С чем связаны отрицательные переживания в период старения

1Психология развития и возрастная психология. Психология развития и возрастная психология

4. К трем годам активный словарь достигает … слов. 1000-1500

5. Как принято называть мышление в период раннего детства? наглядно-действенным

6. Кризис 3 лет – отметьте признаки его проявления

возрастание самостоятельности ребенка

возрастание активности ребенка

7. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в …». Действие

8. Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка. – все

9. Примерно в каком возрасте у ребенка появляется внутренний план действий? Двухлетнем

1. В данной игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Это игра. образно-ролевая

2. Выберите особенности развития памяти в дошкольном детстве.

a. наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя

b. память непроизвольна

3. Выберите особенности развития речи в дошкольном детстве.

a. формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова

b. развивается звуковая сторона речи

c. растет словарный состав речи

d. завершается процесс фонематического развития

4. Выберите характеристики игры. все ответы верные

5. К чему появляется тенденция к концу дошкольного возраста? Обобщению, установлению связей

6. Как принято называть мышление в период дошкольного детства? наглядно-образным

7. Самосознание формируется к … благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. концу дошкольного возраста

8. Соотнесите возраст и типы игры на имитирование предметной деятельности. младшие дошкольники

9. Что оказывает значительное влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте? Речь

1. Выберите компоненты учебной деятельности?

b. учебные операции

2. Из-за чего ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры? недостаточно дифференцированного восприятия

3. По Эльконину какие из мотивов стимулируют развитие учебной деятельности у младшего школьника?

c. мотивация достижения успеха

d. мотивация избегания неудачи

c. учебно-познавательные мотивы

4. Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении? синтезирующее восприятие

5. Какой вид мышления преобладает у младших школьников? словесно-логическое

a. завышенной самооценкой

b. лидерскими наклонностями

7. Становление самооценки младшего школьника зависит от… все ответы верные

8. Что в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни? смысловая ориентировка

9. Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте? Мышление

10. Что считается чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей?

d. искусственная натянутость поведения

1. Выберите характеристики развития в юношеском возрасте.

a. определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению

2. Выберите характеристики, относящиеся к юношеской дружбе.

a. усложняются ее критерии

b. занимает исключительное положение в ряду других привязанностей

c. повышаются требования к дружбе

3. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верны

4. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верные

5. Особенности развития самооценки «юноши» в 11 классе

a. неуверенность в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается

b. самооценка высокая и глобальная

c. «оптимистичная» самооценка

d. самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций

6. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют… определенную дистанцию

7. Переходный период между подростковым и юношеским возрастом – это? 15 (или 14-16) лет

8. Что отражают юношеские мечты о любви?

b. потребность в понимании

c. потребность в душевной близости

d. потребность в эмоциональном тепле

9. Что становится центральным новообразованием ранней юности?

d. личностное самоопределение

1. В чем проявляется сензитивный период возраста ранней зрелости? познания себя в различных профессиональных ситуациях

2. Какая деятельность является ведущей в период молодости?

3. Какой социальный статус принадлежит большинству людей в период молодости? Студент

4. По Э. Эриксону что является основной задачей периода молодости? достижение идентичности

5. После какого возраста Э.Эриксон выделял стадии молодости, взрослости и зрелости? после 18

6. С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости?

c. начало трудовой деятельности

7. Что из перечисленного характерно для периода молодости?

создание смысловых систем

a. поиск интимности и утверждения себя в другом

8. Что является закономерностью развития интеллекта во взрослости?

a. гетерохронность, c. динамичность

1. Как еще называется возраст в период зрелости? Акме

2. Осознание достаточно развитых способностей и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей- это… кризис середины жизни

3. С каким кризисом связан период зрелого возраста? кризис средины жизни

4. С каким феноменом связаны тяжелые переживания людей в период зрелости? опустошенное гнездо, или эмансипация детей

5. С чем связаны отрицательные переживания в период старения?

6. Сколько стадий выявлено в принятии смерти человеком? 5

7. Чем характерно интеллектуальное развитие в период старения?

a. развивается информационная избирательность

Источник

Возрастные кризисы старости в психологии — краткое описание, что это, симптомы, как пережить

Период старости изучен в меньшей мере, чем другие этапы, но с каждым годом он вызывает все больший интерес со стороны исследователей. Изучением особенностей жизни людей пожилого возраста занимается геронтопсихология (одна из отраслей психологии). Ощущение ненужности и «выброшенности за борт» – главная опасность этого возраста. Дети выросли, пенсия наступила, здоровье ухудшается – неужели это конец жизни? Или же новое начало?

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

Как пережить кризис

Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.

В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.

Для успешного преодоления кризиса нужно осознать и признать изменения тела и составить цельный образ жизни и Эго: прошлое, настоящее и скорое будущее. Сохранить личностную цельность можно только приняв старение, новое «Я», мысль о смерти и найдя новое дело, поддерживая социальные контакты с молодым поколением. Старикам важно и интересно передавать свой жизненный опыт. Им нужно чувство причастности к жизни.

К психологическим задачам этого возраста относится:

Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.

Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.

Послесловие

Таким образом, чтобы пережить кризисы старости, нужно переоценить собственное «Я», выработать равнодушие к ухудшению здоровья и старению, принять мысль о смерти и избавиться от страха, связанного с этим.

Освобождение от работы дарит много свободного времени, но это не означает конец жизни. Нужно лишь найти то хобби и увлечение, которое будет теперь интересно. Появилось много времени для себя, заботы о себе. Да, здоровье ухудшается, тело стареет, но нужно принять это и рационально заботиться о своем здоровье. Чтобы проще это переживать, необходимо осознавать значимость своей жизни, чувствовать уважение и заинтересованность со стороны других людей.

Старческий кризис больше похож на внутриличностный, а не на возрастной кризис. Это период идентичности, экзистенциального кризиса. Принятие происходящих изменений (как и в подростковом возрасте) обуславливает легкость дальнейшей жизни и кризиса.

Источник

Психологические аспекты старения

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Старение обусловлено не только физическими изменениями, но и глубоко психологическими. Они, в свою очередь, могут оказать серьезное влияние на образ жизни и внешность человека.

Старение как психосоматический процесс

Психосоматика – это наука, изучающая влияние эмоций на организм и развитие различных заболеваний. Природой заложено, что организм человека, начиная с 25 лет, физически начинает медленно, но верно угасать. Это естественный биологический процесс, однако индивидуальные особенности человека могут приблизить этот новый период.

Проявление хронических негативных эмоций, например, тревоги, стресса, подавленной невысказанной агрессии, оказывают серьёзное влияние на внутреннее и внешнее здоровье человека:

— появляются морщины, пигментные пятна;

— повреждается сердце и сосуды;

— увеличивается скорость появления седых волос;

— подавляются защитные механизмы организма;

— укорачиваются теломеры (участки хромосом, длина которых напрямую связана с продолжительностью жизни);

— увеличивается число свободных радикалов (и, как следствие, усиливается оксидативный стресс);

— снижается уровень гормона долголетия – Klotho (его сокращение прямым образом влияет на возникновение атеросклероза и остеопороза).

Условно можно выделить 3 вида старости: физическая (снижение активности и различные заболевания), социальная (ограничение контактов) и психосоматическая.

Если говорить более подробно о последнем аспекте, то к его ярким признакам относят:

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

— Нехватку положительных эмоций. Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку периодически важно получать одобрение своих сильных качеств от окружающих. В науке этот термин называется «психологическими поглаживаниями». А подпитка новыми эмоциями и впечатлениями нужна человеку не меньше, чем витамины.

— Негативные разрушительные мысли;

— Чувство вины, неполноценности, нереализованности;

— Самовнушение, связанное с грядущими негативными событиями;

— Манипуляция окружающими с помощью несуществующей болезни;

Физическая, социальная и психосоматическая старость могут не совпадать между собой. Их большее или меньшее проявление зависит от образа жизни человека, уровня интеллекта, желания развиваться и не опускать руки.

Изучайте тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Для удобства врачей мы создали обучающую онлайн-платформу Anti-Age Expert: Здесь последовательно выкладываются лекции наших образовательных программ, к которым открыт доступ 24/7. Врачи могут изучать материалы необходимое количество раз, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специальных чатах

Эмоции

Эмоции – это одна из базовых психических функций, позволяющих человеку приспособиться к новым условиям окружающей среды. Они могут как придавать уверенности, так и быть причиной апатии. Так как период старения в большинстве случаев воспринимается как отрицательный этап, эмоциональная сфера тоже начинает деформироваться: новые знания и навыки тяжелее поддаются пониманию, снижается адаптивная способность, появляется больше свободного времени, происходит конфликт между желаниями человека и его возможностями.

Эмоциональное развитие даже на начальном этапе старения играет не менее важную функцию, нежели интеллектуальное. Мы можем говорить об эмоциональной деградации взрослого человека, когда он не способен:

— различать и выражать свои эмоции;

— регулировать эмоциональное состояние;

— осознавать влияние своих эмоций на других людей и наоборот;

— брать ответственность за свои эмоции (а вместо этого – перекладывает вину на других);

— уделять больше внимания положительным, нежели отрицательным эмоциям.

Научные исследования показывают, что вплоть до поздних этапов онтогенеза отделы мозга, ответственные за эмоции, не подвергаются критическим изменениям. Но, конечно, возраст корректирует их динамику. Так, например, стареющие люди стараются избегать ситуаций, связанных с негативными эмоциями, они менее усердно контролируют своё недовольство и гнев, нежели молодые люди, но в то же время склонны к более чувствительной для них оценке ситуации.

Влияние психических факторов на внешность

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Психические факторы в процессе старения оказывают на внешность прямое воздействие. Рассмотрим два типа личности – «борец за жизнь» и «хранитель».

«Борцы за жизнь» — это активные и жизнерадостные люди, они замотивированы достичь успеха и, несмотря ни на что, находят силы идти вперёд. Вследствие присутствия положительных эмоций, идёт процесс выработки эндорфина. Как правило, у таких людей нормализована работа иммунной, антиоксидантной, нервной системы, оксидативный стресс не зашкаливает, а процессы регенерации стабильно активны. Поэтому люди типа «борцы за жизнь» чаще всего выглядят моложе своих сверстников: этапы гравитационного птоза проходят медленно, кожа имеет здоровый цвет, она увлажненная и упругая, сеточка морщин заметная, но не глубокая. Поэтому, когда такой пациент приходит к врачу-косметологу, то скорректировать эстетические недочёты не составляет проблем.

«Хранители прошлого» — это люди, которые зациклены на прошлом, не хотят развиваться и узнавать что-то новое, они рефлексируют на тему старых воспоминаний и не хотят видеть перспективу в будущем. Сами того не подозревая, они начинают активизировать механизм биологического старения. Часто такие люди раздражительны, вспыльчивы, не контролируют поток негативных мыслей и слов, ограничивают социальные контакты и предпочитают быть наедине с самими собой. Из-за этого мышцы лица всегда напряжены, брови нахмурены, цвет лица приобретает сероватый оттенок и усталый вид, ярко выражены мимические морщины, а жировые пакеты истончены. Внутренний дисбаланс провоцирует нежелательные внешние изменения, и получается замкнутый круг, который могут разорвать общая работа психолога и косметолога.

Маркеры психологической старости

Психологический возраст включает в себя совокупность субъективных ощущений человека своего возраста, поведения и действий. Поэтому очень часто психологический возраст совершенно не совпадает с отметкой в паспорте. Одни и в 70 лет находят хобби, радуются жизни, исследуют неизвестное, а другие уже после 30 лет начинают стареть с невероятной силой.

Психологи выявили маркеры психологической старости, благодаря которым человек может понять, что его энергия направлена не в созидательную, а в разрушительную сторону.

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

· Отношения со временем.

Первый показатель – мысль о том, что все интересные события позади, и что в будущем нет ничего привлекательного. Психологически молодой человек не боится строить планы, а старый – живет лишь воспоминаниями, тормозя своё развитие.

· Отношение к своим ограничения.

Психологическая старость наступает, когда человек ставит жалость к себе и ограничения во главу угла («я уже никогда не…», «у меня уже нет сил», «надо было раньше»). Психологически молодой человек верит в свои силы и возможности в любом возрасте.

· Степень развития эмоциональной компетентности.

Эмоциональной компетентностью называют способность «переключаться» с себя на других людей, не осуждать, испытывать чувства благодарности. Доказано, что у добрых и жизнерадостных людей по-другому осуществляются гормональные и нейрохимические процессы, благодаря которым лицо долго не становится «старческим».

Получайте знания, основанные на доказательной медицине из первых уст ведущих мировых специалистов. В рамках Модульной Школы Anti-Age Expert каждый месяц проходят очные двухдневные семинары, где раскрываются тонкости anti-age медицины для врачей более 25 специальностей

Краткие выводы

Таким образом, главная психологическая проблема старения связана с личностным кризисом и определением своего места в жизни. Те, кто воспринимает старение не как конец, а как новый этап жизни, ведут активную жизнь, а их эмоциональный фон не подвергается серьезным катаклизмам. Но если вы или ваш родственник склонны к рефлексии о прошлом, то здесь важно подключить дополнительные уровни заботы со стороны близких людей, а иногда и профессиональную психологическую помощь.

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Список использованной литературы

Старость и психическое здоровье. В.С. Ястребов, Н.М. Михайлова, Ю.В. Сейку. Москва, 2008 год.

Психосоматика: самые опасные эмоции. П.В. Евдокименко. Москва, 2012 год.

Эмоции и старение: современные парадигмы и актуальные направления. О. Ю. Стрижицкая, Москва, 2009 год.

Психология старения. Ян-Стюарт Гамильтон, Питер, 2010 год.

Источник

Кризис пожилого возраста — как преодолеть

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Жизнь – это череда вех, сменяющих одна другую. Рождение, детство, юность, молодость, зрелось и, наконец, старость. Если в начале пути мы с нетерпением ждем перемен, взросления, то чем старше становимся, тем меньше хотим меняться. Старость – это не только период отдыха, возможность заняться любимыми делами, но и болезни, отчужденность. Именно этими факторами объясняется кризис пожилого возраста.

Определение и причины

По определению «кризис» – момент перемен, не позволяющий двигаться дальше, требующий переосмысливания ситуации, принятия новых решений. Применение этого понятия к старости указывает на необходимость изменить линию жизни, поломать существующие устои. Для кого-то это не составит особого труда, а кому-то сложно принять сегодняшний статус, сложить жизненный «пазл» и двигаться дальше.

Среди причин наступления психологического кризиса пожилого возраста выделяют:

На общее психическое состояние также значительно воздействует потеря родителей, отстранение детей (синдром «опустошения гнезда»). С выходом на пенсию у людей часто появляются финансовые трудности, которые также накладывают отпечаток на эмоциональное состояние. Ведь теперь приходится более тщательно планировать бюджет.

Явные психологические проявления

Переход от среднего возраста к старости сопровождается изменением социального статуса, личностных отношений. Именно в этот период человек начинает осознавать, что большая часть жизни позади и требуется подводить первые итоги. Эти перемены могут привести к развитию социально-психологических проблем, одна из которых – драма невостребованности. Ее причиной становится чувство нереализованности, ненужности.

Драма невостребованности развивается на фоне неспособности реализовать свои возможности, творческий, интеллектуальный потенциал. Ощущение собственной ненужности, принижение имеющихся достижений подогревается несоответствием менталитета молодежи и престарелых людей. Чтобы смягчить или преодолеть драму, важно помочь престарелому человеку сохранить чувство своей нужности, гарантирующее определенную стабильность, ощущение светлых перспектив. Так ему легче смириться с существующими реалиями, достичь гармонии в статусе пенсионера.

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Другая значимая проблема – одиночество. В социальном смысле оно проявляется отдельным проживанием от детей и их семей. Также в этот период теряются многие дружеские связи с ровесниками. У этой проблемы имеется и психологическая сторона. Ухудшение здоровья, изменение социального положения приводит к самоизоляции или непринятия со стороны окружающих. Чувство покинутости усугубляется двойственностью ситуации. С одной стороны человек стремится отгородиться от реалий, защитить свой существующий стабильный мирок, с другой – осознает растущий разрыв с окружением, боится одинокой старости.

Не менее остро стоит проблема ограничения жизнедеятельности. Она обусловлена частичной или полной потерей возможности или способности к:

Эта проблема напрямую зависит от финансовой состоятельности. Многие люди озабоченны размером пенсии, ростом цен, удорожанием лечения существующих заболеваний и снижением платежеспособности. Учитывая это, приоритетно улучшение социальной поддержки малообеспеченых слоев общества.

Основные этапы развития

У каждого кризис протекает по-разному. У деятельных, уверенных в себе личностей он практически не проявляется. Неуверенные в себе – полностью ощущают его остроту. Если вовремя не повлиять на ситуацию, то велика вероятность развития апатии и лени у пожилого человека, которые способны перерасти в депрессию.

Важно отметить, что в преклонном возрасте каждый переживает 3 подкризиса:

В золотом возрасте переломный момент сопровождается острым психосоциальным конфликтом. Ведь это пора вступления в последнюю жизненную фазу. Переосмысливание себя в социуме может пройти незаметно или вызвать серьезные проблемы с психическим здоровьем. Именно поэтому результатом кризиса может являться депрессия у пожилых.

В зависимости от способности к адаптации американский психолог Э. Эриксон различал 3 типа старости:

Кризис пожилого возраста у женщин и мужчин и женщин проходит по-разному. Причем отличаются не только особенности, но и временные рамки. Обобщенные данные Европейского бюро ВОЗ женщин к пожилым относят уже в 55 лет, мужчина достигает этого статуса к 61 году. А вот старость для обоих полов уравнивается и начинается с 75 лет. С 90 – говорят о долгожительстве.

Также различия связаны с ролью, которая отводится представителям каждого пола. Так, женщине, в первую очередь, отводится роль матери, хранительнице очага и продолжательнице рода. От нее не ждут больших свершений. Мужчины же – добытчики. Для них приоритетна работа, карьерные повышения и признания в работе. Именно поэтому выход на пенсию, лишение возможности доказывать свою нужность на этом поприще болезненно. Это усугубляет кризис пожилого возраста у мужчин.

Отличается у полов и отношение к одиночеству. Женщины гибче, легче приспосабливаются к обстоятельствам. Они посвящают себя заботе о муже, детях и внуках или находят подружек-собеседниц. Большинство представителей сильной части человечества углубляются в философские изыскания: выполнил ли я свое предназначение, можно ли было сделать что-то по-другому и др. Поэтому у них симптомы кризиса более выражены.

Как бороться с проблемами

С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Смотреть картинку С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Картинка про С чем связаны отрицательные переживания в период старения. Фото С чем связаны отрицательные переживания в период старения

Учитывая особенности кризиса пожилого возраста, важно создать для близкого комфортные условия, помочь ему найти себя в новом статусе. Возможность и далее делиться своими знаниями и умениями позволяет повысить самооценку, ощущать надежную «почву под ногами», уверенно смотреть в будущее.

Психологи, работающие со стариками, предлагают опираться на 5 принципов, которые помогут преодолеть кризисные проявления:

К сожалению, преодолеть последний возрастной кризис в одиночку многим не под силу. Им на помощь приходят социальные службы. Все больше разрабатывается программ для социальной адаптации стариков. Они направлены на привлечение пенсионеров к различным инициативам:

Также открываются кружки, курсы, где престарелые могут реализовать свои творческие навыки, общаться, получить новые знания, повысить компьютерную грамотность и т. д.

Старение — естественный процесс, который не остановить и не обратить. С ним связано не только ухудшение физической форм, но и преодоление психологического барьера. Ведь приходится перестраиваться, находить смысл существования без любимой работы, менять устоявшиеся правила. Чтобы перебороть себя и отпустить прошлое, начать следующий этап с чистого листа, не всегда хватает собственных сил и требуется поддержка родных, специальных служб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *