С чем связана таможенная деятельность
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели
Деятельность таможенных органов Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ должностными лицами таможенных органов. На систему таможенных органов возлагается таможенное дело, под которым Таможенный кодекс (ТК) РФ от 28 мая 2003 г. (введен в действие с 1 января 2004 г.), с последующими изменениями и дополнениями, понимает совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная деятельность, теснейшим образом связанная с внешней и внутренней политикой государства, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ – нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению, ведению и взиманию таможенных платежей.
Таможенная деятельность преследует как правоохранительные, так и экономические цели.
Территория РФ составляет единую таможенную территорию государства. Она также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне рФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые входят в юрисдикцию России в соответствии с действующим законодательством.
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы исключительной экономической зоны РФ, континентального шельфа и территории особых экономических зон являются таможенной границей. На территории России могут находиться и создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории РФ.
Таможенная деятельность – исключительная монополия государства. Она обеспечивается единой таможенной политикой, территориальным единством, единством таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.
Итоги работы ФТС России в 2020 году и задачи на будущее
Стенограмма выступления В. И. Булавина на заседании расширенной коллегии Федеральной таможенной службы, 26.02.2021.
«Уважаемый Антон Германович, уважаемые участники заседания, коллеги. 2020 год войдет в историю нашей страны и каждого из нас, прежде всего, как год борьбы или даже войны с каронавирусной инфекцией, на которую были мобилизованы значительные ресурсы государства. К большому сожалению пандемия унесла жизни 26 наших коллег. Прошу почтить их память минутой молчания.
Введение ограничительных мер, закрытие границ, приостановка международного авиасообщения не могли не сказаться на внешнеэкономической деятельности, международной торговле, а следовательно, и на работе таможенной службы, которая напрямую зависит от объема и интенсивности товарооборота. В прошлом году он сократился на 15 процентов и составил 568 млрд долларов США.
Таможенной службой в доход федерального бюджета перечислено 4 триллиона 752 миллиарда рублей. Это пропорционально уровню внешнеторгового оборота и на 338 миллиарда или почти 8 процентов больше оценки доходов, сформированных Министерством финансов Российской Федерации.
Следует отметить, что в структуре платежей – три четверти импортная составляющая, одна четверть – экспортная. Эта тенденция напрямую связана со значительным сокращением объема вывоза углеводородов и падением цен на них, а также реализацией очередного этапа налогового маневра.
2020 год – год окончания реализации основных стратегических документов ФТС России, определивших ее развитие в течение 10 лет, из которых последние три – время сложных переходных процессов, связанных с применением нового Таможенного кодекса и Федерального закона о таможенном регулировании, новой, насчитывающей свыше двухсот документов нормативной базы, а также с проведением при большой помощи Министерства финансов масштабного реформирования. Сегодня можно доложить, что принятые в октябре 2017 года решения Президента России о кардинальной модернизации таможенной службы нами выполнены.
В таможенной сфере страны выстроена новая система координат. Созданы и функционируют электронные таможни, Центры электронного декларирования, таможенные посты фактического контроля. Мы добились существенного сокращения мест таможенного оформления. 16 Центров электронного декларирования вместо более 600 ранее оформлявших декларации таможенных постов. Все они расположены на государственных площадях, в них уже выпускается 98 процентов всех деклараций. Изменен функционал таможенных постов, которые теперь обеспечивают фактический контроль. Оптимизирована система управления таможенными органами, количество таможен, как управленческого звена, сократилось на 10 единиц.
Проведенные преобразования позволили повысить эффективность управления таможенными органами, добиться единообразия, прозрачности, оперативности решения при таможенном оформлении и контроле, обеспечив при этом большую самостоятельность и эффективность выпускающих инспекторов, существенно снизить коррупционные риски и увеличить результативность таможенного контроля. Отмечу, что все изменения проходили в управляемом режиме, критических сбоев в работе не допущено.
В процессе реформы создана база для внедрения в нашу деятельность новых инновационных методов и информационных технологий. Служба существенно продвинулась в направлении полномасштабной цифровизации и автоматизации всех таможенных процессов. В прошедшем году из 4,9 миллиона оформленных деклараций автоматически зарегистрировано 3,8 миллиона, автоматически выпущено более миллиона деклараций. И все это без участия человека, а значит объективно и быстро. Среднее время регистрации выпуска в автоматическом режиме не превышает 5 минут. Это можно назвать нашим достижением в 2020 году.
В то же время и это принципиальный момент не допущено снижение качества таможенного контроля, основанного на автоматизированном выявлении таможенных рисков. Общая результативность применения системы управления рисками при охвате 34 процента всего декларационного массива составила 50 процентов. При сокращении количества проверочных мероприятий после выпуска товаров на 30 процентов, их средняя эффективность выросла в два раза. В тесном сотрудничестве с налоговой службой проведено 385 результативных проверок. Всего мерами таможенного контроля довзыскано 41,5 миллиардов рублей.
Цифровизация способствовала не только ускорению операций, повышению прозрачности таможенного администрирования, но и улучшению условий ведения бизнеса и снижению издержек добросовестных участников рынка. Наши отношения с бизнесом стали более гибкими и, если можно употребить этот термин, более эластичными, менее конфликтными, более открытыми и объективными. Субъектно-ориентирования модель системы управления рисками с автоматическим трехуровневым категорированием сегодня относит одиннадцать тысяч организаций к зеленому сектору, то есть к сектору с минимальными рисками. Ими в прошлом году подано 75 процентов деклараций на товары, платежи с которых составили 83 процентов от всего объема перечисления в федеральный бюджет. На них применяется режим автовыпуска и значительно сокращена частота фактического контроля.
Реализованные мероприятия позволили заметно снизить конфликтный потенциал в таможенной сфере. Объем судебных исков по таможенным спорам за последние 4 года сократился практически в 3 раза.
Хочу подчеркнуть, что мы последовательно проводим политику бесконтактных отношений с бизнесом. Практически все взаимодействие таможни и декларантов осуществляется в электронном виде. Каждая четвертая декларация, практически каждая четвертая декларация, о чем я сказал ранее, в прошедшем году была выпущена в автоматическом режиме. В цифровой формат переведено оформление транзита, наработана практика регистрации автовыпуска транзитных деклараций.
Мы в полном объеме выполнили раздел в нашей Комплексной программе «10 шагов навстречу бизнесу». Диалог с предпринимательским сообществом в конструктивном ключе будет продолжен. Перспективу в наших отношениях мы видим в большей открытости, взаимном доверии и равноправном партнерстве. Необходимо выстроить контуры обратной связи с бизнесом на уровне таможен, региональных управлений и центрального аппарата ФТС России. Обеспечить быстрое реагирование на поступающие предложения по улучшению процесса таможенного администрирования. Продолжить совместную работу по противодействию недобросовестным участникам рынка.
Не могу не сказать о наших отношениях с теми представителями бизнеса, а их, к сожалению, не мало, против которых мы выстроили систему и меры по обеспечению экономической безопасности страны. В условиях пандемии мы столкнулись с новыми вызовами. Криминал, посчитав, что государственные органы отвлечены на борьбу с коронавирусом, активизировал свою противозаконную деятельность. Особенно вызывающими выглядели попытки нарушений запретов Правительства России вывезти из страны средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие вещества и материалы для их производства, которые в то время были в остром дефиците. Правоохранительными подразделениями таможенной службы в 2020 году из незаконного оборота изъяты 9 тонн наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, более 14 миллионов упаковок табачных изделий, 52 тонны табака, рыночной стоимостью почти миллиард рублей. Возбуждено 2000 уголовных и 114 000 административных дел. Особый упор был сделан на пресечение преступление в отношении наукоемких и стратегически важных сырьевых товаров. Взыскано штрафов на сумму более 2 миллиардов рублей. В уполномоченные органы передан товар, обращенный в федеральную собственность стоимостью более 9 миллиардов рублей. Мобильными группами таможенных органов выявлено более 77 тысяч тонн запрещенных к ввозу товаров, в том числе свыше 820 тонн санкционных. Оценивая эти объемы, становится ясно, что нам противостоят не контрабандисты-одиночки. Опыт свидетельствует – это сплоченные организованные группы и сообщества, располагающие значительными финансовыми активами, связями в секторе государственного управления, активно использующие сеть Интернет для информационных атак на Службу. На нашей стороне закон, профессионализм сотрудников и конструктивное взаимодействие со всеми правоохранительными органами, спецслужбами, Генеральной прокуратурой, министерствами и ведомствами, общественностью и добросовестным бизнесом. Выражаю признательность за это руководителям, участвующим в заседании наше коллегии.
Уважаемые коллеги, сегодня можно с уверенностью сказать, что электронная таможня это уже реальность. Достигнутый уровень информатизации является прочной основой дальнейшей цифровой трансформации таможенной службы в соответствии со Стратегией развития 2030. Наша цель на предстоящее десятилетие – формирование качественно новой, высокотехнологичной и высокоэффективной таможни, насыщенной искусственным интеллектом и цифровыми технологиями, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, незаметной для законопослушного бизнеса и эффективной для государства.
В этом году мы приступили к выполнению первого этапа реализации Стратегии. Наиболее масштабным проектом является интеллектуальный пункт пропуска, который предусматривает разработку и утверждение перспективных схем организации работы всех ведомств в пунктах пропуска, как стандарта для их последующего устройства и оснащения. Создание в них современных цифровых платформ позволит автоматизировать все контрольные процедуры для безостановочного перемещения безрисковых товаров. Проект по цифровой обработке и анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов с применением искусственного интеллекта. Новая технология даст возможность повысить качество и объективность принимаемых решений, минимизировать коррупционные факторы, создаст условия для реализации стопроцентного сканирования в рамках интеллектуального пункта пропуска. Переход на полномасштабное применение электронных навигационных пломб, в том числе, со стандартной независимой памятью для контроля перемещения товаров.
Планируем реализовать наработанные с нашими иностранными партнерами подходы по взаимному признанию результатов таможенного контроля и обеспечить однократность его применения, а также максимально эффективно противодействовать лжетранзиту. Развитие института уполномоченных экономических операторов, создание условий для их признаниями иностранными таможенными администрациями в целях организации безопасных цепей поставок. Воплощение в жизнь этих планов направлено на решение поставленных Правительством задач по созданию цифровых транспортных коридоров, прежде всего, на китайском направлении.
Одним из ключевых проектов Стратегии, реализация которого уже вступила в активную фазу, является строительство и оснащение главного центра обработки данных, который позволит обеспечить непрерывность, безопасность и бесперебойность работы наших информационных систем в условиях дальнейшей цифровизации таможенных процессов.
В ближайшей перспективе запланировано создание новой модели системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска каждой товарной партии, которая, по нашему мнению, будет более эффективной и более объективной по сравнению с ныне существующей.
В короткие сроки нам предстоит решить задачи внедрения цифровой поисковой системы по критериям оперативного интереса правоохранительных подразделений, реализация проекта по созданию специальной технологии совершения операций с международными почтовыми отправлениями. Это потребует новой законодательной базы и образования в системе таможенных органов центральной почтовой таможни с переподчинением таможенных постов в пунктах международного почтового обмена, перехода на полностью электронное взаимодействие с банками при взыскании задолженностей, а также дальнейшей интеграции наших информационных технологий с Федеральной налоговой службой, как основы для проведения под руководством Министерства финансов мероприятий по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования. Внедрение маркировки и национальной системы прослеживаемости товаров – эти направления остаются для нас приоритетными.
Уважаемые коллеги, сфера деятельности Федеральной таможенной службы уже в достаточной степени насыщены цифрой. Настало время использовать этот потенциал для автоматизации контрольных, исследовательских и поисковых функций. Коллегией ФТС России принято решение о создании в аппарате Службы центра оперативного мониторинга и анализа. В качестве его основных задач сформулировано создание и поддержание в режиме реального времени цифровой картины деятельности таможенных органов в течение дня, выявление и реагирование на отступление в процессах совершения таможенных операций и контроля, оперативное принятие управленческих решений, а также проведение аналитических исследований по всем направлениям деятельности в интересах всех функциональных управлений. Для этого потребуется разработать новый программный продукт, призовем на таможенную службу и искусственный интеллект. Подходы по поэтапному формированию центра выработаны. Первый, начальный этап будет реализован в июле этого года.
В текущем году нам также предстоит завершить переходные процессы и вывести работу электронных таможен и таможен фактического контроля в штатный режим. Продолжить цифровизацию международного взаимодействия. Совершенствовать отдельные направления деятельности Службы, включая правовое, кадровое, тыловое, социальное обеспечение.
Выполнение столь масштабных задач невозможно без надежного и профессионального кадрового состава. Нами уже достаточно много сделано для повышения уровня материального обеспечения и социальной защищенности наших должностных лиц, особенно тех, кто работает на «передовой», в центрах электронного декларирования, в пунктах пропуска и в мобильных группах. В свою очередь повышены требования к служебному и моральному облику таможенника, уровню их знаний, навыков, стойкости к коррупционным проявлениям. Еще раз обозначу нашу твердую позицию. Боролись, боремся и будем бороться с любыми проявлениями коррупции, невзирая на должности, звания и имиджевые издержки.
В таможенной системе трудится немало высококвалифицированных специалистов, преданных своему делу. Многие из них в 2020 году отмечены государственными и ведомственными наградами за безупречное выполнение должностных обязанностей. Хочу поблагодарить весь коллектив Службы за проделанную работу. Наступивший год для нас не только начало нового десятилетия и нового этапа развития таможенного администрирования. В этом году мы будем отмечать 30-летие российского таможенного ведомства. Считаю, что Служба подошла к этому рубежу с достойными результатами.
Перед нами стоят масштабные задачи, но я уверен, что таможенная служба располагает всеми возможностями для их выполнения. Хочу еще раз поблагодарить присутствующих на нашей коллегии – руководителей и представителей Администрации Президента, Федерального собрания, министерств и ведомств, правоохранительных органов, общественных организаций, предпринимательского сообщества и средств массовой информации за конструктивное взаимодействие. В результатах, о которых я сегодня доложил, имеется значительная составляющая наших с вами общих усилий. Выражаю надежду на дальнейшее тесное взаимодействие и эффективную совместную работу. Спасибо за внимание».
Таможенный контроль: что это такое и для чего нужен — понятие, порядок и сроки проведения, этапы и стадии
Таможенный контроль – это совокупность мер, которые осуществляются ответственными органами власти, чтобы предупредить и пресечь нарушения норм международного, союзного и национального законодательства. В России за реализацию подобных процедур отвечают структурные подразделения Центрального аппарата ФТС. Под управлением ведомства находятся различные посты, расположенные в пунктах пропуска, а также на участках Государственной границы Российской Федерации. Инспекционно-досмотровые комплексы решают ряд проблем, касающихся защиты национальных и экономических интересов страны, а также ее непосредственных союзников.
Классификация таможенных органов
Все базовые и унифицированные регламенты, касающиеся аспектов рассматриваемой процессуальной деятельности, опираются на постановления, прописанные в статьях ТК ТС. Кодифицированный акт, регулирующий полный спектр возможных операций, подробно рассказывает о принципах перемещения через демаркационные линии определенных держав. В 2021 году документ обладает юридической силой на территории России, Казахстана, Белоруси, Армении и Киргизии.
Различные структурные подразделения ФТС, работают в соответствии с установленными правилами, проводя ряды инспекционных процедур, исключающих возможность нарушения нормативов, описанных в законодательстве страны. Мероприятия, реализуемые сотрудниками ведомства, классифицируются по многим категориям:
Обратите внимание: в XXI веке общемировая практика указала на необходимость расширения полномочий абсолютно всех органов, занимающихся подобным видом инспекционных работ государственного формата. Данный факт зафиксирован, в том числе и в Киотской конвенции, рассказывающей о возможности упрощения и гармонизации пограничного режима.
Правительство России приняло во внимание предложенные инструкции, увеличив, например, максимальные сроки, в которых ведомства могут проводить проверку сведений, представленных в декларации людьми, пересекающими границу. По ст. 99 ТК ТС, выполнение изысканий проводится вплоть до трех лет со дня покидания пересылкой соответствующей зоны.
Цели, порядки и принципы проведения контроля в таможенном деле
В 2021 году абсолютно все пропускные точки, расположенные на демаркационных линиях Российской Федерации, оборудованы качественными инспекционно-досмотровыми комплексами. В рамках таких учреждений работают сотрудники ФТС, отвечающие за реализацию надзорных процессов в момент транспортировки различных грузов через страну.
Специалисты проводят мероприятия по исчислению и взиманию государственных адвалорных, специфических и комбинированных пошлин. Каждая подобная зона оборудована в соответствии с современным прогрессом. На территории точек присутствует ряд технических средств (ТС ТК). Правила использования таких устройств также регламентируются законодательством. К их числу относятся, например, комплекты досмотровых зеркал, автоматические детекторы валют, наборы инструментов, щупы, штампы для проставления дат и пр.
Понятия, цели, сроки проведения, стадии и технологии таможенного контроля – это вопросы, разбираться с которыми придется, наверное, каждому участнику внешнеэкономической деятельности. Однако любой предприниматель, работающий на экспорт, знает, что до проблем, связанных с инспекцией, еще нужно дойти. До процессов непосредственного пересечения границы товар проходит через множество стадий, в плане производства, маркировки, учета, складского размещения и пр.
Все перечисленные мероприятия, несомненно, нуждаются в автоматизации. Оптимизировать рутинные процессы, связанные с помарочным учетом товара поможет специализированное программное обеспечение, выпуском которого занимается компания «Клеверенс». Например, софт «Склад 15», используется магазинами, производственными учреждениями, а также компаниями, работающими в сфере e-commerce.
Выборочность
Современная экономика – это невероятная сфера, в рамках которой задействуются сотни тысяч различных процедур. Даже самые небольшие компании, функционирующие во внешнеэкономическом формате, транспортируют через границу огромное количество всевозможных товаров. Проверить каждый из них нереально – уполномоченные органы попросту не справятся с таким объемом работ, реализация которых к тому же должна выполняться с определенным уровнем скорости.
Поэтому в каждом отдельном случае структурные подразделения ФТС могут выбирать форму и схему проведения инспекционных работ самостоятельно. Конечно, принимаемые специалистами решения строятся на основании множества факторов, рекомендованных, в том числе и профильным законодательством. Однако общая суть принципа выборочности заключается в том, что сотрудники каждого отдельно взятого управления уполномочены определять, какие именно грузы и транспортные средства будут подвержены качественной проверке. Контроль в Таможенном союзе проводится именно по этому нормативу.
Правило предоставляется в формате официально зафиксированного регламента, прописанного в п. 6.2 Киотской конвенции. В соответствии с произведенными статистическими исследованиями средний инспекционно-досмотровый пункт может досмотреть только 5% от всех проходящих через ответственную зону изделий. Поэтому пограничники должны избирать форму и схему профильных операций, исходя как из экономических интересов страны и желания предотвращения правонарушений, так и с учетом параметров оптимальности.
Обязательность
Человек, посмотревший большую часть законодательных норм, касающихся инспекционных мероприятий, реализуемых на пропускных постах, сможет сделать как минимум одно, чрезвычайно важное заключение. Оно состоит в том, что исследованию может быть подвергнуто буквально все: любой товар, продукт, изделие, автомобиль и пр. В рамках международных перевозок специалисты проверяют разнообразные формации транспортируемых объектов, руководствуясь, например, уже представленным принципом выборочности.
Обратите внимание: конечно, бывают и исключения, которые, как мы знаем, выступают в роли подтверждения общеустановленных нормативов и правил. Так, по закону, досмотровым операциям не может подвергаться личный багаж глав государств, а также членов их семей.
Использование системы управления рисками: для чего нужен таможенный контроль, осуществляемый органами власти
Методика СУР основана на правилах, внедряемых с целью максимальной эффективности использования ресурсов ФТС и прочих аналогичных правительственных организаций, функционирующих, например, на территории других стран. Применение подобной технологии сопряжено с определенным понятийным аппаратом, в соответствии с которым специалисты вводят и устанавливают степень вероятности несоблюдения отдельными лицами мер государственного пограничного регламента.
Обозначенный в России в 2021 году четырехуровневый сервис администрирования, создает все условия, необходимые для правильной и грамотной работы головного ведомства. Основная цель системы управления рисками заключается в оптимальном распределении возможностей и ресурсов сотрудников поста по наиболее важным и приоритетным направлениям. Положительный опыт использования СУР подтверждается, в том числе и благодаря эффективности аналогичных построений, присутствующих на территории иностранных государств.
Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля
Еще один чрезвычайно важный, и, несомненно, главный аспект во всей сфере пограничной инспекции. Область деятельности органов, отвечающих за реализацию рассматриваемых операций, попросту неотделимы от вопросов, касающихся отношений между державами.
Качество взаимодействия профильных ведомств различных стран напрямую влияет на показатели успешности и эффективности всей ревизии. Проще говоря, сотрудничество выступает в роли буквально необходимого фактора, препятствующего случаям нарушения правовых норм.
Сущность организации таможенного контроля товаров и транспортных средств во многом прописана именно в международных документах и нормативных актах. Благодаря пониманию данного вопроса, в XXI веке многие стороны пришли к самым положительным результатам: плодотворные партнерские отношения отличным образом сказались, например, на снижении числа преступлений. Конечно, по многим аспектам государствам между собой договориться не удается, однако сфера пограничного взаимодействия во все времена являлась точкой максимального соприкосновения правительственных интересов.
Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности
Такой регламент представлен во многих правовых свидетельствах, однако центральным местом его размещения считается пункт 6.8 уже упомянутой Киотской конвенции. В стандартизированной рекомендации присутствует информативный блок, в рамках которого указано, что каждая профильная структура должна наладить партнерские отношения с любыми относящимися к ней субъектами внешней торговли. К числу прямых обязанностей таможни, например, относится задача по составлению и заключению меморандумов о взаимопонимании с обозреваемыми категориями лиц.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых по принципам и формам международного права. Участниками указанного процесса всегда являются две стороны: непосредственно, сотрудники правительственных служб и люди, занимающиеся перевозкой товара через границу. В качестве таких граждан могут выступать физические и юридические лица, государственные и иностранные организации, действующие на территории или за пределами державы. Главное условие, позволяющее, скажем, частной компании выполнить требования к соблюдению такого статуса, заключается в наличии регистрации в качестве участника внешнеэкономических торговых связей.
Принцип эксклюзивности действий таможенных органов
Нетрудно догадаться, что правом на проведение досмотровых работ обладают исключительно уполномоченные ведомства. В Российской Федерации за реализацию подобных оперативных вмешательств отвечают структуры ФТС, в сфере ответственности которых находятся абсолютно все аспекты пограничного дела. Правительственная организация, выступающая в качестве исполнительной власти, имеет своеобразную монополию на установку инспекционно-досмотровых комплексов, сбор соответствующей статистики, задействование профильных нормативных актов, прием деклараций и пр.
Представленное правило отражено в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении от 26.07.2006 года №459. Как уже говорилось ранее, в рассматриваемом вопросе о контроле присутствуют по меньшей мере две стороны, и одна из них всегда будет являться представителем государства.
Аналогичные нормативы установлены на территории всех без исключения стран, являющихся участницами международной торговой деятельности. Нарушить их, наверное, попросту невозможно: ни один сторонний человек не обладает правом на открытие, например, собственного, частного поста. Такое мероприятие начисто перечеркивает все принципы соответствующего права, делая невозможным абсолютно любой процесс классического регулирования.