Кто такой великий дракон
Трехчасовой док про журнал «Великий Dракон» — лучшее воспоминание о 90-х
Когда в первой половине 90-х в России только появились первые восьмибитные приставки, единственным источником знаний про игры был журнал Dendy. Изначально он финансировался дилером соответствующих приставок, но в какой-то момент стал от него независимым и сменил имя на «Великий Dракон» (именно в таком дурацком написании, да). Помимо того, что это был первый журнал про видеоигры на русском, «Dракон» вошел в историю как грандиозный творческий кружок.
Дети со всей России и стран СНГ слали в редакцию письма с прохождениями и секретами игр, рисунками и комиксами. Из этих работ по большей части и состоял весь журнал — что только подстегивало детей писать еще и еще. Со временем у него сформировался свой творческий коллектив, но казалось, что там работают ребята, которым просто повезло чуть больше, чем нам — так примерно и было на самом деле.
Журнал разлетался в киосках «Союзпечати» за мгновения. При среднем тираже в 25 тысяч экземпляров нет сомнений, что его аудитория была больше: каждый номер проходил через несколько детей. Некоторые стали редкостью еще при жизни журнала — просто потому, что содержали жизненно важную на тот момент информацию. Самым редким был 22-й номер, из-за одной единственной страницы, вот этой:
Даже будучи маленьким ребенком я понимал, что делать такой журнал было непросто. В свой лучший период — с 19-го и где-то до 50-х номеров, он выходил как попало. Никто не знал, когда будет новый выпуск. Не раз после пары месяцев ожидания казалось, что журнал закрыли — и тут выходил новый номер. Отпечатанный практически на туалетной бумаге, но выходил!
Ближе к полному закрытию журнала в начале нулевых я уже почти не интересовался его судьбой — появились издания посерьезнее, но спустя годы я все больше осознаю, насколько это было уникальное явление. Уже в наше время я иногда натыкался на посты про историю журнала, и даже с участием его настоящих авторов, но о восстановлении полной картины как-то не задумывался.
Зато о ней задумался некто Евгений Пряхин. В апреле прошлого года он хотел сделать небольшое видео про любимый журнал детства, но за год проект вырос в трехчасовой документальный фильм. Основная часть фильма — интервью с теми самыми ребятами из редакции журнала, которым в середине 90-х завидовала вся детвора у меня на районе. И кажется, не только у меня.
Ламповость видео зашкаливает: герои рассказывают о том, например, как им приходилось снимать скриншоты для игр (на пленочный фотоаппарат); или про совершенно дикие случаи плагиата, возможные только в то время. И даже про главную загадку в истории журнала — кто, собственно, скрывался под псевдонимом Великий Dракон.
редактор | Валерий Поляков |
---|---|
Категории | Видеоигры |
Частота | Ежемесячно |
Издатель | Видео-Ace |
Основатель | АСТ издательство России: Издательство АСТ |
Первая проблема | 1993–1995 (как Video-Ace Dendy ) 1995–2004 (как Великий Дракон ) |
Номер финального выпуска | Ноябрь 2003 г. 65 |
Компания | КАМОТО |
Страна | Россия |
Основанный в | Москва |
Язык | русский |
Веб-сайт | http://www.greatdragon.ru/ http://www.gdragon.ru/ (несуществующий) |
ISSN | 0868-5967 |
СОДЕРЖАНИЕ
История
18-й выпуск Video-Ace Dendy состоял из двух частей и стал последним, поскольку 8-битное освещение было прекращено, а внимание переключилось на 16-битную и 32-битную эпоху и далее. Производитель Dendy, Steepler, в ответ отказался от финансирования журнала, но Великому Дракону разрешили продолжать использовать талисман Dendy в виде слона. Поскольку « Великий Дракон» зарекомендовал себя в следующих нескольких выпусках, в журнал добавились разделы «Картинная галерея» и «Соревнования фан-клуба» (выпуск 19, август 1995 г.), а также раздел кроссвордов (выпуск 20, октябрь 95 г.). Журнал также начал выпускать небольшие дополнения к Drakon Plus (рус.: Дракон плюс ) менее 20 страниц и выпустил ряд книг с подробными рейтингами для различных игр, рассмотренных в прошлом.
