С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Роль эмоций при спортивной деятельности и механизмы их проявления

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе систематической тренировки организм спортсмена испытывает ряд функциональных состояний, взаимосвязанных друг с другом и каждое предыдущее влияет на протекание последующего. До начала работы у спортсмена возникает предстартовое состояние, к которым присоединяется влияние разминки; от качества разминки и характера предстартового состояния зависит скорость и эффективность врабатывания в начале работы, и наличие или отсутствие мертвой точки. Эти процессы определяют степень выраженности и длительность устойчивого состояния, а от него зависит скорость наступления и глубина развития утомления, что далее обуславливает особенности процессов восстановления. В зависимости от успешности протекания восстановительных процессов у спортсмена перед началом следующего тренировочного занятия или соревнования проявятся различные формы предстартовых реакций, что и будет определять последующую двигательную деятельность.

Роль эмоций при спортивной деятельности и механизмы их проявления

Эмоции представляют собой личностные отношение человека к окружающей среде и себе, и определяются потребностями и мотивами человека. Они обеспечивают избирательное поведение человека в ситуации со многими выборами, подкрепляя определенные пути решения задач и способы действий.

При осуществлении этих процессов огромна роль эмоций.
В спорте эмоции постоянно сопровождают спортсменов, которые испытывают «мышечную радость», «спортивную злость», «горечь поражения» и «радость победы». Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, во время спортивной борьбы, являются важным компонентом в процессе тактического мышления.

У спортсменов в соревновательных условиях концентрация нейропептидов (биологических регуляторов) в 5-6 раз превышает их обычное содержание у нетренированных лиц.

Источник

Эмоции в спорте

Автор статьи: Екатерина Гордеева, специалист по учебно-методической работе Центра по работе со спортивно одаренными детьми Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта

Наша жизнь так или иначе связана со спортом. В детстве мы ходим на уроки физкультуры, а повзрослев, отправляемся в спортивные залы. Занимаясь спортом, мы испытываем разные эмоции, как положительные, так и отрицательные: грусть, радость, удивление, страдание, гнев и другие чувства. Давайте разберемся, что такое эмоции и какова их роль в спорте? Термин «эмоции» используется для обозначения любых душевных переживаний и отражают отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоции играют в спорте важнейшую роль. «Спортивная злость», «горечь поражения» и «радость победы» постоянно сопровождают спортсменов. Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, а также во время спортивной борьбы.

Спортсмену очень важно управлять своими эмоциями, ведь от этого зачастую зависят его успехи в тренировочной и соревновательной деятельности. Безусловно, забота об эмоциональном состоянии спортсмена в первую очередь ложится на тренера. Для достижения желаемых результатов он должен находить подход к каждому из своих подопечных, работать с ними индивидуально, а не действовать по шаблону. Например, нельзя забывать об индивидуальных особенностях эмоциональных переживаний спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным стимулом приблизительно для 50% спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20% спортсменов лучше выступят под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких и друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя с лучшей стороны приводит к обратному результату.

Кроме того, настроить спортсмена на победу в состязаниях можно разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, второго – разозлить, третьего – отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, четвертому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущей игре и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления. Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее посвятить сну несколько часов, оставшихся до игры. Тренеру нужно считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия подстегивает, активизирует одного спортсмена и обезоруживает другого.

Однако нужно иметь в виду, что постоянные напутствия тренера такие, как «держи себя в руках», «тебе не следует поддаваться слабости» являются неправильными. Подавляя эмоции «в приказном порядке», тренер чаще всего достигает противоположного эффекта – у спортсмена усиливается нервное возбуждение, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, спортсмен пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться. И если спортсмен привыкает сохранять спокойствие на соревнованиях и держать эмоции в себе, он рискует заболеть всерьез. Таким образом, подавление эмоций на соревнованиях наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию спортсмена.

Но самое главное, о чем должны позаботиться тренер и родители спортсмена – чтобы занятия спортом приносили человеку радость, доставляли удовольствие. Такому спортсмену всегда будет сопутствовать успех и в профессиональной карьере, и в личной жизни.

Источник

С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Владение собой, своими действиями, переживаниями, чувствами, поступками, обладание способностью и умением сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях характеризуют одно из ценных моральных и волевых качеств — самообладание. Это качество, как и другие волевые черты личности, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Воспитание и самовоспитание этого качества требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Сознательное управление собой, своим поведением, своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями.

Важнейшие из них заключаются в том, что человек может:

Большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоцинальные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле.

Следя за своим поведением, человек способен заметить, что у него возникло то или иное чувство или эмоциональное состояние. Но он не может по одному лишь желанию вызвать его, подобно тому, как он может управлять своими представлениями, вниманием, мыслями, а также движениями. От воли человека не зависит появление или сохранение того или иного чувства. Очень трудно подавить или прекратить возникшую эмоцию и лишь в известной мере можно задержать внешнее проявление эмоций (например, сдержать радость, скрыть тревогу). Для того чтобы подавить возникшую эмоцию, требуются более длительные усилия или изменения объективных условий, вызвавших эмоцию, изменение личного отношения к определенному пилению.

Как отмечает в специальном исследовании П. М. Якобсон, человек не владеет и интенсивностью своих чувств. Если чувство ослабевает или исчезает, невозможно укрепить его путем произвольно вызванного повторения, подобно тому как поступает человек, чтобы избежать забывания знаний. Даже твердое желание освободиться от определенного чувства, понимание его ненужности или тяготение им не ведет к его исчезновению. Бывает, что человек хотел бы избавиться от чувства, например, страха, смущения, любви, но не в силах сделать этого сразу. Вместе с тем чувства или эмоциональные состояния могут возникнуть у человека неожиданно, непредвиденно. И, кроме того, не всегда мы можем полностью осознать наши эмоциональные состояния или сложные чувства.

Следует сказать также, что эмоции отличаются от познавательных процессов (представления, воображения, мышления) непосредственным характером своего возникновения. Они возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания. В этом отношении эмоции сходны с ощущениями и восприятиями. Однако это качественно различные процессы. С другой стороны, если ощущения и восприятия прекращаются вместе с прекращением непосредственного воздействия внешнего объекта, то эмоции, напротив, характеризуются большой инерцией процесса последействия. Да и возникают они (особенно сложные чувства) не всегда сразу в ответ на определенные воздействия.

Так, спортсмен, добившийся хорошего результата на соревновании, может испытывать ликующую радость победы не сразу после финиша, а спустя некоторое время, и затем переживать длительное время, даже если уже готовится к новым соревнованиям. Нередко бывает, что пережитое чувство прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая при аналогичных условиях (эмоциональные реакции страха после пережитой спортсменом неудачи или травмы).

Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматичность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осознавания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие самообладания.

Означает ли это, что эмоции вообще недоступны для сознательного регулирования? Изучение и обобщение опыта лучших спортсменов показывает, что это не так.

Для того чтобы правильно управлять своими эмоциями, развить качество самообладания, т. е. умения владеть собой, своими эмоциональными проявлениями, необходимо учитывать важнейшие особенности сложной структуры человеческих эмоций. Анализ разнообразных эмоциональных проявлений позволяет установить, что в общую структуру психических состояний спортсменов включаются: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Все эти компоненты эмоций взаимосвязаны, возникают и протекают в комплексе сложных психических состояний и отношений, касающихся лично данного человека.

Эмоциональные состояния представляют собой комплексные, интегральные психофизиологические явления, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой мозга (ощущения, восприятия, представления, мышление, воображение, внимание, память). Например, состояние страха характеризуется изменениями не только в деятельности вегетативных функций (дыхание, сердечно-сосудистая, эндокринная системы), но и в функциях высшей нервной деятельности, что проявляется в торможении речи, расстройстве сознательного самоконтроля и т. п.

Хорошо известна меткая народная поговорка «у страха глаза велики». И действительно, у человека в состоянии страха восприятия и представления приобретают тенденциозную эмоциональную окраску, наблюдается склонность к преувеличению мнимой опасности, сужается объем внимания, появляется растерянность. Весь этот сложный комплекс субъективных явлений переживается как определенное состояние, в котором проявляется взаимодействие различных функций и психических процессов, возникающих в различных объективных ситуациях, при определенных особенностях суммарной деятельности всей нервной системы данной личности.

По определению Н. Д. Левитова, эмоциональные состояния представляют собой целостную психическую деятельность за определенный период времени, характеризующийся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и психических свойств личности.

По результатам многих исследований, эмоциональные состояния оказывают прямое влияние на работоспособность спортсмена. Поэтому тренеру важно знать, в каком эмоциональном состоянии спортсмен приходит на соревнование. Если он переживает состояние неуверенности, страха перед сильными соперниками, излишнее волнение, эмоциональное напряжение, то его результаты ухудшаются, снижаются показатели скорости реакций, точности и качества выполнения действий, снижается требуемый ритм двигательной деятельности (О. В. Дашкевич, В. Л. Марищук, Ю. Ю. Палайма, В. М. Писаренко, О. В. Черникова, Г. X. Шингаров и др.).

Эмоциональные состояния, как было уже сказано, возникает непреднамеренно. Мы не можем по одному своему желанию вызывать у себя и переживать эмоциональный подъем или уверенность, не можем произвольно изменить себе плохое настроение или другое эмоциональное состояние. Управлять им можно только после осознания этого состояния, у нас возникает оценочное отношение к самому себе, своему поведению, к проявлению своих эмоций. Только после этого может быть найден путь к изменению и формированию желательного состояния определенными приемами или способами.

Основной особенностью эмоциональных отношений является осознаваемая мотивированная направленность на определенное явление, с которым связано эмоциональное переживание. Эмоциональные отношения выражаются в эмоциональной мотивации поступков и действий. У спортсмена возникает, например, такое эмоциональное отношение, как чувство гордости за свой коллектив, когда он осознает общественное значение достигнутой победы, завоеванного высокого результата или совершенного поступка. Механизм возникновения подобных эмоциональных отношений, связанных с оценкой, значительно сложнее непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и состояний. Основой эмоциональных отношений являются сложные социальные взаимоотношения человека в данном обществе или коллективе. Эмоциональные отношения играют роль мотивов поведения наряду с мотивацией идейной, моральной, интеллектуальной, с мотивами привычек, интересов, склонностей.

Особенно большое активизирующее значение эмоциональная мотивация деятельности и поступков имеет в случае, если имеет место преодоление трудностей и препятствий во время спортивных состязаний.

Максимальные усилия, направленные на достижение поставленной цели, спортсмен может проявить только при определенном эмоциональном отношении к стоящим перед ним целям и задачам.

В зависимости от характера эмоционального отношения человека к определенному явлению у него возникают соответствующие эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Они, как относительно более простые компоненты сложных человеческих чувств, подчинены эмоциональным отношениям человека. Таким образом, ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности.

Источник

«Эмоции — это сигнал нашего организма». Почему и зачем психуют спортсмены

Эмоции. Их склонны проявлять все, от мала до велика, от застенчивых тихонь до пышущих энергией экстравертов. Этот рассказ о том, что чувствуют люди, причастные к миру спорта и оказавшиеся в самых его «пиковых» ситуациях.

История Андрея

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Андрей, будучи профессиональным спортсменом, испытал сильнейший эмоциональный всплеск на юношеских спортивных соревнованиях. Сейчас ему 23 года, он перешел на третий курс московского университета, но спустя почти 15 лет эти воспоминания все так же живы.

Андрей, студент МГППУ, в 14 лет — вице-капитан ФШМ «Торпедо»:

«Мне было лет 10. Нас, торпедовцев, пригласили на турнир в Швецию. Было начало нулевых, поэтому в Европу мы поехали на автобусе — добирались 48 часов. Помню: запах бичпакетов, незакрывающиеся двери туалета в автобусе и сырой, серый Берлин.

Поначалу играли очень хорошо, но с каждым соперником становилось все сложнее, как в компьютерной игре. В четвертьфинал прошли легко, а вот дальше уже пробирались со скрипом. В финале попали на аргентинскую команду. Матч был нервный, дошло до серии пенальти. Настал мой черед — это был тяжелый момент. Ты выходишь к воротам соперника, а позади остается вся команда — ребята обнимаются, поддерживают. но в таком возрасте нелегко совладать с эмоциями. Это психология в чистом виде: пока идешь на «точку», чувствуешь, как ноги начинают слабеть. Ты уже не уверен в тех вещах, которые можешь на тренировках сделать с закрытыми глазами.

Пенальти — это лотерея, игра нервов. Тогда в Швеции все это поняли и мне не предъявляли претензий».

Такое сильное эмоциональное напряжение может испытать ребенок, вынужденный играть по «взрослым» правилам. Это и волнение, и страх, и гипертрофированное чувство ответственности. А в сознательном возрасте люди ощущают нечто более сильное: речь идет о профессиональных спортсменах. Стресс преследует их на протяжении всей карьеры. Повсюду давление — болельщицкое лобби, вездесущие журналисты, острые на язык антифанаты и, в конце концов, целые народы. Так почему и зачем психуют спортсмены?

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Мнение психологов

Дарья Варламова и Антон Зайниев, авторы книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителей большого города»

— Полезно ли выражать эмоции в спорте?

Эмоции вообще полезно выражать, не только в спорте. Другое дело, что не всегда человек или общество к этому готово. Разрыдаться при виде котенка в метро, наверное, покажется большинству людей странным поступком. Спорт в этом смысле выступает хорошим способом «выпустить пар». Мы можем радоваться или грустить, не задумываясь над социальными последствиями. В мире, где человеку это не всегда доступно (вроде переговоров на работе) — это важная опция. Впрочем, не обязательная для всех — некоторые предпочитают уход за собакой или вязание в качестве средства расслабления.

Эмоции — это сигнал нашего организма. Их можно подавлять, но стоит задумываться, почему они возникли. Неправильно совсем игнорировать маркеры проблем, везде, не только в спорте. Наша психика имеет инструменты, позволяющие переваривать самые разные стрессы, и чаще всего ничего специально для этого делать не нужно. Но слишком сильные или слишком продолжительные удары судьбы могут выбивать мозг из колеи.

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Анна Край, психолог, аспирант МГУ

Зачем людям спорт с точки зрения психологии?

Нужно четко понимать границу между профессиональным и любительским спортом. Профессиональный спорт — это мотивация достижения. В психологии есть два понятия мотивации: мотивация достижения и мотивация избегания неудач. Люди, которые постоянно занимаются спортом, нацелены на самореализацию, воплощение мечты в реальность. Любительский спорт — это сублимация своих внутренних переживаний, вывод энергии через спортивные занятия.

— Не вредно ли для спортсменов подавлять эмоции?

Любой человек имеет право на эмоции и право каким-либо образом показать их другим людям, а также самому себе. Если постоянно все копить в себе, то никому никакой пользы это не принесет. Спортсмены испытавают огромное давление со стороны болельщиков, СМИ. После поражения у спортсмена может появиться чувство вины, от которого нужно избавляться. В Европе у каждого профессионального спортсмена есть личный спортивный психолог, который работает с ним, направляет. В спорте есть физиологические особенности, которые помогают высвобождать эмоции. Здорово, если по этому поводу человек рефлексирует и задумывается — и любительский спорт к этому более расположен, чем профессиональный.

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Валерий Панюшкин, журналист социального издания «Такие дела» фонда «Нужна помощь»

— Насколько полезно или вредно выражать свои эмоции спортсменам?

Искренне считаю, что положительные эмоции выражать полезно, а отрицательные – вредно. Можно судить, например, по боксу: если, получив по роже, ты смеешься от того, как ловко соперник тебе «свистнул», то это воспитывает дух. Во-первых, начинаешь понимать, что случившееся с тобой не катастрофично, а во-вторых, это экстраполируется на всю оставшуюся жизнь. Очень полезное качество в жизни – умение реагировать на боль, неудачи или трудности со смехом.

Когда профессиональные спортсмены выражают эмоции, это делает их ближе к зрителю. Выражая эмоции, спортсмены снижают себя с высот недостижимого профессионализма в область бытовых переживаний. Поэтому здорово, когда Шарапова «орет», Роналду плачет, Исинбаева возмущается, а «Принц» Насим Хамед смеется и кривляется на ринге (хотя схлопотал за это несколько раз).

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Что говорит наука?

Успехи или неудачи спортсменов тесно связаны с уровнем их собственных притязаний. Даже если победитель матча испытывает положительные эмоции после достижения успеха, это может иметь и плохие последствия. С одной стороны, повышается мотивация спортсмена, его уверенность, работоспособность, работа на мышечном уровне. Но — всегда есть это капризное «но» — с другой стороны, иногда появляется она, великая и ужасная фрустрация.

С латинского frustratio дословно означает «расстройство» (планов), «крушение» (надежд, замыслов). Во вселенной спорта возникновение фрустрации связано с чувством неудовлетворенности, которое испытывает спортсмен, ожидавший, что его действия увенчаются успехом. Фрустрация может приводить к разным видам реакции.

Первый способ — вымещение негативной эмоции. Спортсмен испытывает раздражительность, досаду, выказывает упрямство, стремится добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Так себя ведет 48,7% спортсменов, в большинстве своем — мужчины.

Второй способ — обвинять в неудаче самого себя. У склонного к такому поведению спортсмена появляется чувство вины, тревожное, подавленное состояние, желание играть в «молчанку» и обвинять себя во всех смертных грехах. Все это приводит к нечеткости действий, которая может сыграть со спортсменом злую шутку во время состязаний. Такому поведению, согласно исследованиям, подвержено 32,8% атлетов.

Третий способ — принять неудачу как неизбежное, малозначимое событие, исправимое со временем. Не обвинять в случившемся ни себя, ни других. По статистике это поведение соответствует 18,5% спортсменам.

Несложно сделать вывод, что большинство людей, относящихся к спорту, склонно к агрессивной реакции. Проявление фрустрации нередко связывают с типом нервной системы атлета: обладатели «слабых» нервов испытывают тревогу, а владельцы стальной нервной системы — агрессию. Немаловажную роль также играет уровень воспитания спортсмена.

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Злиться — плохо?

Проявлять агрессию — плохо, но всегда ли это так? В спортивном мире не бывает однозначных ситуаций. В некоторых видах спорта, особенно контактных, контролируемая агрессия бывает необходима. Контролирующие себя спортсмены склонны к выплеску негативных эмоций за пределами спортивных «локаций». Уровень агрессивности может подниматься или снижаться в зависимости от ряда критериев. Например, если спортсмен испытывает ощущение фрустрации в результате неоправданных ожиданий или наказания (штрафа или дисквалификации), то его агрессия сохраняется надолго. И наоборот, когда потребность в выражении злости невысокая или спортсмен часто удостаивается поощрения, его агрессивность снижается.

Но чувство агрессии в спортсмене не всегда формирует только спортивная «среда», часто оно зависит от детских впечатлений и опыта: — родители, являясь неоспоримыми авторитетами своего чада, показывают отрицательный пример, одобряя агрессивный тип поведения;— родители не наказывают детей за агрессию и воспитывают в ребенке неконтролируемую агрессивность;— родители резко подавляют агрессию — велика вероятность, что в более зрелом возрасте у ребенка таких родителей выплеснется наружу вся накопленная агрессивность.

Для будущего спортсмена лучше, когда родители не одобряют агрессию — велика вероятность, что ребенок рано разовьет в себе ценное умение владеть собой в разных ситуациях. Некоторые родители строже наказывают детей за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Смотреть картинку С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Картинка про С чем связаны эстетические эмоции в спорте. Фото С чем связаны эстетические эмоции в спорте

Уже в порядке вещей, когда Месси или Роналду плачут, Суарес кусает всех, кто ему не нравится, а португальский защитник Пепе бьет не только по мячу и не только ногами. Об этих всплесках будут помнить через 5, 10, 15 лет, и не обязательно реакции будут положительными. Ведь и злость, и агрессия – это нормальное состояние, которое помогает спортсменам выразить свои эмоции и не замыкаться в себе. Главное, чувствовать меру, чтобы вовремя остановиться. Но чем спорт драматичнее, тем он и интереснее. За это мы так его и любим.

Материал подготовлен в рамках Мастерской спортивной журналистики на «Летней школе — 2016».

Над проектом работали: София Колодкина, Алена Груздева, Юлия Пухкал.

Открыт набор на «Летнюю школу — 2017». Подать заявку здесь: letnyayashkola.ru

Фотография на обложке: Steve Bardens (Getty Images Europe). Теоретические источники: С. К. Багадирова, «Спортивная психология»; Л. Н. Акимова, «Психология спорта».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *