На какой вопрос отвечает слово деревья кто или что
Морфологический разбор слова «деревья»
Морфологический разбор «деревья»:
«Деревья»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «деревья»
Фонетический разбор слова «деревья»
Синонимы «деревья»
Разбор по составу слова «деревья»
Карточка «деревья»
Предложения со словом «деревья»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
«Дерево» — 35 одкоренных слов
Однокоренные слова к слову «дерево» — это близкие по смыслу лексемы с общим корнем дерев-/древ-. Родственные слова укажем среди существительных, прилагательных и глаголов. Определим, слова «дерево» и «деревня» однокоренные или нет.
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «дерево», выясним его главную морфему. Корень, в котором содержится общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу в одну семью.
Корень слова «дерево»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним морфемный разбор, но прежде определим, к какой части речи оно принадлежит.
У крыльца нашего дома растет могучее дерево.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это неодушевленное существительное сочетается с местоимениями и прилагательными:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является существительным среднего рода, на что указывает окончание -о.
Чтобы убедиться в этом, изменим это слово в форме единственного числа по падежам:
Сравним окончания и укажем в форме именительного падежа существительного словоизменительную морфему -о. Значимая часть -дерев- — это корень, в котором заключено общее значение родственных слов, которое
«имеет отношение к многолетнему растению с твердым стволом и отходящими от него ветками с листьями».
Запишем морфемный состав этого слова в виде схемы:
дерев о — корень/окончание
С корнем -дерев- укажем слова разных частей речи.
Родственные слова к слову «дерево»
Однокоренные существительные
С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные:
В корне некоторых слов исчезает беглая гласная «е». Главная морфема приобретает вид дерев-/древ-.
Укажем сложные слова с корнем -дерев-:
Однокоренные прилагательные
Корень дерев-/-древ- проследим в составе слов, которые обозначают признак:
Среди однокоренных прилагательных существует множество терминов — сложных слов, связанных с деревообработкой и производством материалов:
Однокоренные глаголы
С помощью суффиксов и приставок образуем однокоренные глаголы. Они по смыслу связаны с корнем -дерев- и обозначают действие:
Однокоренное наречие
От прилагательного образуем однокоренное наречие:
деревянный → деревянн о согнуться.
«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?
Иногда к однокоренным словам причисляют существительное «деревня» и все слова, связанные с ним по смыслу:
У слов «дерево» и «деревня» существует только этимологическое родство. Эти слова возникли на основе глагола «драть» и его формы 1 лица единственного числа «деру». Деревней называли место, отвоеванное у леса. Освободив его от деревьев, здесь селились люди. В современном русском языке у этого слова другой корень:
деревн я — корень/окончание
Да и по смыслу лексема «деревня», обозначающая поселение людей в сельской местности, весьма далека от названия многолетнего растения с твердой корой и древесиной.
ВыводВ русском языке слова «деревня» и «дерево» («деревья») не являются родственными.
«Дерево» — 35 одкоренных слов
Однокоренные слова к слову «дерево» — это близкие по смыслу лексемы с общим корнем дерев-/древ-. Родственные слова укажем среди существительных, прилагательных и глаголов. Определим, слова «дерево» и «деревня» однокоренные или нет.
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «дерево», выясним его главную морфему. Корень, в котором содержится общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу в одну семью.
Корень слова «дерево»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним морфемный разбор, но прежде определим, к какой части речи оно принадлежит.
У крыльца нашего дома растет могучее дерево.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это неодушевленное существительное сочетается с местоимениями и прилагательными:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является существительным среднего рода, на что указывает окончание -о.
Чтобы убедиться в этом, изменим это слово в форме единственного числа по падежам:
Сравним окончания и укажем в форме именительного падежа существительного словоизменительную морфему -о. Значимая часть -дерев- — это корень, в котором заключено общее значение родственных слов, которое
«имеет отношение к многолетнему растению с твердым стволом и отходящими от него ветками с листьями».
Запишем морфемный состав этого слова в виде схемы:
дерев о — корень/окончание
С корнем -дерев- укажем слова разных частей речи.
Родственные слова к слову «дерево»
Однокоренные существительные
С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные:
В корне некоторых слов исчезает беглая гласная «е». Главная морфема приобретает вид дерев-/древ-.
Укажем сложные слова с корнем -дерев-:
Однокоренные прилагательные
Корень дерев-/-древ- проследим в составе слов, которые обозначают признак:
Среди однокоренных прилагательных существует множество терминов — сложных слов, связанных с деревообработкой и производством материалов:
Однокоренные глаголы
С помощью суффиксов и приставок образуем однокоренные глаголы. Они по смыслу связаны с корнем -дерев- и обозначают действие:
Однокоренное наречие
От прилагательного образуем однокоренное наречие:
деревянный → деревянн о согнуться.
«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?
Иногда к однокоренным словам причисляют существительное «деревня» и все слова, связанные с ним по смыслу:
У слов «дерево» и «деревня» существует только этимологическое родство. Эти слова возникли на основе глагола «драть» и его формы 1 лица единственного числа «деру». Деревней называли место, отвоеванное у леса. Освободив его от деревьев, здесь селились люди. В современном русском языке у этого слова другой корень:
деревн я — корень/окончание
Да и по смыслу лексема «деревня», обозначающая поселение людей в сельской местности, весьма далека от названия многолетнего растения с твердой корой и древесиной.
ВыводВ русском языке слова «деревня» и «дерево» («деревья») не являются родственными.
Слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что слова русского языка систематизируются по группам; выработать навыки группировки слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Форма проведения урока: нетрадиционная (урок-путешествие).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии, используемые на уроке: технология развития критического (продуктивного, самостоятельного мышления), ИКТ.
Методы, используемые на уроке: метод наблюдения, проблемно-поисковый, продуктивный, практический, репродуктивный.
Дифференциация домашнего задания: по индивидуальному стилю и темпу деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, звукозапись П.И.Чайковский “Времена года”; динамическая модель “Осенний лес”; рабочие звенья модели: “Ветер – озорник”, “Чудо – дерево”, “Словарные избушки”; волшебная сумочка “с секретом”, ИЛО.
1. Организация учащихся к уроку.
2. Подготовка к основному этапу занятия. (Проблематизация с элементами диалога)
— Послушайте внимательно и угадайте, к какой королеве мы попали в гости? (Звучит музыка)
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.
Дни стали короче, и длиннее ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
— Так чьи это владения, как зовут их хозяйку? (Осень)
— По каким признакам вы догадались, что хозяйку зовут Осень?
Слайд 1. (Подведение курсора к пейзажной зарисовке, в углу слайда, увеличивает картинку).
— Осень, бесспорно, очень красива: яркие наряды деревьев и ковер разноцветных листьев под ними, аромат свежих плодов и ягод. Но у осени, как и подобает королеве, есть свои капризы и непостоянства. О каких изменениях в природе мы еще не вспомнили?
3. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, вы уже назвали среди осенних примет ветра. Сегодня вместе с веселым озорным Ветром мы побываем в Осеннем царстве – Лесном государстве. (Из его сумочки выглядывают карточки с вопросами).
— Может кто-то из вас уже догадался и поможет определить сегодняшнюю тему? (Будем учиться ставить вопросы к словам…)
— Совершенно верно, мы научимся группировать слова с помощью вопросов.
4. Актуализация знаний.
— Наш Ветер – озорник постарался и принес нам осенний дождик, который, как вы сказали, часто идет в октябре.
Слайд 2. (Дождевые капельки с буквами).
— Но посмотрите, дождь этот необычный, а буквенный. Проверим ваше внимание.
— Определите какие буквы принес нам Ветер для минутки чистописания:
1) буква, обозначающая гласный звук в слове “холод”. (о)
1) буква, обозначающая непарный звонкий согласный звук в слове “ветер”. (р)
2) буква, обозначающая парный звонкий согласный звук в слове “груша”. (г)
3) буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки в слове “тепло”. (т, п)
4) буква – “частый гость” в слове “дождь”. (д)
— Напишите вот такую цепочку закрытых слогов с верхним соединением: ор ог от оп од
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
— Наш ветер примчал нас в Лесное государство. А что это у него в руках? (Ответы детей)
— Чудесная воздушная сумочка. А в ней что? – Подсказка от ветра.
— Что такое необычное он мог спрятать, что не живет и не растет в лесу? (Появляется кукла).
5.2. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
— Вот озорник! Он принес из города в лес куклу.
— Наверное, он не знает, что это за предмет.
— Ребята, подумайте, на месте ветра, какой бы вы вопрос поставили, чтобы узнать название предмета? (Что это?)
— Значит, какой вывод можно сделать? (Слово “кукла” отвечает на вопрос “что?”)
— А, как вы думаете, почему про этот предмет спрашивают что это? (Он неживой)
— Оживите нашу куколку. Поставьте для этого нужный вопрос.
— Попробуйте сами подвести итог, и работая в “четверках”, подготовить краткое сообщение по теме сегодняшнего урока. (Работа в группах)
5.3. Сообщение представителей групп.
(Мы начали изучать группу слов, которые называют живые и неживые предметы окружающего мира. Живые предметы отвечают на вопрос кто?, а неживые – на вопрос что?)
— Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
6. Закрепление знаний и способов действий.
6.1. Проблемный диалог.
— Догадайтесь, какие жители в них обитают? (Слова)
— Подумайте, как назвать избушки, чтобы эти названия были связаны с материалом урока и содержали вопрос.
— Запишите у себя в тетради вопросы:
6. 2. Дидактическая игра “Волшебное перышко”.
— Я предлагаю вам поучаствовать в игре “Волшебное перышко”.
— Избушки пока пусты. Заполните их словами, которые называют предметы. А предметы вы можете найти на Чудо – дереве. (Переворачивается дерево).
— Находя слова, записывайте их в тетрадь.
6.3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой.
кто? | что? |
ёжик | листья |
лиса | озеро |
утка | трава |
журавли | дождь |
белочка |
— Подведите итог своей работы и сделайте вывод. (О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах – что?)
6.4. Подбор имен существительных.
— Дополните устно эти группы словами, называющими предметы Лесного государства.
Физкультминутка
7. Контроль и самопроверка знаний.
7.1. Дифференциация учебной деятельности. Самостоятельная работа по группам.
— На партах у вас лежат листики разного цвета. Выберите задание, которое бы вы хотели выполнить.
8. Итог урока. Рефлексия.
– Вот и закончилось наше путешествие. Но у каждого из вас осталось впечатление от него. Возьмите итоговые листы и постарайтесь ответить на вопросы.
(Работа по ИЛО – индивидуальным листам обучения).
9. Домашнее задание.
Слайд 7. Комментарий по выполнению домашнего задания.
Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
I. Организационный момент
Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)
А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.
Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)
III. Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)
Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?
А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?
Составьте из этих букв слова.
Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.
Давайте проверим написанное.(слайд №4)
Поднимите руку у кого так же?
IV. Введение в новую тему
Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)
1. Актуализация знаний
Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )
2. Формулирование темы.
Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)
3. Открытие нового знания
Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)
Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?
Теперь немного поиграем (слайд № 9)
Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.
Будьте внимательны, я буду вас сбивать.
Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.
А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.
IV. Первичное закрепление.
Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)
Кто? Что? Человек Дом Мама Город Щенок Машина Кит Дерево Кузнечик Космос … …
V. Самостоятельная работа
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)
Проверьте. Кто считает иначе?
А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)
Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.
Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?
Запишите получившиеся предложения.
Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)
Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)
Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.
VII. Подведение итога урока.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)
№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?
Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.
Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …