С чем связано подорожание авиабилетов
Авиабилетам предрекли подорожание из-за новых издержек авиакомпаний
Проект приказа ФАС размещен для общественного обсуждения. Ставки рассчитываются в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна, повышаются и для зарубежных авиакомпаний, и для российских. Так, проиндексируют возросшие расходы за счет авиакомпаний. Вроде бы условия для этого есть. В середине ноября министр транспорта заявлял, что авиация в России уже почти восстановилась после пандемии (прежде всего, это относится к внутренним линиям). Как прогнозировали ранее в минтрансе, по итогам 2021 года пассажирские авиаперевозки внутри страны вырастут на 17% по сравнению с 2019 годом.
По проекту ФАС, например, за самолет Boeing зарубежные авиакомпании будут платить 104,8 доллара вместо 99,8 доллара (на 5% больше) за 100 км ортодромического расстояния, то есть кратчайшего между двумя городами. Обслуживание полета, скажем, между Москвой и Сочи обойдется примерно в 1,4 тысячи долларов (около 103 тысяч рублей). Для российских авиакомпаний на внутренних линиях за тот же маршрут плата составит всего около 10 тысяч рублей, по 691,2 рубля за 100 км.
Скорее речь идет не об индексации, а о попытке хоть как-то восполнить выпавшие доходы у госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), предоставляющей аэронавигационное обслуживание в России, считают эксперты.
Поезд со средней скоростью 360 км/ч, равной скорости разгона самолета при взлете, разработают Siemens и РЖД. Предполагается, что новый состав запустят на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом в 2028 году. Об этом сообщил президент Siemens в России Александр Либеров, выступая на Российско-германском отраслевом форуме, передает ТАСС. Либеров добавил, что уже начат подбор поставщиков, подписано соглашение с РЖД. Поезд будут производить на заводе «Уральские локомотивы».
Власти опровергли связь дорожающих авиабилетов и роста цен на керосин
Авиабилеты дорожают не столько из-за роста стоимости авиакеросина, так как доля расходов перевозчиков на топливо в этом году снижается, сколько из-за других факторов, говорится в проекте доклада, который ведомства подготовили по поручению вице-премьера Александра Новака, передает «Интерфакс».
Вице-премьер поручил им проанализировать жалобы авиакомпаний на рост цен и представить проект доклада премьер-министру Михаилу Мишустину.
« несмотря на рост цен на авиакеросин, доля расходов авиакомпаний на топливо в 2021 году составляет примерно 21% в общей структуре расходов (в 2020 году — около 20%). В то же время в 2018–2019 гг. доля расходов авиакомпаний на топливо составляла около 30%. Указанная динамика показывает, что доля затрат на топливо в расходах авиакомпаний заметно снижается, а динамика изменения цен на авиабилеты зависит не только от изменения цен на авиакеросин, а также обусловлена фактором сезонности массового спроса на перелеты, стоимостью услуг по техническому обслуживанию воздушных судов, расходами на оплату труда и прочими расходами», — говорится в проекте доклада.
Его авторы при этом указали, что в 2021 году цены на керосин вернулись на допандемийный уровень. По их данным, если с начала 2021 года на мировом рынке стоимость топлива выросла на 75%, то в России — на 43%.
Работавшие над докладом ведомства также напомнили, что для российских авиакомпаний действует налоговый вычет в размере 3024 руб. за тонну керосина (обратный акциз). С сентября, в период высоких цен на нефть и авиационный керосин, обратный акциз «был увеличен на «демпферную» составляющую», говорится в проекте. «На начало ноября 2021 г. общая сумма поддержки отечественных авиакомпаний составляет более 8,5 тыс. рублей на тонну авиационного керосина (или около 15% от текущей средней оптовой биржевой цены)», — добавили авторы доклада.
Гендиректор Utair, председатель правления АЭВТ Андрей Мартиросов сообщил РБК, что затраты на авиакеросин в 2021 году «отъели» от финансового результата Utair миллиарды рублей. В целом по отрасли эти траты исчисляются десятками миллиардов, подчеркнул он.
«Так как тарифы у авиаперевозчиков формируются не по «затратному принципу», а как баланс спроса и предложения, то цены на билеты, несмотря на рост затрат на керосин, укрепление доллара (а от этого растут и лизинг, и львиная доля затрат на техобслуживание), после высокого летнего сезона устремились вниз. Это и понятно: пассажиров меньше, а кресельная емкость как минимум не снижается (есть ощущение, что растет)», — прокомментировал тенденцию Мартиросов.
Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев. В ноябре компания второй раз за год повысила размер топливного сбора. В «Аэрофлоте» тогда отмечали, что в третьем квартале этого года цена керосина уже более чем на 50% превысила показатели 2020 года, а с октября она составляла более 50 тыс. руб. за тонну. «Текущие цены — исторический максимум, топливный сбор при этом является мерой частичной компенсации затрат на горючее», — поясняли в компании.
«Уральские авиалинии» не согласились с представленной в докладе оценкой доли затрат на топливо. В пресс-службе компании сообщили РБК, что в третьем квартале 2021 года удельный вес расходов на топливо составил 28% по сравнению с 23% в третьем квартале 2020 года. Авиаперевозчик отмечает, что ввиду высокой конкуренции на внутреннем рынке по абсолютному большинству направлений в России тарифы сейчас ниже, чем в аналогичный период 2020 и 2019 годов, при том что эти перевозки в целом убыточны. А в связи с тем, что с 1 января сократится величина «демпферной» составляющей обратного акциза, это приведет к дальнейшему увеличению расходов перевозчиков на горюче-смазочные материалы.
Представитель «России» отказался от комментариев.
РБК направил запросы представителям S7 Airlines и «Победы».
По данным Росавиации, в среднем тонна авиакеросина в ноябре стоила 60 539 руб. Это на 3030 руб. (5,27%) больше, чем в октябре, и на 14 115 руб. (30,4%) больше, чем в ноябре 2020 года.
Спрогнозирован взрывной рост стоимости авиабилетов: перевозчики ждут массовых банкротств
Эксперты: «Нужно либо нужно закрываться, либо повышать тарифы»
Представители авиаотрасли предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов. Таким прогнозом поделился со СМИ не просто эксперт, а глава одного из крупнейших участников рынка. Похоже, что этот сектор экономики ждет серьезная встряска и есть все основания полагать, что довольно много авиакомпаний «посыпятся» уже ближайшей осенью. Как изменится стоимость перелетов для россиян, разбирался «МК».
Фото: Наталья Мущинкина
Цены на авиабилеты, которые в прошлом году на некоторых направлениях упали, к лету этого года вернутся к уровню доковидного 2019-го, а в 2022 году они «пойдут вверх». Таким прогнозом поделился совладелец и председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев. По его словам, компаниям нужно закрываться или повышать тарифы. «Представляете, в какой непростой экономической ситуации находятся авиакомпании? Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно — либо нужно закрываться, либо повышать тарифы», — подчеркивает Ванцев.
Что же, по мнению отраслевых специалистов, толкает цены на авиабилеты вверх? Факторов много. Цена топлива повышается из-за роста стоимости нефти и нефтепродуктов. Платежи по лизингу и за оборудование, прежде всего, по импорту, растут вместе с курсом доллара и евро к рублю. В том же направлении, в соответствии с инфляцией, поднимаются тарифы на аэродромное обслуживание.
Эксперты, опрошенные с «МК» согласны с тем. Что цены на авиабилеты вырастут. Но в качестве главной называют иную причину — возможное банкротство большого количества перевозчиков. Как отмечает ведущий эксперт Центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, чтобы на рынке образовался дефицит провозной емкости (то есть, самолетов-перевозчиков), нужно чтобы его покинула где-то четверть участников.
Фото: Наталья Мущинкина
Даже не надо быть опытным специалистом, чтобы понимать: в первую половину 2020-го перевозчики налетали на большой минус. Авиакомпании, которые завершили прошлый год хотя бы без убытков, можно пересчитать по пальцам одной руки. Все остальные находятся в очень плохой ситуации.
«Сейчас, после закрытия Турции на рынке еще сильнее обострилось перепредложение свободных кресел: самолетов гораздо больше, чем спроса. Дело не в том, что люди не хотят никуда летать, а в том, что летать некуда, — продолжает эксперт. — Не думаю, что после летнего сезона этого года компании продемонстрируют феерические результаты по части прибыли. Скорее всего, будет наоборот».
Отметим, что спрос модерируется средствами размещения, а гостиничных номеров и бабушек, сдающих квартиры, на курортах Черноморского побережья Кавказа и Крыма больше не стало. Все люди которые раньше отдыхали в Испании, Италии, Греции, на Кипре и Турции просто не поместятся на нашем море.
«Авиакомпании не найдут тот спрос, на который рассчитывают: люди не полетят, потому что не смогут найти свободное место размещения. В таком случае цены на билеты упадут. Это как если в магазине есть десяток стеллажей с молоком, но нет покупателей. Цены в таком случае не переписывают в сторону увеличения. Стоимость наоборот станет ниже — лишь бы купили хоть что-то», — резюмирует Андрей Крамаренко.
Но компании действительно в столь жестких экономических условиях задумываются о повышении цен на перелёты. И достижение ими уровней «доковидного» 2019-го вполне вероятно, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Однако дальнейшему движению цен вверх препятствует сокращение во-первых, спроса на перелёты, а во-вторых, реальных доходов населения.
«Избыточное «накручивание» цен для получения доходов может привести к обратному эффекту — снижению выручки, — подчеркивает наш собеседник. — Стоит учесть и то, что крайне различается спрос на различные направления. Более всего дорожают традиционные курортные маршруты. И это неизбежно по мере приближения высокого сезона. Поэтому в любом случае, тем, кто планирует отдых, лучше покупать авиабилеты заранее. Дешеветь они точно не будут».
Почему дорожают авиабилеты?
Цены на авиабилеты уже взлетели, и похоже на то, что их общий рост может продолжиться.
Что происходит? Нас вынуждают сидеть дома и не дергаться?
Мы подготовили достаточно серьезный прогноз происходящих событий и попытались оценить риски для гражданской авиации России на ближайшие два года.
Каковы риски, с которыми могут столкнуться российские авиакомпании в ближайшем будущем?
Рассмотрим структуру расходов авиакомпаний. Она складывается из нескольких составляющих, ключевыми из которых являются:
Пассажиры, купившие в марте билеты на рейсы российских авиакомпаний, в полной мере ощутили рост цен. Это стало закономерным итогом резкого повышения цен на авиатопливо практически во всех российских аэропортах.
В марте российские перевозчики столкнулись с подорожанием авиационного керосина. Это следует из прейскурантов двух топливозаправочных операторов – «ЛУКОЙЛ-Аэро» и «Базового авиатопливного оператора» («дочка» «Роснефти»).
«ЛУКОЙЛ-Аэро» в период с 5 по 16 марта повысила стоимость авиатоплива в 20 российских аэропортах. Например, в Тюмени, Самаре и Екатеринбурге она выросла на 7%. С января у «ЛУКОЙЛа» подорожал авиакеросин также в Сыктывкаре на 9%, в Архангельске – на 8%, а в Нижнем Новгороде, Перми, Ростове и Нижневартовске – на 6%, следует из прейскуранта компании в сравнении с данными Росавиации.
«Базовый авиатопливный оператор» с 11 марта повысил стоимость авиакеросина в аэропортах Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика более чем на 9% относительно января, следует из документов компании.
Вслед за этим и авиакомпании были вынуждены повысить «топливный сбор», который входит в стоимость авиабилета. Одними из первых это сделали «Аэрофлот» и его дочерняя авиакомпания «Россия», увеличив с 10 марта размер топливного сбора на 10%.
В 2018 году цены на авиатопливо уже подрастали примерно на 35%. Правительство тогда планировало направить авиакомпаниям в качестве компенсации порядка 23 млрд руб.
Однако случился коронакризис. В итоге к 1 января 2021 года порядка 15 млрд руб. были направлены для субсидирование авиаперевозок из-за пандемии коронавируса.
Это, конечно, немалые деньги. Но готово ли правительство сегодня выделять дополнительные серьезные ресурсы именно для субсидирования авиаперевозок? Очевидно, уже нет. Но ведь деньги-то первоначально выделялись как компенсация компаниям для сдерживания цен на авиабилеты.
Что получилось? Авиакомпании сдерживали рост на билеты после резкого рост цен на авиакеросин в 2018 году, ожидая компенсаций. Теперь, когда становится понятно, что компенсаций, по всей видимости, не предвидится, а деньги пошли на борьбу с пандемией, они опять же будут вынуждены поднять цены на авиабилеты, чтобы компенсировать потери за 2018 год.
Второй немаловажный фактор для прогнозирования цен на авиаперевозки в России – это курс национальной валюты, который подвергается постоянному давлению из-за санкций со стороны США и Евросоюза.
Тут возникает еще одна крайне любопытная тема. В России насчитывается более 800 коммерческих самолетов, зарегистрированных за границей, в основном, на Бермудских островах или в Ирландии. Большинство их этих самолетов находятся в операционном лизинге у иностранных лизинговых компаний. Сейчас российские авиакомпании выполняют рейсы внутри страны, получая доходы в рублях, а лизинговые платежи выплачивают в иностранной валюте. Обесценивание рубля из-за действия санкций приведет к дополнительному увеличению лизинговых платежей, которые авиакомпании попытаются компенсировать, переложив увеличение курсовой разницы в стоимость авиабилета.
Также дешевый рубль существенно повысит статью расходов российских авиакомпаний на покупку авиазапчастей, так как подавляющее большинство самолетов, эксплуатируемых в России, иностранного производства. Если санкционное давление будет нарастать, оно может привести к ограничению поставок импортных комплектующих со стороны США, как, например, в случае с Ираном, что побудит российские авиакомпании искать обходные пути, тем самым увеличив расходы на логистику запчастей.
В этих условиях вдруг появилось заявление главы Росавиации Александра Нерадько, который решил перевести все самолеты, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, в российский регистр с 1 января 2023 года.
Росавиация таким образом стремится взять под свой контроль поддержание летной годности самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями на территории РФ. Однако авиационное законодательство России не до конца гармонизировано с законодательствами западных стран и расходится по ряду параметров.
Пока Росавиация не подпишет договор о взаимном признании авиационного законодательства с EASA, FAA или с другими авиационными властями, это чревато серьезными финансовыми проблемами при перерегистрации воздушного судна в российский регистр. Если решение Росавиации останется в силе, российские авиакомпании будут вынуждены пересматривать свои договоры с лизингодателями в связи с изменением страны регистрации воздушного судна.
В этом случае появятся статьи дополнительных расходов, связанные с таможенным декларированием воздушного судна, возвратом самолета лизингодателю после пребывания в российском регистре, а также имущественный и транспортный налоги на самолет.
При худшем варианте развития событий лизингодатель отменит действующее лизинговое соглашение с авиакомпанией и может забрать свои самолеты у авиакомпании, но он также должен понимать, что сейчас ему будет тяжело найти новых операторов для своих самолетов.
Скорее всего, авиакомпании и лизингодатели начнут договариваться, но возникающие расходы лягут дополнительным бременем на авиакомпанию, которая, в свою очередь, включит эти расходы в стоимость авиабилета.
И вот вам (какая неожиданность!) еще один фактор для роста цен на авиабилеты.
Будут ли новые льготные кредиты и отсрочки? Хочется верить. Иначе – опять новые триггеры потенциального роста цен.
Вот и совокупность факторов, по причине которых растут и, весьма возможно, еще вырастут цены на авиабилеты.
Чего еще можно ожидать? Есть риск того, что в итоге количество авиакомпаний в РФ еще сократится. Финансовое положение ряда компаний значительно ухудшилось.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Россиянам объяснили резкий скачок цен на авиабилеты до сотен тысяч рублей
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин объяснил резкий скачок стоимости авиабилетов в Египет и Турцию до сотен тысяч рублей с 30 октября по 7 ноября. Об этом сообщает телеканал «360».
Так, по словам специалиста, подобные «заоблачные» цены являются рекламным ходом, который придумали, чтобы наиболее выгодно и быстро продавать имеющиеся предложения. «Стоимость выше рыночной может быть только на последние два места в самолете, обычные же места стоят приемлемо», — рассказал он.
Материалы по теме
«Вечерняя стрельба — обыденное явление»
Египетская сила
Также Горин отметил, что повышение спроса на авиабилеты началось еще до объявления нерабочих дней — в связи с приближающимися школьными каникулами, а введенные дополнительные выходные лишь поспособствовали дозагрузке уже имеющихся рейсов.
«Из-за динамического ценообразования на последние места в салоне самолета цена действительно может быть выше. Сейчас средняя цена на билет в Анталью — 35 тысяч рублей, а чуть раньше он был 20-25 тысяч рублей. Средний чек за Египет сейчас 60 тысяч рублей, а раньше был 40 тысяч рублей», — подытожил эксперт.
Ранее в октябре сообщалось, что цены на авиабилеты в онлайн-сервисе Aviasales из России в Египет достигли 450 тысяч рублей на пассажира в один конец экономклассом. Кроме того, отмечается, что к 30 октября ожидаемая загрузка отелей и мест на чартерных и регулярных рейсах по данному направлению составит 100 процентов.