Кто такой волколак в славянской мифологии
Славянский оборотень Волколак. Какой силой обладает и как от него защититься?
Легенды о людях в образе волка встречаются в фольклоре всех европейских стран. Вервульфы у иностранцев, у наших предков-славян они назывались Волколаками или Волкодлаками. Суть этих существ едина: обращение из человека в волка. Сейчас мистический образ часто используют в арте.
Кто это такой в славянской мифологии?
Волк у славян был самым популярным животным, в которого перевоплощались люди. Связано это с тем, что наши предки считали его священным и даже преклонялись как перед родоначальником.
Способы превращения в Волколака:
Тревожными признаками считались:
Как выглядит и какую силу имеет: описание и фото
На картинках древние славяне изображали Волколака как крупного волка. Особенность оборотня — колени вывернуты в нехарактерную для животных сторону. По некоторым преданиям у оборотней нет хвоста в отличие от обычных волков. Волколаки легко встают на задние лапы.
В человеческом обличье у оборотней тоже есть особенная черта: жесткие густые черные волосы.
Сила Волколака во много раз превосходит человеческую и в несколько — звериную. Недаром воины специально разведывали способы перевоплощения, чтобы увеличить свои шансы на победу над врагами в сечах.
Оборотни, которые перевоплотились добровольно, и в зверином обличье сохраняют человеческую разумность и память.
На картинках вы можете увидеть изображение Волколака:
Как защититься?
Не всегда Волколаки изображаются в легендах агрессивными. Порой оборотни просто не могут противиться своей природе и лунными ночами гуляют по лесам в волчьей шкуре. К людям они даже не приближаются.
Но если человек стал Волколаком с кровожадными намерениями, для защиты своей жизни люди:
Убить же оборотня, когда он в человеческом обличье можно, пронзив его сердце колом из боярышника.
Кто-то верит в истории из славянских мифов, ведь раньше человек общался с природой на равных, был ближе к своей животной сущности. А для скептиков природу возникновения сказаний о Волколаках объясним так: это аллегория на присущие каждому человеку звериные качества. Суметь воспитать в себе человека или периодически выпускать своего «Волколака» наружу — решать нам.
Видео по теме
Подробнее о Волколаках рассказано в этом полезном видео:
Оборотни у славян
Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.
Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).
Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).
По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.
Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:
«На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»
Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».
Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.
«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».
В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.
А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:
А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.
Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим ( другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).
Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «. князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал. Херсоню великому волком путь перерыскивал. » (Слово о полку Игореве).
Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.
Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.
С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.
ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ
Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).
Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.
Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.
Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).
СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ
Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром — золотые рога.
Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).
Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.
Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.
Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.
Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.
СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА
Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.
Вытащить волшебный топор из пня.
Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.
Накрыть волка человеческой одеждой.
Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).
Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.
Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ
Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».
Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).
От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).
Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.
Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.
Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.
Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «. и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»
Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.
Славянские рыкари волкодлаки на Руси: правда и вымысел
Слышали ли вы когда-то о рыкарях? Ничего удивительного нет в том, если не слышали, ведь сведений о них не так много, только обрывки. Рыкари, в самом названии слышится что-то рычащее. Что говорят современные мифы, кем на самом деле были рыкари и волкодлаки на Руси?
Кто такие рыкари волкодлаки
Согласно историческим данным, один рыкарь волкодлак способен в одиночку победить от десяти до двадцати соперников. А два рыкаря без страха могли броситься в битву с сотней противников.
Волкодлаки в славянской мифологии
Почему рыкарей называли волкодлаками? Волкодлаки в славянской мифологии считались людьми-оборотнями. Мифология тоже обладает своей структурой. Ее задача — объяснить то, что происходило в окружающем мире.
Западноевропейская мифология считала волкодлаков негативными персонажами, в то время как у славян они могли выступать великими воинами, защитниками людей.
Итак, славянская мифология рассматривает рыкаря не только как воина, но и оборотня (волкоклака). Человек-волк — это самый популярный мифологический образ. Возможность обращаться в животного приписывали даже князьям, об этом можно прочесть в летописях.
Принято было считать, что воин, который хотел обрести покровителя в виде животного, должен был сразиться с ним обнаженным один на один. Именно поэтому рыкарей очень боялись. А если же он одерживал победу над животным, то становился еще сильнее.
Правда и вымысел про рыкарей на Руси
Многие слышали о берсеркерах из древней германии. Они сравнивали себя с медведями, были храбрыми безрассудными. Эти воины оставили воспоминания о себе в римских письменах. Природная дикость, устрашающий вид и упрямство, именно так их описывал Тацит. Но уже позднее, в шестом веке, историк Иордан упомянул в своих записях о славянах. Здесь было указано, что они вступали в сражение с не менее звериной яростью.
Можно предположить, что рыкари — это те же берсерки или же их аналоги. Такая точка зрения имеет много сторонников. Она обосновывалась на том, что один воин мог справиться с десятком противников. Но на самом деле никаких доказательств этому факту нет, только предположения.
Следующий факт существования рыкарей можно назвать самым правдоподобным. Вполне вероятно, что это были отдельные войска со специальным предназначением. У них была главная задача — напугать противника грозным, звериным рычанием. Применяя свой талант на поле боя, они пугали не столько противника, сколько коней. Уже позже, в начале пятнадцатого века, вместо этого злобного рычания начали использовать артиллерию для запугивания лошадей.
Заключение
Так можно ли назвать рыкарей правдой? К сожалению, к нашему времени о них дошло мало достоверных источников и письмен. Поэтому, кем на самом деле были рыкари и существовали ли они на самом деле мы можем лишь предполагать.
Смотрите также видео о славянских волкодлаках:
Чем отличается волколак от оборотня?
Оборотничество — особое умение, которым наделялись Ведающие люди. Чаще всего в славянской мифологии встречаются примеры превращения людей в волков и наоборот. Такой оборотень назывался волколак или волкодлак. Про них есть легенды и поверья, множество леденящих кровь историй.
Волколак — кто это?
Надо отметить, что наиболее часто люди, наделенные способностями к оборотничеству, превращались в диких животных: медведей, лисиц, диких кошек, но гораздо чаще — в волков. Объясняется такой «перекос» тем, что волк долгое время являлся священным животным славян, многие племена поклонялись ему как родоначальнику. Ходили легенды, что представители того или иного рода могут по своей воле превращаться в волков — обычно в бою, во время охоты, для того, чтобы дать отпор врагу или скрыться от его глаз.
В отличие от колдунов, умеющих оборачиваться в других животных, птиц или предметы, волкодлак — больше зверь, чем человек. Но среди других волков он выделяется мощью, умом, чутьем, часто является вожаком стаи. Даже в зверином облике волколак сохраняет человеческие навыки и знания.
Узнайте больше
о мифологии славян:
Какие легенды сказывали о волколаках?
Если в западноевропейских мифах и поверьях «человек-волк» — однозначно негативный персонаж, которого опасались, боялись и героически побеждали, то у славян волколаками могли быть герои, боги, уважаемые люди, представители знатных родов. Был миф, что князь Олег, прозванный «Вещим», был Волколаком. Про князя Всеслава Полоцкого, обладавшего, судя по воспоминаниям современников, способностями Ведуна, «Слово о Полку Игореве» говорит прямо:
«Ночью волком рыскал… великому Солнцу путь перебегал»
Мифический герой Волх Всеславьевич, рожденный от связи земной женщины и Змея, способен оборачиваться в серого волка и превращать в волчью стаю своих соратников. Другой персонаж славянских сказаний, Змей Огненный Волк, обладает подобными способностями. Вспомним сказку о Иване-Царевиче и Сером Волке, где, судя по всему, зверь является волкодлаком, помогает главному герою совершать подвиги.Таким образом, можно представить, что волколак в славянской мифологии — персонаж либо нейтральный, либо даже положительный.
Чем отличается волколак от других волков и людей?
Людей-волколаков описывали по-разному. Считалось, что некоторые люди от природы имеют склонность к оборотничеству. Это связывалось с обстоятельствами их зачатия и рождения: например, если ребенок был зачат в «нечистый день», рожден в «сорочке», появился на свет с зубами, имеет две макушки, у человека срослись брови, обильная растительность на теле, то, скорее всего, он может стать волкодлаком.
Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу.
В большой праздник работать нельзя. Вот в одной семье работали. У них сын родился. А сын превратился в волка.
Однако истинную сущность такого оборотня может показать отражение в водной глади или зеркале. Если перед вами волколак, то зверь отразится человеком, а человек — зверем.
Как становятся волколаками?
Есть три способа стать человеком-волком. Во-первых, есть волкодлаки урожденные: либо зачатые или родившиеся в особые дни, с особыми признаками. Они не могут противиться своей природе: рано или поздно она проявит себя.
Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком.
Во-вторых, волколаки — часто колдуны, превращаются в волков по желанию, с помощью особых обрядов и заговоров. Приводятся примерные описания ритуалов обращения в зверя:
Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувыркнулся между ними через голову.
И, наконец, последний способ — быть заколдованным Ведуном и обратиться в волка поневоле. Часто это случалось с молодоженами и гостями в день свадьбы, если они не почтили местного колдуна, как-то досадили ему либо в качестве порчи со стороны тех, кто не хочет, чтобы этот брак состоялся. Они бегают по лесам, часто в оборванной праздничной одежде (по которой их узнают), пока их кто-либо не расколдует или не пройдет установленный колдуном срок.
А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут.
Такие «волки поневоле» старались держаться подальше от своих диких собратьев, не боялись людей и даже подходили к ним, иногда отказывались от охоты на дичь и поедания мяса, чтобы снова стать людьми.
Способы превращения волкодлака
Когда колдуны превращали других людей в волков, они читали заговоры на определенные предметы и кидали их под копыта коней свадебного поезда. Часто для этой цели использовались пояса и платки. Чтобы превратить волкодлака обратно в человека, надо было накинуть на него любой предмет гардероба и прочитать особый заговор.
Защита от волкодлака
Волкодлак не всегда опасен, но если человек обратился в зверя с намерением удовлетворить свои кровожадные наклонности, следовало помнить, чего он боится. Перед походом в лес, на охоту надевали обереги, обычно из серебра. Волкодлака подчас очень сложно, практически невозможно уничтожить физически, так как он обладает сверхъестественной силой и быстротой. Однако если его ранить и пролить кровь либо громко назвать по настоящему имени, то можно нейтрализовать.
Чтобы защититься от превращения в волков на свадьбе, старший дружка, в роли которого часто выступал местный Ведун, предпринимал ряд особых ритуалов.
Волкодлак — особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделяли себя от нее, как нынче. Изучая славянскую мифологию, не перестаешь поражаться, насколько мудры были наши предки. Их мудрость передана в известных мифологических сюжетах, которые мы можем изучить.
Волколаки – как славяне определяли оборотней?
Народное воображение породило множество жутких существ, что стали частыми героями предания и легенд. Один из таких – волколак. Именно так называли тех, кто мог менять свой облик. Существовало множество поверий о том, что по ночам колдуны могут превращаться в разных животных и птиц.
Чаще всего объектом перевоплощения служил волк – опасный и умный хищник, в которого и обращался ведьмак. Эти истории кажутся чистой воды вымыслом, однако даже в исторических источниках сохранились упоминания о волколаках – да ещё и весьма знатного происхождения. Кто же такие эти существа? Что рассказывали о них? Как можно было защититься от волколака или определить, что вполне обычный человек является им?
Кто это?
Волколаком (волкодлаком) славяне называли человека-оборотня, что мог принимать облик зверя. Считалось, что люди, имеющие способности к перевоплощению, часто принимают облик кошек, собак, птиц, лесных животных.
Долгое время волк считался священным животным древних славян. Во времена тотемизма люди поклонялись этому зверю как прародителю, а потому наиболее часто в историях о волколаках фигурирует именно этот серый хищник.
Однако, несмотря на сходство волколака с обычными колдунами, способными менять внешний облик, существовали значительные различия. В отличие от могущественных ведьмаков, волколак был более зверем, нежели человеком. Однако он не терял ума, навыков и знаний даже в волчьем обличье.
Волколак / © Алла Холодилина
Волколак и оборотень – одно и то же?
Может появиться впечатление, что славянский волкодлак – аналог европейского оборотня, но это не так. В преданиях народов Европы оборотни фигурируют как однозначно негативные персонажи, кровожадные убийцы и мстители. Однако с волколаками не всё так просто.
Сохранилось немало источников, где даже известные личности истории Руси, князья, называются волколаками – причём в положительном контексте. Князь Олег, который получил прозвище “Вещий”, также мог принимать облик волка. Но самым известным среди русских правителей стал Всеслав Полоцкий, которого часто называют князем-оборотнем.
В «Слове о полку Игореве» так рассказывается о Всеславе:
“Ночью волком рыскал… Великому солнцу путь перебегал…”
При этом князь пользовался всеобщим уважением среди воинов. Рассказывали, что несколько раз он был пленён, однако благодаря своим способностям сумел спастись и укрыться от неприятеля.
В мифах славян появляется и Волх Всеславьевич, знаменитый герой, что также мог принимать волчий облик по своему желанию. При необходимости он превращал в волчью стаю своих соратников, что помогало воинам выслеживать врага и неожиданно атаковать его. Кстати, если вспомнить сказку об Иване-царевиче и Сером Волке, станет ясно, что говорящий и разумный зверь, вероятно, также является волколаком.
Славянский волколак
Черты волколака
Но как же отличить обыкновенного человека от того, кто способен превращаться в волка? Людей-волколаков описывали по-разному. Нередко такие аспекты связывались с днями зачатия или особенностями рождения. Считалось, что волколаком может стать ребёнок, зачатый в “нечистый” день.
Оборотнем могли назвать и малыша, родившегося с зубами, со сросшимися бровями или обильной растительностью на теле. Причина появления волколака могла крыться и в поведении родителей. Поговаривали, что люди, работающие в большой праздник, могут стать родителями оборотня.
Волколак / © Pavel Loginov / brodyaga_sao.artstation.com
Однако с возрастом волколак становится практически не отличим от обыкновенного человека. Чтобы понять, оборотень перед вами или нет, нужно посмотреть на его отражение в зеркале или воде. Если волколак в зверином облике – отражение покажет человека, и наоборот.
Но даже и без зеркала определить по зверю, волколак ли он, достаточно легко. Он отличается крайне разумным поведением, “человеческим” взглядом. Колени такого волка часто выгнуты в обратную сторону, из-за чего он может с лёгкостью встать на задние лапы. Если такому хищнику будут нанесены раны, они останутся на нём и при возвращении человеческого обличья.
Волколак – славянский оборотень
Встреча с волколаком
Как я уже заметила, в славянском мировосприятии волколаки не всегда были опасными существами. Но если такой человек-зверь отправлялся в лес, чтобы утолить кровожадные инстинкты, следовало защититься от его нападения. Для этой цели охотники и странники носили с собой серебряные обереги. Предания о серебряной пуле принадлежат к европейскому фольклору.
Волколак – человекоподобный зверь