Кто такой женя лукашин
Феномен Жени Лукашина: Почему роли Андрея Мягкова стали символом национальной идентичности
Вспоминаем любимых персонажей в исполнении артиста.
18 февраля не стало актера театра и кино, режиссера, народного артиста РСФСР Андрея Мягкова. Артист скончался на 82 году жизни от острой сердечной недостаточности. Трагичная новость не может оставить равнодушными людей, знакомых с творчеством талантливого актера, ведь Мягков всегда был для русского зрителя своим и понятным.
Начало пути
Как это обычно бывает у великих, успех появился не сразу. Андрей Мягков начал свой профессиональный путь далеко от театральных подмостков: он окончил химико-технологический вуз и волею распределения стал работать в институте пластических масс.
Твердость своего намерения стать артистом Мягков показал уже с решения поступить в Школу-студию МХАТ в возрасте, когда его сверстники уже вовсю штурмовали мир кино. Мягков удачно прошел вступительные испытания, успешно освоил актерское мастерство и после выпуска стал служить в театре «Современник» под руководством Олега Ефремова. Однако востребованным артистом не был. Да и в театр его приняли, скорее, как нагрузку к жене Анастасии Вознесенской. Дебют в кино состоялся в 1965 году – Мягков сыграл главную роль в трагикомедии Элема Климова «Похождения зубного врача» – и лишь спустя десять лет, другой доктор, не стоматолог, а уже хирург, принесет популярность своему исполнителю.
Знакомство с Эльдаром Рязановым
После роли Алеши в картине Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» Андрея Мягкова стали узнавать и предлагать ответственные роли. Мягков играл и молодого Гайдара эпохи Гражданской войны в фильме «Серебряные трубы», и Александра Герцена в «Старом доме», и даже Владимира Ильича Ленина в фильме «Надежда». Андрей Мягков стал желанным артистом в мире кино, однако в родном театре остался на задворках.
Эльдар Рязанов об Андрее Мягкове (отрывок из книги «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги»):
«Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и непринужденностью. Первое, что приятно поражало в Мягкове, — такт. Казалось, внутри артиста находится какой-то камертон, позволяющий ему не переступать граней в очень сложных, порой пикантных ситуациях, в которые ежесекундно попадает его герой Женя Лукашин».
В последствии творческий тандем Рязанова и Мягкова в лице героев, что исполнял артист в картинах режиссера, создал удивительный образ нового героя.
Женя Лукашин: герой или неудачник?
Ничего так не радует русское сердце, как ожидание зимы. Россияне привыкли надеяться на счастье, что в тишине постучится в двери, а вместе с тем отбивают тост «С Новым счастьем» под ритм аккордов несчастного Жени Лукашина, который предпочитает «не иметь», чтобы ничего «не потерять», а вместе с тем страдает от этого неимения и всюду ищет свою любимую, даже спрашивает у ясеня, не видал ли тот? Однако находит не свою, а чужую!
То, что «Ирония судьбы, или С легким паром!» — фильм об одиночестве, становится ясно, если серьезнее задуматься над характерами главных героев. Кто они? Избегающая ответственности Надя, безответно влюбленный в неё Ипполит и закоренелый холостяк Лукашин. Почему же тогда зрители каждый год приглашают эту кинокартину за праздничный стол? Очевидно, для русского человека счастье — в несчастье! В настоящем страдании и возможности облегчить душу ближнему. А ещё, вспоминая свет нашего Александра Сергеевича, станет совершенно ясно: сердцу будет веселей, когда подле будет стоять кружка с чем-нибудь подходящим к случаю.
«Играть человека «в несоображении», оставаясь при этом и натуральным, и смешным, и симпатичным, — задача архисложная. А Мягков делает это изящно, элегантно, легко. Раздеться, забраться в чужую кровать, да еще хамить при этом хозяйке — нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу. Здесь так легко впасть в пошлость, грубость», — говорил Эльдар Рязанов. (отрывок из книги «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги»)
Женя Лукашин — далеко не герой в его обыденном, да и киношном понимании. Он – обычный врач, работающий в поликлинике, холост и живет вместе с мамой в маленькой квартире. Характеристика для киноперсонажа, особенно в нынешнее время, может быть, не совсем удачная, но зато – понятная русскому зрителю на все сто процентов: напиться под Новый год с друзьями, ввязаться в авантюру, сыграть на гитаре аккорды, спеть душевные песни и по-настоящему влюбиться! Разве для зрителя важно материальное состояние персонажа?
Интересно, стала бы публика пересматривать «Иронию судьбы» на протяжении стольких лет (дата выхода фильма 1975 г.), если бы в главной роли выступал человек с ценностями материальными, нежели духовными?
Так, может, искренний Женя Лукашин и есть национальный герой?
Чем Новосельцев покорил Людмилу Прокофьевну?
Андрей Мягков гениально варьировал палитрой «персонажей эпохи», и Рязанов не хотел потерять такую удачную находку, а потому назначил артиста на главную роль в следующем кинохите, картине «Служебный роман» (1977). Новосельцев и похож, и вместе с тем кардинально отличается от Лукашина. Они оба — далеки от амплуа похитителей сердец, хотя и действуют в рамках романтических историй.
«И тут надо отдать должное Мягкову. Он себя не пожалел. Замурзанный, неряшливо одетый, опустившийся клерк с мерзкими усиками — таким он выглядит на старте нашей любовной истории. Мне кажется, Андрею удалось создать совсем иной человеческий персонаж, отличающийся от Лукашина из «Иронии судьбы». В «Служебном романе» артист более беспощаден к своему герою. Если в Лукашине все-таки присутствует некая романтизация образа — тут и гуманная профессия, и привлекательная внешность, и песни, исполняемые в кадре, — то в Новосельцеве нет никакого украшательства.
Внешность героя скорее неприятная, профессия неинтересная, песни звучат за кадром, первоначальный поступок персонажа нечистоплотен — вызвать сочувствие, симпатию и любовь к этому затюканному жизнью, детьми и работой человеку непросто. Но актер очень точно расставил акценты, не «промазал» ни одного доброго, человечного нюанса в роли. Мягков в роли Новосельцева старается передать внутреннее благородство своего героя, его врожденную порядочность, беззащитность — и от этого притягательность. При этом актер показывает героя не статично, не заданно раз и навсегда, а в движении, изменении характера. Амплитуда в роли Новосельцева больше, чем в герое «Иронии судьбы». Здесь показано подлинное преображение персонажа».
Новый борец за справедливость
Заключительной в триаде народных комедий тандема Рязанов-Мягков является острая сатира «Гараж» (1979). Здесь режиссер вновь поставил артиста в экстремальную ситуацию поиска характера, поскольку лишил Мягкова одного из главных средств выразительности — голоса. Метаморфозы у персонажа Андрея Мягкова произошли стремительные: из романтичного московского гостя, поющего песни под гитару, Мягков сумел превратиться в простого обывателя, защищающего свои права любым способом. Одна отличительная черта осталась прежней: советские, а позже российские зрители по-прежнему могли узнать в персонаже Мягкова себя.
Андрей Мягков был разноплановым артистом. В его фильмографии собралась целая коллекция характерных ролей: от сильных, волевых и смелых личностей до страстных натур. Всего на счету Мягкова более тридцати ролей в театре и семидесяти – в кино. А любимые зрителями персонажи ещё долго будут жить, отдавая дань памяти талантливому и любимому артисту.
Ипполит или Лукашин. Кто вы из фильма «Ирония судьбы»
«Ирония судьбы, или С легким паром» на протяжении 40 лет не сходит с экранов 31 декабря и стала таким же атрибутом праздника, как шампанское и мандарины. Из года в год мы сопереживаем Ипполиту и радуемся за героев, нашедших любовь. Но так ли они подходят друг другу? Психолог Наталия Драга уверена, что сделать правильный выбор помогает знание психотипа избранника, и рассказала порталу Москва 24, как разобраться в разных типах личности на примере робкого Жени Лукашина и строгого Ипполита.
Фото: кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», режиссер Эльдар Рязанов
Психолог отметила, что каждому историческому периоду присущ некий доминирующий психотип – тип личности, характерный для большого количества людей.
«Сталинская эпоха сформировала много личностей эпилептоидного типа – педантов, аккуратистов, людей властных, строгих, но при этом взрывоопасных, – объясняет психолог. – Период правления Брежнева – это время психастеников, людей скромных, беспокойных, мнительных, склонных раздувать события и зачастую живущих в собственном выдуманном мире. В наше время гламура, моды и социальных сетей преобладают истероидные (демонстративные) личности. Они жаждут внимания и подтверждения собственной значимости от окружающих: «смотрите на меня и ставьте лайк».
Женя Лукашин – тревожный тип
Фото: кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», режиссер Эльдар Рязанов
«Мягкий, добрый Женя Лукашин кажется нам робким принцем, но давайте посмотрим на него трезво. Мужчине 30 лет, но живет он с мамой, получил хорошее образование, но в жизни так ничего не добился. Женщинам такие партнеры нравятся своей мягкостью, однако мало кто из них в курсе, что вызвана она обыкновенной трусостью и нерешительностью», – поясняет специалист.
Женя Лукашин – классический представитель тревожного типа личности (его еще называют психастеником). Такие люди отличаются застенчивостью и робостью, стеснительностью и тревожной мнительностью, а вдобавок к этому – еще и неуверенностью в себе. Они очень ранимы и самолюбивы, склонны раздувать пустяковые события до огромных масштабов и предпочитают жить в мире иллюзий, а не в жестокой реальности.
«Выражение «Художника обидеть может каждый! – это как раз про психастеников. Вернее, это художник может обидеться на кого угодно, и причину для обиды тоже придумает сам – и при этом будет уверен, что все было именно так, как он себе придумал», – добавляет Драга.
Принимать решения и брать на себя обязательства такой мужчина просто не способен, так как всегда и во всем сомневается. Жениться ему тоже сложно. Может быть, именно поэтому Лукашин и напивается в бане, тем самым срывая помолвку с Галей.
Ипполит – эпилептоид
Фото: кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», режиссер Эльдар Рязанов
«Правильный и солидный Ипполит не просто любит порядок, а считает своим долгом принуждать к нему остальных. Он любит указывать окружающим на их недостатки. Вспомним его претензии к Наде, когда она объясняла, каким образом в ее квартиру проник Лукашин: «Потому что ты безалаберная… Молчи… Ты непутевая». Поверьте, в квартире Ипполита такого безобразия действительно не могло произойти. Но при этом он никого не хочет обидеть, а всего лишь с его точки зрения делает верные замечания. Это связано с тем, что эпилептоиду важно, чтобы все вокруг было правильно», – поясняет психолог.
Очень точное определение Ипполиту в фильме дал Лукашин: «Такие, как вы, всегда правы, вы живете, как положено, как предписано… но в этом и ваша слабость. Вы не способны на безумства. А жизнь нельзя подогнать под выверенную схему».
Такие люди, как Ипполит, – солидные, важные, не терпящие унижения. В них совершенно нет гибкости и чувства юмора. Зато на них всегда можно положиться, это люди слова.
Но этими двумя типажами психологи не ограничиваются. Есть еще несколько.
Истероид
Фото: кадр из фильма «12 стульев» кинокомпании Творческое объединение «Экран», режиссер и автор сценария Марк Захаров
Яркий представитель истероидного (демонстративного) типа личности – Остап Бендер. Эти люди не могут жить без внимания к своей персоне и всего в жизни хотят добиться за счет других. Они мастера манипуляции, склонны к авантюризму, позерству, фантазированию. Истероиды врут с невинным лицом, так как в этот момент все, что они говорят, для них самих – правда.
Шизоид
Кадр из фильма «Шерлок Холмс». Режиссер – Гай Ричи
Пример шизоидного типа – Шурик из кинофильма «Кавказская пленница » и Шерлок Холмс. Этот тип живет в мире чистой информации. Они не понимают полутонов и чувств ни своих собственных, ни других людей. Им легче понять компьютер, чем другого человека. У них нет интуитивного понимания других, шизоиды что видят, то и говорят. Они интроверты и не делятся с другими людьми своими переживаниями. Кажется, что шизоид лишен чувств, но это не так, просто его чувства варятся глубоко внутри и он их никому не показывает.
Паранойяльный тип
Паранойяльный тип личности ощущает мир вокруг враждебным. Кругом враги, причем у них может быть даже любимый враг, жизнь без которого лишена смысла. Другой человек для них – всего лишь функция. Идея и дело превыше отношений и людей. Пример – Супермен. Основные черты характера – обидчивость, подозрительность и злопамятность.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»/ © Кинопоиск
Инна, 22 года, PR-менеджер
Кто такой Женя Лукашин? 36-летний мужик, живущий с мамкой. Карл, 36! Всякое, конечно, в этой жизни бывает, и я помню, что первые сорок лет детства в жизни мальчика самые тяжёлые, но про таких «самцов» хочется сказать: «Что-то пошло не так».
Все его поступки — один сплошной каприз, начиная от порванных фотографий и заканчивая претензией в адрес кулинарных способностей хозяйки квартиры. Конечно, таких, как Женька, не заливной рыбой кормить надо, а сиськой мамкиной. Романтичный хэппи-энд случился только потому, что Надя взяла ситуацию в свои руки. Сам Лукашин на такие подвиги не решился бы.
Ольга, 24 года, координатор отдела моды журнала Vogue
Только одно скажу: ну уж очень Лукашин некрасивый. Когда такой урод начинает себя вести экстравагантно, это выглядит жалко. А б ыл бы красивый, я бы, наверное, влюбилась, так как сама ситуация очень романтическая.
Наталия Архангельская, 28 лет, главный редактор журнала SNC
Почему Женю Лукашина можно записать в мудаки — понятно. Слабохарактерный: под давлением, скажем так, общественности, предложил нелюбимой девушке жить вместе, а потом даже не смог толком с ней порвать. Не желающий брать на себя ответственность: не устроил Наде общего будущего, а под грустное стихотворение слился из Ленинграда в Москву. Хамоватый: ворвавшись в чужой дом, не только отказался его покидать, но и испортил жизнь Ипполиту, человеку, состоящему из одних достоинств и не виноватому вообще ни в чём.
По меркам современной женщины, Женя Лукашин — мужчина, прямо скажем, незавидный. Но «Ирония судьбы» вышла в 1975 году, когда, родившись, люди чётко понимали, как именно, в каких чинах и в какой квартире (как правило — в той же, маминой: время эффективных менеджеров с миллионными бонусами ещё не пришло) они закончат свои дни. Для человека советских семидесятых Лукашин — что герой Кэвина Спейси из «Красоты по-американски». Он взбунтовался и в одну ночь — да, при помощи алкоголя — круто поменял жизнь: свою и чужую. Не побоявшись даже Ипполита с его грозными бровями и бобровой шапкой. Впервые в жизни вступив с кем-то в открытый конфликт, впервые в жизни сказав — пусть и заплетающимся языком — кому-то «нет». И в этом его «нет» есть что-то по-настоящему романтичное.
Надя выбирала Ипполита на во всех смыслах трезвую голову: положителен, перспективен и так далее. Выбирала не любя и поплатилась за это. Но именно так выбирает большинство: без чувств, по расчёту. Послать расчёт к чёрту, напиться в лоскуты, уехать от невесты, вступить в схватку, наломать дров — этого и не хватает что повёрнутым на ЗОЖ карьеристам-2016, что живущим с мамой медикам-1975. Нынче за романтику считают 101 розу и самое большое в «Инстаграме» обручальное кольцо. А романтика — это же другое: это слёзы, неопределённость, страх, готовность в одну ночь поставить на кон всё, что у тебя есть. Без гарантии дальнейшего совместного проживания в личной трёшке на Бульварном кольце.
Ирина, 23 года, госслужащая
Лукашин — мягкий и бесхребетный мужчина, что, конечно, отталкивает. Способен на подвиги, только когда напьётся, на трезвую голову ему слабо. Непонятно, как такая размазня может кому-то нравиться. Но, как говорится, любовь зла, полюбишь и козла.
Сваха Роза Сябитова объяснила, почему современным женщинам Женя Лукашин не по душе
Фильм снимался в 70-е и рассчитан на другое поколение женщин. Вы бы ещё молодым показали «Доярку и пастуха» и спросили, нравится ли им главный герой. Тогда главное было, чтобы мужчина имел стабильную работу, обеспечивал семью.
Лукашин — хирург, это достойная профессия. Для нашего поколения героями были те, кто честно трудился, мой папа, например, очень напоминал «Афоню», и я им очень гордилась. Тогда неважно было, кто ты — свинопас, сантехник или космонавт — главное, что у тебя была работа. Сейчас у молодёжи другие приоритеты, другая мода.
А вообще я не понимаю, почему они его алкашом называют. По сюжету же понятно, что Лукашин не пил, это единичный случай, друзья напоили. Что могу сказать — может, эти дамы сами алкашки?
«Лукашин, лови двоечку!». Почему главный герой «Иронии судьбы» вызывает отвращение
Новогодняя мелодрама Эльдара Рязанова считается классикой романтического кино о чудесах любви, но если посмотреть её внимательно, поведение персонажа Андрея Мягкова заставляет усомниться в наличии у него минимальных моральных принципов.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова обычно воспринимается как фильм о том, как в канун Нового года по чудесному стечению обстоятельств встретились две одинокие души, влюбились друг в друга и не побоялись ради своего счастья разорвать отношения с нелюбимыми партнёрами. Однако если проанализировать историю знакомства и общения Жени Лукашина (Андрей Мягков) и Нади Шевелёвой (Барбара Брыльска), их любовь не может не вызывать вопросы у любого взрослого человека с минимальным жизненным опытом.
В первый раз сладкая парочка встречается в квартире Нади, где вдрызг пьяный Лукашин спит на диване. Происходит серия комических эпизодов, в том числе с участием объявившегося жениха главной героини Ипполита (Юрий Яковлев), и до затуманенного алкогольными парами мозга Жени постепенно доходит смысл происходящего. После этого Лукашина выпроваживают на улицу, но он возвращается, чтобы попросить денег на билет. Уже здесь проявляется инфантилизм героя: проблему можно было решить каким-то иным путём, не клянча 15 рублей у людей, явно не сильно обрадованных его появлением в их жизни.
Барбара Брыльска и Юрий Яковлев в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Получив деньги, навязчивый Лукашин остаётся в квартире, откуда ушёл разгневанный Ипполит, и пытается дозвониться до своей невесты в Москву. Их с Надей общение протекает довольно неловко, но оба стараются вести себя «как цивилизованные люди». После разговора с невестой по телефону разочарованный Женя начинает хамить хозяйке квартиры, в которой находится.
Здесь и происходит ключевой поворот сюжета. Услышав от Нади давно назревшее «Пошёл вон», он заявляет, что никуда не пойдёт, потому что идти ему якобы некуда. Таким образом, из хама Лукашин превращается в натурального уголовника, по сути захватывая чужую квартиру.
Героиня, впрочем, тоже хороша: вместо того, чтобы звонить в полицию, она начинает пикироваться с незваным гостем, потом выдаёт его за Ипполита перед внезапно нагрянувшими подругами, целуется с ним и поёт собравшимся под гитарку, посматривая на своего нового «суженого» весёлым игривым взглядом.
Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В этот момент история теряет всякую логику. Понять, каким таким загадочным образом между героями «проскочила искра», сложно: ни один из предшествовавших эпизодов этому не способствовал, и если бы они были хоть немного социально адекватными людьми, то давно бы разошлись. Причём их «неадекватность» не похожа на проявление внутренней свободы или «духа авантюризма», а скорее напоминает психическое отклонение.
Однако искра уже проскочила, и дальше создатели фильма бережно её раздувают. Через какое-то время Надя и Женя уже флиртуют и готовы переспать. Их поведение можно было бы объяснить дикой сексуальной неудовлетворённостью, но оба состоят в отношениях и собираются вступить в брак, а на этой стадии у партнёров обычно ещё нет проблем с половой жизнью. Но и на этом ещё не всё: оказывается, что это даже не сексуальное влечение, а самая настоящая любовь.
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Поверить в такую загогулину сюжета уже совсем сложно. Если до этого Лукашина ещё можно было представить совершенно аморальным типом, страдающим гиперсексуальностью, а Шевелёву — настолько же аморальной женщиной, втайне желающей отдаваться первым встречным, то высокие чувства между ними напрочь сбивают с толку. Впрочем, может быть, такая схожесть патологических характеров тоже способна вызывать любовь?
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Как бы то ни было, человеческие качества главных героев явно далеки от «золотого стандарта». И если Надю ещё можно оправдывать с той сомнительной, но весьма распространённой точки зрения, что она «слабая женщина», то у Лукашина нет и такого оправдания: он мужчина, а кроме того, именно он физически вторгся в чужую личную жизнь и разрушил её.
Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В связи со всем вышесказанным возникает только один последний вопрос: почему же герои этого фильма и произошедшая между ними «новогодняя сказка» так любимы народом?
Видимо, потому, что очень большому числу людей тоже хочется забыть про свои социальные обязательства, семьи, моральные принципы и прочую скучную ерунду, вместо этого напиваясь до бессознательного состояния, вваливаясь в чужие квартиры, изменяя своим партнёрам с первыми встречными и обретая таким образом «счастье». Вот только решиться на подобные «свершения» сложно, поэтому остаётся только помечтать об этом раз в год за новогодним столом (может быть, даже после бани), с детской улыбкой всматриваясь в услужливый голубой экран.