопрос о том, должно ли лицо для квалификации в качестве оператора соответствовать обоим или одному из данных критериев.

Зачастую организацию и(или) осуществление обработки персональных данных может выполнять лицо, действующее по поручению иного лица (принципала) и не определяющее цели, состав и операции обработки персональных данных. Типичным примером такого лица является хостинг-провайдер, осуществляющий хранение и иную обработку персональных данных по поручению клиента. В подобных отношениях клиент соответствует обоим критериям оператора, в то время как хостинг-провайдер соответствует только критерию организации и (или) осуществления обработки персональных данных, при условии, что клиент самостоятельно определяет цели, состав и операции по обработке персональных данных, и хостинг-провайдер не использует такие персональные данные в собственных целях. В случае же, когда хостинг-провайдер по тем или иным причинам и основаниям (или без таковых) определяет цели, состав и операции по обработке персональных данных независимо от клиента, такая деятельность хостинг-провайдера соответствует обоим критериями оператора.

В отличие от описанного примера, крайне затруднительно представить ситуацию, при которой лицо будет определять цели, состав и операции по обработке персональных данных, без организации и (или) осуществления обработки персональных данных этим же лицом или иными лицами по его поручению. Учитывая, что закон не содержит прямого запрета на определение целей, состава и операций по обработке персональных данных, любое лицо вправе осуществлять такое определение, но такая деятельность не будет входить в сферу регулирования ФЗ «О персональных данных», поскольку согласно ст.1 указанного закона, закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, для наличия которой очевидно недостаточно только определить цели, состав и способы обработки без осуществления самой обработки.

Таким образом, справедливо утверждать, что для квалификации в качестве оператора лицо должно соответствовать обоим указанным критериям. С другой стороны, закон допускает соответствие обоим критериям не только независимо, но и совместно с другими лицами. И если часть предусмотренных статусом оператора действий осуществляется лицом в рамках поручения принципала, то в таких отношениях можно говорить о совместном выполнении обоих критериев обоими участниками процесса обработки.

Работа с персональными данными в рамках поручения принципала не означает, что хостинг-провайдер не определяет самостоятельные, присущие только ему цели и способы обработки персональных данных. Если целью обработки персональных данных принципала является хранение персональных данных в рамках оказания услуг субъектам персональных данных, то целью хостинг-провайдера является исполнение договора с принципалом. И если способом обработки принципала является обмен цифровыми данными с хостинг-провайдером, то хостинг-провайдер при хранении данных на своих серверах может использовать свои независимые способы обработки, о деталях которых принципал может быть и не осведомлен, если способы обработки касаются, например, защиты данных.

Следовательно, в любых подобных отношениях в рамках российского законодательства и клиент, и хостинг-провайдер могут выступать в качестве операторов. Данный вывод является ключевым для определения правового статуса лиц, осуществляющих обработку персональных данных по поручению оператора, существование которых предусмотрено ч.3 ст.6 ФЗ «О персональных данных». Несмотря на то, что данная норма прямо не называет операторами лиц, действующих по поручению оператора, её положения не исключают возможность наличия статуса оператора у такого лица в рамках обработки персональных данных по поручению.

Такая трактовка законодательства вызывает ряд вопросов, которые, впрочем, вполне поддаются решению. Учитывая, что хостинг-провайдер может быть не осведомлен о том, что обрабатываемые им данные являются персональными (что не освобождает его от исполнения обязанностей оператора), встает вопрос об ответственности за соблюдение обязанностей оператора и о возможности такого соблюдения. Несмотря на то, что неосведомленный оператор может быть привлечен к ответственности и понести убытки, закон не запрещает установить в поручении на обработку персональных данных или ином соглашении механизмы ответственности клиента-принципала перед таким оператором за отсутствие факта передачи оператору сведений, необходимых для исполнения его публичных обязанностей.

Справедливость данного подхода подтверждается также тем, что согласно сч.4 ст.6 ФЗ «О персональных данных», лицо, обрабатывающее персональные данные по поручению оператора, освобождается от обязанности получению согласия субъекта на обработку персональных данных. А согласно ч.5 указанной статьи, лицо, действующее по поручению оператора, не несет ответственности перед субъектами персональных данных, которая полностью возлагается на оператора-принципала (что не исключает публичной ответственности лица, действующего по поручению). Данные исключения позволяют оператору, действующему по поручению, в полном объеме соблюдать требования, предъявляемые законом к оператору.

Такие положения закона, на первый взгляд, противоречат мировой практике, в частности – GDPR (Общему регламенту защиты персональных данных (Регламент (Европейский Союз) 2016/679)), статья 4 которого прямо разделяет понятия «контроллера», определяющего цели и способы обработки персональных данных, и «процессора», обрабатывающего персональные данные от имени контроллера, для каждого из которых закон устанавливает свои обязанности. Но фактически использование отдельного термина «процессор» является техническим приемом, который позволяет упростить описание правового статуса оператора, выполняющего функции процессора, в части его отличий от статуса оператора-контроллера. Можно утверждать, что ФЗ «О персональных данных» следует подходам GDPR, но не вводит отдельный термин, аналогичный процессору, а описывает особенности его статуса через исключения из общих положений об обязанностях оператора.

Логика такого подхода также позволяет избежать неопределенности правового статуса лиц, обрабатывающих персональные данные по поручению процессора, которые не состоят в прямых отношениях с изначальным контроллером. В то время как ст.28 GDPR предусматривает особенности правового статуса процессоров, обрабатывающих персональные данных по поручению процессоров верхнего уровня, в ФЗ «О персональных данных» статус таких процессоров напрямую не описан, и единственным способом определения статуса таких процессоров в рамках российского закона является квалификация отношений между двумя процессорами как отношений между контроллером и процессором, что в совокупности с механизмами гражданского-правовой ответственности контроллера перед процессором и исключениями, предусмотренными для операторов, являющихся процессорами, делает описанный подход жизнеспособным и обоснованным, а также расширяющим возможности привлечения процессоров и контроллеров к субсидиарной публичной ответственности, которые позволяют более эффективно защищать интересы субъектов персональных данных, не ущемляя прав контроллеров и процессоров.

Источник

Политика оператора персональных данных

Автор: Данилова В. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С июля 2017 года была изменена ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Один из новых составов правонарушений – невыполнение оператором персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки таких данных (далее – Политика). Причем названная обязанность существует еще с 2011 года, но специальная ответственность за ее невыполнение установлена только сейчас. Расскажем, что это за документ, как его составлять, все ли работодатели должны его иметь и где он должен быть опубликован.

Что это за документ?

В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) к обязанностям оператора персональных данных относится в том числе издание документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, что позволяет обеспечить реализацию принципов законности, конфиденциальности и безопасности информации. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к указанному документу и к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей сети.

Контроль исполнения этой обязанности осуществляют органы Роскомнадзора. И по их требованию оператор обязан представить перечисленные документы и локальные акты и (или) иным образом подтвердить выполнение обязанностей, установленных ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ.

Что же это за документ? Не стоит путать его с положением о персональных данных. У оператора персональных данных в силу той же ст. 18.1 помимо Политики должны быть отдельные локальные акты по вопросам обработки таких данных и локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий нарушений.

К сведению: к обозначенным локальным актам относятся различные положения (об обработке персональных данных, об обеспечении безопасности персональных данных и т. п.), перечни (должностей и лиц, допущенных к обработке персональных данных, применяемых средств защиты и др.), инструкции и регламенты.

Многие организации этот документ так и называют – «Политика в отношении обработки персональных данных». До недавнего времени он составлялся в произвольной форме, но в августе 2017 года Роскомнадзор разработал Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Законом № 152-ФЗ (далее – Рекомендации).

О том, какие положения рекомендовано включать в документ, определяющий эту политику, мы расскажем далее. Но прежде следует разобраться, все ли работодатели являются операторами персональных данных и соответственно все ли должны утверждать и опубликовывать его для неограниченного доступа.

Кто является оператором персональных данных?

Согласно ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.

Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.

Однако не все операторы должны исполнять требования Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:

обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.

Обратите внимание: сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.

Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.

Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.

Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации. К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства. Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.

Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических – от 15 000 до 30 000 руб.

К сведению: в целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Рекомендации по составлению Политики

Итак, поскольку обязанность по созданию Политики существует давно, в большинстве организаций она разработана, правда, не факт, что опубликована. Иногда Политику публикуют так, что ее сложно найти. Поэтому организациям следует рассмотреть этот документ с учетом Рекомендаций и при необходимости внести изменения путем утверждения нового документа, разместив его в соответствии с требованиями законодательства. А работодателям, у которых этого документа нет, следует его срочно составить, руководствуясь Рекомендациями.

Обратите внимание: рекомендации изданы в целях выработки унифицированного подхода к структуре и форме документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Итак, исходя из Рекомендаций, в Политику надо включить такие разделы:

1. Общие положения.

Здесь нужно описать назначение Политики, привести основные понятия, используемые в ней (обработка персональных данных, оператор, субъект персональных данных, конфиденциальность персональных данных и т. д.), перечислить основные права и обязанности оператора и субъекта(ов) данных.

2. Цели сбора персональных данных.

Следует помнить, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Цели обработки персональных данных, перечисляемые в этом разделе, могут происходить в том числе из:

анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора;

целей фактически осуществляемой оператором деятельности;

деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора;

конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).

3. Правовое основание обработки персональных данных.

Таковым является совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми оператор осуществляет обработку персональных данных. В качестве правового основания обработки этих данных могут быть указаны:

федеральные законы и принятые на их основе нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с деятельностью оператора;

уставные документы оператора;

договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством РФ, но соответствующих полномочиям оператора).

Обратите внимание: Закон № 152-ФЗ не может служить правовым основанием обработки персональных данных оператором, поскольку регулирует отношения, связанные с обработкой этих данных, и закрепляет требования, предъявляемые к операторам при обработке этих данных.

4. Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных.

Содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

К категориям субъектов персональных данных могут быть отнесены в том числе:

работники оператора, бывшие работники, кандидаты на замещение вакантных должностей, родственники работников;

клиенты и контрагенты оператора (физические лица);

представители и работники клиентов и контрагентов оператора (юридических лиц).

В рамках каждой из категорий субъектов и применительно к конкретным целям рекомендуется перечислить все обрабатываемые оператором персональные данные, а также, если применимо, отдельно описать все случаи обработки специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных.

5. Порядок и условия обработки персональных данных.

В этом разделе Роскомнадзор рекомендует указывать перечень действий, совершаемых оператором с персональными данными субъектов, а также используемые оператором способы и сроки обработки данных.

В случае необходимости взаимодействия с третьими лицами в рамках достижения целей обработки персональных данных рекомендуется указывать условия передачи данных в адрес третьих лиц – например, наличие договора поручения на обработку персональных данных, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации (трансграничная передача). При этом рекомендуется указать конкретное наименование и местонахождение соответствующих третьих лиц, цели осуществляемой (трансграничной) передачи, объем передаваемых данных, перечень действий по их обработке, способы и иные условия обработки, включая требования к защите обрабатываемых персональных данных.

Кроме того, оператор вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Рекомендуется указывать сведения о соблюдении требований конфиденциальности персональных данных, установленных ст. 7 Закона № 152-ФЗ, а также о принятии оператором мер, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Закона № 152-ФЗ.

Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки, истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта данных на их обработку, выявление неправомерной обработки персональных данных.

Хранение персональных данных рекомендуется осуществлять в форме, позволяющей определить субъекта данных, и не дольше, чем требуют цели обработки персональных данных, кроме случаев, когда срок хранения данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Рекомендуется указывать сроки хранения (конкретная дата (число, месяц, год)) персональных данных и основание, наступление которого повлечет прекращение обработки данных.

К сведению: при осуществлении хранения персональных данных оператор обязан использовать базы данных, находящиеся на территории РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ.

Также рекомендуется указывать иные условия хранения персональных данных, в том числе при их обработке без использования средств автоматизации.

6. Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.

В случае подтверждения факта неточности данных или неправомерности их обработки персональные данные подлежат их актуализации оператором, а обработка должна быть прекращена (ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

При достижении целей обработки персональных данных, а также в случае отзыва субъектом данных согласия на их обработку они подлежат уничтожению, если:

иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

оператор не вправе осуществлять обработку без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или иными федеральными законами;

иное не предусмотрено другим соглашением между оператором и субъектом персональных данных.

Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его представителю информацию об осуществляемой им обработке персональных данных такого субъекта по запросу последнего (ст. 20 Закона № 152-ФЗ).

Кроме этих разделов, в Политику рекомендуется включать регламент(ы) реагирования на запросы, обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов, обращений.

Политика утверждается приказом работодателя. Если принимается новая Политика, приказом следует отменить предыдущую и утвердить новую редакцию Политики.

С Политикой необходимо ознакомить всех работников организации под подпись.

В связи с постоянным развитием компьютерных технологий защите персональных данных уделяется все больше внимания. Сейчас практически каждая организация имеет свой сайт и не просто размещает на нем те или иные сведения, но и осуществляет через него обмен информацией, в том числе персональными данными. При этом на сегодняшний момент Политика мало кем из организаций опубликована.

Еще раз обращаем внимание, что Политика – это отдельный документ, который должен быть у каждого оператора персональных данных, не считая других обязательных локальных актов в сфере обработки и защиты персональных данных. Если у вас еще его нет, его следует разработать, а если есть – привести в соответствие с Рекомендациями. И не стоит относиться к этому формально, ограничиваясь общими нормами Закона № 152-ФЗ, поскольку при проверке будет учитываться не только сам факт наличия Политики, но и то, насколько она соответствует реальному положению дел в области обработки персональных данных в конкретной организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *