17 ноября 1878 года родился Павел Варфоломеевич Кузнецов, один из самых интересных живописцев первой половины ХХ века. Он родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Сбор винограда. 1907 г
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Натюрморт с цветами и фруктами. 1910-е
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
Весна в Крыму 1910 ГРМ
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства».
Сбор плодов. 1913—1914
Гадание 1912
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
Стрижка баранов 1912 ГРМ
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период.
В степи 1913 ГТГ
В степи. Мираж
Бухарский мальчик 1912-1915
Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
Балкон 1918
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
Кузнецов П В 1920 Портрет Е Бебутовой, жены художника (част собр).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
В сети не нашла этого цикла. Если у кого-нибудь есть, добавьте, пожалуйста!
В последние десятилетия он написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры. Особенно полюбил он Прибалтику.
Натюрморты Кузнецова часто сравнивают с натюрмортами Сарьяна. Но Сарьян любил контрастные сочетания красок, а Кузнецов добивался особого внутреннего свечения, «благоухания» полутонов, которые создают впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства полотна.
Одному из молодых художников Павел Кузнецов сказал:
Это было его художественным кредо на протяжении всей жизни.
Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года. В Саратове есть его Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных Саратову потомками Павла Варфоломеевича.
Вот еще несколько его работ.
Спящая в кошаре 1911, темпера
«Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург
Восточный мотив 1913-1914
Степной пейзаж с юртами 1913 ГРМ акварель
Натюрморт с подносом. 1913. Холст, масло 1913
Утро 1916
Натюрморт с зеркалом1917, Третьяковская галерея
Натюрморт 1919
Скала у реки 1923
Мисхор», 1925
Дорога в Алупку 1926 Саратовский м. им. А.Н.Радищева
Бухарский натюрморт
Уборка капусты 1930 масло
Цветы 1939
Более полная и внятная биография и большое количество картин вот здесь http://www.artsait.ru/art/k.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Павел Варфоломеевич Кузнецов (5(17) ноября 1878, Саратов — 21 февраля 1968, Москва), российский живописец.
Содержание
Биография
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства».
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).
Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича.
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931).
1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах.
Один из ведущих мастеров объединения художников «Голубая роза», которое существовало в начале ХХ века, Павел Кузнецов в 1912-1913 годах путешествовал по Средней Азии. Оттуда он привёз воспоминания о жизни восточных народов и работы, в которых запечатлел всё, что видел. Одна из этих работ, «В степи», которая находится в Государственной Третьяковской галерее относится к ярчайшему периоду в творчестве Кузнецова.
«В степи» была написана в 1912 году. На картине художник изобразил сцену из жизни киргизских кочевников. Женщины заняты повседневными делами, мирно пасутся овцы, вокруг разлиты покой и тишина. Художник, подобно мастеру японской гравюры, смотрит на степь с высоты птичьего полета. Ему удалось сделать невероятное — он словно разомкнул пространство. Всё будто бы сплелось в единый узор: люди, животные, природа… Изгибы овечьих спин мастерски повторены в линиях холмов и облаков. В итоге стало трудно различить, где соединились небесный простор и земля. Техника темперы, а именно в этом старинном стиле выполнена работа, позволила создать наполненную матовым свечением живописную поверхность и сделать её похожей на фреску.
«Голубая роза»
Один из самых интересных живописцев первой половины ХХ века Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 17 ноября 1878 года в семье иконописца. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет. Именно там он встретился с художником-символистом Виктором Борисовым-Мусатовым и это знакомство оказало на него серьёзное воздействие. Находясь под его влиянием, Павел переосмыслил сны и мечты, которые смешивались с реальностью. Впоследствии именно благодаря наследию этого художника он стал одним из руководителей объединения художников-символистов «Голубая роза».
Но пока Павел Кузнецов блестяще сдаёт вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и его учителями становятся Константин Коровин и Валентин Серов. Во время учёбы у Кузнецова появилось много друзей и единомышленников.
В 1902 году молодой художник сблизился с Валерием Брюсовым и другими символистами. Параллельно сотрудничал с изданиями символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства». Вообще этот год оказался для Кузнецова довольно интересным.
Взрыв негодования
Через два года Павел Кузнецов организовывает выставку «Алая роза» и принимает деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза».
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева Кузнецов ездил в Париж, где посещал частные художественные студии, и его работы приняли участие в выставке русского искусства. Творения Кузнецова настолько понравились, что художника пожизненно выбирают членом Осеннего Салона…
Творческий кризис
Но как ни удивительно, именно в это время в творчестве художника наступает кризис. Критики всё чаще и чаще обращают внимание на повторы и начинают говорить, что похоже подающий надежды мастер исчерпал себя. Неизвестно чем бы это закончилось, если бы не его поездки в Заволжские степи и Среднюю Азию.
Благодаря этим путешествиям творческий гений Кузнецова вновь поднимается вверх, причём значительно выше, чем это было в его знаменитый «голуборозовский» период.
Из этих своих странствий по Азии Кузнецов, как написали потом в газетах, привёз «ритм и поэтику Востока, дыхание тысячелетней истории восточных народов». Публика с восторгом приняла его «Киргизскую сюиту» и «Бухарскую серию», искусствоведы и вовсе поставили Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня.
Советский период
В годы революции Павел Кузнецов работал с огромным подъёмом. Он принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса. Ему удалось создать новые вариации восточных мотивов, где заметно влияние древнерусской живописи, он написал прекрасные портреты своей жены, художника-сценогрофа Елены Бебутовой, оформил литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара».
В 1923 году по командировке Наркомпроса художник вновь побывал с персональной выставкой в Париже, после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Новые творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ. Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину, например, широко известно его панно «Сбор винограда». Кроме того, живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых ощутим «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд».
Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова…
Творчество Кузнецова
Все, кто знал Кузнецова, отмечали его удивительную способность всегда видеть пространство картины в целом. В картинах так называемой «степной» или киргизской серии он умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности и даже пробовал использовать в своих станковых картинах технику настенных росписей, в частности секко. В его картинах, считают искусствоведы, есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего вызывающего, все они очень оригинальны, особенно в плане цветовых соотношений.
В последние десятилетия Павел Кузнецов, чьё творчество часто сравнивают с творчеством Сарьяна, написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры. Но Сарьян любил контрастные сочетания красок, а Кузнецов добивался особого внутреннего свечения, «благоухания» полутонов, которые создают впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства полотна…
Как-то в период своей работы педагогом в Московском институте изобразительных искусств Павел Кузнецов сказал одному из молодых художников:
— Определение тёмного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания…
Тут, как говорится не убавить, не прибавить. Ведь это было его художественным кредо на протяжении всей жизни. Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года.
Вместо посткриптума. В Саратове есть его Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных Саратову потомками Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Вечер в степи Горная Бухара Киргизка с барашком Мираж в степи Киргизская сюита Сбор урожая Круглые цветы Стрижка овец
Павел Варфоломеевич Кузнецов (5(17) ноября 1878, Саратов — 21 февраля 1968, Москва), российский живописец.
Содержание
Биография
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства».
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).
В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича.
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931).
1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах.
Скончался в Москве 21 февраля 1968 года.
Театральные работы
Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А. Я. Таирова).