Самолет в минске посадили что случилось

Задержанной в Беларуси россиянке Софье Сапеге предъявлено окончательное обвинение. Ей грозит шесть лет тюрьмы

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Следственный комитет Беларуси предъявил россиянке Софье Сапеге, задержанной в мае в Минске после экстренной посадки самолета Ryanair, окончательное обвинение в разжигании ненависти (ч. 3 ст. 130 УК). Об этом сообщает русская служба Би-Би-Си со ссылкой на источники.

Россиянку сняли с рейса вместе с журналистом, основателем белорусского оппозиционного Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем. Его обвинили в разжигании социальной вражды, организации массовых беспорядков и организации действий, грубо нарушающих общественный порядок.

По данным источников Би-Би-Си, Сапега находится в тяжелом психологическом состоянии, она подавлена и растеряна, не спит по ночам. Только после приговора суда Сапегу смогут экстрадировать в Россию.

С 20 октября она находилась под домашним арестом в белорусском городе Лиде, в квартире родителей, где прописана. При этом несколько месяцев родители не имели возможности связаться с ней. В пятницу, 3 декабря, девушку вызвали в Следственный комитет.

Напомним, для ареста пары белорусские власти провели целую спецоперацию, вызвавшую международный скандал. 23 мая самолет Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс, посадили в аэропорту Минска после получения сообщения о минировании. По поручению Александра Лукашенко для сопровождения пассажирского самолета в небо был поднят истребитель. Команду посадить самолет отдал лично Лукашенко.

10 августа Софья Сапега появилась в эфире шоу «Это другое» на государственном телеканале «Беларусь 1». В интервью россиянка рассказала о событиях 23 мая. По словам Сапеги, «из разговоров с Романом был сделан вывод», что к посадке самолета Ryanair в Минске причастен «кто-то из рабочего коллектива» Протасевича. Она добавила, что «никакие сотрудники КГБ в самолете ничего не делали с нами». «Их не было», — подчеркнула россиянка.

Ранее издание Vice сообщало, что за белорусским оппозиционером Романом Протасевичем велась слежка еще на территории Греции, откуда он и вылетел самолетом Ryanair. Эту информацию изданию предоставил источник в Греческой национальной разведывательной службе. Согласно этим данным, за Протасевичем на протяжении всего его отпуска следили как минимум три оперативника.

Греческие спецслужбы изучили записи с камер наблюдения в отелях и аэропорту и пришли к выводу, что журналист был под наблюдением, в том числе во время поездки на Крит со своей девушкой Софьей Сапегой. Отмечалось, что оперативники действовали в интересах Минска, при этом у них якобы были российские паспорта. Они подтвердили факт нахождения Протасевича на борту рейса Афины — Вильнюс, после чего самолет был посажен в аэропорту Минска.

В июне Романа Протасевича и Софью Сапегу перевели из СИЗО КГБ под домашний арест. В Следственном комитете Белоруссии сообщили, что обвиняемые заключили сделку со следствием и дают признательные показания. 9 августа Александр Лукашенко, комментируя дело Протасевича, сказал, что «он сейчас практически на свободе».

Источник

Почему самолет Ryanair был вынужден сесть в Минске и что будет дальше?

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Автор фото, EPA/STRINGER

Литва, куда направлялся самолет из Афин, с 25 мая запретила авиасообщение с Беларусью

Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске лайнера, который летел 23 мая из Афин в Вильнюс, «государственным угоном самолета». Борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось.

Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По мнению О’Лири, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Би-би-си отвечает на основные вопросы о том, как самолет, который летел из Афин в Вильнюс, оказался на земле в Минске и какие последствия может иметь эта вынужденная посадка.

Как экипаж получил сигнал о минировании? Кто его дал?

Авиакомпания Ryanair вечером 23 мая заявила, что указание посадить самолет в Минске дали белорусские диспетчеры.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Другой отрезок опубликовал канал ОНТ. По его данным, о минировании самолета сообщил белорусским властям командир экипажа, и именно пилоты Ryanair запросили посадку в Минске «согласно существующим международным инструкциям». Однако в записи разговора, который приводит канал, именно служба безопасности аэропорта сообщает, что «получила информацию по e-mail».

Правда ли, что самолет пытался уйти от преследования истребителей?

Точный ответ на этот вопрос дать сложно.

Командующий ВВС Белоруссии Игорь Голуб в свою очередь заявил на брифинге, что лайнер никто не принуждал к посадке и что дежурный экипаж истребителя МиГ-29 взлетел только через 17 минут после того, как поступил сигнал о возможном минировании рейса.

В каких случаях государство имеет право перехватывать и сажать гражданские суда? Как это регулируется?

Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется, в частности, Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. В 1984 году она была дополнена специальной статьей 3 bis, посвященной перехвату. По ней в случае перехвата жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного суда не должны подвергаться опасности.

При этом государство имеет право требовать посадки самолета в конкретном аэропорту, если воздушное судно «совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями конвенции».

Как сказал Би-би-си доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш, если что-то произошло на борту судна, то уголовная юрисдикция принадлежит государству, в котором зарегистрирована авиакомпания.

По Чикагской конвенции перехвата гражданских воздушных судов следует избегать и предпринимать его только в качестве крайней меры.

Таким образом, у пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали, говорит Богуш. Но белорусские власти международное право безусловно нарушили, считает он: «Версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет».

Монреальская конвенция регулирует борьбу с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Впрочем, Беларусь присоединилась к ней с оговоркой, согласно которой она не признает юрисдикцию международного суда на разрешение споров, связанных с этой конвенций, отметил Дегтярев.

Есть еще Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, говорит он, но она касается непосредственно угона самолета и вряд ли может здесь быть использована.

Пассажиры, политики и Дмитрий Песков. Что говорят о задержании Протасевича

Были ли в практике авиасообщений случаи, когда заставляли сесть самолет, на борту которого был разыскиваемый человек?

Ситуацию с самолетом Ryanair можно назвать беспрецедентной, сказал Би-би-си Лукашевич.

В связи со случившимся сейчас вспоминают инцидент 2013 года. Тогда несколько европейских стран заблокировали использование своего воздушного пространства боливийским государственным самолетом Эво Моралеса из-за подозрений в том, что на нем находился Эдвард Сноуден, который слил файлы разведки США. Хотя правительственные самолеты не подпадают под действие соответствующих конвенций, страны извинились, когда самолет приземлился в Вене и оказалось, что Сноудена на борту не было.

Однако были и случаи, когда пассажирские самолеты сажали ради задержания пассажира. Так, в октябре 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел в Минск из киевского аэропорта Жуляны, однако вскоре был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По данным ТАСС, за 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера немедленно возвращаться в «Жуляны» без объяснения причин.

По информации «Белавиа», командиру корабля сообщили, что «в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители». В Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали, боевые самолеты в итоге использованы не были.

Президент Украины Петр Порошенко тогда в телефонном разговоре с белорусским президентом Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.

Как можно привлечь Беларусь к ответственности?

Эффективных механизмов привлечения государства к ответственности за нарушение Чикагской конвенции нет, считает Богуш. Сначала нужно пройти многоступенчатую процедуру разрешения споров в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и только она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге.

Белорусские власти, по его словам, формально могут ссылаться на то, что информация об угрозе самолёту поступила, они должны были проверить пассажиров и среди них «случайно» оказался обвиняемый в серьёзных преступлениях гражданин Беларуси.

В свою очередь Богуш полагает, что если государство, где зарегистрировано воздушное судно, докажет в ИКАО, что самолет был перехвачен не в целях конвенции, оно может поставить вопрос о компенсации.

Поможет ли международное право Протасевичу

Лидеры Евросоюза в своих заявлениях отдельно требуют освободить Протасевича. Белорусские силовики говорят, что задержали гражданина Беларуси на ее территории.

Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича, полагает он: «Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться».

По мнению Богуша, в целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать.

Вечером 24 мая Великобритания первой ввела запрет на полеты в страну белорусской авиакомпании «Белавиа» и рекомендовала британским авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси.

Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству проработать прекращение прямого авиасообщения с Беларусью, сообщила пресс-служба главы государства.

Поздно вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским компаниям летать в Евросоюз. Также лидеры стран ЕС призвали европейских перевозчиков отказаться от полетов в Беларусь.

До этого агентство Блумберг сообщало, что Евросоюз обсуждает возможность полного прекращения полетов через Беларусь, а также приостановку наземного транзита.

ИКАО называла инцидент возможным нарушением Чикагской конвенции, но позже заявила, что этот документ не покрывает «право на закрытие воздушного пространства и приземление самолета».

Некоторые авиакомпании уже оперативно изменили свои маршруты. Например, в понедельник рейс венгерского лоукостера Wizz Air из Киева в Таллин был направлен в обход воздушного пространства Беларуси. Облетать страну начали лайнеры австрийской авиакомпании Austrian Airlines и латвийской Air Baltic. В Росавиации при этом заявили, что российские авиакомпании продолжают полеты в Беларусь и над Беларусью в штатном режиме.

Автор фото, PETRAS MALUKAS/GETTY IMAGES

МИД Литвы рекомендовал своим гражданам покинуть Беларусь после инцидента с самолетом

Сразу несколько стран обвинили власти Беларуси в авиационном пиратстве. Так, руководитель авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку Боинга в Минске «угоном, совершенном при поддержке государства», а МИД Греции обвинил Минск в «акте государственного авиапиратства».

Российские власти с такой позицией не согласны и припоминают подобные шаги со стороны других стран. Например, Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Польшу и Румынию «воздушными пиратами», вспомнив ситуацию 2017 года: тогда пассажирский самолет компании S7, на борту которого правительственная делегация во главе с Рогозиным летела в Кишинев, не пропустили через воздушное пространство Румынии и Польши. В итоге самолет сел в Минске.

С точки зрения международного права авиационное пиратство состоит в первую очередь в незаконном захвате воздушного судна и регулируется Конвенцией ООН, принятой в декабре 1970 года. Однако в ней написано, что совершить такое преступление может только человек, который находится на борту самолета.

Источник

Что грозит Минску из-за задержания лайнера с экс-главредом NEXTA. Главное

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Днем 23 мая в Минске задержали Романа Протасевича, сооснователя и бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA, который власти Белоруссии признали экстремистским. Протасевич был на борту пассажирского самолета авиакомпании Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс. Когда лайнер пролетал над территорией Белоруссии, экипаж был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Минска.

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Международная реакция на произошедшее

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Как задержание самолета объясняют власти Белоруссии

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

Случались ли подобные инциденты в прошлом

«Не помню случая, который можно было бы считать копией того, что произошло. Конечно, в истории гражданской авиации были инциденты с посадкой самолетов с нарушением экстерриториальности борта, в последнее время такое было в 2013 году, когда из-за подозрений, что на борту самолета президента Эво Моралеса находится Эдвард Сноуден, самолет был вынужден совершить посадку в Вене», — заявил РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Самолет Моралеса летел из Москвы в Боливию, когда для него закрыли свое воздушное пространство Франция и Португалия, Италия и Испания. Борт президента был вынужден приземлиться в Вене, а его пассажиры — пройти паспортный контроль. После того как выяснилось, что на борту Сноудена нет, самолет президента смог продолжить полет.

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

«Инцидент с президентским самолетом вызвал большой резонанс, но резонанс был купирован, потому что Сноудена не было на борту. В данном случае это не президентский борт, но поскольку человека сняли и, по всей видимости, задержали — считать инцидент исчерпанным нельзя», — продолжил Кортунов. По его мнению, произошедшее говорит об определенной неуверенности белорусских властей: «Зачем идти на такие крайние и неоднозначные меры, если ты считаешь, что твои оппоненты маргиналы» — также эти действия позволяют всем, кто недоволен происходящим в Белоруссии, продолжать свою активность, указывает Кортунов. Он полагает, что авиакомпания может предпринять юридические действия, а политики в ЕС — принять новые решения в отношении белорусских властей.

В феврале 2010 года ВВС Ирана принудительно посадили самолет Boeing 737 авиакомпании «Кыргызстан», летевший из Дубая в Бишкек. Это было сделано ради задержания лидера действующей на юго-востоке страны суннитской террористической организации «Джундалла» Абдульмалика Риги и его соратника.

21 октября 2016 года диспетчер управления воздушного движения районного центра «Киев» сообщил экипажу вылетевшего из украинской столицы самолета «Белавиа», что лайнер должен немедленно вернуться в аэропорт Жуляны. По возвращении в Киев сотрудники правоохранительных органов сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна, который был активистом «Антимайдана». После допроса и обыска он был отпущен.

Что может грозить Протасевичу в Белоруссии

В 2015 году Роман Протасевич вместе со Степаном Путило основали YouTube-канал NEXTA («Нехта»). Несколько лет спустя «Нехта» перешел в Telegram, позже канал разделился на NEXTA и NEXTA Live. Они освещали протестные акции в Белоруссии, которые начались в августе 2020 года после президентских выборов. За это время редакция неоднократно призывала подписчиков выйти на несогласованные митинги, а также просила делиться информацией о превышениях должностных полномочий со стороны силовиков.

Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть фото Самолет в минске посадили что случилось. Смотреть картинку Самолет в минске посадили что случилось. Картинка про Самолет в минске посадили что случилось. Фото Самолет в минске посадили что случилось

В октябре прошлого года белорусский суд признал NEXTA Live и его логотип экстремистскими. Редакция ресурса в ответ сменила название канала на «НЕХТА Live». После этого Протасевич объявил, что уходит из проекта. Он отмечал, что решение уйти было принято им самостоятельно и не является спонтанным. В последнее время Протасевич был администратором Telegram-канала «Беларусь головного мозга».

Против Протасевича и Путило в Белоруссии возбуждено уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ страны внес их в список террористов. Путило объявлен в розыск в России; в ноябре 2020-го, когда он находился в Польше, Белоруссия потребовала его экстрадиции.

В соответствии со ст. 293 УК Белоруссии (организация массовых беспорядков) Протасевичу может грозить до 15 лет лишения свободы. Как пишет литовское издание Delfi со ссылкой на одного из пассажиров, сам Протасевич после того, как самолет сел в Минске, сказал: «Здесь меня ждет смертная казнь».

Источник

Дело Протасевича: Минск просчитал все риски, защёлкивая белорусский капкан

Нештатное приземление в Минске самолёта авиакомпании Ryanair из-за сообщения о минировании борта и последовавшее за этим задержание одного из основателей Telegram-канала Nexta Романа Протасевича в минувшие выходные вызвали резкую международную реакцию. Чем недоволен коллективный Запад и какие последствия для Белоруссии будет иметь этот инцидент? Вопрос в студии «Первого русского» ведущая Елена Афонина обсудила с экспертами.

Инцидент с самолётом Ryanair, выполнявшим рейс «Афины – Вильнюс», произошёл в минувшее воскресенье. За несколько дней, которые прошли с этого момента, уже можно посмотреть на случившееся более отстранённо, собрать информацию, получить ответы на некоторые вопросы.

Белоруссия имела право приземлить любой самолёт в своём небе

Елена Афонина: Белорусские власти провели пресс-конференции, в ходе которых пояснили, как всё происходило. Кроме того, появилась расшифровка переговоров диспетчера с пилотами лайнера. Остались ли ещё какие-то вопросы, на которые хотелось бы получить ответы?

Этот вопрос ведущей был обращён к гостю в студии Кириллу Коктышу, доценту кафедры политической теории МГИМО МИД России.

Кирилл Коктыш: Мне непонятно, зачем белорусская сторона использовала двойную аргументацию. Нормы Международного права позволяют любому суверенному государству досматривать транспортное средство, которое движется по его земле, территориальным водам или воздуху.

Это значит, что если бы белорусская сторона просто дала распоряжение самолёту приземлиться, сопровождая либо не сопровождая его истребителями, требование было бы выполнено. То есть Белоруссия реализовала бы свои суверенные права, и заявление о террористической угрозе, к тому же не подтвердившейся, было совершенно излишним.

Ситуация с Белоруссией не является прецедентной. За последние 10 лет мы можем вспомнить большое число аналогичных прецедентов, начиная с вопиющей истории приземления в Вене и последующего досмотра самолёта президента Боливии Эво Моралеса.

Обращаясь к другому гостю в студии, заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову, Елена Афонина спросила:

– Чем отличается ситуация в Белоруссии от инцидента с бортом Эво Моралеса? Есть же определённая разница между гражданским самолётом, как в Минске, и государственным бортом первого лица государства?

Олег Смирнов: Конечно есть. Это обыкновенный рейс, который выполнялся по расписанию. Относительно международных авиационных правил – белорусская сторона в этом случае выполнила все требования и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которой состоят 193 государства мира. Эта организация диктует правила поведения всех гражданских самолётов в воздухе и на земле.

В ситуации с ирландским лоукостером белорусская сторона выполнила все требования и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Фото: Darius Mataitis/Globallookpress.

Решение о посадке приняло главное действующее лицо в полёте – командир корабля. Я уже прослушал запись переговоров командира корабля с белорусским диспетчером, показавшим высокий уровень подготовки и знания английского языка. Он задал командиру корабля очень профессиональный вопрос: «Кто вам порекомендовал произвести посадку на нашем аэродроме в Минске – авиакомпания, аэропорт вылета или аэропорт прилёта?» Командир ответил: «Это моё решение».

Почему он выбрал именно аэропорт Минска, остаётся только догадываться. Но когда была получена информация о возможном минировании, судно находилось в воздушном пространстве Белоруссии, и она несла ответственность.

Почему лоукостер приземлили в Минске?

– Вопрос, который сейчас задают чаще всего: если до Вильнюса было лететь ближе, зачем надо было делать такой крюк и лететь в Минск? Вы можете объяснить, чем был вызван этот манёвр?

К.К.: Авиационные правила написаны кровью. Они на самом деле соблюдаются буквально, полностью соглашусь, что есть регламент, и естественно, эти регламенты выполняются. Как я понимаю, ситуация немножко шире того, что есть.

Я уже говорил, если мы исходим из того, что угроза взрыва не подтвердилась, а целью был тот же самый арест Протасевича, а это я не исключаю, то совершенно излишне было задействовать этот протокол. Было бы достаточно просто воли суверенной державы досмотреть воздушное судно.

– Имеет право страна, над которой пролетает борт, остановить его просто потому, что нужно досмотреть этот борт?

Если, предположим, в воздушном пространстве Франции, которая сейчас так громко возмущается, летит самолёт, на борту которого человек, признанный опасным для страны и которому предъявлены претензии, то этот самолёт вынудят приземлиться на территории Франции. Они обязаны это сделать. Почему этого не должна делать Белоруссия?

– Вот и в 2010 году власти Ирана посадили у себя киргизский гражданский самолёт, летевший из Дубая в Бишкек. Они не стали говорить о бомбе на борту или о чём-то другом, а сразу заявили, что целью перехвата был лидер суннитской террористической организации Абдулмалик Риги и его соратник. Фактически это то же самое, о чём вы говорите.

О.С.: Совершенно верно. Иран тоже член ИКАО и подчиняется международным правилам.

В Минске посадили самолёт авиакомпании Ryanair и задержали Романа Протасевича. Какие последствия для Белоруссии будет иметь данный инцидент? Этот вопрос в студии «Первого русского» ведущая Елена Афонина обсудила с экспертами. Скриншот: Царьград.

– А на снятого в Минске с борта самолёта экс-редактора белорусского оппозиционного Telegram-канала Романа Протасевича заведено уголовное дело по обвинению в терроризме, и он в этот момент находился в розыске. Минск обращался к Варшаве с просьбой экстрадировать Протасевича в Белоруссию, но Польша в этой просьбе отказала. Хорошо, но зачем тогда поднимали истребитель, какова была его роль?

О.С.: Это право любого государства – поднять истребитель в своём воздушном пространстве. Мало ли какие подозрения могут быть, о которых нам неизвестно. И подняли истребитель только тогда, когда самолёт Ryanair изменил курс и направился в сторону Минска.

По словам первого заместителя командующего ВВС и войсками ПВО Белоруссии генерал-майора Андрея Гурцевича, истребитель подняли для того, чтобы оказать помощь экипажу ирландского лоукостера при заходе на посадку на малознакомом аэродроме.

– А как это технически происходит? Что такое помощь в воздухе одного самолёта другому самолёту?

О.С.: Истребитель, который взлетает вслед за любым самолётом, первым делом устанавливает прямую радиосвязь с бортом и слушает его информацию. Если командир корабля говорит «самолёт захвачен террористами», тогда истребитель при помощи элементов пилотирования принуждает пассажирский самолёт произвести посадку там, где считает необходимым.

Если командир говорит «у меня всё в порядке, я пилотирую самолёт сам», вот тогда пилот истребителя оказывает содействие в заходе на посадку, отвечая на вопросы экипажа. Как только лоукостер начал снижаться и заходить на ВПП, истребитель отвалил и ушёл на свой аэродром.

— Какие есть средства… ну, представить себе теоретически, если гражданский борт захвачен террористами, как может военный самолёт заставить его сесть? Что может сделать в такой ситуации тот же МиГ?

О.С.: Он просто будет принуждать самолёт к посадке, перегораживать ему полёт, как-то подставлять свой фюзеляж под курс.

– То есть практически подставится под этот опасный самолёт? И военные лётчики готовы к тому, что они могут собой пожертвовать?

О.С.: Не пожертвовать. Самолёт, который управляется террористом, просто не сможет лететь туда, куда он хочет. А будет лететь туда, куда его будет принуждать пилот истребителя. Это же специально натренированные лётчики.

Что касается посадки ирландского экипажа в аэропорту Минска, то она произведена блестяще, затем выполнены все необходимые процедуры, поиск предполагаемого взрывного устройства. Через пять часов самолёт продолжил рейс.

Что же такого знает Протасевич?

– Но уже без Романа Протасевича, человека, на которого в Белоруссии заведены уголовные дела по нескольким статьям – это и массовые беспорядки, и разжигание расовой, национальной и религиозной вражды. Кроме того, Протасевич внесён КГБ Белоруссии в список организаций и физлиц, причастных к террористической деятельности.

Как только Романа задержали, его мама начала бить тревогу, переживая за его здоровье. Это вынудило власти записать видео с Протасевичем из СИЗО №1, чтобы показать, что с ним всё в порядке.

Как вы считаете, ни слишком ли была дорогая операция по задержанию Протасевича? Как известно, информация о заложенном взрывном устройстве поступила в аэропорты Афин, Вильнюса и Минска. Потом была посадка самолёта, его проверка, несколько часов ожидания, отправка в Вильнюс. И всё ради одного человека?

К.К.: Давайте посмотрим, какова цена вопроса. Мы уже выяснили, что Белоруссия действовала в пределах международного правового регламента и своих полномочий, то есть она имела право это делать. Но реакция Запада настолько несоразмерна произошедшему, настолько эмоциональна, вплоть до блокады воздушного пространства, что возникает вопрос: что же такого Протасевич знает?

Из-за задержанного в Минске Романа Протасевича поднялся целый скандал. Что такого знает этот блогер из Nexta, теперь уже бывший? Фото: facebook.com/Globallookpress.

Telegram-канал Nexta – это не просто СМИ, работу которого обеспечивали два молодых человека. Они фактически поддерживали громадную корреспондентскую сеть по всей Белоруссии, могли оперативно координировать передвижение больших масс людей, до 100-120 тысяч на пике. Если вспомнить интервью Романа Протасевича и второго журналиста Nexta Степана Путило YouTube-блогеру Юрию Дудю, то они там сказали много интересного. Тот же Путило признался, что «вот здесь мы все плотно охраняемся нашими… кто это – я не знаю, мне неинтересно, может, польские спецслужбы, а может, просто хорошие люди».

Я не думаю, что из-за одних только польских спецслужб поднялся бы такой шум, понятно, что там наверняка были и другие. Вопрос: носителем какой информации Протасевич является? Понятно, что весь этот шум – нервный выхлоп и бешенство, что Белоруссия узнает много такого, что знать ей не положено.

Ведь, как мы уже говорили, прецеденты, подобно белорусскому, случались неоднократно. Та же Турция посадила сирийский авиалайнер на своей территории, Украина развернула борт «Белавиа», но это никого не взволновало. А тут такой сильный эмоциональный выхлоп. Для чего такая дымовая завеса?

Белоруссию закрывают. Что делать туристам?

К беседе в студии Царьграда присоединился по скайпу директор ассоциации туроператоров «Турпомощь» Александр Осауленко. Следующий вопрос ведущей адресован ему.

– В свете этой ситуации многие сейчас переживают, что не смогут совершать полёты через Белоруссию. Первыми на инцидент с ирландским лоукостером отреагировало правительство Литвы, запретив местным аэропортам принимать и отправлять рейсы, маршруты которых проходят над белорусской территорией. Что делать тем, кто уже приобрёл билеты, скажем, в Минск или из Минска в Тбилиси? Что-то изменится в расписании, как теперь пассажиры будут добираться до той же Украины?

Александр Осауленко: К сожалению, на сегодняшний день из-за ряда ограничений, в первую очередь санитарных, воздушное сообщение между Россией и Белоруссией неинтенсивное, рейсов довольно мало. Если говорить об изменениях маршрутов или расписания, то Белоруссия пока не заявляла об отмене рейсов в третьи страны. Тем не менее мы надеемся, что пассажирам из России, которые использовали Белоруссию для транзита в другие страны, в частности европейские, либо будет найден другой вариант маршрута, либо возвращены деньги.

– Украина уже объявила о прекращении авиасообщения с Белоруссией. Великобритания приостанавливает разрешение на полёты «Белавиа», и как будет сейчас выживать эта авиакомпания – большой вопрос. Сейчас многих интересует, как всё это скажется на туризме? Ведь многие предпочитали сначала долететь до Минска, а уже оттуда – в Египет, в Турцию и так далее. Что-то изменится в логистике маршрутов?

А.О.: Египет и Турция закрыты не по инициативе российской стороны. Там карантины объявили местные власти. В частности, в Египте карантин продлили до 31 мая. Но ранее приняты обоюдные решения между Россией и Египтом, Россией и Турцией, что авиасообщение возобновится, как только в этих странах нормализуется эпидемиологическая обстановка. Так что в этом случае третья страна не нужна. И ситуация никак не скажется на туристах из России.

– Кирилл Евгеньевич, как вы считаете, все запреты станут серьёзным экономическим ударом для Белоруссии? Для той же «Белавиа»?

Но в этой ситуации Россия могла бы сделать достаточно хороший жест и наконец разрешить белорусским судам пролёты в своём воздушном пространстве на тех же условиях, как и отечественным авиакомпаниям. Пока же «Белавиа», как иностранная авиакомпания, платит в 10 раз больше. Это было бы очень кстати.

Атаки на Белоруссию продолжаются с 9 августа, а санкции и так бы ввели

На связь со студией вышел по скайпу белорусский политолог Владимир Груздев. Обращаясь к нему, Елена Афонина спросила:

– Как оценивают ситуацию в самой Белоруссии? К чему вы готовитесь? Вот уже глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что будут вводиться санкции против физических лиц, ответственных за посадку самолёта. Ограничительные меры могут коснуться бизнеса, а также экономических структур авиационного сектора Белоруссии. МИД Литвы предложил задействовать в качестве возможных санкционных целей и сектор нефтепродуктов. То есть мы понимаем, что против Белоруссии начинается настоящая политическая и экономическая война. Лукашенко снова стал «последним кровавым диктатором» Европы и так далее. Как сама Белоруссия на это реагирует?

Владимир Груздев: Атаки на Белоруссию не прекращались со дня выборов и начала протестов 9 августа 2020 года. Они лишь временно затухали. Я думаю, что власти, сажая самолёт с человеком, который считается в Белоруссии террористом, просчитали все риски, включая возможные санкции. Было понятно, что санкции введут в любом случае, но задержав этого человека, можно будет достигнуть своих целей.

Что до белорусского общества, то оно разделилось 9 августа. Часть народа поддерживает действующую власть, они говорят: все санкции переживём, Россия нам поможет, вместе выстоим, выдержим.

А те, кто участвовал в протестах, уже успели уехать кто в Польшу, кто в Литву, кто в другие страны ЕС. Они там бегают, кричат, что выжмут максимум санкций, что нужно завинтить все гайки. И как только белорусская экономика ляжет, народ сам изнутри устроит революцию и свергнет президента Александра Лукашенко.

Если говорить о запретах на полёты, то белорусы давно научились летать из других стран, потому что рейсы «Белавиа» самые дорогие в регионе. Если надо вылететь в Европу, ездили в аэропорты Вильнюса. Он у нас негласно называется Минск-3. И уже оттуда лоукостерами в любую точку Европы или в страны СНГ. Если необходимо лететь по России, то можно было воспользоваться лоукостером «Победа».

– Уже прозвучали такие предложения: если некоторые страны запретили своим авиакомпаниям полёты в Белоруссию, то, может, России, со своей стороны, запретить этим странам пролёты над своей территорией? Как вы считаете, это может повредить России в экономическом или имиджевом плане?

О.С.: Конечно, Россия должна поддержать в том числе и таким образом (и Москва уже поддержала – ред.). Потому что от полётов через Россию зависит большинство авиакомпаний Европы при полётах в Токио и другие азиатские страны. Мы должны как-то отреагировать.

К.К.: Символы должны чего-то стоить, но мы, к сожалению, как-то привыкли, что символы – отдельно, деньги – отдельно, интересы – отдельно. А это ни к чему хорошему не приводит. Свои символы надо беречь и отстаивать, понимая, что эта позиция чего-то стоит. Но я скажу, кто первым выступит против – это «Аэрофлот», поскольку он является бенефициаром платежей за полёты, которые осуществляются в нашу казну. Но хотя бы пригрозить европейцам стоит.

– Многие эксперты считают, что такими действиями Запад даёт Белоруссии «волшебный пендель», чтобы она ещё быстрее упала в дружеские объятия России.

К.К.: Белоруссия и Россия и так находятся в объятиях друг с другом с 1999 года. Понятно, что эти братские отношения не без претензий. Тем не менее как-то справлялись и без европейских толчков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *