Кто такой великий комбинатор

Великий комбинатор

Смотреть что такое «Великий комбинатор» в других словарях:

Великий комбинатор — Название главы романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897 1937) и Евгения Петрова (1903 1942). Авторы хотели так назвать и сам роман, но остановились на варианте «Золотой теленок», имея в виду легендарного золотого… … Словарь крылатых слов и выражений

великий комбинатор — сущ., кол во синонимов: 6 • авантюрист (38) • аферист (24) • ловкач (66) • … Словарь синонимов

Великий комбинатор — Памятник Остапу в «современных Васюках» Элисте. 1999 год Остап Бендер главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма… … Википедия

Великий комбинатор — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Великий комбинатор — Вел икий комбин атор (об Остапе Бендере) … Русский орфографический словарь

Остап Бендер. Великий комбинатор — В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова Двенадцать стульев (1928) и Золотой теленок (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд мошеннических проделок, иронически назван великим… … Словарь крылатых слов и выражений

комбинатор — • великий комбинатор … Словарь русской идиоматики

великий — • великий актер • великий артист • великий архитектор • великий борец • великий вклад • великий воин • великий волшебник • великий восторг • великий вред • великий гений • великий герой • великий гнев • великий гонщик • великий гражданин •… … Словарь русской идиоматики

КОМБИНАТОР — Великий комбинатор. Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого… … Большой словарь русских поговорок

КОМБИНАТОР — КОМБИНАТОР, а, муж. Человек, к рый склонен к комбинациям (во 2 знач.), умеет ловко добиваться чего н. разными способами. Великий к. (шутл.). | жен. комбинаторша, и (разг.). | прил. комбинаторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Великий комбинатор

Полезное

Смотреть что такое «Великий комбинатор» в других словарях:

великий комбинатор — сущ., кол во синонимов: 6 • авантюрист (38) • аферист (24) • ловкач (66) • … Словарь синонимов

Великий комбинатор — Памятник Остапу в «современных Васюках» Элисте. 1999 год Остап Бендер главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма… … Википедия

Великий комбинатор — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Великий комбинатор — Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого Остап Бендер,… … Большой словарь русских поговорок

Великий комбинатор — Вел икий комбин атор (об Остапе Бендере) … Русский орфографический словарь

Остап Бендер. Великий комбинатор — В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова Двенадцать стульев (1928) и Золотой теленок (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд мошеннических проделок, иронически назван великим… … Словарь крылатых слов и выражений

комбинатор — • великий комбинатор … Словарь русской идиоматики

великий — • великий актер • великий артист • великий архитектор • великий борец • великий вклад • великий воин • великий волшебник • великий восторг • великий вред • великий гений • великий герой • великий гнев • великий гонщик • великий гражданин •… … Словарь русской идиоматики

КОМБИНАТОР — Великий комбинатор. Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого… … Большой словарь русских поговорок

КОМБИНАТОР — КОМБИНАТОР, а, муж. Человек, к рый склонен к комбинациям (во 2 знач.), умеет ловко добиваться чего н. разными способами. Великий к. (шутл.). | жен. комбинаторша, и (разг.). | прил. комбинаторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Великий комбинатор

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

Оста́п Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.

Содержание

Биография

Жизнь Остапа Бендера до 1927 года

Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).

Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX—начале XX веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (НЭПом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В 1920-е годы были приняты УК РСФСР (1922), УПК РСФСР (1922), «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924), УК РСФСР (1926). Одновременно с введением этих законов, была произведена амнистия всех, содержавшихся в переполненных тюрьмах, заключённых «по пустяковым делам» и по статьям тех преступлений, которые были отменены (утратили силу), то есть декриминализированы сами деяния и лицо, освобожденное в связи с декриминализацией, отпускалось на свободу не по амнистии, а в связи с тем, что закон уже не считал их действия криминальными. В отличии от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения, ибо большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая их высмеянию и осуждению.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.

«Двенадцать стульев»

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений»: А. Вилинович «Дальнейшие похождения О. Бендера» (1997), Петр Ильфов «Рог изобилия» (1999).

«Золотой телёнок»

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-«управдом» в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

Возможные прототипы Остапа Бендера

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова — неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа — скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Источник

О прототипе великого комбинатора

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

Это был человек-авантюра: ради денег притворялся гроссмейстером, потом пошел служить в уголовный розыск, сидел в лагерях за финансовые махинации, а после рисовал иконы для патриарха. Рассказав свои плутовские истории Ильфу и Петрову, Осип Шор стал прототипом «великого комбинатора» Остапа Бендера.

В 1901 году Беньямин Шор внезапно скончался, и его жена вместе с сыновьями переехала в Одессу. В этом городе прошла молодость Осипа, которого друзья и знакомые звали на украинский манер Остапом. Учился Шор в той же мужской гимназии Илиади, которую у Ильфа и Петрова посещал «великий комбинатор». После ее окончания он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, но вскоре бросил учебу. Куда больше его увлекали другие вещи: приключенческая литература, мечты о переезде в Бразилию – в связи с чем Осип любил одеваться во все белое, азартные игры и футбол. Кстати, о футболе. Сергей Уточкин, основавший в Одессе два любительских футбольных клуба, считал младшего Шора талантливым игроком и предрекал ему карьеру великого футболиста.

В 1916 году Осип перебрался в Петроград и поступил на механический факультет Технологического института. Вскоре вспыхнула февральская революция, затем все перевернула октябрьская. В городе начался голод, а Шор подхватил жуткий бронхит. Стало не до занятий. Горько пожалев, что оказался в сыром и промозглом городе на Неве, он поспешил на юг, в родную Одессу. Однако из-за царящего в стране хаоса путь домой растянулся почти на год.

За это время с Осипом случилось множество приключений. К примеру, в Козьмодемьянске Осип Шор решил подзаработать на местных любителях шахмат: представившись гроссмейстером в шахматном клубе, он собрал с игроков некоторую сумму и провел сеанс одновременной игры. Когда в «мастере» в середине сеанса раскусили плута, ему пришлось срочно ретироваться и спасаться от разъяренной толпы на лодке. Ильф и Петров в «Двенадцати стульях» превратили Козьмодемьянск в Васюки, но канву истории, рассказанную им впоследствии самим Шором, оставили практически без изменений.

К концу лета 1918 года Шор наконец добрался до Одессы. Город к тому времени пережил ужасную разруху. Власть менялась каждые три-четыре месяца. Балом правили налетчики, бандитские группировки, уголовники. «Грозой Одессы» слыл Мишка Япончик – прототип Бени Крика в произведениях Исаака Бабеля. С преступным элементом активно боролись. В одесском уголовном розыске работал старший брат Осипа – Натан. Правда, к тому времени он был больше известен под псевдонимом Анатолий Фиолетов – поэт-футурист, автор нашумевшего в 1914 году сборника стихов «Зеленые Агаты». Писатель Валентин Катаев в книге воспоминаний «Алмазный мой венец» указывает, что «брат футуриста» также начал работать в уголовном розыске и прослыл «блестящим оперативным работником».

Бандиты, которым Осип то и дело переходил дорогу, решили его убрать. Однако посланные на дело киллеры приняли за Шора его брата Натана – по крайней мере, так утверждает Катаев. 21-летний поэт был убит прямо перед собственной свадьбой – он собирался жениться на молодой поэтессе Зинаиде Шишовой. Осип, как красочно описывает Катаев, нашел убийц брата: «Всю ночь Остап провел в хавире в гостях у бандитов. Они пили чистый ректификат, читали стихи убитого поэта, плакали и со скрежетом зубов целовались взасос». Бандитов Шор наказывать не стал, но после случая с Натаном решил покончить с криминалистикой и ушел из уголовного розыска.

В 1922 году Осип, любивший представляться сыном турецкоподданного, переехал в Москву, где через своих старых друзей Юрия Олешу и Валентина Катаева познакомился с сотрудниками газеты «Гудок»: Ильей Ильфом и младшим братом Катаева Евгением Петровым. Он стал вхож в круг одесских литераторов, обживавших теперь столицу, и с удовольствием делился с ними историями своих похождений, полных курьезов и авантюр.Остап рассказывал, например, как во время своего затянувшегося путешествия из Петрограда в Одессу он ради заработков представлялся то пожарным инспектором, то художником.

Как пишет Катаев, «ироничный, громадный, широкоплечий», всегда готовый к острой шутке Шор передал великому комбинатору не только некоторые свои истории, но и черты. Даже внешность Осипа Ильф и Петров «сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер».

Идея написать роман о погоне за бриллиантами, спрятанными в 12 стульях, принадлежит Катаеву. Свой замысел он подарил Ильфу и Петрову. Правда, если у Катаева главным героем был Воробьянинов, то у соавторов на первое место вышел Бендер. Книга была написана в 1927 году, а в следующем году – опубликована. Поразительно, но именно об этом времени жизни Осипа Шора известно меньше всего. Он будто уступил место своему прототипу.

В 1931 году, в год выхода в печать «Золотого теленка», Шор переехал из Москвы в Челябинск, где устроился снабженцем на строящийся в то время Челябинский тракторный завод. Там он проработал чуть больше года. Его личное дело не сохранилось, однако известно, что оно насчитывало 29 страниц – гораздо больше, чем дело любого другого сотрудника. Скорее всего, эти страницы содержат загадочные обстоятельства увольнения Осипа. Известно лишь, что за некие финансовые махинации против Шора возбудили уголовное дело. В наказание бывший инспектор уголовного розыска получил пять лет лагерей.

Точных сведений о том, что происходило с Шором после освобождения из лагеря, нет. Вновь его фигура возникает в воспоминаниях и документах во время Великой Отечественной войны. Внучатая племянница Шора Наталья Камышникова-Первухина пишет, что в 1941 году он получил направление в Среднюю Азию – должен был сопровождать эвакуированный московский зоопарк. По ее же словам, сразу после окончания войны Остап освоил искусство шелкографии и в течение нескольких лет изготовлял этим методом иконы для Троице-Сергиевой лавры. Дело это хоть и грозило опасностью нового тюремного срока, но приносило хороший доход. Однако, когда патриарху Алексию I донесли, что иконописец – еврей с репутацией авантюриста, этот «рынок» для Остапа оказался закрыт.

Некоторые сюжеты из жизни Остапа Бендера, придуманные Ильфом и Петровым, воплотились в судьбе Осипа Шора. К примеру, в конце 1950-х годов постаревший авантюрист женился на женщине, до боли похожей на мадам Грицацуеву. «Томная. украшенная ювелирными изделиями и густой косметикой, чрезвычайно пухлая особа лет тридцати пяти с темными восточными подглазьями», – так описывала жену Шора Камышникова-Первухина. Правда, в отличие от товарища Бендера, Шор не убежал от супруги, а прожил с ней 10 лет. Потом супруги разъехались. Осип, характер которого в старости, по воспоминаниям домочадцев, стал просто невыносим, остался доживать свой век в неуютной комнате коммуналки в одном из новых микрорайонов столицы.

Возможно, причиной разъезда с женой стало то, что Шор постоянно приводил в дом бывших зеков – кормил их, давал ночлег. По словам друга и ученика Осипа Шора, художника и шелкографа Виктора Иоэльса, бывший лагерник годами помогал семьям заключенных, спасал от беды часто малознакомых людей. «Не много было домов в Москве, куда можно было прийти переночевать, вернувшись из лагеря. Приходили почти чужие люди, оставались, иногда подолгу жили, пока он не устраивал их на работу, не находил им какую-нибудь возможность остаться в городе», – рассказывал Иоэльс о своем учителе.

Остап Шор умер в 1978 году, тогда же вышел роман-загадка Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Благодаря этой книге история Остапа Шора как прототипа Бендера стала канонической. Катаев писал: «Остапа тянуло к поэтам, хотя он за всю свою жизнь не написал ни одной стихотворной строчки. Но в душе он, конечно, был поэт, самый своеобразный из всех нас. Вот таков был прототип Остапа Бендера».

Источник

Великий комбинатор: кем был Остап Бендер в реальной жизни?

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор

Фильм «Двенадцать стульев» можно будет увидеть 7 марта в 19:20 на телеканале «МИР».

«Литературные негры»

Все началось одним августовским утром 1927 года. В редакцию газеты «Гудок» вошел высокий, по моде одетый мужчина средних лет. Он без стука вошел в комнату «Четвертой полосы», где работали двое молодых и тогда еще никому не известных репортера – Илья Ильф и Евгений Петров. Последний фамильярно обратился к вошедшему: «Привет, Валюн». Ильф поздоровался более сдержанно. Тем гостем был старший брат Евгения, Валентин Катаев. Он с загадочным видом подмигнул журналистам и заявил, что пришел с деловым предложением. «Я хочу, чтобы вы стали моими. литературными неграми», – заговорщически произнес Катаев. Репортеры удивленно переглянулись.

Катаев давно вынашивал идею о том, чтобы стать «советским Дюма-отцом». Кто-то рассказал ему, что знаменитый француз нанимал начинающих писателей, и те создавали за него великие шедевры, а он лишь подкидывал им идеи. Вот и Катаев решил подкинуть младшему брату основу для приключенческого романа, сюжет которого сегодня знаком каждому. Главные герои охотятся за бриллиантами, которые зашиты в одном из двенадцати стульев, и, конечно же, попадают во всевозможные передряги, красочно раскрывающие пороки современного общества. Молодым писателям идея пришлась по душе. Так, в той самой прокуренной редакционной комнатушке, родился тандем Ильфа и Петрова.

Катаев же вскоре после этого разговора отправился на Зеленый мыс, пообещав своим «литературным неграм» иногда вносить коррективы в их текст, проходясь по нему «рукой мастера». Впрочем, как вспоминали впоследствии Ильф и Петров, Валентин отдал весь роман им на поруки. Когда ему представили финальную версию книги (первую часть «Двенадцати стульев» авторы закончили в течение месяца), Катаев признал, что роман вполне зрелый и в его правках не нуждается. Свое имя из списка авторов он решил убрать, поскольку сюжет, написанный Ильфом и Петровым, сильно расходился с его представлениями. Но взамен потребовал от писателей указать на первой странице посвящение В. П. Катаеву и с первого гонорара подарить ему золотой портсигар. Обе просьбы писатели честно выполнили.

Почти всех персонажей «Двенадцати стульев» Ильф и Петров «срисовали» со своего окружения. Одним из эпизодических героев поначалу был некий инспектор уголовного розыска. По признанию самих авторов, они списали его с их общего знакомого, которого звали Осип Беньяминович Шор (друзья и близкие называли его Остапом). Имя авторы решили не менять, а звучную фамилию герой получил от соседа Ильи Ильфа – владельца мясной лавки Бендера.

Очень быстро писатели поняли, что без Остапа в их книге не обходится ни одно важное действие: он словно «распихивал» остальных героев и постоянно вырывался на первый план. Так второстепенный персонаж превратился в главного героя, которого на долгие годы полюбила вся страна.

Мечты о Бразилии и женитьба на «Грицацуевой»

Братья с раннего детства грезили приключениями: читали книги о захватывающих путешествиях и мечтали о кругосветном плавании. Однако дедушка мечты внуков не разделял. Он устроил их на работу в свою лавку, где мальчишки помогали ему в торговле, а иногда даже и в контрабанде. Домой к деду часто наведывались криминальные авторитеты, мошенники и бандиты. Эта необычная атмосфера сильно повлияла на юного Осипа.

Окончив мужскую гимназию, Осип Шор поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, но вскоре бросил его и решил переехать к матери в Петроград. Там он собирался вновь поступить в университет, на этот раз – на механический факультет Технологического института имени императора Николая I. Но планы Осипа нарушила гражданская война. В Петрограде начался голод. Осип ослаб, заболел бронхитом и быстро разочаровался в своем выборе. Он решил вернуться в солнечную Одессу.

Кстати, даже повзрослев, Шор не растерял своего энтузиазма и склонности к авантюрам. Он мечтал когда-нибудь уехать в Бразилию или Аргентину и даже выработал особый стиль в одежде: носил светлые костюмы, белую капитанскую фуражку и фирменный длинный шарф, небрежно свисавший с шеи. Так начал формироваться образ легендарного Остапа Бендера, хотя сам Осип еще об этом не подозревал.

Путь обратно в Одессу занял у нашего героя около года. Именно в это время, с 1918 по 1919 год, с Осипом случилась большая часть его удивительных приключений, которые позднее легли в основу романа «Двенадцать стульев». Чтобы добыть хоть какие-то средства к существованию и добраться домой, он прибегал к самым смелым авантюрам. К примеру, истории о том, как он представлялся художником, чтобы проникнуть на пароход, выдавал себя за пожарного инспектора в доме престарелых и даже за гроссмейстера, хотя совершенно не умел играть в шахматы – все эти эпизоды вошли в роман Ильфа и Петрова почти без изменений. Даже женитьба Бендера на мадам Грицацуевой – не выдумка: в какой-то момент Шор действительно вступил в брак с некой богатой дамой и перезимовал у нее, живя в тепле и довольстве.

Месть Япончика и конец карьеры

Вернувшись наконец в родную Одессу, Осип устроился на работу в Одесский уголовный розыск и занялся ловлей преступников. В те годы стать инспектором в Одессе было не трудно. За годы революции власть в городе переходила из рук в руки 14 раз! В итоге Одессу фактически поделили между собой политические и криминальные группировки: здесь были зоны влияния большевиков, белогвардейцев, иностранных интервентов, и, конечно, бандитов всех сортов и мастей. Уровень преступности был невероятно высоким. В итоге одесситам пришлось объединиться в дружины и бороться с преступностью своими силами. Самые усердные борцы получали звания инспекторов – так было и с Шором.

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор Фото: Википедия/общественное достояние

Он, казалось, был создан для службы в ЧК: хитрый, ловкий, да к тому же довольно рослый (его рост составлял около 190 сантиметров) и крепкий, Осип наводил страх на бандитов. Его главным противником был знаменитый Миша Япончик, чьей банде он нанес весомый урон. За свою карьеру в угрозыске Остап сумел раскрыть несколько дел об ограблении, которые совершали подручные Япончика, устраивал им облавы и т.д.

Но все это разом оборвалось после одного трагического случая. Бандиты несколько раз пытались расправиться с Осипом, но ему каждый раз удавалось улизнуть. А вот его брат оказался не настолько ловким. Натан Шор, более известный современникам как поэт Анатолий Фиолетов, не только писал стихи, но и также трудился в уголовном розыске вместе с братом. По рассказам Катаева, который был другом Натана, он стал жертвой ужасной путаницы. Прихвостни Япончика, охотившиеся за Осипом, попросту перепутали его с братом. В тот роковой день, 27 ноября 1918 года, бандиты настигли его в мебельном магазине, где Натан вместе со своей невестой, поэтессой Зинаидой Шишовой, выбирал мебель для будущей квартиры. Через несколько дней они должны были пожениться.

Спросив фамилию и услышав нужный им ответ, негодяи сделали четыре выстрела в упор – молодой человек скончался на месте. Остап был потрясен смертью брата, это горе практически уничтожило его. Он несколько дней искал убийц, а найдя, вместо того, чтобы отомстить, до утра вместе с ними оплакивал покойного: бандиты, как ни странно, тоже скорбели по погибшему.

Побег, война и тракторный завод

О своих приключениях Осип, бывший прекрасным рассказчиком, часто говорил с Валентином Катаевым. Ну, а при каких обстоятельствах тот передал эти сведения Ильфу и Петрову – читателю уже известно. Кстати, в 1934 году Шор лично встретился с писателями, столь мастерски воплотившими на бумаге многие эпизоды из его жизни. Удивлению авторов не было предела, когда их «Остап» буквально вломился к ним и стал требовать баснословные гонорары за «списанного» с него Бендера. Растерянные Ильф и Петров начали оправдываться, а Осип только весело рассмеялся – шутить и подкалывать он всегда умел.

Осип Шор долго кочевал. В 1934 году он отправился в Челябинск, где устроился на тракторный завод к своему приятелю, который был там директором. В 1937 году, по слухам, директора задержали сотрудники НКВД, и Шор вступился за него – попал «под горячую руку». Его забрали в отделение, но он и тут проявил чудеса ловкости: выпрыгнул прямо из окна кабинета следователя и сбежал. Впрочем, личное дело Шора до нас не дошло, поэтому судить о достоверности этой конкретной истории – сложно.

Во время Великой Отечественной войны Осип отчаянно пытался пробиться в блокадный Ленинград – к сестре и матери. Но тщетно. Уже после победы он узнал, что Екатерина Герцевна умерла от голода, а Эльзу эвакуировали в Ташкент. Примерно в это время у Осипа обнаружили экзему, которая переросла в рак кожи. Но он прервал лечение и отправился в Ташкент для встречи с сестрой. Тяжелая болезнь не помешала ему устроиться на работу: последующие 15 лет Осип Шор работал проводником на товарных поездах. После войны вернулся из Ташкента в Москву, поселился на Воздвиженке.

Кто такой великий комбинатор. Смотреть фото Кто такой великий комбинатор. Смотреть картинку Кто такой великий комбинатор. Картинка про Кто такой великий комбинатор. Фото Кто такой великий комбинатор Фото: Википедия/общественное достояние

В отличие от своего литературного «близнеца», Осип Шор прожил долгую, хоть и нелегкую жизнь. Женой и детьми он так и не обзавелся и умер в 1978 году, немного не дожив до 80 лет. О том, что именно он стал прототипом Остапа Бендера, долго никто не знал – в старости Шор не любил много рассказывать о своей жизни. Лишь в год его смерти, когда был издан биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», появились первые намеки на связь Шора с Бендером: Катаев упоминает об этом, но вскользь. Так или иначе, именно Осипу Беньяминовичу обязан жизнью наш великий комбинатор, образ которого, кажется, не устареет никогда. Бендер – один из всенародно любимых литературных персонажей, памятники которому установлены сразу в нескольких городах. 19 декабря 2011 года памятник был открыт и на родине Шора, в Никополе: белая фигура в знакомых фуражке и шарфе обнимает стул. А на постаменте красуется очень трогательная надпись: «Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *