Кто такой зодчий в древней руси
ЗОДЧИЙ
Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV — начала XV в. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И. Соболевского, в русском языке оно должно бы звучать зедчий, если бы русские книжники не прочитали югославянского ъ после з как о, т. е. если бы югославянское написание этого слова как зъдчий не повлияло бы и на его русское произношение. Таким образом, слово зодчий проникло в русский литературный язык чисто книжным путем в период «второго южнославянского влияния».
Акад. А.X. Востоков в «Церковно-славянском словаре» приводит слово зьдьчий в значении `мастер, строитель, владетель’ («Зьдьчий. — τέκτων, faber Pat., κτήτωρ, possessor. Dial. male») (Востоков, Сл. ц.-сл. яз.).
Кроме того, Востоков отмечает слова зьдечий и зьдичий из сочинений Ефрема Сирина по списку XIV в.: писець ли еси, помяни зьдечья и камение дѣлающихъ (χλείοτας καί λεπτούργους). Востоков предполагает здесь значение `горшечник’ (ср. зьдарь `гончар, лепящий из глины, κεραμεύς, figulus’. Ant.). (Ср. зьдъ `глина’, зьдьный `глиняный’ — Срезневский, 1, с. 1009).
Зодчий в ц.-слав. зьдьчий `aedificator; `possessor; ст.-серб. зьдьрь `faber’ (Дан.); ново-серб. зидар `faber murarius’ (Вук.), хорв. zidar, zidarc, zidatelj `structor’ (Стул.); чеш. zednik `Maurer’ (Ранк. Будилович, ч. 2, вып. 1, с. 103).
У Кариона Истомина в «Орации при поднесении царевне Софии Алексеевне книги блаженного Августина ”Боговидная любовь“» слово зодчество употреблено в переносном, метафорическом смысле: «Но паче елея (?) жаждущаго источников воды, жаждеши ты Господня на таковое пречестнѣйшаго художества зодчество чистых мыслей блаженных разумѣний и чистых словес» (Браиловский, Приложения, с. 475).
В 17-томном академическом «Словаре современного русского литературного языка», в котором обычно указывается, когда впервые то или иное слово фиксируется лексикографическими источниками, для слова зодчий в качестве такого первоисточника отмечен «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова (1704), для зодческий — «Словарь Академии Российской» (1792), для зодчество — Дополн. к «Церковному словарю прот. П. Алексеева» (1776) (БАС, 4, с. 1309—1310). Все эти сведения являются очень запоздалыми, так как слово зодчий зарегистрировано в русских текстах с конца XIV — начала XV в.
Слово зодчий в русском литературном языке XVIII в. считалось принадлежностью высокого стиля. Так, Г. Р. Державин посвятил свое стихотворение «Зодчему Тончию». Ср. также:
Там зодчий зиждет храм молитвы
(На кончину благотворителя);
Здесь тонут зиждущих плотину
Работников и зодчих тьма.
Но в карамзинской школе оно было признано архаическим славянизмом. А. С. Шишков защищал его в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка», объединив с такой группой устарелых славянизмов: «Как могут обветшать прекрасные и многозначащие слова, таковые например, как: дебелый, доблесть, присно, и от них происходящие: одебелеть, доблий, приснопамятный, приснотекущий и тому подобные? Должны ли слуху нашему быть дики прямые и коренные наши названия, таковые, как: любомудрие, умоделие, зодчество, багряница, вожделение, велелепие и проч.?» (Шишков, Рассужд. о ст. и нов. слоге, 1813, с. 47).
«Вот беда для них [нынешних писателей. — В. В.], когда кто в писаниях своих употребляет слова: брашно, требище, рясна, зодчество, доблесть, прозябать, наитствовать и тому подобные, которых они сроду не слыхивали, и потому о таковом Писателе с гордым презрением говорят: ”он Педант, провонял славянщиною и не знает Французского в штиле Элегансу“» (там же, с. 27—28).
Характерно, что в «Словаре церковно-славянского и русского языка» слово зодчий объявляется старинным: «Зодчий, я, и аго, с. м. Стар. Знающий науку зодчества, архитектуру; архитектор» (сл. 1847, 2, с. 94). Правда, при словах зодчество и зодческий этой пометы нет: «Зодчество, а, с. ср. Наука располагать, строить здания; архитектура. Искусен в зодчестве». «Зодческий, ая, ое, пр. Относящийся к зодчеству. Зодческое искусство» (там же).
Слово зодчество, по словам Шишкова, так же редко в простых разговорах употреблялось, как слова угобзиться, непщевать, доблесть, прозябать, светоносный и другие подобные. Оно «токмо тем известно было, которые прилежно в языке своем упражняются» (Шишков, назв. соч., с. 295).
А. С. Шишков свидетельствует, что в разговорном языке конца XVIII — начала XIX в. было в ходу слово архитектор, слово же зодчий многим образованным людям казалось странным и непонятным: «Слово зодчий, — писал Шишков, — есть настоящее Русское, происходящее от глагола созидать; но ежели бы кто в разговорах сказал: я нанял зодчего строить дом, то верно бы многие нашлись у нас такие, которые бы спросили: ково он нанял? а другие бы с насмешкою сказали: он говорит странным языком! И так разговаривая с Русскими и по-русски, надлежит непременно употреблять иностранные слова: я нанял архитектора строить дом» (Назв. соч., с. 303).
В 20—30-е годы ХIX в. слово зодчество входит в широкий литературный оборот. В «Дневнике» А. И. Герцена (под 8 января 1843 г.): «. можно ждать еще развития византийского зодчества, а уж готического нельзя» (Герцен, 1954, 2, с. 258). У Аполлона Григорьева в «Дружеской песне» (1845):
Отложив земли печали,
Возлетимте к светлой дали,
Буди вечен наш союз!
Слава, честь и поклоненье
В горних зодчему творенья,
Нас сотворшему для дел.
У А. Г. Венецианова в письме Милюковым (19 декабря 1837 г.): «. дворец горит, за век невредимо простоявший и бывший памятником того духа зодчества» (Венецианов, с. 179). В «Воспоминаниях» Е. М. Феоктистова (1848—1896): «. можно очень верно судить о положении дел и оказаться не совсем искусным зодчим, когда самому приходится воздвигать здание на место признанного негодным» (Феоктистов, с. 249—250). У Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Цель и мысль, пойманные, так сказать, в сеть материала, — на полотно в красках живописца, в мрамор зодчего, на бумагу в условные знаки и слова поэта, — живут потом целые века своею жизнию, заставляя и полотно, и мрамор, и бумагу сообщать из рода в род содержимое в них творчество» (Пирогов, с. 18).
Очерк опубликован в сборнике «Этимология — 1968» (М., 1971). В архиве сохранилась рукопись на 13 листках, написанных в разное время, на разной бумаге. Здесь публикуется по оттиску, сверенному и дополненному по авторской рукописи.
О слове зодчий см. также комментарий к статье «Жупел». — М. Л.
92 Ср. у Герцена в «Записках одного молодого человека»: «. в Греции все было так проникнуто изящным, что самые великие люди ее похожи на художественные произведения. Не напоминают ли они собою, например, светлый мир греческого зодчества“» (Герцен, 1954, 1, с. 277).
93 Kunn’s Zeitschrift 1902—1903, с. 322.
94 Фортунатов Ф. Ф. Старославянское тъ в 3 лице глаголов // Изв. ОРЯС АН, т. 13, кн. 2, 1908, с. 5.
Зодчий
Архите́ктор (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) (народная этимология) — профессия, которая занимается архитектурой, то есть планированием, дизайном и расчетом конструкций зданий и других сооружений.
В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: на «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии, такие как дизайнер по интерьеру или ландшафтный дизайнер. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования и продумывающих принципы реализации этих требований. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры. Премия считается аналогом Нобелевской премии.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Зодчий» в других словарях:
ЗОДЧИЙ — Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV начала XV в. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И.… … История слов
Зодчий — журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 1872 1917 и 1924 (в 1872 1901 ежемесячно, в 1902 1917 еженедельно, в 1924 вышел 1 номер). Редакция… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Зодчий» — «Зодчий», журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 18721917 и 1924 (в 18721901 ежемесячно, в 19021917 еженедельно, в 1924 вышел… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
зодчий — архитектор Словарь русских синонимов. зодчий см. архитектор Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, зодчего, муж. (книжн. устар.). Архитектор. Улица зодчего Росси (в Ленинграде). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, его, муж. То же, что архитектор. Шедевры старых зодчих. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Зодчий — иллюстрированный журнал по вопросам архитектуры и строительства. Издавался Петербургским обществом архитекторов в 1872 1917 и в 1924 (1 выпуск). Имел несколько приложений. Публиковал материалы по современной архитектуре и строительному… … Художественная энциклопедия
ЗОДЧИЙ — Великий Зодчий. Публ. Патет. О И. В. Сталине. Вайскопф 2001, 365 … Большой словарь русских поговорок
Зодчий — древнерусское, восточнославянское укр. зодчий, белорус. зодчы, образовано с помощью суффикса ЧИЙ от зедати строить, производного от существительного зед глина, стена из камня. В древнерусском языке (XII в.) существительное ЗЪДЪЧИЙ наряду со… … Архитектурный словарь
зодчий — ЗОДЧИЙ, его, м Книжн. То же, что архитектор. Было заметно, что при постройке его [дома] зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина (Г.) … Толковый словарь русских существительных
Зодчий
Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV – начала XV в. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И. Соболевского, в русском языке оно должно бы звучать зедчий, если бы русские книжники не прочитали югославянского ъ после з как о, т. е. если бы югославянское написание этого слова как зъдчий не повлияло бы и на его русское произношение. Таким образом, слово зодчий проникло в русский литературный язык чисто книжным путем в период «второго южнославянского влияния».
Акад. А.X. Востоков в «Церковно-славянском словаре» приводит слово зьдьчий в значении «мастер, строитель, владетель» («Зьдьчий. – τέκτων, faber Pat., κτήτωρ, possessor. Dial. male») (Востоков, Сл. ц.-сл. яз.).
Кроме того, Востоков отмечает слова зьдечий и зьдичий из сочинений Ефрема Сирина по списку XIV в.: писець ли еси, помяни зьдечья и камение дѣлающихъ (χλείοτας καί λεπτούργους). Востоков предполагает здесь значение «горшечник» (ср. зьдарь «гончар, лепящий из глины, κεραμεύς, figulus». Ant.). (Ср. зьдъ «глина», зьдьный «глиняный» – Срезневский, 1, с. 1009).
Зодчий в ц.-слав. зьдьчий «aedificator; «possessor; ст.-серб. зьдьрь «faber» (Дан.); ново-серб. зидар «faber murarius» (Вук.), хорв. zidar, zidarc, zidatelj «structor» (Стул.); чеш. zednik «Maurer» (Ранк. Будилович, ч. 2, вып. 1, с. 103).
У Кариона Истомина в «Орации при поднесении царевне Софии Алексеевне книги блаженного Августина ”Боговидная любовь“» слово зодчество употреблено в переносном, метафорическом смысле: «Но паче елея (?) жаждущаго источников воды, жаждеши ты Господня на таковое пречестнѣйшаго художества зодчество чистых мыслей блаженных разумѣний и чистых словес» (Браиловский, Приложения, с. 475).
В 17-томном академическом «Словаре современного русского литературного языка», в котором обычно указывается, когда впервые то или иное слово фиксируется лексикографическими источниками, для слова зодчий в качестве такого первоисточника отмечен «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова (1704), для зодческий – «Словарь Академии Российской» (1792), для зодчество – Дополн. к «Церковному словарю прот. П. Алексеева» (1776) (БАС, 4, с. 1309–1310). Все эти сведения являются очень запоздалыми, так как слово зодчий зарегистрировано в русских текстах с конца XIV – начала XV в.
Слово зодчий в русском литературном языке XVIII в. считалось принадлежностью высокого стиля. Так, Г. Р. Державин посвятил свое стихотворение «Зодчему Тончию». Ср. также:
Там зодчий зиждет храм молитвы
(На кончину благотворителя);
Здесь тонут зиждущих плотину
Работников и зодчих тьма.
Но в карамзинской школе оно было признано архаическим славянизмом. А. С. Шишков защищал его в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка», объединив с такой группой устарелых славянизмов: «Как могут обветшать прекрасные и многозначащие слова, таковые например, как: дебелый, доблесть, присно, и от них происходящие: одебелеть, доблий, приснопамятный, приснотекущий и тому подобные? Должны ли слуху нашему быть дики прямые и коренные наши названия, таковые, как: любомудрие, умоделие, зодчество, багряница, вожделение, велелепие и проч.?» (Шишков, Рассужд. о ст. и нов. слоге, 1813, с. 47).
«Вот беда для них [нынешних писателей. – В. В.], когда кто в писаниях своих употребляет слова: брашно, требище, рясна, зодчество, доблесть, прозябать, наитствовать и тому подобные, которых они сроду не слыхивали, и потому о таковом Писателе с гордым презрением говорят: ”он Педант, провонял славянщиною и не знает Французского в штиле Элегансу“» (там же, с. 27–28).
Характерно, что в «Словаре церковно-славянского и русского языка» слово зодчий объявляется старинным: «Зодчий, я, и аго, с. м. Стар. Знающий науку зодчества, архитектуру; архитектор» (сл. 1847, 2, с. 94). Правда, при словах зодчество и зодческий этой пометы нет: «Зодчество, а, с. ср. Наука располагать, строить здания; архитектура. Искусен в зодчестве». «Зодческий, ая, ое, пр. Относящийся к зодчеству. Зодческое искусство» (там же).
Слово зодчество, по словам Шишкова, так же редко в простых разговорах употреблялось, как слова угобзиться, непщевать, доблесть, прозябать, светоносный и другие подобные. Оно «токмо тем известно было, которые прилежно в языке своем упражняются» (Шишков, назв. соч., с. 295).
А. С. Шишков свидетельствует, что в разговорном языке конца XVIII – начала XIX в. было в ходу слово архитектор, слово же зодчий многим образованным людям казалось странным и непонятным: «Слово зодчий, – писал Шишков, – есть настоящее Русское, происходящее от глагола созидать; но ежели бы кто в разговорах сказал: я нанял зодчего строить дом, то верно бы многие нашлись у нас такие, которые бы спросили: ково он нанял? а другие бы с насмешкою сказали: он говорит странным языком! И так разговаривая с Русскими и по-русски, надлежит непременно употреблять иностранные слова: я нанял архитектора строить дом» (Назв. соч., с. 303).
В 20—30—е годы ХIX в. слово зодчество входит в широкий литературный оборот. В «Дневнике» А. И. Герцена (под 8 января 1843 г.): «. можно ждать еще развития византийского зодчества, а уж готического нельзя» (Герцен, 1954, 2, с. 258). У Аполлона Григорьева в «Дружеской песне» (1845):
Отложив земли печали,
Возлетимте к светлой дали,
Буди вечен наш союз!
Слава, честь и поклоненье
В горних зодчему творенья,
Нас сотворшему для дел.
У А. Г. Венецианова в письме Милюковым (19 декабря 1837 г.): «. дворец горит, за век невредимо простоявший и бывший памятником того духа зодчества» (Венецианов, с. 179). В «Воспоминаниях» Е. М. Феоктистова (1848–1896): «. можно очень верно судить о положении дел и оказаться не совсем искусным зодчим, когда самому приходится воздвигать здание на место признанного негодным» (Феоктистов, с. 249–250). У Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Цель и мысль, пойманные, так сказать, в сеть материала, – на полотно в красках живописца, в мрамор зодчего, на бумагу в условные знаки и слова поэта, – живут потом целые века своею жизнию, заставляя и полотно, и мрамор, и бумагу сообщать из рода в род содержимое в них творчество» (Пирогов, с. 18).
Очерк опубликован в сборнике «Этимология – 1968» (М., 1971). В архиве сохранилась рукопись на 13 листках, написанных в разное время, на разной бумаге. Здесь публикуется по оттиску, сверенному и дополненному по авторской рукописи.
О слове зодчий см. также комментарий к статье «Жупел». – М. Л.
Ср. у Герцена в «Записках одного молодого человека»: «. в Греции все было так проникнуто изящным, что самые великие люди ее похожи на художественные произведения. Не напоминают ли они собою, например, светлый мир греческого зодчества“» (Герцен, 1954, 1, с. 277).
Kunn’s Zeitschrift 1902–1903, с. 322.
Фортунатов Ф. Ф. Старославянское тъ в 3 лице глаголов // Изв. ОРЯС АН, т. 13, кн. 2, 1908, с. 5.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Как строили на Руси? Строительные традиции древнерусских зодчих на сайте Недвио
Немногие страны в мире могут похвастать своим собственным стилем архитектуры и традициями строительства. Русские строители и зодчие прославились на весь мир великолепной обработкой древесины, изразными купеческими избами, уникальными декоративными росписями и орнаментами, массивными русскими печами и многим другим.
В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие традиции русского строительства появились первыми в мире, однако остались в прошлом, а какие — прошли сквозь века и используются до сих пор.
1. Мастера обработки камня и дерева
Русская земля уже в IX-X столетиях славилась многочисленными городскими поселениями, в строительстве которых активно использовался камень и дерево.
Эти древние города, упоминаемые в русских летописях, скандинавских сагах и отмеченные древними арабскими писателями, превосходили современные или западноевропейские городские поселения не только по количеству и качеству своих построек, но и по городскому благоустройству.
Летописные источники, рассказывающие, что новгородские улицы мостились булыжниками и обработанными камнями с древних времен, подтверждаются раскопками. В 1932 году в Новгороде, в 86 метрах от Волхова, была вскрыта древняя улица с мостовой, отделенной стоячим тыном в виде изгороди от жилых построек, располагавшихся по ее краям. Улица имела ширину в 3,5 м и соответствовала характеру средневекового Новгорода, густо заселенного в те времена.
Мостовые в городах строили на Руси не только из камня, но и из дерева. Восемнадцать деревянных мостовых настилов, состоявших из широких сосновых плах, уложенных на лаги, накопилось в земле в результате регулярных починок уличного покрытия.
Самый древний настил относится к концу XI века. На его глубокую древность указывает современный уровень воды в реке Волхов, находящийся выше уровня самого древнейшего новгородского мостового полотна. Древние мостовые были обнаружены и в других частях старого города.
2. Мастера инженерных систем
Древнерусские строители и зодчие также славились как искусные мастера в строительстве инженерных систем. В центральной части того же Новгорода — на Ярославом дворище — были обнаружены цилиндрические трубы деревянного водопровода, относящегося к концу XI века.
На площади древнего торга, наряду с деревянными мостовыми и водопроводом, питавшимся ключевой водой, были обнаружены и водоотводные, долбленные из дерева трубы, обмотанные берестой в местах стыков.
По своему устройству древнерусские водоотводные, дренажные трубы несколько отличались от труб водопроводных. Однако подобных сооружений в то время не было ни в Германии, ни в Англии.
3. Мастера мостостроения
Летописные упоминания о древнерусских мостах содержат упоминания не только о развитой технологии мощения улиц, но и строительстве мостов через реки и овраги. Плавучие и свайные мосты сооружались в древней Руси чуть-ли не с самых первых ее дней, наряду с уличными мостовыми и городскими постройками.
Некоторые мосты снабжены опорой в виде кряжей, наполненных землей и камнем. Пролеты между кряжами перекрывались бревнами. Плавучие или «живые» мосты состояли из бревен, которые связывались в плоты.
Русские плотники, в совершенстве владевшие топором, создавали сооружения прекрасного качества. Они использовали все свойства дерева, как основного строительного материала того времени, и применяли в мостостроении разнообразные деревянные конструкции.
О высоком уровне технической мысли древних русских мастеров и о вводимых ими новшествах свидетельствуют материалы раскопок в Выдубицком монастыре, построенном в IX веке киевским князем Всеволодом. Здесь киевский зодчий Петр Милонег, для предотвращения обвала подмытого водой берега Днепра и предохранения от разрушения стоящего на нем каменного собора возвел каменную подпорную стенку.
Русский народ в XI-XIII столетиях имел уже много ценных строительных традиций. Среди них была и традиция своеобразных скоростных методов строительства.
4. Мастера быстровозводимого строительства
В древние времена наиболее крупными и наиболее сложными общественными постройками были церкви. Их возведение требовало большого количества навыков и знаний. Однако, несмотря на сложность строительства церквей, летописи того времени пестрят известиями о сооружении большого количества деревянных церквей во всех уголках русской земли.
Строились церкви специальными артелями плотников. Обладая большими знаниями и строительным опытом, артели зачастую сооружали обетные церкви за 1-2 дня!
Вообще однодневное строительство на Руси, было делом обычным и не вызывало в то время какого-либо удивления. Деревянные постройки русские плотники умели возводить и более в короткие сроки. Летописи свидетельствуют, что уже в XII веке на Руси существовали определенные кадры церковных строителей.
Русские мастера проводили каменное строительство в течение одного года. Но и этот срок считался долгим. Большей частью русские каменщики начинали и заканчивали постройку в одно лето.
Выдающийся памятник расцвета владимиро-суздальского зодчества — церковь Покрова на реке Нерли была построена за один строительный сезон в 1165 году. В один летний период были построены в Московском кремле церкви Ивана Лествичника и Архангела Михаила.
Прочность и надежность древнерусских строений
Способы и методы, с помощью которых осуществлялось строительство небольших построек, применялись русскими строителями и при возведении больших зданий. Эти методы были применены в 1532 году при сооружении церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Современные исследователи приходят в изумление от точности практического расчета древних строителей, которые сумели избежать лишних запасов прочности при огромной высоте храма. То, насколько тонкие, и при том прочные, получились его стены.
Продуманность всех этапов строительства, точность и слаженность в работе строителей давали русским зодчим возможность добиваться создания крепких построек в сжатые сроки.
Красота и функциональность древнерусских домов
Создаваемые многочисленные произведения русской строительной культуры обогащали мировую архитектуру новыми композиционными и конструктивными приемами, типами, формами.
В создании великолепного монумента в честь победы над Казанью — собора Покрова (храм Василия Блаженного), построенном русскими зодчими Бармой и Постником, использовалось минимальное количество материалов. Несмотря на это, зодчие сумели придать своему творению должную величественность и монументальность.
Девять отдельных церквей объединили они в одно целое, создав изумительную архитектурную гармонию. Гениальные новаторы середины XVI века не только прекрасно скомпоновали отдельные части здания, допустив лишь необходимую толщину стен и перекрытий, но и блестяще сочетали художественные и конструктивные формы. Они впервые применили систему плоского перекрытия, где кирпичная кладка держится диагональными прокладками полосового железа.
Крепость русских построек
Благодаря исключительному мастерству, таланту и изобретательности русских мастеров, нерушимо стоят до сих пор во всех уголках страны древние величественные храмы и монументальные оборонительные сооружения.
Своеобразные скоростные методы русский народ применял и в практике каменного фортификационного строительства. Менее чем в год были построены белокаменные стены Москвы.
С возведением русской пограничной крепости Ивангород, получившей в плане правильную квадратную форму, была положена основа первой в мире технология строительства боевых форпостов.
За основу планов русских крепостей XV-XVII столетий принимали правильные геометрические фигуры, что диктовалось стратегическими сооружениями. Такое начертание приобрели крепости Туровля, Суша, Козьян, Ситна, Сокол. Правильные геометрические формы получали и оборонительные ограды русских монастырей — Донского, Александровского.
Развитие рынка деревянного домостроения на Руси
Русские зодчие использовали приемы, которые мы можем сегодня назвать древней формой сборности и стандартизации строительства. Так, например, зимой 1551 года в районе Углича была осуществлена заготовка стандартных деталей крепостных стен, башен, церквей и других построек для целого деревянного города — крепости Свияжска.
Тщательно пронумерованные после пробной сборки, элементы свияжских сооружений были сплавлены на плотах по Волге и устью Свияги. Здесь, за 1000 с лишним километров от Углича, на расчищенной площадке в 150 гектаров, в намеченные сроки была осуществлена сборка свияжских укреплений и внутрикрепостных построек.
Сборность заранее заготовленных построек широко применялась и в русском быту. После пожаров на участках выгоревших районов Москвы быстро монтировались готовые дома, которые приобретались москвичами на городских рынках. Продажа готовых срубов деревянных домов и небольших церквей происходила у стен Белого города.
Эта стандартизация и сборность, а также применение своеобразных скоростных методов, были уже в XVI веке традиционными в отечественном строительстве.
Гениальные русские мастера заложили основы тех способов и методов строительства, которые в XVIII-XIX столетиях дали возможность быстро осуществлять застройку Петербурга и перепланировку многих городов России.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.