Кто такой военный атташе и его обязанности
Военный атташе
Смотреть что такое «Военный атташе» в других словарях:
Военный атташе — см. Атташе … Энциклопедия права
Военный атташе — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Военный атташе — см. Атташе … Большой юридический словарь
АТТАШЕ — (франц. attache, от attacher присоединять, прикрепить). Молодой дипломат, член посольства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТТАШЕ 1) причисленные к какому либо ведомству; 2) молодые люди, состояние… … Словарь иностранных слов русского языка
АТТАШЕ — АТТАШЕ, нескл., муж. (франц. attaché, букв. причисленный) (дипл.). Сотрудник посольства специалист в определенном круге вопросов. Военный атташе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
атташе — АТТАШЕ, нескл., м Должностное лицо при дипломатическом представительстве, являющееся специалистом консультантом в какой л. области. Военный атташе … Толковый словарь русских существительных
атташе — нескл., м. Должностное лицо при дипломатической миссии для консультации в какой либо области; военный атташе, торговый атташе. ► [Наташа:] Да уж поскорее ему звезду, папаша, а то что в самом деле атташе да атташе. // Достоевский. Униженные… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
атташе́ — нескл., м. Должностное лицо при дипломатическом представительстве, являющееся специалистом консультантом в какой л. области. Военный атташе. Торговый атташе. || Младший дипломатический ранг. [франц. attaché] … Малый академический словарь
атташе — неизм.; м. [франц. attache]. Сотрудник дипломатического представительства, являющийся специалистом консультантом в какой л. области. Военный, торговый а. А. по вопросам культуры. * * * атташе (франц. attaché, буквально прикреплённый),… … Энциклопедический словарь
АТТАШЕ — (фр. attache, букв. прикрепленный) 1) одна из младших дипломатических должностей. В РФ и ряде других государств младший или один из младших дипломатических рангов, 2) официальное лицо, причисленное к дипломатическому представительству как… … Юридический словарь
Военный атташе
Военный атташе
- 1 История военной дипломатии 2 Современность 3 Функции
Введение
Одновременно является советником дипломатического представителя по военным вопросам. Одним из направлений работы военного атташе является также уход за воинскими захоронениями своей страны на территории этой государства.
Он поддерживает постоянную связь между военными ведомствами (министерствами) обеих стран. На парадах, маневрах и других церемониях военного характера военный атташе является представителем армии своей страны.
Часто военный атташе (или атташе по вопросам обороны) имеет штат сотрудников, называемый военный атташат. В него могут входить военно-морские, военно-воздушные атташе и их помощники, а также просто аккредитованные сотрудники военного атташе.
1. История военной дипломатии
Дипломатия, разведка и военная дипломатия возникли и развивались практически одновременно. Эти виды деятельности перекликаются друг с другом. В разные времена эти виды деятельности связывали лишь с дипломатией. Но при исследовании военной дипломатии можно найти много аспектов, с помощью которых даже разведка отличается от военной дипломатии. В современном мире можно говорить, что разведывательная деятельность есть то самое, что и военная дипломатия. В них одинаковые цели, но методы сильно отличаются. Целью выступает защита интересов граждан путем сбора информации в зарубежных странах, в частности информация о планах и действиях правительств этих стран. Методы сбора информации различные и источники информации резко отличаются. Данные разведывательных управлений трудно проверить, поэтому они в большинстве случаев не проверяются. Дипломаты и военные атташе в своей деятельности опираются на Венскую конвенцию 1961 г., поэтому их информацию можно проследить и легче обнаружить источник информации ибо их источники не являются секретными.
Целью военной дипломатии можно определить сотрудничество различных государств в военной сфере и защиту государствами интересов своих граждан путем сбора информации. Это официальная деятельность государств, которая призвана облегчить сотрудничество государств в военной сфере. Одной из основных задач военных атташе и вообще военной дипломатии является информационно-аналитическое обеспечение государственного военно-политического руководства. В отличие от гражданской дипломатии, опирающейся на социальные, экономические, культурные и политические направления, военная дипломатия полностью сосредоточена на военном аспекте. Информация получаемая официально от руководителей страны пребывания и Министерства обороны и прессы. А это требует от военных дипломатов умения анализировать и разбираться в политических, технических, технологических вопросах и быть в постоянном контакте с собственным Министерством обороны.
Нужно отличать военных дипломатов от шпионов ибо военные дипломаты должны осуществлять официальные контакты между военными ведомствами. Для обеспечения этой деятельности государства Министерства обороны отправляют офицеров, которые временно находятся на службе в Министерстве Иностранных Дел. Они являются аккредитованными при Министерстве обороны страны пребывания. Кроме того, что они поддерживают связь с Министерством обороны, они являются консультантами глав дипломатических представительств по военным вопросам. Эти офицеры являются военными или военно-морскими или военно-воздушными атташе. Среди военных они особой социальной и профессиональной категории армейской касты. Иногда военные атташе имеют свой собственный штат и является фактически основным лицами после глав дипломатических представительств. В своей деятельности они опираются на Венскую конвенцию 1961 г., акты внутреннего права и различные внутриведомственные инструкции. Военные атташе наделены дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Но в Венской конвенции о дипломатических служащих не имеет отдельного раздела или статьи, которые бы регулировали статус военных атташе. Конвенция включает военных атташе в состав дипломатического персонала и все, что изложено в ней касается так же и военных дипломатов. Существует только одно замечание, по поводу назначения на должность. В отличие от других членов дипломатического персонала, военные атташе получают консентман, который выступает в роли согласия на деятельность данного должностного лица. Само назначение носит двойственный характер, потому что нота направляется ведомства иностранных дел и оборонного ведомства где рассматривается данная кандидатура. В этой ситуации основная ответственность возложена на Министерство обороны.
Эта процедура отдельно не прописана в Венской конвенции 1961 о дипломатических служащих, но в ст. 7 указано: «. что касается военных, военно-морских и виськово-воздушных атташе то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались и согласовывались». С момента, когда будущий военный атташе получил консентман, он вписывается в дипломатического персонала и приступает к выполнению своих функций. А функции этих должностных лиц детально выписаны во внутригосударственных законах и внутриведомственных актах. В Украине основным документом является «положение о порядке взаимоотношений между Министерством обороны Украины и военными атташе иностранных государств».
Военная дипломатия зародилась давно, но процесс ее становления затянулся на много лет, только в первой трети XIX века приобретя определенных общепринятых форм. Впервые понятие «военный атташе» встречается в приказе, изданном по военному ведомству Франции, датированном 23 февраля 1833 года где в частности указывалось, что «офицеры генерального штаба могут быть прикрепленными (на французском языке атташе означает придан, прикрепленный) до посольств для выполнения дипломатических поручений
В Российской империи начало становлению института военных атташе положил император Александр II, подписав 22 июня 1856 указ о принятии «положение о военных агентов и лиц, их заменяющих». Процесс становления завершился гг И связано это с военной напряженностью, которая была тогда в мире. В Украине прототипы такой службы существовали в гг
Необходимость создания в вооруженных силах Украинского Государства специальных разведывательных органов для получения разнообразной военной, военно-политической и военно-технической информации относительно стран вероятного или действующего противника обусловливалась рядом конкретно-исторических обстоятельств.
Первые военные и военно-морские атташе Украинского Государства были аккредитованы летом-осенью 1918 года в Румынии военный атташе полковник В. Середин и военно-морской атташе капитан II ранга С. Багманов), Османской империи (военный атташе полковник Васильев, которого впоследствии заменил генерал-хорунжий С. Дельвиг и военно-морской атташе капитан I ранга Зарудный), Австро-Венгрии (военно-морской атташе капитан II ранга Л. Дашкевич-Горбатський) Швейцарии (военный атташе хорунжий Л. Дроздовський. Годом позже, уже в период Директории военные атташаты были открыты при посольствах Украины во Франции, Польше, Грузии, Италии.
Таким образом, планы организации деятельности разведки направлялись на всестороннее разведывательное изучение смежных с украинским государством стран. Но главными направлениями разведывательных усилий были советская Россия и Румыния.
Как видим, начатая еще Центральной Радой работа по формированию регулярной национальной армии и ее разведки не прекращалась, но оккупационные власти не давали окончательного согласия на то, чтобы дело сдвинулось с места. Так, равноправное сотрудничество в области обмена разведывательной информацией со спецслужбами австро-германского блока так и не удалось наладить. Оккупационные власти были заинтересованы в том, чтобы Украина платила за «услуги» немецких и австро-венгерских войск, их разведки и контрразведки, а не укрепляла свою армию и спецслужбы. Документы Генштаба Украинского Государства дают определенное представление о главных формы и методы работы, которые планировалось использовать для получения секретной военной и политической информации. К этим формам принадлежали «периодическая посылка за границу секретных агентов по особым поручениям», использование «постоянных особых агентов за рубежом» (вероятно, в виду имелись завербованы граждане иностранных государств или же сотрудники нелегальных резидентур украинской разведки). Заграничная агентура и сотрудники разведки должны были организовывать «покуп. важнийших секретных документов (например, планов мобилизации), стоимость которых числится на десятки, а то и сотни тысяч рублей».
Официально концептуальные подходы к формам и методам деятельности первых военных атташе Украины изложены в утвержденной 4 сентября 1920 Главным атаманом армии УНР Петлюрой «Инструкции для военных агентов и для лиц, которые их заменяют».
В процессе исследования получены определенные данные и о наличии в структуре Генштаба Гетманата отдельного подразделения военной контрразведки. Вопросами оперативного обеспечения вооруженных сил занимались: контрразведывательное отделение Генштаба и соответствующие службы ДДВ. Руководящим органом военной дипломатии в составе Генштаба был отдел зарубежного связи или зарубежный отдел. Именно это подразделение взял на себя основную нагрузку по формированию системы военно-дипломатического представительства Украины, поскольку военный атташат «необходим для постоянной связи с центрами мысли и военной науки дружественных государств, а также для ознакомления с положением и продвижением военных действий в них». Так, за намерениями Генштаба главными функциями военной дипломатии должны быть снабжения информацией о состоянии вооруженных сил иностранных государств и изучения лучших достижений военно-теоретической мысли за рубежом.
2. Современность
В настоящее время также существует военная дипломатия, но она пользуется другими методами и военные атташе не шпионы, а профессиональные военные, которые разбираются в политических, технических и технологических вопросах. Сегодня в Украине, как и в других странах мира существует институт военных атташе. В своей деятельности они опираются на Венскую конвенцию 1961 г. о дипломатических служащих, внутреннее законодательство и внутриведомственные постановления. Нормативно статус военных атташе долгое время не был четко определен, то не было соответствующих законов или постановлений. В основном опирались на основополагающие нормативно-правовые акты, в частности Положение о Министерство обороны Украины ( 21 августа 1997). Согласно приказу министра обороны от 2 февраля 2000 был согласован статус военных атташе.
Положение о порядке взаимоотношений между Министерством обороны Украины и военными атташе иностранных государств и их заместителями, аккредитованными в Украине определило суть этого института и его понимание с точки зрения украинского законодательства. Положение подтвердило общепринятые нормы. Так, военные атташе аккредитуются при Министерстве иностранных дел Украины по согласованию с Министерством обороны Украины. (Ст 1 п.2). Всего статья 1 указывает, что военные атташе являются членами дипломатического персонала, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В своей деятельности они руководствуются положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
А также указано, что это положение осуществляется с учетом принципа взаимности. То есть одной из основных категорий дипломатического права. А потому военные атташе, когда приступают к выполнению своих функций становятся членами дипломатического персонала со специфическими функциями. Порядок назначения военных атташе мало чем отличается от мировой практики. Военный атташе приступает к выполнению своих обязанностей после завершения процесса аккредитации и представления директору Департамента международного сотрудничества Министерства обороны Украины. Процесс аккредитации носит двойственный характер. Просьба в виде ноты с биографической справкой направляется в Министерство иностранных дел Украины. Министерство иностранных дел Украины в случае одобрения кандидатуры Министерством обороны направляет ответ. Если кандидатура не одобрена то ответ не направляется. Когда военный атташе прибыл в страну пребывания, он наносит первый визит в директора Департамента международного сотрудничества Министерства обороны. Так же и перед завершением своей миссии он наносит визит директору Департамента. В свою очередь Департамент должен организовать представление военного атташе первому заместителю начальника Генштаба ВСУ.
Согласно родов войск осуществляется представления других атташе. Например военно-воздушных атташе представляют начальнику штаба ВМС Украины. В военных дипломатов так же существует корпус военных атташе и определяется дуайен. Иерархия устанавливается по дате представления руководству Департамента. Дуайеном может быть военный атташе, который имеет постоянную резиденцию в г. Киев и раньше других притупил к выполнению своих обязанностей. При отсутствии дуайена, его обязанности выполняет следующий по иерархии военный атташе. Эти положения указаны в ст. 3 и ст. 5 Положения.
3. Функции
Военный атташе выполняет специфические функции. Их специфика заключается в том, что они отличаются от функций других дипломатов. Военные атташе занимаются исключительно военной сферой. Хотя задачи и цели одинаковы. Функции военных атташе можно свести к трем основным функциям обеспечения информацией собственного военно-политического ведомства, поддержание связей с Министерством обороны страны пребывания и улучшение сотрудничества в военной сфере, в случае необходимости выступать консультантом главы дипломатического представительства в военных вопросах. В Положении определены источники из которых военный атташе может взять информацию. Во-первых, это официальные контакты военного атташе с военным руководством страны пребывания, во-вторых информация СМИ и ежегодное издание «Белая Книга». Обмен информацией ограничивается в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственной тайне» и согласно международному договору о защите секретной информации между Украиной и страной, которую представляет военный атташе. (Ст. 4 Положения). Таким образом деятельность военных атташе строго ограничена и определяется соответствующими нормативно-правовыми актами. Специфичность деятельности военных атташе состоит именно в характере функций, которые они выполняют.
Военная дипломатия является важной сферой деятельности государства. Это дипломатическая деятельность в военной сфере. Специфичность военного дела обусловило появление такого института, содействует деятельности органов внешних сношений, в том числе дипломатических представительств за рубежом. Главным для понимания военной дипломатии и деятельности военных атташе есть понимание того, что она отличается от дипломатии и не является разведкой. Военная дипломатия не существует отдельно от дипломатии, но они имеют много различий. А потому важно понимание понятий дипломатия, военная дипломатия и разведка и их отличия друг от друга.
Приложение N 27. Должностной регламент атташе
Приложение N 27
к приказу МИД России
от 21 сентября 2015 г. N 18151
Примерный должностной регламент
федерального государственного гражданского служащего центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации
(наименование должности представителя нанимателя
либо лица, уполномоченного нанимателем)
(подпись) (фамилия, инициалы)
от «___»_________ 201_ г.
Должностной регламент атташе
(указать наименование отдела и департамента)
Атташе непосредственно подчиняется начальнику отдела (указать наименование отдела и департамента).
II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (стажу государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности
3. Для замещения должности атташе устанавливаются следующие требования:
а) наличие высшего образования;*
в) профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения центрального аппарата МИД России; обеспечения выполнения поставленных руководством задач; планирования и организации своей работы; эффективного использования служебного времени; анализа и прогнозирования деятельности на порученном участке; ведения деловых переговоров и бесед, в том числе с представителями иностранных государств и международных организаций; публичного выступления перед отечественной и иностранной аудиториями; ведения политической и информационно-разъяснительной работы; поддержания взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, деловых кругов, общественными, научными и религиозными организациями, официальными лицами, иностранными и международными структурами; получения необходимой информации; подготовки и редактирования дипломатических и служебных документов, в том числе писем, ответов на запросы, отчетов, нот, записей бесед, справок и информации, осуществления их экспертизы; нормотворческой деятельности; систематического повышения профессиональных знаний; использования в работе опыта и мнения коллег, иностранной и международной практики, современных научных достижений; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, управления электронной почтой; разработки инициативных предложений по совершенствованию работы на порученном участке.***
III. Должностные обязанности, права и ответственность
4. В перечень должностных обязанностей атташе входит:
(Перечислить должностные обязанности атташе).
6. Атташе осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами (распоряжениями) МИД России, поручениями Министра иностранных дел Российской Федерации и его заместителей, поручениями директора Департамента (указать наименование департамента) и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей), поручениями начальника отдела (указать наименование отдела и департамента).
7. Атташе за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Перечень вопросов, по которым атташе вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения
8. При исполнении служебных обязанностей атташе вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
(Перечислить вопросы, по которым атташе вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения).
9. При исполнении служебных обязанностей атташе обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:
(Перечислить вопросы, по которым атташе обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения).
V. Перечень вопросов, по которым атташе вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений
10. Атташе в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:
(Перечислить виды проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, в подготовке которых вправе участвовать атташе в соответствии со своей компетенцией).
11. Атташе в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:
положений об отделе и (или) департаменте;
графика отпусков гражданских служащих департамента;
иных актов по поручению непосредственного руководителя и руководства МИД России.
VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений
12. В соответствии со своими должностными обязанностями атташе принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
VII. Порядок служебного взаимодействия
13. Взаимодействие атташе с гражданскими служащими МИД России, гражданскими служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), и требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона о гражданской службе, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МИД России.
VIII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом МИД России
14. Указать полный перечень оказываемых государственных услуг либо сделать запись, что государственные услуги не оказываются.
IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности
15. Эффективность профессиональной служебной деятельности атташе оценивается по следующим показателям:
выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
своевременности и оперативности выполнения поручений;
качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);
профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);
способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений.
Фамилия, имя, отчество
Дата и роспись в ознакомлении с должностным регламентом и в получении его копии
Дата и номер приказа о назначении на должность
Дата и номер приказа об освобождении от должности
** В случае если в должностные обязанности гражданского служащего, замещающего должность атташе, входят функции по созданию, развитию и администрированию информационных систем в центральном аппарате МИД России, а также использование программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию государственных функций, то в его должностной регламент дополнительно включаются следующие профессиональные знания: систем взаимодействия с гражданами и организациями; учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения федеральными государственными органами основных задач и функций; систем межведомственного взаимодействия; систем управления государственными информационными ресурсами, информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных; систем управления электронными архивами, систем информационной безопасности, систем управления эксплуатацией.
*** В случае если в должностные обязанности гражданского служащего, замещающего должность атташе, входят функции по созданию, развитию и администрированию информационных систем в центральном аппарате МИД России, а также использование программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию государственных функций, то в его должностной регламент дополнительно включаются следующие профессиональные навыки: работы с системами взаимодействия с гражданами и организациями, с системами межведомственного взаимодействия, с системами управления государственными информационными ресурсами, с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и анализ данных, с системами управления электронными архивами, с системами информационной безопасности, с системами управления эксплуатацией.