Кто такой замполит в полиции

Значение слова «замполит»

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полиции

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

замполи́т

1. советск. военн. заместитель командира по политической работе ◆ А потом началась дымовая завеса над нашими головами и артиллерийская подготовка, а также замполит выкрикивал лозунги в стороне не то слева, не то справа, идя в атаку вплоть до замолчания. Б. Б. Вахтин, «Три повести с тремя эпилогами / Летчик Тютчев, испытатель», 1959—1964 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Переночевал в землянке у 2-го ПНШ (помощник начальника штаба по разведке): на этом уровне специалистов по пропаганде среди войск противника не было; в роте был замполит, но он занимался пропагандой среди своих солдат, а не немцев. И. М. Дьяконов, «Книга воспоминаний», 1995 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полицииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прибавлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Замполит

Комиссар — назначенный в воинскую часть специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политический надзор за военным командованием и личным составом, а также ведущий в части политико-просветительскую и воспитательную работу. В настоящее время этот термин употребляется, чаще всего, в отношении официальных представителей коммунистической партии в войсках Советской России и СССР. Часто употребляется как синоним терминов политрук и замполит, хотя не вполне соответствует им по смыслу (см. ниже).

Содержание

История

Считается что впервые комиссары появились в XVIII веке в армиях итальянских республик. Эти армии формировались из наёмников, комиссары в них контролировали лояльность войск и командиров нанимателям. В дальнейшем комиссары вводились неоднократно в различных государствах, как правило, во время революций или гражданских войн, а частности, во французской армии после Великой Французской революции. В американской армии во время войны за независимость США комиссары осуществляли контроль за лояльностью командиров воинских подразделений, воюющих на стороне американских колонистов, а также за политическим и моральным состоянием личного состава.

В России комиссары впервые стали появляться в воинских частях после Февральской революции 1917 в связи с нелояльностью ряда офицеров новой власти, а окончательно институт комиссаров был закреплён законодательно при создании Красной Армии. Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого:

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который — без кастовых привилегий — умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса. [1]

С 1919 года в частях Красной Армии появилась должность политрук (сокращение от «политический руководитель») — заместитель командира по политической части. Политруки выполняли роль комиссаров в нижних звеньях армейского управления, на уровне роты и ниже, и не имели настолько больших прав, как комиссары подразделений. Фактически политруки выполняли функции «младших» командиров подразделений, ведя политико-воспитательную работу и выполняя часть административных функций.

С 1925 года должность комиссара была отменена в тех частях и соединениях, которыми командовали командиры-коммунисты. Такие командиры сами считались комиссарами своих частей, при этом командиру полагался помполит — помощник командира по политической части. Поскольку количество беспартийных командиров постоянно сокращалось, комиссаров также становилось всё меньше.

В 1935 году, при восстановлении системы воинских званий, были введены специальные звания для политработников: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие общим воинским званиям «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Старшие политработники имели специальные звания со словом «комиссар»: «батальонный комиссар» (майор), «полковой комиссар»(полковник), «дивизионный комиссар» (комдив) и так далее (в скобках указаны соответствующие общие воинские звания). Эти политработники, несмотря на наличие слова «комиссар» в звании, чаще всего занимали должности помполитов, то есть комиссарами, как таковыми, не являлись.

В мае 1937 года институт комиссаров был восстановлен в Красной Армии в полном объёме снова, очевидно, для сохранения управляемости армии в период политических чисток. На этот раз должность комиссара просуществовала до 1940 года, после чего снова была заменена должностью помполита.

В последний раз должность военного комиссара была введена в Красной Армии с началом Великой Отечественной войны, в 1941 году. Должность существовала полтора года, после чего, 19 октября 1942 года, была отменена окончательно. Одновременно была введена должность «заместитель командира по политической части» (замполит). Замполиты не имели комиссарских полномочий, их функции ограничивались политической работой среди личного состава. Организационно замполит не занимал особого положения, считаясь одним из заместителей командира и в полной мере ему подчиняясь. В большинстве своём после замены должностей комиссары частей и соединений автоматически стали замполитами. Тем из них, кто имел специальные звания, были присвоены общевойсковые воинские звания (обычно на ступень ниже звания, ранее соответствовавшего специальному). Некоторое время замполитов продолжали называть «комиссарами», но со временем это обыкновение отмерло.

В сентябре 1991 году в российской армии должность «замполит» была переименована в «помощник командира по воспитательной работе», а с 1992 года в военных учебных заведениях России прекратилась целенаправленная подготовка офицеров-политработников. Предполагалось назначать на должности заместителей по воспитательной работе в армии офицеров с командным или командно-инженерным военным образованием. Но из-за выраженного некомплекта офицерского состава такой возможности не представилось. В результате к настоящему моменту свыше 90 % этих должностей в армии занимают офицеры, подготовленные на военных кафедрах гражданских ВУЗов и призванные на два года. Недостаточная квалификация и большая текучесть таких кадров, как считается, в значительной мере ответственна за плачевное состояние воспитательной работы, низкую дисциплину и частые проявления дедовщины в армии.

В 2002 году в военных ВУЗах была снова введено обучение политработников, специальность которых сейчас называется «офицер-воспитатель». Срок обучения по этой специальности — пять лет, первые выпускники пришли в войска в 2007 году.

Специальные воинские звания армейских политработников в 1937-1942 годах

1. Звание запланированное наркомом обороны К.Е.Ворошиловым и поданное в Политбюро ЦК ВКП(б) 17 марта 1940 года для утверждения, но так и не введённое в действие.

Специальные знаки различия армейских политработников в 1937-1942 годах

В дополнение к соответствующим званию общеармейским знакам различия (без эмблемы рода войск) политработники носили на рукавах алые звезды с серпом и молотом до 1941 года.

Источник

Замполиты в полиции нужны для воспитания сотрудников.

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полиции

27 марта 2012 года адвокат, председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов предложил ввести в отделах полиции такую должность, чтобы предотвратить случаи, подобные казанскому.

В эфире «Русской службы новостей» он заявил, что заместитель по воспитательной работе должен общаться с личным составом правоохранительных органов, быть «братом и сестрой» для сотрудников. А. Кучерена уверен, что только улучшение психологического климата в правоохранительных органах сможет решить проблемы полиции.

«Наша психика находится в динамике. Иногда человек может неадекватно себя повести, в силу того что кто-то его оскорбил, у него какие-то плохие отношения с кем-то. И тут нужен специалист, который сможет сказать доброе слово, который мог бы помочь, а мог бы его отстранить от службы», — сказал адвокат.

А. Кучерена отметил, что замполитов следует набирать не из действующего состава, а «со стороны», чтобы избежать их ангажированности. По мнению члена Общественной палаты, человек на этой должности должен иметь юридическое образование, а также пройти курс психологии.

Замполит должен быть готов «не просто работать, а служить человеку», подчеркнул адвокат.

Напомним, сегодня министр внутренних дел Рашид Нургалиев также предложил ввести курс «Человеколюбие» в вузах МВД.

Так министр он отреагировал на предложение одного из членов Общественного совета о привлечении представителей религиозных конфессий к воспитанию и обучению будущих полицейских.

Напомним, сегодня министр внутренних дел Рашид Нургалиев также предложил ввести курс «Человеколюбие» в вузах МВД.

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полиции

А если серьёзно, то…

«Все новое — хорошо забытое старое»…

Анатолию Кучерене, президенту, премьеру, министрам обороны и полиции хочу напомнить, что в Советское время были политические училища, которые готовили дипломированных специалистов по работе с личным составом в армии, в том числе и МВД.

В этом 2012 году исполнилось 45 лет со дня образования большинства военно-политических училищ Вооруженных Сил СССР. Формирование многих военно-политических училищ началось после выхода постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте СССР».

В марте — июне 1967 года было образовано 8 военно-политических училищ, а к концу 90-х годов в Советском Союзе было уже 11 высших военно-политических училищ и одно высшее политическое училище МВД СССР, а именно:

· Голицынское высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР (Московская область);

· Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи;

· Киевское высшее военно-морское политическое училище;

· Курганское высшее военно-политическое авиационное училище;

· Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО;

· Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР;

· Львовское высшее военно-политическое училище (Училище осуществляло подготовку офицеров по специальностям: «культурно-просветительная работа» и «военная журналистика»);

· Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище;

· Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище;

· Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище;

· Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище;

· Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.

Офицеры-политработники в эпоху СССР искренне и добросовестно исполняли свои служебные обязанности, являлись в большей степени учителями и воспитателями для офицеров, сержантов и солдат.

Напомню, что 1991 году, после уничтожения Советского Союза, новая власть, первым делом уничтожила институт «замполитов» в армии, на флоте, органах ГБ, милиции не предложив ничего взамен.

Задачу свою новая волна реформаторов-разрушителей выполнила сполна!

Даже самые агрессивные наши недруги не могли так сделать…

В результате борьбы с идеологией, была разрушена система воспитания военнослужащих, и, армия, из школы жизни превратилась в школу выживания. Лишь через несколько лет, после того, как все профессионалы, не выдержав унижений и неопределенности, уволились из рядов Вооруженных Сил, новая власть осознала, что воспитанием военнослужащих должны заниматься подготовленные специалисты.

Предложение А. Кучены хорошее, но плохим будет воплощение его, если его всё же захотят воплотить…

Жалкие потуги хоть как-то исправить ситуацию пристроив в армию психологов по ускоренной программе, священослужителей коренным образом ситуацию не изменят, тем более взяв их «со стороны».

Даже представить себе невозможно, как и сколько времени этот замполит будет вникать в премудрости службы, отдельно взятой службы или должности, чтобы иметь хоть какое-то представление, и на какой Почве он будет строить свою работу.

Видно ушла в историю эпоха тех боевых комиссаров, замполитов, политруков, и только Память в сердцах ветеранов, камне памятников будет хранить образ Великих людей — Инженеров человеческих душ, беззаветно верящих светлым идеалам, поднимающих в бой за них!

Источник

Зачем Росгвардии замполиты?

Спустя пять лет после создания Росгвардии в руководстве бывших внутренних войск пришли к решению ввести в структуру институт замполитов. В конце марта этого года в войсках национальной гвардии для этого было создано главное военно-политическое управление, которое, согласно официальной формулировке, займётся морально-политическим состоянием военнослужащих и сотрудников.

Ранее в 2018 году реформу провели и в Минобороны. Заместителей командира по воспитательной работе заменили на замполитов, сместив акцент на занятия по военно-политической подготовке и политинформации. Кроме этого, замполитов вернули на уровень рот и батальонов, сделав их ближе к солдатам.

Эксперты неоднозначно восприняли нововведение. С одной стороны, особое значение воспитателя и психолога в рядах армии и войск национальной гвардии не ставится под сомнение, однако смещение фокуса внимания на политическую часть вызвало ряд вопросов. В дореволюционной России эту роль в армии играли священники – капелланы, в СССР, где главенствовала коммунистическая партия, – комиссары, а затем политруки.

Очевидно, руководство страны с опозданием, но всё же пришло к пониманию того, что в новых условиях глобальной информационной войны и практически бесконтрольного проникновения иностранного влияния в гуманитарные сферы государства следует укреплять моральную оборону. Однако остаётся непонятным то, насколько эффективен институт замполитов в условиях законодательного отсутствия государственной идеологии.

Замполит – демпфер между солдатом и командиром

В советское время, помимо укрепления в умах коммунистической идеологии, замполиты обладали другой серьёзной функцией в виде своих обособленных полномочий. Дело в том, что они назначались и подчинялись не армии, а главному политическому управлению ЦК КПСС. И доклады о состоянии дел в войсках поступали не только от строевых командиров, но и от политруков, что само по себе являлось дополнительным инструментом поддержания дисциплины и затрудняло скрытие происшествий и недоработок в воинской части.

В советское время замполит даже мог сделать предупредительное замечание командиру части, например, на партийном собрании, отметил в разговоре с «Октагоном» военный эксперт, полковник запаса Виктор Литовкин.

– Сегодня они не обладают теми ресурсами, которые у них были в советское время. Нет и партии в вооружённых силах, через которую можно было воздействовать на командира-самодура. Но всё равно человек, который обладает навыками психолога, очень важен на службе, – констатирует собеседник.

«Военнослужащие – это же не деревянные солдатики, и с ними надо работать. Какая бы армия ни была – английская, американская или российская, – такие люди нужны везде и на всех уровнях».

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полицииВиктор Литовкин
военный эксперт, полковник запаса

По сути, в условиях современного единоначалия замполит является неким демпфером при возникновении проблем между военнослужащим и командиром. Командир – это формальные отношения, ему некогда заниматься душевными разговорами, а замполит должен быть более человечным, объяснять людям, почему начальник поступил именно так, а не иначе.

– Какие-то начальники признают это, а какие-то считают, что армия не детский сад, и там никакой замполит не нужен. Колебания эти шли давно и вот дошли до Росгвардии, – добавил Литовкин. – Если идеологии и нет, то морально-психологические качества солдата надо воспитывать.

С ним согласен и российский политолог, выпускник Военно-политической академии имени В. И. Ленина, полковник запаса Семён Багдасаров. Он пояснил «Октагону», что институт политруков – общемировая практика, и ничего удивительного здесь нет.

– Такие люди нужны, они есть во всех странах, вооружённых формированиях и структурах, где занимаются психологической и политической подготовкой личного состава, – говорит эксперт. – Есть страна, и она должна оставаться вне зависимости от того, кто и как ей управляет, а для этого нужно выполнять свой воинский долг. Вот и всё. Это главная цель.

Объяснить сложный мир

С падением СССР в 1991 году замполитов в армии сменили воспитатели. В их обязанности входили организация досуга солдат по воскресеньям, проведение творческих вечеров, ведение стенгазеты, содержание ротных библиотек и решение вопросов поступления в них ведомственной прессы. Кроме этого, воспитатели следили за поступающими от семей военнослужащих новостями, решали их личные проблемы.

Однако, как уже было сказано выше, с 2018 года ситуация изменилась. Если войну в Чечне можно было объяснить терроризмом, то за последние годы Россия втянулась сразу в несколько конфликтов, многие из которых разгорелись далеко за пределами страны.

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полицииВозникшие вопросы требуют сложных объяснений военно-политической обстановки. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Возник вопрос, как объяснить солдату, что, например, Турция – это не только дешёвый отдых по системе «всё включено» и лазурный берег, но и член НАТО и враждебный идеологический центр?

Более тяжёлая и, наверное, самая больная для народов России проблема касается Украины, где ответы на вопрос, почему возник конфликт с братской страной, требуют сложных объяснений военно-политической обстановки.

Что касается Росгвардии, то солдату наверняка необходимо знать в лицо и иностранных агентов, которые давно не стесняются влиять на внутреннюю политику страны и организовывать митинги. Результаты такой работы несколько раз могли наблюдать все граждане России. Например, это история с уренгойским школьником Колей, который во время выступления в бундестаге подверг сомнению степень вины рядовых военнослужащих армии нацистской Германии в зверствах, совершаемых ей в России во время Великой Отечественной войны.

Немецкие фонды могут попросить из России

Обострение отношений между Берлином и Москвой может отразиться на деятельности немецких НКО в России. По данным «Октагона», сигнал о более аккуратной работе с российской политической повесткой получили сразу несколько связанных с Германией фондов.

В конце марта советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий заявил о развёрнутой Штатами против России «ментальной войне». Рассуждая о том, как наша страна может выиграть в этом противостоянии, он заметил, что для этого Россия должна «проявить волю, опираясь на государственную идеологию, наступательно бить противника по его уязвимым местам».

Главное в этих словах – государственная идеология, однако, согласно Конституции, в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политолог Армен Гаспарян в разговоре с корреспондентом издания отметил, что в условиях отсутствия государственной идеологии армия, по сути, безоружна.

– Это вопрос, против которого я уже более 20 лет бушую в разных эфирах: что ни одно государство, ни одно общество не может существовать без идеологии. Как во времена Ельцина это закрепили, так до сих пор и гуляем, – подчеркнул эксперт.

«Этот шаг правильный, вне всякого сомнения. Всякий раз, когда армия оказывалась вне политики, это заканчивалось непоправимым уроном. Другой вопрос – что они будут рассказывать. Программы мы пока не видели».

Кто такой замполит в полиции. Смотреть фото Кто такой замполит в полиции. Смотреть картинку Кто такой замполит в полиции. Картинка про Кто такой замполит в полиции. Фото Кто такой замполит в полицииАрмен Гаспарян
политолог

Впрочем, по его словам, чтобы закрыть этот пробел, ничего специально придумывать не надо.

– Всё давным-давно написано – надо просто открыть учебник военной истории России и рассказывать её, – добавил Гаспарян.

Ранее «Октагон» уже писал о проблематике обновления списка обязательной литературы для военнослужащих. Российские писатели заявляли о том, что в казармах нет книг, отвечающих вызовам времени, что сами солдаты и призывники не проявляют интереса к чтению, а анализ творчества молодых авторов выявил настораживающую особенность: исчезла мужественность. При этом, как заметили эксперты, в отличие от нас американская армия уделяет этому вопросу огромное внимание.

А может, враг замполита не внешний, а внутренний?

Однако существует и альтернативное мнение. Историк спецслужб Александр Колпакиди в разговоре с «Октагоном» раскритиковал появление замполитов в рядах Росгвардии. Собеседник опасается, что такая необходимость возникла в связи с митинговой активностью на фоне ухудшающихся экономических условий. Проще говоря, сотрудникам, стоящим в оцеплении с щитами и дубинками, нужно как-то объяснять цели миссии по разгону людей.

– Я думаю, будут одурачивать молодёжь всякими сказками про защиту царя-батюшки, защиту империи, то есть тезисами, которые обществу пытаются навязать в последнее время, но ничего не получается, – говорит он. – Видимо, на верхах боятся за своё положение – наверное, из-за ситуации в экономике, на фоне колоссального разрыва между богатыми и бедными. Это попытки укрепить силовую составляющую режима. Нужны гарантии того, что силовики будут укреплены не только материально, но и идеологически.

По словам эксперта, настоящий «нормальный политрук» может быть только там, где он возник, то есть в армии, которая служит народу.

Источник

Кто такой замполит в полиции

Интервью с заместителем командира части по работе с личным составом.

— Первый вопрос будет терминологический. Специалистов вашего профиля в армии так повсеместно «замполитами» и называют?

— Да. Это уже настолько прижившееся понятие, что… Ну сами посудите, как звучит «заместитель командира по работе с личным составом»?! Длинно. «Зам по личному составу»?! Не очень. А «замполит» звучит четко и емко. Это даже имя нарицательное: человек, который много и грамотно говорит.

— Какие учебные заведения готовят будущих заместителей командиров по работе с личным составом?

— Традиционно их готовит Военный университет. Не могу точно сказать готовит ли сейчас, но до недавнего времени обучение велось и в Новосибирском военном институте. До реформы армии подготовку специалистов по морально-психологическому обеспечению вели в 7 высших военных учебных заведениях.

— Должность «замполита» может занять офицер, не имеющий профильной специальности?

— По моему опыту: большинство офицеров, занимающих должности заместителей командиров по работе с личным составом, не имеют подготовки по данному профилю в учебных заведениях. Либо это инженеры, танкисты и т.п., которые волею судеб попали на эту должность, либо это офицеры, получившие гражданское образование в вузе с военной кафедрой. Последние могут иметь какие-либо культурологические, психологические, юридические специальности.

— То есть можно сказать, что пришел офицер после военной кафедры служить, а его специально ставят на должность «замполита», где качество подготовки вроде и не так важно и ответственности поменьше?

— По большей части так дела и обстоят, так как уровень подготовки в военном вузе и на военной кафедре несопоставим. Вот и ставят человека туда, где он, образно говоря, меньше всего навредит. Или же есть и такой вариант: «Давай пока сюда, а там, если проявишь себя, то посмотрим».

— На уровне батальонов, бригад «замполиты» есть, а в ротах их вернули? Были ведь такие планы.

— В тех подразделениях, где мне доводилось бывать, я их не видел. Но насколько я знаю, подготовка таких специалистов ведется. Просто их должности не вводят повсеместно и сразу, чтобы их место не заняли непрофильные специалисты. То есть должности вводят только под конкретных выпускников. Это очень грамотный подход, который исключает ошибки молодой российской армии начала 90-х.

— На ротном уровне специалисты реально нужны?

— Да. Но их вводят не везде. Общевойсковые подразделения, где численность личного состава превышает 100 человек, должны быть укомплектованы заместителями командиров рот по работе с личным составом.

— Что входит в обязанности нынешнего «замполита»?

— В работе «замполита» в современной российской армии сохраняются элементы работы «замполитов» советского времени?

— Например, в то время была общественно-политическая подготовка, а сейчас – общественно-государственная. Зачитаю темы занятий из плана по ОГП на текущий год. Первая тема для всех категорий военнослужащих «Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики». И тут же «Задачи солдата и матроса воинской части/корабля на текущий учебный год». Потом изучаются важнейшие военные сражения, имевшие место быть в разные периоды, Дни воинской славы, примеры героизма, города-герои. Изучается система государственного устройства, государственной власти. Вопросы традиционных религий, традиций, присущих народам России. Эти вопросы очень важны, так как только в моем подразделении на данный момент проходят службу военнослужащие более чем десяти национальностей. Далее изучается российское законодательство, ответственность военнослужащего. Что такое воинский коллектив. Кроме того, мы изучаем основы международного гуманитарного права. По поводу него хочу сказать отдельно.

Вот это основные темы занятий. Кроме того, у нас всегда есть резерв тем: одну тему в месяц мы можем самостоятельно предложить к изучению, исходя из текущей обстановки.

Есть еще система информирования – это 30 минут времени между завтраком и подъемом флага. Это какое-либо сообщение о событиях в стране или за рубежом. Кроме того, отдельно по распорядку дня есть просмотр информационных программ: либо «Вести» в 20 часов, либо «Время» в 21 час. Но неправильно просто смотреть, военнослужащим необходимо разъяснять, что значит то или иное событие, какие последствия они вызовут.

Обычно на информировании затрагиваются 3 темы максимум, одна из которых главная. В поиске профильных тем очень помогает сайт Министерства обороны, так как любые заявления первых лиц, руководства Вооруженных сил там выкладываются. Я читаю темы по 2 раза, запоминаю ключевые тезисы и говорю без бумажки. Потому что, если я читаю с нее, то мне веры нет. Если я говорю, то значит знаю, о чем говорю, и слушатель мне верит в таком случае.

Есть еще такое понятие как оперативное информирование, когда происходит какое-либо важное событие. Например, когда турки сбили наш самолет, я на ближайшем построении, которое было через полчаса после появления данной информации в новостных лентах, довел эту информацию личному составу. Чем кое-кого даже напугал. После подошел ко мне один из военнослужащих и спросил: «Теперь мы в Сирию поедем?!» Пояснил ему, что прямо сейчас не поедем, но знать информацию о таком событии должны.

— Как Вы подаете такую информацию?

— Любая информация, любые слова, которые доводит офицер личному составу, должны быть объективны. Никакого искажения не допускается. Все по факту: сегодня в такое-то время был сбит наш самолет. Есть предположения экспертов, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух». Это нарушение таких-то и таких-то норм международного права, так как самолет, по заявлению Министерства обороны, находился там-то и его сбивать было нельзя. Одного летчика ищут, другой, скорее всего, погиб. Все это говоришь не от своего лица, а сообщаешь источник информации. Потом, когда появилось больше информации о том, как был сбит самолет, на плановом информировании сообщаешь новые факты.

Вообще же информирование военнослужащих возложено на их непосредственных командиров. Но в данном случае, зная, что уровень подачи информации будет ниже по качеству, взял их функции на себя.

— Такую оперативную информацию из каких источников берете?

— Про тот же самолет я услышал по радио в машине. Всегда, когда еду в машине, включаю «Business FM», «Вести FM», «Маяк» и еще одну местную региональную радиостанцию. Там каждые 15 минут есть новости. Если есть актуальная информация, которая касается военнослужащих, то я ее сообщаю. Как раз, когда приезжаю в часть, то подразделение уже построено на утренний развод. Либо, если что-то очень важное, то даю команду на срочное построение.

— Как часто проводится информирование?

— Обычное информирование проводится два раза в неделю. Военно-техническое информирование и правовое информирование проводятся раз в неделю через неделю, чередуясь. Кроме этого, если уж касаться всех моих занятий, то два раза в неделю проводится общественно-государственная подготовка. Кроме того, есть общие собрания, воспитательная работа и досуговые мероприятия на воскресенье, например, просмотр фильмов. Если вот у нас была Пасха, то тема беседы с личным составом «Светлое Христово Воскресение». Так как у нас нет штатного помощника командира по работе с верующими военнослужащими, мы приглашаем представителей Русской православной церкви, с которыми поддерживаем отношения в нашем районе. Приезжают члены православной общины, проводят небольшой концерт в клубе. На мероприятие приглашаются военнослужащие, исповедующие православие, причем исключительно по желанию.

— Сверху какие-либо идеологические установки спускаются?

— Все темы, по которым мы проводим занятия по общественно-государственной подготовке, приходят из Главного управления по воспитательной работе. Сами конспекты публикуются в журнале «Ориентир». Тут есть проблема, потому что данный журнал не всегда вовремя приходит в войска, а на сайте электронная версия выкладывается именно что без тем по общественно-государственной подготовке. Вопрос: зачем так делать, если это издание Министерства обороны, ориентированное на военнослужащих Министерства обороны? В журнале поясняют, что, мол, жизнеспособность издания зависит от напечатанных экземпляров. В интернете, конечно, есть ресурсы, которые публикуют эти темы из «Ориентира», но сложность возникает именно с актуальными темами, которых нет, скажем, в прошлом или позапрошлом выпуске.

— То есть время от времени просто приходится искать в интернете отсканированные доброхотами выпуски этого журнала?

— Не время от времени, а постоянно приходится. Еще приходится следить за командирами подразделений, чтобы они использовали актуальные темы на информировании. А то ведь могут взять какую-нибудь старую тему, где еще тот же Сердюков упоминается…

— Кстати, о бывшем министре. Разборы его деятельности проводятся? Результаты дела «Оборонсервиса» рассматриваются?

— Редко его вспоминают. Касаемо оценки деятельности. Я сам ее никогда не озвучиваю, потому что это вызывает бурю эмоций у личного состава. Большинство военнослужащих по контракту, офицеры крайне негативно к нему относятся. Если все же речь об этом заходит, то стараюсь сказать, что кроме негативных вещей были и позитивные. Например, при нем началось создание новой формы. Прекрасно помню, как он говорил, что у нас должна быть современная семислойная форма. Я тогда в своем воображении не мог представить, что форма может состоять из каких-то семи слоев. Вот я провожу такие параллели и говорю, что деятельность Сердюкова была достаточно многогранна.

— Вы уже упомянули журнал «Ориентир», в котором публикуются нужные по работе темы. Что еще читаете из учебных пособий что вообще читаете не по работе и есть ли на это время?

— Это проблема, читать просто некогда. Мне помогают в работе некоторые телевизионные программы, например, «Служу России» или «Военная тайна» с Виктором Прокопенко. Оттуда очень удобно брать клишированные фразы, слоганы, которые потом можно использовать в воспитательной работе для формирования общественного сознания. Которыми можно «мочить». Мы не должны бояться слова «пропаганда», потому что по руководящим документам моя работа значится «пропагандистской».

— Вы сказали, что смотрите «Военную тайну». Не секрет, что в данной передаче немало ляпов и ошибок…

— Там нередко обсуждаются темы, по которым информацию в иных местах трудно найти. Например, что в западном обществе о нас распространяются шаблоны, что русские – пьяницы, а в передаче приводятся примеры, что там пьют не меньше. И это подается не обрывочно, а такими комплексными сюжетами по 20 минут об одном. Позволяют посмотреть на тему под таким углом, который в других СМИ не встретишь. Да, я вижу, что там есть ошибки, что их информация не неопровержима, но из этих передач можно почерпнуть полезный материал.

— Если посмотреть различные аналитические программы на государственных каналах, почитать и послушать провластных общественных деятелей, публицистов, то нетрудно заметить продвижение некоего общего тренда: Россия в кольце внешних врагов, а изнутри пытается поднять голову «пятая колонна». Поэтому, мол, надо сплотиться вокруг действующей власти, чтобы противостоять нападкам враждебных сил. Вы личному составу тнформацию подаете в том же ключе?

Я пытаюсь на своих занятиях вести конструктивный разговор, а не довольствоваться слухами про «все знают». Разъясняю, что есть оппозиционные силы, которые стремятся склонить общественное мнение на свою сторону, но мы – военнослужащие и не можем рассуждать о том, будем ли мы выполнять приказ или не будем. То есть я отделяю мух от котлет.

Что же касается неких установок о проведении официального курса в жизнь. Такого нет. Сверху ничего не спускается. Есть понимание того, что мы («замполиты») не можем давать оценки деятельности вышестоящего командования. Я довожу офицерам, что этого делать нельзя. Политическим темам мы оценки не даем, потому что это общественно-государственная подготовка, а не политическая.

В армии запрещена какая-либо предвыборная агитация. Даже если командир части попытается сказать, что есть вот такая ведущая партия, которая повышает нам денежное довольствие, то я буду первый, кто скажет ему, что так делать нельзя. Что у нас кроме этой партии есть еще и другие партии, которые принимают эти же законы.

Я, как «замполит», могу подсказать как участвовать в политической жизни, но во внеслужебное время. Как бороться с коррупцией, например, посредством обращений в органы исполнительной власти. То есть я должен дать военнослужащему понимание того, как он может защитить свои права, в том числе, участвуя в политической жизни. Но не подталкиваю его к определенному выбору. Тем самым я закрываю вопрос с обсуждением конкретных политических персон, их деятельности на территории части.

— Занятия с контрактниками и с военнослужащими по призыву совместные?

— Нет. У занятий с этими категориями военнослужащих разная тематика. Уточню, что занятия со всем своим подразделением проводит командир, а вот отдельно с контрактниками занимаюсь я. При этом обеспечение всех занятий – планы, конспекты – это все «замполит».

Кроме занятий существует и индивидуальная воспитательная работа. Каждый офицер должен иметь план проведения воспитательной работы с личным составом. За день офицер обязан побеседовать в рамках этого плана хотя бы с одним военнослужащим. На практике же, зачастую, больше. Не все они фиксируются и оформляются, как положено. Например, на днях выходил с КПП и увидел, что дежурный выкинул окурок на проезжую часть. Наряд же до проезжей части убирает, а саму дорогу нет. Военнослужащий же «культурный», поэтому чтобы не сорить у себя он пошел и выкинул окурок на проезжую часть. Я не смог пройти мимо этого прапорщика. Три-пять минут спокойно и без раздражения проводил с ним беседу, что так делать нельзя. Объяснил почему нельзя, почему после этого он сам себя уважать не должен. Привел различные примеры, в том числе, из законодательства, из соображений морали. Поговорил о том, как сделать так, чтобы так больше не делать. И он это понял.

— А с самими «замполитами» вышестоящее командование какие-либо занятия проводит?

— Такие занятия должны проводиться раз в полгода перед началом очередного учебного периода на уровне гарнизона, армии, округа.

— Военные психологи в работе помогают?

— На уровне соединения – той же бригады – есть группы психологического обеспечения. Руководит ею офицер – это капитанская должность, у которого в подчинении находятся гражданские специалисты. Система эта очень действенная. Когда ранее в каждом батальоне была должность психолога, то этот офицер зачастую выполнял лишь общие обязанности. То есть перекрывал вопросы, на решение которых не хватало общевойсковых офицеров: заступал в наряд, привлекался к проведению каких-либо занятий. Когда должность психолога убрали, то его задачи попытались переложить на «замполита». Но специалист по работе с личным составом – не психолог, там ведь более тонкие материи, решаются иные задачи. И эти задачи могут оказаться «замполиту» и не по плечу.

Сейчас, когда есть группа психологического обеспечения, то трудно представить работу «замполита» без взаимодействия с ней. Психологи работают на уровне подразделения и полностью выдают рекомендации по каждому военнослужащему: что нельзя с ним делать, как организовать взаимодействие с ним. Если командир прислушивается к их рекомендациям, то он во многом может избежать каких-либо нештатных ситуаций.

— Есть отдельные подразделения, отдельные батальоны, где по штату не полагается группа психологического обеспечения. Как там организована психологическая работа?

— Есть периодичность психологического тестирования военнослужащих: минимум раз в полгода его проходят абсолютно все – и солдаты, и офицеры. Его проводит либо выездная группа психологов, либо непосредственно сам «замполит». В последнем случае необходимо работать очень четко. Бывает так, что офицер садит какого-нибудь смышленого солдата за себя, чтобы он тест заполнил. Не потому что он что-то там скрывает, а потому что у него времени нет. А потом выясняется, что по результатам тестирования этому офицеру нельзя доверять командование. Тогда такого офицера уже вызывают непосредственно к психологам, и он у них проходит тестирование. Такие случаи были.

Тестирование офицеров – очень важный момент. Они ведь не только сами за себя отвечают, а еще и за личный состав. Бывало же, что офицеры срывались, вели себя неадекватно. Почему так? Потому что контроль был упущен, с ним не проводилась работа. Внешне такой офицер вроде как негодяй, а начинаешь разбираться и видно, что он просто погряз в своих проблемах, внутриличностных противоречиях.

— Бывало ли так, что офицера отстраняли от службы после изучения результатов его тестов?

— Мне известны случаи, когда психолог приходил к командиру и, не вдаваясь в детали, говорил: «Данного человека необходимо немедленно выключить из той или иной ситуации, освободить от исполнения служебных обязанностей». Командир предоставляет ему отпуск, перед убытием в который с проблемным офицером работает психолог.

— Уточню: командир в таком случае обязан отпустить в отпуск или может отпустить?

— Может. Но опытный командир не откажется от тех рекомендаций, что дает психолог.

— Нынешнего штата психологов достаточно для охвата всех военнослужащих? Помню, что на моей базе 2 штатных психолога успевали только тестировать вновь прибывшее пополнение да каждодневно работать с личным составом, заступающим в караул.

— Сейчас в штате общевойсковой бригады 5-6 специалистов. Кроме того, главное в психологической работе – это выделить группу риска, то есть людей, которых необходимо поставить на динамическое наблюдение. А это далеко не весь состав бригады. Эти люди постоянно посещают психологов, выписываются рекомендации по работе с ними. Также в задачу психологов входит отбор людей на сержантские должности и работа с заступающими в караул.

— Как выглядит такой отбор на сержантские должности?

— Командир, если желает поставить какого-либо военнослужащего на должность сержанта, собирает ведомости проверки по всем предметам обучения – там, естественно, должны быть оценки «хорошо» и «отлично», – и рекомендации психолога на предмет наличия у кандидата способностей к командованию, работе с личным составом. Например, в них может быть написано о повышенной агрессии, возможности применения физической силы в случае неповиновения или неспособности делать выводы из сложившейся ситуации. То есть кандидат может быть семи пядей во лбу, с отличной подготовкой, но в тоже время иметь асоциальное поведение. Такой человек не подходит для занятия командной должности.

— Вы рассказали, как должно быть, а на практике…?

— Нет-нет-нет, в моем подразделении сержанта не назначат… Я даже больше скажу, контрактника у меня на службу не возьмут без рекомендации психолога. Есть, конечно, случаи, когда рекомендации психолога не берутся во внимание вообще. Это все от командира зависит.

— В караул могут поставить военнослужащего, если есть рекомендация психолога этого не делать?

— Конечно командир может пренебречь рекомендацией психолога, но в этом случае он берет всю полноту ответственности на себя. Вряд ли офицер так сделает, потому что сам своими руками прикрепляет заключение психолога к караульной ведомости и подтверждает, что ознакомился с ним.

— Вам вменена обязанность агитировать военнослужащих по призыву подписать контракт?

— Есть определенный перечень должностей, которые должны замещаться военнослужащими по контракту. Исходя из этого перечня перед каждым командиром ставится задача о проведении отбора военнослужащих на службу по контракту. Практика показывает, что свой контрактник из твоего батальона гораздо лучше, чем человек пришедший с гражданки. Приходящего ты не знаешь, а своего – знаешь, как облупленного, так как он себя уже проявил на службе так или иначе. Ты понимаешь, что ждать от него в той или иной ситуации.

Задачи по отбору ставятся количественные, то есть каждый месяц ты должен сагитировать на контракт примерно столько-то человек. Не может быть так, чтобы за месяц никого не предоставили.

— План отбора реалистичный? Его можно выполнить?

— Сколько человек в месяц Вы должны привлечь на службу по контракту за месяц?

— Грубо говоря, по одному человеку в месяц с роты. Один-два кандидата из 20 человек.

— А если не получается? Ну вот не идут люди, не хотят?

— Можно перенести на следующий месяц, но тогда потребуется в два раза больше человек. Можно, как я уже говорил, с гражданки привлечь. Как уже говорил, вариант с привлечением не очень хороший, так как такой человек неизвестен. Практика показывает, что потом он в любой момент может захотеть уволиться. Мол, нашел более высокооплачиваемую работу, жена на развод подает, зарабатываю мало, увольте меня. При этом по негативной статье он не хочет увольняться просто никак. Начинается формальный подход к службе, не желает выполнять свои обязанности. И получается то, о чем предупреждали: не надо брать контрактника со стороны.

— Я правильно понимаю, что и сейчас командиры всячески стараются затягивать увольнение контрактников, чтобы не получать нагоняй свыше из-за снижения уровня укомплектованности подразделения военнослужащими по контракту? Мол, чего ж ты, товарищ офицер, не удержал человека, не думаешь о показателях?!

— Да. «Вы слабо работаете [с личным составом]! Вы их не воспитываете!» Но когда человек изначально на службу идет, чтобы просто пережить тяжелые времена, а срок службы-то три года, то сложно изменить подход к делу такого контрактника.
Если у контрактника через некоторое время после прохождения трехмесячного испытательного срока появляется цель уволиться, то я им предлагаю три варианта.

Первый. Все-таки продолжить службу до окончания срока контракта. Но тогда цель контрактника не выполняется.

Второй. Служить плохо и уволиться сразу. То есть мы собираем весь негатив и увольняем его по «плохой» статье с соответствующими последствиями: восстановиться на службе нельзя, попасть в какие-либо силовые структуры и госорганы проблематично.

Третий. Пытаемся уволиться по «положительной» статье: заболели родственники – нужен уход, нашел более высокооплачиваемую работу.

Некоторые пытаются уволиться по третьему варианту, но я еще ни разу не видел успешных попыток.

— «Замполит» проводит какие-либо занятия с офицерами своего подразделения?

— Есть система работы с командным составом подразделений. На занятиях разъясняется как работать с разными категориями военнослужащих. На конкретных примерах разъясняем как, например, вести личные дела, применять дисциплинарную практику, взаимодействовать с контрактниками и призывниками, представителями различных национальностей, как организовать и о чем говорить на общегосударственной подготовке.

Для качественного проведения таких занятий необходимо, кстати, и присутствовать в конкретных подразделениях, чтобы посмотреть, как командир взаимодействует со своими подчиненными. Если он ничего, кроме как кричать и матом ругаться в духе сержанта из «Цельнометаллической оболочки» или персонажа Нагиева с пародией «10-я рота», не может… Я всегда привожу эти примеры, показываю этих персонажей, человек смотрит, смеется и не всегда понимает, что поступает точно также. Надо дать понять, что вот так делать нельзя и объяснить почему нельзя. При этом следует понимать, что точно также не следует говорить, что нужно работать только вот так, как вот этот человек, который все делает правильно. Все люди разные и у каждого свой стиль работы. Просто каждый должен понимать, что должен находиться в определенных рамках, за пределы которых не надо выходить.

И еще о педагогике. Никогда не говори того, что не сможешь сделать, а если сказал, то ты должен это сделать. Педагогику проходят во всех военных учебных заведениях. Любой офицер ее изучает, но это не означает, что он овладел ее методами и принципами. К сожалению. Поэтому я всегда говорю: «Не обещайте того, чего вы потом не сделаете. Вы можете сколько угодно орать потом, не поможет. Надо объяснять правила «игры». Сказал, что накажешь за то и это? Накажи. Тогда тебя будут уважать хотя бы просто за то, что ты держишь слово».

— Офицеры на занятиях действительно слушают или же «раз надо, значит присутствуем»? Нетрудно себе представить возможную логику того же ротного: «Я каждый день с солдатами уже несколько лет общаюсь, знаю какой к кому подход нужен. А тут мне человек со стороны, у которого и личного-то состава в подчинении нет, что-то там рассказывает про работу с военнослужащими».

— Отношение к твоим занятиям проистекает от степени ответственности, с которой ты подходишь к выполнению своих обязанностей. Я в эту профессию пошел сознательно и мне нравится та работа, которой я занимаюсь. В любой деятельности есть негативные стороны, которые мне не очень нравятся, включая какое-либо негативное отношение, с которым относятся ко мне. Но это до тех пор, пока люди не сталкиваются с результатами моей работы. Это не говорю о том, что вот я какой классный «замполит». Нет. Просто если ты сам относишься к своим мероприятиям и предметам как к наиважнейшим, когда сам всем этим живешь, заставляешь офицеров этим заниматься и спрашиваешь с них за это, то и отношение будет соответствующее. «Посмотри, да он бьется до конца!» То есть мне уже не скажут, что ОГП не нужно, что информирование можно пропустить.

— К «замполитам» предъявляются требования по владению иностранными языками?

— Никаких требований по знанию иностранных языков к офицерскому составу не предъявляется, за исключением некоторых разведподразделений. Зачастую это является проблемой, особенно в мероприятиях за пределами Российской Федерации. Мне известен случай, когда наши военнослужащие в качестве миротворцев ООН участвовали в совместном патрулировании в зоне одного вооруженного конфликта. Переводчик, офицер одной из стран бывшего СССР, достаточно вольно переводил то, что говорили наши офицеры. Совсем вольно. Было понятно, что что-то не то, но никто из наших миротворцев не владел в должной мере английским языком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *