Кто такой выгодоприобретатель для налоговой

Кто такие бенефициары

Однозначного официального определения бенефициаров в российском законодательстве нет. Современный экономический словарь трактует этот термин так: «Лицо, которому предназначен денежный платеж; получатель денег, выгоды, прибыли, доходов».

Единственное определение, которое встречается в действующем законодательстве, — в гражданском кодексе. Здесь это тот, кто получает по гарантии определенную сумму от гаранта.

Несмотря на это, в официальных документах термин «бенефициар» часто используется именно в том значении, которое ему дает экономический словарь, — выгодоприобретатель. В одном из постановлений правительства РФ слово употребляется в похожем контексте: «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела» — получатель таможенных пошлин, то есть тот, к кому в итоге попадают деньги.

В значении «выгодоприобретатель» слово также трактует Центробанк. Часто такой же логикой руководствуются и СМИ : в статье газеты «Ведомости» «Главным бенефициаром губернаторских выборов оказалась ЛДПР » бенефициар — выгодоприобретатель.

Еще одно распространенное значение — реальный собственник какой-либо компании, который получает доход от ее деятельности. В решении Конституционного суда бенефициар — владелец, лицо, фактически контролирующее предприятие. Так же считают и СМИ — например, «Коммерсант». А в Центробанке иногда употребляют термин «бенефициарная собственность», когда имеют в виду лицо, являющееся конечным владельцем компании.

Бенефициарный владелец и выгодоприобретатель

Термин «бенефициар» не имеет законодательного определения, но есть «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец», которые расшифрованы в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Правда, это не синонимы: и тот и другой получают прибыль от компании, но бенефициарный владелец — тот, кому принадлежит минимум четверть от общей доли. Иными словами, если вы купите одну акцию «Газпрома», станете выгодоприобретателем, а если 30% — бенефициарным владельцем. Кто такой бенефициар, в этом документе тоже не написано.

Обязанности бенефициарных владельцев

Государство хочет знать, кто владеет компаниями, поэтому руководители юрлиц имеют право интересоваться у своих учредителей, кто выступает бенефициарным владельцем компании. Фирма обязана раз в год обновлять информацию о бенефициарных владельцах. Причем эти данные должны быть подтверждены документами. Налоговая в любой момент может поинтересоваться, кто реальный собственник фирмы, и директор обязан ответить на этот вопрос.

Источник

Кто такой бенефициарный владелец юридического лица

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое может контролировать деятельность компании. Контроль осуществляется как де-юре, так и де-факто.

Вопрос: Какие документы нужно получить для установления бенефициарного владельца от иностранной организации? Когда запрашивать подтверждение иностранного резидентства для применения положений соглашения об избежании двойного налогообложения?
Посмотреть ответ

Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициар – это физическое лицо, принимающее участие в юридическом лице. Размер этого преобладающего участия составляет более 25%. Это же лицо имеет полномочия по контролю над действиями ЮЛ. Значение рассматриваемого понятия зависит от конкретной сферы.

Бенефициарным владельцем могут являться эти лица:

Часто сведения о бенефициарном владельце скрываются. Делается это для обеспечения безопасности деятельности компании, а также для предупреждения претензий со стороны государственных структур.

Законодательная база

Термин «бенефициар» дан в ФЗ №115 (абзац 13 статья 3). Закон этот регулирует область противодействия отмыванию средств. ФЗ №115 обязывает финансовые учреждения устанавливать бенефициарных владельцев. Там же даны критерии для их выявления. Поправка к ФЗ дана в законе №215. В положении содержатся нюансы обнародования соответствующих сведений ЮЛ. ФЗ обязывает юридических лиц заносить в базы данных информацию о бенефициарах. Сведения должны обновляться раз в год.

Определение бенефициаров позволяет увеличить «прозрачность» работы фирм, предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем. Отношения с этими лицами регулируются Положением ЦБ №499. Это Положение содержит следующую информацию:

Дополнительная информация раскрывается в письмах Центробанка. Эти письма содержат различные пояснения, разбор исключительных случаев.

Как определить бенефициара

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.

ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.

Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя

В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.

Кому нужны данные о бенефициарных владельцах

Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:

Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты. Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу. Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:

Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:

Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок. Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.

Права бенефициаров

Бенефициарный владелец получает права только в том случае, если отношения с ними оформлены официально. Рассмотрим права бенефициаров:

Точный перечень прав зависит от того, в какой именно области работает бенефициарный владелец.

Защита прав бенефициара

Права бенефициарного владельца часто нарушаются. Рассмотрим самые распространенные правонарушения:

ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.

Может ли компания существовать без бенефициаров?

Компании, в состав которых не входят бенефициарные владельцы, – это, как правило, некоммерческие субъекты. То есть целью их деятельности не является извлечение прибыли. Если это коммерческий субъект, всегда будут лица, которые являются конечными получателями дохода. Однако часто определить конечного бенефициара почти невозможно.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что государственные структуры пытаются установить бенефициарного владельца, в результате редко возможно получить всю нужную информацию. Связано это с тем, что существует неограниченное число схем, служащих для сокрытия личности бенефициара.

Источник

Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Кто такой выгодоприобретатель для налоговой. Смотреть фото Кто такой выгодоприобретатель для налоговой. Смотреть картинку Кто такой выгодоприобретатель для налоговой. Картинка про Кто такой выгодоприобретатель для налоговой. Фото Кто такой выгодоприобретатель для налоговой

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Признание компании выгодоприобретателем

Большое количество компаний – в частности плательщики НДС, в ходе налоговых проверок признаются налоговыми органами, задействованными в схемах минимизации и уклонения от уплаты налогов. Выявление и доказывание факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды – на сегодня один из самых актуальных административных видов деятельности. С целью выявления и установления факта получения тем или иным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, на практике довольно часто возникает необходимость проследить всю цепочку взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами, что не всегда удается налоговикам в рамках обычных камеральных и выездных налоговых проверок в отношении конкретных налогоплательщиков. Необоснованной налоговой выгодой признается выгода налогоплательщика, которую он подтверждает документами по операциям, фиктивно созданным или экономически заниженным, с целью сэкономить на налогах.

Компания «выгодоприобретатель»

Федеральным законом 18 июля 2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ», налоговый кодекс РФ был дополнен новой главой 12.1. «Налоговая выгода. Налоговый выгодоприобретатель. Налоговое расследование», в составе которой новая статья 79.1. «Налоговая выгода и налоговый выгодоприобретатель», раскрывает понятие налогового выгодоприобретателя. Указанные нововведения вступили в законную силу с 01 января 2018 года. Так, налоговый выгодоприобретатель – это лицо, фактически получившее налоговую выгоду. Налоговым выгодоприобретателем признается в частности лицо, контролирующее фиктивную компанию, по крайней мере, пока не будет доказано иное.

Компания «транзитер»

Транзитные схемы, как правило, применяется налогоплательщиками с целью уклонения от уплаты налогов. В более буквальном смысле «транзитные» компании используются налогоплательщиками в целях:

Само распространенной транзитной схемой является заключение между компаниями договора поставки. Не менее распространенными в применении транзитных схем являются договоры на оказание услуг. Суть заключается в том, что в таких фиктивных договорах сумма поставляемого товара или оказываемой услуги превышает реальную стоимость в несколько раз, а доход компании (денежная разница) выводится из-под налогообложения под видом расходов этой компании. С целью сокрытия фиктивного характера той или иной операции (сделки), собственники «фирм-однодневок» создают целые цепочки юридических лиц (участников сделок), тем самым многократно прогоняя через них денежные средства. Однако налоговые органы научились выявлять подобные схемы уклонения от уплаты налогов, создав для этого целые комиссии по убыткам, работа которых заключается в выявлении причин убыточности компаний, распутывая цепочки искусственно созданной хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Налогоплательщики в свою очередь тоже держат руку на пульсе, привлекая к участию номинальных участников и меняя компании. Что касается так называемых «фирм-прокладок», то на определенном этапе схемы по так называемой «прогонке» денежных средств одна из них вдруг платит налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет и выбывает из этой цепочки. При транзитной схеме недобросовестные налогоплательщики платят налог не с суммы контракта (сделки), а с суммы ввезенного товара.

Цепочка контрагентов

Из разъяснений, содержащихся в Письме ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152@ следует, что при доказывании фактов неисполнения или частичного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, а также при необоснованном получении налогового вычета, налоговым органам необходимо обеспечить получение доказательств, подтверждающих умышленное создание налогоплательщиком условий, направленных на получение налоговой выгоды. В частности, об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные налоговым органом факты юридической, экономической и иной подконтрольности налогоплательщика, в том числе факты взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику. Сюда же относятся факты проведения налогоплательщиком транзитных операций между налогоплательщиком и его взаимозависимыми или аффилированными лицами, либо через посредников, а также установленные налоговиками обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий проверяемого налогоплательщика с участниками его хозяйственной деятельности.

Также налоговым органом рассматриваются вопросы аффилированности цепочки контрагентов по сделкам, и их экономической обоснованности (см. судебную практику: Определения Верховного суда от 15.03.2017г. № 304-КГ17-731, от 26.09.2017г. № 308-ЭС17-13120, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2018г. № Ф05-18937/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2017г. № Ф04-4112/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2017г. № Ф01-3058/2017). Также, с 01 января 2015 года налогоплательщики, уплачивающие НДС обязаны предоставлять в налоговые органы электронные декларации используя телекоммуникационные каналы связи, а одновременно с ними предоставлять и электронные книги покупок и продаж (см. п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС от 20 августа 2015 года № ПА-3-17/3169@, Письмо ФНС России от 08 апреля 2015 года № ГД-4-3/5880@, Письмо Минфина России от 29 апреля 2015 года № 03-07-15/24810). Если из представленной налогоплательщиком декларации по НДС налоговым органом будет выявлено, что покупатель принял к вычету НДС, а его продавец НДС не начислил, это может послужить серьезным поводом для проведения налоговой проверки. Система АСК НСД-2 позволяет налоговым органам выявлять те компании, которые прямо или косвенно связаны с «фирмами-однодневками», а также позволяет установить конечных налогоплательщиков по сделкам с так называемыми «получателями» налоговой выгоды. Необходимо это для того, чтобы выявить конечного налогоплательщика, получившего необоснованную налоговую выгоду в связи с налоговым разрывом. Непосредственно для поиска выгодоприобретателей применяется система управления рисками – «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в Письме ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР» (подробнее про «цепочки контрагентов» читайте в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?»).

Налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий проверяемого налогоплательщика по выбору контрагента, а также обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей сделки (операции) контрагентом налогоплательщика первого звена (см. Письмо ФНС от 23.03.2017г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»). В свою очередь, об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение им необоснованной налоговой выгоды путем заключения сделки с проблемным контрагентом, либо путем создания фиктивного документооборота с использованием цепочки контрагентов, свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе:

Если доказательства подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику отсутствуют, налоговым органам следует доказать недобросовестность действий проверяемого налогоплательщика по выбору контрагента, в том числе обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении контрагентом налогоплательщика по первому звену, соответствующей хозяйственной операции. В качестве самостоятельного основания для возложения негативных последствий на проверяемого налогоплательщика не могут быть использованы установленные налоговыми органами признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев (см. п.31 Обзора судебной практики Верховного суда РФ за 2017 год, утверждённого Президиумом Верховного суда РФ 16.02.2017г., а также Определение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015, от 06 февраля 2017г. № 305-КГ16-14921 по делу № А40- 120736/2015).

Получение необоснованной налоговой выгоды

Судебная практика за 2017 год по вопросам необос­но­ван­ной на­ло­го­вой вы­го­ды показывает, что суд признает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

Существует позиция судов, когда по результатам рассмотрения спора судом было подтверждено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентом, со стороны которого отсутствовала реальность операции в силу следующих фактов: отсут­ствие по юридическому адресу, от­сут­ствие ос­нов­ных средств, (про­из­вод­ствен­ных активов, транс­порт­а, склад­ских по­ме­ще­ний и т.п.) (см. Поста­нов­ле­ние Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2017 года № Ф05-5962/2017 по делу № А40-74889/2016). Ана­ло­гич­ная ситуация приводится в Постанов­ле­ни­и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2016г. № Ф07-4996/2016 по делу № А13-3338/2014 факт получения Обществом необос­но­ван­ной на­ло­го­вой вы­го­ды был до­ка­за­н в связи с тем, что налогоплательщиком не была под­твер­жде­на ре­аль­ность хо­зяй­ствен­ных опе­ра­ций с контр­аген­та­ми, кроме того, товарные накладные, счета-фактуры были составлены раньше фактической регистрации поставщика в качестве юридического лица.

Несмотря на то, что судебная практика по налоговым спорам, в частности по вопросу возмещения НДС из бюджета, складывалась противоречиво и довольно негативно для налогоплательщиков, итоговое решение Верховного Суда РФ от 01 февраля 2016 года № 308-КГ 15-18629 все же дает налогоплательщикам надежду выиграть спор с налоговыми органами по данному вопросу. В своем решении Верховный Суд РФ подтвердил позицию налогоплательщиков, согласно которой при надлежащем документальном подтверждении хозяйственных операций с контрагентом, налогоплательщик вправе применить вычет по НДС вне зависимости от взаимоотношений его контрагента с контрагентами (поставщиками) второго и последующих звеньев. Это означает, что при проведении налоговых проверок, если контрагент проверяемого лица подтвердил взаимоотношения необходимыми первичными документами, нет необходимости изучать всю цепочку взаимоотношений. Сделку нельзя признать фиктивной, если контрагенты второго и далее звена оказались недобросовестными.

Последствия признания налоговой выгоды необоснованной

Если налоговый орган в ходе проверки установит нереальность операций налогоплательщика с его контрагентом, документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение таких операций, налоговым органом при налогообложении учитываться не будут. При выявлении у фиктивной компании недоимки, образовавшейся у налогоплательщика в результате получения им необоснованной налоговой выгоды, выявленная налоговая недоимка и сумма пени подлежит принудительному взысканию с налогового выгодоприобретателя. Так что же такое необоснованная налоговая выгода налогоплательщика? Необоснованная налоговая выгода – это уменьшение размера налогооблагаемой базы, которое происходит вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, получения налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, получения права на возврат или возмещение НДС из бюджета (см. п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53). Необоснованной налоговой выгодой признается налоговая выгода налогоплательщика, полученная им необоснованно, то есть для целей налогообложения налогоплательщиком были учтены фиктивные операции, не имеющие экономического смысла или операции, не имеющие делового характера (см. п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53). Постановление № 53 является ключевым документом, определяющим суть необоснованной налоговой выгоды, и Письма ФНС по необоснованной налоговой выгоде в 2017 году и ранние периоды также содержат отсылку на указанное постановление (см. Письма ФНС от 29.03.2017г. № СД-4-3/5744@, от 23.12.2016г. № СА-4-7/24825@, от 24.12.2012г. № СА-4-7/22020@, от 24.05.2011г. № СА-4-9/8250). Вопросы выявления обстоятельств необоснованной налоговой выгоды затронуты и в Письмах ФНС от 23.03.2017г. № ЕД-5-9/547@, от 31.10.2013г. № СА-4-9/19592, от 24.05.2011г. № СА-4-9/8250. Новая статья 54.1 Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 18.07.2017г. № 163-ФЗ не влечет негативных последствий для налогоплательщика за действия контрагентов второго и последующих звеньев. Претензии к налогоплательщику со стороны налоговых органов возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения контрагентом налогоплательщика той или иной сделки и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ условий. Отсутствие возможности ведения контрагентом деятельности по юридическому адресу, а также факт установления транзитных операций через расчетный счет и высокий удельный вес налоговых вычетов (порядка 99%) в общей сумме исчисленного НДС, подтверждают наличие между контрагентом и налогоплательщиком формальных взаимоотношений, порождающих создание фиктивных хозяйственными операций между ними с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде получения налоговых вычетов по НДС (см. Постановление Пятнадцатого ААС от 04 октября 2017 года № 15АП-12429/17). Подробнее о принципах новой статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, ее применения на практике, а также о том, как налоговые органы будут доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, читайте в нашей новой статье: «Налоговая оптимизация: или как ФНС будет доказывать использование налогоплательщиком «агрессивных» механизмов в получении необоснованной налоговой выгоды».

В заключение еще раз отметим, если при рассмотрении спора суд придет к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, объем прав и обязанностей такого налогоплательщика будет определен исходя из реального экономического содержания заявленных им в подтверждение правомерности получения налогового вычета по НДС, финансовых операций и хозяйственных сделок. Это означает, что налоговая выгода налогоплательщика будет подлежать соответствующей корректировке, которая, безусловно, повлечет доначисление налогов, пеней и штрафов, которые налогоплательщик обязан будет уплатить в установленный законом срок. О том, как налоговые органы будут применять нормы новой статьи 54.1 Налогового кодекса РФ и какие доказательства будут использовать при обвинении налогоплательщиков в получении необоснованной налоговой выгоды читайте в нашей новой статье: «Налоговая оптимизация: или как ФНС будет доказывать использование налогоплательщиком «агрессивных» механизмов в получении необоснованной налоговой выгоды».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *