Психология что значит слово психология

Значение слова «психология»

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

1. Наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности. Общая психология. Отрасли психологии.

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих определенный вид деятельности. Психология труда. Психология искусства.— Все, что можно было продумать, предусмотреть и сделать, — сделано. Теперь начиналась психология боя. Враг был, наверно, вчетверо сильнее. А. Н. Толстой, Хмурое утро.

3. Психика, особенности характера, душевный склад. Психология ребенка. Частнособственническая психология. □ — [Писатель] наблюдает за людьми, изучает их психологию. Жестев, Земли живая душа.

[От греч. ψυχή — душа и λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера.

ПСИХОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. psychē — душа и logos — учение] (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная п. П. животных. 2. Совокупность психических

процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности.

П. творчества. П. актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

психоло́гия

1. научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности ◆ Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для объяснения возьмём здесь так часто приводимую в пример градацию человеческих способностей (известно, что наука психология, не довольствуясь наименованием способностей человека человеческими, ещё разделяет их на высшие и низшие). М. Е. Салтыков-Щедрин, «Современные призраки», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что даёт наука по отношению к таинственному росту и развитию детской души. В. Г. Короленко, «Слепой музыкант», 1886—1898 г.

2. учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины ◆ Но он таки не послушался меня, и, к удивлению моему, в квартире нашей начало появляться великое множество всяких азбук, между которыми, впрочем, красовался какой-то курс психологии, вероятно тоже предназначенный для Ольги. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Брусин», 1847—1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Физиология и психология, или, пожалуй, антропология, идут рука об руку, и обе составляют или, по крайней мере, должны составлять основу искусства воспитания, которое, по выражению Песталоцци, берёт человека всего, его тело и его душу. К. Д. Ушинский, «О народности в общественном воспитании», 1856 г. (цитата из НКРЯ)

3. совокупность психических процессов в условиях определённых видов деятельности, определённого состояния ◆ Забудемте же, кто светский человек, кто купец или мещанин, кто мужик, будемте всех считать просто людьми и судить о каждом по человеческой психологии, не дозволяя себе утаивать перед самими собою истину ради мужицкого звания. Н. Г. Чернышевский, «Не начало ли перемены?», 1861 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Худо ли, хорошо ли, но они старались войти в местную жизнь, в психологию американца, искали в нём те черты, которые отличают его от европейца. Д. В. Философов, «Конец Горького», 1907 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Суть одного из главных лагерных методов — привить взрослому человеку психологию ребёнка. М. Максимов, «Преодолей в себе лагерь» (1992) // «Столица», советский еженедельный общественно-политический журнал. — Выпуск № 22 (80). — Май 1992 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Значение слова психология

Словарь Ушакова

1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных.

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры.

3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Педагогический терминологический словарь

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 229-230)

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Военную психологию в России стали разрабатывать только после русско-японской войны, рассудив, что причины поражения в ней — конечно же только психологические.

♦ В. Сапогов обослал всех письмами: «будет конференция по Северянину, шлите тезисы» — все отказались, «никогда не занимались». Обослал вторично: «будет конференция, ваша тема такая-то, шлите тезисы» — все прислали. Легче признаться «я ничего не знаю о Северянине», чем усомниться, что «я лучше всех знаю тему «Северянин и (скажем) Пастернак»».

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Изучение психики, рассматриваемое в первую очередь как объективная и экспериментальная дисциплина (как иногда говорят, «от третьего лица», в отличие от интроспекции, осуществляемой «от первого лица», и психоанализа, соответственно, «от второго»). По своей сущности психология выступает как гуманитарная, бесспорно, многообразная наука (она включает множество школ, методов и учений, зачастую несовместимых друг с другом), но вряд ли более многообразная, чем история или социология. Остается выяснить, чему служит психология. Познанию или манипуляции? Освобождению или превращению индивида в инструмент? Все зависит от избранного направления. Отсюда и тот совет, который в своей снискавшей известность работе дает психологам Кенгилхем: «Если выйти из Сорбонны на улицу Сен-Жак, можно двинуться вверх или вниз. Если пойдешь вверх, придешь к Пантеону, где покоится прах многих великих людей. Если же направишься вниз, упрешься в префектуру полиции» («Что такое психология?» в кн.: «Исследование истории и философии науки», 1970, с. 381). Есть, конечно, и третий вариант – вообще не покидать Сорбонну. Этот выход самый удобный – и самый скучный.

Энциклопедия «Биология»

, наука о психических процессах, определяющих деятельность человека и поведение животных. Зародилась в недрах философии. В античные времена основной темой психологической мысли была проблема души (Аристотель, «О душе»). Она волновала и философов Средневековья. В сер. 19 в. возникла психофизиология, изучающая физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений. В 1870—80-х гг. психология отделилась от философии и физиологии и обрела самостоятельность. Особая роль в становлении этой науки принадлежит австрийскому врачу-психиатру и психологу З. Фрейду (1856–1939) – автору учения о бессознательных психических процессах и основателю психоанализа. Становлению отечественной школы психологов (зародилась в 1-й пол. 20 в.) способствовали А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др. Основные направления современной психологии: социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, психология труда, управления, зоопсихология, этология и др. Взаимодействует с нейрофизиологией, социологией, психиатрией и др. науками.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПСИХОЛОГИЯ, и, ж.

1. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих какойн. род деятельности. П. творчества.

3. Душевный склад, психика. Детская п.

| прил. психологический, ая, ое.

Источник

Психология

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Содержание

Предмет психологии

Предмет психологии в традиционных представлениях

Развитие взглядов на предмет психологии российских авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».

По мнению Гальперина П. Я., предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.

Таким образом, предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Объект психологии

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе [источник не указан 320 дней] (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. [источник не указан 320 дней] Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы определить поведение, настаивая на том, что только само поведение и определяющая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Разделы психологии

Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.

Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:

Место психологии в системе наук

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией ЦНС обнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

История

Античность

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

3 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

XIX век

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

Психология что значит слово психология. Смотреть фото Психология что значит слово психология. Смотреть картинку Психология что значит слово психология. Картинка про Психология что значит слово психология. Фото Психология что значит слово психология

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современность

Психологи

Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

Следует обратить внимание на то, что деятельность психологов в Российской Федерации не является лицензируемой, а наименование «психолог» — защищённым законодательством званием.

То или иное формальное право называть себя психологами имеют люди, получившие профильное психологическое образование следующих форм и ступеней:

Кроме того, формальное право называть себя психологами могут люди, имеющие степень кандидата или доктора психологических наук.

Источник

Психология

Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Психология – наука интересная и весьма полезная. Ведь изучает она не что-нибудь, а психическую деятельность человека, под которой мы понимаем множество различных процессов, протекающих в нашем сознании и подсознании. Человек всегда был загадкой для себя самого. И в значительной степени он остается таковым и сегодня. Мы пока еще слишком мало знаем о самих себе и не можем всегда и с высокой точностью объяснить и предсказать свое поведение, а также нужным образом повлиять на него. Никаких волшебных кнопочек в нас или нет, или мы их еще не нашли, нажав на которые, человек может сразу же измениться сам или изменить других нужным образом. Все в нас гораздо сложнее устроено. Но несмотря на все таинство человеческой души и разума, психология существенно продвинулась вперед в области познания сущности человека. И это позволило нам узнать о себе много нового и интересного. В этой статье, уважаемые читатели, я хочу рассказать вам о психологии все самое интересное, что вам о ней нужно знать, чтобы вы проявили интерес к этой науке и поняли, насколько она полезна для изучения. И поскольку на этом сайте я буду выкладывать очень полезные статьи на тему психологии, затрагивающие абсолютно все аспекты человеческой жизни, то для меня очень важно, чтобы вы проявили серьезный интерес к моим трудам, понимая, чем они могут быть вам полезны.

Я считаю, что психология в настоящий момент недооценена с точки зрения ее полезности, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Может я и ошибаюсь, но судя по тому, с какими проблемами приходится сталкиваться многим людям в жизни и учитывая важность этих проблем – психологией вполне можно было бы заменить некоторые другие предметы в той же школе, чтобы готовить детей к жизни с ранних лет. Но, что есть, то есть. Мы знаем то, чему нас учили, считая, что это для нас важно. Но зато теперь, будучи взрослыми и разумными людьми, нам самим нужно начинать учить себя тому, что нам необходимо знать. А знание психологии, повторюсь, очень полезно для жизни, для той жизни, с которой мы каждый день сталкиваемся. И в этой статье я вам это докажу. Так что не поленитесь, внимательно дочитайте ее до конца, и вы начнете смотреть на жизнь совершенно другими глазами!

Психология это

Первым делом, друзья, давайте выясним, что такое психология. Психология – это наука о душе. Это если дословно ее переводить. Но современная психология не изучает душу человека, она изучает его психику. А психика человека – это его внутренний мир со своими законами становления и функционирования. То есть, человеческая психика представляет собой систему субъективных образов реальности, которую мы и называем внутренним миром. Я пониманию психику человека, как совокупность его мыслей, преимущественно бессознательных, которые протекают в нашем мозгу, минуя наше внимание к ним. Мы о них не задумываемся, не осознаем их. Эти мысли мы ощущаем, как чувства, как эмоции, они выражаются в нашем рефлекторном поведении, то есть, в не обдуманном поведении, бессознательном. Вот такие бессознательные мысли и есть наша психика. Они и формируют наш внутренний мир.

У каждого человека свой внутренний мир, но при этом стоит заметить, что многое в наших внутренних мирах совпадает, поэтому поведение большинства людей в одних и тех же ситуациях является в определенной степени предсказуемым. Но недостаточно предсказуемым, поэтому психология и не является точной наукой. Одни и те же способы влияния на разных людей в разных ситуациях могут давать разные результаты.

Таким образом, психология изучает внутренний мир человека с разных точек зрения, а если говорить точнее, то со всех возможных точек зрения. Для нас важно выявить все возможные закономерности, которые могут объяснить нам наши поступки, мысли, чувства, чтобы понять себя. Я вам еще скажу так, чтобы вы понимали, в чем заключается смысл психологии: психология – это ключ к познанию человеком самого себя, и он же, человек, по мнению многих мыслителей, с которыми я полностью согласен, является ключом к познанию мира. Познав себя, мы познаем мир, с точки зрения понимания смысла имеющихся в нем законов. Мы познаем все те процессы, которые в нем протекают. Ну а зачем нам познавать самих себя и тем более, познавать весь мир, вам, дорогие друзья, я думаю, объяснять не надо. Ведь это не только сила и власть, которые мы можем обрести благодаря контролю всего и вся, это еще и великое счастье – понимать, кто ты такой, в каком мире ты живешь и зачем ты вообще живешь, какая у тебя в этом мире миссия.

Вот подумайте, как часто люди задаются вопросом о смысле жизни? Лично вы, когда-нибудь задавали себе вопрос – в чем смысл вашей жизни? Мне кажется, что задавали. Ведь если вы проявили интерес к этой статье, то вам точно не безразлично, кто вы такой и зачем вы живете. Так вот, поверьте мне, многие люди задаются этим вопросом. Я даже так скажу – любой разумный человек задается вопросом о смысле жизни. Почему? Потому что в жизни нам приходится переживать всякие мгновения, и хорошие, и плохие. Мы, по сути, каждый день боремся за выживание, мы к чему-то стремимся, преодолеваем преграды, сталкиваемся со всевозможными проблемами и задачами, страдаем, радуемся, испытываем боль и удовольствие. Поэтому вполне естественно, что мы хотим знать – для чего, зачем нам все это нужно? Для чего нам бороться за выживание, зачем нам терпеть, страдать, унижаться, когда это необходимо, верить во что-то или в кого-то, надеяться на лучшее и постоянно быть готовыми к худшему, какова конечная цель процесса жизни, к чему и для чего мы движемся? Вот так мы и задумываемся над смыслом своей жизни и жизнью вообще. А знаете, где находится ответ на этот вопрос? По мнению многих мыслителей – внутри нас самих. С этим утверждением сложно не согласиться, ведь поняв, кто мы такие – мы скорее всего поймем и то, для чего мы созданы. И для чего вообще весь этот мир создан – это мы тоже наверняка поймем, познав себя. И я уверен, что понимание всего этого, существенно упростило бы нам жизнь. Ведь в тот момент, когда эта самая жизнь не складывается, когда мы испытываем боль и страдания, когда вынуждены прилагать огромные усилия для элементарного выживания, очень хочется знать – ради чего нам жить. Да и вообще, чтобы успокоить свой разум, нам необходимо знать, какую роль играет каждый из нас в процессе бытия. Так что психология – это еще и достаточно таинственная наука, ведь она изучает во многом таинственный и малоизведанный внутренний мир человека, который таит в себе не меньше загадок, чем вся Вселенная. А возможно даже и больше. Поэтому ее стоит изучать. Но, давайте посмотрим, что дает нам психология с практической, а говоря еще точнее, с бытовой точки зрения. Все-таки, всем нам нужно каждый день решать массу бытовых проблем и задач, и поэтому мы должны понимать, как психология нам может в этом помочь.

Зачем нужна психология

Так зачем нужна психология? Давайте еще сильнее в этот вопрос углубимся. Так ли важно изучать эту науку, тратя на это свое время и силы, в ущерб другим наукам, другим делам? Друзья, я мог бы привести для вас целый список тех преимуществ, которые вы получите, если начнете изучать психологию человека. Но я скажу проще, чтобы вы уловили самую суть данного вопроса и сами могли сделать правильные выводы, отталкиваясь от нее. Знание психологии поможет вам принимать больше правильных решений в жизни, причем даже в тех областях, которые никакого отношения к психологии не имеют. Начиная с покупки чего-либо в магазине и заканчивая выбором партнера для совместной жизни – вам всегда нужно делать выбор, как правильно поступить. Ваши решения зависят от вашего выбора, а от ваших решений зависит ваша жизнь. А ваш выбор от чего зависит? От вашего понимания его закономерности. А это понимание в свою очередь зависит от вашего знания и понимания самих себя, то есть, от знаний психологии.

В этом мире есть свои закономерности, в которых нужно уметь ориентироваться и которые нужно правильно понимать, чтобы применять знание этих закономерностей для достижения запланированных результатов. Это путь к тому, что вы можете считать успехом для себя. Вам нужно понимать, уж если не все, то многие важные для жизни процессы, которые происходят в нашем мире в различных областях. Зная, что из чего следует – вы сможете принимать правильные решения, минимизировав количество совершаемых в жизни ошибок, что позволит вам гораздо чаще приходить к нужным вам результатам. А уж какие результаты и в каких областях вам нужны, это, повторюсь, решать вам. То есть, вы сами решаете, в чем вам необходимо добиться успеха. И исходя из этого – вы изучаете соответствующие вашим целям и желаниям процессы и закономерности. Каждая наука изучает определённые процессы – физика одни, химия другие, биология третьи, математика четвертые, астрономия пятые и так далее. Наука необходима нам для того, чтобы объяснить устройство мира и понять имеющиеся в нем закономерности. Психология, а заодно и социология, и многие другие общественные науки – изучают процессы, позволяющие понять закономерность поведения человека, а также причины и цели его поведения. Другими словами, мы изучаем психологию для того, чтобы понимать принцип работы человека, и чтобы уметь нужным нам образом влиять на эту работу.

Вообще, я считаю, что изучать по возможности нужно все. Мне вот, например, все интересно знать. Но на все меня, к сожалению, не хватает. Поэтому, поскольку наши возможности в познании мира все-таки ограничены, то предпочтение лучше отдавать всему тому, что более остального влияет на нашу жизнь. Насколько сильно психология влияет на нашу жизнь? Ну, если так подумать, то с людьми нам в жизни приходится сталкиваться очень часто. И уж тем более, нам постоянно приходится иметь дело с самими собой. Поэтому понимать причины своего и чужого поведения, а также уметь влиять на него, на мой взгляд очень важно. Следовательно, психология сильно влияет на нашу жизнь. Здесь еще можно провести очень актуальную на мой взгляд аналогию с инструкциями к различным приборам, устройствам, технике. Скажем, если вы хотите узнать, как правильно пользоваться стиральной машиной – вы изучаете прилагаемую к ней инструкцию, верно? Зная, что и как надо делать – вы делаете это правильно, и все работает так, как вам надо. С людьми дело обстоит аналогичным образом. Зная, как себя с ними вести, как на них, а заодно и на себя влиять – вы можете добиваться от себя и от других людей нужных вам результатов. Поэтому можно сказать, что психология – это своего рода инструкция к человеку. И от того, насколько хорошо вы будете ее знать, будет зависеть ваше умение управлять собой и другими людьми. Важно это для нас? Я считаю, что да. Во всяком случае для меня, гораздо важнее знать, как работает человек, чем, скажем, как работает тот же атомный реактор. Просто с людьми мне приходится гораздо чаще иметь дело в жизни, чем со многими другими вещами, и уж тем более с атомным реактором. Поэтому я хочу именно в людях лучше всего разбираться, а уже затем, по возможности, и во всем остальном. Я очень уважаю: физику, математику, геометрию, географию, медицину и многие другие очень интересные и несомненно полезные науки. Я люблю все гуманитарные науки. Но предпочтение отдаю именно психологии, так как она для меня важнее. Это мой выбор. Я так хочу. Вы же, разумеется, вольны сами решать, что и почему вам знать важнее, как и где вы будете применять полученные знания.

Если взглянуть на этот вопрос еще шире, то я считаю, что психология нужна нам для того, чтобы делать свое и чужое поведение таким, каким оно должно быть, чтобы мы жили в гармонии и счастье. Чем лучше мы будем понимать себя и окружающих, тем спокойнее и благополучнее будет наша жизнь, тем разумнее мы будем себя вести по отношению друг к другу. Психология помогает нам увидеть себя такими, какие мы есть и одновременно, она позволяет нам понять, какими мы можем стать, если будем определенным образом работать над собой. То есть, психология – это постоянно обновляемая инструкция к человеку, в зависимости от самого человека. Есть люди, которые находятся на примитивном уровне развития, у них свое видение мира, свои правила, своя закономерность поведения. Есть более развитые и сложно мыслящие люди, с менее понятным и предсказуемым поведением и непростыми правилами жизни. У них свое видение мира, свои ценности, свой подход к тем или иным делам. Так что люди могут быть очень разными, но при этом они должны уметь уживаться друг с другом, потому что они друг от друга зависят. А без понимания других людей, нам сложно с ними ужиться, а понимание требует от нас принятие тех, кто не такой, как мы, кто не похож на нас. Одного только этого достаточно, чтобы понимать, насколько полезной является психология. А значит, ее по возможности необходимо изучать, всеми доступными способами. А способов этих сегодня полно!

Как изучать психологию

Теперь давайте поговорим о том, как можно и как нужно изучать психологию. Разумеется, с помощью этого сайта, как же еще. Шучу. А вернее, преувеличиваю. Мой сайт, безусловно, очень сильно поможет вам в изучении психологии человека, но одного его, разумеется, недостаточно, потому что одних моих усилий не хватит на то, чтобы раскрыть для вас психологию полностью, хоть я и буду стараться это делать. К тому же, никогда не стоит полагаться только на один источник при изучении чего-либо. Всем без исключения людям свойственно ошибаться – это первое. Второй – каждый отдельно взятый человек способен хорошо изучить тот или иной вопрос с одной или нескольких точек зрения, но не со всех. Что-то мы все упускаем из поля своего зрения, это неизбежно. Мир слишком сложен, и даже одно конкретное направление в науке, как, например, психология – является очень глубоким и может изучаться разными людьми по-разному. Поэтому и знания каждый человек дает только такие, какие может дать в силу своих возможностей. Так что я с вами предельно честен – изучайте психологию по разным источникам. В первую очередь – это, конечно, книги и статьи, а также видео уроки и аудиозаписи. Статьи полезны прежде всего тем, что позволяют сильно сэкономить время, так как вмещают в себя выводы, сделанные авторами этих статей на основании прочтения нескольких книг. Но при этом каждая статья может не так полно и подробно объяснять что-то, как это делает хорошая книга.

Также вы должны понимать, что успех в изучении чего-либо зависит от плавности вхождения вами в изучаемую тему. Читая статью или книгу по психологии, вы должны понимать, о чем идет речь в этой статье, книге. Это очень важно. В каждой книге и статье есть темные и светлые пятна, то есть, те области, которые человек понимает [светлые пятна] и которые не понимает [темные пятна]. Так вот, светлых пятен должно быть больше, чтобы вы легко усваивали изучаемый материал. Темных пятен совсем избежать очень сложно, что-то мы всегда недопонимаем, когда о чем-то читаем, даже если читаем мы очень вдумчиво, потому что можем некоторые моменты пропустить мимо своего внимания. Но этих темных пятен должно быть намного меньше светлых. Иначе пользы от чтения не будет. Поэтому, есть очень простое правило, которого вам необходимо придерживаться, изучая психологию. Если вы открыли книгу и не понимаете того, что в ней написано – закройте ее и отложите в сторону. На данный момент, это плохая книга для вас, потому что она непонятная. Возьмите другую книгу по той же теме, но попроще, чтобы вы понимали, о чем в ней пишется и начните изучение предмета с нее. То же и со статьями – не читайте те статьи, которые не понимаете, оставьте их на потом, когда ваш уровень понимания повысится и вы сможете понять, что в них написано. Проще говоря – двигайтесь от простого к сложному, и вы сможете изучить все, что вас интересует, в частности психологию.

Что касается изучение психологии с помощью других людей, с помощью учителей, то если вы найдете себе хорошего учителя, то для вас это будет очень хорошо. Учить что-либо с помощью других людей намного проще, чем учиться самому. При этом совершенно необязательно для изучения психологии поступать в университет. Многие из них отстали от жизни и поэтому учат слишком долго и недостаточно гибко. Часто в них используются устаревшие программы и методы обучения, в результате чего учащимся дается много лишней и не самой важной информации, что усложняет и удлиняет процесс обучения, но при этом не делает его более качественным. Но при этом, в хорошем университете, вас, конечно, многому научат. Поэтому, если время и возможности позволяют вам учиться в университете, в хорошем университете – это очень важно, вы, конечно, можете пойти этим путем. Но если вы хотите быстрее вникнуть в самые важные для жизни азы психологии – лучше учить ее самостоятельно, либо с помощью личного учителя, который подберет для вас подходящую программу и позволит вам очень быстро ее освоить. На мой взгляд – это проще и быстрее. Вообще, для экономии времени и сил, перед тем как что-то изучать – ставьте перед собой как можно более конкретную цель – что и для чего вы хотите изучить. Скажем, при изучении психологии – определитесь, для решения какой, самой важной для вас на текущий момент задачи вы ее хотите изучить. И исходя из этого подбирайте себе соответствующие материалы для изучения. То есть, подойдите к изучению психологии с самой важной для вас на текущий момент стороны. Точность – вот что важно. Чем точнее вы будете в своих планах, тем быстрее вы их реализуете. А вообще, по опыту вам скажу, что изучать психологию очень интересно, поэтому порой и не замечаешь, как далеко ты продвинулся в этом деле, читая одну книгу за другой. Так что главное начать, а дальше все само собой наладится, ведь чем интереснее предмет изучения, тем легче его изучать. А психология, повторюсь, очень интересная наука, потому что она полезна для жизни. Вы сразу сможете начать применять в своей жизни полученные знания по психологии и получать реальные результаты в самых разных областях, хоть в отношениях с другими людьми, хоть в делах связанных с заработком денег. Помнится, когда я полностью осознал пользу психологии – я влюбился в эту науку.

Ну и напоследок, хочу сказать вам, дорогие друзья, что на этом сайте я буду выкладывать материалы [статьи] по психологии таким образом, чтобы они, во-первых, легко вами усваивались, во-вторых, носили прикладной практический характер, то есть, чтобы все полученные на этом сайте знания вы могли применить в своей жизни, и в-третьих, чтобы каждая статья была так или иначе связана с другой статьей – это существенно повысит усваемость материала и даст вам максимально полное представление о психологии и ее влиянии на нашу жизнь. Так что, друзья, читайте мой сайт, и ваша жизнь гарантированно изменится к лучшему, потому что психология – это действительно большая сила!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *