С чем употребляется do и does
Как правильно использовать Do и Does?
Как правильно употреблять do и does? Когда нужно использовать do, a когда does? В чем разница между do и does?
Давайте рассмотрим на примерах.
Что такое do и does?
Do и does – это глаголы-помощники. Они помогают построить вопрос в настоящем простом времени и ставятся они, как правило, вначале вопроса:
В чем разница между do и does?
Does употребляется с местоимениями he, she, it, а do – со всеми остальными местоимениями (I, you, we, they).
Вместо местоимений в вопросе может быть существительное, например:
Do и Does в разных типах вопросов
Вопросы Да/Нет
В вопросах да/нет в настоящем простом времени do и does ставятся в начале:
Изучите примеры вопросов с do does в таблице:
we
you
they
work in a bank?
play tennis?
have a country house?
Wh вопросы
В специальных вопросах (начинающихся с вопросительных Wh-слов what, when и т.д.) do и does ставятся после wh-слов:
В отрицательных предложениях
В отрицательных предложениях в настоящем времени обычно требуются do not (Don’t) и does not (Doesn’t).
ride a bicycle.
listen to the radio.
read newspapers.
She
It
write poems.
rain in the north.
Когда Do и Does не употребляются?
Do и does не употребляются в вопросах, в которых есть глагол to be или модальные глаголы (can, should, must, may и тд). Например:
Употребление do / does
Тот, кто только начал изучать английский язык, часто сталкивается с трудностями в употреблении глагола to do.
Также глагол to do имеет две формы настоящего времени: do и does.
Употребление do/does нередко вызывает сложности, поэтому этот вопрос необходимо рассмотреть детально. Но сначала необходимо разобраться, в каких случаях глагол to do выступает как смысловой, а в каких как самостоятельный.
To do: смысловой и вспомогательный глагол
Итак, смысловой глагол to dо, который переводится как «делать», «заниматься», «выполнять что-либо», означает полноценное действие.
Every day I do my homework. – Каждый день я выполняю домашнее задание.
I do this work with pleasure. – Я делаю эту работу с удовольствием.
Также этот глагол может употребляться в качестве вспомогательного. С его помощью в английском языке строятся различные грамматические конструкции.
Do you like tea? – Ты любишь чай?
Do they play tennis? – Они играют в теннис?
I don’t like to read magazines. – Я не люблю читать журналы.
Когда употребляется do, а когда does?
Теперь следует понять употребление do и does в английском языке.
Does следует использовать с местоимениями единственного числа 3-го лица, то есть he,she,it.
She does her homework studiously. – Она выполняет домашнее задание старательно.
He doesn’t like bananas. – Он не любит бананы.
Важно отметить еще одну особенность: does может употребляться как с местоимениями, так и с другими подлежащими, которые по контексту можно заменить на них.
Helen does her homework studiously.— Хелен старательно выполняет домашнее задание.
My father doesn’t like bananas. – Мой отец не любит бананы.
Do употребляется с другими местоимениями или подлежащими, которые по контексту можно заменить на них.
I do my homework with ease. – Я с легкостью выполняю домашнее задание.
They do the dishes in turns. – Они моют посуду по очереди.
Теперь вы поняли, чем отличается does от do и в каких случаях использовать каждый из них.
Три наиболее частые ошибки при употреблении do и does
После того как мы разобрали вопрос, чем do отличается от does, рассмотрим, какие ошибки чаще всего допускают те, кто только начинает изучать английский. Постарайтесь не допускать их.
Автор блога: Екатерина Иванова, методолог Lim English
Do или Does? Правило, примеры и основные ошибки
У начинающих нередко бывают трудности в употреблении do и does – форм глагола to do. В этой статье мы рассмотрим правила их употребления и частые ошибки.
Два важных момента о глаголе To Do
Если вы не знаете, что такое «глагол to do», сначала прочитайте статью «Глагол to do в английском языке». Но даже если вы знакомы с темой, два момента стоит напомнить.
1. Разница между Do, Does, Don’t Doesn’t
Прежде всего, проясним, что do, does, don’t doesn’t – это все формы глагола to do во времени Present Simple.
- Do, does – утвердительные формы. Do not, does not – отрицательные формы. Don’t, doesn’t – это сокращенно от do not, does not.
2. Глагол to do как вспомогательный или смысловой
Напомню также, что глагол to do используется как вспомогательный или смысловой.
- Вспомогательный глаголtodo нужен для построения разных грамматических конструкций. В первую очередь, отрицаний и вопросов:
Do I like jazz? – Мне нравится джаз?
I don’t like jazz. – Мне не нравится джаз.
- Смысловой глаголtodo используется в значении «делать, заниматься, выполнять» либо (реже) для усиления смысла другого глагола – в переводе в этом случае добавляют слова вроде «действительно»:
I do my homework in the evenings. – Я делаю домашнюю работу по вечерам.
I do like jazz. – Мне действительно нравится джаз.
Перейдем теперь к формам do и does.
Кстати, у меня есть бесплатный справочник-шпаргалка «Все времена в английском языке в таблицах» — обязательно скачайте его, если еще не скачали. Это совершенно бесплатно.
Do или Does? – правило из трех пунктов
- Does употребляется с местоимениями в единственном числе третьего лица he, she, it, например:
He does the laundry on Sundays. – Он занимается стиркой по воскресеньям.
She does not like watermelons. – Ей не нравятся арбузы.
It does matter. – Это действительно имеет значение.
- Does также употребляется не только с местоимениями, но и с любым подлежащим, которое можно заменить на he, she, it – чаще всего это существительные.
Margaret does morning exercises every day. – Маргарет делает зарядку каждый день.
A postman doesn’t ring twice. – Почтальон не звонит дважды.
- Do употребляется со всеми прочими местоимениями в единственном и множественном числе, а также со словами, которые можно заменить этими существительными.
I do the dishes, you do the laundry. – Я мою посуду, ты стираешь.
We don’t have any books on economics. – У нас нет книг по экономике.
The players don’t look like they are going to give up. – Игроки не выглядят так, будто собираются сдаться.
Частые ошибки в употреблении Do, Does
Рассмотрим несколько частых ошибок в употреблении Does и Do.
1. Does в прошедшем времени
Does – это форма глагола to do в настоящем времени, она никогда не используется в прошедшем времени. Начинающие иногда по ошибке строят конструкции вроде этой:
He did not does the test. – Он не проходил тест.
Срабатывает реакция: есть местоимение he (she, it) = нужно does. На самом деле, прошедшего времени это, разумеется, не касается. Правильно будет так:
He did not do the test.
2. Does в будущем времени
То же самое касается и будущего времени. В будущем времени глагол to do принимает форму will do. Форма does в будущем времени не нужна.
He will do a hat-trick. – Он сделает хет-трик.
He will does a hat-trick.
3. Do, Does после имен людей, названий мест
Как и с глаголом have/has, в учебниках часто приводят примеры, когда после имен людей используется does, что логично, т. к. если речь идет о человеке в третьем лице единственном числе, то действительно нужен does:
John doesn’t like jazz. – Джону не нравится джаз.
Julia does a lot of work. – Джулия выполняет много работы.
Но может возникнуть привычка, что «имя в предложении» = does. Это неверно. Если подлежащее выражено именем или именами во множественном числе, используется do:
John and Julia don’t like jazz. – Джону и Джулии не нравится джаз.
The Peters don’t move anywhere this year. – Питерсы (семья Питерсов) никуда не переезжают в этом году.
То же касается других имен собственных.
Moscow doesn’t believe in tears. – Москва слезам не верит.
Здесь нужен does, потому что “Moscow” – это существительное в единственном числе и в третьем лице.
4. Does после существительных типа «people»
Некоторые существительные имеют значение множественного числа, хоть и выглядят, как существительные в единственном числе (не имеют характерных окончаний). В этом случае нужно руководствоваться смыслом слова, а не формой.
К примеру, слово people может значить 1) люди, группа лиц, 2) народ. В первом случае – множественное число, во втором единственное.
Many people don’t have pets. – У многих людей нет домашних животных.
My people doesn’t like strangers. – Мой народ не любит чужаков.
В первом случае do, потому что «people» используется как существительное во множественном числе, во втором does, потому что «people» в значении единственного числа.
5. Does, Do в отрицаниях и вопросах
В отрицательных и вопросительных предложениях часто получается так, что глагол to do используется дважды: как вспомогательный (для построения конструкции) и как смысловой (в значении «делать»). В этом случае форму does может принимать только ОДИН глагол to do — вспомогательный.
Приведу примеры. Вспомогательный глагол подчеркнут, смысловой выделен полужирным шрифтом.
He doesn’t does his homework. – Он не делает домашнюю работу.
She doesn’t does her research. – Она не работает над исследованием.
Does he does his homework? – Он делает домашнюю работу?
Does she does her research? – Она работает над исследованием?
He doesn’t do his homework. – Он не делает домашнюю работу.
She doesn’t do her research. – Она не работает над исследованием.
Does he do his homework? – Он делает домашнюю работу?
Does she do her research? – Она работает над исследованием?
Мои карточки со словами и выражениями
Откуда взялся ‘do’ в вопросах и отрицаниях?
В июне на Хабре было сразу несколько интересных статей на лингвистические темы, и одну дискуссию из комментариев мне хочется вынести в отдельную статью:
Удивительная и, по-видимому, уникальная особенность английского — то, что в вопросах и отрицаниях обязательно должен быть вспомогательный глагол, даже когда утвердительные предложения обходятся без него:
He writes the letter.
*Writes he the letter? / Does he write the letter?
*He writes not the letter. / He doesn’t write the letter.
He has written the letter.
Has he written the letter?
He hasn’t written the letter.
Откуда же английская грамматика почерпнула эту свою особенность?
Важно понимать, что вспомогательные глаголы для образования сложных времён — это не что-то особенное, и у нас они тоже есть: ср. рус. буд.вр. он будет писать письмо, укр. дпр.вр. він був написав листа. Более того: колебания между использованием и неиспользованием вспомогательного глагола русскому языку тоже знакомы: в древнерусском было два простых прошедших времени (аорист, невѣжѧ писа недума каза «незнающий написал, недумающий показал», и имперфект, ѡни моляхуся аз же глумляхъся «они молились, а я шутил») и впридачу сложное, перфект: еси приходиле в русь «ты приходил в Русь», зарубати посылали есмо «мы посылали зарубать». Простые прошедшие времена исчезли из всех славянских языков, кроме болгарского и македонского; с перфектом же произошла более интересная история: к 15 в. в нём перестал употребляться вспомогательный глагол, и сейчас мы его знаем как русское простое прошедшее время. Об его прошлом, однако, напоминают особенности спряжения — по родам и числам, как положено причастиям, но не по лицам, как положено глаголам. (Аорист и имперфект, будучи подлинно финитными глагольными формами, спрягались — и до сих пор спрягаются у наших южных соседей — по лицам и числам, но не по родам: той/тя писа писма «он/она писал/а письма»; той/тя пишеше писмото сутринта «он/она писал/а письмо утром») Можно пофантазировать, что если бы вспомогательный глагол у нас перестал употребляться только в утвердительных предложениях, то грамматика была бы близка к английской: Он послал письмо. *Он есть послал письмо? *Он несть послал письмо. Может быть, в истории английского как раз и произошло что-то подобное?
В ближайших родственных английскому языках вспомогательные глаголы используются только для образования сложных времён, и либо обязательны во всех трёх типах предложений, либо не используются ни в одном из трёх:
Hij schrijft de brief. / *Hij doet de brief schrijven.
Schrijft hij de brief? / *Doet hij de brief schrijven?
Hij schrijft de brief niet. / *Hij doet de brief niet schrijven.
Hij heeft de brief geschreven.
Heeft hij de brief geschreven?
Hij heeft de brief niet geschreven.
Er hat den Brief geschrieben.
Hat er den Brief geschrieben?
Er hat den Brief nicht geschrieben.
Но не всё так однозначно: и в голландском, и в немецком такая конструкция фактически используется, хотя и считается неграмотной. Исследователь, в 1998 записавшая и разобравшая 33 часа спонтанной речи жителей Херлена, насчитала в ней 33 случая употребления вспомогательного doen в простых временах (преимущественно в утвердительных предложениях — т.е. противоположно английской языковой норме). Другие исследователи голландского обращали внимание, что такой вспомогательный doen употребляется в ходе освоения языка голландскими детьми до пяти лет — и взрослыми голландцами при обращении к маленьким детям. Тем не менее, все голландцы единодушно считают, что так говорить неправильно, и что сами они так не говорят. (В общении друг с другом носители языка, вероятно, используют «запрещённую» грамматическую конструкцию чаще, чем в беседе с лингвистом со включённым диктофоном.)
Можно предположить, что и в английском вспомогательный do изначально был особенностью детской речи. Например, Чосер, писавший в 14в, использовал такие конструкции лишь однажды — в прямой речи трёхлетнего ребёнка:
His yonge sone, that thre yeer was of age,
Unto hym seyde, «Fader, why do ye wepe?
Whanne wol the gayler bryngen oure potage?
Is ther no morsel breed that ye do kepe?
Лишь с 17в. стабилизируется do-support в его современном виде — обязывающий использовать вспомогательный глагол в вопросах и отрицаниях, но не в утверждениях. Ещё позднее сформировалось выражение эмфазы использованием в простом времени вспомогательного глагола. В это же время — с 14в. — и с немецкими простыми временами начал было использоваться вспомогательный tun; но у немцев в 17в, наоборот, такое употребление пошло на спад. Показательно, что в первых немецкоязычных грамматиках немецкого, изданных в начале 17в, вспомогательный tun используется в тексте, но не описан среди допустимых грамматических конструкций.
Изменения, начавшиеся сразу в нескольких западногерманских языках в 14в. и набравшие наибольшую интенсивность в английском в 17в, тяжело объяснить влиянием британско-кельтского субстрата, пришедшимся на 5–11 в.в. — а то «ютуб-популизаторы» распустили слух, будто do-support достался англичанам от кельтов. В кельтских языках ничего похожего нет — там, как и во всех ИЕ языках, вспомогательные глаголы либо обязательны во всех трёх типах предложений, либо не используются ни в одном из трёх — но и это не мешает кельтистам предполагать, что do-support использовался британцами с глубокой древности, хотя до времён Реформации считался «сюсюканьем», недостойным использования в письменных трудах.
Если не от кельтов, то откуда? Одна исследователь предположила, что вспомогательный do начал использоваться в стихах для того, чтобы переместить смысловой глагол в конец строчки, где инфинитивы легче срифмовать: действительно, стихотворные примеры употребления do в простых временах появляются раньше прозаических, и в немецком — сохраняются дольше (например, у Гёте в 1774: Die Augen täten ihm sinken). Более того, в немецкой литературе 16–17 в.в. прямым текстом осуждали использование tun как «заполнителя стихотворного размера», хотя против рифмовки инфинитивов в конце строк возражений не имели: так, поэт Филипп фон Цезен в 1641 критиковал строчку Wann nun der Sternen-schaar die finstre Nacht thut bringen и советовал её заменить на Wann nun der Sternen-schaar die Nacht beginnt zu bringen либо на Wann nun der Sternen-schaar die Nächte pflegt zu bringen.
Другой исследователь обратил внимание на то, что формирование do-support в английском хронологически совпадает с прекращением употребления местоимения thou. По его предположению, процесс проходил в три этапа: сначала do-support стал использоваться во 2л. ед.ч. для избежания неблагозвучных стечений пяти согласных подряд (didst thou receive вместо receivedst thou и т.п.); затем он распространился на you в значении 2л. ед.ч.; наконец, когда форма did you receive стала привычной, её использование распространилось и на другие лица, и заодно на сильные глаголы, где на предыдущих этапах do-support привёл бы, наоборот, к появлению неблагозвучных стечений согласных (didst thou come вместо camest thou и т.п.). Эта версия по крайней мере претендует на объяснение того, почему использование do не распространилось на утвердительные предложения.
Есть и другие версии: например, исследователь, составивший вышеприведённый график распределения вспомогательного do по четвертям веков, связывал формирование do-support с общей перестройкой синтаксиса в направлении head-final — одиночные зависимые слова в современном английском, как правило, предшествуют главным. В частности, он обратил внимание, что в это же время never «переезжает» вперёд глагола: у Чосера было Quene Ester looked never with swich an eye, но параллельно с заменой looked not на didn’t look, поменялось и looked never на never looked. Если эти два изменения вызваны общей причиной, то возможно, что формирование do-support не связано с вопросами благозвучия (стихотворного размера, стечений согласных и т.д.) В чём можно быть уверенным, так это в непричастности кельтов, и в отсутствии параллелей с исчезновением «избыточного» вспомогательного быть в русском прошедшем времени.
Хостинг VPS для сайтов с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой у Маклауд.
Do или Does? Ошибки, которые нужно избегать
В начале обучения английскому языку могут возникнуть сложности в употреблении глагола to do, так как у него много функций и задач в предложении и легко перепутать его форму и место. Ниже рассмотрим какие есть правила do does, которым необходимо следовать, а также пять ошибок, которые чаще всего допускают студенты.
Важное о глаголе To Do
Существует два важных момента, которые необходимо знать о глаголе to do:
Глагол to do как вспомогательный или смысловой
Как вспомогательный глагол to do необходим при построения различных грамматических конструкций: вопросительных и отрицательных.
Как смысловой глагол to do принимает значение «выполнять, делать, заниматься». Иногда при помощи to do можно усилить значение другого глагола, тогда при переводе будет добавлено слово «действительно»:
Do или Does? – правило из трех пунктов
Форма глагола does употребляется с местоимениями в единственном числе третьего лица he, she, it или с подлежащим (как правило, это существительные), которое можно заменить на he, she, it.
Форма глагола do используется во всех остальных случаях: в единственном и множественном числе с местоимениями или существительными, которые можно заменить на данные местоимения.
Частые ошибки в употреблении Do, Does
Пять самых распространённых ошибок, которые чаще всего возникают.
Does в прошедшем времени
Важно запомнить, что форма глагола does используется только в настоящем времени. Нельзя строить предложения по принципу есть местоимение he (she, it) = нужно does.
Does в будущем времени
Важно запомнить, если мы строим конструкции в будущем времени, глагол to do принимает форму will do. Форма does НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ в будущем времени.
Do, Does после имен людей
После имен людей следует использовать does, т. к. это вполне логично, ведь речь идет о человеке в третьем лице единственном, а это основное правило.
Важно помнить: если подлежащее выражено именем или именами во множественном числе, то следует использовать форму глагола do.
Does после существительных типа “people”
В английском языке есть существительные, которые могут принимать значение как множественного, так и единственного числа. Как например слово «people» может означать народ (один) или группа людей (много). В таких случаях нужно смотреть на контекст, а не на форму слова.
Does, Do в отрицаниях и вопросах
В отрицательных и вопросительных предложениях могут возникнуть ситуации, когда глагол to do используется дважды: как вспомогательный (для построения конструкции) и как смысловой (в значении «делать»). В этом случае форму does может принимать только ОДИН глагол to do – вспомогательный.
Знать правила do does в построении предложений — это фундамент английской грамматики. При помощи вспомогательных глаголов вы сможете задавать вопросы, делать отрицание или просто рассказать о повседневных событиях. Обязательно закрепите материал составив предложения с глаголом to do.