Кто такой великий визирь в османской империи
Великий визирь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Последний в должности
Ахмед Тевфик-паша
Именно у великого визиря хранилась печать империи, он мог созывать прочих визирей для решения государственных вопросов. Собрания визирей происходили во дворце Топкапы в помещении, называемом «Куббеалты» («под куполом»). Службы великого визиря размещались в Высокой Порте.
В первый период существования Османской империи использовался только термин «визирь». Первым из османских визирей, получившим титул «великий визирь», был Чандарлы Кара Халил Хайреддин Паша. Цель введения титула «великий визирь» заключалась в том, чтобы выделить хранителя султанской печати среди прочих визирей. Используемый изначально для обозначения великого визиря термин «vezir-i azam» был постепенно вытеснен термином «sadr-ı azam». В истории Османской империи для обозначения великого визиря также использовались термины «sadr-ı âlî» («высший визирь»), «vekil-i mutlak» («пользующийся абсолютным доверием»), «sâhib-i devlet» («хранитель страны»), «serdar-ı ekrem», «serdar-ı azam» и «zât-ı âsafî».
В эпоху Кёпрюлю в империи был ряд великих визирей крупного масштаба, осуществляющих контроль над империей. Отличительной чертой этой эпохи были относительная неэффективность султанов и передача части полномочий на более низкие уровни.
Начиная с эпохи Танзимата великий визирь стал играть роль, сравнимую с ролью премьер-министра в европейских странах.
Великий визирь
Великий визирь — правая рука султана, главный министр султана Османской империи, пользовавшийся его абсолютным доверием и смещаемый лишь лично султаном. Великих визирей больше всего занимал вопрос о должностных назначениях в масштабе государства. Среди обязанностей великого визиря важное значение придавалось инспекциям.
Содержание
Получение
Сулейман и Ибрагим
Титул великого визиря мог получить даже самый обычный сокольничий. Получение титула великого визиря осуществлялось по инициативе султана. Только султан мог сместить своего подчиненного с должности. Визири владели печатью империи, они имели полное право созывать других визирей для решения государственных вопросов. Основной обязанностью великого визиря было осуществление проверок. Великий визирь должен был проверять каждые торговые ряды и рынки. Он запросто мог контролировать работу всех ремесленников и работников, а также распоряжаться с наказаниями в случае нарушения правил.
Великий визирь также контролировал некоторые большие вакуфы и назначал туда своих людей.
Великих визирей больше всего занимал вопрос о должностных назначениях в масштабе государства. Визирей могли назначать бейлербеями, беями санджаков, государственными деятелями, командирами воинских корпусов, секретарями совета Дивана. По представлению великого визиря назначения производились во всех сферах.
В Великолепном веке
Пири Паша
Пири Мехмед родился в семье мюдерриса аксарайского медресе Зинджирие и предположительно приходился правнуком известному улему Ахмеду Челеби. По матери Пири Мехмед являлся потомком Мевляны Хазаматюддина. Точных данных о месте рождения нет, но историки предполагают, что родился он в Амасье или Аксарае. Обучался в медресе в Амасье. Позже был нанят писарем. Пири Паша последовательно был назначен судьёй в Софию, Силиври, Серез и Галату. Позже был назначен попечителем имарета Мехмеда Фатиха в Стамбуле. В 1508 году Баязид II назначил Пири Мехмеда казначеем Анатолии.
Ибрагим Паша
Обычный сын бедного греческого рыбака и представить себе не мог, до каких высот поднимется. Он стал зятем самого султана, (его женой стала Хатидже Султан) и получил высокую должность великого визиря. Ибрагим отличался острым умом и невероятной силой, благодаря чему смог одержать много побед на войне. Ибрагим в корне изменил политику Османского государства, пользуясь огромным доверием со стороны султана Сулеймана. Паргалы смог продержаться с почетным титулом великого визиря до самой своей смерти.
Айяс Паша
Айяс Мехмед Паша (тур. Ayas Mehmed Paşa, 1483 — 13 июля 1539) — государственный и военный деятель, великий визирь Османской империи (14 марта 1536 — 13 июля 1539). По происхождению — албанец, родился в городе Влёра. Его отец был родом из города Шкодер (Северная Албания), а мать происходила из Влёры (юг Албании). Принял ислам под именем Мехмед.
Лютфи Паша
Дамат Челеби Лютфи Паша (тур. Damat Çelebi Lütfi Paşa; 1488 — 27 марта 1564) — великий визирь Османской империи с 1539 по 1541 год, зять султана Сулеймана Великолепного. Родился между 1475 и 1490 годом. Подлинное происхождение неизвестно. Однако по традиции Лютфи Пашу считают албанцем. Ещё будучи ребёнком попал в султанский дворец, где обучался в Эндеруне.
Сулейман Паша
Будущий паша родился в 1467 году. Будучи ребёнком попал в султанский дворец, где обучался в Эндеруне. Предположительно, был венгерского происхождения. В 1524 году был назначен бейлербеем Дамаска. 14 июня 1525 года, после подавления восстания Ахмеда Паши, Ибрагим Паша назначил Хадыма Сулеймана Пашу на пост бейлербея Египта. На этом посту он пробыл 10 лет.
Рустем Паша
Хитрый приспешник Хюррем Султан, Рустем с ее помощью смог добиться тех успехов, о которых ранее мог только мечтать. Как и Ибрагим Паша, он стал зятем самого султана, однако позже его связь с его женой, Михримах Султан, была разорвана разводом. Более того, вскоре Рустем был убит телохранителем наследника Мустафы, Атмаджой.
Ахмед Паша
Кара Ахмед Паша (ум. 1555) — 35-й великий визирь Османской империи. Муж сестры Сулеймана Великолепного, Фатьмы Султан. До того как стать великим визирем, Кара Ахмед-паша был бейлербеем Румелии и принимал активное участие в турецко-персидских войнах. Был дважды женат: первым браком на внучке султана Баязида I Айше Ханым-султан, вторым в 1552 году — на дочери султана Селима I Фатьме Султан.
Соколлу Мехмед Паша
Соколлу Мехмед Паша — государственный деятель Османской империи, капудан паша и великий визирь при Сулеймане Великолепном, Селиме II и Мураде III. В детстве Соколлу в качестве девширме попал в Эдирне, где впоследствии был обращён в ислам, получил имя «Мехмед» и на протяжении многих лет служил в корпусе янычар. Затем попал в имперскую канцелярию, где находился до 1535 года, пока в Багдаде во время персидского похода султана Сулеймана не был казнён Искендер Челеби.
Великий визирь
В первый период существования Османской империи использовался только термин «визирь». Первым из османских визирей, получившим титул «великий визирь», был Чандарлы Кара Халил Хайреддин Паша. Цель введения титула «великий визирь» заключалась в том, чтобы выделить хранителя султанской печати среди прочих визирей. Используемый изначально для обозначения великого визиря термин «vezir-i azam» был постепенно вытеснен термином «sadr-ı azam». В истории Османской империи для обозначения великого визиря также использовались термины «sadr-ı âlî» («высший визирь»), «vekil-i mutlak» («пользующийся абсолютным доверием»), «sâhib-i devlet» («хранитель страны»), «serdar-ı ekrem», «serdar-ı azam» и «zât-ı âsafî».
В эпоху Кёпрюлю в империи был ряд великих визирей крупного масштаба, осуществляющих контроль над империей. Отличительной чертой этой эпохи были относительная неэффективность султанов и передача части полномочий на более низкие уровни.
Начиная с эпохи Танзимата великий визирь стал играть роль, сравнимую с ролью премьер-министра в европейских странах.
Связанные понятия
Шехзадé или Шахзадé (тур. şehzade от перс. şāhzādeh شاهزاده ) — титул сыновей султанов в Османской империи в XV—XVIII веках и сыновей шахов в Сефевидском государстве.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.
Великий визирь
« | Султан — лев. А я, визирь — его укротитель | » |
— Ибрагим в сериале «Великолепный век». Доукрощался до плахи. |
Великий Визирь — первый после короля и второй после Бога. Визирем он назывался, естественно, только в Османской империи, в Европе официальная должность могла быть какой угодно (чаще всего «канцлер», «первый министр» или «премьер-министр», но вариантов много, вплоть до князей Церкви), а на Дальнем Востоке такой человек звался, как правило, Наставником Государя. Главное — не название, а суть. Этот человек есть шея, которая головой (читай: королем) вертит.
От Серого Кардинала Великий Визирь отличается тем, что правит не из тени, а занимает свою должность при монархе вполне официально. Работа у него такая — повелителю советы давать, или повелевать, если повелитель интересуется только картами да охотой.
В современной литературе Великий Визирь обычно представляет собой циничного, но рассудительного политика. Он может творить необходимое зло, но его мысли и деяния направлены ко благу государства. Если они направлены к благу другого государства, либо к его собственному благу — то это злой канцлер. Если же у него вообще нет официальной должности, просто он нашёптывает тому, у кого она есть, — это серый кардинал.
Споры о том, как завершилась жизнь Ибрагима Паши (Pargalı İbrahim Paşa), великого визиря Османской империи, не утихают по сей день. Каковы же причины того, что падишах Сулейман, так сильно привязанный к другу юности и безгранично доверявший ему, погубил его собственными руками? Ведь глава государства, наделяя ближайшего товарища властью, поклялся беречь Ибрагима даже от самого себя!
Интересные факты о Паргалы Ибрагим Паше
Миниатюра Ибрагим Паша в Топкапы
Гибель Ибрагима Паши
Садразам Паргалы Ибрагим Паша
Основной причиной гибели Ибрагима Паши стала его гордыня. Когда из простого сокольничего он неожиданно возвысился до второго человека в государстве, им овладела мания величия, справиться с которой было невозможно. Ибрагим, всегда бывший простым рабом, возомнил себя равным падишаху и стал совершать проступки один за другим. Такое поведение настолько огорчило Сулеймана Великолепного и подорвало в нем веру в друга и соратника, что он нарушил данное обещание.
Подробности кончины Ибрагима Паши описал Исмаил Метин в литературно-историческом творении «Кровавая история Османов».
Паргалы — от тур. Pargalı (именно так очень часто называл султан Сулейман Ибрагима, по месту его рождения – Парга) только возвратился из очередного военного похода. Шел священный месяц Рамадан. Падишах пригласил визиря поужинать, они долго и мирно беседовали, как в старые времена. Когда трапеза завершилась, Ибрагим хотел поехать к себе во дворец, но государь пожелал, чтобы тот остался переночевать. Визирь покорно ушел в комнату и лег спать. Когда было понятно, что Паргалы заснул, государь приказал позвать палачей, накинувших затем на шею приговоренного веревку. Паша неожиданно очнулся и оказал рьяное сопротивление палачам. Завязалась настоящая драка, шум которой слышал не только государь, но и другие жители дворца.
Вообще, вокруг казни Ибрагима Паши было много сплетен и слухов. Некоторые утверждали, что на стенах спальни были следы крови. Вероятно, визирь был настолько силен и с таким упорством боролся за жизнь, что вынудил палачей пустить в ход кинжалы.
Ибрагим Паша умер в комнате Сулеймана
Рисунок «Смерть Ибрагима Паши»
Последние минуты жизни Ибрагима Паши описаны в нескольких литературных источниках, и не всегда слова и мысли писателей сходятся. Например, Айкут Джан в своем произведении под названием «Смерть Паргалы» описывал совсем иное развитие событий. Автор книги утверждал, что визирь умер непосредственно в султанской комнате. Якобы, Сулейман Великолепный для усыпления приближенного подложил ему в еду снотворное. Но снадобье было очень сильным, и Паргалы отошел ко сну, даже не встав с того мечта, на котором находился. Палач прятался в этих же покоях. Когда повелитель подал знак, он вышел, сначала ударил приговоренного к смерти кинжалом, а затем применил шелковый шнурок.
Великий Визирь все знал
Миниатюра «Казнь Ибрагима Паши»
Еще есть информация, что Ибрагим Паша был в курсе всего происходящего. Падишах поведал ему о том, что получил фетву на смертную казнь ровно за 7 дней до роковых событий. И ежедневно после этого разговора визирь ужинал наедине с государем в его покоях, вплоть до последнего часа. На протяжении недели султан, по сути, предоставлял Ибрагиму пути для спасения – Паргалы не содержался под стражей и мог легко сбежать из страны, спастись от неминуемой смерти. Но визирь не сделал этого, смирившись с решением правителя.
Об этом интересном факте говорят многие историки, которые ссылаются на записи самого Паргалы в личном дневнике. Из писем было ясно, что Ибрагим всё действительно знал, но до конца остался верен падишаху, уповая на его справедливость.
Говорят, что после казни визиря Сулейман заметно изменился. Очевидно, повелитель сожалел о содеянном, сомневаясь в своей правоте. И свои чувства он отразил в стихотворных строках. Даже 2 десятилетия спустя правитель продолжал писать пронзительные стихи о дружбе с Ибрагимом Пашой, не забывая при этом упомянуть некоторые не слишком положительные черты характера своего друга, которые его и сгубили.
Похороны Ибрагима Паши
Гробница Ибрагима Паши в Стамбуле
В ночь с 15 на 16 марта 1536 году великий визирь Османской империи простился с жизнью. В некоторых источниках указывают, что вслед за ним были казнены и сыновья Паргалы, чтобы закончился его род, но эта информация не подтверждена.
И о мертвом теле визиря ходили разные слухи. Одни утверждают, что его труп длительное время лежал возле ворот Топкапы, запугивая людей. Другие говорят, что захоронили тайно, сразу после казни. А в некоторых источниках указывается, что бездыханное тело Ибрагима было выброшено с лодки в воды Босфора.
Согласно сценарию сериала, Сулйеман приказал похоронить визиря тайно. Организовать всё он поручил ближайшему другу покойного визиря Матракчи Насух Эфенди. Сулейман повелел оставить место захоронения в тайне, оно было известно лишь ему одному.
Эту информацию подтверждает достаточно известная художественная миниатюра. На картине много людей, часть из которых несет гроб с мертвым визирем. Другие люди шепчутся друг с другом и держат в руках горящие факелы. То есть, можно смело утверждать, что хоронили Ибрагима ночью. С правой стороны, на некотором отдалении, изображен человек, который руководил процессией. Скорее всего, это и был Насух Эфенди.
Матракчи переправил тело друга через реку и повелел отнести его в густой лес, на окраину Галаты. Среди вековых деревьев, как и приказал султан, Ибрагим Паша нашел свое успокоение. Могила его была совершенно неприметной. О захоронении в этом месте человека можно было догадаться лишь по небольшому безымянному камню. Так хоронили простолюдинов.
Теперь могила Ибрагима Паши располагается в стамбульском районе Фындыклы, на окраине улицы Джанфеда. С двух сторон от захоронения стоят невысокие постройки. Густые лесные заросли здесь сохранились до сих пор.
Неизвестно, каким образом удалось установить, что погребенное в могиле тело принадлежало великому османскому визирю. Возможно, захоронение вскрывали и проводили анализ ДНК. Но табличка с указанием имени Ибрагима Паши повешена явно неспроста.
Предпосылки к казни Ибрагима Паши
Почему Султан Сулейман казнил Ибрагима Пашу?
Было несколько очевидных нюансов при жизни великого визиря Ибрагима Паши, которые неумолимо приближали его к смерти и вынуждали султана Сулеймана пойти на такой сложный шаг, как казнь лучшего друга:
Слово Султана Сулеймана и фетва
*Фетва, или фатуа — в исламе, является решением по какому-то вопросу или проблеме, принимаемое факихом или муфтием (высшее духовное лицо). Такие решения основываются на принципах ислама в сочетании с юридическим опытом.
Ибрагим Паша совершал множество ошибок на жизненном пути, но падишах постоянно прощал ему то, за что других бы казнил незамедлительно. И существовала веская причина такому поведению государя.
Дело в том, что, назначив Ибрагима Пашу на пост великого визиря Османской империи, султан Сулейман опрометчиво поклялся ему, что человек, наделенный такими правами и титулами, не может быть казнен. По сути, падишах сам развязал приближенному руки, лишив его всякого страха за свою жизнь. Безнаказанность вела Ибрагима Пашу в бездну. Но дав клятву, султан не мог просто так забрать свои слова обратно. Поэтому на казнь визиря ему нужно было получить разрешение от муфтия (фетву). Разрешение было получено по законам ислама, но в искупление Сулейман Великолепный должен был построить новую мечеть в Стамбуле.
О Садразам Паргалы Ибрагим Паше, его жизни и службе при Султане, написано много книг, среди них как турецкие авторы, так и иностранцы. Наиболее известные из них — авторов Камиль Фейзиоглу (Kamil Feyzioğlu), Хестер Дональдсон Дженкинс (Hester Donaldson Jenkins), Назим Текташ (Nazim Tektaş).