Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Всеслав Полоцкий

Всеслав Полоцкий

Всеслав Брячиславич
Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве
Юбилейная монета Белоруссии с изображением Всеслава Брячиславича.
Князь Полоцкий
1044 — 1068
Предшественник:Брячислав Изяславич
Преемник:Мстислав Изяславич
Великий князь Киевский
14 сентября 1068 — апрель 1069
Предшественник:Изяслав Ярославич
Преемник:Изяслав Ярославич
Князь Полоцкий
1071 — 14 апреля 1101
Предшественник:Святополк Изяславич
Преемник:Давыд Всеславич
Вероисповедание:Православие
Рождение:ок. 1029
Смерть:14 апреля 1101
Династия:Рюриковичи
Отец:Брячислав Изяславич
Дети:сыновья: Давыд, Глеб, Борис, Роман, Святослав, Ростислав и Рогволод

Всесла́в Брячисла́вич, Всесла́в Ве́щий, ок. 1029—1101), князь полоцкий (с 1044), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун, а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).

Содержание

Происхождение и необычная примета

Современникам и потомкам запомнился как «волхв», чародей. «Повесть временных лет» сообщает, что мать родила Всеслава «от волъхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его». Волхвы сказали матери князя: «Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего»; и его Всеслав «носить… и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровьпролитье» (следовательно, этот текст написан ещё при жизни Всеслава). Эта цитата толкуется по-разному: «язвено» понимали как родимое пятно, на котором князь носил повязку; по другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (часть плаценты) на себе как амулет.

Борьба с соседними княжествами

В том же году против него выступили совместно правившие трое Ярославичей («триумвират») — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. В битве на Немиге 3 марта 1067 года Всеслав потерпел поражение, был обманом захвачен в плен на мирных переговорах и приведён в Киев, где его и двоих его сыновей посадили в «поруб» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого).

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Киевское княжение и возвращение в Полоцк

Вскоре затем, однако, Ярославичи были разбиты половцами в битве на Альте. В результате 15 сентября 1068 года в Киеве вспыхнуло восстание, в ходе которог киевляне выпустили Всеслава из поруба и возвели на княжеский престол; Изяслав бежал в Польшу. Узнав, что Изяслав возвращается с поляками, и чувствуя неустойчивость своего положения, Всеслав уже после семи месяцев правления ночью бежал в Полоцк, но Ярославичи выгнали его и оттуда. Воспользовавшись вскоре возникшим раздором между ними, Всеслав помирился в 1071 году с Изяславом и вернул себе родовой Полоцк, где княжил ещё тридцать лет, вплоть до смерти, хотя отношения с Киевом при наследниках Изяслава — Всеволоде и Владимире Мономахе — у него вновь испортились.

При нём (1066) в Полоцке воздвигнут кафедральный собор Святой Софии, сохранившийся до настоящего времени и являющийся древнейшим архитектурным памятником Белоруссии. Собор (как и одноимённая церковь в Чернигове) явился символом амбиций Полоцка, притязаний на равенство со столичным Киевом. Колокола собора привезены Всеславом из разграбленного Новгорода, где были сняты с новгородского Софийского собора, это разорение новгородцы припоминали полочанам ещё в конце XII века.

После смерти Всеслава Полоцкое княжество разделилось на 6 или 7 уделов.

Брак и дети

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

На ком был женат Всеслав, неизвестно. Традиционно считается, что у него было 7 сыновей, но ряд исследователей считают, что Борис — это крестильное имя Рогволода, и сыновей было всего 6. Также дискуссионным является старшинство этих сыновей и уделы, в которых они правили. Сыновья:

Всеслав в древней литературе и фольклоре

В Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем, активно «искавшим» киевского великокняжеского стола, тогда как, по летописи, он скорее оказался на нём помимо воли. Кроме того, известие о посещении Всеславом Тмутаракани не находит соответствия в летописях. Не все места в этом отрывке трактуются однозначно. Автор «Слова» приводит также «припевку» о Всеславе, сочинённую его современником Бояном, придворным певцом Ярославичей, где тот грозит Всеславу Божьим судом.

На Немиз ѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоц ѣ животъ кладутъ, в ѣ ютъ душу отъ т ѣ ла. Немиз ѣ кровави брез ѣ не бологомъ бяхуть пос ѣ яни, пос ѣ яни костьми рускихъ сыновъ.

Личность Всеслава и события киевского восстания 1068 года отразились в былине «Вольх Всеславьевич»; здесь популярный в народе герой также освобождён восставшими горожанами из темницы; его оппонент — не Изяслав, а общеэпический «князь Владимир»; повторяется известный по «Слову о полку Игореве» мотив оборотничества главного героя. Упоминается также борьба с половецким ханом Шаруканом (Шарк-великан, Кудреванко-царь), который воспользовался киевским восстанием для набега на Русь.

Источник

Князь-оборотень Всеслав Полоцкий

Правнук Владимира Святого всю жизнь соперничал с потомками Ярослава Мудрого, а в народном сознании остался колдуном, представителем потустороннего мира.

Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя…
Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано
у Святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.

Безымянный автор «Слова о полку Игореве» очень часто на страницах своего произведения обращался к личности князя Всеслава Полоцкого — фантастические элементы соседствуют на страницах этого шедевра древнерусской литературы с прославлением известного предка. Вокруг этого имени ходило (и ходит до сих пор) множество легенд, образ Всеслава внушал уважение, страх, гордость — наверное, настолько же многогранную личность трудно найти в домонгольской истории Руси.

Полоцкое княжество — изгой земли Русской

В 980 году князь Владимир, будущий креститель Руси, организовал сватовство к дочери полоцкого князя Рогволда, Рогнеде. Отказ барышни идти замуж за «сына наложницы» послужил, согласно Повести Временных Лет, причиной опустошительного похода Великого Князя на Полоцк, разрушения города и убийства Рогволда.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Именно с тех давних времён оформляется «особое» положение Полоцкого княжества в системе древнерусских государств. Несмотря на то, что линия полоцких князей была непосредственно связана с Владимиром — престол занимали потомки от его брака с Рогнедой — они всегда стояли особняком в круговороте политических событий, проходивших на Руси до прихода монгольских завоевателей.

Автор текста Повести Временных Лет, видимо, озаботившись обоснованием такого странного положения западного княжества, приводит на страницах летописи историю о покушении Рогнеды на Владимира и заступничестве за мать их сына, Изяслава. По совету ближайших сподвижников, киевский князь принял решение восстановить разорённое княжество — он построил город Изяславль и отправил княжить туда своего сына вместе с матерью. Так, спустя несколько десятилетий, династия Рогволда вновь стала править Полоцкой землёй.

Потомки Изяслава Владимировича постоянно враждовали с остальными Рюриковичами. Полоцкое княжество проводило активную политику в Прибалтике — данью были обложены племена, проживавшие на территории современной Латвии и Литвы. Постоянными стали столкновения с Новгородом: первый конфликт датируется 1021 годом, когда Брячислав Изяславич разорил торговую столицу Руси и вывез оттуда богатую добычу.

Апогея своего развития княжество достигает при правнуке Владимира Святого — Всеславе Брячиславиче. Его правление совпало с соперничеством сыновей Ярослава за Киевский престол.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Всеслав Брячиславич против Ярославичей

Описание рождения Всеслава в древнерусской летописной традиции сопровождалось высокой степенью мифологизации. Мать родила будущего полоцкого князя «от волхования» и младенец появился на свет с язвой на голове. Современные исследователи по-разному трактуют это сообщение: одни указывают на родимое пятно, которое Всеслав вынужден был скрывать под головным убором или повязкой, другие — что речь идёт о плаценте, часть которой князь на протяжении всей жизни имел при себе в качестве амулета.

Правление «князя-оборотня» началось в 1044 году. Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем когда бы то ни было: подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге. На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты. Среди них, например, Менеск (Менск) — современная столица Республики Беларусь.

Но главное, чем запомнился князь Всеслав — соперничеством с другими Рюриковичами. Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком неслучайно — практически ни одно крупное политическое событие второй половины XI века не обходилось без его участия.

Первоначально полоцкий князь был лоялен к Ярославичам и даже участвовал в их походе против тюркского племени торков (предков знаменитых «чёрных клобуков»). Однако в дальнейшем между князьями как будто пробежала чёрная кошка. В 1065 году Всеслав осаждает Псков. Это мероприятие не увенчалось для князя успехом. Через два года полоцкая дружина подошла к Новгороду и учинила там форменный погром — часть города была предана огню, а колокола Софийского собора увезли в Полоцк.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Зачем Всеславу понадобилась церковная утварь? Дело в том, что в то время основными храмами на Руси считались две «Софии»: Киевская и Новгородская. Всеслав заложил третью, Полоцкую, чтобы повысить престиж своего княжества на Русской земле и сформировать третий политический и культурный центр Руси. Некоторые учёные, говоря о причинах такого вызывающего поведения князя, указывают на его желание «отомстить» Рюриковичам за историю 980 года — уничтожение Полоцка Владимиром. В наше время трудно установить действительные мотивы действий Всеслава. Однако факт остаётся фактом — он расположил против себя «триумвират» сыновей Ярослава Мудрого.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

3 марта 1067 года на реке Немиге состоялось сражение — «триумвират» единым фронтом выступил против полоцкого князя. Автор «Слова о полку Игореве» так описывал его итоги: «На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными… Немизе кровави брезе… посеяни костьми руских сынов». Всеслав потерпел поражение, однако смог избежать пленения и вернуться в Полоцк. Бегство противника не отвечало интересам Ярославичей, и они прибегли к хитрости — поклявшись на кресте в том, что Всеславу будет обеспечена безопасность, князья предложили встретиться в Орше для урегулирования сложившегося положения. Полоцкий князь поверил «триумвирату» и поплатился за это. 10 июля 1067 года он был пленён и посажен в тюрьму в Киеве.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

В «порубе» Всеслав провёл больше года. Но освобождён он был не по велению князя — сами киявляне выпустили его из заточения и возвели на княжеский престол. Киевское восстание 1068 года, причиной которому послужило поражение Ярославичей от половцев в битве на реке Альте и фактическое бездействие «триумвирата» в условиях приближения грозного врага к столице государства, позволило добиться «политической реабилитации» полоцкого князя. Многие горожане объясняли бесславный итог битвы на Альте божьим наказанием Ярославичей за нарушение крестного целования в отношении Всеслава.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

К сожалению, летописи и другие письменные источники не содержат практически никаких сведений о деятельности Всеслава на киевском троне. Только автор «Слова о полку Игореве» так описывает этот семимесячный эпизод биографии князя: «людям судяше, князем грады рядяше». Полоцкий князь не стремился стать Великим Князем — киевский стол не занимал в его сердце и голове такое же место, как для тех князей, которые тратили практически всю жизнь ради того, чтобы стать главным в столице Древнерусского государства. И когда изгнанный киевлянами Изяслав в сопровождении польских дружин вернулся в страну, то, несмотря на то, что киевская дружина выступила в поход, Всеслав предпочёл в одну из ночей скрыться.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Несколько лет скитался князь, пока, наконец, в 1071 году не утвердился вновь в Полоцке. Вдоволь насытившись киевскими приключениями, Всеслав перестаёт активно участвовать в политической жизни Руси. Он лишь ограничивается борьбой на восточных рубежах своего государства — несколько раз ходит с войсками под стены Смоленска, но каждый раз без особого успеха. Владимир Мономах, владевший в 70-е годы XI века этим городом, также несколько раз посещает «с визитом» полоцкие земли.

Всеслав скончался в 1101 году. Многочисленные сыновья князя стали править в различных уделах страны — Полоцкое княжество постигнет та же участь, как и остальные русские государства. Ослабленное из-за раздробленности, в скором времени оно станет частью Великого Княжества Литовского и Русского.

Князь-колдун в исторической памяти Древней Руси

Образ Всеслава Брячиславича пользовался огромной популярностью в древнерусском фольклоре. Упоминания этого князя в «Слове о полку Игореве» говорят о том, что полоцкий князь прочно вошёл в историческую память светских людей того времени. Анонимный автор «Слова…», с одной стороны, обвиняя Всеслава в участии в усобицах, в то же время ставил его выше других Рюриковичей. Вероятно, свою роль сыграло знаменитое бегство князя перед столкновением с Изяславом Ярославичем. Оно показало, что владение киевским столом для полоцкого князя не играло совершенно никакой роли.

Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Смотреть картинку Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Картинка про Кто такой всеслав в слове о полку игореве. Фото Кто такой всеслав в слове о полку игореве

Образ Всеслава тесно связан с различными легендами о его чародейских способностях. Автор «Слова…» указывал на то, что князь, при желании, мог обратиться в волка. По всей видимости, здесь сказалось недостаточно прочное положение христианства на Руси в XI веке. Отдалённое от Киева и Новгорода Полоцкое княжество плохо усваивало новые религиозные догмы. Подтверждением этому могут служить, с одной стороны, тесные связи князей с правящими домами Скандинавии, где христианизация шла отнюдь не мирно и периодически вспыхивали языческие восстания. С другой стороны, данные археологических раскопок говорят о большой популярности различных дохристианских верований в крупных городах вотчины Всеслава.

Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двеовером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами. Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся, грубо говоря, на «фронтире» христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан Центральной и Южной Руси.

Источник

Образ Всеслава Чародея в «Слове о полку Игореве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:07, научная работа

Краткое описание

Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве» не раз привлекал внимание исследователей, однако до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, как оценивает автор «Слова» исторического Всеслава Брячиславовича (на этот счет существуют полярные точки зрения), а следовательно, не выяснено и то, с какой целью автор повествует о Всеславе, то есть какова художественная функция фрагмента о Всеславе Полоцком в «Слове о полку Игореве». Образ Всеслава Брячиславовича очень нас заинтересовал. Всеслав Полоцкий – полоцкий князь, сын Брячислава Изяславовича, правнук Владимира Святославовича и Рогнеды. В замысле и в композиции «Слова о полку Игореве» Всеславу Полоцкому отведено значительное место.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Romanyuk i Lashkovsky.docx

Д.В. Романюк, А.Н. Лашковский (ПолесГУ)

Научный руководитель: Р.Б. Гагуа

ОБРАЗ ВСЕСЛАВА ЧАРОДЕЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве» не раз привлекал внимание исследователей, однако до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, как оценивает автор «Слова» исторического Всеслава Брячиславовича (на этот счет существуют полярные точки зрения), а следовательно, не выяснено и то, с какой целью автор повествует о Всеславе, то есть какова художественная функция фрагмента о Всеславе Полоцком в «Слове о полку Игореве».

Образ Всеслава Брячиславовича очень нас заинтересовал. Всеслав Полоцкий (1044?–14.04.1101) – полоцкий князь, сын Брячислава Изяславовича, правнук Владимира Святославовича и Рогнеды. В замысле и в композиции «Слова о полку Игореве» Всеславу Полоцкому отведено значительное место. В «Слове о полку Игореве» он описывается яркой личностью, волевым, деятельным князем. Его поступки возвышаются. Приписывается много лишнего и неправдоподобного, так сказать, «сказочного».

На наш взгляд, фрагмент, посвященный Всеславу Полоцкому, как и «Слово» в целом, написан иносказательным языком, «туманным стилем». Он труден для понимания, не случайно многие чтения в нем до сих пор являются спорными и рассматриваются как двусмысленные места. Поэтому нам представляется необходимым при исследовании фрагмента о Всеславе, прежде всего, дать критический анализ существующих прочтений его, так называемых, «мрачных мест» и после этого вы поймёте, что Всеслав в «Слове о полку Игореве» описывается не таким, какой он был на самом деле.

«Повесть временных лет» сообщает, что в 1044 г. Всеслав Брячиславович после смерти своего отца сел на столе его в Полоцке. При этом упоминается, что мать родила Всеслава «от волхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его». Волхвы сказали матери князя: «Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего»; и его Всеслав «носить… и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровьпролитье» (следовательно, этот текст написан ещё при жизни Всеслава). Эта цитата толкуется по-разному: «язвено» понимали как родимое пятно, на котором князь носил повязку; по другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (часть плаценты) на себе как амулет, предохранявший его от поражения и смерти, естественно, могло побудить Всеслава к львиной отваге при встречах с врагами и смелой предприимчивости в области завоевания, к непоколебимой решимости на кровопролитные схватки. Если рассуждать здраво, то можно понять, что любой человек может родиться с небольшим дефектом, но это же не будет означать, что это знак свыше и новорождённый наделён какими-то сверхъестественными способностями. Что и можно увидеть в «Слове о полку Игореве». Всеслав родился с дефектом эпителия на голове, а это восприняли как знак свыше и то, что князь родился в сорочке. Это первый момент, по которому можно судить о том, что его начали возвышать на пустом месте сразу с рождения.

В различных источниках можно встретить, что Всеслав Брячиславович выступает в «Слове» как Князь-оборотень, т.е. обладает двойным существом: человек– животное ( он зачинался и родился при чудесных обстоятельствах, рос сверхъестественно быстро, хитёр, считается колдуном, умеет летать, военачальник, виноват в кровопролитии). На самом деле, если же Всеслав Полоцкий показывается сверхъестественным существом, которое наделено огромной силой и колдовством, то тогда почему же он был поражён на Немиге (3 марта 1067 г. противники-братья Ярославичи и Всеслав Брячиславич сошлись в битве на Немиге? «Бысть сеча зла, и мнози падоша, и одолеша Изяслав, Святослав, Всеволод; Всеслав же бежа» ). После того как на протяжении 7 месяцев княжил в Киеве, также потерпел поражение, когда в апреле 1069 г. на него двинулся Изяслав со своим тестем – польским королем Болеславом. Всеслав выступил навстречу, однако, «бывши нощи, утаивъся кыян, бежа из Белагорода Полотьску». Из Полоцка же Всеслав Брячиславович был вскоре изгнан сыном Изяслава Мстиславом. Ну и где же были его сверхъестественные способности, когда он проигрывал свои битвы и бежал как трус?! По нашему мнению, и летопись, и «Слово о полку Игореве» не дают основания характеризовать Всеслава как колдуна или волшебника, чародея.

Одно из последствий — Всеслав стал киевским князем:

«…Тъй клюками подпръся окони

И скочи къ граду Кыеву…»

До сих пор не объясненной удовлетворительно является первая строка. По-разному толкуются слова «клюками» и «о кони» («окони»).

Первые издатели слово «окони» разделили на два слова: «о кони» (на коней), а слово «клюки» понимали как палки, костыли, то есть подпорку в прямом смысле. Перевод первой строки получился у них при этом произвольным, они добавляли в переводе отсутствующий в древнерусском тексте глагол «сел»: «он, подпершись клюками, сел на коней». Неудовлетворителен этот перевод и по смыслу: как можно сесть сразу на нескольких коней? И что же это за князь, который садится на «коней», опираясь на клюки? Такой перевод можно объяснить следующим образом: «Всеслав был ранен, и без помощи костылей не мог сесть на лошадь». Однако исследователь не объясняет при этом, о какой исторической ситуации идет речь. Предлагались и другие курьезные переводы этого выражения, основанные на прямом значении слова «клюка», под которой понималось нечто материальное.

Также можно предположить, что «слово „клюка» значит здесь хитрость, с помощью которой Всеслав овладел киевским престолом». О какой хитрости может идти речь, если после поражения Всеслава на Немиге он был посажен в «поруб» с двумя сыновьями, а затем В 1068 г. в Киеве вспыхнул мятеж горожан против князя Изяслава. Киевляне «высекоша Всеслава ис поруба въ 15 день семтября, и просла-виша и среди двора княжа». Освобожденный Всеслав стал киевским князем. На наш взгляд, в этом нет никакой хитрости: ему просто-напросто повезло.

О Всеславе Полоцком были сочинены песни-славы, в которых он уподоблялся былинному богатырю Вольху Всеславьевичу. Столь несправедливое, а главное, чрезвычайно опасное для единства Руси возвеличивание самостийного князя-мятежника и послужило, видимо, одной из причин, побудившей Автора создать свой образ Всеслава Полоцкого. Это пародийно-сниженный образ князя-неудачника, князя «с буйной», зря растрачиваемой энергией, «с дерзким телом» и немудрой душой. Намеренно перетасовав, переставив местами действительные исторические события, в которых участвовал Всеслав Полоцкий, и добившись таким образом пародийной подсветки якобы героических деяний князя, Автор развенчивает пустохвальное фанфаронство лжеэпических сказаний о нем, вскрывает их несоответствие историческим фактам. К примеру, сказитель возвеличивает захват Всеславом Полоцким киевского «злата стола», но Автор тут же показывает, сопоставляя вымыслы с фактами, что в Киев полоцкий князь попал не единым могучим «скаком», как Вольх Всеславьевич, а жалким пленником Ярославичей, привезенным, как хорошо было известно в то время, в оковах и заточенным в земляную тюрьму. Престол же великого князя киевского он вовсе не завоевал, не добыл себе мечом и копьем, как следовало бы герою эпической поэмы, но был посажен на «злат стол» по милости и излишней доверчивости киевлян. Вскоре киевлянам пришлось горько пожалеть об этом необдуманном решении. Всеслав Брячеславович, возглавивший киевское войско, которое направлялось к Белгороду, чтобы сразиться с поляками, тайно, предательски покинул киевлян, «укрывшись тьмой полуночи», оставив их на милость изгнанного ими князя Изяслава, вернувшегося вместе с польским войском. И «милость» не заставила себя ждать: 70 киевлян были лишены жизни и еще больше, надо полагать, были посажены в земляные тюрьмы.

Мы согласимся с теми исследователями, которые категорически отрицают представление о Всеславе-оборотне. Например, О. В. Творогов отрицает мотив оборотничества Всеслава в «Слове» на том основании, что Всеслав христианин (по летописи, он молится кресту), и на основании того, что ни один из исторических источников не свидетельствует якобы о существовании таких представлений о Всеславе. Однако в «Слове» и даже в летописи мы имеем дело с художественный образом Всеслава, который не совпадает с образом исторического Всеслава. И оборотничество Всеслава — это, разумеется, лишь мифологический мотив, использованный автором «Слова» с художественной целью. Какова эта цель? Если у летописца легенда о Всеславе-волкодлаке служит для создания демонического образа противника Ярославичей, то автор «Слова» использует эту легенду, чтобы создать более возвышенный образ «Князя-завоевателя».

Таким образом, все попытки Всеслава добиться большей доли, преодолеть свою «отверженность», чьи права были ограничены Полоцким княжеством, не привели к успеху. Все его успехи, случайные удачи (вазнь) превращались в ничто. Даже такие выдуманные факты как: «вещая» душа, способности провидца (пытьца), способности к оборотничеству и молниеносным ночным «скачкам» не помогли Всеславу избежать «Божьего суда», назначенной судьбы. Следовательно, все беды Всеслава, гибель русских людей на Немиге и в других битвах были напрасны. Привели же княжеские междоусобицы к гибели Киевской Руси, распавшейся на отдельные княжества, которые стали легкой добычей для иноземцев.

Используя общеизвестные исторические факты, можно прийти к нехитрому выводу, что «автор „Слова» как бы размышляет о злосчастной судьбе Всеслава. Всеслав изображен в „Слове» и с осуждением, и с теплотой лирического чувства: неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, „вещий», но, по-нашему мнению несчастный неудачник.

Из всего вышесказанного следует, что яркий и могущественный образ Всеслава Брячеславовича, в большей степени является лишь мифом, который не имеет никаких научных обоснований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *