С чем сравнивают слово божье

Слово Божье

I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Первонач. значение евр. слова давар («вещь» и «слово») – «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.

II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт. 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер. 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис. 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам. 8:11 );

2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар. 22:19 ; Ис. 7:7–17 ; Иер. 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер. 23:28 ; Иер. 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис. 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар. 18:24 ; ср. 4Цар. 9:36 ; Иер. 28:16 );

3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх. 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», – это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер. 7:22 ). Если первонач. «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к ⇒ Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч. 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар. 29:15 ).

III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в Евангелиях выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку ( Лк. 3:2 ) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе ( Мк. 7:13 );

2) в остальных же случаях словосочетание «слово Божие» в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос ( Ин. 1:14 ; Откр. 19:13 ), или то, которое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения «слово Божие» здесь является не «слово», а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим «словом Божиим» являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (⇒ Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о «старом» и «новом» слове, как, например, в случае с ⇒ заветом и ⇒ сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе ( Кол. 1:25–27 ), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола ( Евр. 1:1–4 ; Евр. 2:14 ). Поэтому если Церковь говорит о «слове Божием», то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере.

Это новозаветное слово Божье может называться и «словом о кресте» ( 1Кор. 1:18 ), «словом истины» ( 2Кор. 6:7 ), «словом жизни» ( Флп. 2:16 ), «словом примирения» ( 2Кор. 5:9 ), «словом спасения» ( Деян. 13:26 ), «словом благодати» ( Деян. 14:3 ); или просто «словом» ( 2Тим. 4:2 ), причем всегда подразумевается только одно «Слово Божие» – Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является «словом Божьим», что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой ( Деян. 19:20 ), только через Бога оно достигает сердец слушателей ( Кол. 4:3 ), воздействует как благодать и жизнь ( Деян. 20:32 ; 1Петр. 1:23 ) и, наконец, оно и есть сама сила Божья ( 1Кор. 1:18 ), которая «острее всякого меча» ( Еф. 6:17 ; Евр. 4:12 ). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя ( Кол. 3:16 ), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.

Источник

Боговдохновенность. Слово Божие и слово человеческое

Иса­го­гика. Курс по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Ветхий Завет

«1. Св. Писа­ние созда­ва­лось мно­гими людьми на про­тя­же­нии более чем 10 веков. Назы­вая его бого­вдох­но­вен­ным (греч. тео­п­не­устос), ап. Павел ( 2Тим.3:16 ) испо­ве­дует общую веру вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной Церкви в то, что книги Библии были напи­саны под особым воз­дей­ствием Духа Свя­того (ср. Мф.22:43 ). В самом деле, чтобы в пол­ноте и неис­ка­женно доне­сти Откро­ве­ние до людей, св. писа­тели нуж­да­лись в помощи выс­шего вдох­но­ве­ния.

2. Отно­си­тельно при­роды самого вдох­но­ве­ния взгляд Церкви уста­но­вился не сразу. Ранние Отцы, следуя иудей­ской тра­ди­ции, были склонны рас­смат­ри­вать его как вер­баль­ное (от лат. вербум – слово), то есть как бы про­дик­то­ван­ное свыше и запи­сан­ное слово в слово (Тер­тул­лиан и др.). В таком случае дей­стви­тель­ным авто­ром Библии ста­но­вился только Дух Божий, а роль чело­века огра­ни­чи­ва­лась меха­ни­че­ской пере­да­чей Его рече­ний.

Но уже с IV века в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре стала под­чер­ки­ваться роль самих св. авто­ров. Бог, по словам бл. Авгу­стина, «через чело­века гово­рит по-чело­ве­че­ски» (О Граде Божием, ХVII,6). На это ука­зы­вают раз­ли­чия в стиле и другие осо­бен­но­сти текста. «Иере­мия, – писал бл. Иеро­ним, – кажется грубым в срав­не­нии с Исайей и Осией» (Толк. на Ис), а свт. Гри­го­рий Двое­слов отме­чал, что «кра­со­тою стиля Исайя пре­взо­шел всех про­ро­ков» (На 3Цар.5 ). Свт. Дио­ни­сий Вели­кий про­во­дил ту же мысль отно­си­тельно Нового Завета. Он отме­чал, что Еван­ге­лие от Иоанна и его Посла­ния «напи­саны не только без ошибок против гре­че­ского языка, но и с особым изя­ще­ством в выра­же­ниях». Между тем Апо­ка­лип­сис напи­сан иначе: «Речь и язык его не чисто гре­че­ские, но сме­шаны с рече­ни­ями ино­стран­ными и по местам непра­виль­ными» (Об обе­то­ва­ниях. – Цит. по Евсе­вию. Церк. Ист. VIII,24). Свя­ти­тель считал, что это раз­ли­чие может ука­зы­вать на разных авто­ров. Но если и при­знать одного, писав­шего в разное время, важна сама мысль свт. Дио­ни­сия, что Слово Божие пере­дано нам в соот­вет­ствии с язы­ко­выми осо­бен­но­стями св. автора. Печать инди­ви­ду­аль­но­сти – порой яркой и необыч­ной – лежит на многих про­из­ве­де­ниях биб­лей­ской пись­мен­но­сти. Сухой и стро­гий стиль зако­но­да­тель­ных раз­де­лов мало похож на дра­ма­ти­че­ское опи­са­ние жизни Давида или пла­мен­ные речи про­ро­ков. Кроме того, сами бого­вдох­но­вен­ные авторы ука­зы­вают, что исполь­зо­вали суще­ство­вав­шие до них пись­мен­ные источ­ники. Так, в Кн. Чисел ( Чис.21:14 ) при­во­дится цитата из несо­хра­нив­шейся Кн. Браней Гос­под­них, а в Исто­ри­че­ских книгах даны выдержки из дру­гого про­из­ве­де­ния – Кн. Пра­вед­ного ( Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 ). Подоб­ным же обра­зом в Новом Завете еван­ге­лист Лука при­сту­пил к работе над своим Еван­ге­лием «по тща­тель­ном иссле­до­ва­нии всего сна­чала», имея перед собой труды «многих», кто прежде него писал о Христе ( Лк.1:1-3 ).

Как отме­чает «Пра­во­слав­ная бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия», вер­баль­ному пони­ма­нию бого­вдох­но­вен­но­сти про­ти­во­ре­чит «при­сут­ствие раз­ного рода неточ­но­стей – исто­ри­че­ских и хро­но­ло­ги­че­ских, топо­гра­фи­че­ских – равно и раз­но­гла­сий у свя­щен­ных писа­те­лей» (т. 2, с.736). Все это посте­пенно при­вело к утвер­жде­нию, что св. писа­тели были авто­рами в полном смысле слова.

В тези­сах, пред­став­лен­ных для I Кон­гресса пра­во­слав­ных бого­сло­вов в Афинах (ноябрь 1936 г.), рус­ский биб­ле­ист Борис Ива­но­вич Сове писал: «Меха­ни­че­ски-бук­валь­ное пони­ма­ние бого­дух­но­вен­но­сти свя­щен­ных книг – досто­я­ние иудей­ского и кон­сер­ва­тив­ного про­те­стант­ского бого­сло­вия – не может быть защи­ща­емо пра­во­слав­ными бого­сло­вами как укло­ня­ю­ще­еся в своего рода «моно­фи­зит­ство», а должно быть исправ­лено в свете Хал­ки­дон­ского дог­мата о бого­че­ло­ве­че­стве. Уча­стие в напи­са­нии Библии чело­ве­че­ского эле­мента с его огра­ни­чен­но­стью объ­яс­няет осо­бен­но­сти вет­хо­за­вет­ных книг как исто­ри­че­ских источ­ни­ков, их ошибки, ана­хро­низмы, кото­рые могут быть исправ­лены вне­биб­лей­скими дан­ными, обо­га­тив­шими осо­бенно в послед­ние деся­ти­ле­тия исто­рию Древ­него Востока. Ложный апо­ло­ге­ти­че­ский взгляд на Библию как энцик­ло­пе­дию исто­ри­че­ских и есте­ствен­ных наук должен быть остав­лен. Вет­хо­за­вет­ные бого­дух­но­вен­ные писа­тели – прежде всего бого­словы и зако­но­учи­тели. С этой точки зрения над­ле­жит рас­смат­ри­вать учение о тво­ре­нии мира, о все­мир­ном потопе и т.д. Цен­ность Библии в ее бого­сло­вии» («Путь», # 32, 1936).

3. Библия, таким обра­зом, есть одно­вре­менно и Слово Божие и слово чело­ве­че­ское. Откро­ве­ние пре­лом­ля­лось в ней через призму лич­но­сти ее авто­ров – живых людей, при­над­ле­жав­ших к опре­де­лен­ным эпохам, испы­тав­ших на себе вли­я­ние окру­жа­ю­щей среды, мыш­ле­ния и взгля­дов совре­мен­ни­ков. Если в Быт1,6 гово­рится о водах, «кото­рые над твер­дью», – это озна­чает небо­же­ствен­ную истину, а кос­мо­гра­фию (пред­став­ле­ние о Все­лен­ной) древ­них. Откро­ве­ние не сооб­щает чело­веку науч­ных данных. Оно, по словам совре­мен­ного пра­во­слав­ного биб­ле­и­ста прот.А. Кня­зева, «пере­дает духов­ный опыт на чело­ве­че­ском языке» («Пра­во­слав­ная Мысль», 1951, VIII, с.121). О том, что св. писа­тели сооб­ра­зо­вы­ва­лись с уров­нем своей ауди­то­рии, гово­рит Сам Хри­стос, пояс­няя, напри­мер, что Моисей раз­ре­шил развод из-за «жесто­ко­сер­дия» людей ( Мф.19:8 ). Как гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, Быто­пи­са­тель изла­гал исто­рию миро­тво­ре­ния «сооб­ра­зу­ясь обычаю чело­ве­че­скому» (Беседы на Бытие, III,3).

Бого­че­ло­ве­че­ский харак­тер Библии есте­ственно выте­кает из бого­че­ло­ве­че­ского харак­тера Откро­ве­ния. Тол­ко­ва­тель и бого­слов должен, сле­до­ва­тельно, учиться при­ни­мать во вни­ма­ние этот земной аспект Слова Божия, чему помо­гает изу­че­ние обсто­я­тельств, автор­ства и вре­мени воз­ник­но­ве­ния той или иной св. книги (см. §§ 4,7,11)».

Биб­лио­ло­ги­че­ский сло­варь

«БОГО­ВДОХ­НО­ВЕН­НОСТЬ, ИЛИ БОГО­ДУХ­НО­ВЕН­НОСТЬ, СВЯЩ. ПИСА­НИЯ, догмат Церкви, к‑рый раз­де­ля­ется всеми христ. испо­ве­да­ни­ями (за исклю­че­нием тех ради­каль­ных тече­ний, кото­рые фак­ти­че­ски поки­нули почву хри­сти­ан­ства).

Термин «Б.» (греч. θεπνευστος – бого­вдох­но­вен­ный) встре­ча­ется уже в апо­столь­ских писа­ниях и озна­чает, что свящ. авторы Библии были «дви­жимы Духом Святым» ( 2Тим.3:16 ; 2Пет.1:21 ). Вера Церкви в Б. осно­вана на сви­де­тель­стве Христа Спа­си­теля ( Ин.5:39 ), Кото­рый Своим бого­че­ло­ве­че­ским словом под­твер­дил искон­ную веру вет­хо­зав. Церкви в Б. свящ. книг. Прак­ти­че­ски догмат Б. выра­зился в утвер­жде­нии канона, опре­де­лен­ного церк. учи­тель­ством и Пере­еда­нием свя­щен­ным.

Сле­дует отли­чать догмат Б. от его истол­ко­ва­ния в про­цессе раз­ви­тия богосл. мысли. Догмат не уточ­няет кон­крет­ного харак­тера Б., он лишь испо­ве­дует его как реаль­ность, к‑рая нуж­да­ется в осмыс­ле­нии веру­ю­щим разу­мом.

Пси­хо­ло­гии твор­че­ства изве­стен факт вдох­но­ве­ния, к‑рое играет огром­ную роль как в искус­стве, так и в науке. Вдох­но­ве­ние есть таин­ствен­ная сила, к‑рая властно воз­дей­ствует на душу чело­века, подви­гая его на созда­ние тво­ре­ний, порой пре­вос­хо­дя­щих пони­ма­ние самого творца. Такое вдох­но­ве­ние есть дар Божий. Но Б. – нечто боль­шее. Оно есть особое воз­дей­ствие Св. Духа на чело­века, откры­ва­ю­щее ему истины веры. Богосл. вопрос заклю­ча­ется в том, как это воз­дей­ствие осу­ществ­ля­лось.

Исто­рия тол­ко­ва­ния дог­мата

В своем уни­каль­ном опыте биб­лей­ские Про­роки пере­жи­вали Слово Божье как пре­воз­мо­га­ю­щую силу, к‑рая порой побуж­дает чело­века гово­рить вещи, про­тив­ные его жела­ниям (ср., напр., Иер.20:7-9 ). На этом осно­ва­нии неко­то­рые иудей­ские тол­ко­ва­тели сде­лали вывод, что в Пяти­кни­жии каждое слово, даже каждая буква непо­сред­ственно про­дик­то­ваны свыше (более того, счи­та­лось, что Закон был начер­тан на небес­ных скри­жа­лях еще до созда­ния мира). Ана­ло­гич­ный взгляд был усвоен и в ран­не­христ. бого­сло­вии мн. дони­кей­скими отцами.

Между тем в самом Свящ. Писа­нии можно усмот­реть и другой аспект: чело­век, носи­тель Откро­ве­ния, высту­пает не как бес­со­зна­тель­ный инстру­мент воли Божьей, а как актив­ный соучаст­ник пере­дачи Слова Божьего. Поэтому у св. отцов с кон. 3 в. появ­ля­ется иное тол­ко­ва­ние Б. Они начи­нают отме­чать жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие свя­щен­ных книг, осо­бен­но­сти языка и стиля тех или иных бого­вдох­но­вен­ных писа­те­лей.

Свт. Васи­лий Вели­кий реши­тельно отвер­гает мнение о про­ро­ках как только инстру­мен­тах Слова, свт. Иоанн Зла­то­уст ука­зы­вает на при­спо­соб­ле­ние свящ. авто­ров к «немощи чело­ве­че­ской». Т. о., Цер­ковь «стала утвер­ждать, что в состав­ле­нии книг Свящ. Писа­ния дар Свя­того Духа не упразд­няет, но, напро­тив, пред­по­ла­гает самое актив­ное и созна­тель­ное уча­стие чело­века-писа­теля».

Синер­гизм биб­лей­ский

«Синер­гизм биб­лей­ский (от греч. συνεργω – дей­ство­вать вместе), пра­во­слав­ное учение о бла­го­дат­ном вза­и­мо­дей­ствии между Духом Божьим и чело­ве­ком, ода­рен­ным сво­бо­дой. Термин С. вошел в бого­сло­вие в 16 в. в период дис­кус­сии между про­те­стан­тами и като­ли­ками по вопросу о спа­се­нии. Подоб­ная же дис­кус­сия еще раньше, в 4 в., шла между блж. Авгу­сти­ном и Пела­гием, причем их спор был решен прп. Иоан­ном Кас­си­а­ном в духе С.

Пра­во­сла­вие пони­мает С. как анти­но­ми­че­ское соче­та­ние воли Божьей и сво­боды чело­ве­че­ской. «Бог щадит ее и охра­няет даже от Своего соб­ствен­ного все­мо­гу­ще­ства» (прот. Бул­га­ков). Это учение чрез­вы­чайно важно для пони­ма­ния бого­че­ло­ве­че­ской при­роды Библии и бого­вдох­но­вен­но­сти. Библ. С. про­яв­ля­ется в том, что Слово Божье, воз­ве­ща­е­мое через про­рока, апо­стола или свящ. писа­теля, не делает его авто­ма­ти­че­ским пере­дат­чи­ком Откро­ве­ния, а пре­лом­ля­ется через его лич­ность, его сво­бод­ную волю, его инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти и пред­став­ле­ния, обу­слов­лен­ные средой и эпохой. В более широ­ком смысле библ. С. связан с бого­че­ло­ве­че­ским харак­те­ром самой исто­рии спа­се­ния. Бог не остав­ляет чело­века бес­по­мощ­ным и не подав­ляет его; чело­век при­зван быть актив­ным соучаст­ни­ком Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства».

Бого­че­ло­ве­че­ская при­рода Свя­щен­ного Писа­ния

Если секу­ляр­ный гума­низм утвер­ждает, что един­ствен­ной цен­но­стью явля­ется чело­век, а дохрист. и нехрист. рели­гии нередко при­ни­жают его досто­ин­ство, то хри­сти­ан­ство и Библия учат о Завете, в кото­ром осу­ществ­ля­ется союз Пред­веч­ного и чело­века, причем послед­нему отво­дится актив­ная роль соучаст­ника Домо­стро­и­тель­ства Божьего. Т. о., про­воз­ве­стие Церкви и Библии есть бого­че­ло­ве­че­ское про­воз­ве­стие. Высшей точки Завет дости­гает в момент Бого­во­пло­ще­ния, когда «Слово стало плотию и оби­тало с нами» ( Ин.1:14 ). Дог­ма­тич. опре­де­ле­ние этой тайны дано на IV Все­лен­ском соборе (Хал­ки­дон, 451), кото­рый испо­ве­дал веру в бого­че­ло­ве­че­ство Христа Спа­си­теля. Хал­ки­дон­ский догмат, широко истол­ко­ван­ный, стал надеж­ным ори­ен­ти­ром для Церкви, ограж­дая ее от моно­фи­зит­ских укло­не­ний. Этот догмат выхо­дит за пре­делы соб­ственно хри­сто­ло­гии, поз­во­ляя рас­смат­ри­вать все бытие Церкви как бого­че­ло­ве­че­ское. «Очами веры и в духов­ном опыте, – гово­рил Кар­та­шев, – мы удо­ста­и­ва­емся изнутри цер­ков­ного откро­ве­ния узреть, по ана­ло­гии с суще­ством Хал­ки­дон­ского дог­мата, истинно кафо­ли­че­ский, пра­во­слав­ный путь неиз­беж­ного, геро­и­че­ского, ибо анти­но­ми­че­ского, соче­та­ния Боже­ского и чело­ве­че­ского начал» (ПМ, вып. IX, 1953, с. 89).

Бого­че­ло­веч. при­роду имеет вся жизнь Церкви в целом, в т. ч. и таин­ства (соче­та­ю­щие дей­ствие чело­века и дей­ствие Духа Божьего), и Библия (как важ­ней­шая часть церк. Пре­да­ния). Будучи Словом Божьим, Библия в то же время пере­дает это Слово в синер­гизме небес­ного и зем­ного. Откро­ве­ние пре­лом­ля­ется через лич­ность свящ. автора, к‑рый при этом оста­ется самим собой (черты харак­тера, даро­ва­ния, взгляды и пред­став­ле­ния, вли­я­ние эпохи и т. д.). Таинств. соче­та­ние этих двух эле­мен­тов и явля­ется сущ­но­стью Б. п. С. П».

Источник

С чем в Священном Писании сравнивается Библия и почему?

Со святильником
Псалом 119:105
«Твоё слово — светильник для моей ноги
И свет для моей дороги»

С мечом
Эфесянам 6:17
«Также возьмите шлем спасения и меч духа, то есть слово Бога»
Евреям 4:12
«Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу и дух, суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца»

С материнским молоком
1 Петра 2:2
«и, как новорождённые младенцы, развивайте тягу к чистому словесному молоку, чтобы благодаря ему вы выросли и достигли спасения»

С зеркалом
Иакова 1:23-25
«Если кто-то слышит слово и не исполняет, то он подобен человеку, который рассматривает в зеркале природные черты своего лица:он смотрит на себя, отходит и сразу забывает, как он выглядит.Но кто всматривается в совершенный закон свободы и остаётся в нём, тот, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, будет счастлив, поступая так».

С огнем и молотом
Иеремия 23:29
«Моё слово не подобно ли огню,— говорит Иегова,— и кузнечному молоту, разбивающему скалу?»

С живой водой
Иоанна 4:13-14
«В ответ Иисус сказал ей: «Всякий, кто пьёт эту воду, вновь захочет пить.А кто будет пить воду, которую дам ему я, тот больше никогда не будет испытывать жажды, но вода, которую я дам ему, станет в нём источником воды, который бьёт ключом и даёт вечную жизнь».

С истиной
Иоанна 17:17
«Освяти их истиной. Твоё слово есть истина»

Источник

Слово о слове Божием

С чем сравнивают слово божье. Смотреть фото С чем сравнивают слово божье. Смотреть картинку С чем сравнивают слово божье. Картинка про С чем сравнивают слово божье. Фото С чем сравнивают слово божье

Цель земной жизни человека — обрести вечную жизнь в Царстве Небесном. К ней надо идти ежедневно, ежеминутно. В этом деле не бывает отпуска или выходных. Что же конкретно надо делать сегодня, чтобы спастись? С чего начать и как узнать, что ты на правильном пути? Где взять «инструкцию к руководству», которая бы нам все разъяснила?

Сам Господь дает человеку «инструкцию к спасению». В притче о сеятеле Христос говорит, что, как сеятель засевает землю зерном, так и слово Божие засевает сердца человеческие (ср. Лк. 8, 11), духовно питает, делает способными к жизни вечной. Слово Божие и есть та «инструкция», следуя которой, человек обретает истинную жизнь.

Но само понятие «слово Божие» многозначно. В первую очередь, это Сам Господь Иисус Христос, Ипостасный Бог Слово, Который всевается в каждого из нас, как семена — в землю. Евангелист Иоанн Богослов называет Его Словом, через Которое все существующее получило бытие (см. Ин. 1, 1—3), и это «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14). Старец Фаддей Витовницкий подчеркивает, что Бог сокровенно живет в сердце любого человека, пусть и не помышляющего о Нем, и даже атеиста, — Господь всегда не где-то рядом, а в самом центре жизни каждого из нас. Ибо только Он дает жизнь и движет жизнью.

Словом Божиим называют и записанные в Священном Писании «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), которые Бог открыл всему человечеству, призывая денно и нощно поучаться в законе Господнем разумом и волей (см. Пс. 1, 2). Данный стих псалмопевца означает, что нам необходимо изучать Священное Писание, прежде всего Евангелие, и погружать в него свою волю — то есть применять книжное знание на практике, постигать его опытно.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книги Священного Писания даны нам по нашему нерадению: если бы мы были истинными детьми Божьими, мы бы имели непосредственное единение с Творцом, и Сам Господь — Бог Слово научал бы нас. Так Бог научал преподобную Марию Египетскую. Находясь в пустыне, она воспринимала слово Божие напрямую от его Источника и дословно цитировала Священное Писание, не будучи грамотной.

И апостол Иоанн Богослов пишет христианам: «Помазание, которое вы получаете от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему» (1 Ин. 2, 27). Если бы мы жили столь же чисто, как апостол Иоанн Богослов или Мария Египетская, то нам было бы достаточно иметь благодать Святого Духа, которую человек получает в таинстве Миропомазания. Сам Дух Святой, живущий в наших сердцах, учил бы нас и наставлял на всякую истину (ср. Ин. 16, 13). Но поскольку мы утрачиваем дары благодати в своей жизни, то, как говорит святитель Иоанн Златоуст, надо пользоваться хотя бы книгами. Ибо если мы и их отвергнем, то у нас не останется и этой возможности узнать, как обрести спасение.

Развивая эту мысль святителя, можно сказать, что нам уже и Писания недостаточно для выстраивания правильного пути к Богу. Для этого надо читать творения святых отцов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, писания аскетов и других подвижников Православной Церкви. Чем дальше человек отстоит от Бога, тем больше ему нужно помощников, чтобы двигаться к Господу. Преподобной Марии Египетской даже Священное Писание не надо было читать — такова была ее решимость обрести чистоту и жить по воле Божией. Нам же и из Писания без толкования святых отцов уже не познать Истину.

Через молитву и таинства Православной Церкви Бог, подобно семени, всевается в человека. Но сможет ли Он «прорасти» и когда это произойдет — зависит от самого человека. По пояснению праведного Николая Кавасилы, наша задача, получив Крещение, дать Христу возможность действовать в нас и не свергать венца с головы своей, не обнажать меча на самого себя, не угашать тот факел, который в нас зажжен. Вспомним притчу о закваске (см. Мф. 13, 33), которую женщина положила в три меры муки и не замечала, как постадийно вскисало все тесто, и только в конце процесса увидела результат. Так и нам надо не мешать Христу «переквашивать» нас. А делать это мы мешаем Ему своими грехами.

Итак, слово Божие многозначно понимается в Предании Церкви, и ни одно из значений не противоречит другому, скорее дополняет. Это Сам Господь, Который обращается к человеку или напрямую, если человек приобретает способность к богообщению, или посредством Священного Писания и Предания святых отцов, или в церковных таинствах и молитву, через чистую совесть, которая становится «проводником» слова Господня, действующим в человеке.

Источник

С чем сравнивают слово божье

Сила Слова Божьего

В Библии очень много говорится о важности в жизни верующего Слова Божьего. В предыдущем письме мы говорили о том, что Бог обычно начинает Свои дела с того, что говорит Своё слово. Мы можем сказать, что Его Слово совершает Божьи дела. По-крайней мере мы читаем об этом у пророка Исайи:

Бог посылает Своё слово, и оно совершает работу. Он оставил нам Писание с той же целью, чтобы это записанное Слово Божье совершило свою работу в нас, через нас и вокруг нас. Записанное Слово Божье имеет в себе потенциал Божьего могущества. Конечно, пока Библия лежит на книжной полке или хранится где-то в хранилище, она не может принести никому пользу. И даже если её открывают раз в неделю, и читают по традиции какие-то места, это всё равно мало кому поможет. Во времена Иисуса в синагогах тоже постоянно читали Писание, но это никого не спасало, не исцеляло и не освобождало. Но когда Иисус стал действовать на основании того, что они читали много раз в синагогах, тогда что-то стало происходить. Если мы просто читаем Библию, но мы не верим в силу Слова Божьего, если мы не готовы говорить, мыслить и действовать в повседневной жизни на основании того, что мы читаем, то для нас Слово Божье будет бесполезным.

Для того чтобы сила Слова Божьего проявилась в нашей жизни, нам, прежде всего, нужно знать об этой силе. Многие верующие считают Библию сборником заповедей и наставлений. Но Слово Божье является чем-то большим, чем просто набором хороших инструкций. Если мы не увидим могущественную силу Божьего Слова, того, что Бог говорит в Писании, мы не сможем далеко продвинуться в том, чтобы исполнять Божьи заповеди.

Как Вы сможете научиться любить ближнего своего, если не примите через веру в Божье Слове силу любви, которую Бог даёт нам Своим Святым Духом. Не редко христиане просто не знают и не обращают внимания на то, что написано об этом в Послании к Римлянам:

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (К Римлянам 5:5)

Каждому верующему в Иисуса Христа дана сверхъестественная способность любить Бога и своего ближнего. Нам не нужно пытаться самим любить людей своей человеческой любовью. Нам нужно поверить в то, что здесь Бог говорит нам, и тогда Божья любовь будет проявляться в нашей жизни больше и больше.

Я привёл этот пример относительно Божьей любви, чтобы Вы увидели, что в Библии есть очень много истин, которые открывают нам Божью силу в разных сферах нашей жизни. Давайте прочитаем ещё одно место из Писания, где Бог также говорит о силе Его Слова:

Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иеремия 23:29)

Во времена пророка Иеремии было много людей называющих себя пророками. Одни из них были призваны Богом, но они уклонились от Божьего пути. Другие же, вообще, были самозванцами, которым снились какие-то сны, и они чего-то видели, и всем это рассказывали. И Бог обличал таких пророков, которые каждое своё переживание считали словом от Господа. Сегодня такое в церквях встречается не так часто, однако же, встречается. Но гораздо больше встречаются те, кто цитируют Библию, пытаются её «разбирать» или толковать, но при этом это не производит никаких результатов. Бог в этом месте Писания говорит, что Его Слово несёт в себе огромную силу, которая как огонь сжигает всё на своём пути. Оно как огромный молот, который способен разрушить любую скалу.

Слово Божье подобно огню способно выжечь всё нечистое, всё плотское, что есть в нашей жизни, если мы позволим Его Слову совершить эту работу. Сам огонь как бы противоречит всему окружающему миру. Если его не остановить и не ограничить, он будет уничтожать всё, что он может уничтожить. То же самое может совершать Божье Слово в нашей жизни. Оно способно сжечь наши человеческие, плотские представления о жизни, о себе и о Боге, чтобы мы были наполнены Божьим светом и Его жизнью. Божье Слово способно отделить нас от греха, болезни и проклятия, для благословенной жизни с Богом. Как и огонь, мы можем ограничить его действие в своей жизни, потушив его своим страхом, сомнением и неверием. Но мы также можем дать ему возможность гореть беспрепятственно, чтобы оно могло совершить свою очищающую работу.

Слово Божье подобно молоту, способно разрушить любые твердыни в наших умах, которые мешали нам верить и принимать от Бога то, что Он для нас приготовил. Вот что Апостол Павел говорил об этих твердынях:

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. (2-е Коринфянам 10:4,5)

Для того чтобы освободиться от влияния дьявола в нашей жизни, освободиться от власти ветхой, плотской природы, нам не нужно пассивно ждать, что когда-нибудь Бог с этим что-то сделает. Нам также не нужно упрашивать Его освободить нас от этих твердынь. Потому что Он дал нам свободу выбора в этом. И также Он дал нам Своё Слово, чтобы мы постоянно принимали его, освобождаясь от всех этих твердынь. В Его Слове есть огромная сила, которая может изменить всё внутри нас и вокруг нас. Если мы будем больше и больше познавать силу Его Слова и действовать на основании этого Слова, то мы будем видеть всё больше и больше проявления этой освобождающей, исцеляющей и созидающей жизнь, силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *