Кто такой водитель экспедитор по перевозке грузов
Должностная инструкция водителя-экспедитора
Водитель-экспедитор занимается перевозкой продукции из одной точки в другую. Помимо транспортировки, он берет на себя материальную ответственность за сохранность товаров. Работник обязывается доставить отправление адресату в первоначальном виде, из-за чего ему требуется отслеживать укладку груза в автомобиль. Все эти действия требуют строгой отчетности, которую экспедитор ведет непрерывно. Во избежание перебоев в поставках логистические компании разрабатывают должностные инструкции водителя-экспедитора, подробно расписывающие права и обязанности работников.
Образец должностной инструкции водителя-экспедитора
Общие положения
Водитель-экспедитор должен быть осведомлен в:
Профессиональная деятельность водителя основывается на следующих документах:
Должностные обязанности
Сфера должностных задач водителя-экспедитора включает в себя:
Права
Водитель-экспедитор наделен следующими правами:
Ответственность
Столкновение с дисциплинарной ответственностью водителя-экспедитора происходит в следующих ситуациях:
Условия работы
Структура должностной инструкции водителя-экспедитора
Должностная инструкция составляется каждым предприятием по-своему. Законодательство не имеет фиксированных требований к данному документу. Поэтому работники отдела кадров разрабатывают инструкции исходя из специализации конкретной компании. Если в организации состоит несколько водителей-экспедиторов, выполняющих схожие обязанности, их должностные инструкции не имеют отличий.
Документ состоит из четырех основных частей:
Каждый из разделов затрагивает одну из сфер деятельности сотрудника. Общие положения дают информацию о требованиях к соискателям и необходимому опыту. Должностные обязанности знакомят работника с задачами, которые ему предстоит выполнять. Права указывают на инициативу, которую водитель-экспедитор может проявлять. Ответственность перечисляет проступки, за которые сотрудник понесет санкции.
В большинстве инструкций содержится пункт, посвященный неразглашению конфиденциальной информации. Сотруднику запрещается разглашение сведений, полученных в ходе выполнения обязанностей. Исключением являются те случаи, в которых само начальство дает письменное разрешение.
Общие положения
Первый раздел должностной инструкции содержит информацию о:
В общих положениях указывается категория, к которой принадлежит должность водителя-экспедитора. Затем прописывается распоряжение, на основании которого соискатель вступает в должность. Также в разделе прописываются сотрудники, которые уполномочены замещать водителя-экспедитора в случае его отсутствия. При этом указываются не имена, а занимаемые лицами рабочие посты.
Затем в документе перечисляются требования к водителю экспедитору, к числу которых относятся:
Компании с узкой специализацией также могут указывать необходимую профессиональную подготовку или образование.
В завершении общих положений приводится нормативно-правовая база, с которой сотрудник должен ознакомиться. К числу этих документов относятся:
Должностные обязанности
Раздел содержит подробное перечисление всех функций, которые берет на себя водитель-экспедитор. От четкости оформления данного раздела зависит слаженность работы сотрудников. Водитель-экспедитор обязывается поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, перевозить грузы и оповещать руководство о возникающих неполадках. Сотрудник должен контролировать как состояние автомобиля, так и сохранность доверенных ему товаров.
Исчерпывающее описание должностных обязанностей позволяет избежать затяжных судебных разбирательств при подаче сотрудником иска в суд.
Права
Раздел сообщает водителю-экспедитору о тех действиях, которые он может и должен совершать для повышения эффективности своей работы. К числу таких действий относятся:
Также в этом разделе могут указываться способы взаимодействия водителя-экспедитора с сотрудниками из других структурных подразделений компании.
Ответственность
Раздел перечисляет все возможные проступки, за которые водитель-экспедитор понесет ответственность. В зависимости от обстоятельств, эта ответственность является административной или уголовной. Последствия проступков бывают разные – от выговора до увольнения с последующим арестом. Наступлению ответственности предшествует одна главная причина – неисполнение трудовых обязанностей.
Кто такой экспедитор. Объясняем простыми словами
Согласно Гражданскому кодексу РФ, компания-экспедитор заключает договор с клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) на выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
Сотрудник-экспедитор может работать в транспортной, торговой или производственной компании. Он забирает товар на складе по сопроводительным документам, пересчитывает его, следит за погрузкой и отправляется на место назначения. Там экспедитор снова проверяет целостность груза и сдаёт его товароведу или другому принимающему сотруднику.
Экспедитор заполняет накладные и другую документацию, связанную с доставкой груза, отвечает за его сохранность и учёт.
В некоторых компаниях работу экспедитора выполняет водитель, перевозящий товар. Его должность называется водитель-экспедитор.
Примеры употребления на «Секрете»
«Договор (страховки) заключается в офисе экспедитора, да ещё и по более низким тарифам: как правило, экспедитор с широким кругом клиентов получает у страховщика скидки. При этом в случае наступления страхового случая все вопросы клиенту придётся решать напрямую со страховой компанией».
(Транспортно-экспедиторская компания NTD Service — о случаях, когда клиент страхует груз через экспедитора.)
«На любом рынке логистика — самостоятельный бизнес, требующий квалифицированных кадров, ИТ-поддержки, развитой транспортной инфраструктуры, удобных коммуникаций. На Западе этот механизм давно отлажен. Там все звенья логистической цепочки действуют по заранее прописанным схемам. Условно говоря, если водитель, курьер, экспедитор попадает в какую-то нештатную ситуацию, у него есть точная инструкция, как самостоятельно действовать в этом случае».
(Медиаменеджер Евгений Абов — о том, как неразвитая логистика тормозит весь бизнес.)
Ошибки в употреблении
Иногда экспедитором называют диспетчера грузовых перевозок. Диспетчер — это посредник, который подбирает для клиента транспортную компанию и договаривается с ней о сроках, цене, маршруте и других нюансах. В отличие от экспедитора диспетчер не участвует в погрузке-разгрузке товара и не контролирует его сохранность.
Помимо Гражданского кодекса обязанности экспедитора и клиента определяет закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённые правительством.
Из этих документов следует, что:
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Водитель-экспедитор: особенности профессии 12:00, 1 июля 2021 Версия для печати
На любом сайте по поиску работы можно увидеть довольно много предложений на должность водителя экспедитора. Данная профессия достаточно востребована. При этом она требует крайне ответственного отношения.
На водителя экспедитора возложена обязанность не только доставлять грузы из пункта А в пункт Б, но и отвечать за их сохранность.
Обязанности и умения водителя экспедитора
Слово «экспедитор» в переводе с латинского означает «сопровождающий». Соответственно, водитель-экспедитор должен не только крутить «баранку», но и контролировать транспортировку груза по всему маршруту, оформлять соответствующие документы, присутствовать на погрузке и разгрузке.
Кандидаты на эту должность не обязаны иметь какого-то специального образования, однако чтобы качественно выполнять работу, необходимо обладать конкретными навыками.
Водитель-экспедитор – фактически универсальный солдат, который умеет делать разнообразную работу. Конечно, в первую очередь он должен быть хорошим водителем и иметь соответствующую категорию прав. Для водителя экспедитора большим преимуществом станут навыки механика, ведь от поломок в дороге никто не застрахован.
Что касается обязанности экспедитора, то работник должен уметь работать с сопроводительными документами. Ведь ему необходимо иметь дело с товарно-транспортными накладными, путевыми листами, актами сдачи-приемки и т.д.
Данная профессия подразумевает и навыки логиста, чтобы составлять рациональный маршрут. Помимо прочего, водитель-экспедитор должен быть неплохим товароведом, так как придется разбираться в ассортименте перевозимой продукции, а также контролировать процесс погрузки-выгрузки товаров.
Нужно понимать, что водитель-экспедитор несет ответственность за сохранность груза. Вместе с тем в дороге могут подстерегать серьезные неприятности – повреждение товара в результате ДТП или даже открытый грабеж. С другой стороны, и заработать эта профессия позволит – доход обычно достигает 50-80 тысяч рублей в месяц.
Должностная инструкция
Что касается должностной инструкции, то данный документ не может быть универсальным для всех компаний в сфере грузоперевозок, ведь у каждой из них есть своя специализация. Но есть общие принципы, по которым составляются данные документы. Должностная инструкция водителя экспедитора будет состоять из следующих разделов:
Общие положения. В первом пункте традиционно рассказывается о способах назначения и увольнения сотрудников, субординации и навыках, которыми должен обладать водитель-экспедитор (данные о категории водительских прав и стаже). Также дается полная информация о самой должности и ее характеристиках.
Должностные обязанности водителя экспедитора. Здесь конкретно поясняется, чем должен заниматься сотрудник во время работы. Так, он обязан контролировать и поддерживать исправность автомобиля, перевозить грузы и следить за ними, а также оповещать руководство о неполадках и проблемах. Этот раздел должен быть оформлен максимально четко, так как от него зависит качество работы сотрудников.
Права. В данном пункте указываются обязанности работодателя перед сотрудником, а также те действия, которые водитель-экспедитор может совершать для повышения эффективности работы.
Ответственность. Раздел перечисляет, что грозит водителю экспедитору за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей: порчу и пропажу груза, срыв сроков поставки и т.д. Последствия проступков бывают разные: от выговора до увольнения и уголовной ответственности.
Важно помнить, что должностная инструкция должна быть составлена в соответствии с трудовым законодательством страны, где находится работодатель. Ее положения вступают в силу только после подписания документов работником и представителем компании.
Как грамотно составить резюме и закрепиться на должности
Работодателя в первую очередь будет интересовать опыт соискателя. Так что в резюме необходимо подробно рассказать о предыдущих местах работы. Кроме того, нужно прописать следующие блоки: личностные характеристики (например, выносливость и ответственность), имеющиеся навыки (ведение документации), специальные знания и умения (владение иностранными языками). Важно рассказать о достижениях. Например, работодатель обязательно обратит внимание на большой стаж безаварийного управления транспортным средством.
Чтобы закрепиться в профессии, кандидат на должность водителя экспедитора по перевозке грузов обязан обладать определенными навыками и умениями, о которых говорилось выше. Работодатели также отдают предпочтение соискателям в хорошей физической форме, которые не будут постоянно брать больничный. Ценится опрятный внешний вид и отсутствие вредных привычек. Эта профессия предполагает пунктуальность, порядочность, коммуникативные навыки. Водитель-экспедитор должен четко соблюдать правила дорожного движения и в целом придерживаться корректного стиля вождения.
В первую очередь сам наниматель определяет полный список навыков и умений, которыми должен обладать кандидат на должность водителя экспедитора. Например, если компания занимается международными перевозками, она подбирает сотрудников, знающих иностранные языки и законодательную базу стран, где работает.
Мнение о профессии самих водителей экспедиторов
Что же думают о профессии и ее особенностях сами водители экспедиторы? Дадим им слово.
Кто такие экспедиторы и каковы их обязанности
Выполняя поиск фирмы, которая организует перевозку груза, клиент сталкивается с двумя понятиями, похожими по смыслу – перевозчик и экспедитор по перевозке грузов. На первый взгляд они оказывают одинаковые услуги. Но в действительности существуют большие различия между их деятельностью. Перевозчик – это исполнитель, а экспедитор – организатор.
Перевозчик выполняет доставку груза из начального пункта в конечный. Обычно перевозчик содержит целый автопарк. У экспедиторской компании чаще всего нет своего транспорта, и для перевозок используются арендованные транспортные средства.
Чем занимается экспедитор
Слово «экспедитор» на латыни означает «сопровождающий». Экспедитор – это ответственное лицо, в обязанности которого входит контроль передвижения груза по составленному маршруту, оформление сопровождающих документов, страхование, погрузочные манипуляции, хранение.
Экспедитор, как центральное звено, формирует вокруг себя логистическую цепочку, оптимизирует затраты, на всем протяжении следит за состоянием груза, его сохранностью и своевременной доставкой. Также в обязанности экспедитора может входить подбор специального транспорта для опасных видов груза или негабарита. Соблюдение маркировки грузов и пломбирование тоже является обязанностью экспедитора.
Экспедирование грузов — одно из востребованных видов деятельности. Когда изготовитель отправляет свою продукцию или покупатель заказывает товар, то все хотят, чтобы доставка произошла без задержек, и товар доставили в целости.
Сотрудники экспедиционной компании должны хорошо знать:
Осуществляя экспедиционную деятельность в различных направлениях, и обслуживая множество клиентов, экспедитор зарабатывает оптовые скидки, которые влияют на понижение розничных расценок. Клиенты предпочитают работать с крупными панрегиональными фирмами.
Пользуясь их услугами, грузовладельцы получают сокращение расходов и высокую конкурентоспособность в своем сегменте. Интегрированные услуги привлекают к сотрудничеству с экспедиторскими фирмами многих грузоотправителей. Заказчики по достоинству оценивают готовность к содействию и охотно пользуются услугами сопровождения груза.
Транспортно–экспедиционная компания непосредственно заинтересована, чтобы заказ выполнялся в установленное время и груз доставляли в сохранности.
Не всегда можно быть уверенным, что посредники выполнят договор полностью. Лучше своими силами доставить груз, как указано в договоре.
В своей работе экспедитор пользуется:
Должностная инструкция
В справочнике ЕКС профессия экспедитора по перевозке грузов причислена к техническим исполнителям в разделе общеотраслевых должностей. К требованиям должностной инструкции экспедитора относится:
Экспедитору высокой квалификации под силу решить любой вопрос, возникший во время доставки товара, зная в совершенстве законодательства, правила и нормативы грузоперевозок.
В ходе транспортировки экспедитор отвечает за безопасность участников перевозки. Работает над созданием комфортной и безаварийной доставки сопровождаемого объекта.
Экспедитору-грузоперевозчику необходимо знание:
В задачу хорошей экспедиторской компании входит не только транспортировка. Конкуренция в области транспортного экспедирования диктует увеличение количества услуг по сопровождению груза.
Экспедиторские фирмы высокого класса всегда помогут клиенту:
Экспедитор международных перевозок
Большую помощь оказывают экспедиторы в перевозках между различными государствами.
Ошибки в документах могут повлечь задержку в оформлении товара. Могут вызвать непредвиденные затраты. Экспедиторские фирмы с опытом в международных перевозках сопровождают товар при оформлении на границе, готовят пакет документов для таможенной очистки. Неточности на таможенном пункте могут доставить крупные неприятности. Однако компетентные сопровождающие в состоянии выполнить требования таможенных органов.
Чтобы перевезти груз через границу, необходимо
Кроме того, оформление груза на границе требует знания тонкостей таможенных служб других государств.
Составить логистическую цепочку, учитывая все пункты договора под силу только профессионалам высокого класса.
Причем вручив свой груз экспедитору, грузовладелец может ни о чем не беспокоится.
Экспедиторы, работающие на международных линиях проходят специальную подготовку, где знакомятся с таможенными законами, страхованием грузоперевозок, основами логистики на транспорте. Также приветствуется владение иностранным языком.
Профстандарт
Для работы экспедитором не обязательно иметь опыт. Достаточно закончить 11 классов и специальные курсы. Высшее образование по профилю приветствуется, особенно при работе на международных линиях.
Но важнее навыки по вождению, обслуживанию технических средств, делопроизводству, умению составлять оптимальные маршруты и ориентироваться в городе, знание психологии и дипломатии.
Чтобы работать по специальности «экспедитор по грузоперевозкам», нужно приобрести комплекс базовых знаний и навыков, требуемых для экспедиторской должности. Они в сочетании образуют профессиональный стандарт.
Понятие профстандарта близко к понятию квалификационной характеристики.
Небольшие отличия вызваны современным законодательством и новыми профессиональными требованиями.
Применяемый ранее справочник ЕКС не отражает исчерпывающих требований к профессиям. Устаревшую нормативную базу заменяют системой профессиональных стандартов.
Профстандарт дает более широкое толкование трудовой обязанности – он определяет область деятельности. Однако по должности «экспедитор по перевозке грузов» пока нет профстандарта. Поэтому разрешено применять классификатор ЕКС наравне со стандартами.
По принципу работы самым близким к экспедитору является профессиональный стандарт «специалист по логистике на транспорте». Экспедитору можно пользоваться требованиями к этой должности. Однако, следует помнить, что в этих занятиях существует разница.
Отличия экспедитора-грузоперевозчика и транспортного логиста
Экспедирование – это сопровождение груза на всем маршруте и минимизация трудностей, связанных с этим процессом.
Логистика – это раздел экономики, который оптимизирует продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям.
Из определения становится очевидным, что логистика – понятие более широкое, чем экспедирование. Ближе к экспедированию товара будет понятие транспортной логистики.
Транспортная логистика подразумевает организацию перевозки грузов из одной точки в другую, с минимальными издержками по оптимальному маршруту. В этом случае два разных понятия становятся очень схожи по сути.
Задачами транспортной логистики являются:
В задачи экспедирования входят:
На первый взгляд в задачах имеются различия. Но нередко действия не соответствуют их квалификации. Отсюда следует, что четкую границу между этими двумя профессиями провести невозможно.
Ответственность экспедитора
Степень ответственности экспедитора по грузоперевозкам устанавливает ГК РФ и Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Также рамки ответственности определяются собственным Уставом компании, Трудовым кодексом, техникой безопасности, санитарными нормами, правилами ПБ и прочими постановлениями различных ведомств и законами РФ.
Экспедитор является ответственным за:
Права
По роду своей деятельности экспедитор может:
Почему стоит доверить груз экспедитору
Если нужно перевезти домашние вещи в пределах города, то можно обратиться к транспортной компании.
Аналогично можно поступить, если нужно доставить большую покупку из другого региона. В этом случае не потребуется решать много вопросов. Необходима только безопасная доставка.
Экспедитор решит вопросы доставки, если на поиск перевозчика нет времени.
Мультимодальные перевозки основаны на состыковке большого количества транспорта, на перегрузочных операциях в процессе. Экспедитор без опыта работы не сможет создать экономичную систему действий. Каждый простой транспорта в пути вызовет увеличение срока доставки в разы.
Доверяя многоуровневое дело профессиональной экспедиционной компании, можно быть уверенным, что найдутся оптимальные решения. Компании, стремящиеся к лидерству, постоянно изучают среду своей деятельности и стараются предупредить пожелания клиентов.
Проанализировав варианты сокращения расходов, транспортно-экспедиционная компания найдет решение, которое устроит обе стороны договора. Но сделать это под силу только профессионалу высокого класса с опытом работы. Профессиональные экспедиторы организуют доставку на высшем уровне, сэкономят время, сберегут средства грузоотправителя.