С чем связана острота проблемы неинфекционных заболеваний
С чем связана острота проблемы неинфекционных заболеваний?
Неинфекционные заболевания (НИЗ), известные еще как хрон-кие болезни, не передаются от чел-ка человеку. Они имеют длительную продолжительность.Большую долю в структуре смертности заб-ний составляют болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни ЖКТ, органов дыхания и сахарный диабет. Связаны с недостаточной физ-кой активностью, употребление алкоголя и табака, и с чрезмерным потреблением соли/натрия. повышеннием АД, высоким уровнем холестерина.
21. Охарактери-те популяционную стратегию снижения смертности от неинфекционных заб-ий.Одним из важнейших способов уменьшения НИЗ явл. направление усилий на уменьшение факторов риска, связанных с этими болезнями. В основном на употребления табака, нездорового питания и недостаточной физ. активности, а также употребления алкоголя. Другими способами уменьшения бремени НИЗ явл. основные высокоэффективные мероприятия по укреплению раннего выявления и своевременного лечения заболеваний, которые могут проводиться в рамках первичной медико-санитарной помощи.
22.Охарактеризуйте профилактическую стратегию снижения смертности от неинфекционных заболеваний. В настоящее время хорошо изучены факторы риска, приводящие к возникновению ХНИЗ. относятся: повышенное АД, дислипидемия, курение, нерациональное питание, гиподенамия, повышенный уровень глюкозы в крови, избыточная масса тела и ожирение, пагубное употребление алкоголя. Основными составляющими стратегии должны быть: регулирующая структура; национальные (и адаптированные к ним региональные, местные) планы действия, направленные против факторов риска,; программы мониторинга хронических заболеваний для улучшения медицинского обслуживания населения; реформы служб здравоохранения; изменения информационных систем здравоохранения. Это социальная проблема, т. е. проблема всего общества,; соответственно и решаться она должна на государ ственном уровне. Выявление лиц высокого риска и коррекция их. Выход только один: для достижения здоровья необходимо исследовать феномен здоровья, знать его закономерности и использовать их для достижения здоровья.
23.В чем суть вторичной профилактики неинфекционных заболеваний? Вторичнаяпроводится дифференцированно в группах больных ХНИЗ с целью предупреждения рецидивов заболевания, развития осложнений у лиц с реализовавшимися ФР, снижения заболеваемости и смертности от этих болезней, улучшения качества жизни больных в соответствии с методическими рекомендациями Комитета экспертов ВОЗ. Мероприятия должны содержать:разработку индивидуальных программ противорецидивного лечения;своевременное проведение обследования с целью выявления обострения заболевания;обучение пациента правилам предупреждения обострений заболевания;разработку индивидуальной программы восстановительного лечения.
27.Перечислите показатели оценки общественного здоровья.Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья:% ВВП, идущий на здравоохранение;доступность первичной медико-санитарной помощи;обеспеченность населения безопасным водоснабжением;% лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (
Неинфекционные заболевания
Основные факты
Общая информация
Неинфекционные заболевания (НИЗ), также известные как хронические заболевания, как правило, имеют продолжительное течение и являются результатом воздействия комбинации генетических, физиологических, экологических и поведенческих факторов.
К основным типам НИЗ относятся сердечно-сосудистые заболевания (такие, как инфаркт и инсульт), раковые заболевания, хронические респираторные заболевания (такие, как хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет.
Бремя НИЗ диспропорционально велико в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится более трех четвертей случаев смерти от НИЗ во всем мире (32 миллиона).
Кто подвергается риску таких заболеваний?
НИЗ распространены во всех возрастных группах, всех регионах и всех странах. Эти заболевания часто связывают с пожилыми возрастными группами, но фактические данные свидетельствуют о том, что среди всех случаев смерти, связываемых с НИЗ, 17 миллионов регистрируется в возрастной группе от 30 до 69 лет. При этом более 85% этих случаев «преждевременной» смерти имеет место в странах с низким и средним уровнем доходов. Дети, взрослые и пожилые люди — все уязвимы перед факторами риска, способствующими развитию НИЗ, такими как нездоровое питание, недостаточная физическая активность, воздействие табачного дыма или злоупотребление алкоголем.
Развитию этих заболеваний способствуют такие факторы, как быстрая и неорганизованная урбанизация, глобализация нездорового образа жизни и старение населения. Последствия нездорового питания и недостаточной физической активности могут проявляться у отдельных людей в виде повышенного кровяного давления, повышенного содержания глюкозы в крови, повышенного уровня липидов в крови и ожирения.
Факторы риска
Поддающиеся изменению поведенческие факторы риска
Метаболические факторы риска
Метаболические факторы риска способствуют развитию четырех основных изменений метаболизма, приводящих к повышению риска НИЗ:
Первым метаболическим фактором риска смерти от НИЗ во всем мире является повышенное кровяное давление (с которым связано 19% всех случаев смерти в мире) (1), за которым следуют избыточный вес, ожирение и повышенное содержание глюкозы в крови.
Каковы социально-экономические последствия НИЗ?
НИЗ ставят под угрозу прогресс на пути осуществления Повестки дня в области развития на период до 2030 г., где предусмотрена цель по снижению числа случаев преждевременной смерти от НИЗ на одну треть к 2030 году.
Существует тесная связь между бедностью и НИЗ. По прогнозам, стремительный рост заболеваемости НИЗ будет препятствовать реализации инициатив в области сокращения бедности в странах с низким уровнем доходов, в частности, приводя к росту медицинских расходов домохозяйств. Представители уязвимых и незащищенных категорий населения болеют чаще и умирают в более молодом возрасте по сравнению с представителями более благополучных социальных групп, главным образом, в силу своей подверженности более высокому риску воздействия со стороны вредной для здоровья продукции, такой как табак, или склонности к нездоровому питанию, а также ввиду ограниченного доступа к услугам здравоохранения.
В условиях низкой обеспеченности ресурсами медицинские расходы, связанные с НИЗ, приводят к быстрому истощению ресурсов домохозяйств. Каждый год непомерные издержки, связанные с НИЗ, включая расходы, связанные с нередко продолжительным и дорогостоящим лечением, и последствия потери кормильца, ввергают людей в нищету и мешают развитию.
Профилактика НИЗ и борьба с ними
Важным способом борьбы с НИЗ является целенаправленная деятельность по сокращению воздействия факторов риска развития этих болезней. Есть недорогостоящие решения, которыми правительства и другие заинтересованные стороны могли бы воспользоваться для сокращения воздействия поддающихся изменению факторов риска. При выработке мер политики и расстановке приоритетов важное значение имеет мониторинг прогресса и тенденций в области НИЗ.
Для снижения негативного воздействия НИЗ на отдельных людей и общество в целом требуется комплексный подход, в реализации которого должны участвовать все сектора, включая здравоохранение, финансы, транспорт, образование, сельское хозяйство, планирование и другие, работая в сотрудничестве друг с другом над сокращением рисков, связанных с НИЗ, и содействуя осуществлению мероприятий по профилактике этих болезней и борьбе с ними.
Инвестиции в более эффективное ведение НИЗ имеют важнейшее значение. Ведение НИЗ включает выявление, скрининг и лечение этих болезней и предоставление доступа к паллиативной помощи для всех нуждающихся. Высокоэффективные основные мероприятия в отношении НИЗ могут осуществляться на базе первичной медико-санитарной помощи, что позволит укрепить раннее выявление и своевременное лечение. Фактические данные показывают, что при условии их своевременного проведения такие мероприятия с экономической точки зрения являются прекрасной инвестицией, поскольку они могут снизить потребность в более дорогостоящем лечении.
Страны с недостаточным охватом медицинским обслуживанием едва ли будут способны обеспечить всеобщий охват основными мероприятиями по лечению и профилактике НИЗ. Такие мероприятия имеют важнейшее значение для достижения поставленной на глобальном уровне цели относительного сокращения риска преждевременной смертности от НИЗ на 25% к 2025 г. и задачи ЦУР по снижению числа случаев преждевременной смерти от НИЗ на одну треть к 2030 году.
Ответные действия ВОЗ
Роль ВОЗ в области общего руководства и координации
В повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. НИЗ признаны одним из главных препятствий на пути к устойчивому развитию. В рамках Повестки дня главы государств и правительств взяли на себя обязательство принять на национальном уровне решительные меры с тем, чтобы к 2030 г. сократить на одну треть преждевременную смертность от НИЗ посредством лечебно-профилактической работы (задача 3.4 ЦУР). Эта задача была поставлена по итогам проведения Совещаний высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по НИЗ в 2011 и 2014 гг., на которых вновь подтверждалась роль ВОЗ в области общего руководства и координации в сфере мониторинга и содействия глобальной работе по борьбе с НИЗ. Генеральная Ассамблея ООН проведет третье Совещание высокого уровня в 2018 г. для анализа хода работы и выработки консенсуса относительно дальнейших действий на период 2018-2030 гг.
Для оказания странам поддержки в их работе на национальном уровне ВОЗ подготовила Глобальный план действий в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними на 2013-2020 гг., включающий девять глобальных целей, достижение которых окажет наибольшее влияние на глобальные показатели смертности от НИЗ. Эти цели касаются вопросов профилактики и ведения НИЗ.
Справочная литература
(1) GBD 2015 Risk Factors Collaborators. Global, regional, and national comparative risk assessment of 79 behavioural, environmental and occupational, and metabolic risks or clusters of risks, 1990–2015: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2015. Lancet, 2016; 388(10053):1659-1724
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними
Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) являются основной причиной смерти в мире. Четыре основные группы неинфекционных заболеваний — сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические заболевания легких и диабет — приводят к смерти каждых трех из пяти людей. Однако случаи преждевременной смерти отНИЗ можно предотвращать путем активного привлечения не только организаций здравоохранения, но и других. Благодаря эффективным действиям будут спасены человеческие жизни и предотвращены страдания многих людей.
После того, как в 2011 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Политическую декларацию по неинфекционным заболеваниям (НИЗ), ВОЗ разработала глобальную систему мониторинга для отслеживания прогресса в области профилактики и борьбы с основными неинфекционными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические заболевания легких и диабет, а также основных факторов риска их развития.
Система мониторинга включает девять глобальных целей, 25 показателей и рекомендована для принятия государствами-членами на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2013 года. После ее принятия государствам-членам рекомендуется предусмотреть разработку национальных целей и показателей по НИЗ.
Цель по смертности — снижение на 25% преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний к 2025 г. (уже принята на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, состоявшейся в мае 2012 года).
Система мониторинга обеспечивает основы для информационно-разъяснительной работы, повышения осведомленности, усиления политической приверженности и укрепления глобальных действий по борьбе с этими смертельно опасными болезнями. Система мониторинга будет также содействовать формированию новой повестки дня в области развития, охватывающей три аспекта устойчивого развития: экономическое развитие, устойчивость окружающей среды и социальную интеграцию.
Мероприятия на уровне национальных систем
Факторы риска развития НИЗ
Мероприятия на уровне национальных систем
С чем связана острота проблемы неинфекционных заболеваний
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины
ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», Москва, Россия
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Неинфекционные заболевания как глобальная проблема здравоохранения, роль ВОЗ в ее решении
Журнал: Профилактическая медицина. 2015;18(1): 9-13
Масленникова Г. Я., Бойцов С. А., Оганов Р. Г., Аксельрод С. В., Есин П. Е. Неинфекционные заболевания как глобальная проблема здравоохранения, роль ВОЗ в ее решении. Профилактическая медицина. 2015;18(1):9-13.
Maslennikova G Ia, Boytsov S A, Oganov R G, Axelrod S V, Esin P E. Non-communicable diseases as a global health problem, the role of the WHO in its solution. Profilakticheskaya Meditsina. 2015;18(1):9-13.
https://doi.org/10.17116/profmed20151819-13
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины
Неинфекционные заболевания (НИЗ) представляют новый глобальный вызов, приводя к существенным социально-экономическим и демографическим потерям. Для снижения таких потерь необходимы эффективные профилактические меры законодательного, нормативно-правового, информационного и образовательного характера, которые позволят предупредить развитие НИЗ. Одновременные активные действия служб здравоохранения по ранней диагностике НИЗ, их факторов риска и эффективному лечению больных приведут к снижению преждевременной (предотвратимой) смертности от этих заболеваний. Для обмена опытом в создании условий эффективной профилактики по предупреждению развития и снижения бремени НИЗ потребуется экспертная и профессиональная поддержка ВОЗ.
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины
ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», Москва, Россия
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Неинфекционные заболевания (НИЗ) стали основной причиной смерти в странах с высоким и средним уровнем дохода и в большинстве стран с низким уровнем дохода, унося почти 38 млн жизней в год (составляя 68% от всех смертей) в мире [1]. В Европейском регионе, регионах Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана показатели смертности от НИЗ превышают 8 млн в год в каждом из них (см. рисунок). В Российской Федерации стандартизованный (стандарт ВОЗ) коэффициент (на 100 000 населения) смертности от НИЗ один из самых высоких в мире и в 2012 г. составил 790,0 [1]. Выше российского коэффициенты смертности от НИЗ в 2012 г. были только у 12 стран мира, в основном развивающихся, таких как Республика Кот-д’Ивуа́р (794,0), Республика Фиджи (804,0), Узбекистан (811,0), Кыргызстан (835,0), Афганистан (846,0), Армения (848,0), Республика Мали (866,0), Казахстан (950,0), Республика Сьерра-Леоне (964,0), Монголия (967,0), Государство Гайана (1,024,0) и Туркменистан (1,025,0) [1].
Количество смертей от неинфекционных заболеваний в различных регионах мира в 2012 г., оба пола [1].
В связи с тем что НИЗ наносят глобальный социально-экономический и демографический ущерб, эти заболевания активно обсуждались и в рамках повестки очередной 136-й сессии Исполнительного Комитета (ИК) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая проходила с 25 января по 3 февраля 2015 г. в штаб-квартире ВОЗ в Женеве (Швейцария). Российскую делегацию на этой сессии ИК возглавила Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова. Уже в самом начале сессии при обсуждении ее повестки основными проблемами, на которые руководители делегаций стран 1 просили обратить особое внимание, были следующие:
— необходимость определения детерминантов здоровья с использованием стандартизованных подходов, осознание приоритета НИЗ как причины высокой смертности;
— признание растущего социально-экономического и демографического бремени НИЗ, представляющего новый глобальный, региональный и страновой вызов;
— определение адекватной политики и эффективных стратегий профилактики, направленных на снижение растущего бремени НИЗ, в частности против потребления табака;
— дальнейшее совершенствование и укрепление систем здравоохранения на уровне стран для профилактики и борьбы с новыми вызовами вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий; включение этих вопросов в повестку развития здравоохранения после 2015 г., соответствующая подготовка медицинского персонала;
— обеспечение всеобщего охвата универсальными действиями служб здравоохранения, что особенно актуально при вспышке эпидемии, вызванной вирусом Эболы, высокой смертности от НИЗ, младенческой и материнской смертности, высокой заболеваемости туберкулезом и растущей противомикробной резистентности;
— необходимость создания новых образовательных (распространение информации через средства массовой информации — СМИ, мобильные устройства), диагностических и лечебных технологий в целях глобальной поддержки мер профилактики и борьбы с НИЗ, инфекционными и вирусными заболеваниями;
— необходимость разработки Руководства ВОЗ по потреблению пищевого сахара, которое должно включать научно обоснованные рекомендации в соответствии с принципами доказательной медицины. Необходимость разработки такого Руководства обусловлена принятым глобальным планом ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ, в котором одно из основных мест отведено профилактике и борьбе с сахарным диабетом [2, 3];
— усиление эпидемиологического надзора, продолжение устойчивого и инновационного процесса в борьбе с вирусными (Эбола) и инфекционными (туберкулез, СПИД/ВИЧ) заболеваниями, резистентностью к антибиотикам, преодоление малярии и профилактика забытых тропических заболеваний;
— активное изучение влияния климата, окружающей среды и загрязнений воздуха на здоровье;
— обсуждение и адекватное реагирование на гуманитарные кризисы и чрезвычайные ситуации, возможности их решения; обеспечение скоординированного международного сотрудничества при массовых миграциях населения во время военных и политических конфликтов, вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий, вспышек забытых тропических заболеваний;
— необходимость более широкого осуществления негосударственного партнерства;
— определение необходимых и достаточных кадровых ресурсов.
Генеральный директор ВОЗ М. Чен, выступая на 136-й сессии ИК 26 января 2015 г. перед членами ИК, представителями делегаций стран-членов ВОЗ, общественных, государственных и негосударственных организаций, остановилась на основных проблемах, с которыми сталкиваются государства-члены ВОЗ в период глубоких экономических, социальных и демографических преобразований, обострений социального неравенства, и представила возможности их решения. Среди таких проблем, эпидемии вирусных (Эбола, ближневосточный респираторный синдром, новые штаммы птичьего гриппа H5N1 и H7N9), инфекционных (ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез) и неинфекционных (сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет) заболеваний, дорожно-транспортный травматизм и суициды, характеризующиеся высокими показателями смертности, а также негативное влияние климата на здоровье и растущая устойчивость к противомикробным препаратам. Для борьбы с такими проблемами, подчеркнула г-жа М. Чен, необходимы продолжение совершенствования и укрепления систем здравоохранения (санэпиднадзор, первичная медико-санитарная помощь), их кадровое обеспечение и техническое оснащение, разработка эффективных вакцин и противомикробных препаратов, создание диагностического оборудования, эффективных и доступных лекарственных средств для профилактики и лечения вирусных, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Только таким образом, по мнению г-жи М. Чен, можно обеспечить быстрое реагирование на вспышки вирусных и инфекционных эпидемий и всеобщий охват универсальными и эффективными мерами первичной медико-санитарной помощи больных вирусными, инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
На 136-й сессии ИК, в рамках повестки пункта 6 «Неинфекционные заболевания», обсуждались проекты Римской декларации по вопросам питания и Рамочной программы действий по документу «Итоги второй Международной конференции по вопросам питания» [4, 5]. При обсуждении проектов членами делегаций стран 2 были высказаны следующие предложения:
— признать важность как недостатка (в том числе в части обеспечения микроэлементами), так и избытка питания в развитии хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний на всех жизненных этапах существования человека, вклада питания в здоровье матери и ребенка, недостатка питания во времена военных конфликтов и массовых миграциях населения, неустойчивой и неравномерной доступности к продуктам питания как между странами, так и внутри стран-членов ВОЗ;
— поддержать принятую Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, включающую набор добровольных политик и стратегий для стран-членов ВОЗ на период ее выполнения (2016—2025). Рекомендовать странам-членам ВОЗ выполнять все положения этой программы, а также шире использовать возможности взаимодействия с государственным и частными секторами, международными организациями, профильными агентствами, фондами и программами Организации Объединенных Наций (ООН);
— упорядочить план реализации обязательств, представленных в Рамочной программе действий, основываясь на существующей доказательной базе, необходимости межсекторального сотрудничества, с учетом возможностей обеспечения продуктами питания, их производством и потреблением в странах-членах ВОЗ;
— привести существующие национальные планы по здоровому питанию в соответствие обязательствам, представленным в Римской декларации и Рамочной программе действий, а также определить нормативно-руководящие принципы для слежения (мониторирования) выполнения таких обязательств;
— учитывая беспрецедентную роль ВОЗ в решении проблем, связанных с питанием, предложить секретариату ВОЗ оказать техническую поддержку странам-членам ВОЗ в определении приоритетов при выполнении рекомендаций (60 рекомендаций), представленных в Римской декларации и Рамочной программе действий, с учетом национальных условий (возможностей);
— признать важность включения вопросов питания в повестку развития здравоохранения в период после 2015 г.;
— при подготовке итоговых документов по проблеме питания, для последующего их представления на Всемирной Ассамблее Здравоохранения (ВАЗ) в мае 2015 г., привлекать профильных специалистов. Делегации Российской Федерации, Бельгии от имени стран-членов Европейского Союза, Албании, Панамы и др. высказали пожелания выступить в качестве соавторов (ко-спонсоров) проектов таких итоговых документов.
При обсуждении документов «Последующие действия в связи с совещанием высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН 2014 г. по всеобъемлющему обзору и оценке прогресса, достигнутого в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними» и «План работы для глобального координационного механизма по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, охватывающий период 2016—2017 гг.», пункт 6. «Неинфекционные заболевания», пп.6.4, повестки сессии [6, 7] от делегаций стран-членов ВОЗ 3 прозвучали следующие заявления:
— необходимо представить и оценить причины преждевременной смерти от НИЗ, в частности роль потребления табака;
— признать, что достигнутый прогресс в выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними по достижению 9 Глобальных целей в странах-членах ВОЗ (в частности, в развивающихся странах) недостаточный и неравномерный, особенно в сфере много- и межсекторального сотрудничества, в то же время от эффективности выполнения такого Плана будут зависеть скорость и качество достижения этих целей к 2025 г.;
— активизировать (удвоить) меры по профилактике и борьбе с НИЗ; для оценки прогресса при выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними разработать соответствующие его критерии и индикаторы, определить целесообразность разработки таких критериев для каждой страны-члена ВОЗ, каждого региона ВОЗ или для всех стран-членов ВОЗ в формате Рамочного соглашения по набору ограниченного количества таких показателей;
— обратиться с просьбой к Генеральному директору ВОЗ, разработать критерии оценки прогресса выполнения Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними для каждой страны-члена ВОЗ и/или каждого региона ВОЗ и представить их на 68-й сессии ВАЗ (май 2015 г.);
— продолжить дискуссию о необходимости разработки критериев оценки прогресса по выполнению Глобального плана ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ для каждой страны-члена ВОЗ и/или каждого региона ВОЗ в связи с тем, что конечная оценка выполнения Глобального плана действий по профилактике и контролю НИЗ в 2025 г. уже представлена 9 глобальными целями и 25 индикаторами. В то же время предложено учесть, что разработка критериев оценки прогресса выполнения Глобального плана потребует дополнительной технической помощи ВОЗ и финансовых ресурсов.
По представленному проекту «План работы для глобального координационного механизма по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, охватывающий период 2016—2017 гг.», в котором основное место уделено необходимости и возможностям проведения информационно-пропагандистской деятельности в рамках глобального координационного механизма (КГМ), российской делегацией было предложено:
— выработать принципы и требования к созданию веб-платформы (структура и содержание), критерии эффективности ее функционирования с целью проведения не только информационно-пропагандистской деятельности КГМ, но и сравнительной оценки страновых обязательств по выполнению плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними;
— определить целевые группы, на которые будет направлена различная по содержанию информационно-пропагандистская деятельность КГМ, механизмы формирования и методы достижения этих целевых групп;
— разработать единый протокол для проведения исследований, позволяющих оценивать бремя НИЗ для систем здравоохранения в каждом регионе ВОЗ и сравнивать это бремя между регионами.
В рамках 136-й сессии ИК ВОЗ были представлены ситуация с НИЗ в Российской Федерации и меры, которые предпринимаются в стране, для профилактики и снижения этих заболеваний. В Российской Федерации от болезней, обусловленных НИЗ, среди которых лидирующее место занимают болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет, ежегодно умирают около 1,5 (76%) млн человек. В связи с этим профилактика НИЗ и снижение их факторов риска продолжают оставаться одним из основных приоритетов для правительства Российской Федерации. Более 10 лет, начиная с 2003 г., в нашей стране наблюдается устойчивое снижение такой смертности, а также материнской и младенческой, что привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 71 года, и в совокупности с ростом рождаемости впервые за последние 20 лет обеспечило естественный прирост населения.
При разработке национальных целей развития к 2025 г. и показателей процесса достижения таких целей, и принимая во внимание 9 глобальных целей, касающихся неинфекционных заболеваний (в соответствии с обязательствами, принятыми министрами и представителями государств и правительств, содержащимися в пункте 30 (α)(i) резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 68/30) [8], Российская Федерация руководствуется содержаниями национальных концептуальных документов, в которых одними из основных разделов являются мероприятия по формированию здорового образа жизни населения и профилактике НИЗ. Среди таких документов «Концепция демографической политики в Российской Федерации до 2025 г.» [9], «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. и план мероприятий по ее реализации» [10], «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.» [11], «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг.» [12], Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» [13], Федеральный закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.13) [14].
В части «всеобъемлющего обзора и оценки прогресса, достигнутого в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними» и при выполнении национальных обязательств, принятых членами ВОЗ на период 2015—2016 гг., с учетом национальных целей развития до 2025 г., Российская Федерация уделяет приоритетное внимание в 4 областях: управление, профилактика и снижение уровней факторов риска, здравоохранение и эпидемиологический надзор. При решении данных приоритетных задач Российская Федерация особое значение придает преодолению неравенства и обеспечению равной доступности различных групп населения к возможностям вести здоровый образ жизни, своевременно получать качественную медицинскую помощь. Вместе с профессиональным медицинским сообществом разработаны и используются специалистами служб здравоохранения национальные клинические рекомендации диагностики, лечения и диспансерного наблюдения больных с основными НИЗ, что дает возможность лечения таких пациентов по одинаковым требованиям и подходам, независимо от места их проживания.
В то же время Российская Федерация осознает необходимость дальнейшего совершенствования и развития предпринятых ранее мер и продолжения выполнения своих обязательств по снижению бремени НИЗ, уделяя им приоритетное внимание в национальных планах развития и международной повестке дня по следующим направлениям:
— формирование здорового образа жизни населения на основе широкого межведомственного взаимодействия при координирующей роли Минздрава;
— совершенствование первичной медико-санитарной помощи с учетом приоритета широкомасштабной профилактики на основе как популяционных, так и персонифицированных методов, с развитием телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг;
— совершенствование служб неотложной и скорой медицинской помощи;
— дальнейшее развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Заключение
Неинфекционные заболевания остаются основной причиной смерти населения планеты, число смертей от них по прогнозам экспертов будет расти и удвоится к 2060 г., если не будут применены эффективные меры по профилактике их развития и прогрессирования [15]. В принятом Глобальном плане действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними в 2013—2020 гг. представлены значения 9 глобальных целей, достижение которых позволит сократить прогнозируемую совокупную смертность от основных НИЗ (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические заболевания органов дыхания и сахарный диабет) на 25% к 2025 г. [2, 3, 8]. Среди таких целей: снижение на 10% употребления алкоголя в опасных для здоровья количествах, на 10% распространенности недостаточной физической активности, на 30% среднего потребления соли/натрия и на 30% потребления табака среди взрослого населения. Представленные в Глобальном плане действий цели и их индикаторы, а также показатели снижения смертности от НИЗ имеют усредненные показатели для всех стран-членов ВОЗ. Реализация Глобального плана и достижение страновых или региональных целей по снижению смертности от НИЗ к 2025 г. для каждой страны и региона ВОЗ будут зависеть от многих условий, в числе которых: исходная ситуация с заболеваемостью и смертностью от НИЗ, структура и эффективность работы служб здравоохранения, наличие и доступность к эффективным профилактическим, в том числе образовательным, диагностическим и лечебным технологиям, достаточность кадровых и финансовых ресурсов, наличие соответствующих законодательных, нормативно-правовых, стратегических документов и программ, обеспечение их выполнения и контроля и т. д. Для создания таких условий и их эффективного использования потребуется экспертная и профессиональная поддержка ВОЗ. Необходимо признать, что выполнение положений, представленных в Глобальном плане действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними в 2013—2020 гг. в части профилактических мер (законодательных и нормативно-правовых), позволит в большей степени предупредить развитие НИЗ. Однако, учитывая лимит оставшегося времени, для намеченного снижения смертности от НИЗ нужны параллельные (одновременные) активные действия служб здравоохранения по информированию населения, ранней диагностике и эффективному лечению больных. В связи с этим, среди основных мероприятий профилактических программ в сфере здравоохранения в Российской Федерации остается скрининг, в том числе и в рамках диспансеризации населения, с целью ранней диагностики и выделения групп больных по риску развития, прогрессирования социально-значимых НИЗ для последующего осуществления индивидуальных программ профилактики, лечения и профилактического (диспансерного) наблюдения за такими больными.
Конфликт интересов отсутствует.
Масленникова Г. Я. — экспертное участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария), высказывание идеи и написание первой версии рукописи, обзор и представление данных по смертности от неинфекционных заболеваний в отдельных регионах мира, подготовка выступления от российской делегации, обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на 136-й сессии исполнительного комитета, научное редактирование рукописи;
Бойцов С.А. — экспертное участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария);
Бойцов С.А., Оганов Р.Г.. — подготовка выступления от российской делегации, обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на 136-й сессии исполнительного комитета, научное редактирование рукописи;
Аксельрод С.В. — участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария) в качестве заместителя Главы российской делегации, подготовка выступления от российской делегации;
Есин П.Е. — участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария) в качестве советника заместителя Главы российской делегации;
Аксельрод С.В., Есин П.Е.. — обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на данной сессии, научное редактирование рукописи.
1 Италия, Египет, Бельгия и Европейский Союз, Соединенное Королевство, Китайская Народная Республика, Япония, Южная Африка от имени 47 стран африканского региона, Российская Федерация, Австралия, Намибия, Малайзия, Иран, Панама, Саудовская Аравия, Конго, Судан, Франция и др.
2 Австралия, Эквадор, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Зимбабве, государства-члены Европейского Союза, Чешская Республика, Российская Федерация, Аргентина, Бельгия, Албания, Ливан, Китайская Народная Республика, Южная Африка, Мальдивы, Италия, Малайзия, Бразилия, Панама, Республика Корея, Япония, Саудовская Аравия, Иран, Непал, Республика Конго, Эквадор, Замбия, Индия, Индонезия, Таиланд, Финляндия и др.
3 Ливан, Кувейт, Бельгия, страны-члены Европейского Союза, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Южная Африка, Бразилия, Соединенное Королевство, Панама, Аргентина, Саудовская Аравия, Куба, Конго, Египет, Непал и др.