Садака что это у казахов
Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 975 150 СЛУЧАЕВ, 941 285 ВЫЗДОРОВЕЛИ, 12 769 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 82 955 СЛУЧАЕВ, 74 563 ВЫЗДОРОВЕЛИ
Главные темы
Последние новости
12.11.2013 • 48020 просмотров
Почему садака стали похожи на свадьбы?
Садака сегодня делают в кафе с обильным дастарханом и ведущим. Некоторые, рассказывают в городской мечети, нанимают за деньги плакальщиц, на поминках играют любимые кюи покойного. Почему это происходит?
Садака сегодня делают в кафе с обильным дастарханом и ведущим. Некоторые, рассказывают в городской мечети, нанимают за деньги плакальщиц, на поминках играют любимые кюи покойного. Почему это происходит?
Недавно в редакцию позвонил аксакал и с горечью рассказал о своем родственнике. Он похоронил мать и теперь не может рассчитаться с долгами.
– В соседнем ауле имам такое запретил, – говорит старец. – Сказал, если на садака готовите дастархан, как на той, тогда и водку ставьте, только я туда не приду и Коран читать не буду. Люди стали прислушиваться. Почему все имамы так не делают?
– Как-то в мечеть пришел молодой парень, – говорит имам городской мечети Бакытбек Тажимбет. – Рассказал, что у него умерла мать и попросил деньги под проценты. На похороны, поминки… А то, говорит, люди засмеют. Я ему: разве всем угодишь? Что бы ты ни сделал, найдется кто-то, кто останется недовольным. Человек, потерявший близкого, должен думать об усопшем, а не о живых. Аллах такое не одобряет. Ненужные траты ни к чему. Но сегодня дошло до того, что родственникам покойного некогда скорбить. Они думают, как всех накормить, где взять деньги… Это очень плохо и для родных, и для покойного.
Я был на одних поминках, где даже кюй играли. Сказали: покойный любил кюй «Адай», давайте послушаем. Женщин начали нанимать, чтобы они пели жоктау. Как-то на одной неделе я был на трех похоронах. И на всех видел одну и ту же женщину. Она пела жоктау, и такие в них были пронзительные слова, что я не мог не подойти. Говорю ей: вы стольких близких за неделю потеряли, будьте терпимее, а она отвечает, что покойные никакие ей не родственники. Ее наняли, чтобы оплакивать покойных за 5 тысяч. Это что за маскара [срам. – Пер. с каз.]. Я уже не говорю, какой дастархан накрывают на садака: салаты, нарезки, фрукты, пироги, даже черную икру ставят. Аксакалы уже как-то обращались в мечеть. Говорят, утвердите для ресторанов меню для садака. Что за изобилие, когда у людей горе? На сегодня мы добились, чтобы из баров в ресторанах, где проводят садака, хотя бы спиртное убрали. Таких кафе и ресторанов в Актобе сейчас 4.
– Кроме 7, 40 и 100 дней, делают еще конакасы. Откуда это взялось?
– Еще 52 дня начали проводить. Ни их, ни тех поминок, о которых вы говорите, в исламе нет. Но садака сами по себе не противоречат вере, поэтому их проведение не возбраняется. Конакасы было и раньше. Это ас для тех, кто приехал на похороны издалека. Его дают соседи покойного, причем после похорон. В доме, где покойный, никаких угощений не должно быть. У нас конакасы делают в ресторане, там же читают намаз. Принимается ли такая садака – вопрос. Чтобы садака приняли, дастархан должен быть проще. Без фруктов и салатов. Мясо, баурсаки и чай. На садака должны приходить только родственники и нуждающиеся люди. У нас на садака накрывают богатый стол, и люди многие идут туда с мыслью покушать. А надо идти с мыслью о том, чем я могу помочь. На поминки приходит 800 человек, а на жаназа – намаз по покойному – становится всего 8. Это неправильно. Пайгамбар говорил: если на намаз станет 40 человек, грехи покойного станут легче в 40 раз.
На похоронах еще раздают табарык – память о покойном. Это вещи или деньги от 200 до 1000 тенге, которые полагаются участникам намаза. Но их надо раздавать, если только покойный заслуженный человек. Сейчас же табарык дают и после самоубийц, и после пьяниц. Это неправильно.
Те, кто поют жоктау, стали как наемные музыканты. Их предупреждают, что идут люди, и они начинают свою песню-плач. В шариате этого нет. Наоборот, Пайгамбар говорил: будьте подальше от 3 вещей – в их числе от слов во время плача. В горе из уст могут вылететь не самые лучшие обращения к Аллаху.
– Кто в районах занимается религиозным просвещением?
– У нас 12 мечетей в райцентрах. Там работают имамы, окончившие университеты Алматы, Турции и Египта. Они и просвещают народ. Есть мечети в аулах. Всего их 68. Их имамы постоянно проходят у нас обучение.
Из досье «Д»:
Бакытбек Тажимбет родился в 1983 году в Жанакорганском районе Кызылординской области. После школы обучался в медресе, Мармарском университете в Стамбуле и университете в Таразе. По специальности имам и теолог. 2007-2009 годы наиб имам «Нур-Гасыра», 2009-2011 годы – имам Шалкарской мечети. С 2011 года имам городской мечети Актобе.
Садака
САДАКА
В мае или в начале июня казахи традиционно проводят коллективный обряд садака. Обычно это происходит рядом с кладбищем, у родных могил. Аул пустеет в этот день – на садака собираются все жители от мала до велика, приезжают и родственники из близлежащих сёл.
С раннего утра мужчины привозят туда походные печки и большие казаны, воду и дрова. Тут же, соблюдая традицию, режут жертвенного барана. Женщины пекут баурсаки и варят бешбармак. Вновь прибывшие обходят всех и здороваются характерным национальным рукопожатием: двумя руками. Чуть позже начинают стелить на земле «километровые» дастарханы. Люди рассаживаются по обе стороны от полотна отдельными группами: женщины, мужчины и старейшины. Но сначала все обязательно сходят на кладбище, помолятся у могил своих близких.
Специально к этому дню пекутся шелпеки (из того же теста, что и баурсаки), по форме они напоминают русские блины. Перед началом трапезы мулла читает молитву, потом разламывают шелпеки и, прежде чем их отведать, каждый произносит: «Бисмилля», что означает «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого начинается неспешное чаепитие. На дастархане – баурсаки, конфеты, печенья, сухофрукты, масло, сметана.
И вот, чаепитие закончено. Дети играют, старики читают намаз, остальные – общаются. Но, о чем бы ни говорили, успевают при этом обратить внимание, чья сноха более ловкая, более шустрая.
Наконец, подается основное блюдо – бешбармак! После того как все поедят, читается главная молитва: поминают усопших или молятся о хорошем урожае. На этом праздник заканчивается. Длится он обычно не менее пяти часов. Когда начинают расходиться, обязательно вспомнят о тех, кто по какой-то причине не смог прийти, и передадут ему угощение.
Обычно садака проводится в складчину, но если среди собравшихся случайно окажется человек, не вносивший деньги, его все равно будут угощать с радостью.
Фотографии, которые вы здесь видите, сделаны в нескольких километрах от села Дмитриевка Нефтегорского района Самарской области. На этом месте в 1937 году для переселенцев из Казахстана был основан поселок Новый Быт. В 1962 году, когда началась реорганизация колхозов в совхозы, жителям аула дали понять, что Новый Быт не перспективен. С этого момента началось их новое переселение – в Дмитриевку. Переехать-то они переехали, но родные могилы не забросили…
Садака
Одним из наиболее важных путей способов поклонения Всевышнему Аллаху является пожертвование: закят и садака, милостыня. Этот способ поклонения не только в земном мире приносит верующему мусульманину огромную пользу, ведь когда он дает милостыню, он поддерживает тех собратьев по вере, которые нуждаются в помощи, но и после смерти это принесет огромную пользу, ведь мусульманин, который дает милостыню, получит от Всевышнего Аллаха большую награду. Про важность садака приходит множество хадисов от Пророка Мухаммада ﷺ.
Садака в исламе – это действие добровольное, помощь, которую мусульманин дает людям нуждающимся, поэтому под словом «садака» подразумевают помощь, направленную на поддержку незащищенных слоев населения, но само понятие «садака» означает гораздо большее.
Достоинства милостыни
Садака обладает неоспоримыми пользой и достоинствами. Мусульманин, который раздает садака в мечети или не в мечети, получит награду Аллаха, как об этом сказано в Священной Коране. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что те, кто раздает милостыню, входит в число семи категорий людей, который в Судный день Всевышний Аллах укроет своей тенью.
Еще одно достоинство садаки заключается в том, что она защитит мусульманина от пламени Ада: по словам Пророка Мухаммада ﷺ, даже пожертвование половинки финика сможет защитить мусульманина от адского пламени.
В одном из хадисов сказано, что садака стирает грехи человека, как гасит огонь вода. А то, что человек пожертвовал в виде садаки, Всевышний возвращает ему многократно. Ангелы совершают дуа за того, кто раздает садаку – об этом упоминается в хадисе, переданном Муслимом и Бухари.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что милостыня является одним из самых любимых дел Всевышнего Аллаха в ряду таких дел, как принести радость мусульманину или избавить его от печали, избавить человека от голода или уплатить долг за него.
В суре «Железо» Священной Книги Коран сказано: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда» (57:7).
Садака может быть разных видов. Одной из лучших садака является та, которая дается своей семье и близким, если у них есть нужда.
Материальная садака или милостыня – это действие, которое предполагает выплату денежных средств тем нуждающимся, которых мусульманин хочет поддержать материально, либо предполагает покупку для таких нуждающихся вещей, которые являются для них предметами первой необходимости, продуктов или лекарств.
Священная Книга Аллаха Коран призывает мусульман: «И расходуйте, из имущества, которым мы вас наделили» (63:10).
Нематериальная садака. Она может быть в форме оказания любой помощи человеку, который нуждается в данный момент. Такой вид милостыни равен по своей ценности помощи деньгами. Помощь может быть в форме любого благодеяния по отношении к человеку, который в этом нуждается.
Длительность награды за садака
Пророк Аллаха ﷺ обращался к своей умме с наставлениями, говоря, что есть только три вида деяний человека, которые продолжают быть полезными для него даже после его смерти: это садака аль-джария, знание, которое этот человек дал и его продолжают использовать после его смерти, и молитва праведного ребенка за него. Эта история приводится в хадисе, переданном Муслимом.
Как правильно давать садака
Существуют правила, которыми мусульманину следует руководствоваться, когда хочет сделать садака, чтобы Всевышний Аллах был доволен им.
Отсутствие показухи
Шариат порицает показуху, поэтому не следует жертвовать напоказ, делая это публично, чтобы окружающим показаться щедрым.
Ислам особенно поощряет и считает большим достоинством, когда человек прощает долг своему должнику или покрывает финансовую задолженность другого человека. Шариат рекомендует также совершать такие деяния скрытно, чтобы имя благодетеля осталось неизвестным для человека, оказавшегося в долгах.
Чистые деньги
Важное правило раздачи садака заключается в том, что человек должен делать садака только из того имущества, которое было заработано честным трудом и способом, который дозволен по исламу. Упоминается в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, что если мусульманин даст садака размером с один финик, но он будет из честно заработанного, то Аллах примет его правой рукой, а затем взрастит его, пока не станет он размером с гору. Также в хадисе сказано, что Всевышний Аллах не принимает ничего, кроме чистого. Эти хадисы приведены в сборниках Муслима и аль-Бухари. Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что под этими словами подразумевается, что если мусульманин накопил имущество, но оно состоит из запретного или было заработано недозволенным по исламу путем, а потом раздал это имущество как садака (милостыню, подаяние), то не только не получит от Аллаха награды за такое деяние, но и понесет на себе за него бремя греха.
В суре «Корова» Священной Книги Коран сказал Всевышний Аллах: «Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное…» (2:267).
В других хадисах также можно встретить упоминания на такую тему: в хадисе, переданном Муслимом, Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого!».
Мусульманин не должен забывать, что харамом будет и то, что куплено на харамные средства, и это относится и к продуктам питания. У мусульманина, который так поступил, Аллах не будет принимать дуа.
Исламские богословы придерживаются мнения, что, хоть и не засчитывается садака, выплаченная из харамных средств, мусульманину следует покаяться и избавиться от этих средств, а если человек случайно нашел деньги, то все равно такие деньги дозволенными для него не являются, но ему следует отдать такие деньги как милостыню, он не заработает награду, но награду получит тот человек, который эти деньги потерял, а на мусульманине, который нашел деньги, не будет греха.
Щедрость без упреков или напоминаний дающему
Мусульманину не следует проявлять скупость при выплате милостыни. По словам Посланника Аллаха ﷺ, ему бы не понравилось, если бы, будучи владельцем горы золота, спустя три года, у него оставалось бы еще что-то, разве что один динар, прибереженный им для покрытия долга (Муслим).
Дозволенные цели
Милостыня должна пойти только на те вещи, которые разрешены Аллахом: нельзя приобретать нехаляльные продукты на средства, которые пожертвованы, чтобы накормить голодного, нельзя потратить средства садаки на обучение ребенка тем наукам, которые не одобряет ислам – в таких случаях садака не зачтется мусульманину.
Намерение
Также не зачтется та милостыня, которую мусульманин выплачивает не ради довольства Всевышнего Аллаха, а ради того, чтобы снискать себе славу и прослыть щедрым человеком, чтобы заслужить одобрение окружающих, чтобы в их глазах создать для себя благоприятный имидж.
В суре «Корова» Аллах сказал: «Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура Аль-Бакара (Корова), 262-й аят).
Подаяние в месяц Рамадан
Месяц Рамадан – то время, в которое следует раздавать милостыню наиболее активно, проявляя в течение этого месяца особое усердие, поскольку Священный месяц Рамадан является лучшим месяцем в году, и благие дела, которые совершит мусульманин именно в этот месяц, будут многократно приумножены. Приводят в хадисе, переданном ат-Тирмизи, слова Посланника Аллаха ﷺ: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан», и мусульмане стараются в течение этого времени выплачивать не только закят, но и фидию, и фитр-садаку, делать как можно больше пожертвований.
В течение Благословенного месяца поста может быть выдано три вида садаки:
Количество и размеры закята, милостыни определяют местные религиозные мусульманские организации или муфтияты.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!