Кто такой вероотступник в исламе
Кто такой вероотступник в исламе
Данная статья не имеет собой цели оправдать смертную казнь за выбор человека, в данной статье не дается суждение хорошо/плохо, она не оценивает и не оправдывает ее цель показать, то что судить Исламское право только по одному критерию(который присутствует и в Христианстве) нельзя.
Вопрос наказания вероотступников, появился не благодаря Исламу, его обсуждали еще в древней Греции примером тому казнь Сократа, которого обвинили в богохульстве(фактически в Атеизме) и совращение юношей и другие. Прежде всего следует отметить, что в Древности вероотступничество стояло наравне с исповедованием ереси, оба эти явления преследовались властями, и карались(наказывались) смертной казнью.
В начале данной статьи, сразу стоит отметить, что правовое решение в казни вероотступника, нельзя считать моральным или аморальным, гуманной или негуманной поскольку, до сих пор между юристами идут споры по теме применения смертной казни. Мы считаем, что любую правовую традицию нельзя оценивать с точки зрения гуманности и моральности, поскольку в каждом обществе существует свое понимание гуманности, моральности. И каждое из этих взглядов имеет право на существование и не ко не должен навязывать свои взгляды другим. Для развития и переосмысления правового наследия по данному вопросу нужен нормальный научный диалог среди специалистов.
C точки зрения Шариата иртидат расценивается как отпадение от Ислама и отход к куфру (неверию) независимо от того, намеренный это был шаг или было сделано какое-либо действие или высказано слово, которые привели к неверию. Иртидатом является даже высказанное в шутку заявление о вероотступничестве или подобное действие, высказанное из упорства. В Шариате все эти действия квалифицируются как отрицание Ислама и впадение в куфр (неверие). Поэтому муртад (вероотступник) это человек, который ушел из Ислама в неверие и отрицание.
Иртидатом (вероотступничеством) являются следующие действия:
1. Отрицание Аллаха;
2. Отказ от принятия пророков;
3. Клевета на какого-либо пророка;
4. Признавать разрешенными греховные деяния, которые приняты иджмой запрещенными. Это такие деяния, как прелюбодеяние, лесбиянство, гомосексуализм, распитие спиртных напитков и т.д.;
5. Признавать запрещенными деяния, которые иджмой мусульман признаются как разрешенные. Например, торговля или брак;
6. Не признавать хотя бы часть того, что в Шариате является обязательным (фард). Например, отрицание хотя бы одного раката из 5 ежедневных намазов.
7. Верить в обязательность того, что в иджме не признано обязательным (фардом). Например, добавление к ежедневным намазам еще одного раката, или вера в то, что пост в месяце Шавваль является обязательным (фардом);
8. Иметь намерение в будущем стать кафиром (неверным) или сомневаться об этом.
Муртад, зиндик, колдун, хулитель
Коран о вероотступничестве
В Коране говорится о нескольких видах наказаний, обозначаемых в исламском праве словом хадд. Сюда относятся и наказания, полагающиеся за воровство, прелюбодеяние, убийство человека, сеяние смуты.
Интересно, что, хотя вероотступничество и относится к разряду тематики, связанной с вероубеждением (акыда), составляющим основу религии, однако в Коране ничего не говорится о мере наказания за него в этой жизни. Даже в тех айатах, где говорится об определенных случаях вероотступничества, сопровождающихся заговорщицкой деятельностью (например, для того чтобы внести смуту в среду мусульман, группа иудеев приняла ислам, а затем объявила об отступлении от веры), не затрагивается тема наказания вероотступников. В Коране об этом сказано: «Части людей Писания говорит: “Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестанете верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять…“» (Коран, 3:72).
В Коране в связи с данной проблемой говорится только лишь о наказании в Судный день (ахира). Что касается наказания вероотступников-заговорщиков, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял это решение как глава государства, так как в этой ситуации вероотступничество явилось не проблемой веры и неверия, а заговорщическим деянием, направленным на создание смуты в среде правоверных.
Напротив, очевидно, что на тему вероубеждения Коран во многих айатах говорит о свободе вероубеждения (вероисповедания), подчеркивает недопустимости принуждения в выборе какого бы то ни было вероисповедания. Также мы видим, что этот принцип нашел свое применение и в практике Пророка.
В Коране существуют десятки айатов, где прямо говорится о свободе вероубеждения. Мысли, выраженные в этих айатах, можно классифицировать приблизительно следующим образом:
а. Быть верующим или неверующим – является личным делом каждого человека; вмешательство в этот вопрос постороннего недопустимо. Никто не может заставить людей избирать ту или иную веру вынужденно. Об этом можно прочесть в следующих айатах Корана: Трапеза, 99; Преграды, 188; Юнус, 41; Худ, 12; Гром, 40; Ал-Хиджр, 94; Пчелы, 82; Различение, 56–58; Каф, 45; Рассеивающие, 52–55; Совет, 6; Нахмурился, 7; Покрываюющее, 22. 2 См.: Корова, 272; Женщины, 88; Юнус, 99–100; Рассказ, 56; Ангелы, 8. 3 См.: Корова, 108; Семейство Имрана, 90; Женщины, 137; Трапеза, 54; Покаяние, 74; Пчелы, 106; Мухаммад, 25.
b. Задача пророков извещать и передавать (проповедовать) религиозные учения. Они не обладают полномочиями кого-то к чему-либо принуждать. В связи с этим, см. следующие айаты: Корова, 256; Йунус, 108; Перенес ночью, 15; Пещера, 29; Муравьи, 93; Римляне, 44; Творец, 39; Толпы, 41.
c. Наставление на прямой пути (хидайа) является компетенцией Аллаха и находится в Его воле. И даже пророки не получали без помощи Аллаха способности наставить людей на прямой пути.
d. В этом мире никто не может наказываться за отступничество.
В целом анализ айатов, повествующих о вероубеждении, показывает, что вера и неверие является личным делом каждого, нижие вмешательство в этот вопрос, в том числе каких-либо общественных организаций, а также государства, недопустимо; если кто уверует, польза от этого будет лишь ему, а кто останется в неверии, причинит этим вред лишь себе; даже пророки, получившие откровение, лучше всех разбирающиеся в вопросах веры и неверия, обладают полномочиями лишь проповедовать; Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был для людей надзирателем или защитником, основной его задачей являлось возвещать, информировать, напоминать и передавать наставление на прямой пути (хидайа) от Аллаха, пророк не обладает силой, способной обратить кого-либо к прямому пути; многообразие отражает волю Аллаха; если бы Аллах захотел, то он объединил бы всех людей в одной умме. Наконец, если в айатах и говорится о вероотступничестве, то ничего не говорится о наказании отступников в этой жизни.
Таким образом, можно увидеть, что в Коране присутствуют конкретные указатели, отражающие теоретические аспекты проблемы свободы вероубеждения.
Смерть за смену веры
В исламе существует такое понятие, как «иртидад». То есть, вероотступничество, считающееся хуже, чем просто неверие. К вероотступничеству относится отрицание существования Аллаха, непризнание пророков, отрицание обрядов, установленных в Коране, намерение стать в будущем неверным и так далее. Как считает большинство исламских ученых, за вероотступничество мужчина должен быть казнен. Но перед этим ему предлагают вернуться в ислам. К женщинам же применяют следующие меры: либо она содержится под арестом и принуждается к принятию ислама, либо ее тоже казнят. Такой вид наказания сегодня практикуют редко, и только в некоторых мусульманских странах. Но считается, что раньше, и особенно во время пророка Мухаммада, такой вид наказания применялся повсеместно. Правомерность такого наказания подкрепляется мнением исламских ученых, Сунной пророка Мухаммада и Кораном. Но является ли эта мера наказания предписанием Аллаха, или это выдумки людей? Давайте попробуем разобраться с этим.
Есть немало хадисов, в которых пророк Мухаммад призывает убивать вероотступников. Сторонники казни за вероотступничество, а также критики Ислама, приводят следующие тексты:
1) «(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его» (Аль-Бухари, 3017, Ахмад 1/217, Абу Аауд 4351, ат-Тирмизи, 1458).
2) «Не позволяется проливать кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трех случаев: когда лишают жизни за жизнь, когда речь идет о женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину» (Аль-Бухари, 2076, Муслим, 1033, ан-Навави, 13).
3) «Какой бы мужчина не отступился от Ислама, требуй от него вернуться; если он вернется, то оставь его, а если нет — отруби ему голову. И какая бы женщина не отступила от Ислама, требуй от нее вернуться; если вернется, то оставь ее, а если нет — отруби ей голову» (Фатхуль Бари, 12/272).
5) «Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что, когда в год завоевания Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в город, на голове его был шлем, а когда он снял его, к нему подошел один человек и сказал: «Поистине, Ибн Хаталь держится за покровы Каабы!» — и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Убейте его!» (Сахих аль-Бухари, № 847 (рус.), Сахих Муслима, № 776 (рус.), Абу Дауд 2685, Малик 1/423, Ибн Аби Шейба 14/492, Ибн Хиббан 3719, и др.).
6) «Передается, что когда Посланник Аллаха готовил поход на Мекку, Хатыб ибн Аби Бальта отправил письмо своим родственником, которые проживали в Мекке, предупреждая их и угрожая им приходом Посланника Аллаха, и Посланнику Аллаха стало известно об этом письме, и его сподвижники перехватили его в пути. И когда к Посланнику Аллаха привели Хатыба, тот оправдался тем, что он боялся за свою семью и не хотел помогать мушрикам против Посланника Аллаха, и не хотел совершить вероотступничество, однако Умар Ибн Аль Хаттаб выхватил меч и сказал Посланнику Аллаха: «О Посланник Аллаха, дозволь мне его, ибо воистину, он стал кафиром, давай же я отрублю ему голову!» (Хаким 6966, Табарани 2647, Баззар 197 и др.).
7) «Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что в свое время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Абу Мусу и Му’аза бин Джабаля в Йемен, назначив каждого из них наместником провинции, которых в Йемене тогда было две, и сказав: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение к религии!» — после чего оба они отправились делать свое дело. И когда любой из них во время объезда своей территории оказывался поблизости от границ территории своего товарища, он навещал и приветствовал его. Однажды Му’аз, объезжавший свою территорию и оказавшийся близ границ территории своего товарища Абу Мусы, приехал к нему верхом на своей мулице и увидел, что Абу Муса сидит в окружении людей, а перед ним находится какой-то человек, руки которого были привязаны к его шее. Му’аз спросил (его): «О ‘Абдуллах бин Кайс, что это?» (Абу Муса) ответил: «Это — человек, отступившийся от веры после того, как он принял ислам». Му’аз сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» Абу Муса сказал: «Его только для этого и привели, так что можешь спускаться». Му’аз снова сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» — и тогда по приказу Абу Мусы этого человека казнили» (аль-Бухари, 1598, 6923).
Сподвижники пророка, судя по хадисам, тоже убивали вероотступников. Но перед этим их держали в плену три дня, трижды призывая вернуться в Ислам.
Приводятся и другие хадисы, где якобы говорится о казни вероотступников. Однако в них прямым текстом об этом не сказано, и вряд ли вообще речь идет об этом. Некоторые любят интерпретировать хадисы по-своему, порой вырывая их из контекста. Чем пользуются также исламофобы, выдавая Ислам за религию зла, при этом отбирая самое худшее из различных религиозных течений, и порой интерпретируя Коран и Сунну так, как выгодно только им.
Еще учитываем тот факт, что среди хадисов есть также недостоверные, слабые и выдуманные.
Основываясь на этих хадисах и других источниках, большинство исламских ученых делает вывод, что человека, сменившего свою религию, следует казнить. Однако они упускают несколько важных моментов. Первое, это то, что хадисы о казни за вероотступничество относились к конкретному случаю. То есть, такое высказывание относилось не просто к тем, кто отступил от Ислама и стал поклоняться иным богам. Само отречение от Ислама не влекло за собой никакого наказания. Шла война против мусульман. Аллах ниспослал верующим аяты, в которых разрешил вести оборонительную войну. Отречение от Ислама означало присоединение к врагам верующих и насильственная война против мусульман. Поэтому вероотступничество было опасным конкретно для того времени. Второе. Нигде в Коране вы не найдете повеления убивать человека, сменившего свою религию. Но об этом чуть позже.
Если даже существует такая практика в некоторых мусульманских странах, отдельные так называемые «мусульмане» доходят до того, что сами применяют казнь над вероотступниками, игнорируя тот факт, что совершают непростительный грех. Ведь богословы в таких странах нам говорят, что данный вид наказания применяется только шариатским судом, где вина вероотступника будет доказана в судебном порядке.
Давайте проанализируем приведенные мной хадисы.
Самый первый хадис («Если мусульманин поменяет свою религию, убейте его») довольно часто вырывают из контекста. Читаем хадис полностью:
По поводу следующего хадиса («Не позволяется проливать кровь мусульманина… если не считать трех случаев:… когда кто-нибудь отступает от своей религии и покидает общину…») я не нашел ни одного толкования о том, когда и по какому случаю были сказаны эти слова. Поэтому относить его к велению убивать вероотступника можно с натяжкой. По моему личному мнению, хадис выдуман, так как казнь за прелюбодеяние, упоминающаеся в этом хадисе, не соответствует Корану. Об этом я говорил в статье «Женщина в Исламе: Хадисы против женщин».
Третий хадис не входит ни в один из известных сборников хадисов. Автор книги «Фатхуль Бари» – Ибн Хаджар аль-Аскаляни, который написал комментарии к Сахиху Мухаммада аль-Бухари. Откуда Ибн Хаджар его взял – мне не понятно. По заверению самого комментатора, хадис является хорошим. Но не достоверным. Это вся информация о хадисе. Мне это показалось странным.
Четвертый хадис мне, к сожалению, найти не удалось. Проблема в том, что нумерация переводов на разных языках отличается друг от друга. На русском языке хадис под этим номером вообще отсутствует. А на английском значится вообще другой хадис. Этот хадис обычно приводят на исламофобских сайтах.
Шестой хадис мне тоже не удалось найти. Он есть лишь на исламофобских сайтах. Почему-то авторы, выкладывающие этот хадис, в частности, на сайте ВикиКоран, не удосуживаются приводить полный текст хадиса, чтобы узнать, что же произошло дальше, и что же сказал по этому поводу пророк? Ответ мы находим в книге «Жизнь Мухаммада», автором которого является радикальный исламист Анвар аль-Авляки. Во 2-м томе, части 44 «Завоевание Мекки, часть 1» мы узнаем, что Хатыб выступал как агент враждебной стороны, рассказывая о планах пророка Мухаммада курайшитам. Далее Хатыба задерживают и приводят к пророку. Автор приводит отрывок хадиса от Бухари, в котором Хатыб уверяет, что он делал это из-за того, что боялся за свою семью, которая находилась в стане врага, и утверждает, что он не отступил от веры. Хаттаб же говорит «Позволь я отрублю голову этому МУНАФИКУ». Кто не знает, мунафик – это тот, кто притворяется мусульманином. А кафир и мунафик – это далеко не одно и то же. Поэтому исламофобы нагло солгали, исказив хадис. Даже сам Анвар аль-Авляки, являясь сторонником радикального ислама и симпатизируя действиям аль-Каиды, не стал искажать эти слова, как это делают исламофобы.
Читая далее эту же книгу, мы, наконец, выясняем, что сказал по этому поводу Пророк:
«Поистине, он участвовал в битве при Бадре (т.е. Хатыб – прим. мое). Откуда ты знаешь, может быть Аллах посмотрел на участников Бадра и сказал: Делайте, что хотите, я уже простил вас!».
В книге аль-Бухари все хадисы о вероотступничестве находятся в двух главах: «О воюющих [против Ислама] из числа неверных и вероотступников» и «О призыве к покаянию вероотступников и упорствующих [врагов] и сражении с ними». Это уже нам говорит о том, что речь шла не просто об отрекшихся от Ислама, а перешедших к врагам, что подразумевает под собой их готовность вести против мусульман вооруженную борьбу.
Ну а теперь перейдем к Корану. Сторонники казни за вероотступничество приводят следующие аяты.
Ас-Саади, например, не говорит ни слова о том, что надо понимать «наказание в этой жизни» вероотступника как казнь. А Ибн Касир говорит, что в этой жизни «Аллах накажет вероотступника либо посредством убийства, либо печалью и депрессией». Исламофобские сайты, приводя тафсир от Ибн Касира, обычно вырезают слова «либо печалью и депрессией».
Этот аят тоже приводятся в качестве доказательства повеления казнить вероотступников как сторонниками казни, так и исламофобами, подкрепляя его при этом тафсирами. Но про убийство вероотступников пишут лишь некоторые толкователи, такие, как ар-Рази, аль-Косими и аль-Хозин. Из известных толкователей можно выделить лишь ар-Рази, тафсир которого так и не был закончен. Очень слабый аргумент. При этом игнорируются слова «и умрет неверным». Разве не понятно, что речь идет о тех вероотступниках, которые, так и не вернувшись в лоно Ислама, умерли неверными? То есть, у вероотступника, если он еще не умер, есть шанс покаяться и вернуться в Ислам. Мнение ученых, что нужно насильно заставить их вернуться в Ислам, не будет работать, если это делается под давлением. Ну а если даже человек вернется в Ислам, кто может гарантировать, что он сделал это лишь потому, чтобы его не казнили? Прочитать мысли такого человека никто не сможет. Никто не будет знать, стал ли он опять мусульманином искренне, либо притворяется. Такая процедура лишена всякого смысла.
Еще приводят такой аят, где под «распространением нечестия» толкователями понимается и вероотступничество в том числе:
Ну а теперь прочитаем аяты, которые разбивают в пух и в прах утверждения «ученых» о том, что Аллах велит убивать вероотступников.
Обратите внимание: раскаявшихся Аллах прощает. Под давлением никто не может раскаяться искренне. Он это сделает для спасения своей жизни. К раскаянию человек может прийти только БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА людей.
«Кто отрекся от Бога после веры в Него. Раскрывая сердце свое неверию, На таковых падет гнев Божий, Им уготовано наказание великое» (Коран, 16:106).
В этом аяте Всевышний дает нам понять, что вероотступников Он накажет САМ. Люди не имеют права вмешиваться в это и решать за Аллаха, как поступать с вероотступником.
Аллах многократно говорит нам в Коране, что не допускается насильственное принятие Ислама. Это можно также отнести к вероотступникам.
«Нет принуждения в вере» (Коран, 2:256).
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран 10:99).
«На Пророка не возложено ничего, кроме передачи откровения. Аллах знает о том, что вы обнаруживаете, и том, что вы скрываете» (Коран, 5:99).
А в этом аяте Аллах говорит, что только Он знает истинные намерения человека. Является ли он верующим, или лицемером. Отрекся ли он от Ислама под давлением.
Об истинной вере человека говорит следующий аят:
«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Коран, 16:125).
Вот и ответ на вопрос, почему только Всевышний может решать, как поступить с вероотступником. Но, видимо, «ученые» знают лучше Аллаха кто сошел с Его пути.
Как и в аяте 3:89, Аллах дает шанс исправиться:
«Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (Коран, 32:21).
«Часть людей Писания говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять» (Коран, 3:72).
Возникает резонный вопрос: если люди Писания, жившие под властью мусульман, так смело могли издеваться над религией, притворяясь верующими в течение дня, то неужели они не боялись, что их казнят за это, раз Посланник действительно казнил людей только за то, что они не веруют в Аллаха? Есть над чем задуматься.
Интересен аят, который был ниспослан незадолго до смерти Мухаммада:
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Коран, 5:54).
Даже в одних из последних ниспосланных аятов Всевышний не велит наказывать, либо убивать вероотступников. Наказание за это Аллах взял на себя. В этом мире таких людей ждет проклятье, как об этом сказано в аяте 3:89, а на том же свете – адские муки, как сказано во многих других.
Богословы пытаются оправдать придуманную самими же людьми казнь за вероотступничество, говоря, что такой человек «посягает на право представителей исламской общины на спокойное и безмятежное исповедание религии, и ставит под угрозу веру тех людей, которые не обладают должными познаниями обо всех аспектах и тонкостях исповедуемой ими религии». Тут сразу возникает несколько возражений. Я уже молчу о том, что многие богословы слишком усложняют исламскую религию, примешивая ее вещами, которые вообще никак не относятся к вере. На их взгляд, чтобы быть на истинном пути, надо окончить специальное исламское учебное заведение и получить диплом. Но и этого не достаточно. Если даже ты всю жизнь будешь учиться, тебе не достичь того уровня знаний, какими обладали исламские ученые, жившие задолго до нас. Хотя Аллах говорит нам в Коране:
«Он дарует мудрость, кому пожелает» (Коран, 2:269).
Если человек хочет получить знания – он их сам будет искать. Если же он этого не желает – это его выбор. Насильно заставлять его не надо. Вспоминаем слова из Корана: «Нет принуждения в религии». Благо, искать информацию сегодня не составляет никакого труда, когда почти у каждого есть доступ в интернет.
Если вера человека крепка, то он не должен ничего бояться, и должен быть уверенным в своей религии. Если же чье-то вероотступничество не дает ему покоя, значит, его вера не крепка. И это его личные проблемы. У человека есть ум, и надо им пользоваться, чтобы самому размышлять, думать, искать, анализировать. Никто не должен решать за него. Помочь – да. Но не заставлять. Вера должна исходить из собственного убеждения, а не навязывания извне. Это очень важно для любого верующего человека. Если заставлять человека быть мусульманином насильно, то он будет уже не мусульманином. Верить он будет на словах, выполнять все предписания Корана чисто на автомате. Что на самом деле в голове у этого человека – никто не может знать. Но не это самое страшное. Боязнь казни за вероотступничество – вот его страх. В душе такой человек не верует. Он лишь делает вид, что мусульманин. Он совершает намаз, держит пост, дает закят, ходит на пятничную молитву и так далее. Но все это ширма. Казнь за вероотступничество является губительной для Ислама, которая создает толпы лицемеров. Многие любят хвастаться тем, что мусульман становится все больше. А кто может гарантировать, что большая часть не лицемеры (мунафики)? Кроме того, это отталкивает от Ислама представителей других верований и самих мусульман. Мало кому захочется стать мусульманином, если за выход из Ислама карается смертной казнью. Распространение Ислама – это один из видов «джихада», то есть, «усилия», на пути Аллаха. Если подумать логически, то такая практика, как казнь за вероотступничество, будет отталкивать людей от Ислама. Представители других верований должны не бояться мусульман, а, наоборот, притягиваться к ним. В этом весь смысл. Ислам должен не пугать, а привлекать.
Подводим итог. Нет никакого подтверждения, что в хадисах описывается казнь за вероотступничество. Но прежде всего нам надо опираться на Коран, так как все что нужно знать верующему – содержится в Священном Писании:
«Мы ничего не упустили в Писании» (Коран, 6:38).
Всевышний ни в одном аяте не предписывает нам убивать вероотступника. Наказание за это человека ждет на том свете. Также ему дается шанс на исправление до конца его жизни, исходя из аятов Корана. Следовательно, никто не имеет права лишать этого человека жизни за выход из Ислама. Это один из самых больших грехов, описываемых в Коране:
Подумайте вот над чем: почему Аллах не упомянул в Коране ни разу о таком важном предписании, как казнь вероотступника? Почему Он не говорит об этом прямым текстом, а намеками, если верить тафсирам? Нигде не сказано «О, вы, уверовавшие! Убивайте тех, кто отступит от своей религии». Да, в Коране есть аяты иносказательные. Но вы не найдете ни одного закона Всевышнего, которое можно было бы понять в переносном смысле. Иначе люди бы не понимали, что запрещено, а что разрешено. Все это поздние выдумки людей, не имеющие к истинным предписаниям Аллаха никакого отношения.