Пафос что означает это слово
Значение слова пафос
Словарь Ушакова
п а фос, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книж.).
2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь. «- В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме цк и цкк вкп(б) 7/I 1933 г.).
4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неод.). Он не умеет говорить без пафоса.
Культурология. Словарь-справочник
торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.
Риторика: Словарь-справочник
(др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)
в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.
Педагогический терминологический словарь
2. «Субстанциональное» (Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом «Я», наполняя и проникая собою всю душу.
3. Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 186)
Словарь лингвистических терминов
(др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)
в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(греч. pathos — страдание, страсть, воодушевление) — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску — то, что можно назвать душой произведения. Пафос — ключ к идее произведения.
Рб: эстетические категории в литературе
Асс: идея, патетическое, стиль
* «Поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это живая страсть, это пафос» (В.Г. Белинский).
«Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом» (Е.Г. Руднева). *
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
и ПАТОС, а, м.
Страстное воодушевление, чрезмерная приподнятость тона.
* ► Она говорила много, Верочка говорила много, обе разгорячились, Верочка, наконец, дошла до пафоса. // Чернышевский. Что делать //* *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG pathos)
глубокое сострадание другим. Термин означает призвание христиан разделить муки с другими людьми. Нек-рые говорят также о «пафосе Бога», т. е. о сострадании Бога миру и страдании в Иисусе Христе.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПАФОС, а, м. (книжн.). Воодушевление, подъём, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда.
| прил. пафосный, ая, ое.
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Что такое пафос и кто такие пафосные люди
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Одни и те же слова можно произнести по-разному: в каждом случае они возымеют различный эффект.
Когда кто-то говорит очень эмоционально, то невольно начинаешь испытывать те же эмоции, что и говорящий. В ряде случаев в этом нет ничего плохого. Например, человек с лидерскими качествами с помощью пафоса может повести за собой целую толпу.
Другой момент – куда он ее поведет? К светлому будущему или свершению аморальных поступков. Пафос, используемый в благих намерениях – почему нет? А вот грязных манипуляций чувствами стоит опасаться.
Пафос — это.
В переводе с греческого языка слово «пафос» означает страсть, страдание.
Более полное его определение – это выражение эмоций в возвышенной манере, с особым драматизмом и возбуждением, чтобы вызвать аналогичный отклик у аудитории. В словаре Ожегова пафос имеет значение воодушевленного подъема, энтузиазма.
В качестве простого примера на ум сразу приходит священник из американского кино, который под веселую музыку кричит разные лозунги, обращаясь к толпе прихожан. Люди заряжаются его энергией, подхватывают слова, кричат в ответ «аллилуя!», и апогеем (это что?) такой картины становится чудесное исцеление одного из сидящих в инвалидном кресле)).
Впервые о пафосе заговорил Аристотель: он ввел это понятие в риторику, как речевой прием, используемый с целью вызвать у слушателей нужные чувства, таким образом, заставив их ощутить всю трагичность рассказа. При этом оратор на самом деле не задействует свои эмоции в полной мере, оставаясь внутри себя спокойным.
Далее Гегель стал использовать этот термин для передачи не только трагического настроения, но и торжественного. А еще позднее стали различать разные виды пафоса, использовать его не только в ораторском искусстве, но литературе, фильмах, музыке, телепередачах, на радио и других сферах.
Пафосный — это какой?
Что такое пафос в обычный жизни, и как выглядит пафосный человек? Как правило, он резко отличается на фоне остальных следующими характеристиками:
Отсюда видно, что в реальной жизни пафосный человек – это скорее отрицательный персонаж, от которого хочется сбежать подальше.
Кому понравится почувствовать себя рядом с ним никчемным, некрасивым, безнадежно глупым и т.д? А именно так себя ощущают обычные люди с собеседником, полным пафоса.
Что можно посоветовать:
Пафос и литература
Литературный пафос – это те чувства, которые автор вложил в свое сочинение, чтобы вызвать у читателя аналогичные эмоции. Это то настроение, в котором пребывает читатель после прочтения произведения.
В литературе существует несколько видов пафоса:
Таким образом, поэты и писатели используют этот прием, чтобы эмоционально вовлечь читателя в свое произведение.
Если вы вспомните несколько прочтенных вами книг, то обязательно обнаружите, что от некоторых из них ( а может и всех) вы получали яркие впечатления.
Как пафос влияет на нашу жизнь
Чтобы понимать реальное влияние пафоса, вспомните сколько решений было принято вами под давлением эмоций? В моменты сильной радости можно пообещать что угодно и кому угодно.
Когда вам очень грустно и печально, вы можете невзначай обидеть близкого, отказавшись с ним общаться. Будучи в гневе, картина мира искажается, и люди говорят много слов, о которых впоследствии сожалеют.
Об этих моментах прекрасно знают манипуляторы чужими чувствами и успешно используют пафос для достижения своих целей. Например, политик с трибуны добивается расположения народа – потенциальных избирателей.
Писатели, таким образом, завоевывают свою аудиторию. Бизнес-тренер набирает команду учеников, а участник какого-нибудь конкурса добивается расположения жюри и зрителей.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Пафос — это сейчас едва ли не норма поведения. Не удивительно, что это слово переводится как «страдание», только страдают обычно те, кто окружают пафосного человека.
Пафос присущ закомплексованным людям, которые хотят быть более значимыми, чем являются на самом деле.
Будучи в гневе, картина искажается. Это ошибка с точки зрения ЕГЭ. Картина в гневе?
Значение слова «пафос»
1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом. □ [Клим] избегал пафоса, не позволял себе горячиться, а когда говорил то, что казалось ему особенно значительным, — понижал голос. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Чрезмерная приподнятость тона речи. [Горева] играла всегда с захватывающим подъемом, горячо, но излишний ложный пафос, привитый ей в провинции, сильно вредил ее исполнению. Юрьев, Записки.
2. чего или какой. Воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-л. высокой идеей. Пафос созидательного труда. Революционный пафос. □ Миллионы ударников горят подлинным пафосом социалистического строительства, болеют за ту программу, которую они выполняют. Киров, Статьи и речи 1934. || чего. Высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм. Пафосом этой статьи является борьба с тем отвлеченным взглядом на историю, согласно которому историческое движение обусловливается понятиями людей. Плеханов, В. Г. Белинский. Все наше искусство, весь его пафос направлен к становлению и утверждению высоких моральных ценностей правды! А. Н. Толстой, Лицо гитлеровской армии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.
ПА’ФОС, а, мн. нет, м. [греч. pathos] (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. Суровым пафосом звучал неведомый язык. Некрасов. Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, — следовательно, страсть чисто духовная, нравственная. Белинский. 2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-н. — В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное. Сталин [доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.]. 3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-н. П. поэзии Пушкина — в ее человечности. Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви. Белинский. 4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неодобрит.). Он не умеет говорить без пафоса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Па́фос
1. город на Кипре ◆ Не так давно с пляжей Ларнаки сняли голубые флаги, признанные ЕС свидетельства качества. И недвижимость там продается хуже, чем в Лимассоле и Пафосе. Владимир Абгафоров, «Дом на Кипре: колониальный евростандарт», 2002 г. // «Мир & Дом. City» (цитата из НКРЯ)
па́фос
1. воодушевление, душевный подъём, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики ◆ Весь пафос его, весь пыл его увлечения складывается пред алтарём того бога, которому никогда ни один художник не молился. Л. И. Шестов, «Шекспир и его критик Брандес», 1898 г. (цитата из НКРЯ)
2. книжн. идея, замысел ◆ Пафос анархизма и его стихия есть свобода, но свобода не как принцип индивидуального обособления, а как основа разумного и совершенного общения. П. И. Новгородцев, «Приложение об общественном идеале», 1917 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: раскалять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое пафос и как он связан с ораторским искусством?
Цицерон завещал: «Каждый оратор обязан волновать, убеждать и обаять своего зрителя». А Аристотель объяснил, что за волнение отвечает именно пафос. Почему слово пафос в быту стало иронично-осуждающим, даже ругательным? Как литературный термин перешел в словарь современного гламура? Почему в публичных выступлениях без пафосности обойтись невозможно? Дело, конечно же, в уместности использования слова. Делимся выводами и лайфхаками по приемам ораторского мастерства, которые из обычной речи сделают блестящую.
Что такое пафос?
Пафос — это риторическая категория, особый способ выражения страдания, сильной страсти, эмоционального возбуждения. Как один из методов убеждения аудитории, пафос был частью риторики – ораторского искусства, впервые описанного древнегреческим мыслителем Аристотелем. По Аристотелю пафос – это «чувство, воодушевление, вложенные в речь». Ключевыми элементами понятия изначально были «высокая идея или дух», «нравственное очищение», «внутреннее движение души». Применение слова «пафос» до недавнего времени соответствовало его определению во всех словарях.
Сегодня пафос стал синонимом выставленного напоказ самомнения и приобрел отрицательный контекст. Некоторые словари дают такое определение того, что означает слово пафос – «чрезмерно наигранная приподнятость речи, внешнее проявление воодушевление, которое производит впечатление фальши». Синонимами слова пафосный называют тщеславный, слащавый, лицемерный, неискренний. Соответственно пафосный человек тот, который что называется, работает на публику, ведет себя преувеличенно демонстративно, в речи использует сложные, неуместно красивые слова или сложные обороты. И все для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Современные лингвисты говорят, что книжные, исключительно литературные слова «пафос», «пафосный» стали главными составляющими гламурного словаря. Возможно, потому что для описания жизни «высшей пробы» слов роскошный, элитный, шикарный оказалось недостаточно. «Пафос» и стал тем эксклюзивным словом, которое наделили новым смыслом. Гламурный словарь вкладывает в слово «пафосный» свои значения – это наивысшая оценка живого или неживого предмета, события. Пафосными неожиданно стали статусы в соцсетях, автомобили, девушки, похороны, вечеринки, спектакли и туфли.
Актуальным становится вопрос «что такое пафосный человек» с точки зрения гламурного сленга. Это человек, который отталкивает и привлекает одновременно. Он бывает плох и хорош, ведь пафос заложен в его натуре. В отрицательном значении пафосность ассоциируется с лживостью, напыщенностью, выпендриванием. В положительном – описывает уверенного в себе человека, знающего себе цену.
Подобные метаморфозы есть и в английском языке. В переводе с греческого «pathos» (патос) – это страсть. А в современном английском «pathetic» – «жалкий», «трогательный».
Пафос в литературе.
Пафос применим к устной и письменной речи, где он понимается как ведущий эмоциональный тон или эмоциональный настрой произведения. В литературоведении он объединяет все приемы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателя. Пафос бывает:
Пафос в киноиндустрии – актуальный и необходимый элемент. Особенно в приключенческом кино, где зрителя нужно держать в напряжении с первой минуты. Обычно возвышенными, преувеличенно торжественными фразами и запоминаются монологи Главных Героев с Большой Буквы. Это «I’ll be back» Терминатора, «Я – король мира» героя Леонардо Ди Каприо из «Титаника», «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» Александра Невского.
Как научиться говорить публично?
Выдающиеся личности во многом обязаны навыку, которым владели в совершенстве, – умению выступать. Но убедительными спикерами не рождаются, ими становятся. Главное – найти нужные слова, завладеть вниманием и быть услышанным. По мнению Аристотеля яркий оратор должен овладеть тремя компонентами риторики: логосом (логические суждения), этосом (общечеловеческие ценности) и пафосом (эмоциями).
Многие люди боятся выступать перед аудиторией. И это не обязательно должен быть большой зал. Волнение иногда мешает сказать тост на свадьбе друзей или прочитать реферат, стоя у доски. К счастью, есть книги, собравшие опыт великих ораторов. Они помогут освоить искусство публичных выступлений и говорить ярко, искренне, энергично перед любой аудиторией.
Подготовиться к выступлению. Ненужное волнение часто вызывает недостаток знаний о теме выступления. И это моментально чувствует публика. Ключом к успеху станет тщательная подготовка: планирование речи, изготовление карточек с тезисами, повторение материала несколько раз. Дополнительно пригодится тренировка диафрагмы, выбор правильной высоты голоса, темпа речи.
Узнать свою аудиторию. Недостаточно досконально знать свою речь, нужно знать – кто ее услышит. Одно дело – выступать перед студентами первых курсов, другое – говорить речь перед советом директоров. Желательно выяснить средний возраст, статус слушателей и причины, по которым они будут вас слушать. Хорошо, если будет возможность заранее посетить место выступления – это позволит чувствовать себя уверенней.
Проработать содержание речи. В любой речи есть два запоминающихся момента: начало и завершение. От их эффекта и будет зависеть успех выступления:
7 лайфхаков, как улучшить качество публичных выступлений.
Подготовка, продуманная речь и репетиции – только половина дела. Успех во многом зависит от личности выступающего, его умения заинтересовать аудиторию. В помощь начинающим ораторам мы собрали 7 лайфхаков, которые помогут стать настоящим героем публичных речей:
ТОП-3 мотивационных ораторов: в чем секрет популярности?
Среди мотивационных ораторов есть известные телеведущие, политики, писатели, религиозные деятели. Каждый из них рассказывает непростую историю своей жизни и умеет достучаться до самого равнодушного слушателя. Но темы и подходы у всех разные. Мы собрали ТОП-3 самых вдохновляющих людей и профессиональные секреты, которыми они поделились.
Тони Роббинс признан мотивационным оратором номер один в мире. Успех его выступлений определяют:
Брайан Трейси больше, чем спикер – автор книг по саморазвитию, бизнес-тренер, предприниматель и коуч. В своей книге делится советами:
Джо Язбек – часто выступает перед зрительным залом и учит ораторскому мастерству бизнесменов. На своих семинарах делится секретами:
Выводы: