Сага что это значит в литературе
Значение слова «сага»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В метафорическом смысле (а иногда и иронически) сагой называют также литературные произведения других стилей и эпох (в том числе современные) или вообще жизненные истории, имеющие нечто общее с древнеисландскими сагами: обычно это некоторая эпичность стиля или содержания и/или отношение к семейным историям нескольких поколений. Некоторые авторы включают слово «сага» в название своих произведений.
Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja — говорить, и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное время.
СА’ГА, и, ж. [нем. Sage]. 1. В древнескандинавской поэзии — народное сказание, былина, памятник мифологического или легендарно-исторического характера (истор., лит.). С. о Фритиофе. Исландские саги. 2. Поэтическое сказание, легенда (поэт.). Студеный ключ играет по оврагу и, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Значение слова сага
Словарь Ушакова
с а га, саги, жен. (нем. Sage).
Этнографический Словарь
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(древнесканд. saga, от sedja — сказывать) — одна из разновидностей эпоса. В древнескандинавском фольклоре — прозаическое повествование о богах и героях со стихотворными вставками. В переносном (расширительном) смысле — обширное эпическое повествование.
Рб: роды и жанры литературы
Род: эпические жанры
Пример: Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
* «Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX—XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса» (А.Ф. Головенченко). *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Древнескандинавская или древнеисландская героическая или историческая повесть о богах и героях.
* Саги о королях Норвегии. *
* Героическое время рождает саги и песни. *
Тюркизмы в русском языке
ж обл. (новорос.) долгий песчаный мыс, коса (Даль, 4, 127). Заимств. из тюрк. (Фасмер, 3, 543). Радлов сага (каз.) 1. подошва горы; 2. устье реки (4, 261); caha (крым.) открытое поле (4, 282).
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG saga)
термин, используемый нек-рыми учеными, в частности Карлом Бартом (1886-1968), для обозначения историй, описываемых в главах Книги Бытия (1-11), к-рые, по его мнению, являются воображаемыми и поэтическими реконструкциями изначальной истории. Их можно принимать не на базе истории или науки, а на основе веры, данной Святым Духом.
Словарь духов и богов
Сага в германо-скандинавской мифологии богиня прорицания.
Энциклопедический словарь
город в Японии, на о. Кюсю, административный центр префектуры Сага. 170 тыс. жителей (1992). Машиностроительная, хлопчатобумажная, фарфоро-керамическая промышленность. Рыборазведение. Торгово-промышленный музей.
Словарь Ожегова
САГА, и, ж.
1. Древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Саги о викингах.
2. перен. Нечто легендарное и поэтическое (высок.). Таинственные саги прошлого.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(древнесканд. Saga) — богиня скандинавской мифологии, о которой имеется мало данных. По Grimnism á l Эдды, С. обитает на Сёкквабекке и ежедневно пьет там с Одином из золотого сосуда. По-видимому, С.— лишь другое название Фригги, супруги Одина. Мюлленгофф видит в С. олицетворение отражения солнца в воде.
— см. Исландская литература. Кроме указанных в этой статье памятников, особое внимание привлекают саги, содержание которых так или иначе связано с Россией. Заключающийся в них исторический, бытовой и литературный материал далеко еще не исчерпан научно. Он относится отчасти к древнейшему, доваряжскому периоду русской жизни: такова, напр., Hervararsaga, автор которой пользовался очень древними, не дошедшими до нас песнями (лучшее издание — Bagge, «Norr öne Skrif ter» 1873; исследование Heinzel’я, «Ueber die Hervararsaga», в «Sitzungsberichte Венской акад.» 1877, т. 114). Большей частью содержание этих С. относится к варяжскому периоду. Рядом с легендарными мотивами мы находим здесь рассказы, производящие впечатление исторической правды и могущие до известной степени дополнить повествование русской летописи. Orvar-Oddssaga дает любопытную параллель к летописному рассказу о смерти Олега (последн. изд. Boer, Галле, 1892); сага об Эймунде («Eymundorsaga», пер. Сеньковского (в «Библ. для чтения», 1834) переносит нас в эпоху княжения Ярослава Мудрого и т. д. Много отрывочного материала дают и другие саги; он собран в устаревшем теперь издании «Antiquit és russes d’après les monuments historiques des Islandais et dos ancien s Scandinaves» (изд. Soci été des Antiquaires du Nord, Копенгаген, 1852). О Киеве в скандинавском предании см. Дашкович, «Приднепровье и Киев по некоторым памятникам древнесеверной литературы», в «Киевск. унив. известиях», 1886, 11, и А. Веселовский, «Киев — Град Днепра», в «Записках ром.-герм. отдел. Филол. общ. при Спб. университете», вып. I, СПб., 1888. На русский язык переведено очень незначительное число саг; кроме вышеуказанного перевода саги об Эймунде — «Извлечение из саги Олава, сына Триггвиева, короля Норвежского. Пребывание Олава Тр. при дворе Владимира Великого», пер. с исландского С. Сабинина; «Сага о Финнбоге Сильном», Ф. Д. Батюшкова («Журн. Мин. нар. просв.», 1885); «Сага об Эйрике Красном» С. Н. Сыромятникова (СПб. 1890; здесь повествуется об открытии Америки исландцами в конце X в. и об основании там первой исландской колонии в начале XI в.). Оба последние перевода снабжены предисловиями, посвященными характеристике С. вообще. Хороший краткий очерк исландской литературы с перечнем С. и библиографическими указаниями дает О. Brenner, «Altnordisches Handbuch» (2 изд. т. I; Лпц., 1896).
nordtravel.art
Скандинавия, Фенноскандия, Север
Сага. Исландское наследие
О сагах, литературных памятниках Исландии и Скандинавии
Саги – дошедшие до нас письменные литературные произведения прозаической формы, имеющие также и предшествующие устные повествования, записанные на древнескандинавском языке с конца XII по XIVвв в Исландии. Саги охватывают период истории и жизни скандинавских народов в основном с 930 по 1030 годы, в так называемый «век саг». Однако, часть литературных памятников охватывает более широкий период времени, а также описывает происходящие события далеко за пределами Скандинавии.
Старинная книга. Стилизация и фото: © Paolo Paradiso | Dreamstime.com
Что такое сага. Особенности. Какие бывают саги. Происхождение названия. Сага в прошлом и настоящем
Название сага произошло от древнескандинавского segja — сказывать, говорить (saga – сказание, сказ). Данное наименование относится как к устному повествованию, так и облечённому в письменную форму. Изначально у древних исландцев сагой именовались любые прозаические повествования, однако в наше время к сагам принято относить совокупность ряда литературных памятников, записанных в определённое время (XII-XIVвв).
Сага. литературный памятник Фото: © Ruslan Gilmanshin | Dreamstime.com
Трансформация саги в современности
В современном искусстве, в киноиндустрии и литературе термин «сага» распространился на произведения, сюжетами которых стали истории больших семей, даже в нескольких поколениях (семейная сага). Сюжеты подобных историй описывают, ведут своеобразную летопись становления, развития одной семьи (нескольких героев), происходящей в канве внутрисемейных, общественных, мировых, политических или иных событий. Наиболее известные литературные произведения, относящиеся к так называемым сагам это: «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Будденброки. История гибели одного семейства» Томаса Манна, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу; издания отечественной литературы, которые также можно отнести к настоящим семейным сагам: «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, «Вечный зов» Анатолия Иванова и др.
Экранизации по мотивам литературных семейных саг, а также сюжетные линии различных сериалов принято также называть сагами: кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джексона по произведениям Джона Р.Р. Толкиена, «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, «Вкус солнечного света» Иштвана Сабо, «Сумерки» Кэтрина Хардвика по роману Стефани Майер и др.
Изложение литературных произведений в стилистике саг было характерно для рыцарских романов Средневековья (так называемые рыцарские саги), а также пересказы классических сюжетов европейских романов, исторических событий, и описание деяний известных личностей («переводные саги»): «Сага об Александре», «Сага о троянцах», «Сага об иудеях», «Сага о римлянах» и т.д.
