С чем у тютчева ассоциируется мысли с чем слово
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНикита Финогенов
Похожие презентации
3 1. Найдите ключевые слова, составляющие «фундамент» авторских представлений о мироздании. 2. Выпишите из данных стихотворений те образы, которые характеризуют день и ночь. Что, по мнению Тютчева, выражает сущность мироздания – день или ночь? 3. Каково место человека в системе тютчевского мироздания? При ответе помните, что для поэта сущность человека – его душа.
4 4. Исследователи отмечают, что поэту была близка мысль Блеза Паскаля о том, что «сердце имеет свои законы, которые вовсе не знает разум». Итак, сердце и разум. Какая из этих категорий атрибут вечности, а какая характеризуется бренностью? 5. Прочитайте стихотворения «Silentium!» и «Фонтан». С чем у Тютчева ассоциируется мысль, а с чем – слово?
5 6. Схематично отразите отношения между «днём» и «ночью». Какие понятия из ниже перечисленных вы поместите под одним и другим? (Вечное, бренное, предельное, беспредельное, слово, мысль, гармония, хаос, разум, сердце) Где, на ваш взгляд, место души? 7. Прочитайте стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» Какое место отведено Тютчевым природе? Определите содержание этого понятия. 8. Как вы объясните смысл стихотворения «Нам не дано предугадать…»?
6 день ночь Златотканный, блистательный, золотой; «земнородных оживленье,/ Души болящих исцеленье», «друг человека и богов», отрадный, любезный, болезненный, страстный Бездна (пылающая, обнажена с своими страхами и мглами, роковая, тёмная пропасть), хаос (беспредельный, в нём роится бестелесный мир, еженощный гул) Внешняя форма Сущность мироздания ГармонияХаос ПредельноеБеспредельное БренноеВечное РазумСердце СловоМысль
7 день ночь ДУША – «жилица двух миров» ПРИРОДА загадочна, как и душа («в ней есть душа, в ней есть свобода»), но и дневное воплощение «родимого хаоса» Судьба человека – неизбежно слиться с бездной роковой, но день «любезен» человеку, одновременно «пророчески неясный» хаос притягивает душу, она «с беспредельным жаждет слиться». Отсюда разлад: душа человека стремится к гармонии с внешним миром, желает вкусить тайн первородного хаоса – вечного. Поэтому и «ропщет мыслящий тростник»
«Поэзия Тютчева есть. не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. »
| |||
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
На дворе XXI век. В литературе появляются новые имена, которые, несомненно, заслуживают внимания и уважения. Но не стоит забывать, что в русской литературе XIX века есть творчество писателей, остающихся до сих пор неразгаданной загадкой, некой тайной.
На мой взгляд, без понимания классической русской литературы нельзя понять современных писателей, поскольку в своем творчестве они опираются на предыдущее поколение, используют их опыт. К числу таких писателей, которые для меня загадочены и интересены, относится и Федор Тютчев. Мою мысль подтверждают слова И. С. Тургенева: “Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.
Поэзия Тютчева требует глубокого понимания и осмысления проблем, поставленных поэтом. На первый взгляд может показаться, что Тютчев писал о простых вещах, не требующих глубокого осмысления. На самом же деле, его стихи следует читать с карандашом в руке. Например, стихотворение “Silentium” (“Молчание”, 1830). Многими читателями слова Тютчева “мысль изреченная есть ложь” понимаются как то, что поэт отрывает мысль от слова, высказывает неверие в способность слова выразить то, о чем думает человек. Однако Тютчев хотел сказать этими словами, что мысль изреченная есть ложь, во всяком случае – часто ложь, потому что найденное и взятое слово не всегда выражает то, что поэту хотелось бы сообщить своим читателям.
Тютчев в своем творчестве стремился к предельной конкретности описаний, к выделению едва ли не самых неповторимых, изначально существенных признаков тех или иных явлений. Это стихотворение отражает “трагизм времени”, обреченность человека на “внутреннее одиночество”. Идея “Silentium” ассоциируется с жалобами поэта на невозможность выразить свое состояние словами. Этот вопрос всегда волновал поэта, ибо слова по сути своей несовершенны.Чтобы убедиться в этом, необходимо процитировать:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Стихотворение Тютчева “Наш век” (1851) также требует небольшого толкования:
Не плоть, а дух растлился в наши дни
И человек отчаянно тоскует…
Здесь речь идет о человеческом дуже, о нравственности личности. И.П. Щеблыкин утверждает, что “самое страшное, по Тютчеву, что может произойти в процессе “растления” человеческого духа – это безверие. Человек оттого и тоскует, что теряет или уже потерял веру в Бога”. С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, безверие порождает рассудочность, которая, в свою очередь, порождает гордыню, мешает человеку понять свои истинные отношения с Богом. В этом и заключается главная причина внутреннего разложения человека:
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил…
Таким образом, мы убедились, что лирика Тютчева философична, что ее образные характеристики обладают большой емкостью, что может привести к неправильному истолкованию тех или иных суждений. Почти в каждой тютчевской фразе заключено несколько смыслов. Поэтому необходимо с большим вниманием анализировать его стихотворения, и только тогда мы сможем понять назначение Тютчева как поэта-мыслителя.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / «Поэзия Тютчева есть. не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. »
Смотрите также по разным произведениям Тютчева:
Элемент мысли в поэзии Тютчева. Особенности стихотворений Тютчева
/Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886).
Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк/
Обратимся теперь к другой особенности стихотворений Тютчева: мы разумеем самое содержание поэзии, внутренний поэтической строй.
Но самое важное отличие и преимущество Тютчева — это всегда неразлучный с его поэзией элемент мысли. Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто почти каждое его стихотворение. Большей частью мысль и образ у него нераздельны. Мыслительный процесс этого сильного ума, свободно проникавшего во все глубины знания и философских соображений, в высшей степени замечателен. Он, так сказать, мыслил образами. Это доказывается не только его поэзией, но даже его статьями, а также и его изречениями или так называемыми mots или bons mots*, которыми он прославился в свете едва ли не более, чем стихами. Все эти mots были не иное что, как ироническая, тонкая, нередко глубокая мысль, отлившаяся в соответственном художественном образе.
У Тютчева. поэзия была той психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет божий уже в виде поэтического представления. У него не то что мыслящая поэзия, — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли. Вот еще пример:
Здесь мысль стихотворения вся в аналогии этого образа нищего, смотрящего в жаркий летний день сквозь решетку роскошного прохладного сада, — с жизненным жребием людей-тружеников. Но эта аналогия почти не высказана, обозначена слегка, намеком, в двух словах в последней строфе, почти не замечаемых: жизненной тропой, а между тем она чувствуется с первого стиха. Образ нищего, вероятно, в самом деле встреченного Тютчевым, мгновенно осенил поэта сочувствием и — мыслью об этом сходстве. Мысль, вместе с чувством, проняла наквозь самый образ нищего, так что поэту достаточно было только воспроизвести в словах один этот внешний образ: он явился уже весь озаренный тем внутренним значением, которое ему дала душа поэта, и творит на читателя то же действие, которое испытал сам автор. Но если мысль здесь только чувствуется, а в некоторых стихотворениях как бы несколько заслоняется выдающеюся художественностью формы и самостоятельной красотой внешнего образа, то можно указать на другие стихотворения, где мысль не теряет своего самостоятельного значения и высказывается и в художественной форме и как мысль. Начнем опять с картин природы.
. Нам особенно нравятся следующие стихи:
Кажется, прочитав однажды это стихотворение, трудно будет не припомнить его всякой раз, как услышишь завыванье ночного ветра.
Перейдем теперь к стихотворениям, где раскрывается для нас нравственно-философское созерцание поэта. Припомним сказанное нами выше, что его мыслящий дух никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого я. Вот как это стихотворение выразилось в следующих двух стихотворениях:
Нельзя не подивиться поэтическому процессу, умеющему воплощать в такие реальные, художественные образы мысль самого отвлеченного свойства.
► Читайте также другие статьи И.С. Аксакова о творчестве Тютчева:
Лабораторная работа №1
скачать КАРТИНА МИРОЗДАНИЯ В ПОЭЗИИ Ф.И.ТЮТЧЕВА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте стихотворения: «Как океан объемлет шар земной…», «О вещая душа моя!», «О чём ты воешь, ветр ночной?», «Святая ночь на небосклон взошла…», «День и ночь», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…». Найдите ключевые слова, составляющие «фундамент» авторских представлений о мироздании. ЗАДАНИЕ 2. Выпишите из данных стихотворений те образы, которые характеризуют день и ночь. Что, по мнению Тютчева, выражает сущность мироздания – день или ночь? ЗАДАНИЕ 3. Каково место человека в системе тютчевского мироздания? При ответе помните, что для поэта сущность человека – его душа. ЗАДАНИЕ 4. Исследователи отмечают, что поэту близка мысль Блеза Паскаля о том, что «сердце имеет свои законы, которые вовсе не знает разум». Итак, сердце и разум. Какая из этих категорий атрибут вечности, а какая характеризуется бренностью? ^ ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте стихотворения «Silentium!» и «Фонтан». С чем у Тютчева ассоциируется мысль, а с чем – слово? ЗАДАНИЕ 6. Схематично отразите отношения между понятиями «день», «ночь» (составьте таблицу). Какие из перечисленных понятий вы поместите под одним и другим: вечное, бренное, предельное, беспредельное, слово, мысль, гармония, хаос, разум, сердце? Где, на ваш взгляд, место души? ЗАДАНИЕ 7. Какое, по вашему мнению, место отведено Тютчевым понятию «природа»? Прочитайте стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» и определите содержание этого понятия. ^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите мини-сочинение «Моё представление о мироздании», используя материалы лабораторной работы. ОТВЕТЫ (МИРОЗДАНИЕ ПО ТЮТЧЕВУ) 1. Этими словами являются «день» и «ночь». 2. День – златотканый, блистательный, золотой, «земнородных оживленье, / Души болящих исцеленье», «друг человека и богов», отрадный, любезный, болезненный и страстный. Ночь – бездна (пылающая, обнажена с своим и страхами и мглами, роковая, тёмная пропасть), хаос (беспредельный, в нём роится бестелесный мир, еженощный гул). Сущность мироздания отражает ночь, его внешнюю форму – день. 3. Судьба и назначение человеческого Я – неизбежно слиться с бездной роковой. Беспредельный хаос для человека «родимый», в нём душа узнаёт «наследье роковое». Природа – дневное воплощение «родимого хаоса», поэтому перед лицом природы человек осознаёт себя лишь её «грёзою». День «любезен» человеку, но и «пророчески неясный» хаос притягивает душу, она «с беспредельным жаждет слиться». Отсюда разлад: душа человека стремиться к гармонии с внешним миром, бренным, желает вкусить тайн первородного хаоса – вечного. Поэтому и «ропщет мыслящий тростник». 4. Ум, разум – понятия дневные, они бренны («упразднен ум», «мысль осиротела»). 6.
7. ПРИРОДА также загадочна, как и человеческая душа («в ней есть душа, в ней есть свобода»). Внутренняя жизнь природы неведома смертному, она хранит секреты первородного хаоса. ^ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА И А.А.ФЕТА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ЗАДАНИЕ 1. Сравните стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла» и Фета «Ещё майская ночь». Какое чувство вызывает ночь в каждом из стихотворений? Каковы «земные приметы» ночи у Фета? Есть ли такого рода приметы ночи у Тютчева? С чем это связано? Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушёл… И человек, как сирота бездомный, Ему теперь всё светлое, живое… Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию тёмной. На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружён, И нет извне опоры, ни предела… И чудится давно минувшим сном И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнаёт наследье родовое. ^ ЗАДАНИЕ 2. Сравните стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный» и Фета «Шёпот, робкое дыханье…». А) Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы? Мысли или чувство рождают они прежде всего? Какую мысль? Какое чувство? Б) Обратитесь к синтаксическим особенностям стихотворений. Как своеобразие поэтического дара каждого из поэтов влияет на синтаксис? Определите тип (описание, повествование, рассуждение) каждого из стихотворений. ^ В) Почему Фета называют поэтом-импрессионистом (импрессионизм от французского impression – «впечатление» возник в живописи, художники рисовали пейзажи, изучая характер освещения, атмосферные условия в разное время суток, особенности влияния света на цвет), а Тютчева – «ночной душой» русской поэзии с «космизмом» мышления? Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убелённой, Как сладко светит месяц золотой. Таинственно, как в первый день созданья, В бездонном небе звёздный сонм горит, Музыки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит… На мир дневной спустилася завеса; Изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершине леса, Проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый. Иль смертных дум, освобождённых сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном. ^ ЗАДАНИЕ 3. Сравните стихотворения Тютчева «Душа моя – Элизиум теней…» и Фета «В полуночной тиши бессонницы моей…». Что есть прошлое для поэтов? С чем связана разница их взглядов? Почему страшна ночь для лирического героя Тютчева? Какое чувство вызывает ночь у лирического героя Фета? ^ ЗАДАНИЕ 4. Сделайте вывод об основном различии философской лирики Тютчева и Фета , используя категорию «сознательное – бессознательное» и высказывание французского философа А.Бергсона: «Инстинкт и интеллект представляют два расходящихся, но одинаково уместных разрешения одной и той же проблемы». 1. Выучите наизусть по одному стихотворению Ф.И.Тютчева и А.А.Фета на ваш выбор. 2. Письменно проанализируйте 1 стихотворение А.А.Фета с учётом мировосприятия поэта. ^ ОТВЕТЫ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 2. Ф. – влюблённость в окружающий мир, образы цвета и звука. Т. – «мир души ночной», «еженочный гул», бессильная попытка постичь тайны «мира бестелесного». 3. Внутренний мир ЛГ Фета гармоничен, умиротворён даже в страданиях. Герой счастлив ощущать себя частью этого прекрасного Божьего мира. ЛГ Тютчева всегда встревожен, его душа – «жилица двух миров», в ней дисгармония. Урок на тему: Мысль как тема и образ в поэзии Ф. И. Тютчева.Онлайн-конференция«Современная профориентация педагогов |