С чем сравнивают слово божье
Слово Божье
I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первонач. значение евр. слова давар («вещь» и «слово») – «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.
II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт. 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер. 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис. 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам. 8:11 );
2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар. 22:19 ; Ис. 7:7–17 ; Иер. 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер. 23:28 ; Иер. 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис. 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар. 18:24 ; ср. 4Цар. 9:36 ; Иер. 28:16 );
3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх. 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», – это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер. 7:22 ). Если первонач. «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к ⇒ Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч. 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар. 29:15 ).
III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в Евангелиях выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку ( Лк. 3:2 ) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе ( Мк. 7:13 );
2) в остальных же случаях словосочетание «слово Божие» в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос ( Ин. 1:14 ; Откр. 19:13 ), или то, которое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения «слово Божие» здесь является не «слово», а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим «словом Божиим» являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (⇒ Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о «старом» и «новом» слове, как, например, в случае с ⇒ заветом и ⇒ сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе ( Кол. 1:25–27 ), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола ( Евр. 1:1–4 ; Евр. 2:14 ). Поэтому если Церковь говорит о «слове Божием», то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере.
Это новозаветное слово Божье может называться и «словом о кресте» ( 1Кор. 1:18 ), «словом истины» ( 2Кор. 6:7 ), «словом жизни» ( Флп. 2:16 ), «словом примирения» ( 2Кор. 5:9 ), «словом спасения» ( Деян. 13:26 ), «словом благодати» ( Деян. 14:3 ); или просто «словом» ( 2Тим. 4:2 ), причем всегда подразумевается только одно «Слово Божие» – Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является «словом Божьим», что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой ( Деян. 19:20 ), только через Бога оно достигает сердец слушателей ( Кол. 4:3 ), воздействует как благодать и жизнь ( Деян. 20:32 ; 1Петр. 1:23 ) и, наконец, оно и есть сама сила Божья ( 1Кор. 1:18 ), которая «острее всякого меча» ( Еф. 6:17 ; Евр. 4:12 ). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя ( Кол. 3:16 ), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.
Боговдохновенность. Слово Божие и слово человеческое
Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет
«1. Св. Писание создавалось многими людьми на протяжении более чем 10 веков. Называя его боговдохновенным (греч. теопнеустос), ап. Павел ( 2Тим.3:16 ) исповедует общую веру ветхозаветной и новозаветной Церкви в то, что книги Библии были написаны под особым воздействием Духа Святого (ср. Мф.22:43 ). В самом деле, чтобы в полноте и неискаженно донести Откровение до людей, св. писатели нуждались в помощи высшего вдохновения.
2. Относительно природы самого вдохновения взгляд Церкви установился не сразу. Ранние Отцы, следуя иудейской традиции, были склонны рассматривать его как вербальное (от лат. вербум – слово), то есть как бы продиктованное свыше и записанное слово в слово (Тертуллиан и др.). В таком случае действительным автором Библии становился только Дух Божий, а роль человека ограничивалась механической передачей Его речений.
Но уже с IV века в святоотеческой литературе стала подчеркиваться роль самих св. авторов. Бог, по словам бл. Августина, «через человека говорит по-человечески» (О Граде Божием, ХVII,6). На это указывают различия в стиле и другие особенности текста. «Иеремия, – писал бл. Иероним, – кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией» (Толк. на Ис), а свт. Григорий Двоеслов отмечал, что «красотою стиля Исайя превзошел всех пророков» (На 3Цар.5 ). Свт. Дионисий Великий проводил ту же мысль относительно Нового Завета. Он отмечал, что Евангелие от Иоанна и его Послания «написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особым изяществом в выражениях». Между тем Апокалипсис написан иначе: «Речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными» (Об обетованиях. – Цит. по Евсевию. Церк. Ист. VIII,24). Святитель считал, что это различие может указывать на разных авторов. Но если и признать одного, писавшего в разное время, важна сама мысль свт. Дионисия, что Слово Божие передано нам в соответствии с языковыми особенностями св. автора. Печать индивидуальности – порой яркой и необычной – лежит на многих произведениях библейской письменности. Сухой и строгий стиль законодательных разделов мало похож на драматическое описание жизни Давида или пламенные речи пророков. Кроме того, сами боговдохновенные авторы указывают, что использовали существовавшие до них письменные источники. Так, в Кн. Чисел ( Чис.21:14 ) приводится цитата из несохранившейся Кн. Браней Господних, а в Исторических книгах даны выдержки из другого произведения – Кн. Праведного ( Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 ). Подобным же образом в Новом Завете евангелист Лука приступил к работе над своим Евангелием «по тщательном исследовании всего сначала», имея перед собой труды «многих», кто прежде него писал о Христе ( Лк.1:1-3 ).
Как отмечает «Православная богословская энциклопедия», вербальному пониманию боговдохновенности противоречит «присутствие разного рода неточностей – исторических и хронологических, топографических – равно и разногласий у священных писателей» (т. 2, с.736). Все это постепенно привело к утверждению, что св. писатели были авторами в полном смысле слова.
В тезисах, представленных для I Конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 г.), русский библеист Борис Иванович Сове писал: «Механически-буквальное понимание богодухновенности священных книг – достояние иудейского и консервативного протестантского богословия – не может быть защищаемо православными богословами как уклоняющееся в своего рода «монофизитство», а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о богочеловечестве. Участие в написании Библии человеческого элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг как исторических источников, их ошибки, анахронизмы, которые могут быть исправлены внебиблейскими данными, обогатившими особенно в последние десятилетия историю Древнего Востока. Ложный апологетический взгляд на Библию как энциклопедию исторических и естественных наук должен быть оставлен. Ветхозаветные богодухновенные писатели – прежде всего богословы и законоучители. С этой точки зрения надлежит рассматривать учение о творении мира, о всемирном потопе и т.д. Ценность Библии в ее богословии» («Путь», # 32, 1936).
3. Библия, таким образом, есть одновременно и Слово Божие и слово человеческое. Откровение преломлялось в ней через призму личности ее авторов – живых людей, принадлежавших к определенным эпохам, испытавших на себе влияние окружающей среды, мышления и взглядов современников. Если в Быт1,6 говорится о водах, «которые над твердью», – это означает небожественную истину, а космографию (представление о Вселенной) древних. Откровение не сообщает человеку научных данных. Оно, по словам современного православного библеиста прот.А. Князева, «передает духовный опыт на человеческом языке» («Православная Мысль», 1951, VIII, с.121). О том, что св. писатели сообразовывались с уровнем своей аудитории, говорит Сам Христос, поясняя, например, что Моисей разрешил развод из-за «жестокосердия» людей ( Мф.19:8 ). Как говорит свт. Иоанн Златоуст, Бытописатель излагал историю миротворения «сообразуясь обычаю человеческому» (Беседы на Бытие, III,3).
Богочеловеческий характер Библии естественно вытекает из богочеловеческого характера Откровения. Толкователь и богослов должен, следовательно, учиться принимать во внимание этот земной аспект Слова Божия, чему помогает изучение обстоятельств, авторства и времени возникновения той или иной св. книги (см. §§ 4,7,11)».
Библиологический словарь
«БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, ИЛИ БОГОДУХНОВЕННОСТЬ, СВЯЩ. ПИСАНИЯ, догмат Церкви, к‑рый разделяется всеми христ. исповеданиями (за исключением тех радикальных течений, которые фактически покинули почву христианства).
Термин «Б.» (греч. θεπνευστος – боговдохновенный) встречается уже в апостольских писаниях и означает, что свящ. авторы Библии были «движимы Духом Святым» ( 2Тим.3:16 ; 2Пет.1:21 ). Вера Церкви в Б. основана на свидетельстве Христа Спасителя ( Ин.5:39 ), Который Своим богочеловеческим словом подтвердил исконную веру ветхозав. Церкви в Б. свящ. книг. Практически догмат Б. выразился в утверждении канона, определенного церк. учительством и Перееданием священным.
Следует отличать догмат Б. от его истолкования в процессе развития богосл. мысли. Догмат не уточняет конкретного характера Б., он лишь исповедует его как реальность, к‑рая нуждается в осмыслении верующим разумом.
Психологии творчества известен факт вдохновения, к‑рое играет огромную роль как в искусстве, так и в науке. Вдохновение есть таинственная сила, к‑рая властно воздействует на душу человека, подвигая его на создание творений, порой превосходящих понимание самого творца. Такое вдохновение есть дар Божий. Но Б. – нечто большее. Оно есть особое воздействие Св. Духа на человека, открывающее ему истины веры. Богосл. вопрос заключается в том, как это воздействие осуществлялось.
История толкования догмата
В своем уникальном опыте библейские Пророки переживали Слово Божье как превозмогающую силу, к‑рая порой побуждает человека говорить вещи, противные его желаниям (ср., напр., Иер.20:7-9 ). На этом основании некоторые иудейские толкователи сделали вывод, что в Пятикнижии каждое слово, даже каждая буква непосредственно продиктованы свыше (более того, считалось, что Закон был начертан на небесных скрижалях еще до создания мира). Аналогичный взгляд был усвоен и в раннехрист. богословии мн. доникейскими отцами.
Между тем в самом Свящ. Писании можно усмотреть и другой аспект: человек, носитель Откровения, выступает не как бессознательный инструмент воли Божьей, а как активный соучастник передачи Слова Божьего. Поэтому у св. отцов с кон. 3 в. появляется иное толкование Б. Они начинают отмечать жанровое разнообразие священных книг, особенности языка и стиля тех или иных боговдохновенных писателей.
Свт. Василий Великий решительно отвергает мнение о пророках как только инструментах Слова, свт. Иоанн Златоуст указывает на приспособление свящ. авторов к «немощи человеческой». Т. о., Церковь «стала утверждать, что в составлении книг Свящ. Писания дар Святого Духа не упраздняет, но, напротив, предполагает самое активное и сознательное участие человека-писателя».
Синергизм библейский
«Синергизм библейский (от греч. συνεργω – действовать вместе), православное учение о благодатном взаимодействии между Духом Божьим и человеком, одаренным свободой. Термин С. вошел в богословие в 16 в. в период дискуссии между протестантами и католиками по вопросу о спасении. Подобная же дискуссия еще раньше, в 4 в., шла между блж. Августином и Пелагием, причем их спор был решен прп. Иоанном Кассианом в духе С.
Православие понимает С. как антиномическое сочетание воли Божьей и свободы человеческой. «Бог щадит ее и охраняет даже от Своего собственного всемогущества» (прот. Булгаков). Это учение чрезвычайно важно для понимания богочеловеческой природы Библии и боговдохновенности. Библ. С. проявляется в том, что Слово Божье, возвещаемое через пророка, апостола или свящ. писателя, не делает его автоматическим передатчиком Откровения, а преломляется через его личность, его свободную волю, его индивидуальные особенности и представления, обусловленные средой и эпохой. В более широком смысле библ. С. связан с богочеловеческим характером самой истории спасения. Бог не оставляет человека беспомощным и не подавляет его; человек призван быть активным соучастником Божественного Домостроительства».
Богочеловеческая природа Священного Писания
Если секулярный гуманизм утверждает, что единственной ценностью является человек, а дохрист. и нехрист. религии нередко принижают его достоинство, то христианство и Библия учат о Завете, в котором осуществляется союз Предвечного и человека, причем последнему отводится активная роль соучастника Домостроительства Божьего. Т. о., провозвестие Церкви и Библии есть богочеловеческое провозвестие. Высшей точки Завет достигает в момент Боговоплощения, когда «Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Догматич. определение этой тайны дано на IV Вселенском соборе (Халкидон, 451), который исповедал веру в богочеловечество Христа Спасителя. Халкидонский догмат, широко истолкованный, стал надежным ориентиром для Церкви, ограждая ее от монофизитских уклонений. Этот догмат выходит за пределы собственно христологии, позволяя рассматривать все бытие Церкви как богочеловеческое. «Очами веры и в духовном опыте, – говорил Карташев, – мы удостаиваемся изнутри церковного откровения узреть, по аналогии с существом Халкидонского догмата, истинно кафолический, православный путь неизбежного, героического, ибо антиномического, сочетания Божеского и человеческого начал» (ПМ, вып. IX, 1953, с. 89).
Богочеловеч. природу имеет вся жизнь Церкви в целом, в т. ч. и таинства (сочетающие действие человека и действие Духа Божьего), и Библия (как важнейшая часть церк. Предания). Будучи Словом Божьим, Библия в то же время передает это Слово в синергизме небесного и земного. Откровение преломляется через личность свящ. автора, к‑рый при этом остается самим собой (черты характера, дарования, взгляды и представления, влияние эпохи и т. д.). Таинств. сочетание этих двух элементов и является сущностью Б. п. С. П».
С чем в Священном Писании сравнивается Библия и почему?
Со святильником
Псалом 119:105
«Твоё слово — светильник для моей ноги
И свет для моей дороги»
С мечом
Эфесянам 6:17
«Также возьмите шлем спасения и меч духа, то есть слово Бога»
Евреям 4:12
«Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу и дух, суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца»
С материнским молоком
1 Петра 2:2
«и, как новорождённые младенцы, развивайте тягу к чистому словесному молоку, чтобы благодаря ему вы выросли и достигли спасения»
С зеркалом
Иакова 1:23-25
«Если кто-то слышит слово и не исполняет, то он подобен человеку, который рассматривает в зеркале природные черты своего лица:он смотрит на себя, отходит и сразу забывает, как он выглядит.Но кто всматривается в совершенный закон свободы и остаётся в нём, тот, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, будет счастлив, поступая так».
С огнем и молотом
Иеремия 23:29
«Моё слово не подобно ли огню,— говорит Иегова,— и кузнечному молоту, разбивающему скалу?»
С живой водой
Иоанна 4:13-14
«В ответ Иисус сказал ей: «Всякий, кто пьёт эту воду, вновь захочет пить.А кто будет пить воду, которую дам ему я, тот больше никогда не будет испытывать жажды, но вода, которую я дам ему, станет в нём источником воды, который бьёт ключом и даёт вечную жизнь».
С истиной
Иоанна 17:17
«Освяти их истиной. Твоё слово есть истина»
Слово о слове Божием
Цель земной жизни человека — обрести вечную жизнь в Царстве Небесном. К ней надо идти ежедневно, ежеминутно. В этом деле не бывает отпуска или выходных. Что же конкретно надо делать сегодня, чтобы спастись? С чего начать и как узнать, что ты на правильном пути? Где взять «инструкцию к руководству», которая бы нам все разъяснила?
Сам Господь дает человеку «инструкцию к спасению». В притче о сеятеле Христос говорит, что, как сеятель засевает землю зерном, так и слово Божие засевает сердца человеческие (ср. Лк. 8, 11), духовно питает, делает способными к жизни вечной. Слово Божие и есть та «инструкция», следуя которой, человек обретает истинную жизнь.
Но само понятие «слово Божие» многозначно. В первую очередь, это Сам Господь Иисус Христос, Ипостасный Бог Слово, Который всевается в каждого из нас, как семена — в землю. Евангелист Иоанн Богослов называет Его Словом, через Которое все существующее получило бытие (см. Ин. 1, 1—3), и это «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14). Старец Фаддей Витовницкий подчеркивает, что Бог сокровенно живет в сердце любого человека, пусть и не помышляющего о Нем, и даже атеиста, — Господь всегда не где-то рядом, а в самом центре жизни каждого из нас. Ибо только Он дает жизнь и движет жизнью.
Словом Божиим называют и записанные в Священном Писании «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), которые Бог открыл всему человечеству, призывая денно и нощно поучаться в законе Господнем разумом и волей (см. Пс. 1, 2). Данный стих псалмопевца означает, что нам необходимо изучать Священное Писание, прежде всего Евангелие, и погружать в него свою волю — то есть применять книжное знание на практике, постигать его опытно.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книги Священного Писания даны нам по нашему нерадению: если бы мы были истинными детьми Божьими, мы бы имели непосредственное единение с Творцом, и Сам Господь — Бог Слово научал бы нас. Так Бог научал преподобную Марию Египетскую. Находясь в пустыне, она воспринимала слово Божие напрямую от его Источника и дословно цитировала Священное Писание, не будучи грамотной.
И апостол Иоанн Богослов пишет христианам: «Помазание, которое вы получаете от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему» (1 Ин. 2, 27). Если бы мы жили столь же чисто, как апостол Иоанн Богослов или Мария Египетская, то нам было бы достаточно иметь благодать Святого Духа, которую человек получает в таинстве Миропомазания. Сам Дух Святой, живущий в наших сердцах, учил бы нас и наставлял на всякую истину (ср. Ин. 16, 13). Но поскольку мы утрачиваем дары благодати в своей жизни, то, как говорит святитель Иоанн Златоуст, надо пользоваться хотя бы книгами. Ибо если мы и их отвергнем, то у нас не останется и этой возможности узнать, как обрести спасение.
Развивая эту мысль святителя, можно сказать, что нам уже и Писания недостаточно для выстраивания правильного пути к Богу. Для этого надо читать творения святых отцов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, писания аскетов и других подвижников Православной Церкви. Чем дальше человек отстоит от Бога, тем больше ему нужно помощников, чтобы двигаться к Господу. Преподобной Марии Египетской даже Священное Писание не надо было читать — такова была ее решимость обрести чистоту и жить по воле Божией. Нам же и из Писания без толкования святых отцов уже не познать Истину.
Через молитву и таинства Православной Церкви Бог, подобно семени, всевается в человека. Но сможет ли Он «прорасти» и когда это произойдет — зависит от самого человека. По пояснению праведного Николая Кавасилы, наша задача, получив Крещение, дать Христу возможность действовать в нас и не свергать венца с головы своей, не обнажать меча на самого себя, не угашать тот факел, который в нас зажжен. Вспомним притчу о закваске (см. Мф. 13, 33), которую женщина положила в три меры муки и не замечала, как постадийно вскисало все тесто, и только в конце процесса увидела результат. Так и нам надо не мешать Христу «переквашивать» нас. А делать это мы мешаем Ему своими грехами.
Итак, слово Божие многозначно понимается в Предании Церкви, и ни одно из значений не противоречит другому, скорее дополняет. Это Сам Господь, Который обращается к человеку или напрямую, если человек приобретает способность к богообщению, или посредством Священного Писания и Предания святых отцов, или в церковных таинствах и молитву, через чистую совесть, которая становится «проводником» слова Господня, действующим в человеке.
С чем сравнивают слово божье
Сила Слова Божьего
В Библии очень много говорится о важности в жизни верующего Слова Божьего. В предыдущем письме мы говорили о том, что Бог обычно начинает Свои дела с того, что говорит Своё слово. Мы можем сказать, что Его Слово совершает Божьи дела. По-крайней мере мы читаем об этом у пророка Исайи:
Бог посылает Своё слово, и оно совершает работу. Он оставил нам Писание с той же целью, чтобы это записанное Слово Божье совершило свою работу в нас, через нас и вокруг нас. Записанное Слово Божье имеет в себе потенциал Божьего могущества. Конечно, пока Библия лежит на книжной полке или хранится где-то в хранилище, она не может принести никому пользу. И даже если её открывают раз в неделю, и читают по традиции какие-то места, это всё равно мало кому поможет. Во времена Иисуса в синагогах тоже постоянно читали Писание, но это никого не спасало, не исцеляло и не освобождало. Но когда Иисус стал действовать на основании того, что они читали много раз в синагогах, тогда что-то стало происходить. Если мы просто читаем Библию, но мы не верим в силу Слова Божьего, если мы не готовы говорить, мыслить и действовать в повседневной жизни на основании того, что мы читаем, то для нас Слово Божье будет бесполезным.
Для того чтобы сила Слова Божьего проявилась в нашей жизни, нам, прежде всего, нужно знать об этой силе. Многие верующие считают Библию сборником заповедей и наставлений. Но Слово Божье является чем-то большим, чем просто набором хороших инструкций. Если мы не увидим могущественную силу Божьего Слова, того, что Бог говорит в Писании, мы не сможем далеко продвинуться в том, чтобы исполнять Божьи заповеди.
Как Вы сможете научиться любить ближнего своего, если не примите через веру в Божье Слове силу любви, которую Бог даёт нам Своим Святым Духом. Не редко христиане просто не знают и не обращают внимания на то, что написано об этом в Послании к Римлянам:
А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (К Римлянам 5:5)
Каждому верующему в Иисуса Христа дана сверхъестественная способность любить Бога и своего ближнего. Нам не нужно пытаться самим любить людей своей человеческой любовью. Нам нужно поверить в то, что здесь Бог говорит нам, и тогда Божья любовь будет проявляться в нашей жизни больше и больше.
Я привёл этот пример относительно Божьей любви, чтобы Вы увидели, что в Библии есть очень много истин, которые открывают нам Божью силу в разных сферах нашей жизни. Давайте прочитаем ещё одно место из Писания, где Бог также говорит о силе Его Слова:
Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иеремия 23:29)
Во времена пророка Иеремии было много людей называющих себя пророками. Одни из них были призваны Богом, но они уклонились от Божьего пути. Другие же, вообще, были самозванцами, которым снились какие-то сны, и они чего-то видели, и всем это рассказывали. И Бог обличал таких пророков, которые каждое своё переживание считали словом от Господа. Сегодня такое в церквях встречается не так часто, однако же, встречается. Но гораздо больше встречаются те, кто цитируют Библию, пытаются её «разбирать» или толковать, но при этом это не производит никаких результатов. Бог в этом месте Писания говорит, что Его Слово несёт в себе огромную силу, которая как огонь сжигает всё на своём пути. Оно как огромный молот, который способен разрушить любую скалу.
Слово Божье подобно огню способно выжечь всё нечистое, всё плотское, что есть в нашей жизни, если мы позволим Его Слову совершить эту работу. Сам огонь как бы противоречит всему окружающему миру. Если его не остановить и не ограничить, он будет уничтожать всё, что он может уничтожить. То же самое может совершать Божье Слово в нашей жизни. Оно способно сжечь наши человеческие, плотские представления о жизни, о себе и о Боге, чтобы мы были наполнены Божьим светом и Его жизнью. Божье Слово способно отделить нас от греха, болезни и проклятия, для благословенной жизни с Богом. Как и огонь, мы можем ограничить его действие в своей жизни, потушив его своим страхом, сомнением и неверием. Но мы также можем дать ему возможность гореть беспрепятственно, чтобы оно могло совершить свою очищающую работу.
Слово Божье подобно молоту, способно разрушить любые твердыни в наших умах, которые мешали нам верить и принимать от Бога то, что Он для нас приготовил. Вот что Апостол Павел говорил об этих твердынях:
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. (2-е Коринфянам 10:4,5)
Для того чтобы освободиться от влияния дьявола в нашей жизни, освободиться от власти ветхой, плотской природы, нам не нужно пассивно ждать, что когда-нибудь Бог с этим что-то сделает. Нам также не нужно упрашивать Его освободить нас от этих твердынь. Потому что Он дал нам свободу выбора в этом. И также Он дал нам Своё Слово, чтобы мы постоянно принимали его, освобождаясь от всех этих твердынь. В Его Слове есть огромная сила, которая может изменить всё внутри нас и вокруг нас. Если мы будем больше и больше познавать силу Его Слова и действовать на основании этого Слова, то мы будем видеть всё больше и больше проявления этой освобождающей, исцеляющей и созидающей жизнь, силы.