Писательский персонал
У сотрудников журнала « Великий дракон » были забавные псевдонимы. Вот некоторые известные члены Великого Дракона :
Псевдоним | Штатный сотрудник |
---|---|
Агент Купер (русский: Агент Купер ) | Валерий Корнеев (русский: Валерий Корнеев ) |
Александр Лапшев (русский: Александр Лапшев ) | CJC |
Alex Man | Александр Бухаров (русский: Александр Бухаров ) |
Утка Вейдер | Илья Фабричников (русский: Илья Фабричников ) |
Элер Кант | Александр Казанцев (русский: Александр Казанцев ) |
Лорд Ханта | Алексей Пожарский (русский: Алексей Пожарский ) |
Нави Кичто (русский: Нави Кичто ) | Иван Отчик (русский: Иван Отчик ) |
НТБ | Александр Казанцев |
Томба | Степан Чечулин (русский: Степан Чечулин ) |
Крапивник | Константин Говорун (русский: Константин Говорун ) |
В состав писателей без псевдонимов входили такие авторы, как Владимир Суслов (русский: Владимир Суслов ), Роман Еремин (русский: Роман Еремин ) и Максим Алаев (русский: Максим Алаев ). Кроме того, время от времени использовался псевдоним «Дж. Дракон», и журнал очень развлекался, спрашивая читателей, кем на самом деле был таинственный Дж. Дракон. На протяжении всего существования журнала появлялось несколько теорий.
Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН?
Вышел огромный трёхчасовой фильм, посвящённый культовому видеоигровому приставочному журналу 90-х «Великий Dракон»!
Смотреть всем!
Кстати, Валерию «Агенту Куперу» Корнееву, автору многих статей для журналов «Великий Dракон», «Страна Игр» и «Official PlayStation Magazine» намедни исполнилось 40 лет.
(мопед не мой, я просто разместил объяву)
Уголок ретрогеймера
1.1K поста 8.1K подписчиков
Правила сообщества
-Не оскорбляй других пользователей.
Прям вернулся в детство. Очень приятно взглянуть авторам в глаза.
@GrieverGF, дай ка угадаю откуда ник придумал))
Здравствуйте друзья. В этот раз, я предлагаю вам вспомнить сериал, который был безумно популярен у себя на родине в Америке, к сожалению у нас он так и не стал популярным, но многие его смотрели, и я уверен он нравился как детям так и взрослым, даже сейчас он может составить конкуренцию многим комедийным сериалам.
Сюжет сериала такой: действие разворачивается миллионы лет назад, когда по земле еще ходили динозавры, и вот они то и эволюционировали в отличие от человека, нас знакомят со среднестатистической семьей динозавров по фамилии Синклер, которые живут обычной жизнью, глава семейства Эрл, работает в небольшой компании по заготовки леса, дружит с динозавром по имени Рой (который туп как пробка), и до дрожи в коленях боится своего начальника мистера Ричфилда.
Его жена Френсис домохозяйка, скромная и добрая, но может и вспылить, Шарлин и Роберт, их старшие дети, они учатся в школе, как обычные подростки, а так же у Эрла и Френсис есть еще младший сын, которого зовут просто малыш, он очень любит свою мать, и недолюбливает отца. Вместе они часто попадают в комичные ситуации, в которые за частую их втягивает отец семейства Эрл. Так же в сериале присутствуют люди, некоторые из которых служат домашними животными динозавров.
Сериал имел 4 сезона, причем последний 4 сезон был разделен на две части, поэтому некоторые ошибочно считают его 4 и 5 сезоном, общее же количество серий составляло 65. В России трансляцией сериала занимался канал «СТС» в период с 1997 по 1998 год.
Очень странные приключения Черепашек-Ниндзя в России. Часть 2
Итак, история продолжается.
— Ребята, запомните, вот что бывает, если берете в прокате машину на лысоватой резине и прете по бездорожью!
Тренированные мускулы бойцов-ниндзя напряглись, мотор авто надсадно взервел, из под колес рванулся поток липкой грязи. Но машина осталась в цепких когтях трясины.
— Прости, Дон, но, кажется, не сработало.
— Да я уж вижу.
Рафаэль кипел.
— Такое только с нами могло приключиться! Давайте срежем проселками, говорил Дон! У меня есть карта и погода супер! Вот тебе и проселки!
Черепашки старательно подпихнули широкую доску под застрявшее заднее колесо. В сердцах героев затеплилась надежда на скорое вызволение.
— По газам, Донни!
Из Ростова в Сибирь. С подарком. Часть 1
Позавчера пришёл и мой апокалипсисный подарок. Не весь правда, озон любит дробить. Ну ладно, как сказал Юрий Алексеевич: «поехали»
Получил вчера свою посылку
Времени не было на ревизию.
Распаковал на работе, интересно же, что же дарят обычно банкиры?
СИЗ в пакете, а в коробке машина времени
А в коробке машина времени
Ps вчера на работе не загружались картинки.
Ответ на пост «Zero Tolerance – лучший шутер на Sega»
Фильм Евгения Пряхина «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала». Мнения читателей, зрителей, авторов. Пламя Дракона
Представляем вашему вниманию авторский фильм Евгения Пряхина «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала», интересную и великолепную работу с экскурсом в историю конца прошлого века и воспоминаниями некоторых авторов. Смотрите и ностальгируйте.
Журнал Великий Дракон в наши дни не раз становился поводом для воспоминаний и рецензий. И фильм Евгения Пряхина не стал исключением, и тоже сподвиг зрителя на написание текстов, и мы задумали опубликовать их здесь одним блоком в виде дополнения. Базовым материалом стала статья Юрия Павлыгина о своей истории, связанной с ВД, и мнение о просмотренном фильме. Несколько слов напишу и я, Роман Ерохин, тем более мне и сайту Великого Дракона был передан привет в финальных титрах фильма. Также свои мысли поведают и авторы Александр Дацко (Badger), Никонов Дмитрий (Lina inverse), Максим Костюков (Firefox). Остальных желающих просим в комментарии.
Пламя Дракона
Спустя год путник неожиданно появился вновь и показал фильм, который снял на основе записанных рассказов. Так началась история возрождения памяти о Великом Драконе.
Я в свою очередь не мог остаться в стороне, ибо хорошо помню времена зеленой драконовой юности. Это сейчас его зеленая шкура потемнела от мха, которым поросла за годы спячки и забвения, а в середине 90-х Дракон был яркой изумрудной рептилией с горящими глазами и юным пылающим сердцем.
До просмотра фильма «Who is Вы Великий Дракон» о Евгении Пряхине я ничего не слышал. Фильм, снятый этим блоггером, оказался очень объемным, настолько объемным, что для удобства просмотра я разделил его на три части. Работа проделана огромная.
Посмотрев фильм, я списался с Романом Ерохиным и предложил ему статью, в которой помимо своих воспоминаний о знакомстве с журналом я высказал и мнение о фильме. Роман согласился. Что ж, начало положено, и как говорится: «взялся за гуж, так не говори, что не брался». И потому приступим.
Впервые журнал Великий Дракон попал ко мне в руки осенью 1998 года: это были номера 28 и 29. С журналом Денди, я знаком с 1994-го, но речь пойдет именно о его драконовом воплощении. Заказывал я эти номера почтой, на карточке с пометкой «Дракон почтой». Информацию о том как сделать заказ нашел в приложении к журналу «Крутой Геймер»: эта книжечка появилась у меня месяцем раньше. Стоимость журнала при заказе составляла 15000 рублей, включая пересылку, а средняя стоимость в розничной продаже в нашем регионе (Псковская область) составляла 40000 – 75000 руб. Это я помню хорошо, так как последний журнал покупал осенью 1999-го, и стоил он именно 75000 руб.
Интересно было послушать истории из жизни авторов о том, как они впервые прикоснулись к миру виртуальных развлечений, как заработали первые деньги на покупку приставок и игр. Наверное, каждый из нас выполнял определенные задания родителей, и в награду получал сумму на покупку приставки. Такой способ заработка хорошо знаком и мне, потому здесь мне по духу ближе «Просто Серега», нежели Суслов: торговать мороженым или заниматься другой предпринимательской деятельностью мне в те годы в голову не приходило. И у многих из нас, наверное, был такой товарищ, который выпрашивал что-то поиграть, а потом не возвращал, либо терялся в пространстве и времени. Часто бывало так, что у товарища этого и приставка своя была и деньги водились. Бывают такие безответственные люди. Что с этим сделать? – лучше выбирать круг общения, такие «товарищи», становясь взрослыми редко меняются в лучшую сторону.
При этом вспоминаются слова Владимира Суслова, когда ему задали вопрос про игры, и он ответил, что «если бы было достаточно времени, то играл бы пока подушки на пальцах не стерлись, и желательно на берегу моря». Вот такие они разные – эти «дети Великого Дракона».
На этом я не остановился, и, продолжив поиски, среди прочих публикаций наткнулся на статью автора под ником «Warren J» из Эстонии, г. Пярну. Его статья посвящена игре «Izzy’s Quest for the olympic rings» для приставки «MegaDrive». Напечатана статья в сороковом номере «Дракона». Получается, информационное пламя Великого зацепило своими яркими искрами и ближнее зарубежье! В Прибалтике также нашлись желающие заявить о себе, и, как минимум одному из них это удалось! Новость потрясающая! Журнал был настолько популярен, что выходил за пределы России, стремился покорить Запад.
Ну и под занавес зачем-то впихнули рекламу 3D – принтера, и падение с лестницы Сереги Спирина… Добавить нечего. Пересматривать фильм еще раз желания нет, поскольку на это может уйти целый день. Но в целом – неплохо. Если автор продолжит развиваться в этом направлении, из него может получиться хороший обозреватель. Евгений Пряхин собрал материал, на основе которого можно снять и художественный фильм о жизни авторов, в журнале и вне его, да и в целом о жизни подростков 90-х. Кино с интересным сюжетом – вот чего не хватает нашему сегодняшнему кинематографу.
Пора заканчивать, я тоже немного затянул свое повествование. В заключении скажу, что период моего детства и школьной юности – 90-е – начало 2000-х годов стал самым ярким и запоминающимся в моей жизни. Сегодня все чаще я слышу фразы: «зачем покупать диск с игрой, когда проще купить цифровую версию в «Steam»? Или: «зачем хранить макулатуру, когда проще купить или скачать цифровую версию»? Везде это слово «проще», но проще – не значит лучше. С переходом многих журналов в цифру и игровой дистрибьюции в сервисы на подобии «Steam» и «GOG», наступает бездушная «облачная» эра. Все это приведет к тому, что новым поколениям геймеров не о чем будет вспомнить. Исчезнет коллекционирование, а вместе с ним и общение. Ведь файлы не имеющие оболочки – не имеют и истории. А пламя, которое зажег «Великий Дракон» живет и по сей день. Это пламя – энтузиазма и творчества, пламя дружбы и братства, пламя памяти о нашем детстве, оно горит так ярко, что останется с нами навсегда.
Никонов Дмитрий (Lina Inverse)
Благодаря фильму «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала» я вспомнил про те дни, когда сам часто зависал в редакции журнала Великий Дракон. Приятно было увидеть известных авторов. Жаль, что не были задействованы Валерий Поляков и Алексей Филатов. Считаю, что фильм будет полезен не только тем геймерам, кому сейчас за 30, но и молодёжи.
Видел там много авторов: Агента Купера, Лорда Ханту, Илью Фабричникова, Ивана Отчика, Романа Ерохина, Eler Cant’a, Mac Fank’a, C.J.C, Огненного лиса, Раптора, Томбу и других. В 2001 году Валерий Владимирович Поляков предложил мне написать что-нибудь. Он меня знал уже почти 4 года. Он мне сказал, что хватит рисунки привозить, пора и статьи писать. Первым блином оказался Ринг между играми Horned Owl и Elemental Gearbolt. Эту статейку я писал вместе с Fam (Shinji, он Wind Elf). С 55 номера меня уже записали в авторский коллектив журнала. В дальнейшем я начал писать статьи про игры, иногда мне компанию составляла моя подруга Амелия. Я в своих статьях старался публиковать, как свои рисунки, так и чужие. Но это не всегда получалось. Очень многое зависело от объёма текста и скриншотов. Для игровых статей к первой PSX я делал скриншоты на редакционной PlayStation, а вот с PS2 было сложнее. Возить её в редакцию не хотелось. В домашних условиях я записывал игру на видеокассету, потом ехал в редакцию, и с неё делал скриншоты. В журнале видно, что в статьях к Primal и Medal of Honor качество скриншотов оставляет желать лучшего. Интернета у меня тогда ещё не было. Интернетом я обзавёлся только в октябре-ноябре 2002 года. Покупал карточки от Корбины на 60 минут. В целом, Великий Дракон оказал на меня большое влияние. Я вырос на этом журнале.
Максим Костюков (Firefox)
Отличный фильм про наш любимый журнал «Великий Дракон». Я не думал, что он будет таким длинным. Но ведь действительно было что рассказать. Вспоминаю, как всё начиналось. В начале 90-х мне попадались журналы «Видео-Асс Экспресс», в которых рассказывалось о видеофильмах и знаменитых киноактёрах. Я даже ездил в саму редакцию, приобрести номера этого журнала. Потом из-за загруженности, после основной работы, подработки и учёбы на экономиста, было не до увлечений. Затем экономическая ситуация немного улучшилась. Увидел рекламу от Стиплера «Денди, денди, мы все любим денди». Идея приобрести младшему брату китайскую дешёвую версию этой Денди оказалась не очень. Мало того, что адаптер игровой приставки грелся настолько сильно, что каждый час делали получасовой перерыв, чтобы остудить, так ещё и сама консоль не проработала и месяца. После получения очередной своей зарплаты приобрёл более дорогую, зато с нормальной длиной шнуров у геймпадов стиплеровскую Денди-Junior.
На рынках часто попадались торговые точки с игровыми картриджами для приставки. И тут мне попался в киоске журнал со знакомым, и в то же время немного другим названием. «Видео-Асс Денди. Новая реальность.»
Я пропустил появление в киосках первых номеров. Но я помнил адрес редакции, съездил и приобрёл недостающие журналы. Почитав, я узнал, что в редакции принимают описания игр от читателей. Мы с братом сделали описание видеоигры «Castlevania» для восьмибитной консоли Денди. И в редакции почитали это описание, написанное моим корявым, но относительно разборчивым почерком. Представьте мою и моего брата радость, когда, хоть и чуть ошибившись при написании нашей фамилии, но опубликовали наше описание в журнале. Максим и Михаил Костиковы (правильно будет Костюковы).
Через некоторое время я сменил работу, и стал заниматься у частника продажей видеоигр и игровых консолей. Одной из самых популярных в середине 90-х видеоигр стал знаменитый «Mortal Kombat 2». Я, мой брат и наши друзья часто сидели в моей комнате за игровой консолью «SEGA MegaDrive 2». Разумеется, играли и в другие видеоигры, но в эту игру намного чаще. Через некоторое время вышла третья часть этого файтинга. И вот тут я опять заскочил в редакцию Видео-Асс, где пересёкся с «Агентом Купером» (Валерий Корнеев), который строго по секрету передал мне полную инфу по этому файтингу. Он сделал подробное описание игры для готовящегося в выход нового номера журнала. Я снова зачастил в редакцию, и познакомился со всем коллективом. Я был в восторге, так как журнал был практически «фэнский», описания и статьи делали такие же как я обычные геймеры. Разумеется, этот журнал о видеоиграх появился благодаря стараниям главного редактора «Видео-Асс» Владимира Борева, с которым мне повезло пересечься ещё тогда, когда я ездил для покупки «Видео-Асс Экспресс». Но без трёх замечательных людей, возможно, этот журнал о видеоиграх не стал бы настолько знаменитым. Валерий Поляков, главный редактор «Видео-Асс Денди Новая Реальность», Алексей Филатов, который занимался компьютерной вёрсткой журнала, и Зоя Жарикова, художник. С ними, а также с юными авторами статей, мне повезло подружиться. Атмосфера в редакции была очень дружеская и творческая. Помощь приветствовалась, я часто помогал при снятии скриншотов из игр, и давал на время видеоигры из запаса нашего магазина видеоигр. Так как основной ассортимент шёл из Китая, многие игры на рынках появлялись намного раньше, нежели в фирменных магазинах «Стиплер», Также я делал описания и рецензии понравившихся мне видеоигр («Firefox», впоследствии мой ник сменился на «Огненный Лис»). Я был удивлён, когда мне впервые пришлось расписаться в ведомости, и мне выплатили определённую денежную сумму. Теперь мои труды не только печатались в любимом журнале, но и оплачивались. А одно из моих описаний получило первое место по итогам года. За это я был премирован классным аксессуаром для игровой консоли Sony Playstation, световым пистолетом с педалью перезаряда. К сожалению, этот приз я не сохранил, кому-то отдал впоследствии. А спустя ещё сколько-то времени я с радостью увидел себя в списке сотрудников редакции журнала.
С какими чувствами смотрю сейчас этот фильм «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН, История журнала». Ерёмина Романа «Джимовича» узнал сразу. Приятно удивился, узрев Валерия «Агента Купера» Корнеева, всё та же улыбка. А остальных при встрече в реале наверно не узнал бы. Как-никак столько лет прошло, а я помню их совсем юными парнишками. Кстати, именно «Lord Hanta» Алексей Пожарский и Валерий Корнеев подсадили меня на аниме.
Письма, которые присылали в редакцию читатели, видел вживую. Я ещё никак не мог понять, когда всю эту кучу успевали прочесть. А иногда редакция получала целые посылки. С видеокассетами, на которых были прохождения видеоигр, с рисунками читателей, с секретами для видеоигр.
А вот то, что большущий поклонник ёжика Соника и червячка Джима Ерёмин Роман не поклонник игровых консолей, узнал с большущим удивлением из фильма. Однако.
Комикс Купера «Динозавр, который ел торпеды» я обожал, а комикс «Мортал Комбат» похвалил. Всё ждал, когда Корнеев придумает продолжение. Понравилась прорисовка в комиксе. Признание Валерия о перерисовке с чужих трудов повеселило. Ай-яй-яй. Ну что ж, не будем лупить Корнеева тапочком, за прочие заслуги прощаем. Как-никак один из любимейших авторов, наряду с Ильёй «Duck Wader» Фабричниковым и Алексеем Пожарским.
Александр Дацко (Badger)
P.S. Хотя вот этот мой первый 19 номер ВД, к сожалению, не сохранился. Точно и не помню уже каким образом он исчез.
И конечно нет никакого смысла размышлять на тему «что там с драконом и когда выйдет 66-й номер?». кстати, в момент написания этого материала у меня была включена на ютубе прямая трансляция, в которой удивительным образом заговорили о драконе. Не мог не записать эту странность. Символично.
Дракон спит, конечно спит, но живёт и будет жить, а мы это наблюдаем и будем наблюдать. Да, нет печатного журнала, но то просто побочный эффект сегодняшнего времени. Нет вообще уже никаких журналов, этот самый интернет и современные гаджеты благополучно закопали весь рынок массовой печатной периодики, качественный сделав совсем макро и камерным, а на виду в палатках «пресса» оставив только какой-то непонятно как существующий ни на что не годный трэш.
Самым плохим в фильме оказалось то, что Евгений стал заложником отснятого материала. Его было слишком много и эти съемки являлись в основном статикой без действия. Это крайне сложный материал и даже если подражать стилю Дудя и фильму о MTV, непродуманной статикой сложно долго держать интерес, для этого должно быть интересно происходящее на экране, должен быть интересен интервьюер и его поведение, харизма, ум, вопросы, диалог, ответ. Должно быть развитие, нагнетание, смысл в сказанном и взаимодействие с дальнейшими сценами. А многого мы не видели, многие вопросы можно счесть странными или отсутствующими, а ответы и рассказы. часто обрывистыми, хаотичными. Человек не из тусовки или не в теме такое бы слушать три часа не стал. Поэтому ситуацию мог спасти и спас сценарий, авторский рассказ, который стержнем шел через весь фильм, что и вытягивает его, на мой взгляд.
Но ладно. Всё замечательно.
Я немножко продолжу в стиле художественного повествования из статьи выше, так как она чуть-чуть стала топливом для включения режима «а напиши ка и ты что-нибудь».
Кажется, пока странник ходил по пещере дракона и беседовал с хранителями (а он же ходил с факелом, зажженным от иногда вырывающегося из пасти спящего дракона пламени), в пещере стало значительно теплее. И такого глобального потепления не было в пещере десятилетия. И надо понимать, что пусть Великий Дракон в какой-то мере существо волшебное, но всё же рептилия, а в теплых условиях они обычно просыпаются.
Вообще секрет спящего дракона лично мной давно уже подмечен и вывод вполне очевиден: да, пламя дракона в каждом из нас, но все разбрелись и одного-двух-трёх нас недостаточно, чтобы своим внутренним пламенем спящего дракона разбудить. Но собравшись вместе, собрав вместе свои горящие огоньки, мы легко создали бы огромный костёр, от которого дракон вышел бы из мира снов. Да, в наши дни все единоличники, и полны безразличия, а иногда и желчи. но благодаря таким как Юрий Павлыгин и Евгений Пряхин, да и многим нашим авторам, небольшие огоньки вдруг нет-нет да и разгораются в знатный огонь. Пламя то конечно погорит и потухнет, таковы законы энтузиазма и реалий, но, как в древние времена, если этот огонь стараться поддерживать и хранить, и кто-то всегда будет у очага, то всё будет хорошо.