Паралипоменон что означает это слово
Паралипоменон
Смотреть что такое «Паралипоменон» в других словарях:
ПАРАЛИПОМЕНОН — (греч.). Выпущенное, пропуск, добавления к какому либо сочинению. Этим именем называются две библейские книги, составляющие дополнения к книгам царств: хроники в Библии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАЛИПОМЕНОН — ПАРАЛИПОМЕНОН, две книги Ветхого Завета, дополнение книг Цар. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
паралипоменон — сущ., кол во синонимов: 1 • летопись (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Паралипоменон — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Паралипоменон — евр. Диврей а ямим Паралипоменон 1 ая и 2 ая книги, греч. слово, т.е. добавление оставшегося (евр. «летописи»). Две исторические книги Вет. Завета; автор их неизвестен. Греческое название этих книг показывает, что они служат добавлением к четырем … Словарь библейских имен
Паралипоменон — назв. двух исторических книг Библии, которые в еврейской Библии, а за ней и в Вульгате, называются летописью и помещаются вслед за книгами Царств. Название это греческое (παραλειπομενων), усвоенное в греческом переводе Библии семидесятью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Паралипоменон, книги — см. Книги Паралипоменон … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПАРАЛИПОМЕНОН, 1–2 КНИГИ — канонич. ПИСАНИЯ ВЗ, входящие во 2–й цикл *Исторических книг (см. ст. ХРОНИСТ). Евр. название книг, Диврей хаямим, можно перевести как «дела (минувших) дней». Греч. название ParaleipТmenon означает «Пропущенное». По–видимому, переводчики, давшие… … Библиологический словарь
Паралипоменон, 1 и 2 книги — Паралипомен’он, 1 и 2 кн’иги (евр. летописи, греч. упущение, добавление) 13 я и 14 я книги Ветхого Завета, 8 я и 9 я книги в ряду исторических книг (см. Библия). Иероним в Вульгате назвал их Хрониками. Изложение истории в этих книгах… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Паралипоменон
Изначально книга Хроник — единая книга; её деление на две части впервые встречается в Септуагинте, откуда оно перешло в другие переводы Библии; начиная с XV века, это деление принято и в изданиях еврейской Библии (Танаха). В Танахе книга Хроник упоминается как заключающая раздел Писаний, и это место она занимает в большинстве рукописей и в печатных изданиях Библии. Однако в ряде манускриптов книга Хроник открывает раздел Писаний. В Септуагинте книга Хроник помещена среди исторических книг, после книги Царей. Этот порядок был принят Вульгатой, откуда он перешёл в некоторые современные переводы Библии.
Мишна (Иома 1:6) сообщает, что книга Хроник была среди тех книг, которые читали первосвященнику перед наступлением Йом-Киппур, чтобы тот случайно не заснул и не был за это отстранён от участия в храмовой церемонии.
Содержание
Название
Время написания
Написание книги закончено в период с 468 по 455 гг., в период между выходом Ездры из Вавилона на седьмом году правления персидского царя Артаксеркса І Долгорукого (468 году до н. э.) и до прихода в Иерусалим Неемии (455 г. до н. э.). [источник не указан 541 день]
Содержание книги
Первые 9 глав книги Паралипоменон перечисляется родословная от Адама, затем Евреев. Всю остальную книгу первой и всю вторую рассказывается история правления Иудейских царей до возвращения из рабства. Сначала рассказывается о смерти Саула (первого иудейского царя), затем рассказывается о Давиде (X век до н. э.), Соломоне (сыне Давида) и о других их преемниках.
Книга Паралипоменон излагает историю Израиля со времени царя Давида (X век до н. э.) до падения Иудейского царства в правление царя Седекии (Цидкияһy) (VI век до н. э.). Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования книги, которая завершается выдержкой из эдикта Кира, заимствованной из книги Ездры.
Книгу Хроник можно подразделить на три основные части:
Первая книга Паралипоменон
По описываемой в ней эпохе совпадает с книгами Царств, составлена из отрывочных летописей, вероятно, Ездрой.
Книги Библии номер 14 — 2 Паралипоменон
Написание завершено: ок. 460 г. до н. э.
Охваченное время: 1037—537 гг. до н. э.
Первоначально 1-я и 2-я Паралипоме́нон составляли одну книгу.
Паралипоменон
Полезное
Смотреть что такое «Паралипоменон» в других словарях:
ПАРАЛИПОМЕНОН — (греч.). Выпущенное, пропуск, добавления к какому либо сочинению. Этим именем называются две библейские книги, составляющие дополнения к книгам царств: хроники в Библии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАЛИПОМЕНОН — ПАРАЛИПОМЕНОН, две книги Ветхого Завета, дополнение книг Цар. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
паралипоменон — сущ., кол во синонимов: 1 • летопись (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Паралипоменон — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Паралипоменон — назв. двух исторических книг Библии, которые в еврейской Библии, а за ней и в Вульгате, называются летописью и помещаются вслед за книгами Царств. Название это греческое (παραλειπομενων), усвоенное в греческом переводе Библии семидесятью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Паралипоменон, книги — см. Книги Паралипоменон … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПАРАЛИПОМЕНОН, 1–2 КНИГИ — канонич. ПИСАНИЯ ВЗ, входящие во 2–й цикл *Исторических книг (см. ст. ХРОНИСТ). Евр. название книг, Диврей хаямим, можно перевести как «дела (минувших) дней». Греч. название ParaleipТmenon означает «Пропущенное». По–видимому, переводчики, давшие… … Библиологический словарь
Паралипоменон, 1 и 2 книги — Паралипомен’он, 1 и 2 кн’иги (евр. летописи, греч. упущение, добавление) 13 я и 14 я книги Ветхого Завета, 8 я и 9 я книги в ряду исторических книг (см. Библия). Иероним в Вульгате назвал их Хрониками. Изложение истории в этих книгах… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
1-я Паралипоменон введение
«Паралипоменон обладает своеобразнъми особенностями и красотой, и прежде всего его моральная ценность состоит в том, что он показывает: несмотря на то, что все остальное было разрушено, Божий замысел устоял. Вот чем мы можем утешаться в настоящее время. Христианский мир находится в плачевном состоянии; но Божий замысел никогда не потерпит поражения, и те, кто верует, укрепятся и обретут утешение в уверенном исполнении Божьего замысла.» Уильям Келли
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книги Паралипоменон, изначально составлявшие одну большую книгу, расположены в конце Еврейской Библии. Ее еврейское заглавие переводится как «Хроники», или, буквально, «Слова о днях». Паралипоменон — название из греческого перевода LXX (Септуагинты — древнегреческого перевода Ветхого Завета), которое значит «Упущения», и это неудачный перевод. В английской Библии Паралипоменон носит название «Хроники», восходящее к латинской Вульгате Иеронима.
Так как на первый взгляд кажется, что 1 Паралипоменон просто повторяет 1 и 2 Царств, а 2 Паралипоменон — 3 и 4 Царств, какова уникальная роль этих книг? Паралипоменон явно отличается от книг Царств. В этих книгах подчеркивается историческая сторона событий, а в Паралипоменоне — духовная. Таким образом, Паралипоменон уделяет большое внимание правлению Давида и его преемников, а также поклонению в храме в этот период. Здесь приводятся новые подробности о священниках, левитах, музыкантах, певцах и привратниках. Здесь описывается, как ковчег перевозили в Иерусалим, как готовилось строительство храма и какие реформы проводили в Иудее некоторые благочестивые цари. Северное царство упоминается только в связи с его отношениями с династией Давида. Автор опускает даже трагические истории об Амноне, Авессаломе и Адонии, а также о неверности Соломона. Так что Паралипоменон — не просто повторение. Это скорее духовное толкование истории, рассказанной в предыдущих книгах.
События, происходившие в период правления каждого царя, обычно фиксировались в книге (3Цар 14:29; 15:7 и т. д.). Без сомнений, существовал общий источник, которым пользовались авторы книг Царств и Паралипоменона, потому что некоторые отрывки в них перекликаются.
Отдельные исследователи критикуют Паралипоменон как неполный и негармоничный труд, не включающий в себя важные события освещаемого периода. Но Уильям Келли, с характерной для него духовной проницательностью, показывает, что Паралипоменон, как и все богодухновенные книги, отражает в точности намерения Святого Духа: «Эти собрания Божьих свидетельств, объединенные в Книгах Паралипоменон, фрагментарны и такими должны быть. Бог мог бы дать нам все подробности, если бы Ему было угодно, но Его намерения были иными. Сам Бог предпочел рассказать о погибели Израиля, используя лишь отдельные обрывки информации. Здесь нет ничего завершенного. Эти две Книги Паралипоменон составлены именно по такому принципу. Людей ученых это сильно озадачивает, потому что они, глядя на эти книги человеческими глазами, не способны понять этот принцип. Они воображают, что это недостаток данных книг. Но это не так. Дух Божий написал их так намеренно и сознательно». Келли сопоставляет ситуацию в Израиле в то время с разделенным и хаотическим состоянием современного христианского мира:
«Так, например, я убежден, что благодать, даруемая Богом Его народу, в наше время кажется очень слабой и неупорядоченной человеческому взгляду, но, если вы посмотрите на нее, то увидите: все соответствует замыслу Бога, и наше желание обладать всем сразу не согласуется с Его волей — ведь тогда мы были бы довольны собой, вместо того, чтобы ощущать вместе с Ним несовершенное состояние Его церкви». Первая и вторая книги Паралипоменон — не скучные учебники истории. Это толкование священной истории от Адама до возвращения Израиля из вавилонского плена. Они написаны для нас, верующих, и могут использоваться нами в современной жизни.
II. Aвторство
Большинство комментаторов полагает, что автором или составителем книг Паралипоменон был Ездра. Последние два стиха 2 Паралипоменон совпадают с первыми двумя стихами Книги Ездры; отмечается и большое стилистическое сходство. Богодухновенный составитель черпал информацию в ряде книг того времени, и мы видим это из списка «библиографии», приводимого им самим:
1. Записи Самуила провидца (1Пар 29:29)
2. Записи Нафана пророка (1Пар 29:29)
3. Записи Гада прозорливца (1Пар 29:29)
4. Пророчество Ахии Силомлянина (2Пар 9:29)
5. Видения прозорливца Иоиля (2Пар 9:29)
6. Записи Самея пророка (2Пар 12:15)
7. Записи Адды прозорливца (2Пар 12:15)
8. Сказание пророка Адды (2Пар 13:22)
9. Книга царей Израильских и Иудейских (2Пар 20:34; 27:7; 32:32)
10. Книга царей (2Пар 24:27)
11. Видения Исаии пророка (2Пар 26:22; 32:32)
12. Записи Хозая (2Пар 33:19)
III. Bремя написания
Книги Паралипоменон были написаны после плена (2Пар 36:22,23). Используя родословные, мы можем определить более точную дату. Последний человек в родословной рода Давида, Анани (1Пар 3:24) — представитель восьмого поколения после царя Иехонии. Это было около 600 г. до Р. Х. Если считать, что продолжительность одного поколения в среднем двадцать пять лет, то получается примерно 400 г. до Р. Х. самое раннее. Вряд ли книги Паралипоменон были написаны значительно позже, потому что род Давида описывается таким образом, что автор включил бы в список и потомков царя, если бы они на тот момент существовали.
Итак, мы видим, что Паралипоменон — одна из последних по сроку написания книг Ветхого Завета, созданная примерно во время Малахии.
IV. Исторический фон и тема
Позднее время написания книг Паралипоменон помогает нам понять их значение.
Монархии больше нет, но царский род проследить еще можно в ожидании Сына Давида, Мессии, Который грядет.
Хотя монархии больше нет, богослужение в храме продолжает занимать центральное место в жизни народа. У. Грэм Скрогги пишет:
«Здесь опять же подчеркивается все, что имеет отношение к поклонению: храм и богослужения в нем, священники, левиты, певцы и ненависть к идолопоклонству. Здесь показано, что все проблемы народа были вызваны пренебрежением к заповедям Иеговы, а процветание станет следствием возвращения к Нему. Книги Царств имеют значение политическое, они касаются царей; Паралипоменон имеет значение священное, он касается церкви». Стоит отметить, что обе эти темы — Мессия и поклонение — важны и для верующих в наши дни.
Вторая книга Паралипоменон начинается с того момента, на котором заканчивается первая. В 1 Паралипоменон 29 Давид назначает Соломона своим наследником. Во Второй книге Паралипоменон род Давида прослеживается от Соломона до возвращения остатка иудеев из вавилонского плена. Третья и Четвертая книги Царств освещают в основном тот же период, но в Книгах Царств акцент больше ставится на Израиле, а в книгах Паралипоменон — на Иудее, как мы уже отмечали. Цари Израиля упоминаются только в связи с их отношением к истории Иудеи. Хотя значительная часть материала в этих книгах совпадает, иногда в книгах Паралипоменон есть подробности, которых не приводится в книгах Царств, потому что книги Паралипоменон были написаны позже и с другой целью. Мы прокомментируем некоторые из отличий между этими книгами, но проанализировать их здесь глубоко не представляется возможным. Для этого пишут отдельные труды.
Содержание
I. РОДОСЛОВНЫЕ (Гл. 1−9)
Б. От Авраама до Израиля (1:28−54)
B. Потомки Израиля (Гл. 2−8)
Г. Вернувшиеся из плена (9:1−34)
Д. Родословная Саула (9:35−44)
III. ПРАВЛЕНИЕ ДАВИДА (Гл. 11−29)
Б. Давид перевозит ковчег в Иерусалим (Гл. 13−16)
B. Желание Давида построить храм
и ответ Бога (Гл. 17)
Г. Победы Давида (Гл. 18−20)
Д. Перепись населения и язва (Гл. 21)
Е. Подготовка к строительству храма (Гл. 22−26)
Ж. Военачальники и правительство (Гл. 27)
З. Последние дни Давида (Гл. 28,29)
комментарии МакДональда на первую книгу Паралипоменон, введение
Толковая Библия
Толкование на Первую книгу Паралипоменон
О книгах Паралипоменон
Если время происхождения кн. Паралипоменон может быть установлено сравнительно точно, то вопрос об авторе их не подлежит определенному решению. Талмуд, большинство раввинов, учители церкви, напр. блаж. Феодорит и многие западные экзегеты – Эйхгорн, Ланге, Геферник, Михаэлис, Кейль и др., считают писателем кн. Паралипоненон Ездру. В доказательство этого они ссылаются главным образом на тождество их заключения с началом кн. Ездры, а также на замечаемое в этих двух книгах сходство как в отдельных словах и названиях различных предметов, так и в целых повествованиях. Именно, в той и другой книге встречаются генеалогические таблицы ( 1Пар.1:1–9:1 ; 1Ездр.7:1 ), описание устройства богослужебного чина и всего к нему относящегося ( 1Пар 23.1 и т.д.; 1Ездр.7:1–10:1 ), тожественные персидские названия чаши ( 1Пар 28.17 ; 1Езд 1.10 ), драхмы ( 1Пар 29.7 ; 1Езд 2.69 ) и т.п. Но так как эти данные не содержат прямых указаний на авторство Ездры, а других лиц, которым можно было бы усвоить составление кн. Паралипоменон, Библия не знает, то некоторые исследователи и оставляют вопрос об их авторе открытым.
Содержание кн. Паралипоменон и их отношение к другим ветхозаветным книгам, по преимуществу к кн. Царств. Со стороны содержания кн. Паралипоменон разделяются на две, отличные одна от другой по характеру, части. Первая – генеалогическая обнимает девять начальных глав 1-ой книги и заключает в себе родословные от Адама таблицы древних народов, а затем евреев, особенно колен Иудова, Вениаминова и Левиина с некоторыми историческими и географическими замечаниями. Во второй части, обнимающей остальные главы первой книги и всю вторую, излагается после рассказа о смерти Саула ( 1Пар 10 ) история царствования Давида ( 1Пар 11.1 – 29:1 ), Соломона ( 2Пар 1.1 – 9:1 ) и преемников его до возвращения иудеев из плена по указу Кира ( 2Пар 10.1 – 36:1 ). В первой части кн. Паралипоменон совпадает по преимуществу с кн. Бытия и И. Навина, из которых заимствованы некоторые отделы (см. ниже в объяснениях), во второй – до 43 раз с книгами Царств. Но при всем сходстве с последними, сходстве иногда буквальном, кн. Паралипоменон представляют по сравнении и значительные особенности. Главнейшие из них состоят в пропусках и прибавлениях. Именно в кн. Паралиломенон обходятся царствование Саула, за исключением только рассказа о его смерти, и все известия из правления Давида, касающиеся Саула и его потомков, как-то: скорбь Давида о смерти Саула и Ионафана, казнь убийцы Саула, воцарение Иевосфея, сына Саулова, и происшедшая из-за этого междоусобная война, окончившаяся смертью Иевосфея ( 2Цар 1.1 – 4:1 ), милости Давида Мемфивосфею ( 2Цар 9.1 ) и выдача гаваонитянам семи потомков Саула для умилостивления Господа по случаю голода. Далее в кн. Паралипоменон опущены известия, касающиеся семейной жизни Давида и Соломона и вообще частных отношений обоих царей: рассказы об упреках Мелхолы ( 2Цар 6.20–23 ), о прегрешении Давида с Вирсавией ( 2Цар 11.2–12,25 ), о кровосмешении Аммона и о вызванных им событиях до возмущения Авессалома и его смерти ( 2Цар 13.1 – 20,1 ), о старческой слабости Давида, заговоре Адонии, помазании Соломона и о предсмертном тайном завещании Давида Соломону ( 3Цар 1.1 – 3,1 ), о браке Соломона на дочери фараона ( 3Цар 3.1 ), о мудром суде Соломона ( 3Цар 3.16–28 ), о придворных чиновниках и расходах по содержанию дворца ( 3Цар 4.1–6,14 ) и о постройке этого последнего ( 3Цар 7.1–12 ), о грехопадении Соломона с его последствиями ( 3Цар 11.1 ). Из рассказов кн. Царств о государственных делах Давида пропущена известие о войне с филистимлянами ( 2Цар 21.15–17 ), а из событий после соломоновского времени замолчена вся история десятиколенного царства, и о его царях рассказано настолько, насколько они соприкасались с царством Иудейским. Взамен этих пропусков в кн. Паралипоменон встречается немало прибавлений, восполняющих пробелы в истории иудейского народа. Одни из них касаются войн и других предметов частного характера, другие богослужения. К первым принадлежат список мужей, пришедших к Давиду в Секелаг, когда он укрывался от Саула ( 1Пар 12.1–22 ); список воинов, провозгласивших Давида в Хевроне царем ( 1Пар 12.23–40 ); известие о сооружении Соломоном медного моря, медных столбов и сосудов для храма из той меди, которую Давид взял от Адраазара ( 1Пар 18.8 ), о поражении Авессою идумеев в долине Мелох ( 1Пар 18.12 ), о найме аммонитянами для войны с евреями сирийцев за 1000 талантов ( 1Пар 19.6 ); список войск Давида, их предводителей, начальников колен и придворных должностных лиц ( 1Пар 27.5–34 ); рассказ о коннице и богатствах Соломона ( 2Пар 1.14–17 ), о его походе против Емов-Сувы ( 2Пар 8.3 ), о построении Ровоамом укрепленных городов, о левитах и о благочестивых людях, перешедших при Иеровоаме из десятиколенного царства в Иудею, о женах и детях Ровоама ( 2Пар 11.5–23 ), о войне Авии с Иеровоамом и о поражении последнего ( 2Пар 13.3–20 ), о вторжении в Иудею Сусакима египетского ( 2Пар 12.9–15 ), о деятельности Асы по укреплению своего царства и победы его над эфиоплянином Зараем ( 2Пар 14.3–14 ), об обличении Асы пророком Хананиею ( 2Пар 16.7–10 ) и погребении его останков ( 2Пар 16.13–14 ), о благочестии Иосафата, его войне с аммонитянами, моавитянами и другими дикими народами, устроении им своих сыновей и убиении их его преемником Иорамом ( 2Пар 17.2–18, 20.1–30, 21.2–4 ), о грозном письме пророка Илии к Иораму ( 2Пар 21.11–20 ), о нашествии филистимлян, болезни Иорама и его смерти (Ibid.); о войне Озии с филистимлянами, аравитянами, постройке им городов ( 2Пар 26.6–18 ), о войне Иофама с аммонитянами и его постройках ( 2Пар 27.4–6 ), о несчастной битве Ахаза с Факеем израильским и о тяжелых при нем временах для царства Иудейского ( 2Пар 28.5–25 ), о богатствах Езекии ( 2Пар 32.27–30 ), о пленении Манассии, его покаянии и освобождении от плена ( 2Пар 33.11–17 ). К известиям богослужебного характера принадлежат: список левитов, которые несли ковчег завета ( 1Пар 15.2–28 ); хвалебная песнь Давида при перенесении ковчега на Сион, список левитов, назначенных на служение при скинии ( 1Пар 16.4–43 ); распоряжения Давида относительно построения храма ( 1Пар 22.1 ); разделение левитов для служения при храме ( 1Пар 23.1 – 26:1 ); последние распоряжения Давида в присутствии старейшин ( 1Пар 28.1–29 ); описание светильников, столов и дворов при храме ( 2Пар 4.6–9 ); пение и игра левитов при освящении храма ( 2Пар 5.12–14 ); описание медного амвона, на котором молился Соломон ( 2Пар 6.12–13 ); поглощение жертв и всесожжений упавшим с неба огнем ( 2Пар 7.1–3 ); жертвоприношение Соломона и чреды священников и левитов при их служении в храме ( 2Пар 8.13–16 ); восстановление законного культа при Асе вследствие речи пророка Азарии ( 2Пар 15.1–15 ), – при Иосафате ( 2Пар 19.1 ); идолопоклонство после смерти Иоддая, обличительная речь пророка Захарии и ее последствия ( 2Пар 24.15–22 ); уничтожение идолопоклонства при Езекии ( 2Пар 29.1 – 31:1 ) и при Иосии ( 2Пар 34.3–7, 35.2–19 ). Все указанные случаи уклонений кн. Паралипоменон дают полное право считать их, по крайней мере в области дополнений и пропусков, независимыми от кн. Царств. Но самостоятельность в этом отношении заставляет предполагать, что и параллельные отделы кн. Паралипоменон не извлечены из кн. Царств, как думают Ветте и Шрадер. За это ручается между прочим различие в плане и распределении однородного материала в данных книгах (Ср. 1Пар 10.1 и 1Цар 31.1 ; 2Пар 2.1 ; и 3Цар 5.15–32 ). Не представляя компиляции кн. Царств, кн. Паралипоменон составлены на основании общих с ними источников, откуда и их взаимное сходство. Что же касается различия, то оно объясняется тем, что автор Паралипоменон пользовался неизвестными писателю кн. Царств источниками, которые цитируются им в конце царствования каждого царя (записи Самуила-прозорливца, пророков Иафана и Гада; записи Нафана, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иедо; книга царей иудейских и израильских).
Цель написания книги. Как видно из представленного очерка отношения кн. Паралипоменон к кн. Царств, они излагают не историю народа еврейского, но историю одного двухколенного царства и притом в самых блестящих ее моментах, ознаменованных расцветом теократии. Именно, автор с особенною любовью останавливается на царствовании благочестивых царей – Давида, Соломона, Асы, Иосафата, Иоаса, Езекии и Иосии, отмечает предпринимаемые ими меры к поднятию истинного богопочитания; равным образом и из дел других царей описывает по преимуществу те, которые имели отношение к религии. Показателем такого или иного состояния последней служил культ. Отсюда у автора пространные описания богослужебного чина, должностей левитов и их служения. В полном соответствии с этим находится у автора замалчивание темных периодов теократии – времен упадка истинной религии, каковыми являются последние годы правления Соломона и все время царствования последних послепленных царей. Излагая историю теократии за время от Давида до плена вавилонского и отмечая параллельно ее состоянию состояние государства, – успехи при соблюдении религии и неудачи при ее нарушении ( 2Пар 12.12, 13.18, 14.2–5, 17.3–5, 21.12–15 и т.п.), автор хотел показать своим современникам, как Бог награждает за верность Себе и наказывает за измену, и тем внушить им чувства страха и верности закону Иеговы.