О чем говорится в поэме слово о полку игореве кратко
Микропересказ : Древняя Русь. Князь с войском идёт на земли врага, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре сбегает из него и возвращается домой.
«Слово» написано неизвестным автором (возможно, монахом) на древнерусском языке. Пересказ составлен по объяснительному переводу Д. С. Лихачёва, цитаты — из поэтического перевода Н. А. Заболоцкого. Деление пересказа на главы — условные.
Старый стиль и певец Боян
Автор размышляет, в каком же стиле ему следует писать «Слово», и вспоминает про старинного певца Бояна, который в старом стиле сочинял вещие песни о князьях.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Автор описывает, в каких красивых поэтических выражениях начал бы песню о Игоре «старинный соловей» Боян, однако сам хочет вести повествование ближе к действительным событиям своего времени.
Военный поход князя Игоря
В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.
Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.
Игорь Святославич — древнерусский князь, глава Новгород-Северского княжества, главный герой произведения.
Поход начался с мрачного предзнаменования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.
В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.
Всеволод Святославич (Буй-тур) — древнерусский князь, родной брат Игоря, за смелость прозванный Буй-тур (яростный бык).
Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.
На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.
И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.
Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.
Гзак — половецкий хан, глава объединения донских половцев.
На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться.
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!
О Русская земля!
Ты уже за холмом.
Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.
Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.
Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.
Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.
Бились день, рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Об Олеге Гориславиче
В лирическом отступлении автор вспоминает о прошлом Руси и князе Олеге Святославовиче, с которого начался род князя Игоря.
Олег Святославич (Гориславич) — древнерусский князь, дед Игоря и Всеволода, зачинщик междоусобных войн, за что был прозван Гориславичем.
Описываются начатые Олегом княжеские междоусобицы, во время которых он победил многих князей.
При Олеге, который вёл себя в родной стране как враг и оккупант, перестала цениться человеческая жизнь, народ обнищал, на невспаханных полях кружили над убитыми вороны да галки. Но даже в те времена не бывало таких битв, как сражение на реке Каяле.
Горькие последствия проигранной битвы
После поражения Игоря на Руси кончились спокойные времена. Князья перестали собирать дружины и сообща защищаться от половцев, а начали блюсти только свои интересы. Половцы воспользовались разобщённостью русских князей и со всех сторон начали нападать на Русь.
Жёны оплакали погибших витязей из Игоревой дружины. Враги обложили обложили большой данью русские города. Между русскими князьями начались ссоры и раздоры.
Автор объясняет, почему поражение Игоря имело такие тяжёлые для всей Руси последствия. Совсем недавно киевский князь Святослав совершил победоносный поход на половцев и пленил хана Кобяка.
Святослав Киевский — великий князь киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославича.
Князья Игорь и Всеволод Святославич ослушались его, пошли в поход самостоятельно и, потерпев поражение, уничтожили добытое Святославом преимущество русских над половцами.
Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что вместе с проигранной битвой на Каяле Русь утратила своё богатство и воинскую силу.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло.
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кощеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.
«Золотое слово» Святослава Киевского
Святославу в Киеве приснилось, будто накрывали его на тисовой кровати чёрной тканью, поили горьким отравленным вином, и из вражеских колчанов сыпали на полотно крупный жемчуг. Снился ему терем с разобранной крышей, через которую в Древней Руси выносили покойников, а под Киевом всю ночь каркали вороны, предвещая несчастье.
Бояре объяснили князю этот сон, рассказав, что половцы пленили двух его младших родственников. Святослав «изронил слово золотое, со слезами смешанное», начал упрекать молодых князей: не вовремя они затеяли войну с половцами, пролили поганую половецкую кровь, но ничего не добились, только принесли горе на серебряные седины старшего в роду.
А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Игорь и Всеволод ослушались своего феодала, решив, не прибегая к помощи других князей, присвоить славу «замерителей степи», которая принадлежала Святославу Киевскому. Первое последствие их поражения — нападение половцев на город Перяславль.
Автор призывает князей на защиту Руси
Автор призывает князей защитить свою родину и вспоминает о силе каждого из них. У великого владимирского князя Всеволода Юрьевича такое огромное войско, что оно может Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Всеволод Юрьевич — великий князь владимирский, имел большую семью, за что был прозван Большим Гнездом.
Сыновей Всеволода Юрьевича автор называет «живыми копьями».
Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон…
Храбрая дружина неистовых Рюрика и Давыда Ростиславовичей смела и сильна, как огромный бык-тур. Она мечтает отомстить половцами за свои раны.
Железные полки Галицкого князя Ярослава контролируют горы Карпаты и реку Дунай, мешая венгерскому королю и византийским народам проникнуть на Русь. Князь оберегает юго-западную границу Руси, к нему прислушивается Киев, а народ за острый ум и мудрость зовёт его Осмомыслом.
Ярослав — древнерусский князь, за мудрость прозванный Осмомыслом. Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный.
Слыша поступь войска храбрых волынских князей Романа и Мстислава, «вся земля от тяжести трепещет». От него потерпели поражение многие восточные народы и литовские племена.
Рюрик, Давыд, Роман — древнерусские князья, современники и союзники князя Игоря.
Всех этих князей рассказчик призывает бить Кончака «за Русскую землю, за Игоревы раны — удалого сына Святославича».
Но уж прежней славы больше с нами нет.
Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
Не ко благу дерево листья уронило:
Поганое войско грады поделило.
Победы волынских князей вновь напоминают автору о поражении русичей на реке Каяле. Он сетует, что храброго войска Игоря не воскресить.
Полоцких князей автор обвиняет в том, что они не могут защитить от «поганых» южные границы Руси. Только Изяслав Полоцкий попытался не пропустить врагов Руси через границы своего княжества, но его никто не поддержал, и он погиб в одиночестве на поле боя.
Автор обращается к полоцким князьям, потомкам Всеслава, и всем потомкам Ярослава Мудрого прекратить междоусобную войну, поскольку обе стороны потерпели поражение и погубили славу, доставшуюся им от дедов.
Ингвар, Всеволод Полоцкий, Изяслав, Брячислав — полоцкие князья.
Именно междоусобицы погубили предка призываемых им на битву князей, полоцкого князя Всеслава.
Всеслав — полоцкий князь, прозванный в народе Всеславом Вещим или Всеславом Чародеем. Является героем восточнославянского фольклора, где предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем.
В самом конце «языческих времён» Всеслав Полоцкий пытался добиться Киевского престола, и делал это не по праву наследования и не в честной битве, а через междоусобную войну, опираясь на восставших киевлян. В Киеве он княжествовал недолго, и вся его дальнейшая жизнь была неприкаянной, как наказание за разжигание смуты внутри страны.
И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Все ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.
Так свершил он путь свой небывалый.
Автор вспоминает давние времена, многочисленные походы первых русских князей на врагов, и противопоставляет им братьев Рюрика и Давида, которые так и не смогли сообща организовать поход на половцев.
Плач Ярославны
Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.
Ярославна — жена князя Игоря.
Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.
Бегство Игоря из половецкого плена
Словно в ответ на мольбы Ярославны, бог указал Игорю путь к бегству. Ночью, когда половцы спали, князь сбежал из плена с помощью верного Овлура, крещёного половца, который достал Игорю коня.
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Природа помогла князю добраться до дому — дятлы указывали ему путь к реке, Донец качал его на волнах, одевал тёплыми туманами и радовался, что Игорь возвращается «из неволи к дому». Князь благодарен Донцу, он сравнивает его с жестокой рекой Стугной, в которой много лет назад утонул юный князь Ростислав.
Ростислав — юный князь, погибший за сто лет до походя князя Игоря.
Догнать князя Игоря у половецких ханов не получилось, он вернулся домой. Автор описывает ликование Киева и всей Руси по поводу его возвращения.
Поэма заканчивается прославлением молодых князей и их дружины, которые боролись за христиан против поганых половецких полков.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Слово о полку Игореве:
Краткое содержание
Вступление
Неизвестный автор (скорее всего, монах) начинает рассказ о недавнем походе молодого князя Игоря Святославича Новгород-Северского (Черниговская область) против половцев «поганых» (кочевников-язычников).
Автор не хочет, как «старинный соловей» Боян, сказитель и певец, растекаться «мыслию по древу», писать пышно и красочно о битвах да князьях. Нет, он будет следовать правде, даст оценку событиям.
Часть первая
1185 год. Князь Игорь с дружиной поджидает своего брата Всеволода (его прозвище «буй-тур» значит «могучий»), князя Курского и Трубчевского. Вместе они хотят разгромить половцев, захватить богатую добычу.
Войско в сборе. Начало похода омрачено дурным знаком. Князь Игорь видит солнечное затмение. Тень от него «ополченья русские покрыла». Но князя гонит в поход жажда славы. И дружина выступает вперед, к Дону. «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Всю дорогу войско сопровождают зловещие знаки. Поднимается птичий крик и волчий вой. «Стон и скрежет в сумраке ночном». Дружина ночует в степи. Туда со всех сторон стекаются половцы.
Утром, в пятницу, русичи бросаются в бой. Ряды половцев смяты. «Поганые» терпят сокрушительное поражение. Русичи поживились золотом, шелками, взяли в плен половецких девушек. Преследуя бегущих, русичи шли по болотам, бросая себе под ноги покрывала и прочую половецкую одежду.
Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.
Осыпая дружину градом стрел, «с криками и воем валит враг». Русичи встречают их сомкнутыми рядами щитов. Князь Всеволод разит врагов направо и налево. Он не чувствует боли от ран, забыл об осторожности, о том, что целым и невредимым дома ждет его милая жена – Глебовна.
Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.
Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.
Братьев-князей Игоря и Всеволода берут в плен разные ханы. Сама природа скорбит о поражении: «степь поникла, жалости полна». Пока Игорь с братом в плену, прочие русские князья идут войной друг на друга, бьются за власть.
«Жены русские» рыдают, не видать им больше милых, взятых в плен. Вся Русская земля переполнена печалью. Сам стольный град Киев «стонет над горою». Ведь еще недавно били русские половцев нещадно. Черниговская земля осиротела без своего князя. Половцы, пользуясь разобщенностью русских князей, разоряют Русь, берут дань.
Игорь и Всеволод невольно послужили причиной великого бедствия. А вот отец их Святослав держал «поганых» в узде, самого хана Кобяка, собаку, взял в плен, «на Степь ногою наступал».
Иностранцы смеются над неудачами князя Игоря. Считают его виновником всех бед, восхваляют мудрость и силу его отца Святослава. «На Руси веселье полегло».
Часть вторая
Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).
И тогда обратил Святослав свое «золотое слово» к плененным князьям. Опрометчивость сгубила их. Не посоветовавшись, вышли они в поход. Не вовремя напали на орду кочевников.
Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.
Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.
Часть третья
В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.
Она упрекает ветер, который безжалостно принес тучу стрел на русские полки; корит солнце, равнодушно взиравшее на погибель русичей. Обращается и к славному Днепру, реке великой, с просьбой сохранить жизнь мужа. В ответ на ее горе море вздымается волнами. «Сам Господь из половецких стран» показывает Игорю путь домой.
В полночный час Игорь не спит. Он слышит условный знак от половца Овлура (его мать была русской). Кони наготове, русский князь может беспрепятственно бежать под покровом ночи. «В горностая-белку обратясь» мчится Игорь «к тростникам». Затем, «как гоголь, по волне» седлает коня и летит домой.
Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.
Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).
Он считает, что лучше женить юного Владимира на половчанке. Тогда он станет родичем половцам, станет блюсти их интересы. Старый Гзак уверен, что «он с девицей в терем свой умчится», не останется среди половцев, вернется на Русь. Окрепнет, придет воевать в Степь. (Автор Слова не сообщает, но из летописей известно, что юный Владимир вместе с князем Всеволодом вернутся на Русь).
Как солнце в небе, появляется долгожданный князь Игорь на Руси. Вся Русская земля охвачена ликованием. А князь первым делом «по Боричеву» (уже в Киеве) спешит к «Пирогощей Богородице Святой» (к храму, где пребывает Образ Божией Матери), чтобы возблагодарить за спасение.
В финале автор восхваляет отвагу и дерзновение Игоря и Всеволода, молодых князей. Славит всех, кто «за христиан полки поганых бил». Желает доброго здоровья князю и дружине его славной.
Читательский дневник по поэме «Слово о полку Игореве»
Сюжет
Князь Игорь вместе с братом Всеволодом идут бить к Дону половцев. Вначале они побеждают «поганых», берут пленниц и сокровища. Однако вскоре половцы, во главе с Гзаком и Кончаком, громят русичей у речки Каялы. Оба брата попадают в позорный плен.
Киевский князь Святослав опечален таким исходом похода. В своем «золотом слове» он критикует молодых князей, взявшихся в одиночку бороться с сильным противником. Затем призывает остальных князей оставить споры и раздоры, объединиться, защитить границы Руси.
Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.
Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.
Отзыв
Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.
Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.
Краткое содержание поэмы «Слово о полку Игореве» по частям
События истории передаются в художественных текстах. Краткое содержание поэмы «Слово о полку Игореве» по частям поможет разобраться в композиции произведения, представить поход на половцев образно и близко к реальным событиям прошлого.
Вступление
Автор говорит читателям, что речь в произведении пойдет о походе князя Игоря. Боян начинает петь о князе. Автор сравнивает певца с серым волком, парящим орлом. Боян вспоминает былые дни, струны «славу рокотали» князьям. Повесть опишет времена Игоря, когда повел он «полки родного края» против половецких войск.
Часть первая
Игорь с дружиной могучих воинов ждет рать брата Всеволода. Войска брата стоят возле Курска. Боян восхищается курянами: они исправные воины, родились под звуки военных труб, росли и мужали под шлемами отцов. Кормили их с «копья». Они отлично знают лес. Сабли, луки, колчаны готовы к битвам.
Игорь смотрит на солнце и удивляется. Среди белого дня начинается затмение. Ночная мгла покрывает русские войска. Такая примета предвещает беду. Князь не берет знамение во внимание. Он обращается к братьям по оружию со словами призыва. Князь говорит, что лучше быть убитыми от мечей, чем попасть в плен к «поганым». Князь зовет войска в неведомые земли,
Половцы накрыли русские войска тучами стрел. Враги шли отовсюду. Русские сомкнули крепкие щиты, загородили собою степь.
Всеволод крепко стоял в обороне со своими воинами. Он разрубает врагов «пополам», Боян поет о его силе:
Битва длилась не один день. Гора погибших росла. Русские повернули назад и стали убегать с поля боя, стремясь добраться до родных границ. Раненый Игорь пытается вернуть их к бою. На третий день русские «стяги пали».
Князья на Руси не собирают дружины на помощь своим, наоборот, между братьями идут войны, «куется крамола». Русские жены рыдают, оплакивая мужей, сыновей и братьев.
Русь плачет по сынам Святослава. Они разбудили поганых, все победы отца свели на нет. Молва доносит до русских земель, что князь Игорь попал в плен. Боян поет, что Игорь «на Русь накликал зло». Города стихли от страха, «веселье полегло».
Золотое слово князя – призыв, просьба, плач. Только единый стяг всех княжеств способен остановить полчища «поганых половцев».
Часть вторая
Дальше Боян поет о Святославе. Он уступает авторство князю. Звучит золотое слово князя Святослава. Речь смешана с горючими слезами. Обращается князь к сынам. Он не ожидал от них непродуманного тайного похода. Плачет князь: загубили свою юность, понадеявшись на быструю и легкую славу. Он называет их поход злом. Святослав вспоминает брата Ярослава. Его слуги шли на врагов с ножом. Они мстили за сожженные деревни, славили силу русских воинов. Игорь с братом решили славу прадедов себе присвоить – «бить наудалую».
Святослав обращается к великому Всеволоду. Ему жалко суздальские земли, терпящие великие муки. Дальше князь призывает к Рюрику и Давиду. Их воинская слава смолкла, храбрые полки спрятались. Призывает князь встать на защиту Руси, отомстить за раны Игоря.
Святослав говорит о Ярославе. Хвалит его власть и славу в народе: «Осмомыслом» зовут за великий разум. Призывает его пустить стрелы в сторону Кончака, ударить за раны сына Святославича. Дальше в «Слове…» обращение к Мстиславу и Роману. Он напоминает им, как били Хинову и Литву. Склонили перед князьями голову враги, испугались булатных мечей.
Боян вторит князю, обращается к седьмому веку Троянов. Могучий Всеслав замыслил «новую крамолу» и пошел в Киев. Но город его не принял, повис в синей мгле. Войны привели к гибели русских: головы погибших укладываются на полях как снопы на риге. Поля для пахоты превращаются в поля битвы. Трава чернеет о крови. Засеивают их не добром, а костями русскими. Много горя принес Всеслав, вырвал душу из оратая (пахаря).
Плачет Святослав: нет былой славы и единства. Половцы делят русскую землю. Стонать русской земле, пока не вспомнят князья былую славу и не захотят ее вернуть. Но должны понять князья, что победа возможна только если знамена заплещут вместе. Пока они поют врозь, каждый ищет славу себе. Боян обращается к Святославу:
Часть третья
Ярославна плачет о судьбе своего мужа. Она говорит, что обернется кукушкой, полетит к мужу, чтобы промыть глаза князя. Приоткроет он очи, а она омоет ему раны. Ярославна обращается к Ветру. Просит его не веять злобно, не помогать половецким стрелам. Просит женщина веять на просторе, подняться над облаками, лелеять корабли. Осуждает ветер за то, что он развеял ее веселье, раскидал по ковылю.
Ярославна обращается к Днепру. Могучая река пробилась сквозь каменные горы половецких земель. Женщина просит пожалеть князя, помочь ему на чужбине, сохранить ему жизнь. Просит женщина Днепр, чтобы слезы ее остановились, забылись, чтобы муж вернулся.
Услышала природа плач женщины. Помогли они князю бежать из плена и вернуться домой. Море взыграло, ветер помчал в родные края. Игорь превратился в горностая, поплыл как гоголь, серым волком помчался по лесам, взвился сокол в облака. Летит князь домой не разбирая пути. Дятлы указывают путь стуком, рассвет радуется князю, ликуют соловьи.
Река Донец поет Игорю славу: принес веселье, вернувшись из неволи домой. Игорь благодарит реку за помощь.
Гзак и Кончак мчатся за беглецом. Они рассуждают о том, как им вернуть в плен Игоря: подстрелить, предложить золота, заманить «золотой стрелой», опутать девицей.
Боян завершает свое пение. Тяжело голове без плеч, горько безглавому телу, мрачно на Руси без Игоря. Песнь завершается словами славы. Боян славит Игоря, Всеволода, Владимира. Поет славу тем, кто бьет полки «поганых». Славит Боян не только князя, но и всю его дружину.
Игорь приезжает в храм Богоматери в Киеве. Русь радуется его возвращению, надеется на победу, единение.