Средневековое каменное жилище в Исландии. Фото: © Nataliia Yankovets | Dreamstime.com
Однако наименование сага, в первую очередь, подразумевает именно прозаические литературные памятники, написанные на древнескандинавском языке в Исландии с XIII по XIVвв с описанием истории и жизни скандинавских народов.
Принципы и каноны саг
Описание главных событий, сюжета в сагах, как правило, придерживается чёткой хронологической последовательности и о том, сколько прошло лет со времени того или иного события, в полной мере следует из их контекста. Основному сюжету всегда предшествует представление главных действующих лиц, с описанием их родословной (сага может начинаться с рассказа о далёких предках героя, ведя отчёт от заселения Исландии или возникновения государств в Скандинавии и даже ранее): «Здесь говорится о том человеке, что звался…и он был сыном… И другой ещё человек…, а имя ему… Женат он был на…, детей их звали…». Для саг характерно большое количество персонажей, иногда числом более сотни. В традициях саг – дословное цитирование и отсылка к другим сагам или даже к сводам древнескандинавских законов.
Стиль изложения саг лаконичен и монотонен. Он лишён литературных мелизмов, с кажущейся безыскусностью просторечия. Наряду с этим, одним из важных достижений древнеисландской прозы является лаконизм и точность реплик в диалогах действующих лиц. Эмоциональный и внутренний мир героев саг не отображается через призму оценки, симпатий и антипатий автора, о нём повествуется крайне сдержанно, позволяя читателю самому догадываться о чувствах действующих лиц. Той экспрессии в передаче человеческих переживаний, свойственной современной литературе, в сагах найти не удастся. Взаимоотношение между полами в сагах описывается лишь в рамках сюжетной линии, а о любовной связи между мужчиной и женщиной не состоящими в браке, говорится лишь в форме намёка.
Сага. Фрагмент текста «Книги с Горы» (Bergsbók) с текстом «Большой саги об Олаве сыне Трюггви» (начало XV). Фото: общественное достояние (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bergsbók.jpg)
Классификация саг
Саги принято объединять в литературные циклы по времени действия и тематически.
Саги о древних временах
Саги, основанные на мифологии и героике древних сказаний, общей для всех германских народов, рассказывающие о легендарной истории Скандинавии, с элементами сказочности и мифологизма. Так, «Сага о Волсунгах» («Сага о Вёльсунгах», Vǫlsunga saga), написанная в XIII веке на древнеисландском языке, являясь одной из самых известных в цикле «Саг о древних временах» и относящаяся к так называемым лживым сагам (о них ниже), повествует о событиях, прошедших задолго до заселения Исландии. В повествовании широко используются мифологические сюжеты и персонажи, распространены литературные гиперболы. Это затрудняет разделение фактической основы сюжета от мифологии, делая «Сагу о Волсунгах», впрочем, ценным источником для изучения верований и обрядов дохристианского периода жизни скандинавских народов. Лживые саги принято относить к разновидности саг о древних временах, не предполагающих (скорее всего) первоначальной устной традиции. (Некоторыми исследователями принято относить и «Сагу об Инглингах» к сагам о древних временах, наряду с мнением о принадлежности её к королевским сагам («саги о королях»). Это произведение является одним из важнейших источников в изучении ранней истории Скандинавии.)
Старинная книга. Фото: © Janaka Dharmasena | Dreamstime.com
Саги о королях (королевские саги)
Произведения, описывающие события в скандинавских королевствах, преимущественно в Норвегии, рассказывающие о деяниях и жизни отдельных королей, также включающие в себя целые своды саг, посвящённых всей норвежской истории (написаны в более позднее время). К характерным особенностям данного литературного цикла можно отнести предполагаемого заказчика (церковного иерарха или правителя). Одной из ключевых саг данного цикла является королевская сага «Красивая кожа». Повествование, охватывающее историю Норвегии с IX по XII от жизни и правления Хальвдана Чёрного до Битвы при Ре в 1177 году. «Красивая кожа» послужила прямым источником для «Круга земного» Снорри Стурлусона, в ней широко используется и поэзия скальдов. Данная сага написана в Норвегии, возможно, что её автор (имя его неизвестно) был не исландцем, а норвежцем.
Музей саг в Рейкьявике. Исландия. Фото: © Chris Dorney | Dreamstime.com
Родовые саги (семейные), или саги об исландцах
Произведения, описывающие период исландской истории с 930 по 1030гг (век саг), повествующие о взаимоотношениях и истории исландских родов, о жизни исландцев, имеющие географическую привязку (преимущественно Исландия). В цикл входит около 50 литературных произведений, два из которых являются одними из первых письменных памятников североевропейской литературы и считаются наиболее выдающимися образцами исландского эпоса («Сага об Эгиле» (Egils saga Skallagrímssonar), «Сага о Ньяле» (Njáls saga). К не менее значимым сагам данного цикла можно отнести: «Сагу о Битве на Пустоши» (Heiðarvíga saga), «Сагу о людях из Лососьей долины» (Laxdæla saga), «Сагу о Гисли» (Gísla saga Súrssonar), «Сагу о Гуннлауге Змеином Языке» (Gunnlaugs saga ormstungu), «Сагу о Греттире», «Сагу о сыновьях Дроплауг», «Сагу о гренландцах» (Grœnlendinga saga) и др. Авторство ни одной родовых саг не известно (за исключением предположений, что автором «Саги об Эгиле» был Снорри Стурлусон), а точная датировка создания весьма условна и ограничена периодом с XIII века по начало XIV. К родовым сагам также относят «пряди об исландцах» – эпизоды из королевских саг, в которых рассказывается об исландцах, пребывавших на территории Норвегии.
Название саги об исландцах, в сущности, условно, это не любые саги, в которых рассказывается об исландцах. Саги, в которых говорится об исландцах, живших после XI в., не принадлежат к таким сагам, хотя одна из них даже называется «Сагой об Исландцах» (она входит в состав «Саги о Стурлунгах»).
-М. И. Стеблин-Каменский. Древнескандинавская литература
Саги о недавних событиях
Произведения описывающие события в Исландии, но в более поздний период, чем родовые саги, и являющиеся их разновидностью. Авторы этих саг являлись очевидцами происходящего, его участниками, записывали тексты со слов непосредственных свидетелей событий недавнего прошлого и настоящего. Данная разновидность саг отчасти пересекается с двумя другими — сагами о королях и сагами о епископах. Охватываемый период произведений — с 1220 по 1264гг. (Существует практика датирования этих саг более раннем временем, начиная с битвы на Тальниковом мысу 9 сентября 1208 года, и даже более ранним периодом). К одной из самых известных саг о недавних событиях относится своеобразная их компиляция — «Сага о Стурлунгах», составленная около 1300г в Исландии. Сюжетным ядром литературного памятника является «Сага об Исландцах» Стурлы Тордарсона (до 1284 года). Благодаря этому своду саг («Сага о Стурлунгах») до нас дошли многие произведения исландской литературы, характеризующиеся высокой степенью исторической достоверности и выдающимися литературными достоинствами.
Саги о епископах
Саги, причисляемые к разновидности саг о недавних событиях, описывающие становление христианства в Исландии, с биографиями высших иерархов исландской церкви. Описываемый период времени с 1000г по 1340гг. Записаны (приблизительно) с 1200-1350гг.
Древняя торфяная христианская церковь в Исландии. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Сага что это значит в литературе
Са́га (др.-исл. saga ) — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».
Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja — говорить, и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное время.
Содержание
Канон (принцип) саги
Уровни саг
Корпус текстов, известных нам как саги, традиционно разделяется на несколько циклов, в соответствии с обобщающей тематикой произведений:
Примечания
Литература
Ссылки
Королевские саги | Саги о Посошниках · Сага о Фарерцах · Сага о йомсвикингах · Сага о кнютлингах · Сага о Сверрире · Сага о Хаконе Хаконарсоне · Сага об Олаве Трюггвасоне · Хеймскрингла · Сага о Тинге · Сага о Кнютлингах |
---|---|
Саги об исландцах | Саги Городищенского Фьорда: Сага об Эгиле сыне Скаллагрима · Сага о Гуннлауге Змеином Языке · Сага о людях из Пещеры · Сага о Хельги сыне Халльварда Саги Широкого Фьорда: Сага о людях из Лососьей долины · Сага о Золотом Торире · Сага о Хитром Реве · Сага об Атли сыне Отрюгга · Сага об Асмунде сыне Атли Саги Западных Фьордов: Сага о Гисли сыне Кислого · Сага о Хаварде из Ледового Фьорда · Сага о названных братьях Саги Островного и Мысового Фьордов: Сага о Глуме Убийце · Сага о людях из Сварвадардаля · Сага о Льоте с Полей · Сага о Тьостольве Оборотне Саги Восточных Фьордов: Сага о Торстейне Белом · Сага о людях с Оружейного Фьорда · Сага о Хравнкеле Годи Фрейра · Сага о сыновьях Дроплауг · Сага о людях из Фльотсдаля · Сага о Торстейне сына Халля с Побережья · Прядь о Торстейне сына Халля с Побережья · Сон Торстейна сына Халля с Побережья · Сага о Гуннаре Дурне с Болотной Вершины Саги Медвежачьего Озера: Сага о Греттире сыне Асмунда · Сага о Кормаке · Сага о Торде Пугало · Сага о людях из Озёрной Долины · Сага о Халльфреде Трудном Скальде · Сага о битве на Пустоши · Сага о Союзниках Саги Косы Тинга: Сага о людях со Светлого Озера · Сага о людях из Долины Дымов и Скуте Убийце · Сага о Финнбоги Сильном · Сон Звёздного Одди · Сага о Храни Кольцо Саги Долины Кривой Реки: Сага о Ньяле · Сага о Торире из Рощи Саги Снежной Горы: Сага о людях с Песчаного Берега · Жизнь Снорри Годи · Сага о Бьёрне Бойце с Реки Хит · Сага о Барде Асе Снежной Горы · Сага о Виглунде · Сага об Иллуги Убийце Тёгльд Саги Речного и Килевого Мысов: Flóamanna saga · Сага о Хёрде и островитянах · Сага о людях с Килевого Мыса Сага о Рагнаре Кожаные Штаны и его сыновьях · Сага о Кетиле Лососе · Сага об Одде Стреле · Сага об Ане Лучнике · Сага о Хрольве Жердинке и его воинах · Отрывок из саги о нескольких древних конунгах в Дании и Швеции · О Форньоте и его роде · О конунгах Упплёнда · Сага о Хальве и воинах Хальва · Сага о Торстейне сыне Викинга · Сага о Фридтьове Смелом · Сага о Хромунде сыне Грипа · Сага об Асмунде Убийце Воинов · Сага о Стурлауге Трудолюбивом · Сага о Хрольве Пешеходе · Сага о Боси и Херрауде · Сага о Гаутреке · Сага о Хрольве сыне Гаутрека · Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков · Сага о Сёрли Сильном · Сага о Хьяльмтере и Эльвире · Сага о Хальвдане сыне Эйстейна · Сага о Хальвдане Воспитателе Браны · Сага об Иллуги Зяте Грид · Сага о Хульд Великой · Сага о Тидреке Поздние саги: Сага об Амбалесе · Сага об Асмунде и Трюггви · Сага об Асмунде Воспитаннике Себби · Сага об Асмунде Викинге · Сага об Эльвире Ловкаче · Сага о Горме Старом · Сага о Харальде Убийце Хринга · Сага о Хальвдане Старом · Сага о Хальвдане сыне Бёрка · Сага о гаутском ярле Херлауге · Сага о Хромунде сыне Грейпа · Сага о Краки и Бьольмаре · Сага об Оспаке сыне Энунда · Сага о Старкаде Старом · Сага об Ульве сыне Угги · Сага о Торстейне Воспитаннике Гейрневьи Кто и когда начал записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверятьПолучайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Как возникали старинные саги и что помогло их сохранитьВсе саги, за редким исключением, составляли в Исландии. Этот остров в северной части Атлантического океана, к западу от Скандинавского полуострова, был заселен в IX веке норвежцами, которые покинули родные края из-за конфликта с королем Харальдом I. Прошло немного времени – и появились первые саги, предания, в которых осмысливалось прошлое и настоящее исландцев. Сагами называли сказания о народе и его истории, о родах и родовых распрях, потом – о правителях, епископах, рыцарях. Слово saga на древнескандинавском и означало «сказание». Кстати, родственным этому термину стало и английское say («сказать»). Самые древние из письменных источников, где зафиксированы саги, относятся к XII веку, а большинство саг было сложено в период с X по XI век – это так называемый «век саг» или «эпоха саг». Рукописи составлялись в большом количестве вплоть до XV века, и благодаря этому сохранилось довольно большое количество этих образцов исландской литературы. Они же позволяют изучать историю средневековой Скандинавии и нашествий викингов, включая и их путешествия к славянским землям. Или все-таки не позволяют? Бог Один и другие персонажи сагСреди саг можно выделить несколько основных разновидностей. Рассказывали саги о древних временах – то есть о ранних периодах исландской и скандинавской истории. Эти правдивые повествования включали довольно значительное количество мифов и легенд, впрочем, и другие типы саг не были освобождены от некоторого вымысла. Нередко персонажем сказания становился бог Один, главный из пантеона богов германо-скандинавской мифологии. Появляясь в повествовании в облике почтенного старца, он часто помогает героям. Составляли «саги об исландцах», родовые саги – те подробно описывали истории распрей, случаи кровной мести, которая определяла жизнь многих поколений враждующих семейств. Саги вообще отличаются подробным, обстоятельным описанием всех действующих лиц и их генеалогии. Неспешный рассказ о том, как звали родителей героя, а затем его жену и прочих членов семьи, а потом все те же описания в отношении следующего героя младшего поколения, и так много раз – сейчас это могло бы показаться скучным, поскольку удаляет слушателя-читателя от поворотов сюжета, но для исландцев обойтись без этой составляющей было немыслимо. « Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой шведов, и он брал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале большое капище, и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель, и там было все его богатство. Отсюда пошло Уппсальское богатство и всегда с тех пор существует. При Фрейре начался мир Фроди Тогда были урожайные годы во всех странах. Шведы приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам. Его женой была Герд дочь Гюмира. Их сына звали Фьёльнир. Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами ». («Сага об Инглингах», ок. 1220 – 1230 гг., автор – Снорри Стурлусон). Саги и изучение истории ИсландииСаги об исландцах, как отдельная разновидность саг, рассказывали, помимо преданий о кровной вражде, историй о путешествиях викингов, еще и о том, как происходило переселение на остров первых колонизаторов. Вероятнее всего, такие повествования некогда включали в себя реальные события жизни исландцев, во всяком случае – в своем первоначальном изложении. В XI веке остров стал христианским, здесь появилась первая церковь (что, правда, не вытеснило скандинавских богов из исландского эпоса). Стали складывать так называемые саги о епископах, представлявшие собой жизнеописание христианских святых. Еще одной разновидностью саги была «сага о недавних событиях»: в этих случаях речь шла о том, что произошло либо при участии автора, либо стало ему известно непосредственно от одного из действующих лиц. Такие сказы включали большое количество мелких деталей, подробностей, отчего объем произведений мог доходить до тысячи страниц, а количество персонажей – и превышать это число. Обращаясь к сагам, можно изучать и историю, и мифологию Исландии – и чаще всего отделить одно от другого непросто или вообще невозможно. Маловероятна абсолютная правдивость рассказанного, прежде всего, из-за значительного, в несколько веков, промежутка времени между событиями и записями о них. Встречаются и саги-компиляции, как, например, сага о Стурлунгах, созданная для обобщения истории Исландии до подчинения ее Норвегии. Саги оказались ценным вкладом исландцев в европейскую литературу и в изучение средневековой истории. Но о тех же викингах они дают довольно смутное представление. История викингов закончилась намного раньше, чем появились первые рукописи со старинными сагами. Как и история таинственных берсерков, которых опасались племена восточных славян. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
|