Кто такой вампир дракула
Он не пил кровь: кем был граф Дракула на самом деле
В отношении Влада Цепеша, господаря Валахии, произошла обидная историческая несправедливость. Чтобы понять, каким был этот человек в реальности, нужно отодвинуть в сторону все, что нам известно из книг и фильмов ужасов о вампирах, и заглянуть в другие книги — исторические.
Его назвали «Драконом»
Имя «Дракула» означает «Дракон». Впрочем, некоторые трактуют его как «Сын Дракона». Дело в том, что отец Влада III Цепеша был рыцарем так называемого Ордена Драконов.
Родился будущий герой страшных книг примерно в 1429 году. Именно тогда его отец поселился в Трансильвании (территория современной Румынии). Миссия рыцарей Ордена Драконов заключалась в сохранении и защите православия в своей стране. В то время Балканы находились между молотом и наковальней: с одной стороны, на протяжении тысячелетия регион находился под властью Византии, а с другой, усиливалось влияние Османской империи.
Чуть ли не единственным оплотом православия оставалась Валахия — княжество в Трансильвании. Правители чеканили монеты, на которых изображался Дракон, побеждающий змея. Этот поединок был символом борьбы за веру предков. Отец Влада III Цепеша даже пользовался личной печатью с драконом.
Отец Дракулы — Влад II
Он сажал на кол. Но — за дело
Прозвище «Цепеш» прибавилось к имени Влада после того, как в моду вошли кровавые истории (по большей части выдуманные) о времени его правления. Это произошло спустя три десятка лет после смерти графа Дракулы. «Цепеш» означает «сажающий на кол».
И вот это как раз не выдумка: такой факт в биографии Дракулы был. Он казнил таким жестоким способом заговорщиков-бояр, виновных в смерти его отца и брата.
Как Федор Курицын оклеветал Влада III Дракулу
Если вы думаете, что Брэм Стокер стал первым, кто написал книгу о Дракуле, то вы ошибаетесь. Первым был Федор Курицын. По некоторым данным, этот человек состоял на дипломатической службе у князя Ивана III. В конце XV века вместе со своим боссом Курицын объездил всю Венгрию и Молдавию.
Там-то ему и рассказали множество страшных историй о правителе соседней области — Валахии. Народный фольклор изобиловал жуткими подробностями: потрясенным слушателям поведали о том, как Влад Цепеш сажал на кол тысячи людей, подставлял чаны, собирая кровь своих жертв, и демонстративно обмакивал туда куски хлеба. Как он варил неприятелей в огромных котлах и заставлял подданных есть это варево. Как приглашал бояр на обед, а потом вероломно истреблял их.
Словом, вокруг крошечного правдивого зерна было накручено столько вымысла, столько леденящих кровь сказок, что русский дипломат счел себя обязанным поведать о жестокостях Дракулы миру. Он написал книгу, состоящую из художественных рассказов. Разумеется, ни о какой исторической достоверности в этом случае говорить нельзя.
Как Дракула защищал православную веру
Что же было в действительности?
25-летний Влад III Цепеш, став правителем Валахии, оказался в очень сложном положении. Османская империя все глубже вторгалась на территорию Балкан. Под гнетом турецких воинов уже стонали Болгария и Сербия, затем турки подмяли под себя Константинополь. Следующими должны были стать румынские княжества.
Портрет Влада Цепеша Дракула Валахский
Но тут у захватчиков ничего не вышло. Молодой князь Влад III Цепеш, вместо того, чтобы покориться, решительно повел свои войска в Болгарию — чтобы освободить православных болгар и забрать в Валахию, где их не достанут турки. И его дерзкий поход увенчался успехом! Храброму Владу аплодировала Болгария, да и другие европейские страны пришли в восторг.
После этого он стал личным врагом султана Мехмеда II. Тот твердо решил: валахскому воеводе не жить!
Предательство друзей и родных
А вот младший брат Влада, которого звали Раду Красивый, с готовностью подчинился османским правителям, стал мусульманином, более того — султан осыпал его своими милостями и пообещал помочь захватить трон Валахии.
Справиться в одиночку с мощной турецкой армией Владу было не под силу. Он хорошо это понимал, поэтому обратился за поддержкой к другим правителям. Ему пообещали помощь лидеры христианских стран — римский папа, венгерский король, некоторые другие. Но в решительный момент Влад остался один.
Как сражаются мальчики, ставшие мужчинами
И тогда он призвал в армию всех своих подданных мужского пола, начиная с 12-летних мальчиков. Солдаты отчаянно сражались за свою землю и свою веру. Взятых в плен противников Влад сажал на кол — чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, чтобы турки и думать забыли о Валахии.
Влад Цепеш и турецкие посланники
Враги были повержены. Остались «друзья». Точнее — предатели. Брат Раду переметнулся к туркам. За ним последовал молдавский князь Штефан, клявшийся Дракуле в дружбе. А венгерский король Матьяш и вовсе опустился до подложных писем, которые якобы писал Влад Дракула турецкому султану, обещая помочь свергнуть короля Венгрии.
Двенадцать лет за решеткой
Фальшивым письмам поверили. Влада обвинили в предательстве и бросили в темницу. Тюрьма венгерского города Буды стала для него пристанищем на 12 лет.
А чтобы народ не поднялся на восстание и не захотел освободить Влада, венгерский король начал распускать о нем кровавые слухи, рассказывая о зверских преступлениях Дракулы. В результате герой, храбро сражавшийся за веру и родину, постепенно превратился в народном сознании в монстра, убивавшего всех подряд.
Убитый, но не сдавшийся
И все же Влад вышел из тюрьмы на свободу. Матьяш поставил ему условие: перейти из православия в католицизм и жениться на его сестре. Однако, оказавшись на свободе, Влад первым делом собрал войско и направился освобождать родную Валахию. Он прогнал турков, но из-за предательства был схвачен и убит.
А дальше вы уже знаете. Прошло всего три десятилетия, и кошмарные истории о зверствах Дракулы снова стали распространяться среди народа. Так они дошли до Федора Курицына, а затем их использовал в своем романе Брэм Стокер, состоявший в оккультном ордене черной магии.
Никем не доказано, что Влад Цепеш пил кровь своих жертв. Не существует документов, подтверждающих, что он был маньяком или вампиром. Все это — выдумки писателей и сценаристов.
Настоящий Влад Дракула, став правителем Валахии в 25-летнем возрасте, всю свою жизнь посвятил освобождению родины и сохранению веры предков. Его смело можно назвать национальным героем Румынии. Все остальное — сказки.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.
У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.
Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.
А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…
Кликабельно 1800 рх
Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.
На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.
А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.
Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.
Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».
В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.
Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.
Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.
Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…
Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.
Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.
Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.
Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.
Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!
Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…
В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…
Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.
Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.
Господарь Влад / Vlad Tepes (1979)
Год выпуска: 1979
Страна: Румыния
Жанр: Исторический
Режиссер: Д. Нэстасе / D. Nastase
Описание: Этот фильм, основанный на исторических фактах, отображает реальную жизнь валашского господаря Влада III Цепеша
Кто такой Влад Цепеш и почему он стал прообразом вампира графа Дракулы
Дракула, князь тьмы — самый известный и, пожалуй, самый популярный мифический персонаж. Легендарный роман Брэма Сторкера, написанный в 1987 году, стал основой всей «готической» субкультуры, а также родоначальником целого “вампирского” жанра в литературе и кино. Однако не все знают, что прообразом графа Дракулы стал исторический и не менее устрашающий персонаж — военачальник Валахии (присоединившейся к Молдавии в 1859 году) в период с 1448 по 1476 год, известный как Влад III, он же Влад Дракула (сын Дракона), или Влад Цепеш. Согласно некоторым историческим данным, он был жестоким, даже садистским лидером, известным тем, что мучил своих врагов. По некоторым оценкам за свою жизнь он погубил более 80 000 человек. Большинство из них были посажены на кол. Почему его именем был назван герой романа? По одной из легенд, Стокер наткнулся на имя “Дракула” в одном старом учебнике по истории, откуда узнал, что в Валахии оно может означать ”дьявол”. Однако в Румынии Влада Цепеша вовсе не считают дьяволом. Здесь он считается национальным героем. Его помнят, как защитника своего народа от иностранного вторжения — турецких солдат и немецких купцов.
Влад III, правитель Валахии, ставший прообразом графа Дракулы
Семья графа Влада Дракулы
Влад III родился в 1431 году в Трансильвании, скалистой зеленой части современной Румынии. Правда, официально она стала частью этой страны только 1947 году. Его матерью была принцесса из Молдавии, а отец, Влад II, незаконнорожденный сын валашского дворянина. Свою юность Влад II провел при дворе Сигизмунда Люксембургского, короля Венгрии и будущего императора Римской империи.
В том же году, когда родился Влад III, его отец был принят в Орден Дракона. Подобно другим рыцарским орденам, это христианское военное общество было построено по образцу средневековых крестоносцев. Его членами были высокопоставленные рыцари, обязанные бороться с ересью и противостоять османской империи.
После вступления в орден Влад II получил фамилию Дракул (Дракон). Его сын Влад III был известен как Влад Дракул, или Дракула, “сын Дракона”. В 1436 году Сигизмунд сделал Влада II воеводой Валахии, но Влад II не остался к нему лояльным. Вскоре он перешел на сторону противника — вступил в союз с османским лидером султаном Мурадом II. Чтобы получить гарантию верности, Мурад потребовал от Влада II, чтобы тот выдал ему двух своих сыновей, одним из которых был Влада III.
По некоторым данным после убийства отца и брата Владом II овладело желание мести, которую он осуществил самым жестоким образом
В 1447 году Влад II был свергнут с поста правителя Валахии, схвачен и убит местными боярами и аристократами. В том же году был убит старший брат Влада III. Он был ослеплен и похоронен заживо. Янош Хуньяди, регент Венгрии (глава государства), который инициировал убийство Влада II, назначил новым воеводой Владислава II, другого валашского дворянина. Вполне возможно, что эти события вызвали у Влада III жажду мести. Вскоре после освобождения из османского плена (примерно в 1447 году), он начал свою борьбу за власть.
В 1448 году с помощью Османской империи 16-летний Влад III изгнал Владислава II из Валахии и вступил на престол. Правда, пробыть воеводой ему довелось всего два месяца, прежде чем венгры восстановили Владислава в должности. Влад III ушел в ссылку. О последующих восьми его годах жизни мало что известно, кроме того, что он путешествовал по Молдавии и Османской империи.
В какой-то момент Влад III перешел на другую сторону в османско-венгерском конфликте, заручившись военной поддержкой Венгрии. Примерно в это же время изменил своей присяге и Владислав II, присоединившийся к туркам. Влад III встретил Владислава на окраине Тырговиште 22 июля 1456 года и обезглавил его во время рукопашного боя. С тех пор началось правление Влада III.
Существует версия, согласно которой Влад III не был жестоким правителем, а стал жертвой пропаганды того времени. Очерняющие Дракулу слухи распространяли его враги.
Правление Влада Цепеша
Влад III начал свое правление со строгого пресечения преступности. Он стал проводить политику абсолютной нетерпимости даже к незначительным проступкам, таким как ложь. На государственные должности он отбирал простолюдинов, создавая таким образом класс полностью подчиненных себе чиновников. В результате мог назначать, увольнять и даже казнить своих новых чиновников по своему желанию.
У Влада III также был план возмездия относительно высокопоставленных лиц, убивших его отца и старшего брата, который он воплотил в жизнь в 1459 году. Влад пригласил бояр на большой пасхальный банкет вместе с их семьями (всего около 200 человек). Там он расправился с женщинами и стариками, а мужчин принудил к рабскому труду. Многие из них впоследствии умерли от истощения при строительстве замок Поенари, одной из любимых резиденций Влада III.
Замок Поенари — любимая резиденция «графа Дракулы»
Внешняя политика Влада III
Что касается внешней политики Влада III, она отличалась от политики его отца и многих других лидеров того времени. Он никогда не переставал выступать против турок. Тактика Влада III против османской империи как на поле боя, так и за его пределами была чрезвычайно жестокой.
Влад III до конца жизни оставался непримиримым врагом Османской империи
Брэм Стокер, автор легендарного романа о графе Дракуле
Как родилась легенда о графе Дракуле
Влад III мог бы остаться просто эпизодом средневековья, если бы не книга Уильяма Уилкинсона, британского консула в Валахии, опубликованная в 1820 году. В ней упоминается печально известный военачальник Влада Цепеш. Известно, что Брэм Стокер никогда не был на родине Влада, но наткнулся на книгу Уилкинсона в 1890 году.
“Дракула на валашском языке означает “Дьявол”. Валашцы имели обыкновение давать его как фамилию любому человеку, который выделялся своим мужеством, жестокостью или хитростью” — писал Брэм Стокер.
Роман, опубликованный в 1897 году, взволновал читателей, которые начали размышлять об источнике вдохновения Стокера. Многие предполагали, что кровавая жизнь Влада Цепеша, средневекового валашского правителя, была единственной основой для персонажа Стокера. Однако писатель использовал множество источников для своего творения.
Вампиры были в моде в поздний викторианский период, и Стокер, вероятно, был знаком с более ранними готическими произведениями. Многие предполагают, что писатель был вдохновлен ими, но после ознакомления с книгой Уильяма Уилкинсона, превратил своего вампира в Дракулу. К слову, описывая состояние человека, укушенного вампиром, Брэм Стокер, как и друге авторы романов о вампирах того времени, перечисляет симптомы лейкемии.
Актер Бела Лугоши в образе графа Дракулы
Однако совсем недавно некоторыми учеными и историками была выдвинута интригующая альтернативная теория первоисточника Дракулы — эпидемия холеры 19-го века, в результате которой погибло до 1000 человек в городе Слайго на западе Ирландии. Мать Стокера, Шарлотта Торнли, пережила это событие в 14-летнем возрасте. Позже она описала его своему сыну в ужасающих подробностях.
Чтобы не дать людям сбежать из Слайго и не распространить чуму, чиновники вырыли траншеи вокруг города и заблокировали дороги. На улице лежали трупы. Врачи и медсестры брали больных холерой, одурманенных опиумом или лауданумом, и преждевременно помещали их в братские могилы.
Еще больше увлекательных материалов вы найдете на нашем Яндекс.Дзен-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Стокер был очарован описанием жертв холеры, которые были похоронены заживо. Возможно, это послужило основой для описания нежити Дракулы. В одном из интервью Стокер даже признал, что его история “вдохновлена идеей о том, что кого-то хоронят до его смерти”. Но, как бы там ни было, роман получился действительно гениальным. После его прочтения наверняка многие задавались вопросом — может ли человек действительно стать вампиром и питаться кровью? На этот вопрос ранее мы уже отвечали.