Самолет судного дня сша что это
Американский самолёт судного дня «Ночной дозор» показали изнутри
В ролике показали зоны верхней и средней палубы, в частности, комната совещаний командования. Здесь каждое рабочее место оборудовано компьютерами, средствами связи. В этих отсеках можно и отдыхать, есть спальные места. Также показана кухня, обеспечивающая питание находящихся на борту самолета.
Самолет «Ночной дозор» (Nightwatch) E-4B создан на базе пассажирского лайнера Boeing 747 (самолет судного дня). В случае ядерного конфликта именно на этом самолете предполагается разместить президента США и министра обороны. Самолет является командным пунктом для руководства нанесением ответного ядерного удара и способен с дозаправкой находиться в воздухе не менее недели. В составе ВВС США с 1974 года находятся четыре «Ночных дозора».
Один из четырёх E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолёт Судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.
В настоящее время Пентагон намерен заменить сразу три типа воздушных командных пунктов, стоящих на вооружении американской армии: «Ночной дозор», «Борт номер два» и «Атакуй и уходи». При этом уточняется, что для этого будет выбрана единая воздушная платформа.
Самолет «Судного дня»
у них…
В Америке, на данный момент, таких самолетов 4, это E-4B, разработанный на основе гражданского самолета Boeing 747-200. Самолет предназначен для установления связи и управления в условиях полного или частичного разрушения наземной инфраструктуры в условиях ядерной войны. «Игрушка» очень дорогая, даже для экономики США. По стоимости E-4B на втором месте после B-2 Spirit, хотя до выпуска последнего много лет занимал первую позицию.
…и у нас
Это Ил-80, изделие Ил-86 ВзПУ, выпущенный в конце 80-х годов на базе стандартного пассажирского Ил-86. Воздушный командный пункт, или воздушный пункт управления. Он также как и его американский коллега предназначен для управления всеми видами вооруженных сил, включая РВСН, ВКС, подводным флотом, в общем, всеми видами. Их, как и «американцев» тоже 4 борта. Базируются они в 3-й специальной эскадрилье на аэродроме Чкаловский, на базе ГЛИЦ. Один из бортов (RA- 93642), в этом году прошел модернизацию, получив новое оборудование. Понятно, что основные технические особенности воздушного КП президента не разглашаются, но итак понятно, что он имеет все виды сверхзащищенной связи, включая спутниковую. В хвостовой части самолет имеет специальную выпускаемую антенну длинной 8км, для связи с подводными лодками. Еще борт не имеет иллюминаторов, и имеет минимально необходимое количество технических лючков и отверстий.
Ил-86 ВзПУ
Борт, который сейчас передается Минобороны РФ ОПК (приборостроительной корпорацией) по факту уже является самолетом второго поколения. И хоть «внешность» самолета практически не изменилась, начинка президентского пункта управления вобрала в себя все последние достижения в различных областях. На очереди разработка подобного самолета третьего поколения, с усовершенствованной аппаратурой. Во время критических ситуаций на воздушном командном пункте будут замыкаться все виды управления ВС РФ.
Все работы по модернизации оборудования БКТС – бортового комплекса технических средств, ведутся на нижегородском НПП «Полет», входящем в объединенную приборостроительную корпорацию в составе «Ростех».
Подобные самолеты имеют только две страны в мире, и вполне понятно какие. И судя по тому, что обе страны возобновили программы по воздушно командному пункту, возможность ядерного взаимодействия, в вероятном конфликте, со счетов никто не снимал.
«Самолёт Судного дня» Boeing E-4B
На случай полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами развитые страны имеют специализированные воздушные командные пункты для высшего политического и военного руководства. На вооружении ВВС США с начала семидесятых состоят четыре «самолета судного дня» Boeing E-4A/B. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор остаются важным элементом национальной безопасности.
Ответ на угрозы
На пике Холодной войны в США разработали и построили воздушные командные пункты (ВКП) нескольких типов с разными задачами. В 1965 г. на вооружение поступил ВКП EC-135J NEACP (National Emergency Airborne Command Post), предназначенный для высшего руководства страны, но уже в начале семидесятых его решили заменить более новой и совершенной машиной.
В феврале 1973 г. компания «Боинг» и ряд производителей радиоэлектронной аппаратуры получили от Пентагона заказ на создание самолета с шифром «481B NEACP», впоследствии обозначенного как E-4A. Его предлагалось делать на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 747-200. На борту ВКП должна была размещаться аппаратура от более старого EC-135J. Получившийся командный пункт сохранял требуемые возможности, но по летным данным превосходил предшественника.
Первый заказ предусматривал строительство двух ВКП E-4A, затем появились новые заказы. К осени 1973 г. планировалось принять в строй шесть машин, еще одна предназначалась для испытаний. Однако в итоге заказали всего четыре ВКП, причем последняя должна была строиться уже по обновленному проекту E-4B. Его можно было отличить от самолетов «A» по характерному кожуху радиоантенн на верхней части фюзеляжа.
Первый из будущих E-4A поднялся в воздух в июле 1973 г. Уже в 1974-м его поставили на дежурство. Строительство следующих машин затянулось и завершилось только в 1978-м. Годом позже сдали четвертый ВКП, выполненный по новому проекту E-4B.
Любопытно, что проект E-4A/B оказался самым дорогим в истории ВВС США. Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах. Этот рекорд побили только в конце следующего десятилетия с появлением бомбардировщика B-2A.
В начале восьмидесятых технику отправили на ремонт и модернизацию. С этих процедур все самолеты вернулись в комплектации типа «B». В 1994 г. самолеты получили новое обозначение NAOC (National Airborne Operations Center). Кроме того, они получили неофициальное прозвище Nightwatch («Ночной дозор» – в честь известной картины Рембрандта).
Аппаратура судного дня
E-4B построен на базе серийного Boeing 747-200 и сохраняет основные его агрегаты, хотя при переоснащении пришлось переделать планер. Также под замену пошли силовая установка и ряд общесамолетных систем. Вследствие этого по своим летно-техническим характеристикам E-4B близок к базовой машине. Важным отличием в этом контексте является наличие аппаратуры дозаправки в полете. Благодаря ей E-4B может оставаться в воздухе до 7 суток, причем этот срок ограничен, главным образом, запасами ресурсов для экипажа.
E-4B сохранил трехпалубную компоновку фюзеляжа. Верхняя отдается летным экипажам; на ней находятся кабина и каюты для отдыха. На месте основного пассажирского салона «747-200» последовательно располагаются кухонный отсек, салон для первых лиц государства со всем необходимым оснащением, конференц-залом и залом для совещаний, отсек коммуникаций и операторские места. В хвосте расположены помещения для отдыха дежурных смен. Нижняя палуба выделена для размещения разнообразного оборудования и отдельных рабочих мест.
По известным данным, самолеты E-4B несут полный спектр радиоэлектронной аппаратуры для управления вооруженными силами и приспособлены к работе в самых сложных условиях. В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам. Приняты и иные меры по повышению живучести и обеспечению безопасности экипажа и пассажиров.
Специальная аппаратура обеспечивает связь и прием данных от всех источников в вооруженных силах США и НАТО, а также обработку поступающей информации с последующей выдачей командованию. Затем осуществляется выработка и передача команд соединениям и частям. Особое внимание уделено связи и управлению стратегическими ядерными силами. В частности, для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км. Для решения задач связи и обработки данных на борту «Ночного дозора» имеется 29 автоматизированных рабочих мест, используемых офицерами штаба.
В зависимости от поставленных задач, E-4B может принимать на борт от 60 до 100 человек – летный экипаж, технический состав, штаб и верховное командование. Для экипажа и пассажиров обеспечиваются достаточно комфортные условия. Возможно длительное пребывание в воздухе с обеспечением отдыха и питания.
Самолеты на дежурстве
Первый ВКП E-4A заступил на дежурство в 1974 г., и вскоре к нему присоединились новые. К началу восьмидесятых работу командования могли обеспечить три машины версии «A» и одна «B». Вскоре такую разунификацию исправили путем модернизации более старых бортов.
Самолеты NEACP / NAOC несли дежурство на разных авиабазах. Один из них постоянно присутствовал на аэродроме Эндрюс (г. Кэмп-Спрингс, шт. Мэриленд), в непосредственной близости от основных военных и гражданских центров США – 10 км от г. Вашингтон. По штату, один из ВКП должен был находиться в полной готовности в ожидании приказа на взлет. Сразу после прибытия высокопоставленных лиц можно было подниматься в воздух. Такой порядок сохранялся до 1994 г.
Также E-4B вместе с другими спецбортами участвуют в зарубежных поездках руководства страны. Благодаря этому президент или министр обороны могут в любой момент занять место на ВКП и принимать стратегические решения. Кроме того, использование NAOC в качестве транспорта для руководства Минобороны упрощает управление вооруженными силами.
С 1994 г. самолеты E-4B могут использоваться в качестве временных командных пунктов в гражданских сферах. Самолет может прибывать в зону стихийного бедствия или иной катастрофы и выполнять функции управления до развертывания полноценного наземного КП. Впрочем, такими возможностями пользовались лишь несколько раз.
Еще не конец
Самолеты Boeing E-4B отличаются достаточно большим возрастом, и даже постоянные ремонты не позволяют продолжать эксплуатацию вечно. В начале 2006 г. Минобороны США объявило о намерении списать устаревшие самолеты и заменить их новыми, в срок до 2009 г. Однако уже в феврале 2007-го планы сократили, и утилизации теперь подлежал только один.
Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции, что и «Ночной дозор». В дальнейшем тема списания E-4B не поднималась. Эксплуатация такой техники продолжается до сих пор и не прекратится в ближайшем будущем.
По известным данным, техническое состояние и регулярное обслуживание позволяют продолжать эксплуатацию E-4B без каких-либо ограничений. После 2020-22 гг. возможны некоторые незначительные ограничения. Ресурса планеров хватит для активной эксплуатации в течение еще 12-15 лет.
В 2015 г. начались работы по модернизации самолетов. Согласно открытым данным, комплекс средств связи дополнили современными системами. За счет этого обеспечены новые коммуникационные возможности, повышена устойчивость к различным воздействиям и т.д.
Ключевой элемент обороны
Воздушные командные пункты E-4A/B создавались в разгар Холодной войны с учетом основных угроз того времени. В условиях риска обмена ракетно-ядерными ударами вооруженные силы противостоящих государств нуждались в надежной и устойчивой системе управления армиями, в т.ч. СЯС. Ответом на это стало появление различных специализированных комплексов, систем и образцов техники – одним из них стал американский ВКП E-4A/B. В дальнейшем обстановка в мире изменилась, но воздушные командные пункты остались на службе.
С момента начала дежурства самолетов NEACP / NAOC прошло почти полвека, но они до сих пор сохраняют свое место в ВВС США – благодаря уникальным возможностям и фактическому отсутствию альтернатив. E-4B по-прежнему остаются важнейшим элементом систем стратегического управления вооруженными силами США, и их замена пока даже не предвидится.
В США раскрыли тайну «самолета Судного дня»
Самолет СE-4B Nightwatch
Телеканал CNBC опубликовал видео, в котором рассказывается об американском «самолете Судного дня» E-4B Nightwatch, который может быть использован Пентагоном в случае гипотетического ядерного конфликта.
Машина представляет собой модифицированную версию дальнемагистрального лайнера Boeing 747 и используется в качестве мобильного резервного командного пункта американского оборонного ведомства на случай ядерной войны.
Член экипажа сообщил журналистам, что самолет готов к полету 24 часа в сутки семь дней в неделю.
В верхней части его фюзеляжа размещены более 60 спутниковых тарелок и антенн, которые обеспечивают связь с кораблями, подлодками, военными самолетами в любой точке планеты. На борту воздушного судна может поместиться до 112 человек. Внутри него находятся 18 кроватей, шесть ванных комнат, кухня, конференц-зал, рабочее пространство и кабинет для руководства Пентагона.
Другие сведения об оборудовании самолета засекречены. Вопреки расхожему представлению, на E-4B Nightwatch нет передовой электроники, отметил телеканал. Разработчики предпочли использовать «аналоговые системы», посчитав их более подходящими для эксплуатации в условиях после ядерного взрыва. В частности, они меньше пострадают от электромагнитного импульса после разрыва ядерной бомбы, уточнил собеседник телеканала.
В марте этого года военную авиабазу «Оффатт» в штате Небраска, на которой и базируются американские воздушные командные пункты (ВКП), затопило во время наводнения из-за резкого повышения уровня воды в реке Миссури, сообщал командующий 55-м авиакрылом ВВС США полковник Майкл Манион.
Он уточнил, что «Оффатт» был затоплен водой почти на треть, было повреждено 30 из 200 зданий. Вода, по его словам, проникла в несколько ангаров, где как раз находились Boeing E-4B Nightwatch. Манион подчеркнул, что под водой также оказался почти километр взлетно-посадочной полосы. Впрочем, он не уточнил, был ли нанесен ущерб самолетам.
Позже официальный представитель авиабазы Райан Хэнсен сообщил, что американским ВВС пришлось перебросить самолет Boeing E-4B Nightwatch на другой аэродром. По его словам, в общей сложности перемещены были девять самолетов Boeing E-4B Nightwatch и восемь самолетов-разведчиков RC-135 Rivet Joint.
В настоящее время «самолетами Судного дня» располагают только США и Россия.
За день до публикации видео CNBC о российских ВКП рассказал замминистра обороны Алексей Криворучко в ходе посещения нижегородского научно-производственного предприятия «Полет». Он сообщил о завершении опытно-конструкторских работ по модернизации ВКП на базе самолетов Ил-80 и Ил-82, третье поколение которых впоследствии поступит на вооружение ВКС России.
Разработчики проекта отмечали, что третье поколение этих самолетов будет создано на базе Ил-96-400. О работе над ним в конце 2016 года объявил гендиректор входящей в «Ростех» Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин.
Благодаря техническим характеристикам комплекса становится возможным управление Сухопутными войсками, Военно-морским флотом, Воздушно-космическими силами, Ракетными войсками стратегического назначения.
При передаче Ил-80 Минобороны в 2015 году в ОПК уточнили, что это воздушное судно может принять на свой борт высший командный состав Вооруженных сил, оперативную группу офицеров Генштаба и специалистов технической группы, которая несет ответственность за работу спецоборудования самолета.
Помимо этого, Криворучко сообщил о гипотетической возможности создания нового воздушного командного пункта на базе вертолета Ми-38.
«НПП «Полет» зарекомендовал себя как поставщик надежных авиационных систем обеспечения связи различных уровней. Планируем в текущем году открыть с «Полетом» новую работу по созданию воздушного пункта управления на базе вертолета Ми-38», — отметил он.
Замминистра обороны обратил внимание на то, что «Полет» досрочно сдает оборонному ведомству различные комплексы радиосвязи и проводит глубокую модернизацию бортовой аппаратуры ВКП Ил-22М11 и самолета-ретранслятора Ту-142МР.
Особенностями вертолета Ми-38 являются высокие летно-технические характеристики, прогрессивная и надежная конструкция вертолетных систем, а также интегрированное бортовое оборудование. Основная часть конструкции его фюзеляжа создана из алюминиевых сплавов и композиционных материалов, а отдельные узлы и детали изготовлены из стали и титана.
Самолёты возмездия и Судного дня: что известно о секретных бортах правительства России и США
История техники, которая призвана стать убежищем президентов в случае ядерной войны.
В начале ноября СМИ сообщили о краже оборудования с секретного самолёта Военно-воздушных сил России. Он находился на плановой модернизации в городе Таганрог. Злоумышленникам удалось похитить радиолокационного оборудования стоимостью в один миллион рублей, а источники в авиационной и военной отрасли спорят о последствиях преступления.
Авиация первых лиц устроена практически одинаково, но как минимум у двух стран есть самолёты, которые станут воздушными пунктами управления страны, если нахождение на земле станет небезопасным. В США приняты на вооружения четыре Boeing E-4B «Nightwatch», а в России такое же количество Ил-86 ВзПУ (Ил-80).
История и текущее состояние воздушных командных пунктов — секретная информация. Известные факты о самолётах добываются через редкие утечки данных, пресс-релизы и статьи энтузиастов авиации.
Идея организовать командные пункты на самолётах стала активно обсуждаться во время Карибского кризиса — одного из самых напряжённых моментов Холодной войны, когда США и СССР стояли максимально близко к ядерным бомбардировкам. Америка, располагая гораздо большим ядерным арсеналом, первой разработала план ядерной войны как тотального уничтожения всего живого на территории противника.
Позже командование пересмотрело тактику из-за близости СССР к Европе, но в 60-ые предполагались обоюдные массовые бомбардировки, во время которых правительство укроется под землёй. Напряжённость на Кубе изменила представление о вероятном военном конфликте. Стороны убедились, что могут обстреливать врага как с сопредельной территории, так и использовать дальнюю бомбардировочную авиацию.
Разведки обеих сторон регулярно перехватывали сообщения о движениях противника, применяя современные радиолокационные средства. Кроме того, шпионы, перебежчики и высотные самолёты-разведчики регулярно раскрывали расположения военных частей и потенциальных мест укрытий. Проблему мобильности и безопасности командования предстояло решить воздушным командным пунктам.
Одновременно США и СССР начали разрабатывать самолёты, которые смогут принять на себя роль пункта управления войсками. Гражданский Ил-18 и самолёт-заправщик Boeing C-135 Stratolifter (во многом схожий с гражданским Boeing 707) отправились на доработку, получив многочисленные радиолокационные средства и устройства связи.
Внешне воздушные командные пункты от других самолётов можно отличить по увеличенным обтекателям сверху (часто называемые «горбом»), и антеннам на фюзеляже. В зависимости от задач, обтекатели могут быть по бокам или даже на носу самолёта. В них расположена техника, которая не поместилась в фюзеляж, или она должна быть изолированна от другой электроники самолёта.
Экипаж таких судов состоит в основном из офицеров связи и боевого управления, которые обеспечивают взаимодействие между разными войсками. Личный состав координирует действия на земле, воздухе и воде наравне с наземными пунктами.
Boeing EC-135 построили в рамках проекта «Стекло». Название содержит основную идею воздушных командных пунктов — они отражают функции наземных командных пунктов.
Конструкторы решали сложную задачу: уместить всё громоздкое и тяжёлое оборудование внутри гражданского лайнера, который можно обслужить и заправить на любом аэродроме. Также требовалось сохранить комфорт для людей внутри, поэтому количество рабочих мест серьёзно ограничили.
Американцы приняли самолёт на вооружение ещё в 60-ых, а советская машина поднялась в воздух в начале 70-ых. Несколько десятков «Боингов» в различных модификациях состояли на боевом дежурстве до 1998 года, когда их заменили современные машины, а модернизированный турбовинтовой Ил-22 до сих пор на вооружении российской армии.
Передвижные командные пункты решают задачи оперативного управления войсками, но эти самолёты непригодны для высшего командования, включая президента. Решить задачу безопасных полётов предстояло новым машинам.
Самолёты первых лиц государств представляют собой передвижные резиденции, в которых есть всё необходимое для бесперебойной работы, включая средства секретной правительственной связи. При этом в современной истории есть эпизод принятия присяги президентом США на «Борту номер один». Линдон Джонсон, преемник Джона Кеннеди, вступил в должность на борту специального Boeing 707 через несколько часов после убийства президента в Техасе.
Несмотря на то, что самолёты президентов и высших военных чиновников оснащены множеством систем безопасности (улучшенная радиоактивная защита, система защиты от ракет), им требуется посадка для заправки и обслуживания. В случае ядерной войны, когда основные аэродромы разрушены, от продолжительности полёта зависит выживаемость всего экипажа.
В 70-ых гражданская авиация шагнула вперёд с появлением Boeing 747, который поднимал на 30% больше груза и летел на 3 тысячи километров дальше. Американцы в 1973 году запустили проект конверсии гражданского самолёта, где разместились не только связисты, но и высшее командование, включая президента. СССР отставал — первый широкофюзеляжный Ил-86 первый раз взлетел на семь лет позже, а конверсия в командный пункт началась к концу 80-ых.
Новые самолёты назвали Ил-80 и Boeing E-4. Обе машины строились так, чтобы достичь максимальной автономности полёта (время в воздухе без возврата на основной аэродром): разработчики установили уникальную для подобных лайнеров систему заправки в воздухе и увеличили топливные баки. Данные о продолжительности полёта засекречены, но экипаж «Боинга» говорит про восьмидневный беспрерывный полёт.
Одна из главных оборонительных функций самолёта — защита экипажа от электромагнитных волн и радиоактивных частиц, вызванных ядерным взрывом. По этой причине фюзеляж дополнительно укреплён, существенно сокращено количество иллюминаторов (в Ил-80 отсутствуют все, кроме остекления кабины), дверей для людей и люков для грузов.
Состав электротехнического оборудования самолётов засекречен, но исходя из задач машин и информации от побывавших на борту, большая часть оборудования представляет собой простые технологии из 70-ых и 80-ых.
Это достаточно распространённое заблуждение (о современной электронике на борту — прим. TJ ), но у самолёта нет тачскринов или других подобных технологий в кабине пилотов или где-либо ещё. Условия, при которых данный самолёт должен летать, требуют аналоговых технологий. Современная электроника просто сгорит во время ядерной войны.
Оба самолёта содержат не только места для работы персонала, но и необходимые бытовые помещения — кухни, душевые и комнаты отдыха. Из-за дополнительного оборудования и укрепления несущей части самолёта (планера) для защиты вырос и его финальный вес. По этой причине управляют им лишь пилоты высшего класса, а для взлёта и посадки используются подготовленные полосы.
Уникальность самолётов обеспечила им известность за пределами армии. В США воздушные командные пункты часто называют «самолётами Судного дня», подразумевая, что они останутся последними укрытием власти в случае ядерной войны. Неизвестно, кто и в какой момент дал прозвище воздушным судам, но название стало нарицательным и для российских разработок.
Об усовершенствовании лётных характеристик Ил-80 информации нет. У Boeing существовала модификация E-4A, у которой были базовые двигатели, а большинство оборудования переставили с предшественника EC-135. К 1985 году самолёты унифицировали, закрепив название E-4B «Nightwatch».
Несмотря на всю схожесть, российские и американские самолёты используются совершенно по-разному. «Боинг» сопровождает президента США в каждой поездке, а один самолёт используется министром обороны как стандартный транспорт в зарубежных командировках. Колоритный борт иногда путают с самолётом президента США из-за внешней схожести — Boeing VC-25 также базируется на Boeing 747.
Самолёт пользуется популярностью. Моё самое яркое воспоминание — когда в Мюнхене мы заметили пилотов президента Путина, сидящих в кабине своего самолёта и фотографирующих наш.
11 сентября 2001 года, сразу после атаки на Башни-близнецы, свидетели говорили о кружащем в небе крупном самолёте. Никто не смог идентифицировать борт, но достаточно быстро возникли теории заговора: якобы «Боинг» был в небе до тарана террористами зданий, а с его борта власти координировали действия. Скептики предполагают, что на разведку в беспилотную зону отправили один из «самолётов Судного дня» для оценки обстановки, а в небе, возможно, был «младший брат» Boeing E-6 Mercury с той же задачей.
В тот же день сделали известное фото американского самолёта на аэродроме военной части в штате Небраска, куда прилетел Джордж Буш. На базе «Оффатт» базируются все четыре E-4B, и там же расположен бункер, в котором временно укрылись высшие чины правительства США.
В отличие от американского судна, интерьер российского судна неизвестен. Отдел по связям с общественностью 55 авиационного крыла Военно-воздушных сил США несколько раз демонстрировал на видео бытовые условия и даже рабочие места операторов «Боинга».
Российский самолёт остаётся большей загадкой — чаще всего его наблюдают при перегонах к местам предполагаемого ремонта или модернизации. Общественности самолёт показали только в 2005 году, подробно не раскрывая характеристики.
Часто «российские самолёты Судного дня» обнаруживают в полном составе на аэродроме базирования Чкаловский. Военные журналисты отмечают, что Ил регулярно участвуют в учениях, но о боевом применении, хотя бы как пункта связи, информации нет.
Наиболее известное появление самолёта случилось в 2010 году, когда Ил-80 участвовал в Параде Победы. Борт пролетел в сопровождении истребителей МиГ-29 над Красной площадью.
7 декабря СМИ сообщили о краже оборудования с Ил-80, стоящего на модернизации в городе Таганрог. Он проходит обслуживание и модернизацию по программе обновления всех воздушных командных пунктов, запланированной ещё в 2015 году. Причины задержки неизвестны, но зачастую основной проблемой называют различную комплектацию каждого самолёта.
Советские инженеры, выполняя заказ военных, ориентировались на существующие в тот момент рода войск (объединения с уникальной функцией и одинаковым вооружением). Распад СССР и многочисленные реформы российской армии оставляли воздушные пункты без планового обновления. Текущие работы часто называют унификацией.
Различные источники и эксперты военной отрасли спорят как о размере ущерба, так и о последствиях кражи. Про похищенное оборудование иногда говорят как об отслужившим и бесполезном, а иногда предполагают раскрытие государственной тайны. Последнее считается маловероятным, так как любое сложное радиотехническое оборудование работает только в комплексе, а получение некоторых деталей не позволит восстановить алгоритмы шифрования связи или получить значимые технологии обработки информации.
Целью кражи, вероятно было не столько само оборудование, сколько драгоценные металлы, входящие в его состав. Военные средства связи производятся с большим запасом надёжности, что означает повышенное содержание золота, серебра и даже платины в контактах системных плат.
Неизвестно, как злоумышленники попали в самолёт и как сняли оборудование. Фюзеляж любого самолёта — многослойная структура, которую невозможно сломать подручными средствами, а демонтаж радиотехнического оборудования требует специальных навыков и знаний.
С американским самолётом последний крупный инцидент произошёл в 2019 году, когда затопило часть ангаров на военной базе в Небраске. Ни один из специальных бортов не пострадал, но повреждения инфраструктуры базы не позволяли выполнить обслуживание самолётов в полном объёме.
Погода вредит «Боингам» не первый раз. В 2017 году торнадо повредил два из четырёх бортов. Третий самолёт находился на модернизации в Техасе, что означает лётную готовность только одного борта. СМИ называли E-4 устаревшими и поднимали вопрос о целесообразности второго по дороговизне судна в истории военной авиации США. Производство каждого самолёта обошлось казне в 258 миллионов долларов.
Обострившиеся отношения между странами-владельцами «самолётов Судного дня» напомнили о возможности глобального конфликта, включая обоюдные массированные бомбардировки. И если в начале века власти рассматривали сокращение затрат на стратегическое вооружение, то к 2020 всё чаще распространяется информации о замене самолётов на новые.
В середине 2010-ых окружение Джорджа Буша предлагало отказаться от дорогостоящих самолётов, которые будут полезны только в случае глобальной войны. Именно после этих событий E-4B стал штатным транспортом Министра обороны США, чтобы оправдать содержание и обслуживание простаивающего доработанного Boeing 747.
Вопросы списания действующих судов и замены на более современные периодически поднимаются как в России, так и в США. Американское командование рассматривает план, согласно которому тяжёлый E-4B заменят на более лёгкий и дешёвый в обслуживании самолёт. Базой может стать как Boeing E-6 Mercury, так и некая новая разработка. Впрочем, для текущей машины это уже третий раз, когда говорят о её замене или модернизации.
Российские Ил-80 отчасти стали жертвой распада Советского Союза. Базовый Ил-86 проиграл конкуренцию иномаркам на открытом рынке из-за маломощных и шумных двигателей.
Несмотря на высокую надёжность (одна катастрофа с человеческими жертвами за 21 год эксплуатации) выпустили всего 106 самолётов, и на данный момент ни один из гражданских самолётов не эксплуатируется.
Кризис советской, а позже и российской, гражданской авиации, не помог проекту воздушного командного пункта. Отсутствие инфраструктуры и опыта обслуживания крупных отечественных лайнеров увеличивает стоимость содержания, а малая дальность полёта (около 3800 километров против 11000 километров у «Боинга») не позволяет использовать его для международных перелётов и сопровождения президента.
В России есть два Ил-82, построенных на базе тяжёлого военного транспортного самолёта Ил-76. По своему функционалу и технической начинке самолёты, вероятно, идентичны Ил-80, но базовая модель самолёта не предназначена для длительной транспортировки пассажиров. Тем не менее, по заявлениям армейских чинов, оба типа воздушных командных пунктов модернизируются одновременно.
В октябре 2020 года ТАСС сообщило о строительстве новых самолётов, способных заменить Ил-80 и Ил-82. Судна построят на базе Ил-96-400М, производство которого возобновили после десятилетнего простоя. Самолёт представляет собой Ил-96-300 (модификация Ил-96-300ПУ — самолёт президента России) с новыми двигателями, которые создаются в рамках сотрудничества с Китаем по созданию нового дальнемагистрального пассажирского самолёта.
Об аналогах Boeing E-4B и Ил-80 в мире ничего неизвестно. Страны НАТО и «основные союзники вне НАТО» используют «Боинги» на базе модели 707, узкофюзеляжные Embraer и Saab как авиационные системы дальнего радиообнаружения и наведения. Управление войсками не является основной задачей подобных самолётов, но такая функция упоминается у израильской разработки, которая может базироваться даже на транспортном Ил-76.
Другие ядерные державы не заявляли о существовании и не демонстрировали свои собственные «самолёты Судного дня». Йенс Столберг, генеральный секретарь НАТО, рассказал, что военные всё больше внимания уделяют развитию искусственного интеллекта и Big Data, а не традиционному вооружению, к которым относятся воздушные разведчики и командные пункты.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.